Что значит сосуд чести

Что значит сосуд чести thumbnail

Свт. Иоанн Златоуст

чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести

«Чтобы каждый из вас, – го­ворит, – умел соблюдать свой сосуд в святости и чести» Следовательно, надобно учиться, и много, чтобы не предаваться нечистоте. Сле­довательно, когда сосуд чист, и пребывает в святости, мы владеем им; когда же нечист, тогда владеет им грех. И действительно, – потому что он делает тогда не то, чего мы хотим, но то, что повелевает грех.

Беседы на послание к Фессалоникийцам.

Свт. Амвросий Медиоланский

Ст. 4-5 чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога

Итак, увещевай народ Господень, а также наблюдай, чтобы он изобиловал добрыми делами, отвергал непотребные дела, не разжигался пожаром пламени – и скажу: не только в субботу, но во всякое время – чтобы не сжечь свое тело. Блудодеяние и нечистота да не будут среди рабов Божиих, ибо мы служим непорочному Сыну Божию. Пусть каждый знает себя и обладает своим сосудом, чтобы ожидать должных плодов только от такого, который возделан его телом, и пусть ему земля не принесет терния и волчцы (Быт 3:18), но да скажет и он: Земля дала плод свой (Пс 84:13). И пусть некогда земля, тернистая в немощи страстей, расцветет в насаждении добродетелей.

Послания.

Свт. Феофан Затворник

Ст. 4-5 и ведети комуждо от вас свой сосуд стяжавати во святыни и чести, а не в страсти похотней, якоже и языцы неведящии Бога

Смысл текста зависит от того, как понять слово: сосуд. И всякий человек бывает, по Писанию, или сосудом милости Божией, или сосудом гнева (Рим. 9, 22 — 23). И тело именуется скудельным сосудом (2 Кор. 4, 7). И жена есть сосуд немощнейший (1 Пет. 3, 7). Первое значение, очевидно, здесь неприложимо. Из двух последних, одни принимают одно, другие другое значение. И это еще со времени Феодорита, который пишет: «Свой сосуд иные толкуют так: свою супругу». Из древних понимал так слово сие блаженный Августин, указывая в словах Апостола урок — не только не касаться чужих жен, но и к своей относиться честно и свято. Исключая же его, все древние известные толкователи разумеют под сосудом — тело. Если потому решать разногласие большинством и весом согласных мнений, этому мнению должно дать преимущество. Но, и основываясь на букве, нельзя держаться того мнения, что здесь разумеется жена, ибо некоторые, употребленные здесь Апостолом речения, не совсем удобно прилагаются к жене. Блаженный Феодорит, сказавши, что некоторые под сосудом разумеют жену, прибавляет: «Но думаю, что Апостол сосудом называет тело каждого, потому что дает закон не одним живущим в супружестве», «но и безбрачным и вдовствующим предлагает урок»,—дополняет Экумений. Та же мысль у святого Златоуста, Дамаскина и Феофилакта. Сосудом тело называется или как вместилище души и вместе с душою — благодатных даров (2 Кор. 4,7), или как орудие для заимствования нужного совне и для обнаружения внутреннего своего вовне. Да будет тело чисто как орудие, чтобы чисто совершать богоугодные дела; да будет оно чисто как вместилище, ибо нечистый сосуд и чистое вино портит. Да будет у христианина чисто все, от мыслей и чувств души до по-следних движений и раздражений тела, – и жизнь его,— телесно-душевно-духовная,— объединясь, да течет чисто, как чисто струится светло-прозрачная вода чистого источника, протекая по чистым местам.

Ведетистяжавати. Стяжавать — себе присвоить, употреблять и просто иметь. Апостол внушает — владеть телом, употреблять его и содержать в святости и чистоте. Кто предается блуду, тот предает тело греху; кто прекращает этот грех, тот искупает его из сего плена, снова овладевает им и начинает употреблять его по своим целям, а не по влечению похоти. Святой Златоуст пишет: «Когда сосуд (тело) чист, мы владеем им и он пребывает в святости, когда же нечист, тогда владеет им грех. Ибо он делает тогда не то, чего мы хотим, но то, что повелевает грех». Такое владение телом требует труда, подвига, обучения тела. Почему Апостол пишет: ведетистяжавати. Ведети, не в смысле теоретического знания, а в смысле деятельного опыта, — уметь владеть телом. «Следовательно, надобно учиться, и много, чтоб не предаваться нечистоте» (Златоуст). «Стало быть, целомудрие требует обучения и подвига» (Экумений). В этом — подвиг не для одних безбрачных, но и для живущих в супружестве. Страсть эта очень беспорядочна и бестактна.

Во святыни и чести. Святыня здесь то же, что выше святость, то есть чистота. Но если взять во внимание слова Апостола о теле в других местах, то можно здесь видеть урок – держать тело, как святилище Духа Божия, благоговейно относиться к нему, как ко храму Божию. Не весте ли,- пишет он к коринфянам,— яко телеса ваша храм живущаго в вас Святаго Духа суть? (1 Кор. 6, 19). И еще: не весте ли, яко храм Божий есте и Дух Божий живет в вас? Вследствие чего и предписывает им, как церквам Бога жива, нечистоте не прикасаться (2 Кор. 6, 16 — 17), угрожая, что, кто храм Божий растлит, растлит сего Бог (1 Кор. 3, 17). К этому будет подходить и значение слова — в чести. В чести содержит тело тот, кто не позволяет себе падать в страсти бесчестия (Рим. 1, 26). Блудные дела суть по преимуществу дела срамные. Кто предается им, стыдом покрывает чело свое.

А не в страсти похотней. Надобно различать проявления незаконности в сей страсти. Плотские движения естественны в теле и в них нет греха. Грех в том, как относится к ним человек с своею свободою и совестию. Кто услаждается сими движениями, произвольно возбуждает их и готов удовлетворять им, тот похотствует. Кто частым удовлетворением сей похоти образует в себе склонность к услаждениям ее, тот болезнует похотною страстию, которая тяготит, томит и мучит его тирански.

Читайте также:  Сосуд значение на кофейной гуще

В этом состоянии она овладевает всем человеком, и он начинает жизнь свою проводить только среди таких порядков, какие могут питать и услаждать ее. Ради сласти, доставляемой удовлетворением. Апостол Павел в своих наставлениях осуждает всю область сей страсти, начиная с первых услаждений движениями плоти и обнимая все пространство дел, навыков и порядков, в которых она властвует. Святой Златоуст пишет: «Здесь показывает Апостол и способ, как должно уцеломудряться, именно, отсекая страсти похотные», то есть первые движения ее, позывы и влечения. Блаженный Феофилакт прибавляет: «Страстию похотною называет Апостол все то, что разжигает похоть: утехи, развлечения, праздность, пышность и прочее. И от этого всего, разжигающего похоть, надобно воздерживаться, если желаешь целомудрствовать». По разрушительным действиям своим на душу и тело страсть сия у Апостола есть похоть злая (Кол. 3, 5), а по унижению ею разумной твари страсть безчестия (Рим. 1, 26).

Якоже и языцы, неведящии Бога. Достоверно известно, что в те времена римляне и греки предавались открыто всей необузданности сей страсти. И ныне лица и народы, возвращающиеся к языческим воззрениям на жизнь, преимущественно рабствуют сей страсти. В объяснение, почему язычники и все подражающие им таковы, Апостол указывает на неведение Бога. Неведение Бога здесь разумеется не умовое, а преимущественно сердечное и совестное. В последнем случае и при хорошем познании теоретическом страх Божий отходит от сердца, а с ним и единственно сильный страж чистоты. От такого чего ожидать доброго? Кто не помнит Бога и страха Божия не имеет, тот уже без удержи предается срамным делам, «язычники таковы потому, что не предполагают будущего наказания» (Златоуст). «Не зная Бога, они не чают и должного воздаяния за дела, и все делают только в свое удовольствие» (Экумений).

Ставя поблажающих похотной страсти наряду с незнающими Бога язычниками, Апостол дает сильное побуждение к воздержанию христианам, которые возлюбили христианство и познали великую его цену. Христиане, с минуты уверования, отособлялись от язычников и в своих понятиях, и в своем поведении. Они в честь себе ставили то, что стали не то, что были прежде. Опасность возвращения на старое сильно возбуждала в них энергию устраняться таких дел и случаев. Это и ставит им на вид Апостол. «Сильно и это отвратить от блуда, что блудящий ставится в ряду с неведящими Бога» (Дамаскин). «Апостол говорит как бы: освободились вы от заблуждения, познали сущего Бога, не подражайте же живущим во тьме неведения и не порабощайтесь страсти похотения» (Феодорит).

Толкование на 1-е послание святого апостола Павла к Солунянам (Фессалоникийцам).

Прп. Ефрем Сирин

чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести

См. Толкование на 1 Сол. 4:2

Прп. Иустин (Попович)

Ст. 4-5 чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога

Христианина оскверняет любой грех, особенно блуд, поэтому каждый христианин обязан соблюдать свое тело в чести и святости и не дать похоти возобладать над ним, что происходит с языческими народами, не знающими Бога. Но не зная Бога, безбожники, идолопоклонники не знают и человека! Они не знают, что есть человек и каково его предназначение в этом мире. Они не знают, ради чего существует душа и в чем состоит ее вечная цель. Они не знают, что есть тело и каково его вечное предназначение в этой и будущей жизни.

А христиане, ведающие единого истинного Бога и Господа, отличаются от идолопоклонников (безбожников в широком смысле) тем, что знают, ради чего существует человек, зачем он был создан, в чем состоит вечная цель человеческой жизни. Христианин знает, что его тело создано для бессмертия и вечной жизни и что оно воскреснет в день всеобщего Воскресения и вместе с душой примет свой вечный удел и окажется либо в Царствии Божием и вечном блаженстве, либо в царстве диавола и вечных муках. Поэтому христианин и телом и душой ведет святую жизнь. Его тело становится орудием света и правды. Посредством святых евангельских добродетелей он борется с каждым грехом, и не позволяет греху царствовать ни в душе, ни в теле, но делает все, чтобы в них царила правда Божия, любовь и святость, потому что с нами случается одно из двух: либо мы служим греху и смерти, либо добродетели и бессмертию; или Богу, или диаволу.

Мы знаем очень хорошо, что грехи ведут к смерти, а добродетели к бессмертию, ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 6:23). Поэтому христиане убивают в себе всякий грех и оживляют всякую добродетель. Они мертвы для греха и живы для Бога посредством божественных сил, которые Господь дает за веру, любовь и молитву.

Тело свое ты соблюдаешь в святости и чести, когда не позволяешь его осквернять нечистым желаниям, лукавым мыслям и блудным похотениям. Стань на страже своего тела и мечом веры отсекай всякий блудный помысл, как только он появится. Огнем молитвы пожигай всякую нечистоту, копьем поста пронзай ее, как только она появится в твоем сердце. Когда бесы блуда нападают на вас со всех сторон, призывайте на помощь все святые силы и Таинства, а прежде всего – Таинства Святой Исповеди и Божественного Причастия. Распните себя постом, потрудитесь в молитве, умойтесь слезами и погасите пламень страстей. Обновите себя богомыслием и бдением, и тогда посетит вас Господь милостью Своею и освободит вас от страстей ради вашей искренней веры и горячего усердия к подвигам. Пусть огонь молитвы горит в душе вашей днем и ночью, и тогда все бесы блуда убегут от нее, а все блудные желания исчезнут. Так было со святым Симеоном, от которого даже во время сна исходило пламя благодатной молитвы, разгоняющее легионы нечистых духов со всеми их искушениями. Христиане по своему званию чисты, а поэтому должны стать настоящими святыми. Итак, блуд и нечистота не должны даже именоваться среди них, как прилично святым (Еф. 5:3).

Читайте также:  Газ в сосуде нагреваясь поднимает поршень как изменяется

Толкование на 1-е послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.

Блж. Августин

Ст. 4-5 чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога

Но хотя есть похоти разных вещей, однако когда называется просто похоть и не прибавляется «похоть чего», уму обыкновенно представляется только та похоть, которою возбуждаются постыдные части тела. Похоть эта не только овладевает всем телом, и притом не только внешним, но и внутренним образом, но приводит в волнение и всего человека, соединяя и смешивая расположение душевное с требованием плоти, и сопровождается таким наслаждением, более которого нет между наслаждениями телесными, – так что в тот момент, когда оно достигает высшей степени своей силы, теряется почти всякая проницательность и бдительность мысли. Кто из любителей мудрости и святых радостей, проводящий жизнь супружескую, но умеющий, как увещевал апостол, соблюдать свой сосуд во святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога, – не пожелал бы лучше, если бы мог, рождать детей без этой похоти, так чтобы и в исполнении этого долга, насаждения потомства, созданные для этой цели члены служили уму так же, как и прочие члены?

О Граде Божием.

См. также Толкование на 1 Сол. 4:3

Блж. Феофилакт Болгарский

чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести

Сосудом называет тело. Когда мы воздержанны, – и тело бывает чисто, и мы владеем им; когда же оно нечисто, грех владеет им. Ибо, что он повелевает, то тело и делает, как раб. Собственно, тогда оно бывает в чести, когда бывает целомудренно. Таким образом грех – бесчестие. Обрати внимание на слово соблюдать. Оно показывает, что целомудрие требует обучения и подвига. Где же манихеи и маркиониты, жалующиеся на природу?

Толкование на Первое послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.

Тертуллиан

Ст. 4-5 чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога

Мне кажется, что я дал удовлетворительный ответ по сему предмету, хотя, впрочем, пример, приведенный противниками нашими, неправилен по причине разности вещей. Всякий сосуд, всякое орудие берется для потребления извне, будучи существом, совершенно чуждым человеческой сущности. Но плоть, зачатая, образовавшаяся и родившаяся вместе с душой в утробе матерней, вмешивается в каждое действие души без исключения. Правда, что апостол советует каждому сосуд свой, то есть плоть соблюдать в святости и чести, но в другом месте именует он ее внешним человеком (2 Кор 4:16), то есть перстью, которая первая удостоилась звания человека, но не звания чаши, меча или какого бы то ни было сосуда.

О воскресении мертвых.

Лопухин А.П.

чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести

См. Толкование на 1 Сол. 4:3

Источник

СОСУДЫ МИЛОСТИ К ЧЕСТИ И СЛАВЕ

Верующие в Христа являются сосудами милости к чести и славе. В Рим. 9:21 говорится: «Или горшечник не имеет власти над глиной, чтобы из одной и той же смеси сделать один сосуд к чести, а другой — к бесчестию?» Затем, в стихе 23, говорится, что Бог хочет сделать известным «богатство Своей славы на сосудах милости, которые Он прежде приготовил к славе». Как сосуды, мы не орудия и не оружие — мы вместилища. Согласно 9-й главе Послания к римлянам, мы содержим в себе милость, честь и славу. По сути, этой милостью, честью и славой является Триединый Бог. На начальной стадии нашего переживания Триединый Бог является нашей милостью, на следующей стадии Он является нашей честью, а на завершающей стадии Он является нашей славой. Сейчас мы наслаждаемся нашим Богом как милостью и в какой-то мере как честью. Когда Господь Иисус вернётся, мы будем полностью приведены в честь, а также в славу. Тогда мы будем наполнены Триединым Богом не только как нашей милостью, но и как нашей честью и славой.

В 9-й главе Послания к римлянам раскрывается, что наивысшим выражением нашей полезности для Бога является то, что мы сосуды, которые содержат Его и выражают Его. Мы — Его вместилище и Его выражение, а Он — наше содержимое и наша жизнь. Он живёт в нас, чтобы мы жили Его. В конечном итоге Он и мы, мы и Он будем полностью едины по жизни и по природе. Таково наше предназначение как сосудов милости.

СОСУДЫ К ЧЕСТИ, СОДЕРЖАЩИЕ ХРИСТА КАК СВОЁ СОКРОВИЩЕ ПОСРЕДСТВОМ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Посредством возрождения верующие становятся сосудами к чести, содержащими Христа как своё сокровище. В Рим. 9:21 говорится о сосудах к чести. Во 2 Кор. 4:6-7 говорится: «Бог, сказавший: „Из тьмы да воссияет свет“, — Он воссиял в наших сердцах, чтобы озарить знание славы Божьей в лице Иисуса Христа. Но мы содержим это сокровище в глиняных сосудах, чтобы превосходство силы было от Бога, а не из нас». Этим сокровищем является обитающий в нас Христос. Мы являемся вместилищами чести, поскольку честью является Сам Христос. Он сокровище в нас. Мы содержим это сокровище в глиняных сосудах, однако это сокровище ещё не явлено. При возвращении Господа Иисуса Христос как наше сокровище будет явлен. Тогда другие смогут увидеть, что, как сосуды к чести, мы являемся вместилищами такого сокровища. («Заключительные сообщения по Новому Завету», стр. 1303, 1308)

Читайте также:  Сосуд по которому течет лимфа

ТОТ, КТО УВЕНЧАН СЛАВОЙ И ЧЕСТЬЮ

В вознесении Христос — это Тот, кто увенчан славой и честью. В Евр. 2:9 говорится: «Видим Иисуса, немного умалённого по сравнению с ангелами из-за того, что Он претерпел смерть, увенчанного славой и честью». Слава и честь рассматриваются здесь как венок. Слава — это великолепие, связанное с личностью Иисуса; честь — это высокая ценность, связанная с важностью Иисуса (1 Пет. 2:7). Вознесённый Христос, увенчанный славой и честью, находится в состоянии славы и занимает место почёта. («Заключительные сообщения по Новому Завету», стр. 361)

* * *

Во 2 Тим. 2:21 говорится: «Итак, если кто-нибудь очистит себя от них, то будет сосудом к чести, освящённым, полезным хозяину, приготовленным ко всякому доброму делу». Сосуд к чести должен соответствовать определённому стандарту, чтобы содержать определённый предмет, обладающий честью. Здесь слово «честь» связано с нашей природой, слово «освящённый» указывает на наше положение, слово «полезный» подразумевает нашу функцию, а слово «приготовленный» раскрывает наше обучение. Павел увещевал Тимофея очистить себя от сосудов к бесчестию, чтобы он был обучен в этих четырёх вещах. Вместе эти четыре вещи способны сделать Тимофея сосудом к чести согласно определённому стандарту. Это также подразумевает наш характер. (*«Сосуды, полезные для Господа»)

* * *

Сосуды чести состоят и из божественной природы (золота), и из искупленной и возрождённой человеческой природы (серебра). Эти сосуды, такие как Тимофей и другие подлинные верующие, составляют твёрдое основание (2 Тим. 2:19), которое поддерживает истину. Сосуды бесчестия состоят из падшей человеческой природы (дерева и глины). В их числе — Гименей, Филет (ст. 17) и другие лжеверующие.

Во 2 Тим. 2:21 Павел продолжает: «Если кто-нибудь очистит себя от них, то будет сосудом к чести, освящённым, полезным хозяину, приготовленным ко всякому доброму делу». Очиститься — значит «отступить от неправедности» (ст. 19) в качестве внешнего проявления внутренней божественной природы. Слова «от них» в стихе 21 обозначают сосуды к бесчестию, в том числе те, которые названы в стихах 16-18. Мы должны очиститься не только от всего неправедного, но и от сосудов бесчестия. Это означает, что мы должны избегать их. Таким образом, мы должны очистить себя от того, что неправедно, и от сосудов бесчестия из дерева и глины. Если мы очистим себя от этих отрицательных вещей и этих отрицательных людей, мы будем сосудами к чести, освящёнными, полезными Хозяину и приготовленными ко всякому доброму делу. Быть сосудом «к чести» — это вопрос природы, «освящённым» — вопрос положения, «полезным» — вопрос практики, «приготовленным» — вопрос обучения. («Заключительные сообщения по Новому Завету», стр. 1309-1310)

* * *

Братья и сёстры, прежде чем человек станет в некоторой степени полезным для Бога, потребуется десять-двадцать лет обучения в Божьих руках. Если мы хотим хорошо пробежать в состязании и быть в какой-то мере зрелыми в Господе, нам нужно хотя бы десять-двадцать лет обучения. Однако те, кто не заботится о своём здоровье как следует, могут не дожить до этого момента. Это очень печально. Некоторые начинают бежать уже после того, как пробыли в Господе двадцать-тридцать лет. Лишь тогда они касаются правильного пути и их полезность начинает расцветать. В церкви должны быть не только дети и юноши, но и отцы. Все те, кто хочет служить Господу, должны считать великой утратой смерть брата и сестры, которые потратили много времени и сил, чтобы усвоить некоторые уроки, а затем преждевременно умерли. Некоторые сосуды, как мы знаем, оказываются разбиты или испорчены в процессе изготовления. Это достойно сожаления. Нечто похожее описывает Иеремия, говоря, что сосуд в руке горшечника был испорчен (Иер. 18:4). Когда горшечник вращает круг и лепит сосуды, некоторые оказываются испорчены, прежде чем попадают в огонь. Они не успевают пройти стадию формирования. Это урон. («Характер Господнего работника», стр. 208)

* * *

Я полагаю, что, если Господь будет милостив к нам, мы будем получать половину своего прироста из числа наших детей, а вторую половину из «моря» (то есть мира). Если весь прирост будет приходить из «моря» и не будет никого из наших собственных детей, у нас не будет сильной церкви. Поколение Павла могло спасаться непосредственно из мира, но поколение после Павла, люди, подобные Тимофею, приходили из их семей. Мы не можем ожидать, что наш прирост всегда будет приходить из мира. Мы ожидаем, что из наших собственных семей поднимется второе поколение — люди, подобные Тимофею. Благовестие Божье, действительно, спасает людей из мира, но нам также нужно приводить людей, подобных Тимофею. Чтобы церковь стала богатой, в ней должны быть бабушки, подобные Лоиде, и матери, подобные Эвнике, которые растят, назидают и вскармливают своих детей в воспитании Господнем. Если таких людей нет, церковь никогда не станет богатой.

Когда Бог наделяет церковь благодатью, Ему требуются сосуды; необходимо воспитать больше Тимофеев. Мы, действительно, можем спасать людей из мира, но существует гораздо большая нужда в воспитании людей в христианских семьях. (*«Сообщения для созидания новых верующих», т. 2)

Источник