Для сосудов в самолет

Для сосудов в самолет thumbnail

Для твоего организма дальний перелет может оказаться серьезной нагрузкой, даже если тебе кажется, что все прошло гладко. Как подготовиться к путешествию по воздуху, чтобы твоему сердцу и сосудам меньше досталось?

Эксперт:

Гали Рудько, врач-кардиолог многопрофильной клиники «МедикСити»

Во время перелета, особенно дальнего, на твой организм губительно влияют такие факторы, как, например, перепады атмосферного давления, перегрузки, вибрация, гиподинамия (многочасовое пребывание в одной и той же позе). Но это не самое страшное, опаснее всего для твоего сердца и сосудов обезвоживание.

Во время полета организм человека теряет примерно 1 стакан воды в час (посчитай, сколько жидкости ты потеряешь, если перелет длится, скажем, 9 часов), из-за этого происходит сгущение крови, а значит, повышается нагрузка на сердце и сосуды.

В связи с этим возрастает риск возникновения инсультов, инфарктов, повышается вероятность образования тромбов (которые зачастую никак себя не проявляют до определенного времени). В моей врачебной практике было несколько случаев, когда у пациентов после длительных перелетов при помощи скрининга с использованием ЭxоКГ, ЭКГ были выявлены тромбы.

Но не нужно пугаться и, тем более, избегать полетов, если у тебя нет к тому серьезных медицинских предписаний. Запомни эти простые правила, чтобы помочь организму работать без сбоев.

Повышенный риск возникновения различных сердечно-сосудистых недугов сохраняется в течение четырех недель после длительного перелета. Но особенно внимательно нужно следить за своим организмом в первые сутки после перелета.

1. Постарайся заранее подготовиться к смене часовых поясов (вставай и ложись спать раньше, если предстоит путешествие на восток, или, наоборот, позже – если на запад). Так ты избавишь организм от дополнительного стресса.

2. Если у тебя есть проблемы с венами (возникшие, например, в результате выполнения силовых упражнений), накануне дня перелета надень компрессионное эластичное белье (гольфы), его лучше покупать в аптеке, где специалист поможет с выбором.

3. Пей до полета и непосредственно в полете больше жидкости. Во время перелета каждый час выпивай минимум 1 стакан обычной или минеральной воды (соки тоже годятся).

4. Воздержись от алкоголя, он способствует обезвоживанию (а ты думал, почему тебе так хочется пить на утро после бурной вечеринки?).

5. Если у тебя есть предрасположенность к повышенной свертываемости крови, хроническая варикозная болезнь, прими в день перед полетом (если, конечно, нет противопоказаний) 1 таблетку ацетилсалициловой кислоты.

6. После взлета сними обувь (или воспользуйся тапочками, которые выдают некоторые авиакомпании пассажирам). Твои ноги будут отдыхать, ты избежишь отеков и тем самым поспособствуешь улучшению кровообращения.

7. Старайся больше двигаться в самолете – потягиваться, разминать ноги и руки, сидя в кресле. Ходи по салону, когда это возможно (периодическая смена положения тела во время длительного перелета особенно полезна). Cтоя можно делать такие упражнения, как перекатывания ступни с пятки на носок, с носка – на пятку: эти незамысловатые движения улучшат кровообращение в твоих ногах, уменьшат застойные явления.

8. На время полета откажись от снотворных препаратов – мы же только что обсуждали важность движения в пути.

Если ты принимаешь какие-либо лекарства, обязательно проконсультируйся со своим лечащим врачом – он подскажет, как принимать препарат с учетом смены часовых поясов, чаще всего время приема меняется, а интервалы между приемами сохраняются.

9. Намажь лицо и руки кремом (и не надо с отвращением хмурить брови, мы не призываем тебя делать это ежедневно, а только в случаях крайней необходимости). Кстати, крем зачастую выдают пассажирам в бизнес-классе – как раз для того, чтобы минимизировать потерю влаги через кожу.

10. Исключи дайвинг в ближайшие дни до и после перелета.

11. Если перед полетом ты испытываешь панику, а сердце твое готово выпрыгнуть из груди, так уж и быть, прими (конечно, изучив инструкцию) успокоительное. А лучше прочитай статью о том, как избавиться от аэрофобии.

Источник

Мы не задумываемся о том, как происходит перекачивание крови в нашем организме. На самом деле все устроено очень сложно – для этого природой создана целая система.

Как перекачивается кровь по сосудам

Движение крови по сосудам происходит не только благодаря сердцу-насосу, а и за счет того, что сокращаются сами стенки сосудов, внутри вен есть специальные клапаны, а также сокращаются мышцы вокруг сосудов (они давят на сосуды при ходьбе).

Вы не раз слышали, как врачи рекомендуют офисным работникам работать… стоя – чтобы можно было постоянно переминаться с ноги на ногу. А если сидите, то вставайте каждый час на 15 минут и понемногу ходите.

Специальные клапаны в венах, о которых мы говорили выше, работают словно шлюзы на дамбе – они закрываются и удерживают кровь тогда, когда она при сокращении мышц поднимается вверх и пытается преодолеть земное притяжение под действием сокращающихся мышц. Иногда работа этих клапанов нарушается – кровь в венах застаивается, сгущается, происходит расширение сосудов, они выступают под кожей. Так образуется варикоз.

Кроме эстетической стороны вопроса (сосудистые сеточки и явно выраженные вены), варикозная болезнь – это еще и тяжесть в ногах, отеки, судороги, а на поздних стадиях – тромбоз и язвы.

Когда мы весь день сидим за компьютером, нашим венам приходится очень сложно, потому что мышцы ног почти не сокращаются. Вены должны сами справляться с кровообращением – а это большая нагрузка.

Читайте также:  Коньяк с чесноком от сосудов

Что происходит с сосудами во время полета

Во время взлета нашим сосудам приходится нелегко. Когда самолет отрывается от земли, на столбик жидкости в сосудах организма влияют две разнонаправленные силы: одна толкает кровь вверх, а вторая – вниз. Когда самолет находится на расстоянии 9-12 километров над землей, давление в салоне становится очень низким (около 75 % от нормального) – кровоток замедляется, а давление на стенки вен повышается. Так что если у человека есть проблемы с сосудами ног, после приземления он может заметить отечность, тяжесть в ногах, повышается вероятность тромбоза и обострения варикозной болезни.

pixabay.com

Как помочь венам во время перелета

1. Компрессионное белье

Это, пожалуй, главное правило. Перед полетом надевайте компрессионные чулки/гольфы/колготы. Пока вы будете сидеть, а ваши ноги – не двигаться (мышцы – соответственно, не будут сокращаться и помогать венам выдавливать кровь наверх), эту работу на себя возьмет компрессионное белье. Степень компрессии (давления) обязательно нужно подбирать с врачом-флебологом.

Компрессионное белье почти не отличить внешне от обычного – оно сжимает икры и улучшает кровообращение.

Важно! Если у вас есть диагноз «варикоз», возьмите за правило носить компрессионные чулки постоянно – особенно если ваша работа связана с сидением за компьютером. На сегодняшний день это основной метод профилактики грозных проблем с венами. Такое белье надевается как только вы проснулись (в горизонтальном положении).

2. Удобная обувь

Если вы собрались в путешествие на самолете, выбирайте удобную обувь. Узкая и жесткая не подходит. Как только окажетесь в кресле, развяжите шнурки, а лучше – переобуйтесь в максимально удобную сменку.

pixabay.com

3. Пейте воду до и во время полета

Выбирайте воду без газа, а не чай, кофе и спиртное – они выводят жидкость из организма (а это нам не надо). В салоне самолета очень сухой воздух, поэтому когда мы дышим, то теряем много влаги. Если стюардесса предлагает воду или сок, не отказывайтесь.

4. Шевелите ногами, разминайте стопы

Во время полета ваши ноги зажаты между сидением и спинкой переднего кресла. Если полет длится более 1,5 часа, лучше встать и пройтись по салону самолета. Если сидите, то разминайте ступни. Делайте ими мелкие движения или поднимайтесь на носочках. Кстати, на некоторых длинных рейсах есть даже инструкции в картинках, как разминать ноги.

Советуем прочесть статью о том, какая связь между варикозным расширением вен и образованием тромбов.

Источник

Этот совет часто можно услышать от флебологов, сосудистых хирургов, да и просто врачей общей практики: обязательно надевать компрессионные чулки для перелёта в самолёте. Причём делать это рекомендуется не только тем, кто уже страдает от варикозной болезни ног, но и тем, у кого с венами пока всё в порядке.

Совет, по сути своей, очень правильный, но он нуждается в дополнительном разъяснении, поскольку некоторые нюансы покупки компрессионных чулок для самолёта могут кому-то показаться непонятными.

В чём заключается опасность длительных авиаперелётов

Есть два основных фактора, которые угрожают сосудам во время авиационных перелётов – продолжительная неподвижность и изменения атмосферного давления.

Неподвижность

Неподвижность в самолете фото 1 Неподвижность в самолете – причина тромбов

Перелёт в самолёте чаще всего подразумевает длительное и почти полностью неподвижное нахождение в кресле. Например, авиарейс «Москва-Пекин» длится около 8 часов, а рейс «Москва-Вашингтон» – больше 11 часов. Всё это время пассажиру приходиться сидеть, да ещё и нередко с согнутыми ногами, поскольку возможность вытянуть ноги вперёд имеется, обычно, только у тех, кто летит бизнес-классом.

Столь продолжительное пребывание в сидячей позе пагубно сказывается на кровообращении нижних конечностей, ведь мышцы не проталкивают кровь по венам, и всю работу берёт на себя сердце, усилий которого чаще всего бывает недостаточно. Если прибегнуть к сравнению, то работа сердца у пассажира, который совершает длительный авиаперелёт с согнутыми ногами, напоминает работу насоса, пытающегося протолкнуть воду через изогнутый шланг – и насос в этом случае работает на износ, и место полива не получает достаточно воды. Если же пассажир имеет возможность выпрямить ноги, то работа сердца начинает напоминать насос, который проталкивает воду по шлангам куда-нибудь очень высоко, но вот хватит ли у него мощности для этой задачи – большой вопрос.

В отсутствие нормального кровообращения, кровь в ножных венах застаивается и сгущается, повышая риск образования тромбов. Питание тканей тоже существенно ухудшается, вызывая нарушения клеточного метаболизма.

Изменение давления

Ещё более серьёзную угрозу для здоровья сосудов представляют перепады (изменения) атмосферного давления, которыми сопровождает любой авиаперелёт.

Связано это, в первую очередь, с необходимостью искусственной регуляции давления в герметичном салоне пассажирского самолёта. Средний показатель давления, которое испытывает человек на земной поверхности – 760 мм рт. ст. А вот на высоте 9000-13000 метров, куда поднимается большинство авиарейсов, уровень давления совсем иной – примерно 207 мм рт. ст.

Слишком большая разница между внешним атмосферным давлением и давлением внутри салона может привести к разрушению корпуса самолёта, а потому внутреннее давление всегда снижают примерно на 75% от привычного – до 560 – 620 мм рт. ст. В условиях пониженного давления уровень кислорода в крови всегда падает, кровь становится более вязкой и развивается гипоксия тканей (кислородное голодание). Больше всего в такой ситуации страдают именно ног: во-первых, из-за обеднённости крови кислородом, а во-вторых, из-за их максимальной анатомической удалённости от сердца.

Читайте также:  Кровеносная система сосудов лица

Момент взлёта и посадки самолёта тоже связаны с высокой нагрузкой на сосудистую систему, причём не только ног. Сочетание гравитационных перегрузок и коррекции давления внутри салона самолёта становятся серьёзным стрессом для сосудов всего тела (собственно говоря, именно по этой причине лицам с сердечно-сосудистыми заболеваниями рекомендуется отдавать предпочтение наземному или водному транспорту). Перепады атмосферного давления при взлёте и посадке колеблются в пределах 140-190 мм рт. ст. – не очень страшно для здорового организма, и вполне достаточно для возникновения варикоза у пожилых, ослабленных или больных лиц.

Эти два фактора – неподвижность и давление – в своей совокупности становятся предпосылкой для развития варикозного расширения вен или усугубления уже имеющегося заболевания.

Роль компрессионных чулок в предупреждении венозного застоя

Перепады давления при перелетах Изменения давления – причина тромбоза

Компрессионные чулки плотно обжимают ногу по всей её поверхности, от лодыжки до бедра, что приводит к сужению сосудистого просвета и, как результат – к усилению венозного кровотока. Это позволяет решить сразу три проблемы, актуальные для тех, кто совершает авиаперелёт:

  • улучшение питания тканей ног;
  • профилактика варикозного расширения вен;
  • уменьшение нагрузки на сердце.

Если говорить более просто, то компрессионные чулки временно выполняют работу мышц, способствуя тому, чтобы кровь не застаивалась в венах и циркулировала так, как это и должно происходить.

Кому нужны компрессионные чулки в самолёт

Хорошая компрессия ножных вен будет полезна для всех, кому предстоит перелёт длительностью более 2-3 часов, но есть лица, которые пребывают в особенной зоне риска, а потому им настоятельно рекомендовано всегда надевать в самолёт компрессионные чулки:

  • страдающие варикозом, лимфостазом или тромбофлебитом нижних конечностей;
  • больные с сахарным диабетом при поражении сосудов;
  • беременные женщины;
  • при склонности к отёчности ног;
  • при наличии сердечно-сосудистых заболеваний (после консультации с врачом);
  • при повышенной свёртываемости крови.

Как выбрать компрессионные чулки для авиаперелёта

Выбор чулок компрессионных для перелета Как выбрать чулки компрессионные для перелета

Оптимальным вариантом для защиты ножных вен в самолёте является использование профилактического компрессионного белья (класс A) с уровнем компрессии 15-18 мм рт. ст. Этого будет вполне достаточно, чтобы обеспечить нормальный кровоток, избежать высокой нагрузки на сердце или кислородного голодания тканей ног.

Чулки профилактического класса рекомендованы для авиаперелётов только при условии, что ранее у пассажира не наблюдались признаки начального варикоза: боли, отёки, судороги, сосудистые звёздочки. Если такие симптомы периодически возникают (например, после трудового дня, проведённого на ногах), то лучше использовать чулки первого класса компрессии: 19-23 мм рт. ст.

А вот при наличии диагностированного варикозного заболевания или других сосудистых нарушений назначать компрессионные чулки в самолёт должен лечащий врач. Самостоятельный подбор чулок по методу «научного тыка» несёт риск того, что выбор будет сделан неправильно, и вместо защиты вен им будет причинён вред.

Как надевать компрессионные чулки перед полётом

Как надевать чулки перед полетом Как надевать компрессионные чулки перед полетом

Лучше всего надевать чулки с утра в день полёта, сразу по пробуждению, когда ноги максимально отдохнули, а кровь отхлынула. Чулки выворачиваются наизнанку и собираются «гармошкой», после чего их нужно плавно «накатить» на ногу, не подтягивая чулки силой и не допуская образования складок.

Если по какой-то причине чулки не были надеты с утра, то можно сделать это позже, перед полётом, предварительно полежав около получаса с высоко поднятыми ногами. Так в любом случае будет лучше, чем отправляться в полёт с «голыми» ногами.

Профилактика проще лечения

Есть такое старое мудрое изречение: «Знал бы, где упасть, соломки бы подостлал». Обычно его употребляют, чтобы объяснить невозможность уберечься от всех житейских неприятностей, но случае с предстоящим авиаперелётом «подостлать соломки» всё-таки можно: нужно всего лишь надеть в полёт компрессионные чулки – и варикоз будет не страшен.

Консультант интернет-магазина netran.ru

Володьков Алексей Викторович

Источник

Пора отпусков нередко омрачается проблемами, которые накатывают с совершенно неожиданной стороны. И сразу, как только вы отправитесь на отдых. То есть, в самолете.

ЧЕМ ПЕРЕЛЕТЫ ОПАСНЫ?

Уже на высоте 3000 метров атмосферное давление начинает падать, снижается концентрация кислорода. А если самолет набирает высоту до 11000 метров, то поступление кислорода в кровь вообще становится критически низким. Такие перепады неприятны даже совершенно здоровым людям, что уж говорить о тех, кто нездоров.

Кто в зоне риска: люди с проблемами сердца и сосудистыми заболеваниями,особенно гипертоники и кто недавно перенес операцию или инфаркт миокарда.

Плохо и то, что пассажиры во время длительных перелетов находятся в сидячем положении, это вызывает застой крови в венах, ведет к тромбозу. А у людей с серьезными проблемами от перепадов давления тромб может вовсе оторваться.

Кто в зоне риска: у кого в анамнезе значится тромбообразование.

И вдобавок ко всему, воздух в салоне самолета из-за постоянной работы систем кондиционирования становится очень сухим, это пагубно влияет на дыхательную систему. От обезвоживания страдает кожа.

Кто в зоне риска: люди с респираторными заболеваниями, болезнями органов дыхания. У страдающих астмой, бронхитом и заболеваниями глаз может серьезно ухудшиться состояние.

Читайте также:  Сужение сосудов глазного дна

КОМУ ЕЩЕ ЛЕТАТЬ ОПАСНО?

Беременным. Особенно в первом триместре и на самых последних сроках. А также в первую неделю после родов. Оптимальное время для путешествия для беременных – это второй и начало третьего триместра беременности.

Младенцы в возрасте до 7 дней также не должны находиться в самолете.

Аквалангистам и вообще отдыхающим, любящим попрактиковать спуск на дно с аквалангом или маской – после этого нужно выждать как минимум сутки. Во время погружения организм испытывает сильный стресс из-за смены давления на глубине, и ему требуется время на восстановление.

Кому еще стоит быть осторожнее с перелетами? Людям с аневризмой аорты. Принимающим гормональные препараты (некоторые группы гормонов могут влиять на сердечно-сосудистую систему). Людям с нарушением циркуляции крови. У кого повышенное внутричерепное давление, легочная гипертензия.

И ЧТО ТЕПЕРЬ ДЕЛАТЬ, СОВСЕМ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ОТПУСКА?

Зачем же, просто ответственно отнеситесь к предстоящему полету: заранее приготовьте лекарства в дорогу, проконсультируйтесь со своим лечащим врачом и прочитайте советы ниже.

Людям с сердечно-сосудистыми проблемами стоит перед заказом билетов уточнить, есть ли в салоне самолета ингалятор кислорода или, проще, кислородная подушка. Если нет, то перед дорогой купите себе в аптеке кислородный коктейль и потягивайте его во время полета.

Перед взлетом положите таблетку валидола под язык и рассасывайте неспешно в пути. А когда стюардесса объявит о том, что самолет начинает снижение, примите еще одну валидолинку.

Страдающим приступами стенокардии рекомендуется принять 70 мг аспирина и 1 таблетку нитроглицерина, это предупредит возможный сердечный приступ.

Людям со страхом полета перед дорогой стоит выпить коктейль из 40 капель валерианы, пустырника или корвалола. Это уменьшит учащенное сердцебиение и успокоит нервишки.

Людям с сосудистыми проблемами и варикозом нужно стараться избегать пережима сосудов: не класть ногу на ногу, не держать их в согнутом состоянии длительное время, не подкладывать их под себя. Лучше почаще шевелите ими, сидите с вытянутыми ногами, старайтесь каждые полчаса пройтись по салону.

И по возможности выбирайте место у прохода. Так вы сможете вытянуть ноги и вставать, когда пожелаете, не беспокоя сидящих рядом людей.

Людям с проблемами сосудов и тромбов стоит во время пути пить больше жидкости, только не кофе, колу или алкоголь – в идеале чистую негазированную воду.

Чтобы избежать обезвоживания кожи, захватите в полет термальную воду и время от времени опрыскивайте лицо. Что касается крема, то перед дорогой отдайте лучше предпочтение увлажняющему, а не питательному (который сильно утяжелит кожу при летных нагрузках).

Тем, кто страдает проблемами дыхания, нужно взять в дорогу сосудосуживающие капли (нафазолин, галазолин и прочие).

Если в полете почувствуете головокружение, сфокусируйте взгляд на каком-нибудь неподвижном предмете, например, на откидном столике перед вами.

Если заложило уши, попробуйте сильно позевать. Или зажмите нос и несколько раз сглотните.

Постарайтесь в дороге обойтись без контактных линз, замените их очками. Это позволит устранить возможные неприятные ощущения.

Если чувствуете, что становится плохо, сразу позовите стюардессу, или скажите соседу, что вам нехорошо, назовите ему свое хроническое заболевание, чтобы окружающие знали, как действовать, если вы отключитесь.

КАК В ДОРОГЕ РАЗМЯТЬСЯ?

Инструктор йога-центра «Просветление» Виктория Бегунова рассказала «Комсомолке» об упражнениях для правильного дыхания, восстановления кровообращения и расслабления, которые можно выполнять в полете, не вставая с кресла. Распечатайте их и возьмите с собой в дорогу! Дальше…

КАК ОБЛЕГЧИТЬ ПОЛЕТ С МЛАДЕНЦЕМ?

До того, как ребенку исполнится год, полетов лучше вообще избегать. Но если все-таки возникла такая необходимость, готовьтесь основательно!

Заранее уточните, предоставляет ли авиакомпания детскую люльку, большинство перевозчиков имеют такой сервис.

То же касается детского питания для грудных младенцев. Только заказ специального питания нужно делать заранее, минимально за 36 часов до вылета.

Место выбирайте ближе к хвосту, там, как правило, подлокотники поднимаются, вам будет удобнее расположиться.

Просите, чтобы кресло дали у прохода – если ребенок будет плакать или потребуется поменять подгузник, вы сможете вставать без проблем, не мешая соседям.

Кстати, о подгузниках. Их нужно поменять прямо перед перелетом, а во время полета это можно сделать в туалете – почти во всех самолетах там есть специальный откидывающийся столик.

Во время взлета и снижения самолета у младенца может появиться боль в ушах и заложенность носа. Поэтому перед взлетом нужно обязательно удалить слизь с помощью ватных тампонов и закапать ему в нос сосудосуживающие капли.

Снизить заложенность детских ушек поможет питье из бутылочки через соску.

Не кормите ребенка слишком плотно перед полетом. Да и во время тоже. А вот давать пить – обязательно. Из-за очень сухого воздуха и для поддержания водного баланса организму требуется жидкость.

Во время полета на большой высоте ножки ребенка могут отекать, поэтому обувь в самолете лучше снять.

НА ЗАМЕТКУ

Думаете, что в отпуск летите с детьми и любимым мужчиной? Еще и с миллиардами микробов и бактерий! Вместо лишнего купальника и пары босоножек возьмите с собой на курорт двойной запас антибактериальных салфеток и геля. Потому как даже в самых хороших самолетах живут и отлично себя чувствуют микробы и бактерии. Ужас-ужас-ужас? Да вовсе нет. Просто надо знать самые грязные места.

Источник