Что значит красота и почему ее обожествляют люди сосуд она
Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.
Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Анализ стихотворения «Некрасивая девочка» Заболоцкого
Тема различий внешней и внутренней красоты поднимается в произведениях поэтов разного времени, и возможно, будет звучать еще долгое время. В своем стихотворении «Некрасивая девочка» Николай Заболоцкий описывает внешность главной героини без использования метафор и гипербол – он пишет то, что видит: «черты лица остры и некрасивы», «рот длинен, зубки кривы». Это простая маленькая девочка в дырявой рубашке, отличающаяся от своих сверстников внешностью, которую обыватель назвал бы дурной, некрасивой и отталкивающей.
Но в противовес внешней «некрасивости», автор произведения тонко подмечает ее характер, ее внутреннюю красоту, тот самый огонь, который горит внутри сосуда и тот, что есть истинная красота. Заболоцкий отмечает, что чужая радость для девочки точно так же, как и своя, она еще не делит, как взрослые, на свое и чужое все то, что ее окружает. Она чиста в своей детской наивности, и своим произведением автор как будто просит читателя все-таки обращать внимание именно на красоту внутри, а не то, что снаружи.
Размышляя о том, что же ждет девочку в будущем, автор с горечью подмечает, что со временем, подрастая, бедный ребенок поймет, что среди своих сверстниц она всего лишь «бедная дурнушка», над которой будут подшучивать или же дружить из жалости. Выделяется то, что большее внимание отводят внешности, а не душе и сердцу, что в современном даже автору мире то, что снаружи ценится гораздо больше, чем то, что внутри. И все же поэт надеется, что даже чужие насмешки не осквернит чистую душу, а грязный мир не заполнит сердце пороками и завистью. Он рассуждает на тему того, что же все-таки есть красота – пустой сосуд, или огонь, мерцающий в сосуде.
Портрет ребенка создается Заболоцким не с помощью метафорических описаний, автор прибегает к четким эпитетам: «худая рубашонка», «колечки кудрей» и т.д. Однако, размышляя на тему чувств, а затем и будущего некрасивой девочки, начинают появляться и метафоры- «охваченная счастьем бытия», «…радость так же, как своя, томит ее и вон из сердца рвется», «младенческая грация души».
Стихотворение можно отнести к жанру элегии, поскольку его автор рассуждает об одном из вечных философских вопросов – что есть истинная красота. Преобладающий настрой произведения – грустный. Размер стихотворения – пятистопный ямб. Представлены разные типы рифмы – параллельная, кольцевая, перекрестная. Встречается и женская, и мужская рифмы.
- Следующий стих → Николай Заболоцкий – Неудачник
- Предыдущий стих → Николай Заболоцкий – Не позволяй душе лениться
Читать стих поэта Николай Заболоцкий – Некрасивая девочка на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.
Источник
На этой странице читайти стихи «Некрасивая девочка» русского поэта Николая Заболоцкого, написанные в 1955 году.
Среди других играющих детей Она напоминает лягушонка. Заправлена в трусы худая рубашонка, Колечки рыжеватые кудрей Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы, Черты лица остры и некрасивы. Двум мальчуганам, сверстникам её, Отцы купили по велосипеду. Сегодня мальчики, не торопясь к обеду, Гоняют по двору, забывши про неё, Она ж за ними бегает по следу. Чужая радость так же, как своя, Томит её и вон из сердца рвётся, И девочка ликует и смеётся, Охваченная счастьем бытия. Ни тени зависти, ни умысла худого Ещё не знает это существо. Ей всё на свете так безмерно ново, Так живо всё, что для иных мертво! И не хочу я думать, наблюдая, Что будет день, когда она, рыдая, Увидит с ужасом, что посреди подруг Она всего лишь бедная дурнушка! Мне верить хочется, что сердце не игрушка, Сломать его едва ли можно вдруг! Мне верить хочется, что чистый этот пламень, Который в глубине её горит, Всю боль свою один переболит И перетопит самый тяжкий камень! И пусть черты её нехороши И нечем ей прельстить воображенье,- Младенческая грация души Уже сквозит в любом её движенье. А если это так, то что есть красота И почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде?
Русская и советская поэзия для студентов-иностранцев. А.К.Демидова, И.А. Рудакова. Москва, изд-во “Высшая школа”, 1969.
Другие стихи Николая Заболоцкого
» На рынке
В уборе из цветов и крынок Открыл ворота старый рынок. Здесь бабы толсты, словно кадки, Их шаль невиданной красы,…
» Над морем
Лишь запах чабреца, сухой и горьковатый, Повеял на меня – и этот сонный Крым, И этот кипарис, и этот дом, прижатый К поверхности горы, слились навеки с ним….
» Народный дом
Народный Дом, курятник радости, Амбар волшебного житья, Корыто праздничное страсти, Густое пекло бытия!…
» Начало осени
Старухи, сидя у ворот, Хлебали щи тумана, гари. Тут, торопяся на завод, Шел переулком пролетарий….
» Не позволяй душе лениться
Не позволяй душе лениться! Чтоб в ступе воду не толочь, Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь!…
» Неудачник
По дороге, пустынной обочиной, Где лежат золотые пески, Что ты бродишь такой озабоченный, Умирая весь день от тоски?…
» Новый быт
Восходит солнце над Москвой. Старухи бегают с тоской: Куда, куда идти теперь? Уж Новый Быт стучится в дверь!…
» Ночное гулянье
Расступились на площади зданья, Листья клена целуют звезду. Нынче ночью – большое гулянье, И веселье, и праздник в саду….
» Ночь в Пасанаури
Сияла ночь, играя на пандури, Луна плыла в убежище любви, И снова мне в садах Пасанаури На двух Арагвах пели соловьи….
» О красоте человеческих лиц
Есть лица, подобные пышным порталам, Где всюду великое чудится в малом. Есть лица – подобия жалких лачуг, Где варится печень и мокнет сычуг….
Николай Заболоцкий
Источник
,
?
, ,
, ?
.
, , ,
.
!
. , , . . , .
– , . , , , – , , ! : , , .
, , . , , , , , , , , , . , , . , -. , , , , . , . .
, . , , , , , , , . , , , , , , , , , , , .
, ? – . : , . , ? – -. , , . , , , ! , .
, , . , , , . – : , ; , . . , – – , . , , . , , , , , .
? , ! , , , ? : , , -, , , . , , ( ). (- !), , . , , .
, , , , . . XIX , , : , , , , ..
, , – . :
.
, , ,
.
, – ( !). , ? , . , , . , , . , , . ? , , . , : , , , , .
, ? : ! , , . , ? , , , . ? , . , , , , . , , , , !
-, , , . , , , , ( , : , , , ) : , . , . – , . , ! , , , , , , -, ; , , , , , , .., ..
, , , . , .
,
?
. , , , , , . ( ), : , , , . , . , . , , .
, , . , . , . .
* * *
, !
, .
, . , , . , , . , , . , , . , , . , , . , : , , , ?
: , , , , . , , , , . , – ..
! . , , .
: , . , – . , , – , . , . , , . , , , . , , , , ? , , , , . , , , . : , . , . , , , , !
, , , . . – ! , . – , , . , , , , . , , . .
, , , : , , . , , , , – – , . , , , : , , , , . ? , ? . , ? , . , – , . . , , , , . . , , , , – ! , , , , : , , ! , , , .
, – . , , , , , – , , , , . , . , , , :
, . , , , . , , , , , , . , , , .
, , , , . – , , , , . , , .
, , :
! , , , . , . , , , . ! . , , . ! , , , , . , , , , . , , , . , ! , . ? , – , , ? , , . , ..
: , . , . . . , , , : , . ( ) , , , .[], , – , [] []. ( .) , . , , , , . , , , , .
, , , . , !
. , ,
? . ?
. .
* * *
, (, , , ).
, .
, , . , .
. : ; , , . – , , , . , . – – , . – , , – , – , , . , , .
. , – . , , , . , , , . , – , – , . , – -, 1970- .
– . – , , – . , , , , . , , – , .
, , . ; , , , , . , . , . , : , , , , . . . , . , , , , , , , , , , . , . , , . ,
. . , , , , . ! , ? ? , , . ? , , . , , . . . : : , – . : !. . : . .
, . , ! , , . . , , . , . , – , . , .
, . , , . : , , ? ? ? , – . , , , . , , . . ? , , , , , , . . ! .
: , , – , ? , , – , . , , , ?
( , ), . . , . , , , , . , , , . – , , . . , .
. , , , , , , . , , . . .
. , , , . , , , , . , : . : ! , : , , , , – . !
( ). . , , , . . , . , , !. , (, , , , , !). , . , . , , , , . , , . ! : , , . .
– ! , . , , , , , . , , – . , , , , , , . : , ! , ! , , . . .
: , – , . , , . , . , , , . , , – , – , ! , !
. , – . : , , . , , . . , , . , , – . , , (-, , ). , . . , .
, . . , , . , . !
..
* * *
, , !
, . , . , ! , , , ! , . , , , , , ! , , . – , , , , , .
. : , . , , , . , , , , , ( ), . : , . . , , , – – , , , – . , , : – – . , – . , , . , , , , , .
, , , , , : , . , – . , , : , , , .
, . , . , . .
, . , , , – , . – , . , – , , , .
, – . , – . – : , . , , , , . , . , , , . , – : , ! , , , . , , , , . , , , , .
, ?. , . , , , , . , , . , : , , . , , . , . , , – , . . , : – , . , . , , , . , . : , . , , – , , , . , , .
, , . . , , , , , . , , , , , . , , , ( ), ( ), , , ( ), .. , , , . : . , : ! , – , , ! – . , , :
, ,
,
;
, .
..
,
.
, ?
!
,
!
, ,
, –
,
!
,
,
.
. : , , . . , . . – , – : , ? , , ? , , . , , , . , . , , . XIII : , , ! : , , , , , , , 腻
, , . – , , , , , . , . -. . , ( : , ).
, , :
,
, ,
, ꅻ – .
:
, ,
,
, .
:
-!
.
…
.
, , , ,
,
.
, …
– .
-! ,
.
, !
, , :
.
,
–
.
,
:
.
:
,
,
.
. , . , . XX :
,
,
.
, , , , , , , ( , , , . , , , , . :
.
, , , , . , , , . , . ? !
.
.
– ..
* * *
,
.
, , , . , , , , . , . , , . , , ( ?).
? . : (, ). , , , : , .
. , . , , . , , , . , – . , – , . , , , , , . , , : , , , . , , – : , !.
: – , . , : , , , , . , , : , , . , , ; , ; (, ) – , , , .
, , (, ), , , , , , , . , , , , . . , ! , , .. . , , .
. , , , – , , ! , , . . , , , , . . , , , , , . , , , , , , , , . . , , !, , 80-, , , , . !
, , , ! . , . , ( , ), , . , , . , . . , , , , , , , , ( , , , – , , ). , .
, , , . , , , , , , , . , , , , , , , , -, , . ! , , , , , , , – .
, , – ( ).
. . .
.
* * *
, !
. , , .
, . . . .
, , , , . , .
, , . , , ? – , , , . , . , , , , , , , , , , , . : , , , . , . , , , , . , . , !
, , , , , , , , . , ? , – , . , ? . , , . . , , , , , , , , . . , !
. . , , . . , , , , , , : !
, , : . , , . , , , , , . , , , .
, . , . , . , , ? , , , , , . , . , , , , . : , , , . , , – . , ! , . : – , . , – , , , , , . : . : .
:
. , . , . , . , .
, . , , , . : , . , , . :
– , , .
( ) !
, .
.
.
,
,
, –
, ,
,
.
* * *
, !
. , , , (, ). , . . ? , : ? , . , , , . , , , , . : ? , ?
, , . , : . , . . , , . , . ! -, , . , , -, , , . : . , , . . , . : , . .
: . : , . , . : , ? ? . . , . . , , , – , һ, – , , . , , : , , , , (. 5.30). . , , ( ), , . : , , , , , . (. 23-27).
–, – . , , -? , , , . , : , , , .. , , . , : , , , , .., , , . : , , , : . , , , , .. , .
, , , , , , . , ( , , ), , , , – , , . , , . , . , . , , , , , .
, . , . , , :
– ,
?
?
,
,
?
,
?
?
, , , ?
,
.
, , , , .
, , .
* * *
!
, . , . , .
. . , . , , , , . , , , , . , , , , .
, , , , . . , , , , , . , . . , , . , – , . , . , . – , . , , . – , , , , .
, . , , – , . , , . , . , , . – . . , , , .
. , , , . , . , . , , , , . , . , , : – , – , – , .
, , , , , – . , , . , ? , , , – . , .
Источник
Есть стихи, как откровения, как целые неизведанные планеты. Одно из них- стихотворение Николая Заболоцкого «Некрасивая девочка». Наверное, если бы Николай Заболоцкий написал только это одно свое стихотворение (написано в 1955 г.), он бы и тогда прочно занял свое место в истории русской, советской поэзии.
Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Первые две строчки, а по сути уже все сказано. Мы видим девочку, непохожую на остальных детей. Другие дети где-то играют, а она робко стоит в сторонке. Нам сразу приходит на ум сказка «Гадкий утенок» Г.Х.Андерсена. И вообще, очень много общего у этого стихотворения и той сказки. Перечитайте!
Дальше перед нами идет портрет девочки:
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы, –
Подытоживает автор, и у нас в нашей груди уже пробуждаются САМЫЕ ДОБРЫЕ ЧУВСТВА к этой «некрасивой» девочке! Какое-то удивительное тепло начинает буквально исходить от этих строчек. Самое грубое, самое жестокое сердце смирится и томительно защемит при одном только беглом взгляде на нее.
Двум мальчуганам, сверстникам ее,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про нее.
Дважды нам автор дает указание на бедность «некрасивой» девочки. И, думается, это не случайно. Она ведь могла ожесточиться, озлобиться, стать холодной, гордой, злой. Первая деталь – «худенькая рубашонка» и вот другая деталь… у нее нет велосипеда. Но она не отчаивается! Ее чистое светлое сердце восхищенно смотрит на мальчиков, едущих на велосипедах!
Она ж за ними бегает по следу.
Какая же удивительная, бесконечная радость исходит от этих строчек! Ей чертовски весело, она такая вот оторва, хулиганка… Сама немного похожа на мальчугана, по характеру- бойкая, озорная. По внешнему виду- почти, как парень.
Чужая радость так же, как своя,
Томит ее и вон из сердца рвется,
И девочка ликует и смеется,
Охваченная счастьем бытия!
Она СЧАСТЛИВА просто потому, что она ЕСТЬ! Разве можно не смеяться вместе с ней? Или, по крайней мере, не улыбнуться?
Ни тени зависти, ни умысла худого
Еще не знает это существо.
Ей все на свете так безмерно ново,
Так живо все, что для иных мертво!
И не хочу и думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине ее горит,
Всю боль свою один переболит
И переточит самый тяжкий камень!
И пусть ее черты нехороши
И нечем ей прельстить воображенье, –
Младенческая грация души
Уже скользит в любом ее движенье.
Вот в этом долгом «авторском» монологе, мы видим отношение автора к проблеме этой самой «некрасивости». Ему хочется верить, что ничто плохое, несправедливое, ложное не коснется этого сердца. Впереди будут большие трудности и, возможно, предательство и измены, оскорбления, утраты, но это все будет ПОТОМ. А пока она радуется. И радость ее чиста, неподдельна, наивна и невинна.
А если это так, то что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
«Некрасивая девочка»,- несомненно, лучшее стихотворение в нашей поэзии о красоте, о внутренней красоте Человека, о противостоянии Добра и Зла именно через призму ВНЕШНЕЙ КРАСОТЫ ЧЕЛОВЕКА. Внешняя красота (красивый сосуд) на поверку оказывается пустышкой, пустым звоном, внутренняя красота (красота души) освещает нам путь и шире САМ МИР-ПУТЬ (сосуд). Мы видим стенки сосуда, именно благодаря огню. Именно огонь сжигает все плохое и освещает нам дорогу. А поэзия – это и есть «мерцание огня», тайное и неведомое, все самое сокровенное, чем мы живем.
Источник