Давление на дно и стенки сосуда задачи 7 класс
Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда
Котова Мария Леонидовна, учитель физики
Статья отнесена к разделу: Преподавание физики
«Кто смолоду больше делает и думает сам, тот становится потом надежнее, крепче, умнее». С. Нерис
Цели урока:
- Образовательные:
- активизировать знания учащихся о причинах возникновения давления жидкости,
- создать условия для овладения учащимися формулы для расчета давления жидкости на дно и стенки сосуда,
- продолжить работу по формированию навыков научного познания мира,
- создать условия для овладения учащимися эвристическим методом представления наблюдаемого явления – методом графических образов.
- Развивающие:
- развивать экспериментальные умения, навыки логического мышления, умение обосновывать свои высказывания, делать выводы, выделять главное, представлять информацию в различных знаковых системах,
- развивать у учащихся интерес к познанию законов природы и их применению;
- развивать умение проводить рефлексию своей деятельности.
- Воспитательные:
- создать условия для приобретения убежденности учащихся в познаваемости окружающего мира,
- приучать учащихся к доброжелательному общению, взаимопомощи, к самооценке.
Задачи урока:
- изучение теоретического материала;
- решение задач на расчет давления в жидкости и газе;
- практическое значение знаний о давлении жидкости.
План урока:
- Организационный момент. (1 мин.)
- Актуализация знаний. (5 мин.)
- Объяснение материала. (20 мин.)
- Закрепление материала. (15 мин.)
- Рефлексия. (2 мин.)
- Домашнее задание. (2 мин.)
Ход урока
I. Организационный момент.
(На партах учащихся лежат рабочие карты урока, в которых представлены две самостоятельные работы и критерии выставления оценки; две ручки с разными стержнями, например синий и зеленый; таблицы плотностей веществ, учебники и тетради).
II. Актуализация знаний.
Самостоятельная работа (см. рабочую карту)
III. Объяснение нового материала
Провожу эксперимент: в пластмассовую бутылку с тремя отверстиями на разных уровнях по высоте наливаем подкрашенную воду.
Беседа с классом:
- почему вода вытекает из сосуда?
- сравните струи воды?
- объясните, почему они разные?
Когда учащиеся объяснят, что столбы жидкости разные и давление на разной глубине разное, ставлю проблему: а нужно ли знать людям, чему равно давление жидкости на разных глубинах, на дно, на стенки сосуда?
Открываем тетради, записываем тему урока.
Ставим цель: вывести формулу для расчета давления жидкости на дно и стенки сосуда.
Давление жидкости
Вокруг нас много жидкостей. Одни из них движутся, например, вода в реках или нефть в трубах, другие – покоятся. При этом все они имеют вес и поэтому давят на дно и стенки сосуда, в котором находятся. Подсчет давления движущейся жидкости – непростая задача, поэтому изучим лишь как рассчитывать давление, создаваемое весом покоящейся жидкости. Оно называется гидростатическим давлением и вычисляется по следующей формуле.
p – давление слоя жидкости, Па |
ρ – плотность жидкости, кг/м3 |
g – коэффициент, Н/кг |
h – высота слоя жидкости, м |
Рассмотрим, как выведена эта формула. Сила F, с которой жидкость давит на дно сосуда, является весом жидкости. Его мы можем подсчитать по формуле F тяж = mg, так как жидкость и ее опора (дно сосуда) покоятся. Вспомним также формулу m = ρV для выражения массы тела через плотность его вещества и формулу V = Sh для подсчета объема тела, имеющего форму прямоугольного параллелепипеда. В результате имеем равенство:
Это равенство иллюстрирует не только способ вывода формулы для вычисления гидростатического давления. Оно также показывает, что формула p = ρgh является частным случаем определения давления – формулы p = F/S.
Заметим также, что при выводе формулы совсем необязательно предполагать, что слой высотой h и плотностью ρ образован именно жидкостью. В наших рассуждениях ничего не изменится, если вместо давления жидкости мы рассмотрим давление твердого тела прямоугольной формы или даже газа, заключенного в соответствующий сосуд. Создаваемое ими весовое давление будет именно таким, как предсказывает формула p = ρgh.
Формула p = ρgh показывает, что давление, создаваемое слоем жидкости, не зависит от ее массы, а зависит от плотности жидкости, высоты ее слоя и места наблюдения. При увеличении толщины слоя жидкости или ее плотности гидростатическое давление будет возрастать.
Полученный нами вывод можно проверить опытами. Проделаем их. Справа изображена стеклянная трубка с водой, дно которой затянуто тонкой резиновой пленкой. Увеличивая высоту слоя налитой жидкости, мы будем наблюдать увеличение растяжения пленки. Этот опыт подтверждает, что при увеличении высоты слоя жидкости создаваемое ею давление увеличивается.
На следующем рисунке изображены трубки с водой и “крепким” раствором соли. Видно, что уровни жидкостей находятся на одной и той же высоте, но давление на пленку в правой трубке больше. Это объясняется тем, что плотность раствора соли больше, чем плотность обычной воды.
На доске нарисован параллелепипед высотой h и площадью основания S. Предлагаю ребятам представить, что это аквариум, в котором налита вода. Попытаемся определять давление воды Р на дно аквариума. Работаем на магнитной доске с карточками, выкладывая поочередно формулы, получая цепочку: m=ρV, V=Sh, m=ρSh, P=gm, P=gρSh, ρ=P/S, p=ρgh.
Анализируем окончательную формулу: что же нужно знать, чтобы рассчитать давление жидкости.
Зависит ли давление от площади или формы сосуда?
Вьполняем фронтальный эксперимент: на каждой парте стоит стакан с водой. Высота налитой воды одинаковая.
Цель: определить давление воды на дно стакана.
Один ученик выполняет у доски. Остальные за партой. Сверяем ответ. Анализируем его: какую физическую величину мы измеряли? какую физическую величину брали в таблице? какое численное значение давления получили учащиеся, работающие за партой и у доски? большое это или маленькое давление?
IV. Закрепление изученного материала.
- ~ Приведи примеры движущихся жидкостей.
- И движущиеся, и покоящиеся жидкости оказывают давление …
- Гидростатическое давление – это …
- ~ Произведение в правой части формулы для вычисления гидростатического давления представляет собой …
- ~ По какой формуле мы сможем подсчитать вес покоящейся жидкости?
- Объем слоя жидкости мы нашли при помощи произведения …
- Выражение “p = … = ρgh” представляет собой …
- ~ О чем говорит равенство p=ρgh?
- Как можно подтвердить справедливость формулы p=ρgh?
- ~ Увеличение растяжения пленки свидетельствует, что …
- Описанный опыт иллюстрирует зависимость гидростатического давления от ..
- ~ Плотность раствора соли больше, чем плотность воды. Это приводит к тому, что …
- Этот опыт иллюстрирует зависимость давления жидкости от ее плотности. Эта иллюстрация стала возможной благодаря тому, что …
Расчетные задачи
а) Высота столба воды в стакане 8 см. Какое давление на дно стакана оказывает вода? Какое давление оказывала бы ртуть, если бы она была налита вместо воды?
б) Какое давление на дно сосуда оказывает слой керосина высотой 1,5 м?
Качественные задачи
в) Волк плывет под водой с дыхательной трубкой. Какие ограничения накладывает на ныряльщика дыхательная трубка? Ответ найдите в учебнике стр. 95.
Задача с недостающими данными
г) Какое давление на глубине 1,5 м? Решить устно.
Качественные задачи, предполагающие работу с дополнительными источниками информации
д) Какое преимущество дает ныряльщику акваланг? Какие ограничения он накладывает? Ответ в учебнике.
е) В следующем сюжете мы видим глубоководный аппарат. Почему у него такая внешняя форма?
ж) Чтобы человек мог работать на больших глубинах он должен находиться в специальном скафандре. Найдите о нем информацию в учебнике.
з) Анализируя рис. 103 учебника давайте познакомимся с тем, что говорит нам учебник о глубоководных аппаратах. Какие ограничения в их использовании имеются?
и) Вычислите, какое давление в самой глубокой Мариинской впадине глубиной.
к) В просмотренном сюжете мы видели с вами глубоководных рыб. Какую длину лески нужно приготовить для лова рыбы камбалы, если она может выдерживать давление 400 кПа.
V. Задаю домашнее задание:
параграф из учебника, упражнение на решение задач и сообщения:
- «Человек изучает подводный мир».
- «Подводные лодки, батисферы и батискафы».
- «Животный мир океанских и морских глубин».
- «Ныряльщики за жемчугом».
Рабочая карта урока
Ф.И. Класс:
Самостоятельная работа № 1
1.Вставьте пропущенные слова в формулировке закона Паскаля:
Давление производимое на …………………… или …………. , передается в любую точку ………………………. во всех направлениях.
2. Вставьте пропущенные слова:
Внутри жидкости существует……………. и на одном и том же уровне оно………………. по всем направлениям. С глубиной …………………. увеличивается.
3. Запишите формулу для расчета давления жидкости на дно и стенки сосуда (гидростатическое давление):………………………………..
4. Запишите единицы измерения физических величин, входящих в формулу для расчета гидростатического давления:…………………………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………………………..
5.Перечислите, от каких величин зависит давление жидкости на дно и стенки сосуда:
………………………………………………………………………………………………………
Критерий оценки:
Если вы выполнили 5 заданий без ошибок, то ставим оценку «5»,
Если вы выполнили 4 задания без ошибок, то ставим оценку «4».
Если вы выполнили 3 задания без ошибок, то ставим оценку «3».
Если вы выполнили менее 3 заданий, то ничего не ставим.
____________ ОЦЕНКА ЗА С.Р. №
___________ ОЦЕНКА ЗА УРОК
Источник
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Масловопристанская средняя общеобразовательная школа
Шебекинского района Белгородской области»
Технологическая карта урока
Учитель: Зубкова Людмила Ивановна
Учебный предмет: физика.
Класс: 7
Тема урока: «Расчёт давления на дно и стенки сосуда».
Цели урока: организовать деятельность учащихся по изучению зависимости давления в жидкости от высоты столба жидкости и её плотности, а также деятельность по первичному закреплению полученных знаний, показать связь изучаемой темы с жизнью.
Задачи урока:
Получение новых знаний о давлении на основе имеющихся (давление твёрдого тела и давление газа). В ходе выполнения эксперимента установить зависимость давления жидкости от высоты и плотности жидкости.
Развитие речевых навыков, способностей к анализу, умение делать вывод. Способность к точному измерению, вычислению.
Продолжить формирование умения решать качественные задачи.
Развитие умения работать в группе, выслушивать товарищей, уважать мнение других, стремление к познанию мира.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Оборудование урока:
Демонстрационное и лабораторное оборудование:1) сосуд с отверстиями на разной высоте; 2)поддон для воды; 3) стакан с водой; 4) стакан с маслом; 5) колбы; 6) мензурки.
Технические средства обучения:
1) компьютер 2) мультимедийный проектор; 3 ) презентация по теме урока; 4) рабочая карта урока.
Демонстрации на уроке:
Напор жидкости на разных уровнях;
Зависимость давления жидкости от плотности жидкости.
Фронтальный эксперимент:
1. Зависимость давления жидкости на дно сосуда от его площади.
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Используемые методы, приемы, формы
Формируемые УУД
1.Организационный момент
Приветствие учащихся.
Вовлечение учащихся в деятельность. Комментирует, что
на партах учащихся лежат рабочая карта урока, в которой представлены виды деятельности на уроке, критерии выставления оценок, таблица плотностей, тетради, лабораторное оборудование для фронтального эксперимента.
Словесные методы
Личностные. Познавательные
2. Актуализация опорных знаний.
Предлагает учащимся вспомнить материал, пройденный ранее, выполняя физический диктант. (презентация. слайд № 1)
Отвечают на вопросы физического диктанта.
В соответствии с критериями оценивают себя; выставляют оценку за физический диктант в рабочую карту урока.
Физический диктант
Познавательные и регулятивные.
3.Мотивационный этап.
Организует беседу, выдвигая учебную проблему.
1. Вы уже знаете, что твердые тела, жидкости и газы оказывают давление.
От чего зависит давление твердых тел?
2. От чего зависит давление газов?
3. Знаете, что внутри жидкости существует давление. Как оно изменяется с глубиной?
4. Известно ли вам от чего зависит давление жидкости ?
Нужно ли знать людям, чему равно давление на разных глубинах, на дно и стенки сосуда? (Выслушает ответы)
Просит выдвинуть предположение о теме урока .
5.Что значит «рассчитать» давление?
6. Что необходимо знать, чтобы выполнить вычисления?
7. Какими способами можно получить формулу?
8.Что вы должны узнать на уроке? Ставим цель нашего урока.
Подводит итог беседы.
Итак, чтобы решить проблему
«От чего зависит давление жидкости на дно и стенки сосуда?», составим план ее решения, я вам в этом помогу. Предлагаю план, если учащиеся самостоятельно затрудняются его составить.
(презентация. слайд № 4)
Учащиеся отвечают на вопросы. Слушают.
Осуществляют поиск смысла своей деятельности.
Определяют тему и цель урока с помощью учителя, определяют план решения учебной задачи, следующей из проблемы.
1)Учащиеся формулируют и записывают в тетради тему урока. (презентация. слайд № 2)
2) Формулируют цель урока. (презентация. слайд № 3)
Проблемный метод. Фронтальная беседа.
Познавательные и регулятивные.
4. Изучение нового материала.
Посмотрим на рис.1 (презентация. слайд № 5).
В цилиндрический сосуд налита вода. Вода находится в покое.
Какой слой жидкости давит на точку А, на точку В? (Выслушает ответы).
«Верховным судьей всякой физической теории является опыт», – говорил академик Л.Д. Ландау. Обратимся и мы к опыту.
Сделайте вывод из опыта о давлении на стенки сосуда.
От чего еще зависит давление жидкости?
Сравните давление в сосудах и
сделайте вывод. Записать его в тетрадь.
Запишем итоговый вывод (презентация. слайд № 7).
в виде математической формулы.
Приступаем к её выводу.
Показывает на рис 3. сосуд, имеющий форму прямоугольного параллелепипеда. (презентация. слайд № 8).
Представьте, что это аквариум, имеющий форму прямоугольного параллелепипеда, в котором налита вода. Попытаемся определить давление жидкости на дно аквариума.
Организует беседу по вопросам:
– Запишите формулу для расчета давления?
– Чему равна сила, с которой жидкость давит на дно ?
-Как найти массу жидкости в сосуде?
_ Исходя из формы сосуда как найти объем жидкости в сосуде?
Производим подстановки
(см. соответствующие ступеньки «лесенки»),
получаем окончательную формулу.
Вопрос: Объясните, что нужно знать, чтобы рассчитать давление жидкости на дно и стенки сосуда? Берем в «рамку» окончательную формулу. Объясните физические величины, входящие в формулу и их единицы в СИ
Отвечают на вопросы.
Первый ученик показывает демонстрационный опыт №1.
В стакане из пластмассовой бутылки проделаны отверстия на разной высоте, закрытой вставленными в них спичками. Наливает подкрашенную воду в сосуд и вытаскивает спички.
Все наблюдают картину, показанную на рис. 2.
(презентация. слайд № 5).
Учащиеся делают вывод:
Давление зависит от высоты столба жидкости, от глубины.
Записывают вывод в тетрадь.
Второй ученик показывает демонстрационный
опыт № 2.
Берет 2 сосуда одинаковой формы (две одинаково отрезанные сверху пластмассовые бутылки) на одинаковом расстоянии от верха в них проделаны отверстия, закрытыми спичками. В один сосуд наливает подсолнечное масло, в другой – воду до того же уровня. Располагает сосуды рядом и одновременно открывает отверстия, вынимая спички.
Учащиеся наблюдают картину, изображенную на рис.3 .
(презентация. слайд № 6).
Делают вывод из опыта № 2: Давление зависит от плотности жидкости.
Учащиеся записывают формулы на доске и в тетради.
( см. приложение 2.)
Записывают и анализируют окончательную формулу.
Расшифровывают её: называя физические величины и единицы их измерения.
(презентация. слайд № 9).
Эвристическая беседа, демонстрационный эксперимент, презентация.
Используется прием вывода формулы в виде структурно-логической схемы «лесенка».
Познавательные. Коммуникативные.
5. Закрепление изученного материала.
Выполните эксперимент и докажите:
«Зависит ли давление жидкости на дно сосуда от его площади ».
Ход выполнения эксперимента:
Вам даны 2 сосуда с разной площадью дна: колба и мензурка. Высота столба жидкости (воды) в сосудах одинакова. Используя таблицу плотностей и полученную формулу, определите давление жидкости на дно в данных сосудах. Сделайте вывод о зависимости (независимости) давления жидкости на дно сосуда от его площади.
Выполняют фронтальный эксперимент. Делают измерения и вычисления, записывают полученный результат.
Сравнивают результат с результатами учащегося выполняющего эксперимент у доски.
(презентация. слайд № 10)
Фронтальный эксперимент в парах.
Индивидуальная работа.
Эвристическая беседа.
Познавательные и регулятивные.
6. Решение задач.
Выполните самостоятельную работу по решению задач. По окончании решения обменяетесь вариантами и проверьте ответы, оцените работу согласно критериям.
(презентация. слайд № 11 ).
В рабочей карте поставьте оценку за урок.
Выполняют самостоятельную работу
(решение задач) по вариантам с последующей взаимопроверкой.
Выставляют итоговую оценку за урок.
Работа в парах.
Познавательные и регулятивные.
7.Домашнее задание
Комментирует домашнее задание
(презентация. слайд № 12 )
Записывают в дневник.
Познавательные и личностные
8. Подведение итогов. Рефлексия.
Задает вопросы:
– Что нового узнали на уроке?
-Чему научились? Где можем применить новые знания?
– Какие есть вопросы по теме урока? В чём испытывали трудности?
– Как себя чувствовали на уроке?
Заканчивая наш урок, выполните еще одно упражнение. Возьмите карточки с изображением окна. Представьте, что ваше настроение – это сезон года. Изобразите на карточках ваше настроение.
Спасибо за урок.
Уч-ся отвечают на вопросы.
Отмечают в карточках свое настроение.
Сдают учителю рабочие карты и карточки с изображением окна.
Регулятивные.
Приложение 1 – презентация
Приложение 2-оформление доски
Рабочая карта учащегося на уроке.
Источник
Тема урока: «Расчет давления на дно стенки сосуда»
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Цели урока: организовать деятельность учащихся по изучению зависимости давления в жидкости от высоты столба жидкости и её плотности, а также деятельность по первичному закреплению полученных знаний, показать связь изучаемой темы с жизнью.
Задачи урока:
образовательные:
- ученики знают, что давление жидкости зависит от её плотности и высоты столба жидкости;
- умеют объяснять причины изменения давления с высотой;
- применяют изученную формулу p=ρgh к решению качественных задач;
развивающие:
- анализируют проводимые эксперименты и делают выводы по ним;
- оценивают ответы других учеников, дополняют и исправляют ошибки.
воспитательные:
- проявляют интерес к учебному занятию и предмету в целом;
- проявляют потребность к самопознанию.
Оборудование урока:
Демонстрационное оборудование:
- сосуд с отверстиями на разной высоте;
- поддон для воды;
- стакан с водой;
- стакан с маслом;
- линейка
Технические средства обучения:
- компьютер;
- подготовленная презентация по теме урока;
- карточки с вопросами по эстафете
- карточки с изображением окна.
Демонстрации на уроке:
- напор жидкости на разных уровнях;
- зависимость давления жидкости от плотности жидкости.
Ход урока
I. Подготовка к основному этапу урока.
Учитель раздает карточки для проведения эстафеты. У задает вопросы учащимся, помогая им составить план работы на уроке. Примерные ответы учащихся указаны в скобках.
Тема нашего сегодняшнего урока «Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда» (слайд 1)
Что означает глагол «рассчитать»? (Вычислить, определить)
Что необходимо знать, чтобы выполнить вычисления? (Формулу)
Какими способами можно получить формулу? (С помощью эксперимента и вывести теоретически)
Что мы должны узнать на уроке? (Получить формулу для вычисления давления в жидкости на дно и стенки сосуда.) (слайд 2)
Какой вы составите план для изучения данной темы? (1. От каких величин будет зависеть давление в жидкости; 2. Записать формулу для расчета давления в жидкости; 3. Научиться применять полученную формулу для решения задач) (слайд 3)
II. Усвоение новых знаний и способов действий.
Учащиеся наблюдают за экспериментом, анализируют, делают выводы. Предполагаемые ответы учащихся указаны в скобках.
Определим экспериментально, от каких величин будет зависеть давление в жидкости на дно и стенки сосуда.
На столе стоит пластоеовая бутылка, в которой на разных уровнях расположены отверстия. Эти отверстия закрыты спичками. Что будет если пробки убрать? (Вода выльется)
Из какого отверстия вода будет выливаться быстрее? (Делают предположения)
Давайте пронаблюдаем данный эксперимент
Почему скорость вытекания разная? (Отверстия в колбе расположены на разных уровнях)
Связана ли скорость вытекания воды с давлением жидкости на стенки сосуда? (Да, связана)
Связана ли высота столба жидкости с давлением жидкости? Если да, то каким образом? (Да, связана. С глубиной давление увеличивается.)
Какой вывод вы запишите по результатам эксперимента? (Давление в жидкости зависит от высоты ее столба) (слайд 4)
От чего еще будет зависеть давление в жидкости?
В два сосуда налиты до одинаковой высоты разные жидкости: вода и масло. Отверстия расположены на одинаковых уровнях. Заметьте, одинаковыми ли будут давления в воде и масле? (Нет, не одинаковые)
От какой еще величины будет зависеть давление в жидкости? (От плотности жидкости)
Запишите вывод в тетрадь. (Давление в жидкости зависит от плотности жидкости)(слайд 5)
От чего не зависит давления в жидкости?
В два сосуда налиты до одинаковой высоты одинаковые жидкости с отверстиями на одинаковой высоте, но с разными площадями основания.
Просмотр видиоролика.
Выводы из наблюдения за экспериментом и просмотра видеоролика говорит о том,что давление не зависит от площади основания сосуда и от формы сосуда. (Записать в тетрадь)
Наши наблюдения подтверждаются теоретически. В результате теоретического вывода формулы получаем: p=ρgh (слайд 6)
Вывод формулы вы рассмотрите самостоятельно дома, опираясь на материал параграфа учебника.
Давление в жидкости называется гидростатическим. (определение выписать из учебника)
III. Закрепление изученного материала.
Условия задания высвечиваются на экране. Каждый отвечает на вопросы в свои тетради. Затем тетрадями обменялись.
Решение обсуждается со всеми вместе. Оценили работу своего соседа.
IV. Информирование о домашнем задании.
. Домашнее задание состоит из нескольких этапов: прочитать параграф, ответить на вопросы теста, выполнить упражнение и дополнительное экспериментальное задание на дополнительную оценку.
Домашнее задание
1. Прочитать §38, ответить на вопросы.
2. Упражнение 15(1).
3. Составьте тексты из фраз А, Б, В, Г, Д.
Давление внутри жидкости…
А.
- на разных уровнях жидкости…
- на одном и том же уровне жидкости во всех точках…
Б.
- одинаково.
- неодинаково.
В. Представим себе, что в цилиндрическом сосуде имеется вода. Мысленно разделим ее на тонкие горизонтальные слои. Давление жидкости…
- во всех точках самого верхнего слоя…
- во всех точках самого нижнего слоя…
Г.
- одинаково и …
- неодинаково и …
Д.
- наименьшее.
- наибольшее.
4. Имеются стакан воды и линейка. Определить давление на дно стакана, если в воде будет растворено 20 г соли.
V. Подведение итогов урока
Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
- О чем вы узнали сегодня на уроке?
- Что научились делать?
- Как вы себя чувствовали на уроке?
- Какие есть вопросы по теме урока?
Заканчивая наш урок, выполним еще одно упражнение. Возьмите карточки с изображением времен года. Представьте, что ваше настроение – это сезон года. Изобразите на карточках ваше настроение и оцените свою работу на уроке, а также поставте отметку за тест на зимний период времени.
Источник