Декоративные сосуды с крупой

Разнообразие гончарных изделий, которые изготавливались на Руси, внушительно. Однако, чтобы почувствовать его, достаточно вспомнить основные русские национальные формы.
На Руси каждый сосуд «знал своё блюдо», ведь пища пропитывала стенки сосуда, отсюда и необычный аромат приготовленных в керамической посуде блюд. Периодически неглазурованную посуду дезинфицировали. Каждая хозяйка несколько раз в году прокаливала горшки в русской печи, поставив их на под вверх дном. А одних горшков в хозяйстве было с десяток. Это и горшок-кашник, и горшок-луковник, и горшок-братина, и горшок для щей.
Большие горшки с расширяющимися кверху стенками – кубаны – предназначались для солений, а пластичные кубари с крышкой – для крупы и топленого молока. Маленькие горшочки называли махотками. Интересно, что также называли и крынки с высокой шейкой. Под названием «корчага» на Руси бытовала большая группа крупных сосудов, очень похожих на горшок, но только без шейки.
В корчагах варили и хранили пиво, держали зерно, в корчагах-медяниках держали воду.
Назначение корчаги меняло её облик и название: так, в морянки собирали горячие угли, морили их. Морянки делали высокими, широкими внизу, сужающимися к горловине, на горячие угли плескали немного воды, потом закрывали горловину мокрой холстиной – угли гасли без дыма. Пивные корчаги, или пивняки, также делали высокими, но узкими у основания и плавно расширяющимися кверху, с широкой горловиной, оформленной узкими округлыми валиками. В нижней части пивняка, в нескольких сантиметрах от дна, делали небольшое отверстие для слива напитка, которое закрывалось деревянным штырём. Корчаги, в которые сливали готовый напиток, отверстий не имели, но зато обладали рыльцами, то есть носиками-сливами. Рыльце это могло быть широким, коротким или, наоборот, – длинным и узким, слегка загнутым кверху и торчащим в сторону.
Из изделий, имевших узко практическое значение, стоит отметить дымарь для окуривания пчёл.
В прямоугольных и круглых лотках готовили студень, в каравайницах с волнистыми гладкими стенками пекли сдобный белый хлеб – «помощник» и пироги со слоёной начинкой из лука и картошки. Горшки-ушатики с ручками служили для охлаждения молока в колодцах.
Особый интерес представляют сложные для изготовления на гончарном круге сосуды. Прежде всего, это квасники – сосуды для кислых щей, браги, пива, дрожжевых или фруктовых квасов.
Само название «квасник» появилось в Москве лишь в XIX веке, а самый ранний сосуд отмечен 1771 годом. Основной конструктивной частью квасника является его центральная часть, сделанная в виду полого «бублика», в середину которого помещался лёд для охлаждения содержимого квасника. Настоящие мастера крутили и до сих пор крутят «бублики» для квасников из одного куска глины. Среди сложных для изготовления сосудов также стоит отметить кухли – сосуды в виду бочонка, положенного на бок и с тонким носиком сверху, а также щанки (или двойняшки) – сдвоенные горшки с общей ручкой, в которых обычно носили обед в поле.
Из ритуальных предметов интересны небольшие горшочки для кутьи – рукоятки, используемые в течение 40 дней для поминальных обрядов, маленькая кадильница с ладаном – кацея, которая ставилась в головах покойника. Кадильницами также окуривали животных в первый день выгона скота.
В ритуальных кувшинах в день Спаса освящались зерна ржи, сберегаемые для посева, горох и яблоки. Применялись горшки и во время свадебного ритуала – они разбивались в знак целомудрия невесты.
Конечно, это далеко не полный перечень изделий, которые изготавливались в когда-то многочисленных на Руси гончарных артелях. Что-то нам, возможно, еще подарят этнографы, что-то археологи.
Ну и напоследок
Источник
В чем в старину готовили и подавали кашу на стол? А может и не кашу…
Само название сосуда – кашник – вроде понятен современному человеку. Кашник – сосуд, который использовался для приготовления и подачи на стол каши. У Даля (В. И. Даль “Толковый словарь живого великорусского языка”) читаем:
“ЕГОЛЬНИК, ягольник м. ряз. горшок щаной или кашник… горшок щаной, тамб. естальник, ряз. егольник, того же вида, равно кашник, —чек, но только поменьше”
Значит не кашу варили в таких горшках, а щи… Конечно, и кашу в таких горшках наверняка варили, но Даль говорит именно про ЩИ.
Мы привыкли к тому, что Щи – это суп со свежей или квашенной капустой, щавелем. А что называли щами в старину? В толковом словаре Даля читаем:
ЩИ – ж. мн. щей, род.; щечки, умалит. щец и щечек род.; шти, похлебка, мясная или постная, из рубленой и квашеной капусты; иногда капусту заменяет щавель, свекольник и пр. Тоб. похлебка с крупой, картофелем и морковью. Щи с подбелкою, со забелкою, со сметаной, с мучицею на молоке; в пост, с конопляным соком. Крапивные щи, по первовесенью. Ленивые щи, из свежей, нерубленой капусты, искрошенной ножом. Мороженые щи берут в дорогу, рубят их и греют.”
Но есть ещё одно значение слова Щи: “Кислые щи, род шипучего квасу. Щечки пролила, меня облила, песня. … Удастся — квас, не удастся — кислы щи!” Вот как! Кислые щи – это не только щи из квашенной капусты!
Кислые щи (кислые шти) — старинный русский медово-солодовый напиток, разновидность шипучего кваса. Причем это хмельной, слабоалкогольный напиток.
А как выглядел этот сосуд?
Кашник – это горшок с ручкой и сливом, как у кувшина. Причем ручки у кашников делали как круглые, так и чуть загнутые, отходящие в сторону. В г. Углич Ярославской области существует Музей мифов и суеверий русского народа. Там бережно собирают были, сказания и утварь наших предков. Вот какие кашники находится в этом музее.
А этот кашник – моя работа. Он сделан по старинной русской технологии, именно так, как делали свою посуду наши предки.
Это гончарная керамика, изготовленная вручную на гончарном круге.
Чуть подохшая глина лощиться – полируется- специалиными лощилками. Лощилки – это стальные или деревянные палочки, отшлифованные временем камушки. Чайная ложка – тоже прекрасная лощилка! Лощение – трудоемкая процедура. Попроуйте тонким карандашом закрасить всю поверхность сосуда – и снаружи и изнури. Лощение – не только для блеска! На поверхности сосуда появляется платный слой,который делает глину влагонепроницаемой.
Далее – обжиг. Сосуд нагревается в специальной печи до 1000 градусов по Цельсию. Когда сосуд остынет, он вымачивается в самом обычном молоке и ставится на второй обжиг.
А после второго обжига сосуд покрывается специальным составом – ганозисом, который я варю по древнему рецепту из воска, смолы и масла. Он впитывается в поры керамики и сохраняет её на века. А кроме этого ганозин делает посуду абсолютно влагонепроницаемой!
По этой технологии я делаю практически все свои изделия. Глазурь применяю только очень в редких случаях. И только специальную пищевую, которая не содержит свинец. Сосуды получаются экологически чистые. В них можно готовить в духовке, в микроволновке, в русской печи. Но нельзя ставить на открытый огонь.
Источник
Автор работы-Ирина Зеленая.
Вероятно, каждая хозяйка задумывалась: как же можно украсить кухню, привнести особую изюминку/перчинку в интерьер. К, примеру, для кухни наиболее актуально украшение полок оригинальными декоративными бутылками. Бутылки наполняются всевозможными ингредиентами … об этом подробнее далее…
Ингредиенты, и впрямь, могут быть самыми разнообразными: это и цветная соль, яркие овощи и фрукты, макаронные изделия, специи, кофе, даже цветы.
Безусловно, такие декоративные бутылки можно приобрести и в магазинах подарков, но куда приятнее сделать такой шедевр своими руками. Тем более это займет не так уж и много времени, трудозатрат. И вы насладитесь творческим процессом.
Такие бутылки не стыдно и подарить и поставить у себя в кухне на самую видную полку.
Приступим?
Вариантов немало, кроме цветов и овощей, перечисленных выше, можно использовать зерно, семена и различные крупы:
Декоративные бутылки с крупами
Пшено, просо,
Кроме того, очень красивые декоративные бутылочки получаются из специй. Для этого нужно просто отправиться на базар, у торговца специй набрать всех понемножку и дома, очень аккуратно, слоями насыпать их в баночки.
Декоративные бутылки с солью
Причем специи можно использовать как молотые, так и нет. И конечно, если это работа на дому, а не хобби, специй понадобится довольно много. Поэтому не стесняйтесь просить скидку у продавца.
Декоративная бутылка с солью
Для творчества нам понадобится:
Для начала бутылку хорошо вымыть, простерилизовать (примерно 3-5 минут), просушить.
Далее подготавливаем наполнитель бутылки: рассыпаем мелкую соль по контейнерам, красим в разные цвета (т.е. соль в каждом контейнере будет своего определенного цвета), оставляем соль сохнуть. Примерно на сутки, при этом не забываем перемешивать и расщеплять комочки.
Теперь, после того как соль подготовлена, приступаем к самому интересному. Засыпаем разные цвета соли в такой последовательности, какую вы себе придумаете. Советуем воспользоваться воронкой при засыпании.
Затем закрываем пробкой и украшаем лентами.
Декоративные буты лки с овощами и фруктами
Для таких композиций вам понадобится все тоже самое, что и в предыдущем варианте, но вместо соли и гуаши используются различные фрукты/овощи.
Также тщательно промываем, стерилизуем и просушиваем бутылку.
Наполняем ингредиентами (в качестве примеров представляем вам фотографии готовых декоративных бутылок). Чтобы все аккуратно разложилось, используйте спицы или китайские палочки для еды.
Далее заливаем консервантом. Законсервировать продукты в бутылках можно двумя способами – глицерин и вода в соотношении 1:2 и водой с уксусной эссенцией – на литр воды 1 столовая ложка эссенции.
Если консервируете живой цветок – то желательно его сначала подержать в глицериновом растворе, и после помещать в сосуд, так он будет менее хрупким и больше шансов не повредить цветок. Поместив цветок в бутылку аккуратно расправьте лепестки деревянной палочкой.
Все, подобранные для композиции, овощи и фрукты предварительно вымойте и обсушите полотенцем, затем тонко или мелко нашинкуйте и плотно уложите в сосуд. Залейте сосуд консервантом под самое горлышко и плотно закупорьте. Далее можно декорировать горлышко бутылки по своему усмотрению.
Очень изысканно смотрятся не до краев набитые бутылки, а одинокие травяные веточки, или жгучие чилийские перцы. Заливаются они маслом.
Также красиво смотрятся и цветы в бутылках
Срок службы у таких декоративных творений 2-3 года.
Будьте предельно осторожны, если в доме есть маленькие дети. Убирайте подальше и повыше декоративные бутылки в целях безопасности.
- Декоративные бутылки с крупами
- Кукуруза – белая, красная, желтая,
- Рис – чищеный, нечищеный, темный, длинный, круглый,
- Пшеница – цельная, чищеная, дерть, манка,
- Сорго,
- Чечевица,
- Горох – целый, половинки,
- Нут,
- Гречка,
- Овес,
- Фасоль – красная, белая, коричневая, пестрая, мелкая и крупная,
- Семечки – тыквы, подсолнечника, арбуза, дыни.
- Стеклянная бутылка, желательно какой-нибудь интересной изысканной формы.
- Мелкая соль.
- Краски «Гуашь».
- Кисточка или лопаточка.
- Оригинальная пробка.
- Ленты.
Консервировать можно все. Но банки с домашними заготовками вряд ли способны украсить ваше жилище, даже если вы очень постараетесь придать им товарный вид. Все-таки еда есть еда, и место ей в кладовке. А что если попробовать изготовить консервы, единственное назначение которых – придание уюта вашей кухне, а может, даже и жилой комнате
Ищите посуду, или 4 правила закатывания
Правило номер 1. Закатывать для красоты можно далеко не любой пищевой продукт. Исключаются: огурцы, помидоры, кабачки, сладкий перец.
Что же “закатывать” можно и нужно? Например, цветы. Да-да, цветы, в том числе и розы, оставшиеся от праздничных букетов! Еще очень красиво выглядит мелкий разноцветный горький перец, мелкие грибы, подкрашенный чеснок, фасоль, крохотная незрелая морковь, райские яблочки, апельсины, лимоны, редиска.
Правило номер 2. В качестве консерванта не стоит использовать уксус. Он меняет цвет сырья, оно словно выгорает, делается желтоватым или зеленоватым, в общем, выглядит как-то скучно. Попытайтесь достать медицинский формалин. Идеальная вещь! Овощи и фрукты останутся яркими, сочными, и банки никогда не взорвутся. Главное, не нагревать раствор и работать с ним в респираторе и резиновых перчатках. Вместо формалина вполне годится 70-процентный этиловый спирт, но со временем ваши консервы могут поблекнуть.
Еще один вариант – крепкий раствор желатина с сахаром, примерно 1/1, но использовать его можно лишь для фруктов и цветов, овощи в таком растворе смотрятся плохо.
Правило номер 3. Не используйте обычные стеклянные банки. Вы ведь не собираетесь потом открывать и есть свои творения. Достаньте оригинальную тару! Всякую мелочь типа чеснока или грибов можно аккуратно поместить через горлышко в красивую бутыль из прозрачного стекла. Найдете причудливые химические колбы – замечательно! Они смотрятся необычно и сразу привлекают внимание. Для порезанных на дольки апельсинов и лимонов подходят низкие толстостенные баночки из-под меда с пневматической пробковой крышкой (мед в такой таре часто продается в крупных супермаркетах). В общем, ищите посуду! Чем оригинальнее она сама по себе, тем интереснее будут выглядеть ваши консервы.
Правило номер 4. Особая герметичность вам не нужна, но, тем не менее, стоит заранее приготовить побольше цветного воска или парафина для того, чтобы залить им пробку или крышку. Это скроет любые недостатки (например, то, что крышка выглядит дешево) и придаст заготовкам благородный старинный вид.
Слой за слоем
В чисто вымытую и высушенную тару укладываем нужное сырье. Можно однородно или слоями, но только не вперемешку. Красиво выглядит, если слой, например, лимонных долек чередовать со слоем розовых лепестков или чеснока.
При укладке в окончательную тару старайтесь не оставлять свободного места, ваши “заготовки” не должны плавать в банке. Если вы используете формалин, каждый слой заливайте отдельно. В остальных случаях можете действовать как при обычном консервировании. Цветы же, наоборот, плотно класть нельзя, они должны как бы висеть внутри посудины. Некоторые мастера рекомендуют для них очень крепкий солевой раствор, но это довольно рискованно.
После заливки закрываете крышку и аккуратно, нагревая воск в столовой ложке, заливаете ее. Живописных наплывов бояться не стоит, они только украсят изделие. После окончания работы банка должна не менее недели простоять в темном прохладном месте.
А теперь самое главное: куда поставить свои декоративные консервы? Встречный вопрос: а зачем обязательно – ставить? Можно поступить иначе. Купите в хозяйственном магазине побольше металлических “хомутов” для водопроводных труб, по диаметру соответствующих вашей посуде. “Хомут” тщательно оборачивается пергаментом или кусочком мешковины, плотно затягивается на горлышке банки или бутылки и с помощью шурупа крепится к стене. Правда, если посудина очень пузатая, ее лучше все-таки поставить на полку или шкаф, так как в висячем виде она будет выглядеть плохо. Идеальная вещь – плоские коньячные бутылки, ими можно увешать хоть все стены!
Если вы сделали все правильно, ваши консервы будут служить вам неограниченно долго. Есть их нельзя, но даже лютой зимой они напомнят вам о лете и сделают ваше жилье теплым и уютным.
Источник
Источник
Наверняка, стоя в магазине перед витриной с крупами, мы обращали внимание на то, какие они цветные, разные, иногда незнакомые, «заморские и нееденные», но очень красивые! Такие мысли в голову приходят совсем не зря, — оказывается, из круп, зерен и семян делают замечательные мозаики!
Кому первому пришла в голову эта мысль, сказать трудно, но мозаики из круп делают во всех частях земного шара, и взрослые и дети.
Особенно хороша фасоль: есть белая, красная, темно-бордовая, бежевая, черная, коричневая, рябая. Гладкие, как будто полированные, яркие фасолинки — прекрасный материал для аппликаций.
Детям такое занятие очень интересно, оно развивает не только мелкую моторику, но и творческое мышление!
Крупинки и зерна отличаются цветом, величиной и формой, обладают хорошей прочностью — все эти качества можно смело использовать для создания декоративного мозаичного панно, которое может украсить не только кухню. Например такое панно из фасоли и гороха прекрасно смотрится в современной гостиной. Далеко не сразу станет понятно, из чего оно сделано.
Метод работы прост: мелкую крупу насыпают на участок, обильно смазанный густым клеем ПВА, крупные зерна укладывают по одному, используя пинцет. Корректируют работу с помощью скальпеля или зубочистки, равномерно распределяя зерна и стараясь чтобы просветы фона были минимальными, а крупинки лежали плотно, но в один слой.
Основа для панно — плотный толстый картон или ДВП. Всю поверхность будущей работы предварительно следует прогрунтовать клеем с обеих сторон и просушить под грузом, во избежание деформации. Рисунок на картон наносится простым карандашом, тонкими неяркими линиями. Фон можно и подкрасить, чтобы не просвечивал и цветные участки казались более однородными.
Называется эта техника «bean art», или «crop art». Сюда же можно отнести мозаики из зерен кофе, разной степени обжарки: от бежевого до темно-коричневого цвета. В 2012 году, в Москве, в парке имени Горького было создано самое большое панно из кофейных зерен, площадь которого составила тридцать квадратных метров. Пять мастеров и автор Аркадий Ким трудились над ним десять дней. Потребовалось более 200 кг кофе!
В Америке, на крупнейшей и очень популярной в США ежегодной сельскохозяйственной Ярмарке в Миннесоте проводится конкурс картин, созданных из зерен и растений, произрастащих в штате Миннесота.
Призеры и участники конкурса картин из зерен. Какие замечательные пейзажи!
И разноцветная кукуруза!
В течение многих лет лидером конкурса была Лилиан Колтон (1912-2007), она создала множество портретов известных и популярных личностей. Ей присвоено звание «Королевы семян», еще её называли «зерновым» Энди Уорхолом.
Принцесса Диана, работа Лилиан Колтон.
Барбара Стрэйзанд и Элвис Пресли. Работы Лилиан Колтон.
Никола Тесла.
А у нас, в небольшом городе Верея Московской области жила учительница русского языка и литературы — Зинаида Тимофеевна Коренева, которая на пенсии очень увлеклась созданием картин из круп, зерен и семян растений. Свои работы она называла «композиции из семян». О Зинаиде Тимофеевне писали в газетах и журналах, снимали телепередачи. Последнюю свою работу она сделала в 91 год, а на 93 году жизни продиктовала книгу «Как делать картины из семян».
Сейчас в доме, где жила Зинаида Тимофеевна, размещается галерея ее работ.
В некоторые работы добавлены цветные стеклышки.
В Белоруссии, под Гродно, в деревне Коробчицы, ресторан «Замок Зеваны» украшен настенным панно из круп и зерен, изображающим саму Зевану — богиню охоты в славянской мифологии. Зевана изображалась в богатой куньей шубе, отороченной белкой. Вместо плаща на нее накинута шкура медведя, а его голова служила шапкой. В руках у Зеваны натянутый лук, колчан со стрелами и нож. Красавица!
В мексиканском городке Тепостлан (Tepoztln) красочной мозаикой из семян украшены церковные ворота. Для мозаики использованны все злаки, семена и бобовые, произрастающие в этой стране. Работа очень масштабная, это видно. Местная достопримечательность.
Сверху работа покрыта густым слоем лака для защиты от птиц и атмосферных воздействий.
Изображена история завоевания Америки. Несладко пришлось индейцам…
Обращение в христианство…
Удивительно красивая, мастерски сделанная мозаика!
На другом конце света, во Вьетнаме, последние 10 лет мастера изготавливают картины из рисовых зерен. Перед работой зерна риса обжаривают, таким образом создается основная палитра цветов — белый, желтый, коричневый и черный. Изменяя время обжаривания риса, мастера добиваются тонких переходов от одного цвета к другому.
Эскиз будущей картины наносят на основу карандашом и крупинка за крупинкой выклеивают рисунок, учитывая переходы цвета и формообразующих линий.
Для создания картин используется особый натуральный клей, который при высыхании становится прозрачным.
После того, как работа закончена, ее высушивают на сонце, сушка делает ее прочнее, зернышки риса становятся блестящими и более яркими.
Конечно, чем больше картина, там больше времени уходит на выкладывание работы. Сюжеты самые разные: природа, портрет, традиционные пейзажи, животные.
Африканская тема тоже, видимо, популярна 🙂
А это работы белорусской художницы Анастасии Ковалевой, интерьерная бабочка и деревце.
Настя делает очень красивые коллажи из растений, используя в том числе семена, плоды и крупы.
Крупами также можно декорировать рамки, шкатулки, бутылки, даже пасхальные яйца!
И еще немного разных работ, найденных в Интернете.
Такая вот замечательная крупа! И конечно, художники!
Все материалы взяты из открытых источников.
Источник