Что такое сосуд грааля
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 11 февраля 2021; проверки требуют 4 правки.
Свято́й Граа́ль (старофр. Graal, Grâl, Sangreal, Sankgreal, лат. Gradalis) – в средневековых кельтских и нормандских легендах одно из орудий Страстей – чаша, из которой Иисус Христос вкушал на Тайной вечере и в которую Иосиф Аримафейский собрал кровь из ран распятого на кресте Спасителя.
Легендарные рыцари Круглого стола проводили свою жизнь в бесплодных поисках Святого Грааля, который (вместе с копьём, пронзившим тело Христа), якобы сохранил и привёз в Британию Иосиф Аримафейский. В европейских средневековых романах Грааль трактуется не как чаша, а как камень или некая драгоценная реликвия[1].
Испивший из чаши Грааля получает прощение грехов, вечную жизнь и т. д. В некоторых версиях даже близкое созерцание магического предмета даёт бессмертие, а также различные блага в виде еды, питья и т. п. Слова «Святой Грааль» часто используются в переносном смысле как обозначение какой-либо заветной цели, часто недостижимой или труднодостижимой.
Поиски Грааля[править | править код]
В IX веке в Европе начинают «охотиться» за реликвиями, связанными с земной жизнью Христа. Своего апогея этот процесс достиг в XIII веке, когда Людовик Святой привёз в Париж из Константинополя и поместил в построенной для этой цели Святой Капелле ряд орудий Страстей, подлинность которых мало у кого вызывала сомнение.
Однако среди орудий Страстей, которые выставлялись в различных храмах Европы, отсутствовала чаша, из которой вкушал Иисус на тайной вечере. Это обстоятельство подстегнуло толки и предания о её местонахождении. В противовес Парижу, который «монополизировал» многие святыни христианства, часть современной Франции, принадлежавшая английской короне, выдвинула легенду о чаше, которая скрыта где-то на просторах Британии.
В средневековых романах о Парсифале главный герой ищет и находит волшебный замок Монсальват, в котором под охраной тамплиеров хранится Грааль. В некоторых описаниях Грааль весьма напоминает неиссякаемый сосуд из более древних кельтских легенд, который по своей функции сходен с аналогичными предметами в мифологии других индоевропейских народов, в частности, с рогом изобилия (см. ниже).
Начиная с Робера де Борона пребывание Иосифа Аримафейского в Британии стали связывать с Гластонберийским холмом. В 1190 г. монахи Гластонберийского аббатства объявили об обнаружении саркофагов короля Артура и его супруги Гвиневры. В 1278 г. прошла торжественная церемония их перезахоронения, на которой присутствовали король Эдуард I с супругой. С тех пор Грааль в воображении позднейших поколений был неразрывно связан с Гластонбери.
В средневековой литературе[править | править код]
- 1181-1191 гг. – «Персеваль, или Легенда о Граале», Кретьен де Труа
- 1190-1198 гг. – трилогия «История Святого Грааля»: «Роман об Иосифе Аримафейском», «Мерлин» (частично сохр.) и «Персеваль» (не сохр.), Робер де Борон (Бургундия)
- 1215-1236 гг. – «Цикл Вульгаты»: «История Святого Грааля», «История Мерлина», «Книга Ланселота», «Поиски Святого Грааля» и «Смерть Артура».
В романе Вольфрама Фон Эшенбаха «Парцифаль» Грааль – это камень:
Святого Мунсальвеша стены Катары и ночью и днем стерегут. Святой Грааль хранится в нём, Грааль – это камень особой породы. На наш язык пока что нет перевода, Он излучает волшебный свет! Но как попасть в Граалево братство? Надпись на камне сумей прочитать! Она появляется время от времени, С указанием имени, рода, племени, А также пола того лица, Что призван Граалю служить до конца. Чудесная надпись ничем не стирается, А по прочтении, за словом слово, Гаснет, чтобы появиться снова Дальнейший список в урочный час, И так же, прочтённый, погас…
В другом месте Эшенбах упоминает один из катарских обрядов:
«В тот же день к Граалю приходит известие, в котором заложена огромнейшая сила. Сегодная Святая Пятница, и все ждут, когда с небес спустится голубка. Она приносит маленькую облатку и оставляет её на камне. Затем, сверкая белизной, голубка вновь взмывает в небеса. Всегда в Святую Пятницу она приносит к Граалю то, от чего Грааль обретает нежное благоухание…»
Томас Мэлори, писавший о рыцарях Круглого стола, тоже упоминает чашу Грааль:
«Но вот очутилась в зале Священная чаша Грааль под белым парчовым покровом, однако никому не дано было видеть её и ту, что её внесла. Только наполнилась зала сладостными ароматами, и перед каждым рыцарем оказались яства и напитки, какие были ему более всего по вкусу».
Артуровский цикл[править | править код]
В артуровском цикле Грааль появляется во французском куртуазном романе – впервые у Кретьена де Труа в книге «Персеваль, или Легенда о Граале».
С Граалем связаны имена двух рыцарей Круглого стола – Персифаля и Галахада. Персифаль лицезрел Грааль, когда посещал своего родственника, Короля-Рыбака. Этот король на глазах рыцаря исцелился, испив святой воды из чаши Грааля.
Галахад считается святым рыцарем, единственным человеком, которому удалось добыть Грааль. С детства воспитанный монахами в целомудрии и праведной жизни, Галахад заслужил право прикоснуться к святыне. После этого он был вознесён на небо как святой.
Чаши, выдаваемые за Грааль[править | править код]
Чаша в кафедральном соборе Валенсии
В XIX веке несколько (порядка шести-семи) городов объявили о том, что они обладают Граалем:
- Кафедральный собор Валенсии демонстрирует в зале капитула экземпляр чаши, якобы признанный в качестве подлинного самим Ватиканом[2].
- В 1933 году на Всемирной выставке в Чикаго как Святой Грааль была продемонстрирована чаша из антиохийского клада, которая позднее была датирована VI веком[3].
Многие путеводители по Турину утверждают, что чаша Грааля находится именно в этом городе. Перед храмом Великой Богоматери расположены 2 статуи – Веры и Религии. Статуя Веры держит в левой руке чашу, в которой местные жители видят изображение чаши Грааля. В путеводителях сказано, что взгляд статуи указывает то направление, в котором следует её искать.
Грааль и кельтская мифология[править | править код]
Если обратиться к кельтским мифам, то волшебная чаша присутствует и в них и, предположительно, их образ мог повлиять на сложение идеи Грааля. В них есть ведьмин расколотый волшебный котёл Керидвен. Хранится он в некоем замке, куда попасть могут только совершенные люди с чистыми помыслами. А прочим он не виден. Место это именуется Аннун:
«Аннун – это одновременно и изначальная мировая Бездна, место, где смерть сильнее жизни и где всё существующее порождено смертью, но где рождается всё живое, и Иной Мир, где обретаются боги и где проходит Дорога на чудесный остров западных морей – Авалон…»
В тех же кельтских преданиях есть и другой миф, связанный с камнем Граалем. Это был особый камень, который умел кричать. Криком он признавал истинного короля и был установлен в древнеирландской столице Таре.
Грааль и конспирология[править | править код]
Поиски настоящего значения слова «Грааль» породили множество конспирологических построений. Наибольшую известность получили варианты, озвученные в романе «Код да Винчи» и восходящие к оккультным изысканиям Отто Рана:
- Грааль – это кровь потомков Иисуса, «sang raal», «sang real», или «sang royal» – «королевская кровь», верными хранителями которой были тамплиеры, прямо происходившие от Сионской Общины.
- в широком смысле – это грудь Магдалины, затем сама Мария Магдалина, культ которой, зародившийся в начале Средних Веков, по мнению конспирологов, со временем смешался с культом Девы Марии.
Святой Грааль в современной культуре[править | править код]
Артур Хэкер, «Искушение сэра Персиваля»
Святой Грааль фигурирует в многочисленных литературных произведениях, кинофильмах и компьютерных играх. К числу самых известных относятся фильмы «Монти Пайтон и Священный Грааль» (1975), «Индиана Джонс и последний крестовый поход» (1989), «Король-рыбак» (1991), а также снятый по одноимённому роману «Код да Винчи» (2006), где Грааль представлен не как чаша, а как женщина, потомок Иисуса Христа и Марии Магдалины.
См. также[править | править код]
- Христианские реликвии
Примечания[править | править код]
Литература[править | править код]
- Блюм Жан. Ренн-ле-Шато. Вестготы, катары, тамплиеры: секрет еретиков. – СПб.: Евразия, 2007. – 252 с. – Серия «Историческая библиотека».
- Дашкевич Н. П. Сказание о Святом Грале // Из истории средневекового романтизма. – Киев, 1877.
- Дашкевич Н. П. Романтика Круглого Стола в литературе и жизни Запада. – Киев, 1890.
- Веселовский А. Н. Где сложилась легенда о Святом Грале? – СПб., 1900.
- Аверинцев А. Грааль // Мифы народов мира. – М.: Сов. энцикл., 1991. – Т. 1. – С. 317.
- Андреева В., Ровнер А. Грааль, святой // // Энциклопедия символов, знаков, эмблем / Авт.-сост. В. Андреева и др. – М.: ООО «Изд-во Астрель»: МИФ: ООО «Изд-во АСТ», 2001. – С. 134-135.
- Брат Д:., Д:. Л. Поиски Грааля // Феникс. – 2002. – № 16.
- Дашкевич Н. П. Сказание о Святом Граале // Дашкевич Н. П. Из истории средневекового романтизма. – К.: Наукова думка, 1877.
- Дугин А. Крестовый поход Солнца // Конец света. – М.: Арктогея, 1997. – С. 234-235.
- Еремин Г. Загадка пятиугольного замка// Техника молодёжи. – 1969. – № 1.
- Кокс С. Титаны Возрождения и секреты тамплиеров и иллюминатов. – М.: ООО «АСТ», 2007. – 288 с. – Серия «Историческая библиотека».
- Майер Р. В пространстве – время здесь… История Грааля. – М.: Энигма, 1997. – 352 с. – ISBN 5-7808-0018-9.
- Маркаль Жан. Ренн-ле-Шато и тайна проклятого золота… – СПб.: Евразия, 2008. – 368 с. – Серия «Историческая библиотека».
- Мэттьюз Д. Традиция Грааля. – М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1997. – 160 с. – ISBN 5-88389-020-2.
- Непомнящий Н. Н. Чаша Грааля // Непомнящий Н. Н. Сто великих загадок истории. – М.: «Вече», 2002. – С.176-181.
- Романчук Л. Феномен средневековья и Святой Грааль // Порог. – Кировоград, 2004. – № 6. – С. 22-27.
- Печников Б. А. Рыцари церкви кто они? Очерки об истории и современной деятельности католических орденов. – М.: Политиздат, 1991. – 351 с.: ил.
- Рудзитис Р. Братство Грааля. – Рига: Угунс. – 320 с. – ISBN 5-88484-022-5.
- Фанторп Л. Тайны сокровищ тамплиеров и Святого Грааля. Секреты Ренн-ле-Шато / Пер. с англ. Н. А. Кириленко. – СПб.: Евразия, 2008. – 367 с. – Серия «Историческая библиотека».
- М. Байджент, Р. Лей, Г. Линкольн. Священная загадка / Пер. с англ. – М., 1992.
- Michael Baigent, Richard Leigh and Henry Lincoln. Holy Blood, Holy Grail (неопр.). – Corgi, 1982.
- Ран, Отто. Крестовый поход против Грааля. – АСТ, 2004.
- Аппий Клавдий // Орден российских тамплиеров. Том III. Документы 1922-1930 гг. – Москва: «Минувшее», 2003.
Ссылки[править | править код]
- Святой Грааль в Византийской империи на сайте «Общества Святого Феодора Гавраса».
- Подборка статей и фрагментов из книг о Граале
- Александр Ладик. Грааль. Происхождение понятия. Полный вариант статьи для «Энциклопедии Современной Украины». Том 7. 2008.
- Абд-ру-шин. «В Свете Истины. Послание Грааля» («Im Lichte der Wahrheit. Gralsbotschaft»), доклад «Святой Грааль».
- Сайт посвященный Отто Рану и его разысканиям
Фильмография[править | править код]
- «Загадки истории. Тайны святого Грааля» («Mysteries of History. Mysteries of the Holy Grail») – научно-популярный фильм, снятый в 2010 г.
Источник
Поиски святого Грааля длятся уже много веков. Мистический сосуд отожествляют с языческим рогом изобилием, связывают с Тайной вечерей в качестве сосуда для причастий, называют камнем, дарующим бессмертие. Чаша Грааля – что это такое?
От Тайной вечери до Мансальвата
Священная чаша окутана уже много веков таинственной завесой. Известно лишь, что это могущественная реликвия, дарующая многие земные блага. Ее связывают с первым потиром, служившем Иисусу Христу и его апостолам, когда проводилась Тайная вечеря.
Одни легенды гласят, что Грааль – это агат, украшавший корону Люцифера, потерянный им во время низвержения с небес.
В другой легенде о чаше говорится, что во время казни сына Божьего в нее была собрана кровь, стекающая по распятому телу. Это сделал Иосиф Аримафейский, который был иудейским старейшиной и тайным последователем Христа.
Разгневанные поступком Иосифа евреи бросают его в тюрьму и забывают о нем. Священный сосуд поддерживал несчастного заключенного в течение сорока двух лет, давая ему пищу и не позволяя скончаться от голода и жажды. Иосиф был освобожден императором Веспасианом, который излечился от проказы при помощи плащаницы с Христовым ликом. С этого момента начинаются странствия святого сосуда.
Иосифу Аримафейскому было видение, в котором Иисус поручил ему оберегать священную чашу. Он прячет в вещах Грааль и отправляется с ним к берегам Британии. Перед смертью Иосиф перепоручает заботу о Граале своему племяннику.
По многочисленным просьбам читателей мы подготовили приложение “Православный календарь” для смартфона. Каждое утро Вы будете получать информацию о текущем дне: праздники, посты, дни поминовения, молитвы, притчи.
Скачайте бесплатно: Православный календарь 2020 (доступно на Android)
Другая легенда рассказывает о том, что священный сосуд долгое время находился на небесах, дожидаясь того времени, когда на Земле появятся достойные рыцари.
Прародителем тех, кому выпала честь хранить знаменитую реликвию, становится правитель из Азии – Перилл, поселившийся в Галлии. Позже его наследники создадут брачные союзы с детьми влиятельного князя.
Охранять священный сосуд поручают благочестивому Титурелю, потомку Перилла. Именно он и его верные рыцари призваны охранять небесную чашу, во имя которой они воздвигают замок Монсальват. Эта легенда гласит, что чаша до сих пор находится под сводами легендарного замка.
В многочисленных преданиях рассказывается, что священный Грааль давал пищу и питье всем тем, кто почитал его и ему поклонялся. Он также исцелял неизлечимые болезни, мог дать бессмертие и вечную молодость. Таинственный сосуд даровал просветление и душевную чистоту всем тем, кто к нему прикасался. Уже много веков к Граалю относятся как к самой легендарной и таинственной реликвии в истории человечества.
Как родилась легенда
Предание о таинственной чаше давно уже считается «народным», и отследить начало рождения легенды довольно сложно. Однако люди, которые занимаются изучением всего, что связанно с мистическим кубком, не теряют надежды. Они утверждают, что начинать поиск нужно в средневековой Европе. Именно там и в то время разворачивается масштабный поиск христианских реликвий.
В то время римская церковь обязывает все храмы хранить останки или вещи святых. Относящиеся к реликвиям вещи переходят в разряд товаров, приносящих немалую выгоду. Из восточных стран в европейские государства начинают привозить великое множество мощей, костей и предметов, якобы принадлежащих известным святым.
Наиболее ценились те реликвии, которые имели отношение к страстям Христовым. К ним относили:
- части деревянного креста, на котором распяли Христа;
- копье Лонгина;
- гвозди, которыми прибивали Иисуса к кресту;
- малая плащаница с ликом сына Божьего и большая с отпечатком его тела;
- терновый венец.
Все это хотели заполучить в свою собственность крупные феодалы, высокопоставленные церковные служители и даже монархи.
Отсутствие чаши
Однако среди множества священных вещей, вставленных духовенством на обозрение в храмах, не было легендарной чаши Грааля. Ее ценность для служителей церкви переоценить невозможно. Ведь по преданию именно из нее Христос первый раз причащал своих последователей во время Тайной вечери. Учитывая этот факт и то значение, которое придавали причащению вином в католической церкви, такой сосуд становился наиболее желанной реликвией.
Отсутствие у духовенства такого важного предмета было очевидным. Строились различные предположения, распространялись слухи о местонахождении могущественного раритета и его необычных свойствах.
В то время династия французских королей смогла собрать огромное количество христианских святынь. В противовес такому «успеху» Британия выдвигает легенду о священном сосуде и утверждает, что он находится на ее территории.
Право на такое утверждение Британия получает после того, как были обнаружены рукописи, повествующие о Граале. Это были два старинных документа, «раскрывающих» тайну.
Хроника Уильяма Мальмсберийского и манускрипт Grand Saint Graal
В хронике рассказывается о далеком 63 годе от Рождества Христова. В то время в Британию прибывают проповедовать христианскую веру преданные последователи апостола Филиппа. Проповедники во главе с Иосифом из Аримафеи воздвигают первый христианский храм на том месте, где со временем будет основано Гластонберийское аббатство. Легенды гласят, что именно в этом аббатстве найдут тело знаменитого короля Артура и королевы Гвиневры. До наших дней там существует источник, который называется «колодцем чаши».
К другой рукописи относят манускрипт, датированный XII веком. В нем речь идет речь о доставке священного Грааля в Британию и рыцарях – хранителях чаши. Эту историю воспроизвели в своих романах Робер де Борон и Кретьен де Труа, увязав свое повествование с легендами о бесстрашном короле Артуре.
Британская «версия» появления на ее просторах бесценной реликвии обретает невиданную популярность и становится почти «средневековым бестселлером». Во многих европейских странах появляются похожие повести и романы, которые рассказывают новые «достоверные» подробности. Так легенда распространяется и становится «историческим фактом», вызывая все больший и больший интерес у многих народов мира.
Прообраз Грааля
Есть и другая версия, почему именно в Британии возникает легенда о Граале как о сосуде, способном подарить изобилие и прочие блага. Рассматривается связь между христианским Граалем и языческими прототипами, также дарующими пищу, здоровье, золото и знания. Вот только несколько примеров.
- В Ирландии такими мистическими свойствами наделяли котел Дагды, из которого появлялась еда и напитки.
- В Британии таким рогом изобилия считалась волшебная чаша, привезенная могущественным Мерлином на хрустальном корабле. Эта чаща могла показывать будущее, открывать сакральные знания и тайны вселенной.
- Мифология валлийцев рассказывает о сосуде мудрости, принадлежащем богини Серидвен. О нем рассказывается в «Истории Талиесина».
- Также в валлийских легендах и преданиях упоминается и еще одна магическая чаща, которую подарили Брану Благословенному карлик из Озера чаши, ведьма и черный великан. Этот сосуд исцелял любую смертельную болезнь, излечивал раны и воскрешал мертвых. В легенде о Бране говориться, что впоследствии чаша утрачивает свои способности. Во время сражения Бран Благословенный бросает в нее отрезанную голову своего врага, чем оскверняет чистоту сосуда.
Все эти легенды, возможно, и легли в основу предания о чаше Грааля.
Чаша, блюдо и камень
Священный Грааль связывают не только с образом чаши. Это всего лишь один его образ из множества других. В некоторых валлийских легендах Грааль отожествляется с серебряным блюдом, на котором лежит окровавленная голова. Этот образ отдаленно напоминает историю с Иоанном Крестителем.
Эшенбах в «Парцифале» описывает Грааль как камень, обладающий уникальными магическими свойствами и способный творить чудеса. По некоторым версиям Грааль является вместилищем для Христовой крови, и это Дева Мария. Со временем количество предположений и версий только росло, а единого представления о такой удивительной реликвии не было.
Название
Остается тайной и название священного сосуда. Почему этой чаше дали такое название? Ответ нельзя найти ни в одном подтвержденном историческом документе или в легенде. Поэтому происхождение слова «Грааль» остается неизвестным и порождает множество теорий и догадок.
По одной версии считается, что имя и связанная с ним легенда имеют кельтское происхождение. Такое утверждение основывается на созвучии названия знаменитой чаши и ирландского слова cryol, которое означает «корзину изобилия». Здесь совпадает смысловая нагрузка слова и волшебные свойства, которые приписывают чаше Грааля.
Другая версия раскрывает значение старофранцузского слова «sangreal», которое переводится как «истинная кровь». Еще одна версия происходит от слова «gratalem», обозначающее большой сосуд, в котором смешивается вино и вода.
Поиски святого Грааля
Даже в наши дни выдвигаются новые «кандидаты» на звание святого Грааля. Так, в 2014 году в Леонской базилике нашли древнюю реликвию, которую тотчас назвали Граалем. Историки, открывшие ее, утверждают, что после распятия Иисуса Христа священный сосуд был перевезен в Палестину. Затем он «объявляется» в Египте, а уже оттуда попадает в арабскую Испанию. После освобождения испанских земель от арабов Грааль перемещается в город Леон. Там его нарекают чашей Урраки в честь королевы Кастильской.
В наши дни сразу несколько городов пытаются доказать, что обладают древней таинственной реликвией. К самым известным «претендентам» можно причислить серебряный сосуд – Антиохийский потир. Его обнаружили антиквары в Антиохии в начале прошлого века. Сосуд выполнен в виде кубка на круглой ножке. На нем рельефно изображен Иисус Христос и его апостолы.
Еще один «единственно подлинный» Грааль находится в Валенсии и принадлежит собору святой Марии.
Подробнее о священной реликвии тут:
Источник