Для получения хорошего вакуума в стеклянном сосуде

Для получения хорошего вакуума в стеклянном сосуде thumbnail

Задача 1*. Для получения хорошего вакуума в стеклянном сосуде необходимо прогревать стенки сосуда при откачивании с целью удалить адсорбированный газ. Вычислить, на сколько может повыситься давление в сферическом сосуде радиусом r = 10 см, если адсорбированные молекулы перейдут со стенок в сосуд. Площадь поперечного сечения молекулы считать равной 10–15 см2, слой молекул мономолекулярный. Температура 300 К.

Ответ: р = 1,24 Па.

Задача 2. В сосуде находятся 10–10 кмоль кислорода и 10–6 г азота. Температура смеси 100 0С, давление смеси 10–3 мм рт. ст. Найти: 1) объем сосуда; 2) парциальные давления О2 и N2; 3) концентрацию молекул.

Ответ: 1) V = 3,16.10–3 м3; 2) = 0,1 Па, = 0,036 Па; 3) n = = 2,6 . 1019 м–3.

Задача 3. В сосуде объемом 2 л находится 10 г кислорода под давлением 0,9 . 105 Па. Найти: 1) среднюю квадратичную скорость молекул газа; 2) число молекул, находящихся в сосуде; 3) плотность газа.

Ответ: 1) Vкв = 230 ; 2) N = 1,9 . 1023; 3) r = 5 .

Задача 4. Найти кинетическую энергию теплового движения одной молекулы воздуха. Какую энергию имеют все молекулы, находящиеся в 1 г воздуха при температуре 15 0С?

Ответ: <wк> = 0,996 . 10–20 Дж; <Wк> = 206 Дж.

Задача 5. Молекула азота, летящая со скоростью 600 , ударяется нормально о стенку сосуда и упруго отскакивает от нее без потери скорости. Найти импульс силы, полученный стенкой сосуда за время удара.

Ответ: F t = 5,6 . 10–23 Н.с.

Задача 6. В сосуде емкостью 4 л находится 1 г воздуха. Какое количество молекул находится в 1 см3 этого сосуда? Какое давление будет газ оказывать на стенки сосуда при температуре 27 0С?

Ответ: n = 7,5 . 1019 см–3; р = 3 . 105 Па.

Задача 7. Сколько молекул будет находиться в 1 см3 сосуда, если он откачан до разрежения, создаваемого современными лабораторными насосами (р = 1,333 . 10–9 Па). Т=273К.

Ответ: N = 3,4 . 105 .

Задача 8. В сосуде находится смесь 10 г углекислого газа и 15 г азота. Найти плотность этой смеси при температуре 27 0С и давлении 1,5 . 105 Па.

Ответ: r =1,98 .

Задача 9. Найти отношение средних квадратичных скоростей молекул гелия и азота при одинаковых температурах.

Ответ: .

Задача 10*. Во сколько раз средняя квадратичная скорость пылинки, взвешенной в воздухе, меньше средней квадратичной скорости молекул воздуха? Масса пылинки 10–8 г, воздух считать однородным газом, масса 1 моль воздуха 29 . 10-3 .

Ответ: .

Задача 11. Средняя квадратичная скорость молекул газа 450 . Давление газа 5 . 104 Па. Найти плотность газа в этих условиях.

Ответ: r = 0,74 .

Задача 12. Чему равна энергия теплового движения 20 г кислорода при температуре 10 0С? Какая часть этой энергии приходится на долю поступательного движения и какая часть на долю вращательного?

Ответ: W = 3,7 . 103 Дж;

Задача 13. Кинетическая энергия поступательного движения молекул азота, находящегося в баллоне объемом 0,02 м3, равна 5 кДж, а средняя квадратичная скорость его молекул равна 2 . 103 . Найти количество азота в баллоне и давление, под которым находится азот.

Ответ: т = 2,5 . 10-3 кг; р = 1,67 . 105 Па.

Задача 14. Какое число молекул двухатомного газа занимает объем V = 10 см3 при давлении р = 5,3 . 103 Па и температуре 27 0С? Какой энергией теплового движения обладают эти молекулы?

Ответ: N = 1,3 . 1019; U = 0,133 Дж.

Задача 15. 1. Найти среднюю квадратичную скорость молекул газа, плотность которого при давлении 750 мм рт.ст. равна 8,2.10–5 . 2. Чему равна масса одного киломоля этого газа, если плотность задана при температуре 17 0С?

Ответ: 1950 ; m = 2.10-3 .

Задача 16. Найти кинетическую энергию поступательного движения молекулы водяного пара при температуре t = 300 0С. Найти полную кинетическую энергию этой молекулы, а также кинетическую энергию всех молекул одного киломоля пара.

Ответ:

Задача 17. При какой температуре молекулы гелия имеют такую же среднюю квадратичную скорость, как молекулы водорода при температуре t = 15 0C?

Ответ: Т = 576 К.

Задача 18. Колба емкостью 4 л содержит некоторый газ массой 0,6 г под давлением 2 . 105 Па. Определить среднюю квадратичную скорость молекул газа. Что это за газ? (Т = 273 К).

Ответ: <Vкв> = 2000 ; m = 17 . 10–3 .

Задача 19. Сколько молекул воздуха выходит из комнаты объемом 120 м3 при повышении температуры от t1 =15 0C до t2 = 25 0C? Атмосферное давление 105 Па.

Ответ: DN = 0,1×1027.

Задача 20. Найти кинетическую энергию вращательного движения одной молекулы кислорода при температуре 13 0С, а также кинетическую энергию вращательного движения всех молекул, содержащихся в 4 г кислорода.

Ответ: <wвр> = 3,94 . 10–21 Дж; Wвр = 296 Дж.

Задача 21. Средняя длина свободного пробега молекулы углекислого газа при нормальных условиях равна 4 . 10–8 м. Какова средняя арифметическая скорость молекул? Сколько столкновений в секунду испытывает молекула?

Ответ: <V> = 362 ; Z = 9,05 . 109с-1.

Задача 22. Определить давление идеального газа, имеющего концентрацию молекул 1025м–3, если температура газа: 1) Т = 3 К; 2) Т = 1000 К.

Ответ: 1) р = 4,14 . 10-2 Па; 2) р = 1,38 . 10–5 Па.

Задача 23. Сколько молекул газа содержится в баллоне емкостью V = 20 л при температуре t = 27 0C и давлении р = 50 атм?

Ответ: N = 2,41 . 1025 молекул.

Задача 24. Определить число молей v и число N молекул газа, содержащегося в колбе емкостью V = 2,4 . 10–4 м3, если температура газа t = 20 0С и давление p = 380 мм рт. ст.

Ответ: v = 5 . 10-3 моль; N = 3 . 1021 молекул.

Задача 25. Давление газа р = 10–6 мм рт. ст., концентрация молекул n = 1015 м–3. Найти: 1) среднюю кинетическую энергию <w> поступательного движения одной молекулы; 2) температуру газа.

Ответ: <w> = 2 . 10–19 Дж; Т = 9650 К.

Задача 26. Определить среднее значение полной кинетической энергии <w> одной молекулы гелия, кислорода и водяного пара при температуре Т = 400 К.

Ответ: <w1> = 8,28 . 10–21 Дж; <w2> = 13,8 . 10–21 Дж; <w3> = = 16,6 . 10–21 Дж.

Задача 27. Баллон содержит азот массой m = 2 г при температуре t = 7 0C. Определить суммарную кинетическую энергию поступательного движения всех молекул газа.

Ответ: <W> = 250 Дж.

Задача 28. Газ занимает объем V = 2 л под давлением р = 5 атм. Определить суммарную кинетическую энергию поступательного движения молекул газа.

Читайте также:  Что необходимо для изготовления сосудов

Ответ: W = 1,52 . 103 Дж.

Задача 29. Баллон содержит водород массой m = 10 г при температуре t = 7 0С. Определить суммарную кинетическую энергию поступательного движения и полную кинетическую энергию всех молекул газа.

Ответ: Wпост = 1,75 . 104 Дж; Uполн = 2,9 . 104 Дж.

Задача 30*. Взвешенные в воздухе мельчайшие пылинки движутся так, как если бы они были очень крупными молекулами. Какова средняя квадратичная скорость <Vкв> пылинки массой m = 10–10 г, если температура воздуха t = 27 0C?

Ответ: Vкв = 3,52 . 10–4 .

Задача 31*. Смесь гелия и аргона находится при температуре Т = 1200 К. Определить среднюю квадратичную скорость и среднюю кинетическую энергию поступательного движения атомов гелия и аргона.

Ответ: гелий: 2730 ; 2,48 . 10–20 Дж; аргон: 864 ; 2,48 . 10–20 Дж.

Задача 32*. Во сколько раз средняя квадратичная скорость молекул кислорода больше средней квадратичной скорости пылинки массой m = 10–8 г, находящейся среди молекул кислорода?

Ответ: .

Задача 33*. Катод рентгеновской трубки имеет вид диска с площадью S = 1 см2. Найти числомолекул воздуха, ударяющихся за одну секунду о катод при давлении р = 1,33 . 10–2 Па и температуре t = 15 0C.

Ответ: 3,85 . 1016 с-1.

Задача 34*. Можно ли считать вакуум с давлением р = 1,3 . 10–4 Па высоким, если он создан в колбе диаметром d = 20 см, содержащей азот при температуре t = 0 0С ?

Ответ: вакуум высокий, так как длина свободного пробега молекул <l> =72,7 м много больше d .

Задача 35*. Найти плотность разреженного водорода, если средняя длина свободного пробега молекул <l> = 1 см.

Ответ: r = 1,5 . 10–6 .

Задача 36. Определите давление, оказываемое газом на стенки сосуда, если его плотность равна 0,01 , а средняя квадратичная скорость газа составляет 480 .

Ответ: р = 768 Па.

Задача 37.Определите наиболее вероятную скорость молекул газа, плотность которого при давлении 40 кПа составляет 0,35 .

Ответ: = 478 .

Задача 38.Определите среднюю кинетическую энергию поступательного движения молекул газа, находящегося под давлением 0,1 Па. Концентрация молекул газа равна 1013 см-3.

Ответ: = 1,5×10-20 Дж.

Задача 39.Определите: 1) наиболее вероятную ; 2) среднюю арифметическую ; 3) среднюю квадратичную скорость молекул азота (N2) при 27°С.

Ответ: 1) ; 2) ; 3) .

Задача 40.При какой температуре средняя квадратичная скорость молекул кислорода больше их наиболее вероятной скорости на 100 ?

Ответ: Т = 381 К.

Дата добавления: 2016-12-18; просмотров: 632 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление

Источник

  • Главная
  • Вопросы & Ответы
  • Вопрос 6477505
Таня Масян

более месяца назад

Просмотров : 4   
Ответов : 1   

Лучший ответ:

Для получения хорошего вакуума в стеклянном сосуде

comment

более месяца назад

Ваш ответ:

Комментарий должен быть минимум 20 символов

Чтобы получить баллы за ответ войди на сайт

Для получения хорошего вакуума в стеклянном сосуде

Лучшее из галереи за : неделю   месяц   все время

Для получения хорошего вакуума в стеклянном сосудеДля получения хорошего вакуума в стеклянном сосудеДля получения хорошего вакуума в стеклянном сосудеДля получения хорошего вакуума в стеклянном сосудеДля получения хорошего вакуума в стеклянном сосудеДля получения хорошего вакуума в стеклянном сосудеДля получения хорошего вакуума в стеклянном сосудеДля получения хорошего вакуума в стеклянном сосудеДля получения хорошего вакуума в стеклянном сосудеДля получения хорошего вакуума в стеклянном сосудеДля получения хорошего вакуума в стеклянном сосудеДля получения хорошего вакуума в стеклянном сосудеДля получения хорошего вакуума в стеклянном сосудеДля получения хорошего вакуума в стеклянном сосудеДля получения хорошего вакуума в стеклянном сосудеДля получения хорошего вакуума в стеклянном сосудеДля получения хорошего вакуума в стеклянном сосудеДля получения хорошего вакуума в стеклянном сосудеДля получения хорошего вакуума в стеклянном сосудеДля получения хорошего вакуума в стеклянном сосудеДля получения хорошего вакуума в стеклянном сосудеДля получения хорошего вакуума в стеклянном сосудеДля получения хорошего вакуума в стеклянном сосудеДля получения хорошего вакуума в стеклянном сосудеДля получения хорошего вакуума в стеклянном сосудеДля получения хорошего вакуума в стеклянном сосудеДля получения хорошего вакуума в стеклянном сосудеДля получения хорошего вакуума в стеклянном сосудеДля получения хорошего вакуума в стеклянном сосудеДля получения хорошего вакуума в стеклянном сосуде

    Для получения хорошего вакуума в стеклянном сосуде

    Другие вопросы:

    Пармезан Черница

    В первом классе 40 учеников, а во втором и третьем — по 30 учеников в каждом. Сколько учеников в трёх классах? В  первом   классе  40  учеников,  а  во   втором   и  третьем — по 30 учеников  в  каждом.  Скольк…

    более месяца назад

    Смотреть ответ  

    Просмотров : 26   
    Ответов : 1   

    Энджелл

    Даны 4 монеты. Одна из них фальшивая: она легче, чем другие. Каким наименьшим числом взвешиваний на чашечных весах можно определить фальшивую монету? Даны 4 монеты. Одна из них фальшивая: она легче, чем другие. Каким наименьшим числом взвешиваний на чашечных весах  можно  определить фал…

    более месяца назад

    Смотреть ответ  

    Просмотров : 14   
    Ответов : 1   

    Таня Масян

    В первый день из города в деревню на уборку урожая отправили 40 грузовых машин, а во второй — на 18 машин больше. Сколько всего машин отправили на уборку урожая за эти два дня? В первый день из города в деревню на уборку урожая отправили 40 грузовых машин, а во второй — на 18 машин больше. Сколько…

    более месяца назад

    Смотреть ответ  

    Просмотров : 15   
    Ответов : 1   

    Зачетный Опарыш

    В одной теплице собрали 26 помидоров, а в другой — 40. Сколько всего помидоров собрали в этих теплицах? В одной теплице собрали 26 помидоров, а в другой — 40. Сколько  всего  помидоров собрали   в этих теплицах?

    более месяца назад

    Смотреть ответ  

    Просмотров : 25   
    Ответов : 1   

    Суррикат Мими

    В одном классе 20 учеников, а в другом — 25 учеников. Сколько учеников в двух классах? В   одном   классе   20   учеников,   а   в   другом — 25   учеников. Сколько учеников  в двух  классах?

    более месяца назад

    Смотреть ответ  

    Просмотров : 18   
    Ответов : 1   

    Источник

    Стеклом можно назвать практически любое соединение, расплав которого при охлаждении становится аморфным твердым материалом. Однако наибольший интерес представляют собой так называемые «окисные», в первую очередь кварцевые стекла, основной составной частью которых является SiO2.

    Введение в состав стекла окислов калия, натрия, бора, бария, алюминия, свинца, цинка, магния, кальция и других веществ придает ему особые свойства.

    Известно много типов таких стекол, однако для вакуумных систем годятся лишь некоторые из них. В основном это так называемые электровакуумные стекла, разработанные для нужд электровакуумной промышленности. При соответствующем подборе коэффициентов термического расширения и при условии хорошей смачиваемости стекла и металла можно получать ва-куумно-прочные соединения металла с такими стеклами путем их сварки или пайки.

    Используемые в вакуумной технике стекла можно разделить на две основные группы: «тугоплавкие» (твердые), или бороси-ликатные стекла, в которых основной добавкой к двуокиси кремния является окись бора В203, и «легкоплавкие») (мягкие), в которых основной добавкой служит окись натрия Na2O (так называемое натриевое стекло) или окись свинца PbO (свинцовое стекло). В табл. 2.1 приведен химический состав некоторых широко используемых в вакуумных системах стекол, изготовляемых фирмой Corning Glass Works (США). Аналогичные стекла с небольшими вариациями состава изготовляются во многих странах.

    Читайте также:  Глубокие сосуды нижних конечностей

    Помимо разного химического состава твердых и мягких стекол, существуют различия и в зависимостях их вязкости от температуры. Поскольку стекло имеет аморфное строение, у него нет определенной точки плавления.

    Для получения хорошего вакуума в стеклянном сосуде

    Поэтому одним из важнейших свойств стекла является его вязкость, которая монотонно уменьшается с ростом температуры до тех пор, пока стекло не перейдет в жидкое состояние. Легкоплавкие стекла начинают размягчаться и, следовательно, могут быть обработаны при более низких температурах по сравнению с тугоплавкими.

    Поэтому вакуумные системы, изготовленные из легкоплавкого стекла, вследствие возможности возникновения деформаций и разрушения не подвергают нагреву выше 350°С. С другой стороны, тугоплавкие стекла можно безопасно нагревать до 400 0C, а некоторые, например пирекс, — выше 5000C Вот почему при изготовлении стеклянных установок сверхвысокого вакуума используются в основном твердые стекла. В некоторых специальных случаях, например при необходимости использования стекол, прозрачных для ультрафиолетового излучения, или при эксплуатации установки в условиях высокой температуры, применяются и другие стекла, например кварцевое стекло. Если стекла входят в состав вакуумно
    й части системы, то необходимо использовать такие стекла, которые удовлетворяли бы всем требованиям их работы в условиях вакуума.

    К важным физическим свойствам стекол, используемых в условиях сверхвысокого вакуума, относятся те, на которые влияет температура, поскольку повышение температуры весьма существенно с точки зрения обезгаживания системы. Это, в первую очередь, вязкость, являющаяся мерой твердости и жесткости стекла, и коэффициент термического расширения, от которого зависят уровни напряжений и деформаций, возникающих вследствие неравномерного нагрева, а также в местах соединений стекла с другими материалами.

    Как отмечалось, стекло не имеет определенной температуры плавления (отвердевания), а при нагревании теряет свойства твердого тела вследствие непрерывного уменьшения вязкости. На зависимость вязкости от температуры влияет химический состав стекла. На рис. 2.1 представлены типичные кривые изменения вязкости в зависимости от температуры T для ряда стекол, характеристики которых указаны в табл.

    На кривой вязкость — температура различают четыре характерные точки, определяемые по методике Американского общества испытания материалов (ASIM) и принятые в настоящее время повсеместно. Эти точки соответствуют различным состояниям стекла при переходе твердое тело — жидкость.

    Для получения хорошего вакуума в стеклянном сосуде

     Различают точки закалки, отжига, размягчения и температуру обработки. Точка закалки представляет собой температуру, при которой релаксация напряжений происходит в течение нескольких часов. При температуре отжига внутренние напряжения исчезают в течение 15 мин (г) = 1012 Па*с-1). Точка размягчения определяется как температура, при которой стеклянная нить стандартного размера начинает заметно деформироваться под собственным весом, что соответствует вязкости 106,6 Па*с-1 для стекол плотностью — 2,5*103 кг*м-3.

    При температуре обработки стекло размягчается до такой степени, что можно вести его обработку путем выдувания, формовки, прессования и т. п. Температуре обработки соответствует вязкость 103 Па*с-1.

    В табл. 2.1 приведены значения указанных характерных температур для различных стекол. Температура, при которой вакуумная оболочка начинает подвергаться деформации под действием атмосферного давления, зависит от формы, толщины стенок и времени выдержки установки
    при этой температуре. Однако для оценки температуры, предельно допустимой для безопасного нагревания вакуумной установки, можно, в общем, исходить из значения температуры закалки.

    Еще более важную роль играет термическое расширение стекла. По мере нагревания стеклянная деталь расширяется, что приводит к возникновению напряжений и деформаций, которые в свою очередь могут приводить к растрескианию и разрушению стекла.

    Как правило, величина относительного удлинения больше у легкоплавких стекол, а для боросиликатных снижается с уменьшением содержания B2O3. При температурах ниже 3000C кривые термического расширения практически линейны, и в этом температурном диапазоне коэффициент термического расширения можно считать постоянным (табл. 2.1). С повышением температуры коэффициент термического расширения возрастает все быстрее и при температурах порядка температуры отжига становится весьма значительным. Следует отметить, что воспроизводимость характеристик и обратимость кривых свойственны только хорошо отожженным стеклам. У недостаточно отожженных стекол значения коэффициента термического расширения завышены.

    Термические напряжения могут возникать не только в местах спаев, но и в местах локального нагрева или охлаждения. Если температуры поверхностей стеклянной пластины различны, то нагретая поверхность будет испытывать сжатие, а более холодная — растяжение, что также может привести к образованию трещин в стекле. Возникающие в стекле растягивающие усилия зависят от градиента температуры и от свойств стекла, в первую очередь — коэффициента термического расширения. Как правило, чем меньше коэффициент термического расширения, тем больший градиент температуры выдерживает стекло без разрушения.

    Для получения хорошего вакуума в стеклянном сосуде

     Так, для пирексовой стеклянной пластины растягивающее напряжение 67 МПа достигается при перепаде температур приблизительно в 5O0C, а для натриевого стекла — уже при ~15°С. На практике высокие установившиеся градиенты температур, как правило, довольно редки, тогда как кратковременные высокие градиенты встречаются довольно часто, например при первом погружении стеклянной ловушки в жидкий азот.

    Стекло обладает большей прочностью к мгновенному нагружению, чем к длительному. Поэтому термостойкость стекла не может быть оценена на основании одних лишь статических характеристик. Термостойкость зависит не только от величины коэффициента термического расширения, но и от формы образца, его толщины, а также способа создания напряжения — нагревом или охлаждением (последнему способу соответствуют более жесткие условия нагружения).

    В используемом фирмой Corning эмпирическом методе определения термостойкости стеклянную пластину определенного размера после нагрева быстро погружают в холодную воду. Максимальная температура, до которой удается нагреть стеклянную пластину без ее разрушения при резком охлаждении, и принята за характеристику термостойкости. Данные по термостойкости стекол, выпускаемых этой фирмой, представлены в табл. Следует отметить, что мягкие стекла не годятся для изготовления криогенных ловушек и других деталей вакуумных установок, подвергающихся резкому термическому нагружению. Тем не менее низкая стоимость и легкость обработки этих стекол стимулируют их широкое использование при изготовлении стеклянных баллонов электронных ламп.

    Уже в первых экспериментах с вакуумом было установлено, что газ обладает способностью проникать сквозь тонкие стеклянные стенки. В работах, выполненных в 1920—1930-х гг., была измерена газопроницаемость кварца и стекла. Однако было сделано предположение, что скорость, с которой газ просачивается в вакуумную систему из атмосферы при комнатной температуре, в практических применениях настолько мала, что этим эффектом можно пренебречь.

    Читайте также:  Склера глаз с красными сосудами

    Тем не менее, при получении в стеклянных системах сверхвысокого вакуума было обнаружено, что проникающий сквозь стенки газ является дополнительным источником газа, лимитирующим предельно достижимую степень разрежения. Так, в вакуумной системе, изготовленной из пирексового стекла, проникновение атмосферного гелия (равновесное давление Не в воздухе составляет около 5,3•1O-1 Па) сквозь стенки оказалось основным источником остаточного газа).

    Микроструктура стекла представляет собой связанные между собой через атомы кислорода тетраэдрические группы SiO, которые, в отличие от кристалла кварца, образуют не упорядоченную кристаллическую структуру, а нерегулярную и асимметричную кремнекислородную сетку (рис. 2.3), в которую могут внедряться атомы газа.

    Добавление катионов-модификаторов Na+, K+ и др. приводит к тому, что они заполняют ячейки этой структурной сетки, состоящей из кислорода, кремния и бора. Таким образом, можно предположить, что прониковение газа сквозь стекло зависит от «пористости» микроструктуры и может быть уменьшено введением модификаторов, а скорость проникновения должна существенно зависеть от размеров молекул газа.

    Поток газа Q, прошедшего сквозь стенку или мембрану толщиной d и площадью А, можно определить из

    Для получения хорошего вакуума в стеклянном сосуде (2-1)

    где p1 и р2 — давление газа по обе стороны стенки и K — постоянная проницаемости», [К]=[м2с-1].

    Для получения хорошего вакуума в стеклянном сосуде

    Для стекла n=1, т. е.

    Для получения хорошего вакуума в стеклянном сосуде (2.2)

    Поскольку проницаемость К связана с константой диффузии, она экспоненциально возрастает с повышением температуры по закону

    Для получения хорошего вакуума в стеклянном сосуде (2.3)

    где E — энергия активации, a Kо— константа. Поэтому проницаемость удобно представлять в координатах Ig К и 1/Т.

    Проведенные измерения проницаемости подтверждают сделанные выше предположения. Влияние диаметра молекул газа на проникновение газа иллюстрирует табл. 2.2, в которой представлены значения постоянных проницаемости для плавленого кварца в зависимости от рода проникающего газа при T=7000C.

    Из таблицы видно, что гелий, имеющий наименьший диаметр молекул, обладает наивысшей скоростью проникновения в отличие от аргона, азота и кислорода, которые практически не способны проникать сквозь стенку. На практике можно считать, что для этих газов кварц непроницаем. Сравнение результатов, полученных для водорода и неона, показывает, что диаметр молекул не является единственным фактором, влияющим на проникновение газа. Согласно Нортону, большая скорость проникновения для водорода, по-видимому, объясняется поверхностными и объемными эффектами.

     Таблица Диаметры молекул газа и постоянные газопроницаемости для плавленого кварца при 7000C

    Для получения хорошего вакуума в стеклянном сосуде

    Для получения хорошего вакуума в стеклянном сосуде

    Рис. Проникновение гелия сквозь стекла типа «корнинг» в зависимости от температуры

    Скорость проникновения гелия сквозь стекла различного состава изучалась рядом авторов. Полученные ими результаты не выходят за рамки общих закономерностей. Значения величин К в зависимости от температуры представлены на рис. 2.4 [5]. В этой работе изучались стекла типа «корнинг», в том числе специальное алюмосиликатное стекло, которое является наилучшим для сверхвысоковакуумных систем с точки зрения газопроницаемости.

    Из данных, приведенных на рис. 2.4, видно, что скорости проникновения максимальны для плавленого кварца, а также что проникновением любых газов, кроме гелия, можно пренебречь. Вообще говоря, газопроницаемость стекла снижается с уменьшением содержания стеклообразующих окислов, таких как SiO2, B2O3 и P2Os. Корреляция между К и массовой долей стеклообразующих окислов, а также плотностью стекла, установлена в работе [4]. Отмечалось, однако, что данные для свинцового и натриевого стекол не удовлетворяют этой зависимости [5]. Исходя из предположения, что плотность упаковки атомов в решетке, а не их масса (и, следовательно, мольная, а не массовая доля) является определяющим фактором для скорости проникновения, Альтемоуз  показал, что график зависимости логарифма скорости проникновения от содержания SiO2+ + ВгОз+РгОб1′ в мольных процентах имеет практически линейный характер (рис. 2.5).

    Натекание гелия из атмосферы и влияние этого эффекта на предельно достижимое давление можно оценить по величине К. В качестве примера рассмотрим прирост давления в отпаянных сферических стеклянных сосудах радиусом 1,6 см с толщиной стенок 1 мм, изготовленных из различных стекол. На рис. 2.6 представлено изменение давления в таких сосудах по времени в логарифмических координатах. Как видно из рисунка, для того чтобы в сосудах, изготовленных из разных стекол, давление поднялось до 10-5 Па, требуются следующие времена: для кварца — минуты, пирекса — часы, боросиликатных стекол, свариваемых с молибденом, — несколько суток и натриевого стекла — годы. Таким образом, пирекс не является наилучшим материалом для систем сверхвысокого вакуума, но следует отметить, что повышение температуры, например до 400 °С, приводит к тому, что даже для натриевого стекла увеличение давления до 10-5 Па происходит уже менее чем за 1 ч.

    Проникновение газа сквозь стекло обусловлено его растворимостью в стекле; при этом газ диффундирует в вакуумную систему со скоростью, зависящей от его концентрации и температуры. Газ, молекулы которого заполняют ячейки структурной сетки стекла, создаваемой стеклообразующими группами, называется физически растворенным. Кроме того, в стекле может происходить и химическое растворение — образование газов в результате химических реакций при варке стекла.

    Такие процессы в стекле могут привести к растворению крупных молекул, причем в больших количествах. Различными экспериментальными методами, в том числе с помощью инфракрасной спектроскопии, было установлено, что такие газы, как H2O, CO2, O2 и SO2, растворяются в стекле в процессе его изготовления. Пары воды составляют основную часть растворенного газа, причем их растворимость на два порядка превышает растворимость гелия. В отличие от гелия и других физически растворенных газов, концентрация растворенного в стекле водяного пара возрастает с увеличением процентного содержания щелочных модификаторов.

    Для получения хорошего вакуума в стеклянном сосуде

    Следовательно, растворимость паров воды в натриевом и свинцовом стеклах значительно превышает растворимость в боросиликатном стекле.

    Помимо обычного растворения имеет место адсорбция газа поверхностью стекла. При этом пары воды также составляют основную часть адсорбированного газа и прочно удерживаются стеклом, вероятно, в виде поверхностных гидратов.

    Адсорбированные и растворенные молекулы газов образуют существенный источник натекания газа в вакуумных системах, изготовленных из необезгаженного стекла. Наличие таких газов препятствует достижению сверхвысокого вакуума в сис