Для чего сосуд ойнохоя

Для чего сосуд ойнохоя thumbnail

Возвращаюсь опять к гимовской древнегреческой выставке (см. также здесь и здесь).

Старинные керамические сосуды с таинственными названиями… В экспозиции их столько, что как раз есть случай разобраться.

Самая классика, всем известное название — амфора (αμφορέας). Вытянутый или яйцевидный сосуд с двумя ручками. Как правило остродонный (что было удобно для перевозки в трюмах — установленные там сосуды качались, но не сдвигались с места и не бились), хотя иногда амфоры могли иметь и плоскую подставку. Могли достигать и весьма больших размеров. Предназначались в основном для транспортировки оливкового масла либо вина (иногда и сыпучих продуктов). Подтверждением тому — обнаружение фрагментов греческих (судя по клеймам гончаров) амфор практически по всему средиземноморскому и черноморскому побережью.

Данная амфора изготовлена примерно за 500 лет до нашей эры. Однако известно имя расписавшего ее живописца — Евхарид. Это «чернофигурная» роспись — она наносилась на подсохший сосуд еще до обжига, при этом использовалась подкрашенная глина («шликер»). Для деталей брались минеральные краски, красная и белая, применялся и прием граттажа (процарапывания). Только после обжига фон обретал красноватый цвет, а нанесенное изображение становилось черным.

А вот более древняя амфора, примерно VII век до нашей эры. Техника орнамента здесь более примитивна, но это тоже глина по глине.

Гидрия (Υδρία) — как легко догадаться по названию, кувшин для воды, скорее округлой формы. Для удобства использования гидрия имела три ручки — две по бокам, чтобы переносить, и одну вертикальную, для удобства разливания. Вот здесь эту третью ручку хорошо видно.

На примере другой гидрии (примерно 400 лет до нашей эры, мастер Прономос) удобно поговорить о краснофигурной вазописи. Этот способ — более поздний, чем чернофигурная. Фактически это тот же прием, но с точностью до наоборот: на сосуд наносились тонкой кистью контуры фигуры и линии рисунка, затем шликером (который в необожженном виде был попросту серым) заполнялся весь фон. После обжига проявлялся характерный черный цвет.

Килик (κύλιξ) — сосуд для напитков (воды или вина). Плоский, на короткой ножке. Две ручки почти не превышают кромку сосуда. Роспись делалась как снаружи, так и внутри. Данный экземпляр — около 500 лет до нашей эры.

Кратер (κρατήρας) — специальный сосуд для смешивания вина с водой (что было принято у греков, которые с осуждением отмечали, что варвары — например, скифы — пили вино неразбавленным). Кратер вместителен (где-то откопали сосуд объемом аж в двести литров), имеет широкую горловину и две ручки по бокам.

На симпосионе (пиру) кратер ставился в центр помещения. Если верить дошедшим до нас сведениям, вино в нем разводилось водой в пропорции 1 к 3 для долгой философской беседы, 1 к 2 для веселья или 1 к 1 для развлечений оргиастических (что вроде бы применялось нечасто — но не будем гадать). За процессом должен был наблюдать избранный собравшимися «симпосиарх». Разбавленное вино зачерпывалось из кратера специальными черпаками с длинной ручкой — киафами (к сожалению, на выставке таких не оказалось), а затем разносилось и разливалось по кубкам пирующих (см выше: килик).

Вообще вся эта история с разбавлением вина заставила исследователей предположить, что вино у древних греков получалось более крепким и главное, гораздо более сладким, чем современные европейские вина. Если так, то стоит согласиться с разбавлением.

А вот еще один краснофигурный кратер.

Лекиф (λήκυθος) — сосуд гораздо более «мирного» применения: он предназначался для хранения оливкового масла (или масла благовонного, то есть косметического средства). Относительно (особенно относительно кратера или транспортировочной амфоры) небольшой, узкий, с длинным горлышком и одной ручкой. Вот чернофигурный лекиф из мастерской вазописца Хаймона (500−475 до н. э.).

А вот белофонный лекиф. Такой стиль вазописи появился в VI веке до н. э. в Афинах — что объяснялось наличием здесь, в Аттике, белой известковой глины, шликером из которой и покрывался терракотовый сосуд. Окончательная роспись наносилась поверх этого белого фона. Применялась такая техника не очень часто, поскольку обходилась дороже, а главное — получаемый белый фон оказывался довольно хрупким и легко отшелушивался. Для сосудов хозяйственного назначения он, таким образом, не годился, а вот для косметической продукции, так сказать, для туалетного столика — почему бы нет. Кстати, такие лекифы нередко обнаруживают в женских захоронениях.

Ойнохойя (Οινοχόη) — кувшин с одной ручкой и носиком в виде трилистника. Предназначался для подачи вина. Утверждается, что профессиональные виночерпии могли разливать из ойнохойи вино стазу в три сосуда. Не знаю, не видела. 🙂

На самом деле носики у ойнохойи могут быть разные (кто-то насчитал десяток типов), но на нашей выставке — как раз классический «трилистник».

Пелика (πελίκη) — внешне ближе всего к амфоре, но отличается от нее характерной каплевидной формой и более широким горлом, а также всегда имеет подставку. Считается, что использовалась для хранения сыпучих продуктов в домашнем хозяйстве (хотя есть и примеры использования пелики в качестве погребальной урны).

Пиксида (Πυξίδα) — круглый сосуд с плоской крышкой. Могли изготавливаться также из дерева, металла, алебастра. Использовались женщинами для хранения украшений и косметики.

Встречались, однако, и пиксиды гораздо большего размера — вот крышка одной из таких, размером в доброе автомобильное колесо. Впрочем, их назначение не очень ясно.

Наконец, скифос (σκύφος) — еще один сосуд для питья. Обратите внимание, что одна ручка у него горизонтальная, а другая — вертикальная.

И под занавес — весьма таинственная штука: своеобразная керамическая «бобина» (экспозиционеры так и обозначили ее, закавычив) размером со средних размеров бобину для пленочного магнитофона ХХ века. Тут же — V век до нашей эры. Для чего это тогда применялось — непонятно.

Читайте также:  Сосуд от накипи можно очистить с помощью

Весьма внятные схематические изображения древнегреческой керамики можно обнаружить здесь (к сожалению, пояснения там только на французском).

Источник

Для чего сосуд ойнохоя

Древняя Греция подарила человечеству величайшее культурное наследство. Археологические раскопки открывают для нас всё новые и новые произведения древнегреческого искусства.

Нетронутой невестой тишины,
Питомица медлительных столетий, —
Векам несешь ты свежесть старины
Пленительней, чем могут строчки эти.
Какие боги на тебе живут?
Аркадии ли житель, иль Темпеи
Твой молчаливый воплощает сказ?

А эти девы от кого бегут?
В чем юношей стремительных затея?
Что за тимпаны и шальной экстаз?…

(перевод Ивана Лихачева «Ода греческой вазе»)

Как назывались кубки для вина в древней Греции?Для чего сосуд ойнохоя

Канфар (греч. kantharos) — кубок на высокой ножке с двумя вертикальными ручками. Этот сосуд для питья украшенный росписью, использовался в культовых ритуалах для жертвоприношений богу Дионису. Самого бога вина и виноделия Диониса всегда изображали с конфаром в руке.

Для чего сосуд ойнохоя

Киаф (др.-греч. κύαθος; лат. Kyathos — черпак) — сосуд похожий на современную чашку, с одной большой, возвышающейся над кромкой сосуда ручкой.  Киаф использовали для зачерпывания вина или воды. Объём киафа равен 0,045 литра.Для чего сосуд ойнохоя

Килик (греч. kýlix — келих, кубок, чаша), изящная плоская чаша для питья на невысокой ножке с двумя тонкими горизонтальными ручками у края. (в нем. яз. kelich, пол. kielich, укр. келих)

Для чего сосуд ойнохоя

Мастос (лат. mastos) — древнегреческий сосуд для вина, по форме, напоминающей женскую грудь. Мастос – застольная чаша, которую невозможно было поставить на стол, не осушив её до дна.

Для чего сосуд ойнохоя

Скифос—керамическая чаша для питья на низкой ножке и двумя горизонтально расположенными ручками, его также называют кубком Геракла, которого скифы и этруски называли своим прародителем. Выражение «давай выпьем по-скифски» у греков означало пить вино не разбавленное водой. Скифос использовался римлянами как мера жидкости (0,27 л. – котила (kotyle) – ед. измерения ёмкости).

Для чего сосуд ойнохоя

Ритон— керамический или металлический древнегреческий сосуд для вина воронкообразной формы в виде головы животного или человека, использовался на пиршествах, или в сакральных ритуалах. Ритон схож по форме с рогом изобилия, но с одной ручкой.

Как назывались вазы в Древней Греции?

Для чего сосуд ойнохоя

Для чего сосуд ойнохоя

Для чего сосуд ойнохоя

Для чего сосуд ойнохоя

Алабастрон (лат. Alabastron) – небольшой изящный, вытянутый сосуд  грушеобразный формы с округлым дном, для хранения ароматических масел и жидкостей, использовался преимущественно женщинами. Мужчины пользовались шаровидными арибаллами.  Алабастроны, украшенные изображениями рыб, осьминогов и птиц, нашли при раскопках некрополей дворцов Кносса и Феста на острове Крит.

Для чего сосуд ойнохоя

Амфора (др.-греч.«сосуд с двумя ручками») — античный сосуд яйцеобразной формы с двумя вертикальными ручками, часто с острым коническим дном. Объём амфоры составляет от 5 до 50 литров. Амфоры использовали для хранения или транспортировки оливкового масла или вина. Амфора служила мерой объёма: амфора = 26,03 литра, а также и счётно-денежной единице. Амфоры использовались как урны для голосования или как урны для захоронения праха.

Для чего сосуд ойнохоя

Амфора Панафинейская чернофигурная , украшалась росписью сцен спортивных игр и единоборств атлетов, вручалась победителю спортивных состязаний и появилась в Афинах в 566 г.до н.э. Панафинейские амфоры, наполненные маслом, вручали в качестве приза победителям на Панафинейских играх (лат. Panathenaia)  самых крупных религиозно-политических празднествах, которые проводились в Афинах в честь покровительницы города богини Афины.

Для чего сосуд ойнохоя

Амфориск — «маленькая амфора» для хранения ароматических и косметических масел.

Для чего сосуд ойнохоя

Арибалл — в небольших сосудах шаровидной формы хранили ароматические масел, которыми растирались в бане, перед выступлением на спортивной площадке (палестре) 7—6 вв. до н. э. Арибалл украшали орнаментальной росписью, и рисунками с сюжетами из древнегреческой мифологии. Арибалы делали в виде небольших скульптурных животных, рыб, птиц, воинов, атлетов, или отдельных частей тела, ноги, руки, головы. Спортсмены часто прикрепляли совсем маленький, арибалл, как талисман, на кожаном ремешке к запястью. Говорят, такой талисман приносил атлетам удачу.

Для чего сосуд ойнохоя

Аскос, аск (лат. askos) — сосуд округлой формы с ручкой, соединяющей два носика, из которых можно наливать масло в лампу, использовался для хранения масла и заправки масляных ламп.

Для чего сосуд ойнохоя

Гидрия (греч. hydria, от hydor — вода), другое название — Кальпида, древнегреческий сосуд с высоким и узким горлом для переноски и хранения воды. Гидрия имеет три ручки: две горизонтальные по бокам гидрии, за которые её удобно поднимать и поддерживать при переноске на плече, и одну вертикальную ручку, при помощи которой гидрия легко наклонять. По форме гидрия напоминает амфору, но её яйцевидная форма сильно расширена вверху, а горло уже. Гидрии носили на голове или на плече.

Читайте также:  Доплер сосудов в больнице водников

Для чего сосуд ойнохоя

Гуттус, гут (лат. Guttus) — сосуд для дозирования жидкости (масла или воды) по каплям. Гуттус изготавливался из различных материалов и служил  в качестве жертвенного сосуда.

Для чего сосуд ойнохоя

Динос (лат. Dinos) – большой округлый сосуд по форме похожий на человеческую голову. Динос использовался для смешивания вина с водой.

Для чего сосуд ойнохоя

Динос устанавливался на высокой подставке, как на постаменте.

Для чего сосуд ойнохоя

Калаф ( Kalathos) — керамический сосуд схожий с корзиной в форме цветка лилии, использовавшаяся древнегреческими женщинами на различных работах. Изготовляли его из глины, дерева, благородных металлов. Калаф посвящён  богине Деметре и Афине. Калаф был символом изобилия в празднествах и являлся символом цветочной корзины Персефоны — богиня плодородия и царства мёртвых.

Для чего сосуд ойнохоя

Кернос — керамический сосуд с чашечками на венчике, похожими на рога (на санскрите: Крно — k̑r̥no — рог) Возможно, в древности Кернос использовался в ритуальных целях в восточной части Средиземного моря.

Для чего сосуд ойнохоя

Кратер (др.-греч. «смешиваю») —большой сосуд с широкой горловиной и двумя ручками. Предназначался  для смешивания вина с водой. Пить неразбавленное вино, по мнению греков, могли только варвары.

Для чего сосуд ойнохоя

В Микенах найден глиняный «Кратер воинов» XII века до н. э. На Кратере изображены уходящие воины, вслед которым смотрит женщина, благословляя их на сражение. Кубковый  кратер использовался в паре с Псиктером.

Для чего сосуд ойнохоя

Оксибафон, оксибаф (греч. oxybaphon) – сосуд для вина, похожий на большой кратер с расширяющимся, в виде колокола, горлом и с двумя горизонтальными ручками или с валютообразными ручками (voluta — завиток, спираль).

Для чего сосуд ойнохоя

Лагинос — небольшой сосуд плоский по форме и с узким горлом для хранения ароматических масел.

Для чего сосуд ойнохоя

Лебес гамикос (др.-греч. Lebes gamikos, или «брачный lebes» (во множественном числе — lebetes gamikoi) — «свадебный лебес») или большая свадебная ваза — глиняный сосуд округлой, как чрево, формы и двумя высоко возвышающимися ручками. Устанавливалась на высокой подставке, обязательно  накрыта изящной высокой крышкой. Лебес гамикос украшали тайными (сакральными) знаками плодородия и преподносили в подарок невестам на свадебных торжествах. Возможно, использовался в ритуальных окропления водой невесты.

Для чего сосуд ойнохоя

Лекана — плоская чаша с крышкой и двумя горизонтальными ручками по бокам, она служила для хранения приготовленной еды. Слово Лекана происходит из ведического санскрита, от корня Лач, лакчати — lach, lacchati –  лакать.

Для чего сосуд ойнохоя

Леканида — маленькая лекана с крышкой и двумя горизонтальными ручками по бокам, она служила для хранения небольшой порции приготовленной еды.

Для чего сосуд ойнохоя

Лекиф, высокая цилиндрическая ваза с узкой шейкой, чашевидным устьем и одной ручкой, обычно употреблялся для оливкового масла. Узкая шейка позволяла лить масло тонкой струйкой; устье имело острый край на внутренней стороне для того, чтобы масло не капало при наливании.

Для чего сосуд ойнохоя

Лидион — сосуд без ручек сферической, округлой формы с узкой конусообразной ножкой и широким горлышком с горизонтальным ободом. Лидион использовался для хранения благовоний.

Для чего сосуд ойнохоя

Лутрофор – высокий сосуд для воды сильно вытянутой формы и узким горлом, предназначался для предсвадебного омовения. На лутофоре изображена сцена из древнегреческой мифологии «Суд Париса». Парис изображён в традиционной древнерусской одежде с бармами на плечах и шапке, просто сказочный царевич, отвечающий на вопрос красавиц: «Я ль на свете всех милее, свех румяней и белее?». Существовал обычай класть Лутрофор в могилу, если умирал молодой человек, не вступивший в брак.

Для чего сосуд ойнохоя

Несторида (лат. Nestoris) — ваза с высокими, тонкими ручками, прикрепленными к горлышку и опирающимися на бока. Сосуд по форме и размерам похож на амфору, но использовалась в ритуальных целях.

Для чего сосуд ойнохоя

Ойнохойя — «кувшин для вина» с одной ручкой и круглым или  венчиком в виде трилистника, напоминающего лист клевера. Виночерпии искусно разливали из «вазы с тремя носиками» вино сразу в три сосуда, он мог ниливать вино прямо, налево и направо. Первые ойнохойи характерны для крито-минойской культуры Древней Греции.

Для чего сосуд ойнохоя

Ольпа (лат. Olpa) — древнегреческий кувшин с одной боковой вертикальной ручкой. Ольпа предназначалась для хранения и разлива вина, оливкового масла, благовонных масел.

Для чего сосуд ойнохоя

Острокон с именем «Кимон сын Мильтиадо». 461 год до н.э. Мильтиад (греч. Μιλτιάδης) — знаменитый греческий полководец, одержавший победу над персами при Марафоне в 490 г. до Р.Х.

Остракон или острак (др.-греч. τὄστρακον — глиняный черепок) — острый-кусочек керамики, которым можно чертить буквы и на котором можно писать. Остракон — черепок глиняного сосуда, а также реже морская раковина, яичная скорлупа, осколок известняка или сланца, на котором содержится надпись процарапанная острым предметом, чернилами или краской. Остракон или острак использовался свободными гражданами в политической жизни античной Греции для голосования в процедуре остракизма. Остракизм — изгнание гражданина из государства посредством голосования черепками. Остракизм — презрение, неприятие, осмеяние со стороны окружающего общества. Остракизм — это не наказание за какое-либо деяние, а предупредительная мера во избежание, например, захвата власти и т.п.Для чего сосуд ойнохоя

Читайте также:  Разрыв сосуда в глазу нагрузки

Пелика  –  двуручный сосуд с широким горлом и плавно очерченной,  каплевидной формы на невысокой кольцевидной подставке. Их находили около гроба, некоторые из них были урнами с прахом и, возможно, что пелики изготовлялись и специально для погребальных целей. Пелика появились в античном керамическом производстве в конце VI – начале V в. до н. э.

Для чего сосуд ойнохоя

Пиксида (греч. pyxís,  pyxídos — ларчик, шкатулка) небольшая коробочка из дерева, глины, кости, металла, а в Древнем Риме из стекла или в виде чаши на трёх ножках, служившей для хранения косметики, ювелирных украшений и разных безделушек, использовались преимущественно женщинами.

Для чего сосуд ойнохоя

Пифос — большой глиняный сосуд в форме шара или яйца, с многочисленными ручками, для крепления верёвки. Пифос служил  для хранения и транспортировки продуктов: вина, зерна, соленой рыбы, мёда, соли, оливкового масла. Для облегчения передвижения пифос имел от четырёх до шести ручек и был снабжён кольцами, сквозь которые можно продеть верёвку или трос. Пифосы были абсолютно гладкие или украшались простым ленточным узором, рельефной лепкой, рыбами. По объёму пифос мог содержать меру Арбата равную 55,08 литра или Метрет = 38,88 литра.

Для чего сосуд ойнохоя

Племохойя — небольшой сосуд с крышкой для хранение благовоний, по форме шарообразный и на высокой подставке. Племохойя использовалась в обряде бракосочетания и изображалась в свадебных сценах.

Для чего сосуд ойнохоя

Псиктер (лат. Psykter), есть другое название бавкалид — керамический сосуд, по форме напоминающий гриб, характерен для Аттики во второй половине VI века до н. э.

Для чего сосуд ойнохоя

Псиктер использовался в паре с кубковым кратером. Один из этих сосудов наполняли неразбавленным вином и вставляли другой сосуд, наполненный снегом или ледяной водой. До сих пор не сохранилась информация, какой из сосудов предназначен для льда, а какой — для вина.

Для чего сосуд ойнохоя

Рыбное блюдо — блюдо специальной формы с углублением в центре для масла или соуса. На блюдах изображались различные породы рыбы животом к краю и морских обитателей: кальмар, осьминог, каракатица, гребешок, двустворчатый моллюск, креветки, мурекс, денталий, тунец,  лещ, окунь, летучая рыба, скат, скорпена, рыба-шар, липарис, гиппокампус, крабы, дельфины и другие.

Для чего сосуд ойнохоя

Плоское по форме блюдо называлось пинака или пинакион — доска. Края плоского блюда загнуты вниз для того, чтобы оно стояло возвышаясь над столом на небольшой подставке. Начиная с V века до н. э. рыбные блюда стали расписывать орнаментом из спиральных волн, венков из лавровых листьев, стилизованных листьев, которые назывались меандры. В археологических раскопках найдено около 1000 рыбных блюд.

Для чего сосуд ойнохоя

Стамнос –  сосуд с короткой, широкой горловиной и двумя горизонтальными ручками, использовался для хранения вина. Первоначально его делали округлым и выпуклым, со временем — все более овальным и плоским.

Для чего сосуд ойнохоя

Фиала — плоская, широкая и мелкая чаша без ручек, в античные времена использовалось как сосуд для ритуальных возлияний и жертвоприношений. Фиалу преподносили в качестве жертвенного дара, при расставании дарили на память, об этом свидетельствуют изображения на вазах древней Греции.

Для чего сосуд ойнохоя

Эпинетрон – прибор для вытягивания волокна в прядении, описан у Гесихия Александрийского. В аттическую эпоху (V в. до н. э ) эпинетрон стал предметом культа  и его часто клали в могилу незамужним девушкам.

Для чего сосуд ойнохоя

Эпихизис (лат. Epychisis) — античный сосуд с тонким горлышком, заканчивающимся отогнутым носиком с открытым сливом, цилиндрическая форма сосуда оформлена двумя горизонтальными рантами и высокой изогнутой ручкой. Эпихизис появился в южной Италии, в Апулии. Сосуд был предметом женского обихода и использовался для косметических процедур.

Для чего сосуд ойнохоя

Валерий Брюсов “Античные вазы”.

Они пленительны и нежны,
Они изысканно — небрежны,
То гармонически — размерны,
То соблазнительно – неверны,
Всегда законченны и цельны,
Неизмеримо – нераздельны,
И завершенность линий их
Звучит, как полнопевный стих.
От грозных и огромных пифов
До тонких, выточенных скифов,
Амфоры, лекифы, фиалы,
Арибаллы и самый малый
Каликий, всё – живое чудо:
В чертах разбитого сосуда,
Загадку смерти разреша,
Таится некая душа!
Глубокий мрак тысячелетий,
Расходится при этом свете!
И преданья мира – немы!
Как стих божественной поэмы,
Как вечно ценные алмазы,
Гласят раздробленные вазы,
Что их творец, хотя б на миг,
Все тайны вечности постиг.

Керамика Крито-Микенской цивилизации.