Что такое сосуд с миром

Чем Мария Магдалина помазала ноги Христа и почему это возмутило Иуду.
Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? (Ин. 12:3–5)
Эпизод с помазанием Спасителя довольно известен и упомянут во всех четырех Евангелиях, хотя толкователи Священного Писания до сих пор расходятся во мнении, идет ли речь об одном событии или о нескольких и кто именно помазал ноги Спасителя. В Евангелии от Матфея личность помазавшей прямо не указана:
«Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову. Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим. Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению» (Мф. 26:6–7).
Ему вторит Марк. А вот у Луки мы встречаем несколько иной рассказ:
«И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром» (Лк. 7:37–38).
И более конкретно рассказано у Иоанна:
«За шесть дней до Пасхи пришёл Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых. Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним. Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел [при себе денежный] ящик и носил, что туда опускали. Иисус же сказал: оставьте её; она сберегла это на день погребения Моего. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда» (Ин. 12:1–8).
Помазание ног Христа. Миниатюра рукописи. Армения. XIII век
Итак, в двух Евангелиях рассказывается о некой безымянной женщине, Лука говорит о раскаявшейся блуднице, а Иоанн повествует о конкретном лице – Марии, сестре Марфы и воскрешенного Христом Лазаря. Западная христианская традиция считает, что здесь речь идет о Марии Магдалине, восточная же более осторожна в данном вопросе.
Однако, важно понять, что именно означало это помазание (или помазания, если их было несколько). Главный символический смысл данного жеста, который осознанно или под действием Божественного вдохновения совершила женщина, раскрывает Сам Господь: это подготовка к погребению ввиду скорой крестной смерти Христа.
Однако почему так возмутился Иуда?
Во всех свидетельствах упомянуто миро, и в двух случаях присутствует уточнение, что миро именно нардовое. В данном случае слово «миро» не стоит понимать буквально, как богослужебное благовоние, употреблявшееся в ветхозаветном храмовом богослужении. В оригинале евангельского текста мы видим греческое слово μύρον, что означает не только миро, но и благовоние вообще, духи. Т. е. здесь речь идет о неком благовонии на основе нарда.
Нард
Нард, нардостахис ятаманский (лат. Nardostachys jatamansi), именуемый также «мускусным корнем», «индийским нардом» или «индийской валерианой», – это многолетнее травянистое растение из семейства валериановых с розоватыми или бледно-сиреневыми цветками. Высота нарда обычно не превышает одного метра.
Растет нард в высокогорных районах Гималаев на высоте от 3000 до 5000 м над уровнем моря.
Корневище нарда
В переработку идут корневища, из которых и добывают благовонное эфирное масло янтарного цвета, очень густое по консистенции. Нардовое масло используется в качестве благовония, но также считается, что оно обладает и лекарственными свойствами, как успокоительное и средство от бессонницы. Аромат нардового масла характеризуется как теплый, древесный, травянистый.
Масло нарда
Благовония на основе нарда были известны во многих культурах древнего мира – в Египте, в Древней Греции (есть упоминание в гомеровской «Илиаде»). Древний Израиль был знаком с нардом еще со времен царя Соломона (о нарде говорится в «Песни Песней»). Поскольку нард произрастает исключительно в Гималаях на территории Индии, Непала и Китая, это благовоние в странах средиземноморского региона стоило невероятно дорого. В своей «Естественной истории» Плиний упоминает больше десятка «нардовых» масел, при этом большинство из них были подделками на основе валерианы или лаванды. Таким образом, благовония с настоящим чистым нардом имели высокую цену. Лучшее нардовое масло из оригинальных ингредиентов изготовлялось в малоазиатском городе Тарсе и продавалось в небольших сосудах из алебастра, и именно о таком сосуде «нардового чистого драгоценного мира» говорится в Писании.
Античный алебастровый сосуд. От 300 до 100 г. до Р. Х.
Один такой сосуд мог стоить более 300 динариев (что равняется 75 сребреникам; чтобы получить такую сумму, нужно было около года работать на винограднике). Не удивительно, что корыстолюбивый Иуда, продавший Христа за более чем вдвое меньшую сумму, был возмущен. Ведь Иуда, который, как известно, ведал общими расходами ранней апостольской общины, и носил с собой «денежный ящик» для подаяний, явно претендовал именно на денежные пожертвования. Так порой люди, не умеющие ценить чужое внимание, получая дорогой подарок, говорят: «Ой, лучше бы деньгами».
В наше время нард все так же употребляется в парфюмерии, потому те, кто хотел бы узнать, как пахло то самое драгоценное нардовое миро, имеют такую возможность. Можно попытаться раздобыть настоящее нардовое масло, хотя, как и в древности можно нарваться на подделку (до сих пор чистое масло нарда стоит очень дорого).
Ощутимая нота нарда присутствует, например, в парфюме Jatamansi от L`Artisan Parfumeur.
Дмитрий Марченко
Смотрите так же: Какие благовония использовались при погребении Христа
Источник
Евангелие от Марка 14:1-10
Друзья, чем более всего движимо ваше сердце в отношениях с Богом? Может это простой вопрос, но очень важный. Потому я предлагаю сегодня исследовать свое сердце в свете одной очень важной библейской истории. Она записана в Евангелии от Марка, 14:1-10…
История проста своим сюжетом. Накануне последней Пасхи Иисус вместе со Своими учениками находился в доме одного из Своих друзей в Вифании. Туда вошла «женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову» (3ст). Затем наступило время для оценки этого действия. Ученики негодовали. Иисус восхищался. Иуда принял решение предать Христа…
1 Через два дня [надлежало] быть [празднику] Пасхи и опресноков. И искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростью и убить;
2 но говорили: [только] не в праздник, чтобы не произошло возмущения в народе.
3 И когда был Он в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал, — пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову.
4 Некоторые же вознегодовали и говорили между собою: к чему сия трата мира?
5 Ибо можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим. И роптали на нее.
6 Но Иисус сказал: оставьте ее; что ее смущаете? Она доброе дело сделала для Меня.
7 Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете.
8 Она сделала, что могла: предварила помазать тело Мое к погребению.
9 Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала.
10 И пошел Иуда Искариот, один из двенадцати, к первосвященникам, чтобы предать Его им.
Важно отметить то, какое значение эта, казалось бы, простая история имела для самого Христа. Не столь многим вещам и событиям Он придавал такое высокое значение. О ней — этой безвестной женщине с алавастровым сосудом — будет рассказано везде, где будет проповедано Евангелие (9ст.). И это обетование исполнилось: и в том, что эта история помещена на страницах Евангелия, и в том, что о ней рассказывали и рассказывают проповедники Евангелия. И данная статья будет частью этого воплощенного обетования. Но не только по той причине — дабы исполнилось написанное — мы будем говорить об этой женщине, но более по причине значимости содержания этой истории для нашей веры во Христа. Женщина своим поступком продемонстрировала то новое состояние, которое должно быть в жизни обращенного ко Христу человека — любовь, преданность, жертвенность…. если хотите, страсть ко Христу. Именно это является причиной столь высокого отношения Христа к тому, что произошло в доме Симона прокаженного.
Но есть еще одна оценка действий женщины. Ее представляют ученики. Притом эта оценка эмоционально полностью противоположная оценке Христа. Они, как написано, вознегодовали на нее (4ст.), т.е. это было больше чем просто раздражение. Они роптали на нее, чем привели испуганную женщину в смущение (6ст.).
Дело в том, что содержимое этого самого по себе дорогого алавастрового (особый вид мрамора) сосуда было невероятно дорогим. Миро — это древний восточный «парфюм», изготовленный из самых ценных и дорогих благовоний (Исх 30:23-35) — по оценке учеников стоил триста динариев, что примерно равно годовой зарплате работника (они оказывается неплохо разбирались в парфюмерии!). И вот это все вылить на человека за одно мгновение?!
Давайте будем честны с самими собой. Находясь по эту сторону креста нам легко присоединяться к оценке Христа, даже если мы ее не понимаем. Но разве мы бы не разделили разумное негодование учеников на абсолютно неразумное действие женщины? Представьте себе мужа, который потратилгодовую зарплата за супер дорогие духи для своей жены. Даже если бы она относилась к особым ценителям парфюма, такой подарок мужа ее бы весьма озадачил. Притом, стоит признать, что ученики не думали о себе. Они говорят: «Надо было продать и раздать нищим!» (5ст.). Разве это не звучит благородно? Разве это не согласуется с отношением самого Христа к бедным людям?
Все вроде так, кроме одного но. Иисус говорит: «она доброе дело сделала для Меня» (6ст.)Подчеркните эту фразу в своих Библиях. Может быть в глазах разумных учеников ее дело было глупым. Для Христа оно было добрым, поскольку она это сделала для Него. Иисус, как и свойственно Богу, смотрел дальше, чем обычно смотрим мы. Он смотрел на сердце. За внешним действием, пусть несколько необычным, странным и даже по-человечески неразумным, Иисус видел устремление сердца, которое было направлено ко Христу. Да есть земные заботы, есть бедные люди … но есть Он, который больше всего и превыше всего, а значит любовь к Нему должна быть превыше любви ко всему другому.
Но ее поступок не столько разумный, сколько эмоциональный и его понять можно только имея те же эмоции ко Христу. Да, ей может и не нужно было разбивать сосуд и выливать все масло на Христа, все 300 грамм! Думаю, запах от него не выветрился с тела и волос Христа, даже когда Он висел на третий день на кресте. Но разве любовь к Богу можно измерять граммами, горстями, процентами?
Разве Давиду нужно было идти впереди ковчега, впервые вносимого в Иерусалим, и ему царю плясать как шуту вместе с простолюдинами? Разве нам не понятна разумная оценка этого низкого поступка Давида его женой Мелхолой? Но разве любовь к Богу регламентируется одними знаками приличия? Объясните мне иначе как не страстной любовью к Богу жизнь тех же учеников, которые может не сейчас, но позже, возлюбив Христа всей своей жизнью, разбили алавастровые сосуды, уже не масла, но этой самой своей жизни у ног Христа. Разве не любовь ко Христу наперекор всем усмешкам и «кручениям у веска» влекла «неразумных» миссионеров в дикие страны проповедовать истину о Нем, о том Кого они любят и ради Кого живут?
Чем движимы вы в своей христианской жизни? Вы знаете, что можно быть правильным, но не праведным. Вы помните как Сам Христос определил праведность всего закона — возлюби Господа Бога твоего всею душою своею и всем сердцем твоим и всем разумом своим и всей крепостью твоей … ВОЗЛЮБИ!
Но любовь к Господу в конечном итоге достигает самых невероятных высот. Эту планку никогда не сможет достигнуть «разумная» самоправедность. Если бы только знала эта безвестная женщина что она на самом деле сделала? Иисус сказал: «она предварила помазать тело Мое к погребению». Другими словами она своим поступком предвозвестила крестную смерть Христа, а значит само Евангелие.
Интересно то, что согласно книге Исход миро использовалось для помазания скинии и всех элементов скинии, а также самих священников во время совершения служения в скинии. Другими словами, миро в Писании имело искупительное значение и подчеркивало великую ценность искупления. Иисус во исполнение закона по Божьему провидению был помазан и как «совершенная скиния» и как наш Первосвященник. Посмотрите, как все эти образы сплетены Павлом в Послании к Евреям:
Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление (Евр.9:11,12).
Не потому ли Иисус сказал что везде, где не будет проповедано Евангелие, будет поведано и о том, что сделала эта женщина?
По всей видимости, все это делала она по причине явленной к ней милости Господа. Может быть она была исцелена? Или из нее подобно Марии Магдалине были изгнаны темные силы? Мы не знаем. Но мы знаем, что то, что вскоре Иисус сделает для нее … и для всех нас будет самым великим явлением милости и любви Божьей. Ибо смерть Христа является самым великим нашим приобретением.
Интересно то, что согласно Евангелиям, именно после этой ситуации Иуда принял окончательное решение предать Христа. Его не устроила такая религия. Иуда в каком то смысле был верующим человеком. Но его вера не включала в себя ни смерть Христа, ни «не разумную» жертвенность ради Него. Его отношение ко Христу является ярким контрастом отношения женщины с алавастровым сосудом. Вы знаете, почему неверующие люди не попадут на небеса? Потому что они им не нужны, во всяком случаю такие небеса, о которых повествует Библия, где спасенные смогут вполне насладиться лицезрением лика Христа и вечно прославлять Его, поклоняться Ему, жить для Него, служить Ему, любить Его.
Чем движимо ваше сердце? Испытайте свое сердце и пусть дело любви безвестной женщины станет для вас критерием истинного состояния сердца христианина.
Сергей Дрозд
Источник
Когда был Иисус в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал, — пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову. Некоторые же вознегодовали и говорили между собою: к чему сия трата мира? Ибо можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим. И роптали на нее. Но Иисус сказал: оставьте ее; что ее смущаете? Она доброе дело сделала для Меня. Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете. Она сделала, что могла: предварила помазать тело Мое к погребению. Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала.
«Когда был Иисус в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал, — пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову». Очевидно, Симон был когда-то прокаженным, и получил это имя за свою болезнь. И если он принимает гостей, значит, он теперь исцелился. Больше мы ничего не знаем о нем. Что касается женщины — даже имени ее не дано. Все повествование сосредоточено на том, что он совершила.
Ее поступок был совершенно неразумен. Невозможно видеть, как такая огромная сумма тратится в одно мгновение. Цена мира составляла триста динариев. Триста динариев — это триста рабочих дней деревенского труженика. На двести динариев можно было накормить хлебом пять тысяч человек, как мы читаем в другом Евангелии (Ин. 6, 7). Чудо любви, которое Господь совершил, насыщая пять тысяч человек пятью хлебами, соединяется с чудом этого приношения. Оно столь же драгоценно, потому что в нем — выражение ответной любви ко Господу.
«Некоторые же вознегодовали и говорили между собою: к чему сия трата мира?» Там были те, кто дал объяснение этому худшее, чем оно заслуживало. Они сказали, что это была пустая трата. Они изображали заботу о нищих: «Можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим». Любовь к нищим не может быть оправданием отсутствия любви ко Христу. Как часто строгий суд любящим Бога выносят те, кто, находясь в Церкви, не знают, каким сокровищем она обладает. «Какая напрасная трата», — говорят они, не понимая, что без первой заповеди о любви к Богу никогда не может быть исполнена вторая заповедь о любви к человеку. Этот «здравый смысл», который все более торжествует в мире, может вторгаться и в Церковь.
Христос же видит в поступке этой женщины явление великой веры и великой любви. Она приносит свой дар прежде Его страданий, приближение которых ощущается только любящей душою. «Она доброе дело сделала для Меня, — говорит Господь. — Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете». В том, что делает женщина, Господь видит нечто более важное, чем заботу о нищих. Речь идет о помазании Его тела, которое она не сможет совершить после Его смерти. Когда три жены-мироносицы придут ко гробу в воскресенье утром с ароматами в руках, чтобы исполнить положенное, тела Господа уже не будет во гробе.
«Она предварила помазать тело Мое к погребению». Все мысли и чувства Господа — о предстоящей Крестной смерти. И это заповедь нам — хранить память смертную. Многие подвижники Христовы заранее приготовляли себе гроб и все необходимое для погребения еще при жизни — такое благословение они приняли от Христа воскресшего. Ибо невозможно принять воскресение, не приняв вначале смерть. Вход Господень в Иерусалим был вступлением в смерть, и глава Его была помазана на погребение.
Господь был помазан при жизни, за трапезой у Симона прокаженного в Вифании за два дня до смерти. Нам показано, что смерть не имеет над Ним никакой власти, и что жизнь торжествует. Так пророчески возвещается Воскресение. Те, кто будет проповедовать Евангелие, будут говорить об этой безымянной женщине, но прежде всего — о том, что помазание Господа было не над мертвым Его телом. Потому что невозможно удержать в смерти Того, Кто входит Крестом в жизнь.
Он кровь Свою прольет за нас, и какую цену имеют по сравнению с этим все наши дары? Она на главу Его излила миро, чтобы было сияние любви над Его головой — не только Божественное, но и человеческое. Она разбила сосуд, чтобы отдать все, до капли. Христу должно быть принесено все, что мы имеем. Настоящая любовь не может ограничиться чем-то малым, не может подсчитывать, сколько нужно дать, чтобы это казалось приличным. Она отдает самое дорогое. И, отдавая все, что имеет, она понимает, что дает недостаточно. Приносим ли мы Господу благоухание такой любви — которая всем сердцем, всею душой, всею мыслью, всею жизнью нашей?
Это благоуханное миро до скончания века наполняет собою Церковь. Свет, который приносит эта женщина, светит во тьме наступающей ночи, окружающей Господа. Среди почти всеобщего отступничества и равнодушия эта верность Христу особенно драгоценна. И в наши дни, когда тьма все более нарастает, не может быть ничего дороже.
Господь заповедует нам всегда помнить об этом мужественном благочестии. «Где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала». Ибо сердце Евангелия — Крестная смерть и Воскресение Христово. Кто чтит Христа, будет почтен Им. Где исповедание Креста Христова, там рядом — радость Воскресения.
Источник