Давление газа на стенки сосуда задачи
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Учебник «Физика. 7 кл.» А.В. Перышкин – М. : Дрофа, 2011 г.
Тип урока: комбинированный на основе
исследовательской деятельности.
Цели:
- установить причину существования давления в
газах с точки зрения молекулярного строения
вещества; - выяснить:
- от чего зависит давление газа
- как можно его изменить.
Задачи:
- сформировать знания о давлении газа и природе
возникновения давления на стенки сосуда, в
котором находится газ; - сформировать умение объяснять давление газа на
основе учения о движении молекул, зависимости
давления от объема при постоянной массе и
температуре, а также и при изменении температуры; - развить общеучебные знания и умения: наблюдать,
делать выводы; - способствовать привитию интереса к предмету,
развития внимания, научного и логического
мышления учащихся.
Оборудование и материалы к уроку:
компьютер, экран, мультимедиапроектор,
презентация к уроку, колба с пробкой, штатив,
спиртовка, шприц, воздушный шар, пластиковая
бутылка с пробкой.
План урока:
- Проверка домашнего задания.
- Актуализация знаний.
- Объяснение нового материала.
- Закрепление пройденного материала на уроке.
- Итог урока. Домашнее задание.
ХОД УРОКА
Я предпочитаю то, что можно увидеть, услышать и
изучить. (Гераклит) (Слайд 2)
– Это девиз нашего урока
– На прошлых уроках мы с вами узнали о давлении
твердых тел, от каких физических величин зависит
давление.
1. Повторение пройденного материала
(Слайд 3)
1. Что такое давление?
2. От чего зависит давление твердого тела?
3. Как давление зависит от силы, приложенной
перпендикулярно опоре? Каков характер этой
зависимости?
4. Как давление зависит от площади опоры? Каков
характер этой зависимости?
5. В чем причина давления твердого тела на опору?
(Слайд 4)
Качественная задача.
Одинаковы ли силы, действующие на опору, и
давление в обоих случаях? Почему?
Проверка знаний. Тестирование (проверка и
взаимопроверка)
(Слайд 5)
Тест
1. Физическая величина, имеющая размерность
паскаль (Па), называется:
а) сила; б) масса; в) давление; г) плотность.
2. Силу давления увеличили в 2 раза. Как
изменится давление?
а) уменьшится в 2 раза; б) останется прежним; в)
увеличится в 4 раза; г) увеличится в 2 раза.
3. Давление можно рассчитать по формуле:
4. Какое давление на пол оказывает ковёр весом 200
Н, площадью 4 м2?
а) 50 Па; б) 5 Па; в) 800Па; г) 80 Па.
5. Два тела равного веса поставлены на стол.
Одинаковое ли давление они производят на стол?
(Слайд 6)
Ответы:
- в
- г
- в
- а
- а
2. Актуализация знаний (в форме беседы)
(Слайд 7)
– Почему воздушные шары и мыльные пузыри
круглые?
Учащиеся надувают воздушные шары.
– Чем мы заполнили шары? (Воздухом) Чем еще
можно заполнить шары? (Газами)
– Предлагаю сжать шары. Что вам мешает сжать
шары? Что действует на оболочку шара?
– Возьмите пластиковые бутылки, закройте
пробкой и попробуйте сжать.
– О чем пойдет речь на уроке?
(Слайд 8)
– Тема урока: Давление газа
3. Объяснение нового материала
Газы, в отличии от твёрдых тел и жидкостей,
заполняют весь сосуд, в котором находятся.
Стремясь расшириться, газ оказывает давление на
стенки, дно и крышку любого тела, с которым он
соприкасается.
(Слайд 9) Картинки стальных баллонов, в которых
находится газ; камеры автомобильной шины; мяча
Давление газа обусловлено иными причинами, чем
давление твердого тела на опору.
(Слайд 10)
Вывод: давление газа на стенки сосуда
(и на помещенное в газ тело) вызывается ударами
молекул газа.
Например, число ударов молекул воздуха,
находящегося в комнате, о поверхность площадью 1
см2 за 1 с выражается двадцатитрехзначным
числом. Хотя сила удара отдельной молекулы мала,
но действие всех молекул на стенки сосуда
значительно, оно и создает давление газа.
Учащиеся самостоятельно работают с учебником.
Читают опыт с резиновым шаром под колоколом. Как
объяснить этот опыт? (стр.83 рис. 91)
Учащиеся объясняют опыт.
(Слайд 11) Просмотр видеофрагмента с объяснением
опыта для закрепления материала.
(Слайд 12) Минутка отдыха. Зарядка для глаз.
(Слайд 13)
«Ощущение тайны – наиболее прекрасное
из доступных нам переживаний. Именно это чувство
стоит у колыбели настоящей науки».
Альберт Эйнштейн
(Слайд 14) ИМЕЮТ ЛИ ГАЗЫ ОБЪЁМ? ЛЕГКО ЛИ ИЗМЕНИТЬ
ОБЪЁМ ГАЗОВ? ЗАНИМАЮТ ЛИ ГАЗЫ ВЕСЬ
ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЙ ИМ ОБЪЁМ? ПОЧЕМУ?ПОЧЕМУ? ИМЕЮТ ЛИ
ГАЗЫ ПОСТОЯННЫЙ ОБЪЁМ И СОБСТВЕННУЮ ФОРМУ?
ПОЧЕМУ?
рис. 92 стр. 84
(Слайд 15) У учащихся сделаны модели из шприцов.
Выполнение опыта.
Учащиеся делают вывод: при уменьшении объёма
газа его давление увеличивается, а при
увеличении объёма давление уменьшается при
условии, что масса и температура газа остаются
неизменными.
(Слайд 16) Опыт с колбой
– Как изменится давление газа, если нагреть его
при постоянном объеме?
При нагревании давление газа в колбе будет
постепенно возрастать до тех пор, пока пробка не
вылетит из склянки.
Учащиеся делают вывод: давление газа в закрытом
сосуде тем больше, чем выше температура газа,при
условии, что масса газа и объём не изменяются.
(Слайд 17)
Газы, заключенные в сосуде, можно сжимать или
сдавливать, уменьшая при этом их объем. Сжатый
газ равномерно распределяется во всех
направлениях. Чем сильнее вы сжимаете газ, тем
выше будет его давление.
Учащиеся делают вывод: давление газа тем больше,
чем чаще и сильнее молекулы ударяют о стенки
сосуда
4. Закрепление пройденного материала на
уроке.
(Слайд 18) Подумай-ка
– Что происходит с молекулами газа при
уменьшении объёма сосуда, в котором находится
газ?
- молекулы начинают быстрее двигаться,
- молекулы начинают медленнее двигаться,
- среднее расстояние между молекулами газа
уменьшается, - среднее расстояние между молекулами газа
увеличивается.
(Слайд 19) Сравни-ка свои ответы
- Чем вызвано давление газа?
- Почему давление газа увеличивается при его
сжатии и уменьшается при расширении? - Когда давление газа больше: в холодном или
горячем состоянии? Почему?
Ответ 1. Давление газа вызвано ударами молекул
газа о стенки сосуда или о помещенное в газ тело
Ответ 2. При сжатии плотность газа увеличивается,
из-за чего возрастает число ударов молекул о
стенки сосуда. Следовательно, увеличивается и
давление. При расширении плотность газа
уменьшается, что влечет за собой уменьшение
числа ударов молекул о стенки сосуда. Поэтому
давление газа уменьшается
Ответ 3. Давление газа больше в горячем состоянии.
Это связано с тем, что молекулы газа при
повышении температуры начинают двигаться
быстрее, из-за чего удары их становятся чаще и
сильнее.
(Слайд 20) Качественные задачи. (Сборник задач по
физике В.И. Лукашик, Е.В.Иванова, Москва
«Просвещение» 2007 г. стр. 64)
1. Почему при накачивании воздуха в шину
автомобиля с каждым разом становится все труднее
двигать ручку насоса?
2. Массы одного и того же газа, находящегося в
разных закрытых сосудах при одинаковой
температуре, одинаковы. В каком из сосудов
давление газа наибольшее? Наименьшее? Ответ
объясните
(Слайд 21)
3. Объясните появление вмятины на мяче
Мяч при комнатной температуре
Мяч на снегу в морозный день
(Слайд 22)
Решать загадки можно вечно.
Вселенная ведь бесконечна.
Спасибо всем нам за урок,
А главное, чтоб был он впрок!
Рефлексия.
5. Итог урока
Домашнее задание: §35
Источник
7 класс Тема урока: Давление газа.
Цели урока:
1)изучить природу давления газа;
2)формировать умение применять положения молекулярно- кинетической теории для объяснения давления газа на доступном учащимся уровне понимания;
3)формировать умение использовать для объяснения термины по физике;
развивать техническое мышление.
Ход урока:
Повторение ранее изученного. Активизация знаний.
Демонстрация опыта: надуваем резиновый шарик воздухом.
Фронтальная беседа.
- Что собой представляют газы?
- Как ведут себя молекулы газов?
- Как они движутся?
- Каковы расстояния между молекулами?
Вывод. Слайд 3
.
Учащиеся объясняют, высказывают своё мнение вслух, учатся применять в устной речи физические термины.
Учитель рассказывает о законе Паскаля. Слайд 4.
Учащиеся ведут краткие записи в тетради.
Делаем вывод: давление газа на стенки создаётся ударами молекул.
Давление по всем направлениям одинаково. Слайд5.
Проводим опыт: из-под колокола откачиваем воздух, при этом наблюдаем увеличение объёма шарика.
Задание:
Объясните опыт.
Почему это происходит?
Проводим наблюдение:
Надуваем тот же шарик ещё и видим увеличение объёма.
Рукой проверяем упругость оболочки шарика.
Вопрос: От чего зависит давление газа?
Учитель подводит учеников к новым понятиям.
Наверное, нужно знать единицу площади стенки сосуда и число ударов молекул заединицу времени. Слайд 5.
Слайд 5 можно применить при проверке Д/з на следующем уроке.
Проведём опыт с игрушечным пневматическим пистолетом, стреляющим пробкой.
Делаем вывод: при уменьшении объёма воздуха, число молекул не уменьшилось , следовательно, увеличилась плотность воздуха в данном объёме. Число ударов на единицу площади увеличилось, и пробка силой вылетает из трубки.
Вопрос учащимся: как изменится давление, если увеличить объём сосуда, не меняя число молекул? Учащиеся аргументируют ответ, используя новые знания.
Далее выясняем, зависит ли давление газа от температуры?
Вновь обращаемся к эксперименту.
Колбу, со вставленной через пробку трубкой со столбиком подкрашенной жидкости, подогреем. При этом наблюдаем смещение столбика жидкости.
Вопрос. Почему это происходит?
Учащиеся пытаются самостоятельно найти ответ на поставленный вопрос, используя полученные знания.
Вопрос: что произойдет, если охладить колбу, приложив к ней тряпочку, смоченную холодной водой?
Учащиеся находят правильный аргументированный ответ.
Делаем вывод: давление газа зависит от температуры: чем выше температура, тем больше давление. При этом скорость молекул возрастает.
Первичное закрепление нового материала.
Дидактическая игра «Хочу всё знать!».
Цель учителя состоит в том, чтобы помочь всем ребятам на первом же уроке провести коррекцию знаний. Продолжать работу с одаренными учениками.
На столы учащихся раздаются карточки с качественными задачами по теме урока.
Далее идёт работа в парах. Учащиеся обсуждают вопрос задачи и, если находят ответ, то выходят к доске и записывают свою фамилию в колонку «Я ЗНАЮ»и номер задачи по своему выбору . Хорошо, когда этот столбик получается длинным. В этом случае можно больше материала вынести на обсуждение. Остальные учащиеся могут поросить любого ученика из списка объяснить ответ задачи. Учитель следит за правильными ответами.
Текст условия задач.
Задачи-тесты по теме: «Давление газов».
- Давление газа тем больше, чем … молекулы ударяют о стенки сосуда.
1) реже и сильнее
2) чаще и сильнее
3) чаще и слабее.
- Справа и слева от поршня находится воздух одинаковой массы. Температура воздуха слева выше, чем справа. В каком направлении будет двигаться поршень, если его отпустить?
1) слева направо
2) справа налево
3) поршень останется на месте.
- В цилиндре с газом посередине находится подвижный поршень. Что можно сказать о давлении газа слева и справа от поршня, если поршень неподвижен?
1) давление газа справа больше
2) давление газа слева больше
3) давление справа и слева одинаково.
- Почему при проколе камеры велосипедного колеса давление воздуха в ней уменьшается?
Учитель может выставить положительные оценки по желанию учащихся активно работающих на уроке, похвалить «ЗНАЕК», отметить лучшие ответы.
Обсуждаем домашнее задание на следующий урок.
Д/з: П 37, ответить на вопросы, упр 22(устно)
Подводим итог урока.
Тема урока : Давление газа
Тип урока: комбинированный на основе исследовательской деятельности.
Цель урока:
- выяснить физическую природу давления газа
- исследовать причины возникновения, зависимость давления газа.
Ход урока:
1.Орг момент.
2. Актуализация знаний учащихся (в форме беседы)
Учитель. Ребята, на этом уроке мы с вами попробуем объяснить одно из явлений природы. Вам (нам) придется побыть в роли не только исследователей, но и теоретиков, которые дают определение понятиям, делают выводы. Именно так создаются научные теории.
В руках учителя надутый воздушный шарик.
Учитель предлагает ученикам сжать, растянуть, прижать к себе шарик с вопросами:
“Что вам мешает деформировать шарик?”
Обращение к ученикам с вопросом: “Что же будет объектом нашего изучения?”
Ученик. Предполагаемый ответ – воздух
Фронтальный опрос:
Какие три состояния вещества вы знаете? К какому из них относится воздух? Опишите это состояние
Вспомните, что отличает газ, от других состояний? Как ведут себя молекулы газа?
Чем отличается жидкое и твердое состояния вещества от газообразного?
Ответы учеников:
- твёрдое, жидкое, газообразное. Газообразное состояние
- Молекулы находятся далеко друг от друга, силы притяжения – очень слабы.
- Молекулы, двигаясь, могут оказаться в любой части пространства
- В жидком состоянии расстояние между молекулами соизмеримо с размерами молекул, поэтому силы притяжения сильнее. Чем в газообразном состоянии. В твердом состоянии притяжение между молекулами еще больше, чем у жидкостей.
Учитель. Обобщаем: газ давит на оболочку, т.е. создает давление. Итак урока
Изучение давления газа – это и будет нашей задачей.
3. Подготовка к основному этапу занятия
Учитель. Сравним, как будут оказывать давление на стенки твердые тела, жидкости и газ. Проводится эксперимент Э1.
Перед классом два ученика с шариками. В один из шариков наливаем воду, во второй — помещаем мелкие твердые предметы, а третий просто надуваем.
Учитель. Есть ли отличие в оказании давления? Что необычного?
Ответы учеников: (форма шариков разная: с тв. телами и жидкими, она вытянутая, а с газом – шарообразная) отличия есть – в случае давления твердых и жидких тел мы видим, чтодавит вниз из-за притяжения к Земле.
Учитель. Но ведь и в газе молекулы – все они притягиваются к Земле. Значит, определяющим для давления газа является не это, а что?(Создание проблемной ситуации)
Ответы учеников- Беспорядочное движение молекул.
4. Основной этап. Усвоение новых знаний и способов их получения
Учитель.
- Объектом нашего изучения является газ.
- Выдвигаем гипотезу, в которой попытаемся предположить, что причиной давления газа является беспорядочное движение молекул.
- Выдвигаем гипотезу, в которой попытаемся предположить, что может изменять давление газа внутри шарика?
Ответы учеников:
Сейчас мы вместе смоделируем ситуацию. Для изучения явления часто используют модели. Модель – это упрощённый вариант явления или объекта.
Молекулы газа беспорядочно движутся. При своем движении они сталкиваются друг с другом, а также со стенками сосуда, в котором находится газ.
Представим себе, как теннисный мячик ударяется о пластинку на пружине. При ударе пружина сжимается, а затем под действием силы упругости возвращается в первоначальное положение.
h
ttp://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b524b-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/4_3.swf
Э2. А что произойдет, если мячиков будет огромное количество?
Шарики будут ударяться о пластинку, и она будет постоянно находиться в сжатом положении.
В газе также находится множество молекул. Поэтому число ударов их о стенки сосуда, в котором находится газ, достаточно велико. Например, число ударов молекул воздуха, находящегося в комнате о поверхность площадью 1 см2 за 1 с составляет примерно 1024. Сила удара каждой из молекул мала, но действие всех молекул на стенки сосуда значительно.
3) Итак, можно сделать вывод (промежуточный этап осмысления). И сейчас каждый на листочке напишет, почему возникает давление газа.
См. Приложение 1.
Зачитывают написанные ответы.
Учитель. Замечательно – без учебника, вы сами смогли дать определение. Это будет началом создания теории. Далее следует описание явления.
4) Теоретическое описание явления – это установление зависимостей.
В процессе беседы заполняется таблица (на доске), в которой фиксируются возможные зависимости, предложенные учениками.
От чего зависит давление газа (гипотеза)
Результат проверки
от количества молекул
+
от температуры
+ (учитывая, что температура определяется движением молекул)
от объема
+
Затем идет экспериментальная проверка этих предположений или проводится мысленный эксперимент по проверке
Э 3
https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b524b-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/4_3.swf
Насосом накачиваем шарик
Вывод. Чем больше количество молекул, тем выше давление
Э 4. 1)
https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b524b-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/4_3.swf
2) Обливаем холодной и горячей водой бутылку с надетым на горлышко воздушным шариком
Вывод. Чем выше температура, тем выше давление. (вспоминают, что повышение температуры приводит к увеличению скорости движения молекул).
Таким образом, в таблице по пунктам а) – б) проверка подтвердила верность предположений, поэтому ставим плюсы.
- А вот с объемом сложнее. На столе две банки – литровая и 3-х литровая.
Учитель. В какой из них давление больше?
Ученик. Очевидно, что одинаковое.
Учитель. Проведем ещё один эксперимент.
Каждому ученику раздаются шприцы (без иголки)
Учитель. Прикройте отверстие для вставки иглы пальцем. Вдвигая поршень, обнаружьте увеличение давления. Ответьте на вопрос:
В чем причина увеличения давления, ведь количество молекул осталось прежним, температура не изменилась и молекулы те же самые? (Это проблемная задача.)
Ученики:
– уменьшается объём
– в каждую точку теперь попадает больше молекул и, получается, что они теперь чаще ударяются.
2.
https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b524b-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/4_3.swf
Итак, происходит не только закрепление, но и более глубокое осмысление причин, влияющих на давление газа. Видим одно – изменение объёма, – а в результате цепочки мыслительных операций приходим к истокам этой зависимости (от концентрации).
Делаем вывод, что в закрытом сосуде при изменении объёма давление меняется потому, что на единичную площадку приходится большее или меньшее количество ударов. Поэтому лучше сказать, что давление меняется в зависимости от сжатия газа.
Проверка гипотезы: давление газа зависит от количества частиц, температуры и объема вещества.
4. Закрепление
1) Решение качественных задач
2) Задача по карточке
Сосуд разделён тонкой гибкой перегородкой.
Справа и слева видим разное количество молекул. Перегородка же не прогибается. Объясните почему.
Работа в парах
Думает каждый. Сидящие в левом ряду сообщают своё объяснение сидящим в правом.
Те, в свою очередь, выслушивают ответы и потом пересказывают по очереди всему классу.
Ответы
В одной части сосуда, разделённого тонкой непроницаемой перегородкой, газ при низкой температуре, в другой – при высокой. Либо это два разных газа: в сосуде с меньшим числом частиц молекулы более массивны.
5. Подведение итогов
Итак, с помощью экспериментов мы многое выяснили и описали изучаемое явление – разработали начальный этап теории. Что мы узнали о давлении газа?
Ответы учащихся
6. Домашнее задание: §37, задачи № 464, 470 (сборник задач В.И.Лукашик).
Приложение 1
Давление газа
1. Давление газа создаётся ______________________________________
_______________________________________________________________.
2. Давление газа зависит от: _________________ ____________________
______________________________________________________________
( В закрытом сосуде)
3. Если температура газа повысится, то увеличится ______________________,
следовательно, увеличится число __________________________________,
поэтому давление газа ________________________________.
4. Если газ сжимают, то его объём ______________________,
следовательно, увеличится ________________________
на единичную площадку, поэтому давление газа _____________________.
Источник