Что заставляет кровь течь по сосудам 4 класс

Что заставляет кровь течь по сосудам 4 класс thumbnail

Тема: Система кровообращения человека

Цель: формировать понятия особенностей строения и роли системы кровообращения, механизма работы сердца для человека, выделить основные правила поведения для сохранения здоровья, привить навыки оказании первой помощи при парезах и царапинах.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Повторение ранее изученного материала по теме «Дыхательная система»

  1. Активизация мыслительной деятельности

Вопросы для фронтальной беседы:

Что такое кровь?

Где она находится в нашем организме?

Почему она движется?

– Вы уже многое знаете о системе кровообращения, давайте же и сегодня обсудим эти важные вопросы.

Слайд 1 – Итак, тема нашего урока «Система кровообращения человека».

  1. Изучение нового материала

Слайд 2 – Кровь – самая важная ткань нашего организма. В ней находятся различные клетки, каждая из которых выполняет важную функцию.

Слайды 3-4 – Вот лишь часть важных клеток крови.

Эритроциты переносят кислород и питательные вещества по телу. В 1 куб. мм крови здорового человека до 5 млн. эритроцитов

Лейкоциты защищают организм от болезней, обезвреживают и поглощают проникшие в организм микроорганизмы

Тромбоциты участвуют в свёртывании крови – останавливают кровотечение

Слайд 5 – Функции крови:

  • Переносит питательные вещества ко всем участкам организма.

  • Участвует в удалении вредных для организма веществ.

  • Клетки крови переносят глюкозу и кислород.

  • Клетки крови борются с инфекциями.

  • Клетки участвуют в восстановлении поврежденных сосудов, остановке кровотечений при порезах.

Слайд 6 – Кровь внутри нас движется постоянно по специальным сосудам – артериям и венам

Слайд 7Артерии – сосуды, в которых течет кровь насыщенная кислородом.

  • Вены – сосуды, по которым движется кровь, содержащая углекислый газ.

  • Сосуды делятся на более мелкие – капилляры.

Слайд 8 – Кровь, текущая по артериям – артериальная, алая, течёт толчками

Кровь, текущая по венам – венозная, тёмная, содержит углекислый газ, течёт спокойно.

Слайд 9 – В организме человека выделяют два круга кровообращения

  • Благодаря малому кругу, кровь наполняется кислородом и теперь спешит отдать его всем органам и клеточкам. Назад, к сердцу она направляется уже «отработанной», без кислорода.

  • Очень важно, что кровь, богатая кислородом, и кровь «отработанная» никогда не смешиваются. Наполненная кислородом кровь занимает левую половинку сердца, а «отработанная» – правую.

Слайд 10 – Это интересно!

Чтобы дойти до лёгких и вернуться в сердце, крови требуется от 5 до 7 секунд.

А от сердца до головного мозга и обратно – 8 секунд

Самый долгий путь – к пальцам ног и назад. Он занимает целых 18 секунд.

Слайд 11 – Что же заставляет двигаться кровь по сосудам? Конечно же неутомимое сердце!

День и ночь стучит оно,

Словно бы заведено.

Будет плохо если вдруг,

Прекратится этот стук.

– Сегодня нам известно практически все о кровеносной системе, а 2 тыс. лет назад врачи старались разгадать, как работает сердце. Только в 17 веке английский учёный Уильям Гарвей доказал, что сердце – это насос для перекачки крови.

Слайд 12 – Где расположено сердце? Покажите на себе. /Уточнение расположения/

Слайд 13 – Сердце – это орган относительно небольших размеров, примерно со сжатый кулак.

В основном состоит из мышечной ткани, благодаря которому оно постоянно перекачивает кровь.

Средняя масса -250-350 г. Находится внутри околосердечной сумки.

Слайд 14 – Этот «насос», делится на левую и правую половины, каждая из которых еще делится на две части: два предсердия и два желудочка. В сердце 3 слоя ткани, самый важный из них средний – мышечный. Именно он, сокращаясь, позволяет сердцу работать, как насос.

Слайд 15 – Это интересно!

  • За 1 минуту сердце перекачивает 4 л крови, быстро идёшь – 10-12 л, за год 3000 тонн, за жизнь – 250 млн литров!

  • За сутки сердце сжимается и расслабляется 100000 раз

  • Пульс маленьких птиц 200 ударов в минуту, у кошки -130, у лошади -35, у слона -25, у человека -60-70, у детей -90, у новорождённых -140 ударов в минуту. Подумай почему?

Слайд 16 – Пульс является важным показателем здоровья человека. Он определяется частотой сердечных сокращений (количество ударов) за 1 минуту.

Как измерить свой пульс?

Для подсчета пульса указательный и средний пальцы правой руки положите на запястье левой руки (вдоль артерии напротив большого пальца) и прижмите к поверхности кости. Левая рука должна при этом находиться в полусогнутом положении, мышцы расслаблены. Подсчитайте количество ударов за 1 минуту.

Слайд 17 – Измерь свой пульс:

  1. В состоянии покоя

  2. После 15 приседаний

Запиши в тетрадь и сравни с результатами товарища.

Почему разные результаты?

Слайд 18 – Как оказать пострадавшему первую помощь при порезах или царапинах, синяках?

  • Обращайтесь аккуратно с колющими и режущими инструментами и предметами, храните их в специально отведенных местах.

  • Если вы поранились!

  • Порез или царапина – неглубокие повреждения кожных покровов, в результате которых началось кровотечение.

  • Обработайте места незначительных порезов и царапин, следует смазать зеленкой или йодом и перебинтовать.

  • В более серьезных случаях обратитесь к врачу.

Слайд 19 – Как оказать пострадавшему первую помощь при ушибах и проявлении синяка?

  • Ушиб – это закрытое повреждение тканей или органов без нарушения кожных покровов.

  • Синяк образуется потому, что в результате ушиба повреждаются мельчайшие сосуды и кровь скапливается под кожей.

  • При этом необходимо наложит повязку, холодный компресс на 15-20 минут.

Слайд 20 – Что нужно делать, чтобы сердце работало долго?

  • Необходимо тренировать сердце физическими нагрузками.

  • Важно соблюдение режима дня – распорядка труда, отдыха, сна, питания, занятий физическими упражнениями.

  • Биологической основой режима дня являются суточные ритмы (биоритмы) человека.

  1. Закрепление изученного материала

Слайд 21 – Ответьте на вопросы:

  • Почему движение крови в организме называют кровообращением?

  • В чем состоит основная задача сердца?

  • Как работает сердце?

  • Можно ли сердце назвать «вечным двигателем»? Поясните свой ответ.

  • Как сохранить сердце здоровым?

  1. Подведение итогов урока. Оценивание работы обучающихся.

Слайд 22 – Домашнее здание: § 32 прочитать. Ответить на вопросы 1-2, стр. 124.

Источник

          ДВИЖЕНИЕ КРОВИ В ОРГАНИЗМЕ.

(урок окружающего мира в 4классе.)

                                                                                         Т.П.Митрофанова,

                                                                               учитель начальных классов

                                                               высшей категории.

      Цели:- Продолжить знакомить учащихся с движением крови в нашем    организме.

-Дать знания о том, что заставляет двигаться кровь по телу.

-Развивать познавательную активность, умение мыслить.

     Оборудование:

     1. Плакат «Большой и малый круги кровооб ращения.

      2. Муляж сердца..

      3. Иллюстрации из книги Кэрола Доннера «Тайны анатомии», с. 46.

      4. Книга А. Дорохова «Сердце на ладони»- М.: Просвещение, 1996.

      5. Книгa Иржины Стрежньовой «Я-человек, ты-человек»-М.:

          Просвещение, 1990.          

      6.Перфокарты…

      7. Сигнальные карты.

Читайте также:  Глицин форте расширяет сосуды

                                        Ход урока.

      1. Целевая установка.

      Учитель. Ребята, перед вами на доске слова, исследуйте их; на какие

группы мы их можем распределить?

    На доске записаны слова: печень, желудок, легкие, кишечник, 

                                                 бронхи, пищевод.

    – Двое из вас сейчас выйдут к доске, выполнят задания на страничках «Познай себя» и «Узнай себя».

 Познай себя!                                                  Узнай себя!

        ликвор                                                                 200

      альвеолы                                                                 32

     эритроциты                                                             300 гр.

   лейкоциты                                                              1,5 – 2 кг.

Учитель. Итак, на какие группы вы распределили данные на доске  слова?

      Учащиеся. Органы дыхания (легкие, бронхи), органы пищеварения (желудок, кишечник, пищевод).

Учитель. А я распределила их вот на такие группы:

       1 группа- кишечник, легкие, печень, желудок,

       2 группа – все остальные слова.

      – По какому принципу я их распределила? Подумайте?

Ученик. 1 группа – это органы, которые являются базой снабжения нашего организма питательными веществами и кислородом.

      Учитель. А кто разносит по всему организму питательные вещества и кислород.

      Ученик. Кровь.

  1. 2. Постановка проблемы.
  2. На уроках окружающий мир мы всегда открываем для себя что-то новое, интересное и этот урок не будет исключением. Сегодня ваш багаж знаний пополнится новыми сведениями. Послушайте рассказ и постарайтесь определить тему урока.

-В среду утром во всей школе царила тишина, и вдруг из 4»А» донёсся страшный крик .

 Что случилось? Это Вадим, вместо того чтобы внимательно слушать, строгал что-то под партой и — р-раз! – резанул себе палец! Кровь так и полилась струёй. Хотя обычно Вадим ходит герой героем, на этот раз он завопил: «Спасите!» Вид крови привёл его в ужас, видно, он решил, что изойдёт кровью и, того гляди, умрёт. Однако от небольшого пореза не умирают. Достаточно обработать ранку, и всё заживёт. Вадим порезал палец, Маринка разбила коленку, Слава поцарапал нос. Данил ободрал локоть. Палец, нос, колено, локоть… из каждого пораненного места течёт кровь. Как это так? Где же тогда находится кровь в нашем теле? Неужто повсюду?

-А как вы думаете?

-Вы все видели капельку крови. Опишите её.

-Вы уверены, что у вас полные знания о значении  крови в организме?

  1. Кто догадался, какой же будет тема нашего урока. Сформулируйте её?

При помощи таблицы задайте вопросы к теме.

УЗНАЮ:

Ответы детей.

ЧТО?

КАК?

 Почему?

что заставляет кровь двигаться по организму

как движется кровь в организме,

Почему кровь из правой и левой половины сердца никогда не смешивается?

Учитель. Сформулируйте  цель нашего  урока.

-Какие цели вы поставите для приобретения новых знаний?

Дети.

         Цели:

  -расширять знания об организме человека;

   -познакомиться с составом крови, её значении в жизни человека;

 -развивать интерес к познанию «самого себя»;

 -воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Дети.

      Учитель. Правильно. Сегодня поговорим о том, как движется кровь в организме, а еще вы узнаете, что заставляет кровь двигаться по организму.

      А сейчас  мы проверим , как наши товарищи выполнили задание на доске. (Дети проверяют задание с помощью сигнальных карточек).

      Познай себя!

        Ликвор – жидкость в черепе.

        Альвеолы – легочные пузырьки.

        Эритроциты – красные шарики крови.

        Лейкоциты –  белые шарики.

       «Узнай себя»

       200 – костей в скелете

       32 – зуба

       300 г- вес сердца

       1 ,5 – 2 кг – весит печень

        8 метров – длина кишечника.

3. Актуализация опорных знаний.

      Учитель. А сейчас задание для всего класса. «Узнай себя». Я вам зачитаю отрывок из книги Кэрол Доннера «Тайны Анатомии». Что это может быть? «Без нас тело не могло бы существовать, но наши обязанности несколько однообразны, что ни говори, движемся и движемся по кругу. и так без конца: в легкие забираем кислород; клеткам отдаем кислород и забираем углекислый газ».

      Ученики. Это эритроциты крови.

      Учитель. «Если проникшие в организм микробы очень сильны, мы массами гибнем в борьбе с этой инфекцией. Миллионы наших мертвых тел образуют всем вам известный гной»

     Ученик. Это лейкоциты.

  4. Работа над новой темой.

     Учитель. Кровь – жидкость, не имеющая себе равных. Ее невозможно изготовить ни на химическом заводе, ни на заводе по изготовлению лекарств. Человеческая кровь образуется только в живом теле, в костях человека. Открытие  новых знаний.

 Сегодня мы будем говорить о крови, узнаем состав крови и выясним её значения для человека.  

 Работа по учебнику с. 33.

  1. откройте учебник с.33 (рисунок)
  2. Прочитайте заголовок. Работа в парах.
  3. Рассмотрите рисунки. Сделайте предварительные выводы о значении крови для человека. Запишите их.
  4. Проверяем. Зачитайте свои выводы.
  5. Слайд  Как работает кровь.
  6. Разносит питательные вещества;
  7. снабжает клетки кислородом;
  8. поддерживает постоянную температуру тела;
  9. выводит вредные вещества;
  10. защищает от вредных микробов.
  11. Итак, мы видим, что кровь выполняет роль транспортировщика, кондиционера, снабженца, уборщика, защитника, как же она успевает справиться со всеми своими обязанностями?
  12. Рассмотрите свои руки (кисти, запястья) с наружной и внутренней стороны.
  13. Что вы видите? (Кровеносные сосуды в виде голубоватых полосок).
  14. Слайд. Кровеносные сосуды.
  15. Кровеносные сосуды в нашем организме разные по длине и ширине.Толстые сосуды постепенно разветвляются на более мелкие и пронизывают всё наше тело, образуя целую сеть, даже в коже.

     Учитель. Ребята, подумайте. А что заставляет кровь двигаться по нашему телу?

     Ученик. Это сердце.

     Учитель. Сейчас вы посмотрите инсценирование рассказа «Сердце- не медовый пряник» из книги И.Стрежньовой. После просмотра вы должны

будете ответить на следующие вопросы.

     Вопросы и задания на доске:

1. Что такое сердце?

     2. Почему кровь из правой и левой половины сердца никогда не смешивается?

     3. Показать малый круг кровообращения.

     4. Показать большой круг кровообращения.

Читайте также:  Мазь для ног при сахарном диабете для сосудов

     Дети инсценируют рассказ.

     Учитель. Что нового вы узнали из этого рассказа? Какие цифры вы отобрали бы для странички «Узнай себя».

      Учащиеся. 20 секунд – кровь успевает обежать весь организм.

                         60 – 80 раз сердце сокращается за 1 минуту.

                         5 литров – крови у человека.

                  ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. (2 упражнения на развитие быстроты движений. «Уроки Геркулеса»).

  5. Закрепление изученного.

      Учитель. Итак, мы знаем, что в организме человека 5 литров крови. А вся ли кровь движется по кровяному руслу? Как вы думаете?

Дети.

 По кровяному руслу движется только половина крови. А половина находится в кровяном «депо» – селезенке, печени, коже.

Учитель.

Вам приходилось наблюдать, наверное, если человек ранен, лицо у него становится бледнее? Почему?

     Ученики. Кожа отдала из своего запаса кровь тому органу, который в ней нуждается.

     Учитель. А вы, ребята, также замечали, если долго не тренировались, и вдруг много побегали, то у вас тут же заболит в боку. Почему?  

    Учащиеся. Мы бегаем, мышцы много работают, им нужно усиленное питание, мышцам печень или селезенка отдают свои запасы крови. Это происходит очень быстро, и у нетренированного человека отток крови из печени или селезенки вызывает боль.

       Учитель. А теперь разрешите такую ситуацию. Почему это произошло? На металлический треугольник положили ровную доску. (По типу весов). На доску положили человека. Оба конца привели в равновесие. Человеку предложили решить в уме сложную задачу. И вот тот конец, где находится голова, опустился. Объясните, почему это произошло?

     Ученик. Усиленно заработали клетки мозга, отвечающие за решение задачи. Кровеносным сосудам пришлось направить усиленное питание. Сюда побежала большая часть поступающей в мозг крови.

    Учитель. Итак, работающий орган получает больше крови. Но кровь в организме должна двигаться только в одном направлении, по точному маршруту.

      Опираясь на схему, данную у вас в учебнике, заполните пропуски в перфокарте.

      У ребят перфокарта.

      Из полой вены в,             оттуда в правый           , из нeгo в        ,из легких в предсердие, затем в левый желудочек, а из него через              в артерии.

    (После работы с перфокартой, идет взаимопроверка. Дети оценивают работу друг друга.)

    Учитель. Сердце постоянно работает. Сердце нельзя остановить ни на минуту.

 Если остановится сердце, человек погибнет. А если у человека больное сердце, можно ли сделать операцию? Как вы думаете? Любой орган можно закрепить неподвижно на то время, пока длится операция. Но как быть с сердцем, которое бьется в твоих руках, словно только что снятая с удочки рыба?

     Ученики (отвечают, опираясь на свой опыт).

     Учитель. Сейчас я вам прочитаю рассказ из книги А. Дорохова «Сердце на ладони». Рассказ называется «Спящее сердце» (с. 18)

     Что же интересного вы узнали из этого рассказа?

     Ученики ( отвечают).

    Учитель.

     А можно ли остановить льющуюся кровь?

     Ученики.( отвечают, опираясь на свой опыт.)

     Учитель. В учебнике у вас есть правила, как остановить кровотечение. Дома изучите их самостоятельно. В тетрадях по окружающему миру постарайтесь проиллюстрировать любые два( по выбору.)

 Группа детей (более подготовленные ) выполнят задания №50-52 из рабочей тетради (авторы Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков.)

6.Итог урока.

 Учитель.

 Что нового вы узнали на уроке?

 На каком этапе урока вам было трудно? Легко? Интересно?

Источник

УМК: «Начальная школа XXI века»

Класс: 4 «б»

Тема: Кровь. Кровеносная система

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: словестные, наглядные, проблемные, практические

Цель: формирование знаний учащихся о кровеносной системе, функциях и составе крови.

Задачи:

Обучающая:

– расширить знания учащихся о крови и кровеносной системе, о её значении в жизни человека;

– познакомить с видами кровотечений – капиллярным, венозным, артериальным;

Развивающая:

– развивать навыкам обработки ран различного происхождения, накладывания стерильной повязки и бинта при кровотечении;

Воспитывающая:

-воспитать интерес к познанию «самого себя»;

Планируемые результаты:

Предметные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.

Личностные:положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремления преодолевать возникающие затруднения, стремления к саморазвитию, желание получить новые знания, открывать новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умения сотрудничать.

Метапредметные:

Регулятивные:

– Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

– Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

– Высказывать своё предположение.

– Контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.

Коммуникативне:

– Уметь оформлять свои мысли в устной форме и выражать их;

– Слушать и понимать речь других;

Познавательные:

– Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

– Постановка и формулирование проблемы.

-Здравствуйте, ребята, садитесь!

– Меня зовут Ирина Алексеевна. Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я.

– Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов.

Приветствуют учителя.

Садятся и настраиваются на работу.

Личностные: Положительное отношение к процессу обучения.

  1. Минутка календаря

-Начнем наш урок с минутки календаря.

-Об этом месяце много пословиц, поговорок, примет.

– Какие приметы вы знаете?

– Охарактеризуйте погоду сегодняшнего дня?

-Составьте рассказ о погоде (вспомните, какая облачность, осадки, ветер, температура).

-Какие изменения происходят в сентябре в неживой природе?

-Итак, мы узнали, что в сентябре происходят значительные изменения в неживой природе.

– Как изменилась живая природа с приходом осени?

-Что происходит в растительном мире?

-Как внесла осень изменения в жизнь животных?

-Чем занимаются люди в сентябре?

-Вывод

Познавательные:

– умение обобщать пройденный материал.

Коммуникативные:

– умение самостоятельно формулировать тему и цель урока.

  1. Проверка домашнего задания

-Какое домашнее задание вам задавали?

-Проверим как вы выполнили домашнее задание.

– Каждый получит тестовое задание.

-Ваша цель ответить на вопросы.(5)

Слайд

-Прочитать параграф, ответить на вопросы, с. 21-24 пересказ

Коммуникативные: умение отвечать на вопросы, поддерживать беседу.

Регулятивные: высказывать своё предположение

  1. Актуализация знаний

Сегодня мы продолжаем постигать тайны главного чуда света – человека, изучать его организм.

«Человек – он ведь тоже природа,

Он ведь тоже закат и восход.

И четыре в нем времени года.

И особый в нем музыки ход».

-К какой части природы отнесем человека?

– Прочитай.

– Докажи, что человек тоже относится к природе.

– Как понимаете слова, что у человека есть «закат» и «восход».

– Что значит «четыре времени года» в жизни человека?

– Ребята, мы с вами уже несколько уроков знакомимся с организмом человека, его системами и условиями их правильной работы.

Что бы узнать какую тему будем изучать на уроке предлагаю вам для прочтения несколько афоризмов.

«до последней капли крови»

«кровь с молоком»

«до кровавого пота»

«до первой крови»

«клясться на крови»

Какое слово общее для афоризмов?

– Вы абсолютно правы, в каждом из этих крылатых выражениях упомянуто слово «кровь».

Читайте также:  Чистка сосудов отварами трав

Это и есть тема нашего урока.

Прочитайте анаграмму ЬВОРК АМЕТСИС

КРОВЬ, СИСТЕМА

– Как можно два этих слова связать вместе?

Тема нашего урока_ Кровеносная система.

– Приступая к изучению темы «Кровеносная система», вы должны предполагать результаты изучения темы.

На какие вопросы вам хотелось бы получить ответы после изучения данной темы?

– Познакомиться со строением кровеносной системы.

– Узнать что такое кровь; состав крови;

– Узнать значение и роль крови для организма человека.

-кровь

(Система кровообращения, кровеносная система)

Познавательные:

. умение раскрывать значение понятия «культура”, “мораль”, “моральные нормы” и использовать его в активном словаре;

Коммуникативные:

– умение адекватно использовать речевые средства для представления результата;

  1. Изучение нового материала

Практическая работа

30мин.

-Что происходит, когда мы случайно пораним палец, руку, ногу или другую часть тела?

-Что вы наблюдаете?

-Какого она цвета?

Как вы думаете, для чего кровь нужна организму?

– Вам приходилось пробовать кровь на вкус?

– Почему?

– В крови действительно растворены соли: поваренная, соли железа, соли кальция и фосфора.

-как вы думаете, где находится кровь?

– Кровь по сосудам движется стремительно – за полминуты она может обежать всё тело, а толкает её – сердце.

Проверим.

– Положите палец правой руки на запястье левой.

– Что вы почувствовали?

(Слабые толчки крови в кровеносных сосудах или пульс.)

Проверим частоту вашего пульса. (Засекаю время. 10 сек.*6)

За эту минуту ваше сердце перекачало по телу от 2 до 4 литров крови.

У взрослого человека частота пульса 60–70 ударов в мин., у ребёнка – 90 уд/мин.

-Проверим пульс после выполнения упражнений.

Присядем 15 раз и снова проверим частоту пульса.

-Какой вывод мы можем сделать?

-В спокойном состоянии частота пульса меньше, чем больше физическая нагрузка, тем быстрее сокращается сердце и частота увеличивается.

-Что заставляет кровь двигаться по сосудам?

-Посмотрите на слайд

– Главный принцип работы сердца – способность сокращаться и расслабляться, перекачивая кровь.

– Есть два круга кровообращения: большой и малый.

-Благодаря малому кругу, кровь наполняется кислородом и теперь спешит отдать его всем органам и клеточкам. Назад, к сердцу она направляется уже «отработанной», без кислорода.

-Очень важно, что кровь, богатая кислородом, и кровь «отработанная» никогда не смешиваются. Наполненная кислородом занимает левую половинку сердца, а «отработанная» – правую

При расслаблении сердце вбирает кровь в себя, при сокращении – выталкивает в кровеносные сосуды.

Сосуды и сердце – органы кровообращения. Сосуды, по которым кровь течёт от сердца, называются – артериями.

Артерии имеют толстые, прочные и упругие стенки. Самая крупная артерия называется – аортой.

Сосуды, несущие кровь к сердцу, называются – венами.

Их стенки тоньше и мягче, чем стенки артерий.

Мельчайшие кровеносные сосуды называются – капиллярами.

Откройте учебник на 25 странице.

Рассмотрите рисунок кровеносной системы.

Проследим по рисунку за движение крови в организме.

– Почему кровеносную систему называют транспортной?

Рассмотрите рисунок на слайде – капелька крови под микроскопом.

– Что вы видите? Кровь состоит из множества клеток: эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов.

Эритроциты переносят кислород и питательные вещества по телу. В 1 куб. мм крови здорового человека до 5 млн. эритроцитов.

Лейкоциты защищают организм от болезней, обезвреживают и поглощают проникшие в организм микроорганизмы.

Тромбоциты участвуют в свёртывании крови – останавливают кровотечение

Каждая клетка выполняет свою «работу».

Во – первых, транспортную: обогатившись в лёгких кислородом, а в стенках тонкой кишки – питательными веществами, они доставляют их ко всем органам.

От органов же кровь уносит углекислый газ к лёгким, а продукты обмена веществ – к коже, почкам.

Кровь также уносит из организма вредные вещества. Если человек теряет много крови, то ему переливают её.

Опыты по переливанию крови животным начались ещё в 1638 году, а в 1667 году было проведено первое успешное переливание крови животного – ягнёнка – юноше

Впоследствии выяснилось, что для переливания необходимо учитывать и совместимость крови. Различают четыре группы крови: 0 (I), А (II), В(III), АВ (IV).

Учёные доказали также, что следует учитывать и резус-фактор – особое вещество, которое содержится у большинства людей.

Его называют резус – положительный и резус – отрицательный.

Но об этом более подробно вы узнаете в старших классах.

– найдите статью на 26 странице учебника, прочитаем её.

-Чем кровь снабжает организм?

-Какую функцию выполняет кровь?

-Кто такие доноры?

-Только подумайте: доноры, которые дают свою кровь для переливания больным людям, за один раз могут отдать около двух стаканов крови, и это никак не повлияет на их здоровье.

-Как вы думаете, что нужно делать, если вы порезались?

-Первая помощь

– А знаете ли вы, что кровотечение часто можно остановить, просто зажав кровоточащее место (края пореза) на несколько минут пальцами?

-Пальцы, разумеется, должны быть чистыми.

-А сейчас я научу вас, что нужно делать, когда сильно порезались.

1)Прежде всего не бойтесь и не нервничайте при виде крови.

2)Если ранка покрыта грязью, промойте её перекисью водорода.

3)Если кровотечение не прекращается, возьмите чистый носовой платок, тряпку или марлю, наложите сверху на рану, крепко прижмите и не отпускайте несколько минут. Скорее всего кровотечение остановится. Когда кровь перестанет течь, достаточно прикрыть парез куском сложенного бинта или марли и залепить сверху лейкопластырем.

4) Если, не смотря на все принятые меры, кровотечение не остановится, лучше обратиться в ближайшую поликлинику или больницу.

5) Никогда не заливай открытую рану йодом или другим сильным дезинфицирующим лекарством. Так можно обжечь ткани и причинить больше вреда, чем пользы. Лучший способ уберечь рану от инфекции – это как следует промыть её перекисью водорода

-Вот главные правила оказания первой помощи при порезе или ссадине.

(больно, идёт кровь)

(ответы учащихся)

(Солоноватая)

(В ней растворены соли)

-Да

-сердце

(Она выполняет многие важные функции)

– кровь снабжает организм водой, питательными веществами, солями, витаминами;

– уносит из организма вредные вещества;

– люди, которые дают свою кровь для переливания

Личностные:Желание приобретать новые знания, умения

Познавательные:

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные:умение отвечать на вопросы, поддерживать беседу.

Регулятивные: высказывать своё предположение

Регулятивные:

– умение определять понятия, сравнивать, делать выводы.

  1. Закрепление изученного материала

Посмотрите на слайде представлен портрет Ильи Ильича Мечникова ( 1845 – 1916)

Это выдающийся русский учёный, внёсший большой вклад в различные области биологии. Почётный член Петербургской академии наук, лауреат Нобелевской премии. Великолепный лектор, мог зажечь сердца студентов. В 1863 году Илья Ильич произнёс знаменитую речь о целебных силах организма, в которой излагалась теория иммунитета.

Найдите на 27 странице рубрику «Этот удивительный мир…»

– Прочитайте текст в рубрике об открытии

И.И.Мечникова.

– Расскажите, что вы узнали об этом открытии.

Какое значение оно имеет для нашего здоровья?

– Что люди узнали нового о своём организме благодаря открытию И.И.Мечникову?

Откройте рабочие тетради на с. 9., выполнение задания № 23

Что относится к кровеносной системе?

Подпишите названия органов кровеносной системы.

Какова функция кровеносной системы?

Что нужно сделать, чтобы остановить кровотечение при порезе?

Регулятивные:

– умение оценивать и контролировать свою деятельность.

  1. Рефлексия

-Что нового вы узнали?

-Кому было трудно?

-Кому было интересно сегодня на уроке?

Личностные:

– умение проводить самоанализ.

  1. Домашнее задание

24-28 пересказать

вывод выучить с. 28

Источник