Декор сосудов древней греции презентация

Декор сосудов древней греции презентация thumbnail

Слайд 1

ВАЗОПИСЬ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Слайд 2

Афины – один из прекраснейших городов Древней Греции. Он известен своей архитектурой (Парфенон, храм Афины Ники, театр), произведениями скульптуры (бронзовая статуя Афины Промахос (воительницы) и статуя Зевса работы Фидия). Сегодня нас интересует один из районов города – Керамик.

Слайд 3

От названия афинского предместья Керамик, где работали особенно искусные гончары, произошло слово “керамика”. Керамикой называют и все виды изделий из обожженной глины, и само гончарное искусство. Керамика была спутницей всей жизни античного человека. Когда он выходил из вечной ночи на дневной свет, она стояла у его колыбели, он делал из нее первый глоток. Она украшала даже самую бедную хижину. В ней хранились семейные припасы. Она была наградой победителю на играх.

Слайд 4

Греческая керамика предназначалась для постоянного употребления, но, несмотря на свою функциональность, она искусно украшалась росписью. И форма, и размеры, и роспись сосудов – все подчинялось строгим правилам, которые художник должен был хорошо знать.

Слайд 5

АМФОРА ФОРМА И НАЗНАЧЕНИЕ СОСУДА

Слайд 6

ПЕЛИКА ФОРМА И НАЗНАЧЕНИЕ СОСУДА

Слайд 7

ГИДРИЯ ФОРМА И НАЗНАЧЕНИЕ СОСУДА

Слайд 8

КРАТЕР ФОРМА И НАЗНАЧЕНИЕ СОСУДА

Слайд 9

КИЛИК ФОРМА И НАЗНАЧЕНИЕ СОСУДА

Слайд 10

КАНФАР ФОРМА И НАЗНАЧЕНИЕ СОСУДА

Слайд 11

ЛЕКИФ ФОРМА И НАЗНАЧЕНИЕ СОСУДА

Слайд 12

ОЙНОХОЙЯ ФОРМА И НАЗНАЧЕНИЕ СОСУДА

Слайд 13

СКИФОС ФОРМА И НАЗНАЧЕНИЕ СОСУДА

Слайд 14

СТАМНОС ФОРМА И НАЗНАЧЕНИЕ СОСУДА

Слайд 15

На древнегреческих вазах можно выделить орнамент и картину – сюжетную роспись. Орнаментом украшали менее важные части вазы – ножку и горлышко. Часто он представлял собой узор из листьев, напоминающих пальмовые – пальметта . Очень распространен был меандр – узор в виде ломаной или кривой линии с завитками. Есть предание, что давным-давно в Греции люди увидели с высокого холма русло реки. Оно извивалось, и было похоже на петлю. Так возник знаменитый греческий орнамент меандр. ОРНАМЕНТАЛЬНАЯ РОСПИСЬ

Слайд 16

Главную часть сосуда, его тулово, занимает картина – сюжетная роспись, на которой изображены жанровые и мифологические сцены. По ним мы можем составить представление о том, как выглядели древние греки, об их одежде, обычаях – ведь картины на вазах изображали и мифологических героев, и бытовые сцены. В росписях прославляли именно то, что больше всего ценили, чему поклонялись. А поклонялись совершенству и красоте человека. СЮЖЕТНАЯ РОСПИСЬ

Слайд 17

СТИЛИ РОСПИСИ АНТИЧНЫХ ВАЗ Наиболее древний – геометрический . Ковровый стиль характерен для области Коринфа. Если фон вазы оранжево-красный, а фигуры черные, то называется этот стиль чернофигурным . В основе рисунка силуэт. На чернофигурных сосудах детали силуэтов процарапывались по лаковой поверхности. Тело женских фигур окрашивается в белый цвет. Позже, чернофигурную роспись сменила более совершенная – краснофигурная . Сами фигуры оставляются в теплом цвете глины, а фон покрывается блестящим черным лаком. Детали уже не процарапываются, а обозначаются тонкими черными линиями, это позволяет прорабатывать мускулатуру, передавать тонкие складки одежды, волнистые локоны. Голову человека и на чернофигурных и на краснофигурных вазах изображали в профиль.

Слайд 18

ЧЕРНОФИГУРНЫЙ СТИЛИ РОСПИСИ АНТИЧНЫХ ВАЗ

Слайд 19

КРАСНОФИГУРНЫЙ СТИЛИ РОСПИСИ АНТИЧНЫХ ВАЗ

Слайд 20

Покровительницей гончарного дела считалась богиня Афина . Вот о чем просили ее мастера. Внемли молитвам, Афина, Десницею печь охраняя. Дай, чтобы вышли на славу Горшки и бутылки и миски! Чтоб обожглись хорошенько И прибыли дали довольно.

Источник

Слайд 1

Древнегреческая вазопись Преподаватель истории, обществознания, МХК МБОУ «СОШ № 48» г . Владивостока Шабалина Светлана Николаевна

Слайд 2

план Этапы изготовления ваз(в картинках) Формы античной керамики Керамические плиты Вотивные таблички Терракотовые статуэтки Три способа изготовления сосудов Формы и назначение сосудов Типы росписей сосудов

Слайд 3

Добыча глины, чернофигурная коринфская пинака Формовка вазы за гончарным кругом, чёрнофигурная пинака Этапы изготовления ваз(в картинках) Мастерская гончара, коринфская пинака из Пентескуфии Гончар поднимается до верхнего отверстия печи, чтобы, получив осколок, проверить ход обжига

Слайд 4

Формы античной керамики

Слайд 5

Керамические плиты В 7—6 вв. до н. э. греки изготавливали не только посуду, применяя при этом гончарный круг, но и плоские керамические плиты, предназначавшиеся для облицовки зданий, которые в архаическую эпоху строились из дерева и песчанистой глины. Об этом свидетельствуют находки — плиты из обожженной глины с нанесенными на них цветными рисунками, применявшиеся для отделки фризов. Ведущее место в развитии строительной керамики занимал Коринф Такими являются расписные метоны храма Аполлона в Терме (3-я четверть 7 в. до н. э.).

Слайд 6

Вотивные таблички Мастера 7 и особенно 6 в. до н. э. создавали небольшие произведения на керамических плитках-табличках , так называемые пинаки. Пинаки обычно имели вотивный характер, то есть приносились в дар храму. Хотя исследователи иногда считают пинаки первыми образцами станковой живописи, они были исполнены в декоративно-монументальном плане. Сцена жертвоприношения (около 540-530 гг. до н. э.) Пинака, посвященная, как гласит надпись, «прекрасному Мегаклу ». 6 в. до н. э

Слайд 7

Вотивные таблички Афродита и Гермес. Табличка из Локри (Калабрия).Терракота. Ок . 475—450 гг. до н. э. Мюнхен, Государственное античное собрание. На этой глиняной табличке изображены Гермес и Афродита. На протянутой руке Афродиты стоит крылатый Эрос; в другой ее руке цветок. Между богами находится сосуд для сжигания ладана ( thymiaterion ) — распространенного приношения Афродите. Отверстия вверху указывают на то, что табличка висела в святилище в качестве вотивного подношения.

Слайд 8

Терракотовые статуэтки Широко была распространена в античном мире круглая керамическая скульптура. Особенно прославился такой скульптурой маленький городок Танагра. Здесь в III веке до н. э. достигло расцвета искусство маленьких (5-30 см) терракотовых статуэток. Они изображали сцены их жизни и либо служили детскими игрушками, либо опускались в могилу . Артемида. Высота 20,8 см. Конец IV в. до н. э. Афродита с Эротом. Высота 17,4 см. Конец IV в. до н. э Стоящая женщина. Высота 26 см. III в. до н. э.

Слайд 9

Три способа изготовления сосудов

Слайд 10

Инструменты Три способа изготовления сосудов Лепка в ручную Лепка из жгутов Гончарный круг Формовочный штамп(негативы)

Слайд 11

типы росписей сосудов

Слайд 12

Керамика ” камарес “. Крит. Около 1800—1700 гг. до н. э. Прорисовка Камарес Камарес (лат. Kamares ) — стиль росписи керамических изделий, получивший распространение в ранний дворцовый период на острове Крит 1900 г. — 1650 гг. до н. э.. Название стилю дала местность в центральной части острова, где в гроте и были впервые обнаружены вазы в этом стиле. Простые геометрические узоры на первых вазах к 2000 г. до н. э. сменяются цветочными и спиральными мотивами. Которые наносятся белой краской на чёрный матовый фон Морском стиль украшается изображениями разнообразных обитателей моря: наутилусов и осьминогов, кораллов и дельфинов, выполняемых на светлом фоне тёмной краской. Образцы критской керамики 1700-1500 гг. до н.э. Морской стиль и стиль Камарес.

Читайте также:  Сосуд для отмучивания песка с сифоном

Слайд 13

Геометрический стиль Был характерен для греческой вазописи в конце «тёмных веков» около 900—700 г. до н.э. Центром распространения данного стиля были Афины. Постепенно он распространился в торговых городах на островах Эгейского моря. Геометрический орнамент представлял собою сочетание геометрических элементов, на вазах он располагался полосами. Аттическая амфора. 2-я четверть 8 в. до н. э. Государственные античные собрания. Мюнхен. Кратер с крышкой, увенчанной небольшой гидрия. Середина 8-го века до н.э .

Слайд 14

Ковровый стиль Восточный , или ковровый стиль вазописи пришел на смену геометрическому в VIII в. до н.э. и просуществовал до VI в. до нашей эры. . Второе название стиля – ковровый, объясняется тем, что рисунок на поверхность вазы наносился сплошным ковром, почти без промежутков фона, что способствовало гармоничной связи орнамента с поверхностью сосуда. Фризовое построение орнамента сохраняется, но фризы становятся шире. Сюжеты росписи чаще всего были мифологические. Восточные вазы чаще делали из светлой желтой глины, цвет лака для росписи был коричневый, но использовались также красная и белая краски. Одним из крупнейших центров изготовления такой керамики был город Коринф. ПИКСИДА Коринф, Греция. Конец первой четверти VI в. до н.э. АРИБАЛЛ Коринф, Греция. Первая четверть VI в. до н.э . КИЛИК Коринф, Греция. Первая четверть VI в. до н.э.

Слайд 15

Чернофигурный стиль Со второй половины VII в. до начала V в. до н. э. чернофигурная вазопись развивается в самостоятельный стиль украшения керамики. Всё чаще на изображениях стали появляться человеческие фигуры. Наиболее популярными мотивами изображений на вазах становятся пиршества, сражения, мифологические сцены, повествующие о жизни Геракла и о Троянской войне. Силуэты фигур прорисовываются с помощью шликера или глянцевой глины на подсушенной необожженной глине. Мелкие детали прочерчивались штихелем. Горлышко и дно сосудов украшались узором, в том числе орнаментами, в основу которых положены вьющиеся растения и пальмовые листья (т. н. пальметты). После обжига основа становилась красной, а глянцевая глина приобретала чёрный цвет. Гидрия. Ахилл и убитый Гектор Древняя Греция, Аттика. 510-е гг. до н.э. Чернофигурная роспись.

Слайд 16

краснофигурный стиль Краснофигурные вазы впервые появились около 530 г. до н. э. Считается, что эту технику впервые применил живописец Андокид . В отличие от уже существовавшего распределения цветов основы и изображения в чернофигурной вазописи, чёрным цветом стали красить не силуэты фигур, а наоборот фон, оставляя фигуры незакрашенными. Отдельными щетинками на неокрашенных фигурах прорисовывались тончайшие детали изображений. Разные составы шликера позволяли получать любые оттенки коричневого Стамнос Древняя Греция, Аттика. Около 440-435 гг. до н.э. Краснофигурная роспись. Выс. 39.8 см Стамнос – сосуд для вина с двумя горизонтальными ручками и широким горлом

Слайд 17

Вазопись по белому фону Для росписи ваз в этом стиле в качестве основы использовалась белая краска, на которую наносились чёрные, красные либо многоцветные фигуры. Эта техника вазописи применялась преимущественно в росписи лекифов, арибалов и алабастронов. Лекиф. Древняя Греция, 450-440 гг. до н.э. Арибал – небольшой туалетный сосуд для ароматических масел, округлый, с узким невысоким горлом и плоским поддоном, обычно расписной.Шаровидное туловище арибалла удобно для охвата рукой. Алабастр (сосуд для масла) мог использоваться и атлетом,, и женщиной, применявшей душистое масло как духи.

Слайд 18

Формы и назначения сосудов

Слайд 19

Составные части древнегреческого сосуда Лекиф Древняя Греция Аттика. 440-е гг. до н.э.

Слайд 20

амфоры Амфора (лат. amphora , греч. ἁμφορεύς – несомый с двух сторон) – сосуд для масла, вина, воды с яйцевидным туловом, двумя вертикальными ручками по сторонам шейки, на невысокой ножке; использовался и как урна для захоронения. Амфоры часто запечатывались глинянной пробкой, которую фиксировали смолой или гипсом. На ручке амфоры греками ставилось клеймо с указанием города-изготовителя (Синопа, Херсонес Таврический), а римляне вешали на ручки ярлычок, например, с указанием сорта вина Амфора. Аполлон, Гермес и Сирена. Мастер Качелей. Древняя Греция, Аттика. 540-530 гг. до н.э.

Слайд 21

Гидрия (лат. Hydria ), иначе Кальпида (лат. – Kalpis ) – сосуд для воды, имеющий три ручки: две небольшие горизонтальные по бокам и одну вертикальную., а также длинную шейку. Похожи на амфоры, но у гидрий более округлое тулово.Девушки ходили с ними к источнику за водой. Гидрии носили на голове или на плече, придерживая их рукой. Иногда гидрии использовались также как урны для хранения пепла умерших гидрии Гидрия. Снаряжение колесницы Мастер Антимена. Древняя Греция, Аттика. 530-е гг. до н.э. Гидрия-кальпида . Ахил у источника Берлинский мастер. Древняя Греция, Аттика. Около 500 гг. до н.э. Гидрия. Спор Афины с Посейдоном Древняя Греция, Афины. Последняя четверть 4 в. до н.э.

Слайд 22

КРАТЕ́Р (греч. krater , от kerannymi — “смешиваю”) — древнегреческий сосуд для смешивания вина с водой. Согласно обычаям, древние эллины смешивали одну часть вина с двумя частями воды — пить неразбавленное вино считалось проявлением дикости, неумеренности, хотя пьянство было распространенным явлением (вспомним Вакха). Кратеры представляют собой большие сосуды с широким устьем, наподобие котлов, и двумя ручками по бокам. Кратеры Кратер Около 1350-1250 до н. э. Керамика. Высота 43,6 Кратер в форме колокола Около 470 до н. э . Керамика. Высота 37 КРАСНОФИГУРНЫЙ КРАТЕР С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ГЕРМЕСА И МЛАДЕНЦА ДИОНИСА Аттика, Греция. 460–450 до н.э. Мастер Виллы Джулиа В. 40,7; Ø венчика 41,5 Кратер чернофигурный Кентавромахия. Аттика . Ок . 520 г. до н. э. Высота 42 см; диаметр венчика 33 см; диаметр подставки 17,7 см.

Слайд 23

килики Килик (греч. kylix , лат. calix — “круглый”) – ваза, из которой пили вино. Это сосуд, имеющий вид плоской чаши на ножке или невысоком поддоне с двумя горизонтальными ручками. Килики были весьма рапространены . Снаружи и внутри килики украшали росписью. На многих киликах встречается надпись: « Chaire kai piei eu ” (греч., “Радуйся и пей счастливо”). Повествовательные сцены изображали по окружности на наружной стороне чаш (в перерывах между возлияниями килики подвешивали за ручку к стене и такие росписи были хорошо видны) КИЛИК ИЗОБРАЖЕНИЕ ВСАДНИКОВ И КОМАСТОВ Коринф, Греция. Первая четверть VI в. до н.э. Мастер Кавалькады Глина, оливково-коричневый лак, лиловато-красный пурпур В. 14; Ø тулова 29,7

Читайте также:  Помещение для сосуда дьюара

Слайд 24

Килик. Сцена сражения Мастер Докимасии. Древняя Греция, Аттика. Около 480 г. до н.э. Глина; краснофигурная роспись. Выс. 9.6 см Килик Дионис, силены и менады Древняя Греция, Аттика 550-540-е гг. до н.э. Глина; чернофигурная роспись. 35.6 см Килик Гибель Трои: спасение Аскания Мастер Телефа . Древняя Греция, Аттика. Около 480-470 гг. до н.э. Глина; краснофигурная роспись. Диам. 30.2 см килики

Слайд 25

скифосы Скифос ( σκύφος ) представляет собой керамическую чашу для пить. Имеет суживающееся книзу тулово (нередко большой ёмкости) с двумя ручками у самого края широкого устья, на низком поддоне, нередко украшенное росписью КРАСНОФИГУРНЫЙ СКИФОС С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ДИОНИСА И СИЛЕНА Аттика, Греция. Ок . 460 до н.э. Мастер Льюис Глина, черный лак, белая краска В. 18,3; Ø устья 21,7; Ø основания 13,8

Слайд 26

канфары Скифос ( σκύφος ) представляет собой керамическую чашу для пить. Имеет суживающееся книзу тулово (нередко большой ёмкости) с двумя ручками у самого края широкого устья, на низком поддоне, нередко украшенное росписью Канфары – широкие сосуды для питья с двумя ручками, что-то типа кубка. Чаще всего на высокой ножке. Изящные ручки канфара выступают за верхнюю линию сосуда. Канфар считался атрибутом Геракла и особенно Диониса : греческий Бог вина часто изображался с канфаром в руках. Иногда использовался как мера жидкости (0,27 л). Канфар. Борьба Геракла со львом Мастер Никосфена. Древняя Греция, Аттика. Около 480 г. до н.э. Глина; краснофигурная роспись. Выс. 32.5 см Двуликий канфар Древняя Греция, Аттика. 490-480 гг. до н.э. Глина; краснофигурная роспись. Выс. 17.7 см

Слайд 27

киаф Киаф (греч. kyaphos — “кружка, ковш”) назывался ковшик, с помощью которого наливали вино из кратеров в килики. Они имеют колоколовидное тулово с широким устьем и высокую петлеобразную ручку, обычно украшенную вверху шипом, а в средней части иногда связанную горизонтальной перемычкой. Киаф. Дионис и силены Древняя Греция, Аттика. 530-е гг. до н.э. Глина; чернофигурная роспись по белой облицовке. Выс. 12.4 см Киаф. Сфинкс Древняя Греция, Аттика. 520-е гг. до н.э. Глина; чернофигурная роспись,. Выс. 15.4 см

Слайд 28

ойнохойи ОЙНОХОЯ (от греч. oinos – вино, cheo – лью) – древнегреческий сосуд для вина; представляет собой кувшин яйцевидной формы с одной ручкой и тремя сливами (носиками), из которого одновременно можно было наливать в три чаши. Ойнохоя. Аполлон преследует юную женщину Древняя Греция, Аттика. 440 до н.э. Глина; краснофигурная роспись. Выс. 18.5 см Ойнохоя Древняя Греция, 2 в. Глина; Выс. 20.4 см Ойнохоя в форме женской головы Древняя Греция, Аттика. Конец 6 в. до н.э. Глина; краснофигурная роспись. Выс. 27.7 см

Слайд 29

лекифы ЛЕКИФ – древнегреческий керамический сосуд для масла. Первоначально делался конусообразной, затем цилиндрической формы с вертикальной ручкой, узким горлом, переходящим в раструб и использовался в похоронном церемониале. Мраморные лекифы больших размеров, украшенные богатым орнаментом, ставились в местах захоронения. Лекиф. Артемида и лебедь Древняя Греция, Аттика. Около 490 г. до н.э. Глина; краснофигурная роспись. Выс. 38 см Лекиф Древняя Греция, Аттика. Вторая четверть 5 в. до н.э. Лекиф Скорбящий юноша у надгробия Древняя Греция, Аттика. 440-е гг. до н.э.

Слайд 30

пелики ПЕ́ЛИКА (греч. pelike , от pleos — “полный”) — тип древнегреческого сосуда для жидкостей с двумя ручками по бокам. Считается разновидностью амфоры. Однако, в отличие от амфоры, пелика имеет не сужающееся, а расширяющееся книзу тулово. У пелики имеются небольшая ножка и широкое устье с низким венчиком. Пелика. Три фигуры в плащах Пелика. Битва греков с амазонками. Оборот: три фигуры в плащах Древняя Греция, Аттика. 360-е гг.до н.э. Глина; краснофигурная роспись. Выс. 28.9 см Пелика. Концерт. Оборот: верблюд и негр Древняя Греция, Аттика. Около 480 г. до н.э. Глина; краснофигурная роспись. Выс. 36 см Пелика. Герма и алтарь. Оборот: два юноши Древняя Греция, Аттика. Около 480 г. до н.э. Глина; краснофигурная роспись. Выс. 10.6 см

Слайд 31

пифос ПИ́ФОС ( pithos ) — в Древней Греции — большой сосуд с выпуклыми стенками, напоминающий бочку. Его делали из глины гончарным способом с толстыми стенками, реже из дерева или металла. Пифосы служили для хранения запасов зерна, оливкового масла, вина. Для лучшей сохранности продукта пифосы наполовину закапывали в землю в погребах или во дворах. Поэтому такие сосуды декорировали не росписью, а рельефами.

Слайд 32

Источники https://informvest.ru/156-grecheskaya-monumentalnaya-zhivopis.html https://ancientrome.ru/dictio/article.htm?a=239303422 https://sculpture.artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000012/st001.shtml https://kopilca.ru/keramika-svoimi-rukami/ https://www.metmuseum.org/Collections/search-the-collections/130001019 https://dic.academic.ru/contents.nsf/bse/ https://www.antic-art.ru/data/greece_archaic/41_piksida/index.php https://www.antic-art.ru/data/greece_classic/66_red_pelica/index.php https://centant.spbu.ru/centrum/publik/nikituk/byt/index.htm https://www.sno.pro1.ru/projects/gallery/index.php/ https://www.namuseum.gr/collections/sculpture/classical/classic04-gr.html

Источник

Урок изобразительного искусства в 6 классе 208-268-494

Учитель Сидякина С.П.

ГЛАВА 2. Из прошлого в настоящее. Художественный диалог культур.

Тема урока: «Изысканный декор сосудов Древней Греции».

Цель: обеспечить условия для расширения знаний учащихся интересными сведениями об искусстве Древней Греции.

Задачи:

1. Формировать представление об основных видах древнегреческих ваз (чернофигурной, краснофигурной и др.), их форме, декоре, о разнообразии орнаментов.

2. Познакомить учащихся с новым понятием керамика.

3. Формировать умение работать с художественными материалами.

4. Развивать образное и логическое мышление.

5. Формировать представление о целостной картине мира.

6. Воспитывать толерантность, эстетический вкус.

Тип урока: урок введения нового знания.

Методы: частично-поисковый, наглядный, словесный, стимулирования и мотивации, контроля и самоконтроля.

Дидактические средства и материалы.

Для учителя:

  • учебник «Изобразительное искусство» Т.Я. Шпикалова 6 класс;

  • поурочные разработки 6 класс Т.Я.Шпикалова;

  • мультимедиа, презентация урока;

  • иллюстрационный материал с изображением краснофигурных и чернофигурных греческих ваз;

  • стихи О. Тарутина из книги «Что я видел в Эрмитаже»;

  • мелодия «Сиртаки»;

  • силуэтные заготовки древнегреческих сосудов и их фрагментов из картона и бумаги;

  • карточки со словами.

Для учащихся:

  • учебник «Изобразительное искусство» 6 класс;

  • бумага, гуашь, кисти, карандаш.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Мотивация к деятельности

-Давайте, создадим друг другу хорошее настроение, улыбнемся.

– Я желаю вам хорошо потрудиться, преодолеть все препятствия, а в конце урока добиться успеха.

– Что вам для этого нужно?

-Покажем умение работать единой дружной командой, быть чуткими и внимательными друг к другу.

На доске: Олимпиада, театр, мифы, архитектура, таблица Пифагора.

-Что объединяет эти понятия?

-Какую страну считают родиной этих понятий?

-А где находится Греция?

-Представьте, что вы археологи. Вам удалось раскопать несколько предметов. Что здесь лишнее:

Ваза, чашка, сосуд.

-А что из этого может принадлежать древним грекам?

Читайте также:  Кровяной сосуд в легких

Готовят рабочее место к уроку, проверяют, все ли готово

УУД (регулятивные: саморегуляция)

УУД (личностные: самоопределение)

2

Постановка учебной задачи

-Кто сформулирует тему урока?

-Цель урока: Познакомиться с видами, назначением, росписью древнегреческих ваз.

-А сможете ли сразу нарисовать?

-Что для этого нужно?

УУД (регулятивные: целеполагание, планирование)

Ставят задачи урока

посмотрю

Я узнаю

сотворю

3

Актуализация знаний учащихся

(Звучит фоновая музыка) На экране смена слайдов с изображением древнегреческих сосудов. Слайд 1.

– Послушайте стихотворение «Что я видел в Эрмитаже» О. Тарутина и запомните названия ваз и рисунки на них:

«Прекрасные эти античные вазы

Понравились нам почему-то не сразу.

«Подумаешь, вазы!», – подумали мы.

Другим были заняты наши умы.

Сначала на них мы взглянули, скучая,

Потом мы к одной пригляделись случайно,

Потом загляделись…

И, может быть, час

Никак не могли оторваться от ваз.

… То вазы-гиганты,

то карлики вазы,

и каждая ваза – с рисунком-рассказом!

… Герой в колеснице летит на войну.

Плывут аргонавты в чужую страну.

Персей убивает Медузу Горгону.

Афина Паллада диктует законы.

Сражается с Ректором грозный Ахилл

(И Ректор, как видно, лишается сил) …

А вот Артемида, богиня охоты,

из меткого лука стреляет в кого-то.

А это на лире играет Орфей.

А это вручают спортивный трофей.

А вот – Одиссей, подающий советы.

А это – кентавры… А это…А это…

Но мы описать, и не пробуем враз

Крупнейшую в мире коллекцию ваз.»

-Какие вазы были в Эрмитаже?

-Какие сюжеты изображены на вазах?

-Ребята, какие мифы вы знаете? Расскажите их »

Слушают стихотворение

УУД (познавательные: логические)

Отвечают на вопросы,

рассказывают мифы

4

Открытие нового знания

– Посмотрите на роспись ваз и определите главное различие. Слайд 2.

– Действительно греческая вазопись чернофигурного и краснофигурного стилей – это выдающееся явление мировой художественной культуры.

Искусство греческой вазописи достигло наивысшего расцвета в VI – Vвв. до н. э.

Чёрнофигурной называли роспись, для которой фоном служил естественный цвет обожжённой глины. По поверхности глины рисовали чёрным лаком, секрет которого до сих пор не разгадан.

Известны имена керамистов: Эксекий, Амасис, Анакл, Никосфен. Слайд 3.

Если же фон был чёрным, а изображения имели цвет обожжённой глины – такую роспись называли краснофигурной. Известны имена керамистов: Эпиктет, Ефроний, Андокид, Гиерон, Дурис, Бриг, Мидий. Слайд 4.

В Афинах был целый ремесленный квартал Керамик, где жили только гончары и находились гончарные мастерские. Рабы выполняли трудную работу. А сосуды расписывали ремесленники из свободных граждан.

– Ребята, как вы думаете, для чего служили керамические изделия в Древней Греции ?

Формы сосудов столь же различны, как и их функции

Смотрим на слайды (Слайды 5, 6,7,8,). Стр. 48, 49 учебника.

Амфоры – сосуды для хранения оливкового масла и вина.

Кратеры – большие сосуды для смешивания вина с водой.

Килики – чаши для пития.

Лекифы – сосуды с одной ручкой для хранения оливкового масла, которые спортсмены прикрепляли к поясу, украшались изображениями спортивных состязаний.

– Какие сюжеты встречаются в вазовых рисунках ?

Роспись древнегреческой керамики – своеобразная энциклопедия жизни древних греков.

-Рассмотрите амфору на стр. 50.

-Для чего она была предназначена?

-Назовите имя мастера.

– Кто автор второй вазы? (на этой же странице учебника) – прекрасный пример кратера, из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина. На кратере изображен эпизод мифа, когда Гермес приносит маленького Диониса, сына Зевса, на воспитание к нимфам.

-На древнегреческих вазах можно выделить орнамент и картину – сюжетную роспись.

Рассмотрите таблицы (стр. 46) Слайд 9.

– Назовите мотивы орнамента.

Орнаментом украшали менее важные части вазы – ножку и горлышко. Часто он представлял собой узор из листьев, напоминающих пальмовые – пальметта , есть формы пальметты, заимствованные у различных растений: алоэ, вьюнка, плюща.

Очень распространен был меандр – узор в виде ломаной или кривой линии с завитками. Есть предание, что давным-давно в Греции люди увидели с высокого холма русло реки. Оно извивалось, и было похоже на петлю. Так возник знаменитый греческий орнамент меандр.

УУД (познавательные: общеучебные)

Самостоятельно исследуют, высказывают свои суждения об античных вазах

УУД (познавательные: общеучебные)

Знакомятся с искусством греческой вазописи, анализируют, сравнивают, делают выводы

УУД (познавательные: общеучебные) – умение ориентироваться в учебнике

Работают по учебнику, участвуют в обсуждении

УУД (познавательные: общеучебные)

Знакомятся с видами орнамента, учатся различать его

Отвечают на вопросы стр. 51 учебника

5

Физминутка.

Закрепление новых знаний в творческом задании

– Прочитайте творческое задание на стр.52.

Внимательно посмотрите на алгоритм выполнения задания и постарайтесь ему следовать.

Алгоритм выполнения задания:

1.Подготовить выразительный симметричный силуэт вазы.

2.Определить, в какой технике (краснофигурной или чёрнофигурной) будет выполнена орнаментальная композиция.

3.Наметить карандашом сюжет.

4.Применить композиционные приемы: выделение главного мотива, фризовость, спланировать их расположение на сосуде, учитывая ее конструкцию.

5.Выполнить эскиз.

Выполнение творческого задания: зарисовка древнегреческого сосуда по выбору: чернофигурного или краснофигурного простой карандаш, кисть, гуашь

Звучит фоновая музыка.

Учителем ведется текущий инструктаж.

УУД (познавательные: общеучебные)

Работают по учебнику,

изучают алгоритм выполнения задания.

УУД (личностные: самоопределение)

Выполняют творческое задание

6

Рефлексия

Организовывается мини-выставка.

– Ребята, посмотрите, у нас получился наш маленький «Эрмитаж».

– Оцените свои работы.

– А теперь, при помощи рубрики «Обсудим вместе» стр. 51 вспомним, что мы нового узнали сегодня на уроке.

– Какие отличительные качества были присущи чернофигурным вазам?

– В чем сходство греческих чернофигурных сосудов и русской чернолощеной керамики? В чем их различие?

– Какие орнаментальные мотивы присутствуют в декоре Древней Греции.

– Какую задачу ставили?

– Удалось ли её решить?

– С каким настроением закончился урок? Покажите на сигнальных карточках.

Молодцы! Спасибо за урок!

УУД (коммуникативные)

Оценивают выразительность результатов своей творческой деятельность и сверстников.

посмотрел

Я узнал

сотворил

Список литературы

  1. Ляпустин Б.С. Древняя Греция. – М.: Дрофа, 2007.

  2. Соколов Г.И. Искусство Древней Греции. – М.: Просвещение, 2005.

  3. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. – М; Просвещение, 2011.

  4. Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Поровская Г.А. Программа «Изобразительное искусство». Рабочие программы ФГОС. Предметная линия учебников 6 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012.

  5. Шпикалова, Т.Я., Ершова Л.В., Поровская Г.А. Изобразительное искусство: учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений / под ред. Т.Я. Шпикаловой. – М.: Просвещение, 2012.

  6. Шпикалова, Т.Я., Ершова Л.В., Поровская Г.А. Изобразительное искусство, 6 кл. Разработки уроков – пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2012.

  7. https://ru.wikipedia.org/wiki/ Вазопись_Древней_Греции

  8. https://ru.wikipedia.org/wiki/ Краснофигурная_вазопись

Источник