Дети это сосуд данный нам на хранение
Ребенок – это душа, данная нам на хранение.
А.С. Макаренко
Недавно мы с двухлетним сынишкой были в поликлинике на приеме у хирурга. Два здания, старое и новое, соединяет длинный переход на уровне второго этажа. Очень неудобно, но приходится бегать из одного конца в другой, спускаясь и поднимаясь по этажам.
Сделав ксерокопию, набегавшись уж по ступенькам с ребенком на руках, устало опустив голову, торопилась быстрее оббегать нужные кабинеты. На выходе из лестничного отделения встретился худощавый, коротко стриженный молодой мужчина. Явно спешивший, он обронил: “Вы мою девочку не видели?”, тихо спрашивая всех и никого. Не услышав ответа, торопливо стал спускаться по лестнице.
Очнувшись от своих мыслей, огляделась вокруг: какую девочку? Пожав плечами, продолжила свой путь. И вот у входа в переход увидела спрятавшуюся за дверью счастливую девчушку: глазки горели озорными огоньками. Она спряталась и победила! Гордость этим фактом читалась на личике малышки пяти-шести лет. Тут я все поняла!
Подбежала к ней и спрашиваю: “Ты знаешь, где твой папа?” Она недоверчиво посмотрела на меня, но идти со мной отказалась, плотно прижавшись к стене. Я побежала назад к лестнице. Но папы уже и близко не было.
Вернулась со словами, что папа убежал, и его уже не найти. Как ты будешь искать папу? Зачем спряталась? Испуг мелькнул в детских глазках, заблестели слезы. Недоверчиво дав мне ручонку, девочка последовала за мной.
Я решила отвести ее в регистратуру поликлиники, чтобы ребенка легче было найти. Пока объясняла суть проблемы дежурной регистратуры, подбежал обеспокоенный папа. Я вздохнула с облегчением: “Слава Богу!”
Но тут папаша уложил малышку лицом вниз на кушетку у стены и широко размахнулся, держа в руке приготовленный толстый кожаный ремень. Девчушечка вжала голову в плечи, безмолвно приготовившись к удару…
“Мужчина, что же Вы делаете!!!” – вырвалось у меня (держа малыша на руках, не рискнула лезть под горячую руку). Мой крик привлек других людей. Но два тяжелых удара легли на крохотную попу, непонятно как выдержавшую такое наказание. Малышка взвыла. Поднялся крик, люди стали защищать кроху. Наказание прервалось, злобно “отгавкиваясь”, папаша потащил ребенка вдоль по коридору…
Мы с тревогой молча провожали взглядом милое дитя и ее папу, застыв к оцепенении. И только дежурная продолжала кричать вдогонку, угрожая вызвать милицию. Мгновение спустя все вернулись к своим заботам и молча побрели кто куда.
Уверена, что все сейчас мысленно осуждают героя моего рассказа. Но поверьте, это был простой человек, поддавшийся своим эмоциям. Вполне приличный, и девочка к нему пошла охотно, радостно, что подтверждает его адекватность. Могу себе представить весь ужас, что он пережил, пока искал малышку.
Но вот срывать свою злость нужно было не на ребенке. Ведь по сути в этой ситуации виноват взрослый, не уследивший за дочкой. А дети весь мир превращают в игру. Не потому ли мы их так любим – за их озорство и непринужденность. Эти маленькие создания нуждаются в нашей опеке и защите.
Да, порой проступки требуют наказания, без этого не обойтись. Нужно всегда помнить об адекватности наказания в соотношении с проступком. Никогда не выплескивайте свой гнев и злость на маленького человечка! Ведь он раним, беззащитен, открыт душой. А ее так легко поранить! Стоит ли потом удивляться, когда в старости родители не получают любви от своих детей, тщетно надеясь на понимание, сочувствие, помощь? Ведь что посеешь, то и пожнешь…
Источник
Ребёнок – это сосуд, данный нам,взрослым, на хранение».
(Древняя мудрость)
Пояснительная записка
За последние десятилетия в нашей стране произошли существенные изменения экономического, политического и социокультурного характера. Изменения затронули и отношение родителей к периоду дошкольного детства. Главная тенденция этих изменений заключается в том, что старший дошкольник по существу воспринимается близкими взрослыми как младший школьник.
Родители, прежде всего, ориентированы на конкретные достижения детей, которые они хотят видеть. Все чаще фокусируют внимание ребёнка на его успехах и неудачах, постоянно оценивают результаты его деятельности, сравнивают с другими, стремятся подчеркнуть достоинства или недостатки. Многие родители имеют четкий образ идеального ребёнка, который становится критерием оценки их сына или дочери. Этот желаемый образ заслоняет собой образ реальный. Одним из главных желательных качеств ребёнка родители называют послушание. Характерно, что ведущим стилем воспитания данных качеств является авторитарный (наказания, запреты, принуждения).
Обладая природной привязанностью к родителям, ребёнок даже на бессознательном уровне ждет понимания с их стороны, эмоциональной близости, всесторонней поддержки. К сожалению, он не всегда находит это в современной семье.
В ходе ряда проведённых отечественных и зарубежных исследований было доказано, что психоэмоциональное состояние и в целом психоэмоциональный статус ребёнка опосредованы родительскими ожиданиями, причем завышенные и заниженные ожидания одинаково негативны в этом отношении.
Ожидания родителей в отношении ребёнка, связанные с установками, со стилем воспитания, должны быть по-максимуму реалистичны, так как неадекватные ожидания – препятствие на пути формирования полноценной структуры личности ребёнка.
К сожалению, на протяжении значительного периода дошкольного детства многие современные родители относятся к ребёнку как к ученику, которому нужно передать огромный багаж знаний, умений, навыков. При такой родительской позиции дошкольник начинает чувствовать себя предметом воспитания, которого в любой момент могут наказать или поощрить. Стремясь быть послушным и хорошим, он ориентируется главным образом на социальную норму, которую присваивает через оценку родителей.
Такая ситуация позволяет говорить о смещении возрастных норм в родительском сознании. В отношении родителя к взрослеющему ребёнку «выпадает» дошкольный возраст. Из раннего возраста (периода освоения бытовых навыков и способов действия с предметами) ребёнок переходит в младший школьный (возраст освоения знаковых систем и учебных действий). Здесь налицо смыкание двух «предметных», нормативных возрастов (раннего и младшего школьного). Ребёнок переходит из одной «учебы» в другую. Период дошкольного детства, который согласно представлениям психологов, является решающим этапом формирования личности, зарождения этических инстанций, общения со сверстниками – в родительском сознании редуцируется и вытесняется требованиями подготовки к школе. А ведь именно дошкольный возраст является периодом интенсивного освоения мотивов, смыслов и задач человеческой деятельности (Д.Б. Эльконин), становления личностных механизмов поведения (А.Н. Леонтьев), развития инициативности (Э. Эриксон) и творческих способностей. Существует определенный риск того, что потеря специфики дошкольного детства в родительском отношении ведет к редукции или недоразвитию этих важнейших качеств личности человека. Наверстать это упущение в более поздних возрастах практически невозможно.
Нас, как специалистов, работающих с детьми, сложившаяся ситуация не может не тревожить. Общаясь с родителями, мы стараемся привлечь внимание к неповторимой индивидуальности и уникальности их детей, необходимости уважать право ребёнка быть самим собой, быть своего возраста.
Одной из традиционных и эффективных форм взаимодействия специалистов ДОУ с родителями являются родительские встречи. Данное мероприятие может проводиться педагогом-психологом совместно с другими специалистами – социальным педагогом, старшим воспитателем, воспитателями группы. Оптимальное количество родителей, принимающих участие в подобных встречах 12-16 человек. Мероприятие проводится в музыкальном зале детского сада.
Цель родительской встречи: привлечение внимания родителей к неповторимой индивидуальности и уникальности их детей.
Задачи:
- расширение информационного поля родителей в области психолого-педагогических знаний;
- содействие развитию у родителей уважения к личности ребёнка, формированию адекватных представлений о детских возможностях и потребностях;
- повышение ответственности родителей за реализацию права ребёнка на полноценное детство;
- создание условий для понимания родителями своей роли в воспитании ребёнка.
Оборудование и оснащение:
- мультимедийный проектор;
- ноутбук;
- экран;
- раздаточный материал для родителей.
Форма мероприятия: родительская встреча с мультимедийной поддержкой.
Контингент участников: родители, педагоги.
Продолжительность: 45-50 минут.
План проведения:
- Подготовительный этап.
- Организационный этап.
- Этап проведения собрания.
- Заключительный этап. Подведение итогов.
1. Подготовительный этап.
Подготовка необходимого оборудования и материалов:
- Изучение литературных источников по обозначенной теме.
- Обобщение изученной литературы, подбор и оформление теоретического материала для проведения родительской встречи.
- Проведение опроса детей группы и обобщение полученных результатов.
- Проведение анкетирования родителей; обработка, анализ и обобщение полученных результатов. (Приложение 3)
- Подготовка раздаточного материала для родителей (бланки анкет, буклеты) и материала для оформления зала.
- Оформление приглашения для родителей с указанием точной даты, времени и места проведения родительской встречи.
- Подготовка материала для проведения упражнений (грецкие орехи, поднос, мешочек).
- Создание презентации, подбор музыкального оформления встречи.
2. Организационный этап.
- Не позднее, чем за неделю до встречи – размещение в группе приглашения для родителей.
- В день проведения встречи – оформление музыкального зала, подготовка необходимой аппаратуры. При оформлении музыкального зала используются цитаты и афоризмы известных людей, которые напечатаны на разноцветных листах и размещены на стенах зала (данные высказывания касаются вопросов воспитания детей). (Приложение 1)
3. Этап проведения собрания
ХОД ВСТРЕЧИ
Ведущий: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы благодарим вас за то, что вы откликнулись на наше приглашение и пришли, чтобы принять участие в разговоре на тему: «Ваши дети – это не ваши дети…» (Слайд 1)
Позвольте начать нашу сегодняшнюю встречу с упражнения, которое называется «Добрый вечер». Те, к кому я обращаюсь, мне в ответ машут рукой.
Добрый вечер, тем:
- кто на нашу встречу пришел с хорошим настроением;
- кто искренне любит своего ребёнка;
- кто хочет видеть счастливым своего ребёнка;
- кто хорошо знает своего ребёнка;
- кто хочет, чтобы ребёнок воплотил в жизнь ваши мечты;
- кто с нетерпением ждал появления на свет своего малыша;
- кто уважает своего ребёнка.
Спасибо вам за это и всем еще раз добрый вечер.
Мини-лекция «Ваши дети – это не ваши дети…» (Приложение 2)
Лекция сопровождается показом мультимедийной презентации (Презентация 1)
Слайд 1 | «Ваши дети – это не ваши дети…» |
Слайд 2 | «Младенец пришёл в этот мир не для того, чтобы соответствовать ожиданиям своих родителей» (Белинский В.Г.) |
Слайд 3 | За день до рождения ребёнок спросил у Бога: «Я не знаю, что я должен делать в этом Мире». Бог ответил: «Я подарю тебе Ангела, который всегда будет рядом с тобой». «Но я не понимаю его язык». «Ангел будет учить тебя своему языку. Он будет охранять тебя от всех бед». «А как зовут моего ангела?» «Неважно как его зовут… ты будешь называть его: МАМА» |
Слайд 4 | Основные потребности ребёнка: физиологические потребности; потребность в безопасности; потребность в общении; потребность в уважении и признании; потребность в развитии; потребность ощущать собственную значимость; потребность быть своего возраста; потребность быть самим собой; потребность в любви. |
Слайд 5 | «Индивидуальность – единичность, неповторимость, непохожесть одного человека на другого». |
Слайд 6 | Факторы, влияющие на формирование индивидуальности:
|
Слайд 7 | Фотографии детей |
Слайд 8 | Родительские ожидания |
Слайд 9 | «Дитя – это гость в доме. Его можно любить и уважать, но властвовать над ним нельзя, ибо оно принадлежит жизни» (индийская мудрость) |
Слайд 10 | Каким вы хотите видеть вашего ребёнка? (желаемые качества) «Добрый, послушный, вежливый, весёлый, честный, внимательный, умный, самостоятельный, щедрый, трудолюбивый» |
Слайд 11 | Последствия завышенных требований к ребёнку: высокая тревожность; страх несоответствия родительским ожиданиям; низкая самооценка; ощущение себя неудачником; боязнь новых контактов; потеря своего «Я»; низкий уровень инициативности; нервозность; неуверенность в себе. Или: агрессивное сопротивление; упрямство; конфликты с родителями. |
Слайд 12 | Последствия заниженных требований: высокая тревожность; несамостоятельность; инфантилизм; неуверенность в себе; избегание риска; противоречивые тенденции в развитии личности; отсутствие своевременно развитых навыков общения; формирование зависимости от чужого, в том числе и негативного влияния других людей. Или: агрессивность; своеволие; упрямство; скрытность; лживость; конфликты и отчуждение от родителей. |
Слайд 13 | Притча о принятии себя |
Слайд 14 | Ваши дети – это не ваши дети. Они сыновья и дочери Жизни, Заботящейся о самой себе. Они появляются через вас, но не из вас, И, хотя они принадлежат вам, Вы не хозяева им. |
Слайд 15 | Вы можете подарить им вашу любовь, Но не ваши думы, Потому что у них есть собственные думы. Вы можете дать дом их телам, Но не их душам, Ведь их души живут в доме Завтра, Который вам не посетить даже в ваших мечтах. |
Слайд 16 | Вы можете стараться быть Похожими на них, Но не стремитесь сделать их Похожими на себя. Потому что жизнь идёт не назад И не дожидается Вчера. |
Слайд 17 | Вы только луки, из которых посланы Вперед живые стрелы, Которые вы зовете детьми. Лучник видит свою цель на пути в бесконечное, И это он сгибает вас своей силой, Чтобы его стрелы могли лететь быстро и далеко. |
Слайд 18 | Пусть ваше сгибание в руках этого Лучника Будет на радость. Ведь он любит не только свою стрелу, что летит, Но и лук, хотя он и неподвижен. |
Слайд 19 | Фотографии детей |
Слайд 20 | «Каждое утро взываю к тому лучшему, что есть во мне: Мне послан ребёнок; это дорогой мой гость; я благодарен ему за то, что он есть. Он также призван к жизни, как и я, это нас объединяет – мы есть, мы живые люди. Он такой же как и я, он человек, и не будущий человек, а сегодняшний, и потому он другой, как и все люди; я его принимаю, как всякого другого человека. |
Слайд 21 | Я принимаю ребёнка… Я принимаю его, я охраняю его детство, я понимаю, терплю, принимаю, прощаю. Я не применяю силу к нему, не угнетаю его своей силой, потому, что я его люблю. Я люблю его, и я благодарен ему за то, что он есть, и за то, что я могу его любить, и тем самым я возвышаюсь в духе своём» |
Слайд 22 | «Ребёнок – это сосуд, данный нам, взрослым, на хранение» (древняя мудрость) |
Слайд 23 | Благодарим за внимание! |
Слайд 24 | Источники |
4. Заключительный этап. Подведение итогов
Ведущий: Завершая нашу сегодняшнюю встречу, хотим предложить вашему вниманию высказывание С.Л. Соловейчика, которое может стать вашей молитвой. Я зачитаю его вслух, а вы проговаривайте каждый про себя. (Слайды 20-21)
«Каждое утро взываю к тому лучшему, что есть во мне: «Мне послан ребёнок; это дорогой мой гость; я благодарен ему за то, что он есть. Он также призван к жизни, как и я, это нас объединяет – мы есть, мы живые люди. Он такой же, как и я, он человек, и не будущий человек, а сегодняшний, и потому он другой, как и все люди; я его принимаю, как всякого другого человека.
Я принимаю ребёнка… Я принимаю его, я охраняю его детство, я понимаю, терплю, принимаю, прощаю. Я не применяю силу к нему, не угнетаю его своей силой, потому, что я его люблю. Я люблю его, и я благодарен ему за то, что он есть, и за то, что я могу его любить, и тем самым я возвышаюсь в духе своем» [10].
Ведущий: У нас с вами сегодня получился очень насыщенный разговор. Вы понимаете, что обсуждаемая тема очень важна и невозможно в рамках отведенного времени ее полностью раскрыть. Мы приглашаем вас продолжить разговор в ходе индивидуальных консультаций и получить ответы на возникшие у вас вопросы. Специалисты нашего детского сада всегда рады встрече с вами. И давайте будем помнить, что «Ребёнок – это сосуд, данный нам, взрослым, на хранение». (Слайд 22)
Трансляция Презентации 2. Ведущий прощается с участниками встречи.
Источники
- Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? – М.: «ЧеРо», 2004. – 240 с.
- Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка в воспитании дошкольника. – М.: Сфера, 2005.
- Корчак Януш. Как любить ребёнка. – М.: «У-Фактория», 2005.
- Лободина С.В. Как развить способности ребёнка. – СПб.: Глаголь Добро, Азбука-Аттикус, 2011. – 320 с.
- Млодик И.Ю. Приобщение к чуду, или Неруководство по детской психотерапии. – М.: Генезис, 2007. – 192 с.
- Млодик И.Ю. Современные дети и их несовременные родители, или О том, в чем так непросто признаться. – М.: Генезис, 2011. – 232 с.
- Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). – СПб.: Речь, 2010. – 224 с., ил.
- Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 319 с.
- Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет / авт.-сост. Е.В. Шитова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 169 с.
- Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. – М.: Первое сентября, 2000.
- Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: «Академия», 2007. – 384 с.
- Эрзяйкин П.А. Ваши дети – не ваши дети. – М.; РИПОЛ классик, 2010.
- [Электронный ресурс]. URL: https://trepsy.net
- [Электронный ресурс]. URL: https://muzofon.com
- [Электронный ресурс]. URL: https://www.b17.ru
- [Электронный ресурс].URL: https://urok.1sept.ru
- [Электронный ресурс].URL: https://www.images.google.ru
Источник