Дети это не сосуд который

Дети это не сосуд который thumbnail

Татьяна Грек
Эссе «Ребенок-не сосуд, который нужно наполнить, а огонь, который нужно зажечь»

Войдя, впервые, в группу к своим детям я поняла, что буду находиться в постоянном поиске. Поиске особенного- каждого малыша, которого важно правильно раскрыть, чтобы разжечь огонь познания и творчества. Воспитатель живет в мире фантазии и сказок, сюжет которых постоянно меняется. Важно успеть «зацепить» и оставить задуманное в детях, чтобы продолжить более значимое и ответственное в будущем.

Любить маленького человека – это значит понимать его, уметь поставить себя в его положение, проникнуться его настроением, чувствами. «В глубине души каждого ребенка спрятаны серебряные колокольчики. Их нужно отыскать, затронуть так, чтобы они зазвенели радостным и веселым звоном». – не помню, кто так образно выразил мысль о том, что воспитатель должен в каждом ребенке увидеть «изюминку», высветить в нем все доброе и светлое, раскрыть его способности, дарования, а может быть, и талант, помочь ему в будущем стать человеком с большой буквы.

В своей работе я предоставляю детям, прежде всего, право выбора. Стараюсь заинтересовать детей, найти к каждому малышу индивидуальный подход. Наполняю повседневную жизнь детей интересными делами, играми, проблемами, идеями, включают каждого ребёнка в содержательную деятельность, способствую реализации детских интересов и жизненной активности. Организую образовательную деятельность детей, развивая у каждого ребёнка стремление к проявлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций. (чтобы большую часть говорили дети, рассуждали по теме, участвовали в художественном творчестве, опытах, труде.)

Ребенку важно быть успешным и моя задача уметь создавать для него ситуации успеха. Я создаю такие условия, где ребенок растет и развивается гармонично.

Тщательно продумываю содержание развивающей среды по возрастам, постоянно обновляю игровую и наглядную среду в зависимости от темы образовательной деятельности. которую дети могут по своему желанию трансформировать. При планировании предусматриваю виды самостоятельной свободной детской деятельности в развивающей среде, где дети могут закрепить знания, умения, навыки в самостоятельных играх и взаимодействии с окружающей средой.

я никогда не останавливаюсь на достигнутом уровне знаний и всегда повышаю свое профессиональное мастерство, стараюсь идти в ногу со временем. Часто дети сами являются инициаторами чего-то нового. Значит нам (получилось зажечь в нем «огонек».)удалось задеть частичку его души. Получив от них запрос я начинаю искать материал в книгах, интернете, овладеваю новыми техниками. (например плести из резинок на рогатке игрушки,браслеты)

Свои знания, я передаю детям, чем бы мы с ними не занимались – играли бы, познавали или трудились – я стараюсь проявить внимание ко всем и одновременно к каждому, чтобы ребенок чувствовал себя незаменимой личностью. Ведь педагог детского сада должен быть внимательным к детям, понимать их проблемы, чувствовать их настроение, сопереживать им, быть готовым всегда прийти на помощь и утешить в трудную минуту, а еще нужно быть требовательным и справедливым. Твердо верю, что каждого ребенка можно увлечь, найдя в каждом свое зерно познания, которое увлечет его

. В моей углубленной работе я занимаюсь творческим видам деятельности.

И моя главная задача– разглядеть в каждом ребенке это познание, направить в нужное русло, развить и совершенствовать. …

В. А.Сухомлинский говорил: «От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – то этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

Мне, как и каждому воспитателю, хочется, чтобы мои ребята в своей взрослой жизни вспоминали не только свой детский сад, а и свою группу, своего воспитателя. Хочется, чтобы их воспоминания были светлыми и теплыми.

Ведь если вспоминают по-доброму, то значит, мы оставили свой след в дальнейшей жизни ребенка.

Я поняла, что одной любви к детям и желания с ними работать недостаточно, нужны специальные знания. Я пересмотрела много методической литературы. Да, сейчас существует широкий выбор методической литературы, наглядных пособий, дидактических материалов. Я пользуюсь предоставленными материалами, совершенствую процесс обучения и воспитания, чтобы моим детям было интересно, увлекательно и познавательно. И в то же время нельзя не опираться на многолетний опыт педагогов. На наглядном примере учусь быть с детьми справедливой, честной, доброй и внимательной.

В своей работе ставлю одну из основных задач – способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей в наиболее близких и естественных для ребёнка –дошкольника видов деятельности: игре, общении со взрослыми и сверстниками, труде. Именно в этих видах деятельности происходит становление таких новообразований, как произвольность поведения, способность к логическому мышлению, самоконтроль, творческое воображение, что составляет важнейшую базу для начала систематического обучения. Учитывая тот факт, что интерес является лучшим стимулом к обучению, стараюсь использовать каждую возможность, чтобы разгрузить детей посредством игровой деятельности в учебно-воспитательном процессе

Я считаю, что знание мы должны «открывать» вместе с детьми. Мы вместе догадаемся, мы вместе сделаем, мы вместе достигнем. Личное совершенство и саморазвитие воспитателя — один из критериев его мастерства.

Источник

Глаголева Т. В.

Мастер-класс для родителей

«Ребенок – не сосуд, который надо наполнить,

а огонь, который нужно зажечь!»

Здравствуйте, уважаемые коллеги, дорогие родители!

– Посмотрите, у меня в руках рюкзак. Как вы думаете, зачем человеку может понадобиться такой рюкзак?

– Согласитесь, от того, как мы соберем рюкзак, может зависеть успех нашего мероприятия. Каждый человек к сборке рюкзака подходит индивидуально: один положит только все самое необходимое, и оно действительно пригодится; другой отнесётся к этому делу несерьезно – упустит что-то, понадеявшись на случай; третий – перегрузит свой рюкзак, и эта ноша будет только мешать. У кого-то, возможно, возник вопрос, а зачем на родительском собрании обсуждать процесс сборки рюкзака? Я прошу Вас назвать, что обычно кладут в рюкзак, собираясь в школу?

Читайте также:  Сосуд в глазу лопнул у грудного ребенка

– Кто из вас помогал своему ребенку собирать школьный рюкзак?

– Наверняка Вы положили все, что необходимо, но всегда ли, вернувшись из школы, Ваш ребенок приносил «пятерку»? Всегда ли Вы были довольны им?

– Чего же не хватало? Почему возникали проблемы? Почему аккуратно собранный Вами рюкзак не может решить всех проблем, которые возникают у подростка в школе?

Конечно, образно выражаясь, мы понимаем: мало наполнить сосуд (в нашем случае это рюкзак), надо постараться заставить нашего ребенка воспользоваться его содержимым. И тема нашего родительского собрания звучит так: «Ребенок – не сосуд, который надо наполнить, а факел, который нужно зажечь!»

– А каково значение слова «зажечь»?

ЗАЖЕЧЬ

1. Заставить гореть

2. перен. Возбудить, воодушевить (высок.).

– Таково толкование слова «зажечь» в словаре. Мы же можем сказать иначе: зажечь – значит мотивировать. Это глагол совершенного вида, который указывает на завершённость действия, его конечный результат. А нам, педагогам и родителям, чаще приходится говорить о процессе, о действиях длительных и повторяющихся. Таким образом, мы сегодня должны поговорить скорее о том, как научиться «зажигать», и цель нашего собрания – обсудить, обменяться мнениями, как «открыть» всё лучшее в ребёнке. И, возвращаясь к нашему рюкзачку, я предлагаю такой приём – совместный сбор рюкзака. У каждого из Вас на столе такой милый небольшой портфельчик, который мы сегодня постараемся наполнить.

Наш разговор предлагаю начать с просмотра очень известного эпизода из всеми любимого киножурнала «Ералаш»

(«Папа, мама, я – дружная семья»)

Несмотря на очевидную гротескную ситуацию, она очень распространена в современных семьях, возможно, знакома и вам. Наверное, кто-то в ней узнает себя. Попробуем сделать работу над ошибками. Проанализируйте ситуацию, обсудите её в парах. Напишите на зеленых листочках, какие ошибки допустили взрослые и как их можно исправить.

(Работа в парах)

Жюри:

Уважаемые члены жюри, данный приём, «Работа над ошибками», приходится довольно часто использовать на родительском собрании. Цель его – рефлЕксия. Такой прием помогает осмыслить проблему, посмотреть на себя со стороны, проанализировать свой стиль воспитания, услышать мнение других, возможно, исправить какие-то моменты.

Итак, уважаемые родители, что же получилось? Какие ошибки вы предлагаете исправить? (надо делать не ВМЕСТО ребенка, а ВМЕСТЕ с ребенком)

Об этом задумывались многие великие люди, педагоги, философы, писатели. У вас на столе на желтых листочках высказывания известных людей, своеобразная копилка мудрости. Выберите фразу, которая созвучна Вашим представлениям о поднятой проблеме и положите её в свой портфель.

(Родители выбрали фразу)

А мы двигаемся дальше в нашем стремлении добыть огонь. И перед вами контуры двух ладошек. Возьмем одну из них, голубую. На каждом пальчике напишите, чем вы увлекаетесь в жизни. Ваши хобби, интересы, таланты….

Возьмите другую ладошку, розовую. Напишите на каждом пальчике интересы и увлечения вашего ребенка.

(Родители пишут на ладошках)

Жюри:

Данный прием называется «Отражение». Суть его в том, чтобы родитель задумался, попытался найти в своем ребенке «себя», «свои» качества, проанализировать насколько они похожи, хорошо это или плохо, что ребенок является его собственным отражением. Не обязательно использовать ладошки. Это могут быть ромашки, листочки и т.д.

Сравните голубую и розовую ладошку. Ваши увлечения совпали?

В чем совпали? Подумайте, почему так произошло? Ваш ребенок взял с вас пример или, может быть, вы настояли на том, чтобы он занимался именно этим?

А у кого интересы скорее не совпали? Попробуйте ответить себе на вопрос, почему произошло именно так? Ваш ребенок другой, хорошо ли это или плохо?

Таким образом, Ваш ребенок берет пример с Вас. У Вас общие увлечения, и это замечательно. А если у Вашего ребенка другое хобби – значит, у него есть свобода выбора, значит, Вы помогаете ему раскрыться там, где, возможно, не получилось у Вас. И это тоже хорошо.

Подведем итог выполнения этого задания, опять-таки выбрав мудрость из предложенного перечня (найдите листочки зеленого цвета). Выберите фразу, заключающую Ваш подход к решению данной проблемы, и положите в свой портфель.

(Родители выбрали фразу)

Итак, мы сказали, насколько важно для того, чтобы зажечь ребенка взаимодействие, личный пример родителей и свобода выбора ребенком тех занятий, которые ему по душе. И наконец, еще одна важная составляющая. Что же еще мотивирует человека? Заставляет его действовать, идти вперед и добиваться успеха? Конечно, похвала. Поощрение.

Вам предстоит выполнить еще одно задание – продолжить фразу, написанную на листочке.

(Родители дописывают фразы)

Жюри:

Методика «Незаконченные предложения» Сакса и Леви очень популярна у психологов. Она позволяет выявить осознаваемые и неосознаваемые установки человека, показывает его отношение к близким.

Уважаемые родители! Что же у Вас получилось? (зачитываем 2-3 предложения)

Насколько же важно поощрение для ребенка?

Поощрения, которые мы используем, могут быть очень разными. Важно осознавать, насколько важна для ребенка Ваша похвала. И я предлагаю вернуться к сбору нашего портфеля, добавьте в него фразу, выбрав среди красных листочков, которая отражает суть данной проблемы.

Читайте также:  Укропным семенем очищение сосудов

(Родители выбрали фразу)

Таким образом, наш портфель практически собран. Каждый из Вас нашел себе пищу для размышлений. Просмотрев дома высказывания, вы сможете их не спеша осмыслить, проанализировать и принять верное для себя решение.

Однако на любом собрании остаются вопросы, на которые не удается найти ответы, так называемые «острые» вопросы, для которых у нас есть вот такие замечательные перечницы.

Думаю, у Вас сегодня такие вопросы наверняка возникли. Возможно, за столь короткое время мы так и не нашли точного однозначного ответа на вопрос: как мотивировать ребенка, пробудить его духовные и физические силы, заставить жить яркой, насыщенной жизнью. Напишите свой «острый» вопрос и поместите в перечницу.

(Родители пишут вопрос)

Жюри:

Такой прием, «острый» вопрос, считаю, просто необходимо использовать на родительском собрании, потому что эти вопросы – материал для будущих собраний. Я изучаю содержимое перечниц, понимаю, что их волнует родителей, готовлюсь к новым встречам с ними.

(Собираю перечницы)

Уважаемые родители! Ваш ребенок – как глина в Ваших руках. От того, насколько искусным скульптором Вы будете, настолько прекрасным станет Ваше творение. Будет ли это просто наполненный сосуд, или он станет зажженным факелом, который будет гореть сам и обогревать окружающих людей, – зависит только от Вас.

Источник

Ребенок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь.

Все мы в детстве были художниками. Каждый ребенок с двух-трех лет и до подросткового возраста рисуют грандиозные, многофигурные со сложным переплетением сюжетов композиции, рисует вообще все, что слышит и знает, даже запахи. Правда увлечение это проходит в большинстве случаев. Верными рисованию и живописи остаются только художественно одаренные люди. Дети одного возраста на всех континентах в своих рисунках обязательно проходят одни те же стадии: «каракули», «прозрачность», «добавочные носы детской логики», «головоног».

Их фантазия удивительна схожа. Зачем и почему рисуют дети? Это – один из путей совершенствования организма. В начале жизни рисования развивает зрение и умение видеть. Ребенок усваивает понятия «вертикаль» и «горизонталь», отсюда линейность ранних детских рисунков. Затем он постигает формы, свойства материалов, постепенно осмысливает окружающее. Происходит это быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, а рисование дает возможность в образной форме выразить то, что уже узнал малыш и что он не всегда может выразить словесно. Рисование не просто способствует развитию зрения, координации движений, речи и мышления, но и помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания все более усложняющиеся представления о мире. Почему же, подрастая дети перестают рисовать, потому что большее значение приобретает слово.

Традиционное рисование карандашами, кистью требует от детей высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. И вот очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, потому что в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить. Поэтому необходимо использовать такие техники рисования, которые создадут ситуацию успеха у детей и сформируют устойчивую мотивацию к рисованию.

Все дети любят рисовать, но творчество не может существовать под давлением и насилием. Ведь рисование для ребенка радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.

В раннем возрасте закладывается фундамент личности, поэтому нужно зажечь в детях огонек творчества. Как сказал один мудрец: «Ребенок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». И совсем не страшно, если наш маленький художник перепачкается, главное – чтобы он получил удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда.

Психологи считают, что формирование способностей происходит до пяти лет, поэтому дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития восприятия. Поэтому необходимо эффективнее в дошкольном детстве активизировать психические процессы детей. Л. С. Выготский в своих трудах отмечал, что в основе творческой деятельности человека лежат процессы восприятия, мышления и воображения. Достоинством нетрадиционных техник рисования является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом. Нетрадиционные техники рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачами в изобразительной деятельности. Данные техники рисования помогает детям почувствовать себя свободными, раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами и материалами сделать трудно.

Важным средством активизации восприятия в процессе развития детского изобразительного творчества является искусство. Произведения изобразительного искусства, представленные в художественно-образной форме отражения действительности, положительно воздействуют на детскую эмоциональную сферу, способствуют формированию у детей эстетического восприятия действительности. Изобразительное искусство занимает особое место в развитии художественных способностей личности дошкольника, так как лежащая в ее основе предметно-практическая деятельность обладает значительным развивающим потенциалом. Нетрадиционные техники дают толчок к развитию восприятия, воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.

Для развития восприятия, памяти, воображения, творческого мышления (его гибкости, оригинальности), творческой активности как составляющих творческого потенциала личности в практике дошкольного художественного образования рекомендуется использовать нетрадиционные техники рисования, демонстрирующие необычное сочетание материалов и инструментов. Несомненным достоинством таких техник является универсальность использования. Технология их выполнения интересна детям дошкольного возраста. Поэтому нетрадиционные техники вводятся в практику дошкольного художественного образования с целью актуализации и развития их творческих возможностей как сущностной характеристики педагогической деятельности.

Читайте также:  Лекарство для чистки сосудов из чеснока и лимона рецепт

Источник

Посредственный учитель излагает.

Хороший учитель объясняет.

Выдающийся учитель показывает.

Великий учитель вдохновляет.

Ульям Артур Уорд

Когда на свет появляется маленький человек, взрос¬лые не всегда готовы терпеливо идти рядом, сопровождая его по жизни. Многие хотят идти впереди на правах рож¬денных первыми. Хотят и требуют от ребенка следовать за ними – шаг в шаг, след в след. Но размер взрослого шага намного больше размера шага ребенка. Да и размер ноги отличается.

На самом деле чего же хотят взрослые, даря новую жизнь? Несомненно, они хотят вырастить человека. Че¬ловека с большой буквы. Человека, умеющего думать и любить.

Мне кажется, именно учитель и нужен для того, чтобы помочь людям (и маленьким и взрослым) научиться думать и любить.

Не люблю, когда меня кто-либо назидательно учит, и не люблю таким образом учить других! Мне нравится учиться самой, и когда мне оказывают помощь, если это требуется. И я готова помочь другим, если в этом есть необходимость. Ведь «роль педагога состоит в том, чтобы открыть двери, а не в том, чтобы проталкивать в них ученика» (А. Шнабель). Считаю, что роль учителя не указывать до¬рогу, а помогать ребенку идти своим путем. Стараться не давать детям готовых знаний, а помогать добыть их само¬стоятельно, используя различные источники информации. Недаром древняя мудрость гласит: «Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я пойму». Главное – позволить каждому быть собой, не по¬давить того, кто хочет быть другим, сберечь «непов¬торимую прелесть индивидуальности». Ведь человек имен¬но в индивидуальности своей несет свой существенный, особый смысл. Надо видеть в каждом ребенке личность. Академик Е.В. Бондаревская утверждает: «Становление личностного образа ребенка — процесс внутренний, он обусловлен становлением само¬сознания ребенка. Ребенок самоценен, поэтому свойства личности не «задаются» учителем в соответствии с нор¬мативами, а «востребуются», поскольку они изначально заложены природой в ученика как возможности его лич¬ностного саморазвития».

Опыт работы подтвержда¬ет, что образование и воспитание должно быть природосообразным и человекоцентричным. А для этого надо сначала измениться самому и признать в ученике творца, равного учителю. Ведь «каждый человек – остров внутри себя, и он может построить мост к другому, если… ему позволят быть самим собой», – писал Р. Роджерс.

Итак, ученик – творец. Он не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь. А. Дистверг писал: «Было время, когда считали возможным сообщать образование. Даже знания в собственном смысле слова сообщить невозможно. Можно человеку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путем собственной деятельности… Можно наполнить чем-нибудь тело, но ум наполнить ничем нельзя. Он должен самодеятельно все охватить, усвоить, переработать».

Я согласна с Я. Корчаком, который писал: «Уважайте незнание ребенка! Уважайте труд познания! Уважайте не¬удачи и слезы! Уважайте текущий час и сегодняшний день! Как ребенок сумеет жить завтра, если мы не дадим ему жить сегодня сознательной, ответственной жиз¬нью?». Мне так же близко мнение Ж.Ж. Руссо об автори¬тарности: «Пусть ребенок узнает не потому, что вы ему сказали, а потому, что сам понял; пусть он не выучивает науку, а выдумывает ее. Если когда-нибудь вы замените в его уме рассуждение авторитетом, он не будет уже рассуждать: он станет лишь игрушкой чужого мнения… Жить – вот ремесло, которому я хочу учить его». Поэтому нужно образовательные традиции связывать с исследовательской деятельностью, чтобы психическое разви¬тие ребенка уже на самых первых этапах разворачивалось как процесс саморазвития, чтобы от «учения пассивно¬го, экстенсивного» – посредством преподавания перейти к «учению ак¬тивному, интенсивному» – посредством собственного опыта.

Чтобы действовать эффективно, важно следовать следующим правилам:

– всегда работать творчески;

– помогать детям действовать самостоятельно, неза¬висимо;

– избегать прямых инструкций;

– не сдерживать инициативу детей;

– не делать за них то, что они могут сделать, или то, что они могут научиться делать самостоятельно;

– помогать детям формировать навыки самостоятель¬ного решения проблем;

– поощрять стремления делать выводы, высказывать суждения и умозаключения;

– научиться слышать каждого, когда говорят все одновременно;

– верить в своего ученика.

Итак, ученик получает право на свободный поиск. Подчас этот поиск занимает длительное время, но в этом и заключается смысл образовательного процесса, требующего не только знания различных методик, но и постоянного поиска, творчества, отдачи самого себя делу, которому посвятил свою жизнь. «Мы, как строители всех зданий, кладем высотные дома из кирпичей незримых – знаний». Но ведь и награда велика: светящиеся глаза детей и уверенность в том, что ты сможешь сделать их счастливыми.

Так хочется, чтобы спустя много лет мои ученики смогли сказать обо мне словами А. С. Пушкина:

«Он создал нас, он воспитал наш пламень…

Заложен им краеугольный камень,

им чистая лампада возжена».

PS. Если бы из множества предметов мне предложили выбрать один, который характеризовал собственное педагогическое кредо, я выбрала бы свечу, и неспроста, ведь горящая свеча – символ жизни. Между прочим, от одной свечи очень легко зажечь множество других.

Источник