Что заставляет кровь течь по сосудам окружающий мир 4 класс

Что заставляет кровь течь по сосудам окружающий мир 4 класс thumbnail

Тема: Система кровообращения человека

Цель: формировать понятия особенностей строения и роли системы кровообращения, механизма работы сердца для человека, выделить основные правила поведения для сохранения здоровья, привить навыки оказании первой помощи при парезах и царапинах.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Повторение ранее изученного материала по теме «Дыхательная система»

  1. Активизация мыслительной деятельности

Вопросы для фронтальной беседы:

Что такое кровь?

Где она находится в нашем организме?

Почему она движется?

– Вы уже многое знаете о системе кровообращения, давайте же и сегодня обсудим эти важные вопросы.

Слайд 1 – Итак, тема нашего урока «Система кровообращения человека».

  1. Изучение нового материала

Слайд 2 – Кровь – самая важная ткань нашего организма. В ней находятся различные клетки, каждая из которых выполняет важную функцию.

Слайды 3-4 – Вот лишь часть важных клеток крови.

Эритроциты переносят кислород и питательные вещества по телу. В 1 куб. мм крови здорового человека до 5 млн. эритроцитов

Лейкоциты защищают организм от болезней, обезвреживают и поглощают проникшие в организм микроорганизмы

Тромбоциты участвуют в свёртывании крови – останавливают кровотечение

Слайд 5 – Функции крови:

  • Переносит питательные вещества ко всем участкам организма.

  • Участвует в удалении вредных для организма веществ.

  • Клетки крови переносят глюкозу и кислород.

  • Клетки крови борются с инфекциями.

  • Клетки участвуют в восстановлении поврежденных сосудов, остановке кровотечений при порезах.

Слайд 6 – Кровь внутри нас движется постоянно по специальным сосудам – артериям и венам

Слайд 7 – Артерии – сосуды, в которых течет кровь насыщенная кислородом.

  • Вены – сосуды, по которым движется кровь, содержащая углекислый газ.

  • Сосуды делятся на более мелкие – капилляры.

Слайд 8 – Кровь, текущая по артериям – артериальная, алая, течёт толчками

Кровь, текущая по венам – венозная, тёмная, содержит углекислый газ, течёт спокойно.

Слайд 9 – В организме человека выделяют два круга кровообращения

  • Благодаря малому кругу, кровь наполняется кислородом и теперь спешит отдать его всем органам и клеточкам. Назад, к сердцу она направляется уже «отработанной», без кислорода.

  • Очень важно, что кровь, богатая кислородом, и кровь «отработанная» никогда не смешиваются. Наполненная кислородом кровь занимает левую половинку сердца, а «отработанная» – правую.

Слайд 10 – Это интересно!

Чтобы дойти до лёгких и вернуться в сердце, крови требуется от 5 до 7 секунд.

А от сердца до головного мозга и обратно – 8 секунд

Самый долгий путь – к пальцам ног и назад. Он занимает целых 18 секунд.

Слайд 11 – Что же заставляет двигаться кровь по сосудам? Конечно же неутомимое сердце!

День и ночь стучит оно,

Словно бы заведено.

Будет плохо если вдруг,

Прекратится этот стук.

– Сегодня нам известно практически все о кровеносной системе, а 2 тыс. лет назад врачи старались разгадать, как работает сердце. Только в 17 веке английский учёный Уильям Гарвей доказал, что сердце – это насос для перекачки крови.

Слайд 12 – Где расположено сердце? Покажите на себе. /Уточнение расположения/

Слайд 13 – Сердце – это орган относительно небольших размеров, примерно со сжатый кулак.

В основном состоит из мышечной ткани, благодаря которому оно постоянно перекачивает кровь.

Средняя масса -250-350 г. Находится внутри околосердечной сумки.

Слайд 14 – Этот «насос», делится на левую и правую половины, каждая из которых еще делится на две части: два предсердия и два желудочка. В сердце 3 слоя ткани, самый важный из них средний – мышечный. Именно он, сокращаясь, позволяет сердцу работать, как насос.

Слайд 15 – Это интересно!

  • За 1 минуту сердце перекачивает 4 л крови, быстро идёшь – 10-12 л, за год 3000 тонн, за жизнь – 250 млн литров!

  • За сутки сердце сжимается и расслабляется 100000 раз

  • Пульс маленьких птиц 200 ударов в минуту, у кошки -130, у лошади -35, у слона -25, у человека -60-70, у детей -90, у новорождённых -140 ударов в минуту. Подумай почему?

Слайд 16 – Пульс является важным показателем здоровья человека. Он определяется частотой сердечных сокращений (количество ударов) за 1 минуту.

Как измерить свой пульс?

Для подсчета пульса указательный и средний пальцы правой руки положите на запястье левой руки (вдоль артерии напротив большого пальца) и прижмите к поверхности кости. Левая рука должна при этом находиться в полусогнутом положении, мышцы расслаблены. Подсчитайте количество ударов за 1 минуту.

Слайд 17 – Измерь свой пульс:

  1. В состоянии покоя

  2. После 15 приседаний

Запиши в тетрадь и сравни с результатами товарища.

Почему разные результаты?

Слайд 18 – Как оказать пострадавшему первую помощь при порезах или царапинах, синяках?

  • Обращайтесь аккуратно с колющими и режущими инструментами и предметами, храните их в специально отведенных местах.

  • Если вы поранились!

  • Порез или царапина – неглубокие повреждения кожных покровов, в результате которых началось кровотечение.

  • Обработайте места незначительных порезов и царапин, следует смазать зеленкой или йодом и перебинтовать.

  • В более серьезных случаях обратитесь к врачу.

Слайд 19 – Как оказать пострадавшему первую помощь при ушибах и проявлении синяка?

  • Ушиб – это закрытое повреждение тканей или органов без нарушения кожных покровов.

  • Синяк образуется потому, что в результате ушиба повреждаются мельчайшие сосуды и кровь скапливается под кожей.

  • При этом необходимо наложит повязку, холодный компресс на 15-20 минут.

Слайд 20 – Что нужно делать, чтобы сердце работало долго?

  • Необходимо тренировать сердце физическими нагрузками.

  • Важно соблюдение режима дня – распорядка труда, отдыха, сна, питания, занятий физическими упражнениями.

  • Биологической основой режима дня являются суточные ритмы (биоритмы) человека.

  1. Закрепление изученного материала

Читайте также:  Что полезно принимать для сосудов

Слайд 21 – Ответьте на вопросы:

  • Почему движение крови в организме называют кровообращением?

  • В чем состоит основная задача сердца?

  • Как работает сердце?

  • Можно ли сердце назвать «вечным двигателем»? Поясните свой ответ.

  • Как сохранить сердце здоровым?

  1. Подведение итогов урока. Оценивание работы обучающихся.

Слайд 22 – Домашнее здание: § 32 прочитать. Ответить на вопросы 1-2, стр. 124.

Источник

ДВИЖЕНИЕ КРОВИ В ОРГАНИЗМЕ.

(урок окружающего мира в 4классе.)

Т.П.Митрофанова,

учитель начальных классов

высшей категории.

Цели:- Продолжить знакомить учащихся с движением крови в нашем организме.

-Дать знания о том, что заставляет двигаться кровь по телу.

-Развивать познавательную активность, умение мыслить.

Оборудование:

1. Плакат «Большой и малый круги кровооб ращения.

2. Муляж сердца..

3. Иллюстрации из книги Кэрола Доннера «Тайны анатомии», с. 46.

4. Книга А. Дорохова «Сердце на ладони»- М.: Просвещение, 1996.

5. Книгa Иржины Стрежньовой «Я-человек, ты-человек»-М.:

Просвещение, 1990.

6.Перфокарты…

7. Сигнальные карты.

Ход урока.

1. Целевая установка.

Учитель. Ребята, перед вами на доске слова, исследуйте их; на какие

группы мы их можем распределить?

На доске записаны слова: печень, желудок, легкие, кишечник,

бронхи, пищевод.

– Двое из вас сейчас выйдут к доске, выполнят задания на страничках «Познай себя» и «Узнай себя».

Познай себя! Узнай себя!

ликвор 200

альвеолы 32

эритроциты 300 гр.

лейкоциты 1,5 – 2 кг.

Учитель. Итак, на какие группы вы распределили данные на доске слова?

Учащиеся. Органы дыхания (легкие, бронхи), органы пищеварения (желудок, кишечник, пищевод).

Учитель. А я распределила их вот на такие группы:

1 группа- кишечник, легкие, печень, желудок,

2 группа – все остальные слова.

– По какому принципу я их распределила? Подумайте?

Ученик. 1 группа – это органы, которые являются базой снабжения нашего организма питательными веществами и кислородом.

Учитель. А кто разносит по всему организму питательные вещества и кислород.

Ученик. Кровь.

  1. 2. Постановка проблемы.
  2. На уроках окружающий мир мы всегда открываем для себя что-то новое, интересное и этот урок не будет исключением. Сегодня ваш багаж знаний пополнится новыми сведениями. Послушайте рассказ и постарайтесь определить тему урока.

-В среду утром во всей школе царила тишина, и вдруг из 4»А» донёсся страшный крик .

Что случилось? Это Вадим, вместо того чтобы внимательно слушать, строгал что-то под партой и – р-раз! – резанул себе палец! Кровь так и полилась струёй. Хотя обычно Вадим ходит герой героем, на этот раз он завопил: «Спасите!» Вид крови привёл его в ужас, видно, он решил, что изойдёт кровью и, того гляди, умрёт. Однако от небольшого пореза не умирают. Достаточно обработать ранку, и всё заживёт. Вадим порезал палец, Маринка разбила коленку, Слава поцарапал нос. Данил ободрал локоть. Палец, нос, колено, локоть… из каждого пораненного места течёт кровь. Как это так? Где же тогда находится кровь в нашем теле? Неужто повсюду?

-А как вы думаете?

-Вы все видели капельку крови. Опишите её.

-Вы уверены, что у вас полные знания о значении крови в организме?

  1. Кто догадался, какой же будет тема нашего урока. Сформулируйте её?

При помощи таблицы задайте вопросы к теме.

УЗНАЮ:

Ответы детей.

ЧТО?

КАК?

Почему?

что заставляет кровь двигаться по организму

как движется кровь в организме,

Почему кровь из правой и левой половины сердца никогда не смешивается?

Учитель. Сформулируйте цель нашего урока.

-Какие цели вы поставите для приобретения новых знаний?

Дети.

Цели:

-расширять знания об организме человека;

-познакомиться с составом крови, её значении в жизни человека;

-развивать интерес к познанию «самого себя»;

-воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Дети.

Учитель. Правильно. Сегодня поговорим о том, как движется кровь в организме, а еще вы узнаете, что заставляет кровь двигаться по организму.

А сейчас мы проверим , как наши товарищи выполнили задание на доске. (Дети проверяют задание с помощью сигнальных карточек).

Познай себя!

Ликвор – жидкость в черепе.

Альвеолы – легочные пузырьки.

Эритроциты – красные шарики крови.

Лейкоциты – белые шарики.

«Узнай себя»

200 – костей в скелете

32 – зуба

300 г- вес сердца

1 ,5 – 2 кг – весит печень

8 метров – длина кишечника.

3. Актуализация опорных знаний.

Учитель. А сейчас задание для всего класса. «Узнай себя». Я вам зачитаю отрывок из книги Кэрол Доннера «Тайны Анатомии». Что это может быть? «Без нас тело не могло бы существовать, но наши обязанности несколько однообразны, что ни говори, движемся и движемся по кругу. и так без конца: в легкие забираем кислород; клеткам отдаем кислород и забираем углекислый газ».

Ученики. Это эритроциты крови.

Учитель. «Если проникшие в организм микробы очень сильны, мы массами гибнем в борьбе с этой инфекцией. Миллионы наших мертвых тел образуют всем вам известный гной»

Ученик. Это лейкоциты.

4. Работа над новой темой.

Учитель. Кровь – жидкость, не имеющая себе равных. Ее невозможно изготовить ни на химическом заводе, ни на заводе по изготовлению лекарств. Человеческая кровь образуется только в живом теле, в костях человека. Открытие новых знаний.

Сегодня мы будем говорить о крови, узнаем состав крови и выясним её значения для человека.

Читайте также:  Фото врастания сосудов в роговицу фото

Работа по учебнику с. 33.

  1. откройте учебник с.33 (рисунок)
  2. Прочитайте заголовок. Работа в парах.
  3. Рассмотрите рисунки. Сделайте предварительные выводы о значении крови для человека. Запишите их.
  4. Проверяем. Зачитайте свои выводы.
  5. Слайд Как работает кровь.
  6. Разносит питательные вещества;
  7. снабжает клетки кислородом;
  8. поддерживает постоянную температуру тела;
  9. выводит вредные вещества;
  10. защищает от вредных микробов.
  11. Итак, мы видим, что кровь выполняет роль транспортировщика, кондиционера, снабженца, уборщика, защитника, как же она успевает справиться со всеми своими обязанностями?
  12. Рассмотрите свои руки (кисти, запястья) с наружной и внутренней стороны.
  13. Что вы видите? (Кровеносные сосуды в виде голубоватых полосок).
  14. Слайд. Кровеносные сосуды.
  15. Кровеносные сосуды в нашем организме разные по длине и ширине.Толстые сосуды постепенно разветвляются на более мелкие и пронизывают всё наше тело, образуя целую сеть, даже в коже.

Учитель. Ребята, подумайте. А что заставляет кровь двигаться по нашему телу?

Ученик. Это сердце.

Учитель. Сейчас вы посмотрите инсценирование рассказа «Сердце- не медовый пряник» из книги И.Стрежньовой. После просмотра вы должны

будете ответить на следующие вопросы.

Вопросы и задания на доске:

1. Что такое сердце?

2. Почему кровь из правой и левой половины сердца никогда не смешивается?

3. Показать малый круг кровообращения.

4. Показать большой круг кровообращения.

Дети инсценируют рассказ.

Учитель. Что нового вы узнали из этого рассказа? Какие цифры вы отобрали бы для странички «Узнай себя».

Учащиеся. 20 секунд – кровь успевает обежать весь организм.

60 – 80 раз сердце сокращается за 1 минуту.

5 литров – крови у человека.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. (2 упражнения на развитие быстроты движений. «Уроки Геркулеса»).

5. Закрепление изученного.

Учитель. Итак, мы знаем, что в организме человека 5 литров крови. А вся ли кровь движется по кровяному руслу? Как вы думаете?

Дети.

По кровяному руслу движется только половина крови. А половина находится в кровяном «депо» – селезенке, печени, коже.

Учитель.

Вам приходилось наблюдать, наверное, если человек ранен, лицо у него становится бледнее? Почему?

Ученики. Кожа отдала из своего запаса кровь тому органу, который в ней нуждается.

Учитель. А вы, ребята, также замечали, если долго не тренировались, и вдруг много побегали, то у вас тут же заболит в боку. Почему?

Учащиеся. Мы бегаем, мышцы много работают, им нужно усиленное питание, мышцам печень или селезенка отдают свои запасы крови. Это происходит очень быстро, и у нетренированного человека отток крови из печени или селезенки вызывает боль.

Учитель. А теперь разрешите такую ситуацию. Почему это произошло? На металлический треугольник положили ровную доску. (По типу весов). На доску положили человека. Оба конца привели в равновесие. Человеку предложили решить в уме сложную задачу. И вот тот конец, где находится голова, опустился. Объясните, почему это произошло?

Ученик. Усиленно заработали клетки мозга, отвечающие за решение задачи. Кровеносным сосудам пришлось направить усиленное питание. Сюда побежала большая часть поступающей в мозг крови.

Учитель. Итак, работающий орган получает больше крови. Но кровь в организме должна двигаться только в одном направлении, по точному маршруту.

Опираясь на схему, данную у вас в учебнике, заполните пропуски в перфокарте.

У ребят перфокарта.

Из полой вены в, оттуда в правый , из нeгo в ,из легких в предсердие, затем в левый желудочек, а из него через в артерии.

(После работы с перфокартой, идет взаимопроверка. Дети оценивают работу друг друга.)

Учитель. Сердце постоянно работает. Сердце нельзя остановить ни на минуту.

Если остановится сердце, человек погибнет. А если у человека больное сердце, можно ли сделать операцию? Как вы думаете? Любой орган можно закрепить неподвижно на то время, пока длится операция. Но как быть с сердцем, которое бьется в твоих руках, словно только что снятая с удочки рыба?

Ученики (отвечают, опираясь на свой опыт).

Учитель. Сейчас я вам прочитаю рассказ из книги А. Дорохова «Сердце на ладони». Рассказ называется «Спящее сердце» (с. 18)

Что же интересного вы узнали из этого рассказа?

Ученики ( отвечают).

Учитель.

А можно ли остановить льющуюся кровь?

Ученики.( отвечают, опираясь на свой опыт.)

Учитель. В учебнике у вас есть правила, как остановить кровотечение. Дома изучите их самостоятельно. В тетрадях по окружающему миру постарайтесь проиллюстрировать любые два( по выбору.)

Группа детей (более подготовленные ) выполнят задания №50-52 из рабочей тетради (авторы Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков.)

6.Итог урока.

Учитель.

Что нового вы узнали на уроке?

На каком этапе урока вам было трудно? Легко? Интересно?

Источник

МЫ

И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

4 КЛАСС

Тема: Значение кровеносной системы. Путь крови.

Цель: Продолжать знакомить обучающихся со значением, составом и свойствами крови.

Прививать навыки здорового образа жизни.

Развивать познавательную активность.

Оборудование: муляж сердца, таблица – «Кровеносная система».

Ход урока

Организационный момент.

Человек познал природу

В тайны мира он проник.

Знает все о всем, но все – же

У него вопрос возник:

Все ли знаю о себе я,

Как живет мой организм,

И полезно для здоровья,

То, что делать я привык?

Вопросов больше, чем ответов.

Кто даст полезный мне совет?

Что мы ответим человеку?

Если вопрос такой возник?

Ответ возьмешь из умных книг!

Проверка усвоения предыдущей темы.

Сейчас мы вспомним материал предыдущего урока.

Разгадав кроссворд, вы узнаете отгадку к загадке и вспомните основные понятия из темы «Значение кровеносной системы. Кровь»

Читайте также:  От линз лопаются сосуды

День и ночь стучит оно,

Словно бы заведено.

Будет плохо, если вдруг

Прекратится этот стук. (Сердце)

КРОССВОРД.

1. Что переносит кровь по всем тканям?(8 букв – кислород).

2. Как по – другому можно назвать белые и красные ….( 6 букв – тельца)

3. Как называются пластинки, которые помогают крови сворачиваться? ( 10 букв – тромбоциты)

4. Препарат, которым нужно смазать кожу вокруг ранки.( 3 буквы – йод)

5. Белые кровяные клетки. (9 букв – лейкоциты)

6. Защита человека от заболевания (9 букв – иммунитет)

Какова же отгадка? Сердце. Показ муляжа.

Сообщение темы и целей урока

Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке?

Сегодня мы продолжим изучение кровеносной системы.

И в течение урока нам предстоит найти ответы на следующие вопросы:

– Что заставляет кровь двигаться?

– По какому пути кровь добирается до каждого органа, до каждой клеточки организма человека?

– Почему в сердце не смешивается артериальная кровь и венозная?

Практика под руководством учителя

– Приложите руку к левой стороне груди.

– Что вы чувствуете? (Как бьется сердце.)

– Что такое сердце? Прочитайте об этом на с. 36 – 38 (до вопроса)

– Что собой представляет сердце? (Особая мышца)

Обобщение

Показ муляжа.

Сердце – центральный орган кровеносной системы, нагнетающий кровь в артерии и обеспечивающий ее возврат по венам. Это мускульный орган, который в отличие от других мускулов никогда не устает.

– Каковы размеры сердце? Сожмите кулак. Вот таких размеров ваше сердце.

– Какую работу выполняет сердце? (Гонит кровь по сосудам)

Ответим на первый вопрос, который я задала вам в начале урока.

Наблюдения.

Посмотрите на запястье. Что вы видите? (Голубые линии кровеносных сосудов).

Как называются эти сосуды? (Вены и артерии).

Показ на таблице.

Как видим, сосуды расположены не по всей поверхности. Почему же тогда отовсюду, где рана, течет кровь?

( Есть еще боле мелкие сосуды – капилляры очень тоненькие, тоньше волоса. Капилляры – от латинского слова волосной)

Изучение темы урока

Самостоятельная работа в парах

Прочитайте текст на с. 38 – 39.

Составьте сообщение о том, как кровь движется по кровеносному кругу.

Рассмотрите рисунок на стр. 37.

Рефлексия.

Демонстрируется движение крови по организму человека при помощи капельки крови, по таблице «Кровеносная система».

Сообщения детей.

Обобщение.

Совершая полный круг кровообращения, кровь дважды проходит через сердце. В первый раз кровь из правого желудочка сердца попадает в легкие. Там она насыщается кислородом, который ты вдыхаешь. Затем она попадает в левое предсердие, откуда поступает к остальным частям тела и снабжает их кислородом и другими питательными веществами. После этого кровь возвращается к сердцу, и цикл начинается сначала.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Работа в тетради с. 26 № 51

ЭКСПЕРИМЕНТ.

Проведем эксперимент.

– Приложите пальцы на запястье на артерию, что чувствуете? Что это? Это ритм сердца – пульс.

Посчитайте пульс в спокойно состоянии, запишите результат.

( Засекаю 15 секунд, учащиеся считают количество ударов, затем полученное число умножают на 4 ) Почему * на 4 ?

– По команде делаем 10 глубоких приседаний(звучит музыка)и снова считаем, результат записываем в тетрадь.

Делаем вывод.

Сравните с предыдущим результатом. Что можете сказать? Объясните, почему получили такой результат?

Когда вы обращаетесь к таким видам деятельности, которые требуют усилий, например, бегаете, то вашим мышцам нужно больше кислорода, так как они работают напряженнее. Сердцу также приходится работать интенсивнее, перекачивая кровь по вашему организму быстрее, чтобы обеспечить его кислородом. Если кровь не доберется до мышц быстро, то они не получат достаточного количества кислорода и начнут болеть. Это явление называется усталостью мышц.

РАБОТА С ИЛЛЮСТРАЦИЕЙ С. 37

Нам осталось ответить на 3 вопрос

– Почему кровь не смешивается в сердце?

Ответы детей.

Объяснение учителем.

Показ на муляже.

Сердце разделено продольной перегородкой на не сообщающиеся между собой половины – правую и левую.

В правой течет венозная кровь, а в левой – артериальная. В верхних частях обеих половин расположены предсердия, в нижних – правый и левый желудочки. Таким образом, как и у других млекопитающих, сердце человека разделено на 4 камеры.

Кровь течет в нужном направлении благодаря односторонним клапанам между полостями. В клапанах есть выступы, которые открываются, когда кровь проходит через клапан. Затем закрываются, чтобы кровь не потекла в обратном направлении. При закрытии клапана возникает звук, который мы называем «биение сердца»

Итог урока

Тест:

– Что заставляет кровь двигаться?

1. почки

2.печень

3.сердце

– Какого цвета артериальная кровь?

  1. черная
  2. желтая
  3. белая
  4. алая

– Какого цвета венозная кровь?

  1. зеленая
  2. темно – вишневая
  3. фиолетовая
  4. синяя

– Какие сосуды называются артериями?

  1. Тонкие
  2. Несущие кровь от сердца к капиллярам

– Какие сосуды называются венами?

  1. Крупные и толстые.
  2. несущие кровь к сердцу.

– Какой орган выполняет работу по очистке крови?

– Что происходило у модниц 19 века, которые затягивали тело в карсет, желая иметь «осиную» талию?

Вы найдете ответы дома на с. 40 – 41

Тетрадь с. 25 №50, с. 26 № 52

Рефлексия урока.

– Какие важные сведения вы получили для себя?

– Где могут пригодиться вам эти сведения?

Я благодарю вас за урок, все сегодня работали хорошо.

Спасибо за урок!

Источник