Дети это сосуды данные нам на хранение

Дети это сосуды данные нам на хранение thumbnail

Ребёнок – это сосуд, данный
нам,взрослым, на хранение».

(Древняя мудрость)

Пояснительная записка

За последние десятилетия в нашей стране
произошли существенные изменения
экономического, политического и
социокультурного характера. Изменения затронули
и  отношение родителей к периоду дошкольного
детства. Главная тенденция этих изменений
заключается в том, что старший дошкольник по
существу воспринимается близкими взрослыми как
младший школьник.
Родители, прежде всего, ориентированы на
конкретные достижения детей, которые они хотят
видеть. Все чаще фокусируют внимание ребёнка на
его успехах и неудачах, постоянно оценивают
результаты его деятельности, сравнивают с
другими, стремятся подчеркнуть достоинства или
недостатки. Многие родители имеют четкий образ
идеального ребёнка, который становится
критерием оценки их сына или дочери. Этот
желаемый образ заслоняет собой образ реальный.
Одним из главных желательных качеств ребёнка
родители называют послушание. Характерно, что 
ведущим стилем воспитания данных качеств
является авторитарный (наказания, запреты,
принуждения).

Обладая природной привязанностью к родителям,
ребёнок даже на бессознательном уровне ждет
понимания с их стороны, эмоциональной близости,
всесторонней поддержки. К сожалению, он не всегда
находит это в современной семье.

В ходе ряда проведённых отечественных и
зарубежных исследований было доказано, что
психоэмоциональное состояние и в целом
психоэмоциональный статус ребёнка опосредованы
родительскими ожиданиями, причем завышенные и
заниженные ожидания одинаково негативны в этом
отношении.

Ожидания родителей в отношении ребёнка,
связанные с установками, со стилем воспитания,
должны быть по-максимуму реалистичны, так как
неадекватные ожидания – препятствие на пути
формирования полноценной  структуры личности
ребёнка.

К сожалению, на протяжении значительного
периода дошкольного детства многие современные
родители относятся к ребёнку как к ученику,
которому нужно передать огромный багаж знаний,
умений, навыков. При такой родительской позиции
дошкольник начинает чувствовать себя предметом
воспитания, которого в любой момент могут
наказать или поощрить. Стремясь быть послушным и
хорошим, он ориентируется главным образом на
социальную норму, которую присваивает через
оценку родителей.

Такая ситуация позволяет говорить о смещении
возрастных норм в родительском сознании. В
отношении родителя к взрослеющему ребёнку
«выпадает» дошкольный возраст. Из раннего
возраста (периода освоения бытовых навыков и
способов действия с предметами) ребёнок
переходит в младший школьный (возраст освоения
знаковых систем и учебных действий). Здесь налицо
смыкание двух «предметных», нормативных
возрастов (раннего и младшего школьного). Ребёнок
переходит из одной «учебы» в другую. Период
дошкольного детства, который согласно
представлениям психологов, является решающим
этапом формирования личности, зарождения
этических инстанций, общения со сверстниками – в
родительском сознании редуцируется и
вытесняется требованиями подготовки к школе. А
ведь именно дошкольный возраст является
периодом интенсивного освоения мотивов, смыслов
и задач человеческой деятельности (Д.Б. Эльконин),
становления личностных механизмов поведения
(А.Н. Леонтьев), развития инициативности (Э.
Эриксон) и творческих способностей. Существует
определенный риск того, что потеря специфики
дошкольного детства в родительском отношении
ведет к редукции или недоразвитию этих важнейших
качеств личности человека. Наверстать это
упущение в более поздних возрастах практически
невозможно.

Нас, как специалистов, работающих с детьми,
сложившаяся ситуация не может не тревожить.
Общаясь с родителями, мы стараемся привлечь
внимание к неповторимой индивидуальности и
уникальности их детей, необходимости уважать
право ребёнка быть самим собой, быть своего
возраста.

Одной из традиционных и эффективных форм
взаимодействия специалистов ДОУ с родителями
являются родительские встречи. Данное
мероприятие может проводиться
педагогом-психологом совместно с другими
специалистами – социальным педагогом, старшим
воспитателем,  воспитателями группы. 
Оптимальное количество родителей, принимающих
участие в подобных встречах 12-16 человек. 
Мероприятие проводится в музыкальном  зале 
детского сада.

Цель родительской встречи:
привлечение  внимания родителей к
неповторимой индивидуальности и уникальности их
детей.

Задачи:

  • расширение информационного поля родителей в
    области психолого-педагогических знаний;
  • содействие развитию у родителей уважения к
    личности ребёнка, формированию  адекватных
    представлений о детских возможностях и
    потребностях;
  • повышение ответственности родителей за
    реализацию права ребёнка на полноценное детство;
  • создание условий для понимания родителями
    своей роли в воспитании ребёнка.

Оборудование и оснащение:

  • мультимедийный проектор;
  • ноутбук;
  • экран;
  • раздаточный материал для родителей.

Форма мероприятия: родительская
встреча с мультимедийной поддержкой.

Контингент участников: родители,
педагоги.

Продолжительность:  45-50 минут.

План проведения:

  1. Подготовительный этап.
  2. Организационный этап.
  3. Этап проведения собрания.
  4. Заключительный этап. Подведение итогов.

1. Подготовительный этап.

Подготовка необходимого оборудования и
материалов:

  1. Изучение литературных источников по
    обозначенной теме.
  2. Обобщение изученной литературы, подбор и
    оформление теоретического материала для
    проведения родительской встречи.
  3. Проведение опроса детей группы и обобщение
    полученных результатов.
  4. Проведение анкетирования родителей; обработка,
    анализ и обобщение полученных результатов. (Приложение 3)
  5. Подготовка раздаточного материала для
    родителей (бланки анкет, буклеты) и материала для
    оформления зала.
  6. Оформление приглашения для родителей с
    указанием точной даты, времени и места
    проведения родительской встречи.
  7. Подготовка материала для проведения упражнений
    (грецкие орехи, поднос, мешочек).
  8. Создание презентации, подбор музыкального
    оформления встречи.

2. Организационный этап.

  1. Не позднее, чем за неделю до встречи –
    размещение в группе приглашения для родителей.
  2. В день проведения встречи – оформление
    музыкального зала, подготовка необходимой
    аппаратуры. При оформлении музыкального зала
    используются цитаты и афоризмы известных людей,
    которые напечатаны на разноцветных листах и
    размещены на стенах зала (данные высказывания
    касаются вопросов воспитания детей).  (Приложение 1)

3. Этап проведения собрания

ХОД ВСТРЕЧИ

Ведущий:  Добрый вечер, уважаемые
родители! Мы благодарим вас за то, что вы
откликнулись на наше приглашение и пришли, чтобы
принять участие в разговоре на тему: «Ваши дети –
это не ваши дети…»  (Слайд 1)
Позвольте начать нашу сегодняшнюю встречу с
упражнения, которое называется «Добрый вечер».
Те, к кому я обращаюсь, мне в ответ машут рукой.
Добрый вечер, тем:

  • кто на нашу встречу пришел с хорошим
    настроением;
  • кто искренне любит своего ребёнка;
  • кто хочет видеть счастливым своего ребёнка;
  • кто хорошо знает своего ребёнка;
  • кто хочет, чтобы ребёнок воплотил в жизнь ваши
    мечты;
  • кто с нетерпением ждал появления на свет своего
    малыша;
  • кто уважает своего ребёнка.
Читайте также:  На столе стоят девять сосудов с водой

Спасибо вам за это и всем еще раз добрый вечер.

Мини-лекция «Ваши дети – это не
ваши дети…»
(Приложение 2)

Лекция сопровождается показом мультимедийной
презентации (Презентация 1)

Слайд 1«Ваши дети – это не ваши дети…»
Слайд 2«Младенец пришёл в этот мир не для того,
чтобы соответствовать ожиданиям своих
родителей» (Белинский В.Г.)
Слайд 3За день до рождения ребёнок спросил у
Бога: «Я не знаю, что я должен делать в этом Мире».
Бог ответил: «Я подарю тебе Ангела, который
всегда будет рядом с тобой». «Но я не понимаю его
язык». «Ангел будет учить тебя своему языку. Он
будет охранять тебя от всех бед». «А как зовут
моего ангела?» «Неважно как его зовут… ты будешь
называть его: МАМА»
Слайд 4Основные потребности ребёнка:
физиологические потребности; потребность в
безопасности; потребность в общении; потребность
в уважении и признании; потребность в развитии;
потребность ощущать собственную значимость;
потребность быть своего возраста; потребность
быть самим собой; потребность в любви.
Слайд 5«Индивидуальность – единичность,
неповторимость, непохожесть одного человека на
другого».
Слайд 6Факторы, влияющие на формирование
индивидуальности:

  • наследственность и физиологические
    особенности;
  • окружение человека (культура, семейное
    воспитание, принадлежность к определенным
    группам, жизненный опыт);
  • черты и особенности характера человека, его
    индивидуальность.
Слайд 7Фотографии  детей
Слайд 8Родительские ожидания
Слайд 9«Дитя – это гость в доме. Его можно
любить и уважать, но властвовать над ним нельзя,
ибо оно принадлежит жизни» (индийская мудрость)
Слайд 10Каким вы хотите видеть вашего ребёнка?
(желаемые качества)
«Добрый, послушный, вежливый, весёлый, честный,
внимательный, умный, самостоятельный, щедрый,
трудолюбивый»
Слайд 11Последствия завышенных требований к
ребёнку: высокая тревожность; страх
несоответствия родительским ожиданиям; низкая
самооценка; ощущение себя неудачником; боязнь
новых контактов; потеря своего «Я»; низкий
уровень инициативности; нервозность;
неуверенность в себе. Или: агрессивное
сопротивление; упрямство; конфликты с
родителями.
Слайд 12Последствия заниженных требований:
высокая тревожность; несамостоятельность;
инфантилизм; неуверенность в себе; избегание
риска; противоречивые тенденции в развитии
личности; отсутствие своевременно развитых
навыков общения; формирование зависимости от
чужого, в том числе и негативного влияния других
людей. Или: агрессивность; своеволие; упрямство;
скрытность; лживость; конфликты и отчуждение от
родителей.
Слайд 13Притча о принятии себя
Слайд 14Ваши дети – это не ваши дети.
Они сыновья и дочери Жизни,
Заботящейся о самой себе.
Они появляются через вас, но не из вас,
И, хотя они принадлежат вам,
Вы не хозяева им.
Слайд 15Вы можете подарить им вашу любовь,
Но не ваши думы,
Потому что у них есть собственные думы.
Вы можете дать дом их телам,
Но не их душам,
Ведь их души живут в доме Завтра,
Который вам не посетить даже в ваших мечтах.
Слайд 16Вы можете стараться быть
Похожими на них,
Но не стремитесь сделать их
Похожими на себя.
Потому что жизнь идёт не назад
И не дожидается Вчера.
Слайд 17Вы только луки, из которых посланы
Вперед живые стрелы,
Которые вы зовете детьми.
Лучник видит свою цель на пути в бесконечное,
И это он сгибает вас своей силой,
Чтобы его стрелы могли лететь быстро и далеко.
Слайд 18Пусть ваше сгибание в руках этого
Лучника
Будет на радость.
Ведь он любит не только свою стрелу, что летит,
Но и лук, хотя он и неподвижен.
Слайд 19Фотографии детей
Слайд 20«Каждое утро взываю к тому лучшему, что
есть во мне: Мне послан ребёнок; это дорогой мой
гость; я благодарен ему за то, что он есть. Он
также призван к жизни, как и я, это нас объединяет
– мы есть, мы живые люди. Он такой же как и я, он
человек, и не будущий человек, а сегодняшний, и
потому он другой, как и все люди; я его принимаю,
как всякого другого человека.
Слайд 21Я принимаю ребёнка… Я принимаю его, я
охраняю его детство, я понимаю, терплю, принимаю,
прощаю. Я не применяю силу к нему, не угнетаю его
своей силой, потому, что я его люблю. Я люблю его, и
я благодарен ему за то, что он есть, и за то, что я
могу его любить, и тем самым я возвышаюсь в духе
своём»
Слайд 22«Ребёнок – это сосуд, данный нам,
взрослым, на хранение» (древняя мудрость)
Слайд 23Благодарим за внимание!
Слайд 24Источники

4. Заключительный этап. Подведение итогов

Ведущий: Завершая нашу сегодняшнюю
встречу, хотим  предложить  вашему вниманию
высказывание С.Л. Соловейчика, которое может
стать вашей молитвой. Я зачитаю его вслух, а вы
проговаривайте каждый про себя.   (Слайды
20-21)

«Каждое утро взываю к тому лучшему, что есть во
мне:  «Мне послан ребёнок; это дорогой мой
гость; я благодарен ему за то, что он есть. Он
также призван к жизни, как и я, это нас объединяет
– мы есть, мы живые люди. Он такой же, как и я, он
человек, и не будущий человек, а сегодняшний, и
потому он другой, как и все люди; я его принимаю,
как всякого другого человека.
Я принимаю ребёнка… Я принимаю его, я охраняю его
детство, я понимаю, терплю, принимаю, прощаю. Я не
применяю силу к нему, не угнетаю его своей силой,
потому, что я его люблю. Я люблю его, и я
благодарен ему за то, что он есть, и за то, что я
могу его любить, и тем самым я возвышаюсь в духе
своем» [10].

Ведущий: У нас с вами сегодня получился очень
насыщенный разговор. Вы понимаете, что
обсуждаемая тема очень важна и невозможно в
рамках отведенного времени ее полностью
раскрыть. Мы приглашаем вас продолжить разговор
в ходе индивидуальных консультаций и получить
ответы на возникшие у вас вопросы. 
Специалисты нашего детского сада всегда рады
встрече с вами. И давайте будем помнить, что
«Ребёнок – это сосуд, данный нам, взрослым, на
хранение».   (Слайд 22)

Трансляция Презентации 2.  Ведущий
прощается с участниками встречи.

Читайте также:  Относиться к жене как к немощнейшему сосуду

Источники

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как?
    – М.: «ЧеРо», 2004. – 240 с.
  2. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка в
    воспитании дошкольника. – М.: Сфера, 2005.
  3. Корчак Януш. Как любить ребёнка. – М.:
    «У-Фактория», 2005.
  4. Лободина С.В. Как развить способности
    ребёнка. – СПб.: Глаголь Добро, Азбука-Аттикус, 2011.
    – 320 с.
  5. Млодик И.Ю. Приобщение к чуду, или
    Неруководство по детской психотерапии. – М.:
    Генезис, 2007. – 192 с.
  6. Млодик И.Ю. Современные дети и их
    несовременные родители, или О том, в чем так
    непросто признаться. – М.: Генезис, 2011. – 232 с.
  7. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный
    тренинг (педагоги, психологи, родители). – СПб.:
    Речь, 2010. – 224 с., ил.
  8. Овчарова Р.В. Психологическое
    сопровождение родительства. – М.: Изд-во
    Института Психотерапии, 2003. – 319 с.
  9. Работа с родителями: практические рекомендации
    и консультации по воспитанию детей 2-7 лет /
    авт.-сост. Е.В. Шитова. – Волгоград: Учитель, 2009. –
    169 с.
  10. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. – М.:
    Первое сентября, 2000.
  11. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.:
    «Академия», 2007. – 384 с.
  12. Эрзяйкин П.А. Ваши дети – не ваши дети. – М.;
    РИПОЛ классик, 2010.
  13. [Электронный ресурс]. URL: https://trepsy.net
  14. [Электронный ресурс]. URL: https://muzofon.com 
  15. [Электронный ресурс]. URL: https://www.b17.ru
  16. [Электронный ресурс].URL:  https://urok.1sept.ru  
  17. [Электронный ресурс].URL: https://www.images.google.ru

Источник

Страна детства. Сочувственная психотерапия.
Творческий потенциал и
самосознание ребенка

Хороши ли наши дети?

«Ребенок — сосуд, данный нам на хранение».

Когда рождается ребенок, это доставляет огромную радость. Часто родители надеются на то, что ими рожденное дитя станет их копией, их повторением. Но проходит время и появляются первые недоразумения, первое непонимание друг друга. Трудно осознать, что ребенок имеет свою врожденную программу, отличающуюся от нашей.

Из разговоров с родителями: «Приходится ли вам волноваться? — да, с ребятишками такая нервозность». «Мой ребенок — настоящий трус, всего боится». «Такая вялая — не докричишься». Гневные, сердитые, свирепые, иронические, презрительные, передразнивающие, отвергающие, молящие, равнодушные — многие маски, фокусом которых служит он сам, видит ребенок. Бывает ли у него после этого спокойный сон, ровное дыхание, счастливая улыбка, уверенное ровное общение?

Что дают дети взрослым? Окупают ли заботы о себе уже в детстве? Новый смысл, чувство наполненности жизни, кровного родства — приносит ребенок. Он подает «родственные сигналы». Дарит вам энергию, разнообразие, эмоциональную насыщенность, психологическую защиту. Если вы счастливы и благополучны, процесс взаимного общения идет как нельзя лучше. Но все и всегда ли счастливы? Мы перекладываем свои сложности на плечи детей еще до их рождения: свое нездоровье, психологическое неблагополучие. Спокойные, счастливые родители передадут бодрое состояние ребенку. Оно передается с гормонами беременной и атмосферой свободы, в которой предстоит ему жить. Душевно сильный человек, с достаточным запасом психической энергии, предоставит ребенку большую степень свободы. Он не боится сам и за будущее ребенка. Он изучает с терпением его особенности, постепенно привыкая, а потом находит удовольствие в общении с новым, эмоционально раскрывающимся близким человеком. Человек более слабый, не сбывшийся, будет держать ребенка на коротком поводке. Ребенок нуждается в поддержке родных. Он сам незаметно, но уверенно оказывает им не меньшую, психологическую поддержку. И очень велико искушение эксплуатации энергии и душевных возможностей ребенка. Можно (но бережно) укреплять свою душу его лаской. Можно купаться в роскоши идентичности с ним. Он все понимает и все прощает — может быть, никто не дал вам этого в жизни? Доминирующие родители рядом с ним чувствуют себя сильными и состоявшимися. Ребенку можно передать свои знания и тем обрести смысл жизни. Все в меру и все хорошо, если родитель психологически крепок и здоров: естественен, самопроизволен и достаточен.

Но накапливается жизненная усталость. Не достает психической энергии. Мы срываемся на резкость. Эмоциональный окрик — еще меньший грех, чем методическая эксплуатация психики и энергетики ребенка для отработки своих собственных комплексов. Авторитарность в семье и школе, столь поощряемая обществом, не есть система воспитания человека, но действие для самоутверждения. Все то, что делается противу воли, будучи не осмыслено ребенком, угнетает его душу и чувство собственного достоинства, обворовывает его будущность. На подсознательном уровне авторитарный педагог действует в свою пользу. Ущерб душе ребенка — это ущерб его будущей взрослой энергетике: способности саморегуляции, саморазвития, самовосстановления. Творческое начало личности сопряжено с качествами души и структурой сознания. Проблема в том, что в наш технизированный век естественное ощущение бытия теряется. «Все меньше сказок в мире нашем. Все громче формул торжество» (В. Солоухин).

Творится что-то несообразное с логикой гуманизма, достойной дитя человеческого. Человек создан по образу и подобию бога, но сам стал творцом несовершенным. Несет в себе человек неразгаданную тайну. Чем дальше мы уйдем от нашего естества, тем менее способны ее разгадать. И не разгадав загадки, люди приняли за основу способ воспитания и лечения схематично условного «человека разумного», не беря в расчет окраску и свойства его души. Ни врач, ни родитель не уделяют времени философскому осмыслению мира. Они — занятые люди. Психотерапевты России очень мало востребованы в решении детских проблем. Полезная информация остается больше в книгах, редких и интересных.

К родителям хочется обратиться непосредственно. Вы не обладаете специальным психологическим знанием. Но не все известно и ученым. Человек несет в себе неразгаданную тайну. Доверяйте в общении и воспитании чувству любви и голосу внутренней интуиции. Не ломайте природную программу детей. С первых дней формируется судьба и личность ребенка. Вы дали жизнь. Не отнимайте у любимого ребенка спокойной, уверенной будущности — эти потери равносильны.

Читайте также:  Лекарство от сосудов мексидол

Всегда ли мы знаем, чего хотим?

Детство — прекрасная пора в жизни человека. В счастливых семьях — счастливые дети. Неуравновешенные, не счастливые взрослые очень любят заниматься «воспитанием» детей, выплескивая свой невротический мусор. Дети кодируются (настраиваются на нужный воспитателю лад) по разным причинам. Ребенок не вписывается в жизненные планы и ему посылаются импульсы эмоциональной отверженности. Это блокирует его детскую уверенность в безопасности, дружбе и взаимопомощи, делает уязвимым для насмешек, ломает судьбу. Необъяснимая тревожность сменяет его спокойное врожденное мироощущение. Если отец и мать постоянно живут в состоянии внутреннего конфликта с собой, между собой (недовольство, чувство вины, сожаление о потерянной жизни), ребенку направляются импульсы, блокирующие смелость его поиска в социальном признании. Укоры, порицания, попреки, ругань без причины не настраивают доброжелательно к всеведающему социуму. Ребенок, живущий на системных внушениях — накачках, выглядит больным. Родители чаще не замечают психологической дефицитарности в формировании личности. Первые ее признаки — это снижение возможности гибких, здоровых контактов с внешним миром, потеря уверенности в себе. Это — родителями данная и неосознанно ими отнятая жизнь.

Бывает и по-другому. Ребенок стал первым родным человеком и «собственностью» не очень удачливой, поздно родившей матери. Она сюсюкает с ним, не желая ни с кем делить. До 3 лет жизни все не может, по собственному выражению, «наиграться и насытиться». Мама не оставляет ему пространства для личностного роста. Помнится, с превеликим удивлением довелось наблюдать подобные «штучки» неглупой, симпатичной коллеги, врача-психиатра.. Ни горшка самому не взять, ни ложку в рот положить. Нытиком был ее баловень. И как же проигрывал он по сравнению с приехавшей на дачу крепенькой, очаровательной, самостоятельной, младшей девчушкой… Неба собой не заслонить. Плохо, если блокируется биологическая потребность в самостоятельности. Не в столь парадоксальном виде, но в иных вариантах часто повторяется этот сценарий. Если душа матери слишком страшится — ребенок кодируется ею на беспомощность, инертность, зависимость от других. В душе должна быть воспитана вера во всепобеждающую силу врожденной натуры человека.

А вот спокойный случай, оставивший приятное воспоминание. Ко мне обратились по поводу частых заболеваний ребенка. В отношениях обаятельной мамы и дочки царила любовь, не было лжи и притворства. По щебечущему лепету и рисункам девочки было совершенно очевидно, что ходить в детский сад для нее — великая докука. Она из любви к матери «делает ей одолжение». Но далее мы выяснили, что девочка ходит в группу старших по возрасту детей, чтобы те «покровительствовали ей и способствовали более быстрому развитию». В беседе, анализируя связь поведения и болезни девочки, мама согласилась, что очевидно не учитывала такой фактор, как необходимость реализации силы ее здоровой натуры в среде ровесников. По рисункам девочки мне, как специалисту, была очевидна незавершенность процесса самоидентификации, уверенного признания самой себя. Мы побеседовали о здоровых природных инстинктах и о необходимости реализовать себя. Приятно общаться с мыслящим человеком и видеть результаты работы.

Натура и способность к адаптации.

Что приятнее для вашей собственной натуры — быть послушным исполнителем чужих программ, наподобие робота или мучаться творчеством и радоваться ему? Рассмотрим один из феноменов воспитания. Помните, как в «Двух капитанах» Каверина — отец заставлял мальчика писать «палочки-палочки — палочки», которые казались мальчику частоколом? У этого отца — технизированный способ мышления. Он привык все встраивать в формулу и всего добиваться усидчивостью и повиновением. Другие способы адаптации ему неизвестны.. В практике довелось наблюдать девочку, отец которой, из вероятного желания добра ей или из-за своей не закончившейся самореализации, занимал время и ум девочки решением множества математических задач, браня за нежелание непосильной ноши и пугая будущностью. Это кончилось тем, что у девочки появились невротические реакции, в виде спазмов в области дыхательного горла. В ответ на принятые в семье иронические замечания она неожиданно начинала задыхаться, сгущалась слюна во рту и срочно требовалось дать ей воды. Отец крайне болезненно отреагировал на тест Люшера (цветовой тест), когда девочка постоянно первыми выбирала черный и серый цвета. При беседе с психологом он сослался, как на единственно известный ему, опыт авторитарного ироничного воспитания его самого. Отец этот отнюдь не был людоедом, но он нагрузил информационне поле ребенка своими комплексами. Люди авторитарного склада часто используют иронию как средство доказательства и убеждения. Ирония — очень сильного оружие. Она приносит ущерб неокрепшей душе ребенка. Авторитарное воспитание подавляет личность и формирует комплексы опасливого отношения к миру, неполноценности. В России много светлых голов, но много «образованцев», у которых творческий потенциал задушен авторитарной системой. Человек сам встраивается в структуру технического исполнительства, если за счет развития ментального интеллекта подавляется эмоциональный.

Однажды я услышала наверху возбужденный крик своей молодой соседки на своего первоклассника. Она обвиняла его в безделье и тупости. Поднявшись, я предложила ему решить самый простенький пример и похвалила за способности. Потом — более и более сложные. Вскоре мы с легкостью решили все, к полному удивлению матери. Хочу предложить молодым родителям работающую всегда формулу творчества для детей: похвалите в долг и пробудите особенный интерес к процессу познания, как к тайне. Будьте сами уверены, что решительно все дети способны освоить простенький обязательный минимум знаний. А если его душа противится, то либо он упустил внутреннюю связь процесса, либо его заставляют зубрить нечто бессмысленное. Тогда надо помочь. Никогда, как бы вам этого не хотелось, не заставляйте насильно приобретать знания. Рискните поверить в талант ребенка и вы выиграете. А его неусидчивость в первом классе подмените своей усидчивостью и терпением, пока не выработаются стереотипы.

Источник