Декоративная роспись сосуда 5 класс изо

Тема урока: Эскиз декоративной росписи сосуда
Цели и задачи: Воспитывать интерес к произведениям изобразительного искусства, к собственному творчеству , самовыражению средствами изобразительного искусства; воспитывать у учащихся самостоятельность в учебной работе, развивать познавательные потребности, интересы и способности, познакомить с контрастными цветами, выразительными их сочетаниями с художественными промыслами Гжели.
учить составлять из элементов гжельской росписи композицию и украшать ею изделие; формировать практические умения и навыки рисования с образца;
воспитывать эстетический вкус, любовь к народному искусству, усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками;
развивать детскую фантазию и индивидуальность
Оборудование: презентация, иллюстрации, таблицы, кисти, краски, альбомный лист, тряпочка, подкладной лист
Ход урока
- Организационный момент.
1) Слайд №2
– Наш урок мне хотелось бы начать с загадки:
Белым снегом замело
Луг и лес, и всё кругом.
И, замёрзнув, речка стала,
Скованная синим льдом.
II. Вступительная беседа
– Какие цвета используются в загадке при описании зимних картин? (синий, белый)
2) слайд №3 Мих. Ник. Ромадин «Зима»
– Зима находит отражение и в творчестве художников.
(дети рассматривают слайд)
– Какие краски и цвета использует художник, чтобы передать прелесть русской зимы?
3) слайд №4 стихотворение А. С. Пушкина «Под голубыми небесами…»
– Свои замечательные стихи адресовал зиме известный вам поэт-классик
– Какими бы красками воспользовались вы, чтобы сделать иллюстрацию к этому стихотворению?
Итог:
– Голубые тени на белом снегу нашли отклик в творчестве русских мастеров. Догадались?
II. Сообщение темы и целей урока.
– На сегодняшнем уроке мы поговорим о гжельской росписи, будем расписывать кувшины .
III. Рассказ о гжельской росписи. ( сообщение делает ученица)
Гжель называют родиной и колыбелью русской керамики. Белая керамическая посуда расписана синими и голубыми цветами. Это пышные садовые цветы, крупные листья, лепестки ромашек, полевые цветы. Синие колокольчики, синие тюльпаны, много лепестковые розы и причудливые цветы, рождённые фантазией авторов. В росписи также встречаются рыбы и птицы. Гжельские мастера ещё лепят скульптурки животных, птиц, фантастических зверей, героев сказок, и расписывают их синим.
слайд №5 Гжель
Под Москвой, в городке Гжель, ещё с XVI века изготовлялись из знаменитых гжельских глин различная посуда и игрушки. Гжельские керамические изделия с их своеобразной росписью всегда можно отличить от других изделий. Они изготавливаются из белых глин.
Роспись – сочная, широким мазком, бело – синий узор. Он воспроизводит сценки народной жизни или цветочные композиции и выполнен в русской национальной манере.
слайд №6 Традиционные изделия гжельских мастеров
Узор украшает вазы для цветов, чайники, сахарницы, чашки, чайные сервизы. Роспись сосудов производится от руки. Особенно большим спросом пользуются гжельская посуда, настольная скульптура и игрушки.
слайд №7 Использование гжельской росписи для украшения предметов обихода
В наши дни очень модно украшать гжельской росписью самые неожиданные предметы: валенки, кроссовки, ноутбуки и, даже, мотоцикл.
4. Практическая часть
1) повторение элементов гжельской росписи (таблица с образцами на доске)
– Назовите основные элементы росписи, которые собираетесь использовать при росписи своих кувшинов
( усики и завитки, капельки и листочки, синяя роза- как центральный элемент)
– Так как работа очень ответственная и каждый неверно сделанный мазок невозможно будет исправить, то каждый из вас заранее продумал и выполнил предварительный эскиз.
2) эскизы кувшинов, выполненные учениками заранее
3) повторение правил работы с кисточкой
слайд №8
* Кисточку держат под прямым углом к расписываемому предмету, зажав её тремя пальцами.
* Не оставляй кисточку в баночке с водой.
* Не забывай прополоскать кисточку.
5.Физкультминутка
(Учащиеся выполняют упражнения за учителем).
По солнышку, по солнышку
Дорожкой луговой
Иду по мягкой травушке
Я летнею порой. (Ходьба на месте, взмахи руками).
И любо мне, и весело,
Смотрю по сторонам,
Голубеньким и синеньким
Я радуюсь цветам. (Повороты направо, налево, любуются цветами).
6. самостоятельная работа обуч-ся – роспись кувшинов (под музыку)
Приступайте к работе. Желаю вам успешно выполнить её.
7. Выставка работ обуч-ся
– Как приятно смотреть на творение своих собственных рук, правда? Как можно будет использовать ваши кувшинчики?
( в качестве подарка, поставить на полку в качестве сувенира)
-Все вы сегодня хорошо потрудились в роли гжельских мастеров. Ваши работы получились яркими, красочными, выразительными. Всем “5”.
8. Итог урока
– Зачем в современной жизни нужны знания о народных промыслах?
( важно помнить о национальных корнях)
– Храните дух, эпоху,
Предметы старины,
Что нам как выдох вдоху
Предшествовать должны.
Источник
Инфоурок
›
ИЗО, МХК
›Презентации›Презентация по ИЗО на тему “Узор в полосе. Эскиз декоративной росписи сосуда” (5 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Узор в полосе. 5 класс
2 слайд
Описание слайда:
Орнамент – это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов. Орнаменты бывают геометрические, растительные, символические, комбинированные и другие. Орнамент (украшение), можно выделить такие типы – орнамент в круге, квадрате, прямоугольной фигуре, ленточный, сетчатый. Существуют три основные группы: замкнутые, ленточные, сетчатые. Раппорт – повторяющаяся часть орнамента.
3 слайд
Описание слайда:
Задание: Разместить лист горизонтально Сделать разметку как показано на образце Сделать декоративные полосы из трех контрастных цветов. (красный – зеленый, оранжевый – синий, фиолетовый – желтый) Мотивы – геометрический, растительный.
4 слайд
Описание слайда:
Требования к работе: Расположения листа бумаги; Повторяющиеся сюжеты узора (раппорт) Выполнение в цвете, сохраняя последовательность ритмического чередования. Законченность работы: яркость и чистота цвета, выразительность, четкость и соразмерность рисунка.
5 слайд
Описание слайда:
Геометрический орнамент Растительный орнамент
6 слайд
Описание слайда:
Домашнее задание: Найти иллюстрации Гжели, Хохломы, Дымки.
7 слайд
8 слайд
Описание слайда:
Гжель На удалении 50-60 километров к северо-востоку от Москвы, в Раменском районе, вдоль Егорьевского шоссе расположены два десятка слившихся между собой красивых сёл и деревень. Гжель – название одного из сёл – бывшего волостного центра, ставшего собирательным для всей округи, символом неповторимого искусства и народного мастерства. Гжелью называют выпускаемые в этих местах высокохудожественные фарфоровые изделия, расписанные кобальтом по белому фону. Гжель впервые упоминается в письменных источниках в 1339 году в духовной грамоте Ивана Даниловича Калиты. С тех пор на протяжении столетий, как одна из наиболее прибыльных волостей, переходила Гжель по наследству в роду великих московских князей и царей, принося им немалый доход.
9 слайд
10 слайд
11 слайд
12 слайд
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель, преподаватель изобразительного искусства
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-221671
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Тема: Узор в полосе. Эскиз декоративной росписи сосуда.
Цель: Познакомить обучающихся с основными видами орнамента, его символами и принципами композиционного построения; развивать познавательные потребности, способности; воспитывать интерес к произведениям изобразительного искусства, к собственному творчеству.
Ход урока.
1. Организация класса.
2. Вступительная беседа.
Из уроков истории вы знаете, что во все времена человек стремился к прекрасному. Древний человек украшал свое жилище. В дальнейшем, по мере развития человеческого разума, он стремился изготовить себе оружие, одежду, посуду. Все эти предметы он украшал по-своему. Если мы обратимся к временам наших бабушек и дедушек, мы увидим, что в основном все предметы быта изготавливались собственными руками. Это и орудия труда: грабки, косы, вилы; посуда, а сделана она была из глины: кувшины, тарелки и т.д.; это и одежда: рубахи, платья, кофты; это и вещи, предназначенные для убранства русской избы: дорожки, рушники, занавески.
Предметы из железа изготавливали кузнецы. Человек, который хорошо умел изготовить посуду и другие предметы быта из глины, назывался гончар. Одежду в те времена умела изготавливать каждая женщина. На Руси каждая незамужняя девушка готовила себе сундук с приданным. Считалось, что размер приданого говорит о том, какая из нее получится хозяйка. Чем тяжелее сундук и красивее изготовлены вещи, тем лучше. Значит девушка – настоящая рукодельница. Узоры придумывали и составляли сами. Говоря современным языком, каждой вещи был присущ свой орнамент. Что же обозначает это слово? В переводе с латинского «орнамент» – это узор, построенный на повторе и чередовании составляющих его элементов.
Орнамент может быть живописным или скульптурным. Он имеет декоративные формы, заимствованные из внешних форм животных, растений, путем упрощения и обобщения. Орнамент служит украшением предметов декоративно-прикладного искусства, широко применяется в архитектуре и книжной графике. Орнамент появился еще в глубокой древности несколько тысячелетий назад. Древние люди задолго до появления гончарного круга, пробовали украшать свои глиняные сосуды рядами вмятин. Таким образом делались первые украшения на предметах.
Источником создания оригинальных композиций для орнамента современного человека стала природа. Любуясь природой, человек заметил в ней множество необычных форм и интересных цветовых оттенков: плоды и листочки разных растений, узоры на крыльях бабочек и птиц.
Виды орнамента. Орнамент имеет три разновидности:
Ленточный
Замкнутый
Сетчатый
Ленточный – орнамент обычно располагается в полосе с вертикальным или горизонтальным чередованием мотива. К этому типу орнамента относятся: бордюры, обои, кайма.
Замкнутый – орнамент в круге, в квадратной или прямоугольной фигуре (салфетка, скатерть).
Сетчатый – орнамент строится при помощи сетки, на которой расположены различные узоры. Он применяется в оформлении потолка, стен, пола в помещении.
Для выполнения узора используются контрастные цвета:
Красный – зеленый
Оранжевый – синий
Фиолетовый – желтый
Черный цвет придает выразительность узору.
Орнаменты бывают:
Растительные
Животные (зооморфные)
Символические
Комбинированные
Геометрические
Русский орнамент очень разнообразен. В старину декоративные элементы составлялись из символов и отражали чувство и интересы крестьянина. Например: фигурка птицы означала тепло и сулила богатый урожай. Цвет в узоре имел особое значение. Красный выражал восторг, радость, это цвет солнца, огня и жизни. Белый цвет связывался со светом, чистотой. Желтый – цвет солнца. Зеленый сочетался с природой, окружавшей человека.
На Руси орнамент служил не только украшением, но и защитой от недобрых, злых, духов. На воротниках и рукавах рубашек делались вышивки, которые «охраняли» от всякой нечисти.
Орнамент является стилем эпохи, признаком принадлежности произведения к данному времени и народу: Россия, Украина, Молдавия, Узбекистан и т.д.
Орнамент можно вышить или выткать из ниток, вырезать по дереву, металлу. Его можно сплести из кружева, нарисовать красками, карандашами, гуашью.
-Ребята, а вам бы хотелось научиться выполнять такие красивые узоры?
Так как у нас сегодня урок изобразительного искусства, то мы будем рисовать орнамент.
Задание: выполнить узор в полосе, состоящий из одного вида орнамента.
(Работа по шаблону)
Прорисовывание узора простым карандашом.
Правильный подбор цветовой гаммы.
Роспись узора при помощи кисти.
3. Творческая работа обучающихся.
Работу выполняют под музыку П.Чайковского «Вальс цветов».
4. Рефлексия.
-Какие основные виды орнамента бывают?
– Каковы особенности орнамента?
5. Анализ работ обучающихся, выставление оценок.
Дополнительный материал, используемый на уроке:
У нас в России живут поистине волшебники, создающие неповторимые, красочные узоры, это создатели дымковской игрушки.
Слобода Дымково находится на берегу реки Вятки, близ города Вятки. Слободчане издавна делают глиняные игрушки. Главным образом это были свистульки. Ассортимент их разнообразен – это и барашки, и лошадки, всадники на конях. Стиль росписи красочный, яркий, жизнерадостный.
Городецкая роспись.
Жителисела Городец, расположенном на берегу реки Волги,
занимались строительством и украшением домов.Дома они покрывали резьбой от конька до завалинки. Тут же работали мастера-игрушечники, балалаечники, сундучники. Они изготавливали и расписывали свои изделия. Для этого использовали яркие, красочные цвета: красный, зеленый, синий.
Хохломская роспись.
Хохлома – село, стоящее за рекой Узолой в Заволжье. Здесь расписывали волшебные узоры на золотом фоне. В основном деревянную посуду: ложки, чашки, сахарницы, вазы. Способ золочения дерева и письма по нему заимствовали у иконописи. На проолифленную доску тампоном наносили обыкновенный оловянный порошок, по нему писали красками, потом покрывали слоем специально сваренной олифы и ставили в протопленную печь калить. И делали это несколько раз. Олифа спекалась до такой густоты, что серебристое под ней казалось золотым и светилось.
В 1918 году в селе Семеново была организована школа художественной обработки дерева, которая выросла в большую фабрику – «Хохломская роспись». Орнамент – травка, точки-ягодки.
Источник
МОУ СОШ №5 г. Нижний Новгород
Изобразительное искусство, 5 класс
Тема урока: «Узор в полосе. Эскиз декоративной росписи сосуда»
10-11 урок
Вид занятия: декоративное рисование
Цели и задачи:
- воспитать интерес к произведениям народного творчества; формировать представления о народной культуре, её богатстве и разнообразии, красоте и благородстве; развивать познавательные потребности, интересы и способности; знакомство с контрастными цветами, выразительными их сочетаниями; знакомство с художественными промыслами: ГЖЕЛЬ, ЖОСТОВО, ГОРОДЕЦ, ДЫМКА, формирование понятий об элементах орнамента, его видах.
Межпредметные связи: музыка, литература, история, география.
Оборудование: для учеников – бумага, гуашь, для учителя – методические таблицы «Цветовой круг», «Контрастные цвета»
Вид используемого на уроке программного обеспечения:
Презентации (POWER POINT): «Гжель», «Дымка»
Необходимое аппаратное обеспечение: мультимедийный ноутбук, проектор, экран.
Зрительный ряд: Керамика – Гжели, Скопино, посуда Жостово, Хохломы, фотографии изделий.
Ход урока 10
I. Организационный момент:
Проверка готовности класса к уроку; Объявление темы, целее и задач урока.
II. Вводная беседа о контрастных цветах.
Контраст – противопоставление и взаимное усиление двух свойств, качеств, особенностей как одно из важных средств изобразительного искусства. От умелого применения контрастов зависит воздействующая сила многих композиционных средств и приемов.
Рассмотрим цветовой круг. В нем можно найти три пары контрастных цветов, которые лежат друг против друга.
Это: красный – зеленый
оранжевый – синий
фиолетовый – желтый
Орнамент – это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов.
Орнаменты бывают геометрические, растительные, символические, комбинированные и другие.
Орнамент (украшение), можно выделить такие типы – орнамент в круге, квадрате, прямоугольной фигуре, ленточный, сетчатый.
Существуют три основные группы: замкнутые, ленточные, сетчатые.
Раппорт – повторяющаяся часть орнамента.
Декоративная переработка форм – упрощение форм ради большой цветовой и графической выразительности.
Показ презентации «Дымка»
III. Творческая работа учащихся.
Сделать декоративные полосы из трех контрастных цветов.
Мотивы – геометрический, растительный.
Требования к работе:
Расположения листа бумаги; Повторяющиеся сюжеты узора (раппорт) Выполнение в цвете, сохраняя последовательность ритмического чередования. Законченность работы: яркость и чистота цвета, выразительность, четкость и соразмерность рисунка.
IV. Итоги урока.
Экспресс – выставка лучших работ. Оценка работ.
Домашнее задание: Найти иллюстрации Гжели, Хохломы, Дымки.
Ход урока 11
I. Организационный момент:
Проверка готовности класса к уроку; Объявление темы, целее и задач урока.
II. Вводная беседа о произведениях народного искусства и беседа о его красоте.
На этом уроке закрепляются знания школьников о народном декоративно-прикладном искусстве. Наше национальное русское декоративное искусство славится своими традициями. По разнообразию материалов, цветовой окраске, фольклерных узоров оно поистине уникально. Тут посуда, одежда, игрушки, пряники, резные наличники и ворота, кованные украшения – всего и не перечесть!
Показ презентации «Гжель».
Силой народной фантазии обычные предметы превращаются в необычные, волшебные. На Руси издавна существовали географические центры народных промыслов – места, где сложился и развивался определенный вид декоративно прикладного искусства, где живут и создают народные мастера изумительные по красоте и оригинальности предметы.
Обратите внимание на изделия из Гжели. Гжель – это дивные, диковинные синие цветы, травы, листья на белой керамике. Изделия гжельских умельцев отличаются изящной формой. Узоры, легко выполняемые кистью, то еле голубоватым, то насыщенным синим цветом, которые радуют наш глаз.
III. Творческая работа учащихся.
Выполнение эскиза декоративной росписи «волшебного» сосуда.
Условия выполнения работы:
Определяется форма фигурного сосуда; Выполняются эскизы росписи Гжель; Выполняется сама роспись кувшина.
IV. Итоги урока.
Экспресс – выставка лучших работ. Оценка работ. Уборка рабочих мест
Домашнее задание: Познакомиться с другими видами декоративного искусства.
Источник