Что заставляет кровь течь по сосудам окружающий мир

Что заставляет кровь течь по сосудам окружающий мир thumbnail

2

2 ответа:

1 0

Есть такая в организме сердечно-сосудистая система. Наше сердечко бьется без остановок. Оно и разгоняет нашу кровь по сосудам (полые трубочки), не давая остановиться. Еще играет роль разное давление в наших сосудах, но основной моторчик – это сердце. Сосуды, проводящие кровь от сердца называются артериями и несут кровь, насыщенную кислородом другим органам, а к сердцу – венами.

0 0

Мотор нашего организма- это сердце, именно оно, как работающий насос перекачивает кровь по артериям. За счет хорошего кровообращения, которое обеспечивает наше сердце, кровь приносит кислород и полезные вещества в другие органы.

Читайте также

Нет, не правда. Это организм принимает меры по сохранению тепла и сужает сосуды чтобы защититься от переохлаждения. Холодная вода вынуждает организм это делать. Но сужает сосуды не вода а организм. Так же было бы и при холодном потоке воздуха или другом холодном воздействии окружающей среды. Как-то так.(Не надо ставить телегу впереди лошади – можно было бы ответить народной пословицей в таком случае.) У покойника холодная вода не сузила бы сосуды.

Мдя… “Склейка сосудов” – это что-то новое, мне, врачу с более, чем 20-летним стажем, пока неизвестное. Перепечатав в свой вопрос название этой статьи https://helpinsult.ru/kak-predotvratit-sklejku-sosudov-i-vyazkost-krovi.html

Вы перепечатали и ошибку в названии. Речь может идти о “склейке” эритроцитов, но никак ни о “склейке” сосудов.

В этой же статье содержится и ответ на Ваш вопрос, можете перечитать.

Причины могут быть разными:

1.заболевания сердца(пороки,кардиомиопатии)

2.болезни легких(хроническая или острая легочная недостаточность)

3.заболевания центральной нервной системы(опухоль,инсульт)

4.интоксикации(отравления) различного происхождения (от инфекционной до алкогольной)

5.патология сосудов

6.нарушение регуляции сосудистого тонуса

7.эндокринные заболевания

8.кровотечения

В каждом случае надо разбираться чем обусловлено нарушение кровообращения,степень выраженности и что с этим делать…

Густая кровь – это очень вредно, из-за этого могут образовываться тромбы. Но кровь разжижать можно не только аспирином, а просто выпивать в день достаточное количество воды, не меньше полутора литров в день. Более эффективен кардиомагнил – он не только разжижает кровь, но и укрепляет сердце. Правда есть серьезные противопоказания. Больной желудок спасибо не скажет.

Правильный ответ- по венам, а от сердца выходит по артериям

Источник

ДВИЖЕНИЕ КРОВИ В ОРГАНИЗМЕ.

(урок окружающего мира в 4классе.)

Т.П.Митрофанова,

учитель начальных классов

высшей категории.

Цели:- Продолжить знакомить учащихся с движением крови в нашем организме.

-Дать знания о том, что заставляет двигаться кровь по телу.

-Развивать познавательную активность, умение мыслить.

Оборудование:

1. Плакат «Большой и малый круги кровооб ращения.

2. Муляж сердца..

3. Иллюстрации из книги Кэрола Доннера «Тайны анатомии», с. 46.

4. Книга А. Дорохова «Сердце на ладони»- М.: Просвещение, 1996.

5. Книгa Иржины Стрежньовой «Я-человек, ты-человек»-М.:

Просвещение, 1990.

6.Перфокарты…

7. Сигнальные карты.

Ход урока.

1. Целевая установка.

Учитель. Ребята, перед вами на доске слова, исследуйте их; на какие

группы мы их можем распределить?

На доске записаны слова: печень, желудок, легкие, кишечник,

бронхи, пищевод.

– Двое из вас сейчас выйдут к доске, выполнят задания на страничках «Познай себя» и «Узнай себя».

Познай себя! Узнай себя!

ликвор 200

альвеолы 32

эритроциты 300 гр.

лейкоциты 1,5 – 2 кг.

Учитель. Итак, на какие группы вы распределили данные на доске слова?

Учащиеся. Органы дыхания (легкие, бронхи), органы пищеварения (желудок, кишечник, пищевод).

Учитель. А я распределила их вот на такие группы:

1 группа- кишечник, легкие, печень, желудок,

2 группа – все остальные слова.

– По какому принципу я их распределила? Подумайте?

Ученик. 1 группа – это органы, которые являются базой снабжения нашего организма питательными веществами и кислородом.

Учитель. А кто разносит по всему организму питательные вещества и кислород.

Ученик. Кровь.

  1. 2. Постановка проблемы.
  2. На уроках окружающий мир мы всегда открываем для себя что-то новое, интересное и этот урок не будет исключением. Сегодня ваш багаж знаний пополнится новыми сведениями. Послушайте рассказ и постарайтесь определить тему урока.

-В среду утром во всей школе царила тишина, и вдруг из 4»А» донёсся страшный крик .

Что случилось? Это Вадим, вместо того чтобы внимательно слушать, строгал что-то под партой и – р-раз! – резанул себе палец! Кровь так и полилась струёй. Хотя обычно Вадим ходит герой героем, на этот раз он завопил: «Спасите!» Вид крови привёл его в ужас, видно, он решил, что изойдёт кровью и, того гляди, умрёт. Однако от небольшого пореза не умирают. Достаточно обработать ранку, и всё заживёт. Вадим порезал палец, Маринка разбила коленку, Слава поцарапал нос. Данил ободрал локоть. Палец, нос, колено, локоть… из каждого пораненного места течёт кровь. Как это так? Где же тогда находится кровь в нашем теле? Неужто повсюду?

-А как вы думаете?

-Вы все видели капельку крови. Опишите её.

-Вы уверены, что у вас полные знания о значении крови в организме?

  1. Кто догадался, какой же будет тема нашего урока. Сформулируйте её?

При помощи таблицы задайте вопросы к теме.

УЗНАЮ:

Ответы детей.

ЧТО?

КАК?

Почему?

что заставляет кровь двигаться по организму

как движется кровь в организме,

Почему кровь из правой и левой половины сердца никогда не смешивается?

Учитель. Сформулируйте цель нашего урока.

-Какие цели вы поставите для приобретения новых знаний?

Дети.

Цели:

-расширять знания об организме человека;

Читайте также:  В сосуде объемом 2 литра находится азот при давлении

-познакомиться с составом крови, её значении в жизни человека;

-развивать интерес к познанию «самого себя»;

-воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Дети.

Учитель. Правильно. Сегодня поговорим о том, как движется кровь в организме, а еще вы узнаете, что заставляет кровь двигаться по организму.

А сейчас мы проверим , как наши товарищи выполнили задание на доске. (Дети проверяют задание с помощью сигнальных карточек).

Познай себя!

Ликвор – жидкость в черепе.

Альвеолы – легочные пузырьки.

Эритроциты – красные шарики крови.

Лейкоциты – белые шарики.

«Узнай себя»

200 – костей в скелете

32 – зуба

300 г- вес сердца

1 ,5 – 2 кг – весит печень

8 метров – длина кишечника.

3. Актуализация опорных знаний.

Учитель. А сейчас задание для всего класса. «Узнай себя». Я вам зачитаю отрывок из книги Кэрол Доннера «Тайны Анатомии». Что это может быть? «Без нас тело не могло бы существовать, но наши обязанности несколько однообразны, что ни говори, движемся и движемся по кругу. и так без конца: в легкие забираем кислород; клеткам отдаем кислород и забираем углекислый газ».

Ученики. Это эритроциты крови.

Учитель. «Если проникшие в организм микробы очень сильны, мы массами гибнем в борьбе с этой инфекцией. Миллионы наших мертвых тел образуют всем вам известный гной»

Ученик. Это лейкоциты.

4. Работа над новой темой.

Учитель. Кровь – жидкость, не имеющая себе равных. Ее невозможно изготовить ни на химическом заводе, ни на заводе по изготовлению лекарств. Человеческая кровь образуется только в живом теле, в костях человека. Открытие новых знаний.

Сегодня мы будем говорить о крови, узнаем состав крови и выясним её значения для человека.

Работа по учебнику с. 33.

  1. откройте учебник с.33 (рисунок)
  2. Прочитайте заголовок. Работа в парах.
  3. Рассмотрите рисунки. Сделайте предварительные выводы о значении крови для человека. Запишите их.
  4. Проверяем. Зачитайте свои выводы.
  5. Слайд Как работает кровь.
  6. Разносит питательные вещества;
  7. снабжает клетки кислородом;
  8. поддерживает постоянную температуру тела;
  9. выводит вредные вещества;
  10. защищает от вредных микробов.
  11. Итак, мы видим, что кровь выполняет роль транспортировщика, кондиционера, снабженца, уборщика, защитника, как же она успевает справиться со всеми своими обязанностями?
  12. Рассмотрите свои руки (кисти, запястья) с наружной и внутренней стороны.
  13. Что вы видите? (Кровеносные сосуды в виде голубоватых полосок).
  14. Слайд. Кровеносные сосуды.
  15. Кровеносные сосуды в нашем организме разные по длине и ширине.Толстые сосуды постепенно разветвляются на более мелкие и пронизывают всё наше тело, образуя целую сеть, даже в коже.

Учитель. Ребята, подумайте. А что заставляет кровь двигаться по нашему телу?

Ученик. Это сердце.

Учитель. Сейчас вы посмотрите инсценирование рассказа «Сердце- не медовый пряник» из книги И.Стрежньовой. После просмотра вы должны

будете ответить на следующие вопросы.

Вопросы и задания на доске:

1. Что такое сердце?

2. Почему кровь из правой и левой половины сердца никогда не смешивается?

3. Показать малый круг кровообращения.

4. Показать большой круг кровообращения.

Дети инсценируют рассказ.

Учитель. Что нового вы узнали из этого рассказа? Какие цифры вы отобрали бы для странички «Узнай себя».

Учащиеся. 20 секунд – кровь успевает обежать весь организм.

60 – 80 раз сердце сокращается за 1 минуту.

5 литров – крови у человека.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. (2 упражнения на развитие быстроты движений. «Уроки Геркулеса»).

5. Закрепление изученного.

Учитель. Итак, мы знаем, что в организме человека 5 литров крови. А вся ли кровь движется по кровяному руслу? Как вы думаете?

Дети.

По кровяному руслу движется только половина крови. А половина находится в кровяном «депо» – селезенке, печени, коже.

Учитель.

Вам приходилось наблюдать, наверное, если человек ранен, лицо у него становится бледнее? Почему?

Ученики. Кожа отдала из своего запаса кровь тому органу, который в ней нуждается.

Учитель. А вы, ребята, также замечали, если долго не тренировались, и вдруг много побегали, то у вас тут же заболит в боку. Почему?

Учащиеся. Мы бегаем, мышцы много работают, им нужно усиленное питание, мышцам печень или селезенка отдают свои запасы крови. Это происходит очень быстро, и у нетренированного человека отток крови из печени или селезенки вызывает боль.

Учитель. А теперь разрешите такую ситуацию. Почему это произошло? На металлический треугольник положили ровную доску. (По типу весов). На доску положили человека. Оба конца привели в равновесие. Человеку предложили решить в уме сложную задачу. И вот тот конец, где находится голова, опустился. Объясните, почему это произошло?

Ученик. Усиленно заработали клетки мозга, отвечающие за решение задачи. Кровеносным сосудам пришлось направить усиленное питание. Сюда побежала большая часть поступающей в мозг крови.

Учитель. Итак, работающий орган получает больше крови. Но кровь в организме должна двигаться только в одном направлении, по точному маршруту.

Опираясь на схему, данную у вас в учебнике, заполните пропуски в перфокарте.

У ребят перфокарта.

Из полой вены в, оттуда в правый , из нeгo в ,из легких в предсердие, затем в левый желудочек, а из него через в артерии.

(После работы с перфокартой, идет взаимопроверка. Дети оценивают работу друг друга.)

Учитель. Сердце постоянно работает. Сердце нельзя остановить ни на минуту.

Если остановится сердце, человек погибнет. А если у человека больное сердце, можно ли сделать операцию? Как вы думаете? Любой орган можно закрепить неподвижно на то время, пока длится операция. Но как быть с сердцем, которое бьется в твоих руках, словно только что снятая с удочки рыба?

Читайте также:  Как почистить сосуды в домашних условиях народными методами

Ученики (отвечают, опираясь на свой опыт).

Учитель. Сейчас я вам прочитаю рассказ из книги А. Дорохова «Сердце на ладони». Рассказ называется «Спящее сердце» (с. 18)

Что же интересного вы узнали из этого рассказа?

Ученики ( отвечают).

Учитель.

А можно ли остановить льющуюся кровь?

Ученики.( отвечают, опираясь на свой опыт.)

Учитель. В учебнике у вас есть правила, как остановить кровотечение. Дома изучите их самостоятельно. В тетрадях по окружающему миру постарайтесь проиллюстрировать любые два( по выбору.)

Группа детей (более подготовленные ) выполнят задания №50-52 из рабочей тетради (авторы Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков.)

6.Итог урока.

Учитель.

Что нового вы узнали на уроке?

На каком этапе урока вам было трудно? Легко? Интересно?

Источник

Учитель: Сегодня наш урок посвящен проблемам сохранения здоровья.

Послушайте отрывок из сказки Кэрола Доннера “Тайны анатомии” и скажите, о каком процессе, происходящем в нашем организме, идет речь. Герои сказки Вольняшка, Макс и Молли.

“…Они влетели в левое предсердие, а оттуда сквозь двустворчатый клапан – в огромный левый желудочек. Его бугристые стенки мощно сжались, и их выкинуло в широченный кровеносный сосуд.

Аорта! – взвизгнул Вольняшка, едва вновь собрался. Аорта чуть растянулась, напряглась и выбросила их в одно из многочисленных своих разветвлений.

Это артерия, ведущая к голове, – объяснил им эритроцит, на котором ехал Молли.

Артерия несет кровь от сердца к клеткам, – поспешил добавить Вольняшка. – Кровь в них находится под большим давлением, а потому артериям нужны большие стенки, чтобы не разорваться.

Позади них гремело сердце, и после каждого удара они ощущали мощь, которая гнала их вперед… Они повернули раз, другой, третий и поплыли все медленнее.

А вот и капилляры начинаются! – возвестил Вольняшка, когда ответвляющиеся сосуды стали совсем узкими. – Сделаем еще кружок?…”

Ученик: В данном отрывке речь идет о процессе кровообращения.

Учитель: Что такое кровообращение?

Ученик: Кровообращение – это процесс непрерывного движения крови в организме.

Учитель: Давайте вспомним путь крови в организме человека. Выполните задание на карточке, см. рис. 1.

Рис. 1

Ученики, работая в парах, выполняют задание.

По окончании слушаем одного из учеников.

Учитель: Кровь движется от предсердий к желудочкам по артериям, капиллярам, венам и опять к предсердиям. Что заставляет кровь двигаться именно в этом направлении? Какие существуют законы, по которым осуществляется её одностороннее непрерывное движение?

Тема урока: “Законы движения крови по сосудам”

Учитель записывает тему на доске, а ученики в тетрадях.

Учитель: Кровь – это жидкость, движущаяся по кровеносным сосудам. Приведите еще примеры движения жидкости по сосудам, с которыми мы встречались в курсе биологии.

Ученики приводят примеры движения воды и минеральных и органических веществ по сосудам и ситовидным трубкам растения.

Учитель: Во всех случаях действуют одни и те же законы. Законы движения жидкости изучаются в курсе физики. Разобраться в них нам поможет Иванов Миша.

Слушаем ответ ученика, который самостоятельно дома готовил этот вопрос, консультируясь с учителем физики. В ходе рассказа ученик вывешивает на доске основные тезисы своего выступления.

Тезисы выступления Иванова Миши:

  • Для движения жидкости по сосудам необходима энергия, создающая давление.
  • Жидкость двигается из мест с большим давлением в места с меньшим давлением.
  • Скорость течения жидкости зависит от суммарного поперечного сечения сосудов.
  • Чем меньше суммарное поперечное движение сосудов, тем больше скорость течения жидкости.
  • Один и тот же объем жидкости проходит с большей скоростью более узкие участки, чем более широкие.

Учитель: Опираясь на эти знания, рассмотрим движение крови по кровеносным сосудам.

В ходе работы вам предстоит выполнить задание на карточке, а в конце урока мы к нему обратимся.

Текст задания:

Сердце, сокращаясь, создает ______________ крови в сосудах. Наибольшее давление в ___________________, наименьшее в ___________________. Кровь движется из мест с __________________давлением, в места с ______________ давлением. Чем больше давление, тем __________________скорость тока крови. Исключение составляют _________________. Максимальная скорость тока крови в _____________, минимальная в ____________. Это имеет важное значение для осуществления ________________между кровью и тканями организма. Скорость тока крови зависит от ____________________. Скорость тока крови в венах ________________, чем в капиллярах, т.к. они имеют ______________суммарный просвет сосудов.

Учитель: Выясним, откуда берется энергия, на что она расходуется?

Ученик: Энергию создает сердце, которое сокращаясь под давлением выталкивает кровь в кровеносные сосуды. Эта энергия тратится на трение клеток крови друг о друга, о стенки кровеносного сосуда, на придание скорости движущейся крови.

Учитель: Итак, сердце сокращаясь создает давление. Обратитесь к заданию 1, см. рис. 2 и ответьте на поставленные вопросы.

Рис. 2

Ученики, работая в парах, обсуждают первое задание.

Ученик: По мере удаления от сердца кровяное давление уменьшается, т.к. чем дальше кровеносный сосуд от сердца, тем больше энергии израсходовалось на трение частиц друг от друга и о стенки сосуда.

Уменьшение давления сосуда заставляет кровь течь от сердца к капиллярам, т.к. жидкость течет из мест с большим давлением в места с меньшим давлением.

Учитель: Что же такое кровяное давление?

Учитель прикрепляет к доске карточку “Давление”.

Ученики: Кровяное давление – это давление крови на стенки кровеносных сосудов.

Читайте также:  Удаление сосудов домашних условиях

Учитель: Различают давление систолическое (верхнее, максимальное), оно равно у взрослого человека 110-120 мм рт.ст., диастолическое (нижнее, минимальное) – 70-80 мм рт.ст.

Разница между систолическим и диастолическим давлением составляет пульсовое давление. Какова его величина? (Ученики – 40 мм рт.ст.)

В ходе рассказа учитель прикрепляет по словом “Давление” карточки со словами:

  • “систолическое” – 110-120 мм рт.ст.
  • “диастолическое” – 70-80 мм рт.ст.
  • “пульсовое” – 40 мм рт.ст.

Учитель: Ребята, рассчитайте собственное артериальное давление по формуле:

АД верхн. = 1,7 х возраст + 83

АД нижн. =1,6 х возраст + 42 [6]

Ученики рассчитывают собственное АД.

Учитель: Сравним полученные результаты с предложенными данными.

Почему вы получили меньшие значения?

Это связано с тем, что у детей из-за большой эластичности стенок артерий давление крови ниже, чем у взрослых людей. В пожилом и старческом возрасте давление повышается из-за уменьшения эластичности стенок сосудов.

Учитель: Кроме давления движение крови характеризует скорость.

Учитель прикрепляет на доску карточку “Скорость”.

Можем ли мы с вами сейчас измерить скорость тока крови в каком-либо из кровеносных сосудов?

Обсуждаем предложения учащихся.

Нажмите на ноготь большого пальца указательным. Ноготь большого пальца станет белым, т.к. из капилляров, находящихся под ногтем, кровь будет выжата. Теперь нужно убрать указательный палец с ногтя большого пальца и проследить, через сколько секунд он порозовеет. Секунды рассчитываем про себя. Измерьте длину ногтя от его корня до части, где кончается розовая окраска. Разделив длину пути на время, мы найдем скорость. [2]

Ученики проводят измерения и сообщают результат – 0,5 см/c.

На самом деле, скорость тока крови в капиллярах ниже, поскольку кровь двигалась не только по капиллярам, но и по мелким артериям (артериолам). Фактически мы определили скорость движения крови в артериолах. Сравним ее со скоростью движения крови в других кровеносных сосудах.

Учитель вывешивает таблицу “Движение крови в организме” и на соответствующие кровеносные сосуды прикрепляет карточку с величиной скорости тока крови: аорта – 500-600 мм/c:

  • артерии – 150-200 мм/c,
  • артериолы – 5 мм/c,
  • капилляры – 0,5 мм/c,
  • средние вены – 60-140 мм/c,
  • полые вены – 200 мм/c.

Учитель: Опираясь на законы, подумайте, какие из этих сосудов будут иметь максимальный, а какие минимальный суммарный просвет?

Ученики: Максимальный суммарный просвет должные иметь капилляры, а минимальный – аорта.

Учитель: Суммарный просвет капилляров в 600-800 раз больше, чем в аорте; в венах – в 1,2-1,8 раз больше, чем в аорте.

Давление и скорость, сопоставим эти две характеристики. Выполните задание 2, см. рис. 3.

Что заставляет кровь течь по сосудам окружающий мир

Рис. 3

Ученики, работая в парах, обсуждают ответы на предложенные вопросы.

Ученики: Скорость движения крови в капиллярах минимальная, т.к. капилляры имеют максимальный суммарный поперечный просвет. Это необходимо для того, чтобы осуществился обмен веществ между капилляром и клеткой.

В артериях, артериолах и капиллярах чем больше давление крови, тем выше скорость тока крови.

В капиллярах, венулах, венах давление крови уменьшается, а скорость тока крови растет. Но это не противоречие, один и тот же объем жидкости проходит быстрее более узкие участки, чем более широкие.

Учитель: Обратитесь к заданию, о котором шла речь в начале урока. Подумайте, обсудите в парах и заполните пропуски на карточке.

Ученики выполняют задание. Проводят анализ его выполнения.

Учитель: Давление и скорость, какая из этих величин используется в диагностике состояния сердечно-сосудистой системы?

Ученики: Давление.

Учитель: Почему каждый человек должен следить за изменением своего АД?

Ученики: Отклонение в АД от нормы говорит о нарушении гомеостаза, и это может стать причиной болезни.

Учитель: Какие вам известны заболевания, связанные с нарушением АД?

Учитель:

Гипертония – повышенное АД.

Гипотония – пониженное АД.

Учитель в колонку “Давление” прикрепляет карточки со словами:

  • “гипертония”,
  • “гипотония”,
  • “тонометр” – прибор для измерения АД.

Учитель: Задумайтесь над такими фактами: число людей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, увеличивается, в нашей области 14,2% людей страдают болезнями органов кровообращения (II место по числу больных людей после болезней органов дыхания).

У 9% девятиклассников нашей школы в прошлом учебном году отмечались нарушения в сердечно-сосудистой системе.

Как не допустить возникновения заболеваний в сердечно-сосудистой системе? Какой образ жизни каждый из нас должен вести?

Слушаем сообщение о факторах, способствующих возникновению сердечно-сосудистых заболеваний, и у себя в тетради фиксируем правила здорового образа жизни.

Слушаем сообщение ученика, завершаемое кадрами из фильма “Анатомия и физиология человека. Кровообращение.” о влиянии алкоголя и никотина на процесс кровообращения. Проверяем результаты работы в тетрадях и оформляем их на доске, прикрепляя правила здорового образа жизни:

  • физическая активность;
  • рациональное питание;
  • положительные эмоции;
  • не курить;
  • не употреблять алкоголь.

Учитель: Как говорил Козьма Прутков: “Нельзя объять необъятное”. Вопрос о движении крови очень многозначен, разговор будет продолжен на следующих уроках. Мы более подробно разберем вопросы гигиены органов сердечно-сосудистой системы и ее влиянии на здоровье человека в целом.

Список литературы

  1. Батуев А.С. и др. Биология. Человек. 9. М., 1996.
  2. Воронин Л.Г., Маш Р.Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека. М., 1981.
  3. Гальперин С.И. Физиология человека и животных. М., 1977.
  4. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. М., 1985.
  5. Карлович И.А. Природа и экология Владимирской области. Владимир, 1996.
  6. Никишов А.И., Рохлов В.С., Человек и его здоровье. Дидактический материал. М., 2001.

Источник