Декоративная роспись сосуда презентация
Инфоурок
›
ИЗО, МХК
›Презентации›Презентация по ИЗО на тему “Узор в полосе. Эскиз декоративной росписи сосуда” (5 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Узор в полосе. 5 класс
2 слайд
Описание слайда:
Орнамент – это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов. Орнаменты бывают геометрические, растительные, символические, комбинированные и другие. Орнамент (украшение), можно выделить такие типы – орнамент в круге, квадрате, прямоугольной фигуре, ленточный, сетчатый. Существуют три основные группы: замкнутые, ленточные, сетчатые. Раппорт – повторяющаяся часть орнамента.
3 слайд
Описание слайда:
Задание: Разместить лист горизонтально Сделать разметку как показано на образце Сделать декоративные полосы из трех контрастных цветов. (красный – зеленый, оранжевый – синий, фиолетовый – желтый) Мотивы – геометрический, растительный.
4 слайд
Описание слайда:
Требования к работе: Расположения листа бумаги; Повторяющиеся сюжеты узора (раппорт) Выполнение в цвете, сохраняя последовательность ритмического чередования. Законченность работы: яркость и чистота цвета, выразительность, четкость и соразмерность рисунка.
5 слайд
Описание слайда:
Геометрический орнамент Растительный орнамент
6 слайд
Описание слайда:
Домашнее задание: Найти иллюстрации Гжели, Хохломы, Дымки.
7 слайд
8 слайд
Описание слайда:
Гжель На удалении 50-60 километров к северо-востоку от Москвы, в Раменском районе, вдоль Егорьевского шоссе расположены два десятка слившихся между собой красивых сёл и деревень. Гжель – название одного из сёл – бывшего волостного центра, ставшего собирательным для всей округи, символом неповторимого искусства и народного мастерства. Гжелью называют выпускаемые в этих местах высокохудожественные фарфоровые изделия, расписанные кобальтом по белому фону. Гжель впервые упоминается в письменных источниках в 1339 году в духовной грамоте Ивана Даниловича Калиты. С тех пор на протяжении столетий, как одна из наиболее прибыльных волостей, переходила Гжель по наследству в роду великих московских князей и царей, принося им немалый доход.
9 слайд
10 слайд
11 слайд
12 слайд
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель, преподаватель изобразительного искусства
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-221671
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Слайд 1
Вазопись Древней Греции Сафонова Татьяна Николаевна, учитель ИЗО
Слайд 2
Древнегреческая вазопись — декоративная роспись сосудов, выполненная керамическим способом, т. е. специальными красками с последующим обжигом. Охватывает период с догреческой минойской культуры и вплоть до эллинизма, то есть, начиная с 2500 г. до н.э. и включая последнее столетие, предшествовавшее появлению христианства. Амфора-билингва вазописца Андокида. Геракл и Афина. ок. 520 г. до н. э.
Слайд 3
Эгейская вазопись до Древней Греции Минойская керамика Украшенная росписью глиняная посуда появляется в крито-минойском культурном ареале начиная с 2500 г. Минийская керамика На территории материковой Греции в среднеэлладский период получила распространение так называемая минийская керамика — из тонкой глины, изящная, но без росписи. Микенская керамика Около 1600 г. до н. э. с началом позднеэлладского периода вырастает первая высокоразвитая континентальная микенская культура, оставившая след и в вазописи.
Слайд 4
Древнегреческая вазопись. Протогеометрический и геометрический стили С закатом микенской культуры после дорийского вторжения все достижения прежней вазописи утрачены. В течение примерно столетия существует субмикенская керамика, для которой характерно полное отсутствие орнамента (в редких случаях она украшена несколькими незамысловатыми линиями). Около 1050 г. до н. э. в греческом искусстве распространяются геометрические мотивы. На ранних этапах (протогеометрический стиль) до 900 г. до н. э. керамическая посуда расписывалась обычно крупными строго геометрическими узорами. В период расцвета геометрики, начиная с 900 г. до н. э., происходит усложнение геометрических рисунков. Протогеометрическая амфора, около 975—950 гг. до н. э.
Слайд 5
Ориентализирующий период Начиная с 725 г. до н. э. в изготовлении керамики лидирующее положение занимает Коринф. Начальный период, которому соответствует ориентализирующий, или иначе протокоринфский стиль, характеризуется в вазописи увеличением фигурных фризов и мифологических изображений. Положение, очерёдность, тематика и сами изображения оказались под влиянием восточных образцов, для которых были прежде всего характерны изображения грифонов, сфинксов и львов. Ольпа в ориентализирующем стиле
Слайд 6
Чернофигурная вазопись Со второй половины VII в. до начала V в. до н. э. чернофигурная вазопись развивается в самостоятельный стиль украшения керамики. Всё чаще на изображениях стали появляться человеческие фигуры. Композиционные схемы также подверглись изменениям. Наиболее популярными мотивами изображений на вазах становятся пиршества, сражения, мифологические сцены, повествующие о жизни Геракла и о Троянской войне. Аттическая чернофигурная амфора. Геракл и Герион. Ок. 540 г. до н. э.
Слайд 7
Краснофигурная вазопись Краснофигурные вазы впервые появились около 530 г. до н. э. Считается, что эту технику впервые применил живописец Андокид. В отличие от уже существовавшего распределения цветов основы и изображения в чернофигурной вазописи, чёрным цветом стали красить не силуэты фигур, а наоборот фон, оставляя фигуры незакрашенными. Отдельными щетинками на неокрашенных фигурах прорисовывались тончайшие детали изображений. Свадьба Фетиды. Пиксида вазописца свадеб. Ок. 470—460 г. до н. э.
Слайд 8
Вазопись по белому фону Для росписи ваз в этом стиле в качестве основы использовалась белая краска, на которую наносились чёрные, красные либо многоцветные фигуры. Эта техника вазописи применялась преимущественно в росписи лекифов, арибалов и алабастронов. Лекиф с изображением Ахиллa и Аяксa, к 500 г. до н. э.
Слайд 9
Вазы-гнафии Вазы-гнафии, названные по месту первого их обнаружения в Гнафии (Апулия), появились в 370—360 гг. до н. э. Эти вазы родом из нижней Италии получили широкое распространение в греческих метрополиях и за их пределами. В росписи гнафий по чёрному лаковому фону использовались белый, жёлтый, оранжевый, красный, коричневый, зелёный и другие цвета. На вазах встречаются символы счастья, культовые изображения и растительные мотивы. Ойнохойя-гнафия. 300—290 гг. до н. э.
Слайд 10
Вазы из Чентурипе Чентурипские вазы получили лишь местное распространение в Сицилии. Керамические сосуды составлялись воедино из нескольких частей и не использовались по своему прямому предназначению, а лишь вкладывались в захоронения. Для росписи чентурипских ваз использовались пастельные тона по нежно-розовому фону, вазы украшались крупными скульптурными изображениями людей в одеждах разных цветов и великолепными аппликативными рельефами. Чентурипская ваза, 280—220 гг. до н. э.
Слайд 11
Спасибо за внимание!
Источник
Слайд 1
тема: «Искусство Древней Греции. Вазопись.» 1 класс
Слайд 2
Подготовила преподаватель МБОУДОД ДШИ пос.Парковый МО Тихорецкий район Краснодарского края Прокофьева Ольга Анатольевна
Слайд 3
Древнегреческая вазопись — декоративная роспись сосудов, выполненная керамическим способом, т.е. специальными красками с последующим обжигом. Охватывает период с догреческой минойской культуры и вплоть до эллинизма, то есть, начиная с 2500 г. до н. э. и включая последнее столетие, предшествовавшее появлению христианства. Вазы покрывали черным лаком, белой, пурпуровой, голубой, розовой, красной, желтой и позолотой. Древнегреческая вазопись прошла ряд стадий развития: – субмикенскую; – протогеометрический стиль; – геометрический стиль 9-13 веков до н.э.; – ковровый стиль 7 века до н.э.; – чернофигурный стиль; – краснофигурный стиль от 530 года до начала 5 века до н.э.; – строгий стиль; – свободный стиль; – роскошный стиль и др. Чернофигурная вазопись
Слайд 4
Чернофигурный стиль вазописи приходит на смену восточному. В этот период для росписи используют шликер глубокого черного цвета (глянцевой глиной, ранее ошибочно считавшейся лаком) . Иногда его дополняют белой и красной краской. Для вазописи большое значение имеет форма сосуда, на который наносится изображение. Популярность керамических форм варьировала со временем: некоторые сосуды использовались только в определённый период времени, другие выходили из употребления, а третьи претерпевали со временем значительные изменения. Однако общим являлся принцип нанесения росписи. Созданные гончаром вазы сначала высушивались. Далее подсохшие до состояния сырца сосуды ещё до обжига расписывалась вазописцами — в своём большинстве рабами либо нанятыми ремесленниками, которые по сравнению с гончарами занимали более низкое положение в обществе. Сначала рисунок наносился на вазу инструментом типа кисти. Детали внутри изображения прорисовывались с помощью насечек на шликере. Для проработки деталей часто применялись минеральные краски — красная и белая для орнаментов, элементов одежды, волос, гривы животных, деталей оружия и др. Оценить конечный результат росписи можно было только после сложного трёхкратного обжига. В процессе обжига глина сосуда приобретала красноватый оттенок, а шликер становился чёрным.
Слайд 5
Самоубийство Аякса. Фрагмент амфоры. Автор: вазописец Эксекий На амфоре «Самоубийство Аякса» он изобразил героя Троянской войны при подготовке к поступку, а не после него, как обычно это делали прежде. Эсекию удалось отразить чувства и решительность Аякса Великого. Эксекию было также важно отразить достоинство изображённых людей. Если старые вазописцы изображали людей как кукол, а вазописец Амасис сумел сделать их живыми людьми, то Эксекий сделал людей богами и тем самым предвосхитил появление классического искусства. Некоторые искусствоведы почитают Эксекия как первого художника западноевропейской культуры.
Слайд 6
Аттическая чернофигурная амфора работы Эксекия 540 г. до н.э. 50 см.
Слайд 7
Полиботс (по-английски, не нашла русский варинат)– гигант, сын Урана и Геи. Боролся с Посейдоном в битве между Гигантами и Богами. В центре композиции Посейдон убивает Полиботса, скидывая остров Нисирос на него. Слева Афина бежит к нему, преследуемая вооруженным гигантом. Справа Арес убивает еще одного вооруженного гиганта.
Слайд 8
«Аякс и Ахилл за настольной игрой между боями» . У этой сцены нет литературного подкрепления: либо такой миф до нас не дошёл, либо она полностью является плодом фантазии художника. Эксекий явно испытывал особый интерес к событиям Троянской войны и в частности к её герою Аяксу.
Слайд 10
Фрагмент чернофигурной погребальной пинаки работы Эксекия. Пинака, пинак (древнегреч. πίναξ — доска, картина) — в Древней Греции таблички из дерева, обожжёной глины, мрамора или бронзы. Они преподносились в дар богам, а также использовались для записей. Пинаки также прикреплялись к стенам гробниц. Самые известные относятся к VIII и VII вв. до н. э. и в высоту составляют от 30 до 65 см. На следующих слайдах представлена вазопись уже не Эксекия.
Слайд 11
Аттическая чернофигурная амфора Изображена женщина, зажатая между двумя воинами, возможно, это изображение захвата Елены. Воин сражается с амазонкой, возможно, Гераклом с Андромахой (жена Гектора, в Илиаде). Бедра амазонки и центральная часть тела закутанной фигуры справа отреставрированы. 500 г. до н. э
Слайд 12
Большая аттическая чернофигурная амфора 540-525 г. до н. э 50 см .
Слайд 13
Богиня правит квадригой (боевая или спортивная колесница на двух колесах, запряженная в один ряд четверкой коней), в окружении трех слуг. Снизу изображение оленя и двух нападающих львов. Сверху изображение двух обнаженных боксеров (воинов, спортсменов) с двумя слугами.
Слайд 14
Изображение петуха на коринфской чернофигурной амфоре Ок. 575—550 гг. до н. э. Лувр
Слайд 15
Аттическая чернофигурная амфора. Геракл и Герион около 540 г. до н. э.
Источник
Слайд 1
Древнегреческая вазопись Преподаватель истории, обществознания, МХК МБОУ «СОШ № 48» г . Владивостока Шабалина Светлана Николаевна
Слайд 2
план Этапы изготовления ваз(в картинках) Формы античной керамики Керамические плиты Вотивные таблички Терракотовые статуэтки Три способа изготовления сосудов Формы и назначение сосудов Типы росписей сосудов
Слайд 3
Добыча глины, чернофигурная коринфская пинака Формовка вазы за гончарным кругом, чёрнофигурная пинака Этапы изготовления ваз(в картинках) Мастерская гончара, коринфская пинака из Пентескуфии Гончар поднимается до верхнего отверстия печи, чтобы, получив осколок, проверить ход обжига
Слайд 4
Формы античной керамики
Слайд 5
Керамические плиты В 7—6 вв. до н. э. греки изготавливали не только посуду, применяя при этом гончарный круг, но и плоские керамические плиты, предназначавшиеся для облицовки зданий, которые в архаическую эпоху строились из дерева и песчанистой глины. Об этом свидетельствуют находки — плиты из обожженной глины с нанесенными на них цветными рисунками, применявшиеся для отделки фризов. Ведущее место в развитии строительной керамики занимал Коринф Такими являются расписные метоны храма Аполлона в Терме (3-я четверть 7 в. до н. э.).
Слайд 6
Вотивные таблички Мастера 7 и особенно 6 в. до н. э. создавали небольшие произведения на керамических плитках-табличках , так называемые пинаки. Пинаки обычно имели вотивный характер, то есть приносились в дар храму. Хотя исследователи иногда считают пинаки первыми образцами станковой живописи, они были исполнены в декоративно-монументальном плане. Сцена жертвоприношения (около 540-530 гг. до н. э.) Пинака, посвященная, как гласит надпись, «прекрасному Мегаклу ». 6 в. до н. э
Слайд 7
Вотивные таблички Афродита и Гермес. Табличка из Локри (Калабрия).Терракота. Ок . 475—450 гг. до н. э. Мюнхен, Государственное античное собрание. На этой глиняной табличке изображены Гермес и Афродита. На протянутой руке Афродиты стоит крылатый Эрос; в другой ее руке цветок. Между богами находится сосуд для сжигания ладана ( thymiaterion ) — распространенного приношения Афродите. Отверстия вверху указывают на то, что табличка висела в святилище в качестве вотивного подношения.
Слайд 8
Терракотовые статуэтки Широко была распространена в античном мире круглая керамическая скульптура. Особенно прославился такой скульптурой маленький городок Танагра. Здесь в III веке до н. э. достигло расцвета искусство маленьких (5-30 см) терракотовых статуэток. Они изображали сцены их жизни и либо служили детскими игрушками, либо опускались в могилу . Артемида. Высота 20,8 см. Конец IV в. до н. э. Афродита с Эротом. Высота 17,4 см. Конец IV в. до н. э Стоящая женщина. Высота 26 см. III в. до н. э.
Слайд 9
Три способа изготовления сосудов
Слайд 10
Инструменты Три способа изготовления сосудов Лепка в ручную Лепка из жгутов Гончарный круг Формовочный штамп(негативы)
Слайд 11
типы росписей сосудов
Слайд 12
Керамика ” камарес “. Крит. Около 1800—1700 гг. до н. э. Прорисовка Камарес Камарес (лат. Kamares ) — стиль росписи керамических изделий, получивший распространение в ранний дворцовый период на острове Крит 1900 г. — 1650 гг. до н. э.. Название стилю дала местность в центральной части острова, где в гроте и были впервые обнаружены вазы в этом стиле. Простые геометрические узоры на первых вазах к 2000 г. до н. э. сменяются цветочными и спиральными мотивами. Которые наносятся белой краской на чёрный матовый фон Морском стиль украшается изображениями разнообразных обитателей моря: наутилусов и осьминогов, кораллов и дельфинов, выполняемых на светлом фоне тёмной краской. Образцы критской керамики 1700-1500 гг. до н.э. Морской стиль и стиль Камарес.
Слайд 13
Геометрический стиль Был характерен для греческой вазописи в конце «тёмных веков» около 900—700 г. до н.э. Центром распространения данного стиля были Афины. Постепенно он распространился в торговых городах на островах Эгейского моря. Геометрический орнамент представлял собою сочетание геометрических элементов, на вазах он располагался полосами. Аттическая амфора. 2-я четверть 8 в. до н. э. Государственные античные собрания. Мюнхен. Кратер с крышкой, увенчанной небольшой гидрия. Середина 8-го века до н.э .
Слайд 14
Ковровый стиль Восточный , или ковровый стиль вазописи пришел на смену геометрическому в VIII в. до н.э. и просуществовал до VI в. до нашей эры. . Второе название стиля – ковровый, объясняется тем, что рисунок на поверхность вазы наносился сплошным ковром, почти без промежутков фона, что способствовало гармоничной связи орнамента с поверхностью сосуда. Фризовое построение орнамента сохраняется, но фризы становятся шире. Сюжеты росписи чаще всего были мифологические. Восточные вазы чаще делали из светлой желтой глины, цвет лака для росписи был коричневый, но использовались также красная и белая краски. Одним из крупнейших центров изготовления такой керамики был город Коринф. ПИКСИДА Коринф, Греция. Конец первой четверти VI в. до н.э. АРИБАЛЛ Коринф, Греция. Первая четверть VI в. до н.э . КИЛИК Коринф, Греция. Первая четверть VI в. до н.э.
Слайд 15
Чернофигурный стиль Со второй половины VII в. до начала V в. до н. э. чернофигурная вазопись развивается в самостоятельный стиль украшения керамики. Всё чаще на изображениях стали появляться человеческие фигуры. Наиболее популярными мотивами изображений на вазах становятся пиршества, сражения, мифологические сцены, повествующие о жизни Геракла и о Троянской войне. Силуэты фигур прорисовываются с помощью шликера или глянцевой глины на подсушенной необожженной глине. Мелкие детали прочерчивались штихелем. Горлышко и дно сосудов украшались узором, в том числе орнаментами, в основу которых положены вьющиеся растения и пальмовые листья (т. н. пальметты). После обжига основа становилась красной, а глянцевая глина приобретала чёрный цвет. Гидрия. Ахилл и убитый Гектор Древняя Греция, Аттика. 510-е гг. до н.э. Чернофигурная роспись.
Слайд 16
краснофигурный стиль Краснофигурные вазы впервые появились около 530 г. до н. э. Считается, что эту технику впервые применил живописец Андокид . В отличие от уже существовавшего распределения цветов основы и изображения в чернофигурной вазописи, чёрным цветом стали красить не силуэты фигур, а наоборот фон, оставляя фигуры незакрашенными. Отдельными щетинками на неокрашенных фигурах прорисовывались тончайшие детали изображений. Разные составы шликера позволяли получать любые оттенки коричневого Стамнос Древняя Греция, Аттика. Около 440-435 гг. до н.э. Краснофигурная роспись. Выс. 39.8 см Стамнос – сосуд для вина с двумя горизонтальными ручками и широким горлом
Слайд 17
Вазопись по белому фону Для росписи ваз в этом стиле в качестве основы использовалась белая краска, на которую наносились чёрные, красные либо многоцветные фигуры. Эта техника вазописи применялась преимущественно в росписи лекифов, арибалов и алабастронов. Лекиф. Древняя Греция, 450-440 гг. до н.э. Арибал – небольшой туалетный сосуд для ароматических масел, округлый, с узким невысоким горлом и плоским поддоном, обычно расписной.Шаровидное туловище арибалла удобно для охвата рукой. Алабастр (сосуд для масла) мог использоваться и атлетом,, и женщиной, применявшей душистое масло как духи.
Слайд 18
Формы и назначения сосудов
Слайд 19
Составные части древнегреческого сосуда Лекиф Древняя Греция Аттика. 440-е гг. до н.э.
Слайд 20
амфоры Амфора (лат. amphora , греч. ἁμφορεύς – несомый с двух сторон) – сосуд для масла, вина, воды с яйцевидным туловом, двумя вертикальными ручками по сторонам шейки, на невысокой ножке; использовался и как урна для захоронения. Амфоры часто запечатывались глинянной пробкой, которую фиксировали смолой или гипсом. На ручке амфоры греками ставилось клеймо с указанием города-изготовителя (Синопа, Херсонес Таврический), а римляне вешали на ручки ярлычок, например, с указанием сорта вина Амфора. Аполлон, Гермес и Сирена. Мастер Качелей. Древняя Греция, Аттика. 540-530 гг. до н.э.
Слайд 21
Гидрия (лат. Hydria ), иначе Кальпида (лат. – Kalpis ) – сосуд для воды, имеющий три ручки: две небольшие горизонтальные по бокам и одну вертикальную., а также длинную шейку. Похожи на амфоры, но у гидрий более округлое тулово.Девушки ходили с ними к источнику за водой. Гидрии носили на голове или на плече, придерживая их рукой. Иногда гидрии использовались также как урны для хранения пепла умерших гидрии Гидрия. Снаряжение колесницы Мастер Антимена. Древняя Греция, Аттика. 530-е гг. до н.э. Гидрия-кальпида . Ахил у источника Берлинский мастер. Древняя Греция, Аттика. Около 500 гг. до н.э. Гидрия. Спор Афины с Посейдоном Древняя Греция, Афины. Последняя четверть 4 в. до н.э.
Слайд 22
КРАТЕ́Р (греч. krater , от kerannymi — “смешиваю”) — древнегреческий сосуд для смешивания вина с водой. Согласно обычаям, древние эллины смешивали одну часть вина с двумя частями воды — пить неразбавленное вино считалось проявлением дикости, неумеренности, хотя пьянство было распространенным явлением (вспомним Вакха). Кратеры представляют собой большие сосуды с широким устьем, наподобие котлов, и двумя ручками по бокам. Кратеры Кратер Около 1350-1250 до н. э. Керамика. Высота 43,6 Кратер в форме колокола Около 470 до н. э . Керамика. Высота 37 КРАСНОФИГУРНЫЙ КРАТЕР С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ГЕРМЕСА И МЛАДЕНЦА ДИОНИСА Аттика, Греция. 460–450 до н.э. Мастер Виллы Джулиа В. 40,7; Ø венчика 41,5 Кратер чернофигурный Кентавромахия. Аттика . Ок . 520 г. до н. э. Высота 42 см; диаметр венчика 33 см; диаметр подставки 17,7 см.
Слайд 23
килики Килик (греч. kylix , лат. calix — “круглый”) – ваза, из которой пили вино. Это сосуд, имеющий вид плоской чаши на ножке или невысоком поддоне с двумя горизонтальными ручками. Килики были весьма рапространены . Снаружи и внутри килики украшали росписью. На многих киликах встречается надпись: « Chaire kai piei eu ” (греч., “Радуйся и пей счастливо”). Повествовательные сцены изображали по окружности на наружной стороне чаш (в перерывах между возлияниями килики подвешивали за ручку к стене и такие росписи были хорошо видны) КИЛИК ИЗОБРАЖЕНИЕ ВСАДНИКОВ И КОМАСТОВ Коринф, Греция. Первая четверть VI в. до н.э. Мастер Кавалькады Глина, оливково-коричневый лак, лиловато-красный пурпур В. 14; Ø тулова 29,7
Слайд 24
Килик. Сцена сражения Мастер Докимасии. Древняя Греция, Аттика. Около 480 г. до н.э. Глина; краснофигурная роспись. Выс. 9.6 см Килик Дионис, силены и менады Древняя Греция, Аттика 550-540-е гг. до н.э. Глина; чернофигурная роспись. 35.6 см Килик Гибель Трои: спасение Аскания Мастер Телефа . Древняя Греция, Аттика. Около 480-470 гг. до н.э. Глина; краснофигурная роспись. Диам. 30.2 см килики
Слайд 25
скифосы Скифос ( σκύφος ) представляет собой керамическую чашу для пить. Имеет суживающееся книзу тулово (нередко большой ёмкости) с двумя ручками у самого края широкого устья, на низком поддоне, нередко украшенное росписью КРАСНОФИГУРНЫЙ СКИФОС С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ДИОНИСА И СИЛЕНА Аттика, Греция. Ок . 460 до н.э. Мастер Льюис Глина, черный лак, белая краска В. 18,3; Ø устья 21,7; Ø основания 13,8
Слайд 26
канфары Скифос ( σκύφος ) представляет собой керамическую чашу для пить. Имеет суживающееся книзу тулово (нередко большой ёмкости) с двумя ручками у самого края широкого устья, на низком поддоне, нередко украшенное росписью Канфары – широкие сосуды для питья с двумя ручками, что-то типа кубка. Чаще всего на высокой ножке. Изящные ручки канфара выступают за верхнюю линию сосуда. Канфар считался атрибутом Геракла и особенно Диониса : греческий Бог вина часто изображался с канфаром в руках. Иногда использовался как мера жидкости (0,27 л). Канфар. Борьба Геракла со львом Мастер Никосфена. Древняя Греция, Аттика. Около 480 г. до н.э. Глина; краснофигурная роспись. Выс. 32.5 см Двуликий канфар Древняя Греция, Аттика. 490-480 гг. до н.э. Глина; краснофигурная роспись. Выс. 17.7 см
Слайд 27
киаф Киаф (греч. kyaphos — “кружка, ковш”) назывался ковшик, с помощью которого наливали вино из кратеров в килики. Они имеют колоколовидное тулово с широким устьем и высокую петлеобразную ручку, обычно украшенную вверху шипом, а в средней части иногда связанную горизонтальной перемычкой. Киаф. Дионис и силены Древняя Греция, Аттика. 530-е гг. до н.э. Глина; чернофигурная роспись по белой облицовке. Выс. 12.4 см Киаф. Сфинкс Древняя Греция, Аттика. 520-е гг. до н.э. Глина; чернофигурная роспись,. Выс. 15.4 см
Слайд 28
ойнохойи ОЙНОХОЯ (от греч. oinos – вино, cheo – лью) – древнегреческий сосуд для вина; представляет собой кувшин яйцевидной формы с одной ручкой и тремя сливами (носиками), из которого одновременно можно было наливать в три чаши. Ойнохоя. Аполлон преследует юную женщину Древняя Греция, Аттика. 440 до н.э. Глина; краснофигурная роспись. Выс. 18.5 см Ойнохоя Древняя Греция, 2 в. Глина; Выс. 20.4 см Ойнохоя в форме женской головы Древняя Греция, Аттика. Конец 6 в. до н.э. Глина; краснофигурная роспись. Выс. 27.7 см
Слайд 29
лекифы ЛЕКИФ – древнегреческий керамический сосуд для масла. Первоначально делался конусообразной, затем цилиндрической формы с вертикальной ручкой, узким горлом, переходящим в раструб и использовался в похоронном церемониале. Мраморные лекифы больших размеров, украшенные богатым орнаментом, ставились в местах захоронения. Лекиф. Артемида и лебедь Древняя Греция, Аттика. Около 490 г. до н.э. Глина; краснофигурная роспись. Выс. 38 см Лекиф Древняя Греция, Аттика. Вторая четверть 5 в. до н.э. Лекиф Скорбящий юноша у надгробия Древняя Греция, Аттика. 440-е гг. до н.э.
Слайд 30
пелики ПЕ́ЛИКА (греч. pelike , от pleos — “полный”) — тип древнегреческого сосуда для жидкостей с двумя ручками по бокам. Считается разновидностью амфоры. Однако, в отличие от амфоры, пелика имеет не сужающееся, а расширяющееся книзу тулово. У пелики имеются небольшая ножка и широкое устье с низким венчиком. Пелика. Три фигуры в плащах Пелика. Битва греков с амазонками. Оборот: три фигуры в плащах Древняя Греция, Аттика. 360-е гг.до н.э. Глина; краснофигурная роспись. Выс. 28.9 см Пелика. Концерт. Оборот: верблюд и негр Древняя Греция, Аттика. Около 480 г. до н.э. Глина; краснофигурная роспись. Выс. 36 см Пелика. Герма и алтарь. Оборот: два юноши Древняя Греция, Аттика. Около 480 г. до н.э. Глина; краснофигурная роспись. Выс. 10.6 см
Слайд 31
пифос ПИ́ФОС ( pithos ) — в Древней Греции — большой сосуд с выпуклыми стенками, напоминающий бочку. Его делали из глины гончарным способом с толстыми стенками, реже из дерева или металла. Пифосы служили для хранения запасов зерна, оливкового масла, вина. Для лучшей сохранности продукта пифосы наполовину закапывали в землю в погребах или во дворах. Поэтому такие сосуды декорировали не росписью, а рельефами.
Слайд 32
Источники https://informvest.ru/156-grecheskaya-monumentalnaya-zhivopis.html https://ancientrome.ru/dictio/article.htm?a=239303422 https://sculpture.artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000012/st001.shtml https://kopilca.ru/keramika-svoimi-rukami/ https://www.metmuseum.org/Collections/search-the-collections/130001019 https://dic.academic.ru/contents.nsf/bse/ https://www.antic-art.ru/data/greece_archaic/41_piksida/index.php https://www.antic-art.ru/data/greece_classic/66_red_pelica/index.php https://centant.spbu.ru/centrum/publik/nikituk/byt/index.htm https://www.sno.pro1.ru/projects/gallery/index.php/ https://www.namuseum.gr/collections/sculpture/classical/classic04-gr.html
Источник