Дна сосудов были покрыты копотью

Упражнение 33. Объясните, каким фактором обусловлена форма именительного падежа множественного числа существительных мужского рода второго склонения.

Агрономы, адреса, альты, аптекари, арбузы, архитекторы, аэропоезда, аэропорты, берега, бинты, бойлеры (в профессиональной речи – бойлера), бока, борта, боцманы (у моряков – боцмана), брокеры, бугели (в профессиональной речи – бугеля), буера, буксиры, бульдозеры, бункера и бункеры, буфера, бухгалтеры, бюргеры, векселя (допустимо – вексели), векторы, вензеля, вентили (в профессиональной речи – вентиля), вентиляторы, ветры (допустимо – ветра), взводы, возы, выборы, выговоры, выгоны, вымпелы (допустимо – вымпела), вырезы, гидротормоза, глиссеры (допустимо – глиссера), гончары, горбы, города, гравёры, грифели, гроссбухи, дизели и дизеля, директора (!), диспетчеры (!), договоры (допустимо – договора), докеры, доктора, инженеры, инквизиторы, кабели (!), клапаны (в профессиональной речи – клапана), клинкеры (в профессиональной речи – клинкера), клиросы, клочья и клоки, козыри, кожухи, коллекторы, комбайнёры, конвейеры, конденсаторы, кондитеры, конструкторы (в профессиональной речи – конструктора), контейнеры, короба и коробы, кренделя и крендели, луга, маляры (!), мастера, мичманы (у моряков – мичмана), округа (!), острова, плуги, полки, председатели, пруды, пуделя и пудели, радиаторы, регионы, редактора и редакторы, ремни, рога, рубли, рули, румбы, рукава, свитеры (допустимо – свитера), своды, секретари, секаторы, сектора и секторы, селекторы, серпы, соколы, стартёры, стволы, стебли, стога, столбы, столяры, сторожа, тома, токаря и токари, тонусы, топоры, торты, тостеры, трактора и тракторы, трейлеры, тренеры (!), тылы, факелы, факиры, факторы, фельдфебели, фельдъегеря и фельдъегери, фельдшера (допустимо – фельдшеры), фермеры, фильтры, флаги, флигеля (допустимо – флигели), фломастеры, флоты (!), флюгера (допустимо – флюгеры), хутора, шарфы, шелка, шкафы, шкипера и шкиперы, шпатели (в профессиональной речи – шпателя), шприцы, шрифты (в профессиональной речи – шрифта), штабы, штабеля (допустимо – штабели), штекеры (в профессиональной речи – штекера), штемпеля (допустимо – штемпели), штопоры, штрафы, штурманы (у моряков – штурмана), штуцера и штуцеры, штыри, шулера (допустимо – шулеры), шурины (допустимо – шурья), щиты, экваторы, экспандеры, экспортёры, элеваторы, электропоезда, юпитеры (в профессиональной речи – юпитера), якоря, ярусы, ястреба и ястребы.

Упражнение 34. Выберите одну из форм множественного числа. Объясните свой выбор.

1. (Зубы, зубья) волка острее кинжала. 2. На старом гребне почти не осталось (зубов, зубьев). 3. (Корпусы, корпуса) новой клинической больницы можно было заметить уже при въезде в город. 4. (Корпусы, корпуса) лошадей темнели вдали. 5. (Корни, коренья) деревьев плохо держались в илистой почве. 6. Любимым блюдом деда был грибной суп с (корнями, кореньями). 7. Крупные (лоскуты, лоскутья) кожи лежали у стола. 8. Мальчик в изодранной одежде бежал по улице, (лоскуты, лоскутья) его одежды развевались на ветру. 9. От света луны небо и море окрасились в тёмно-синие (тоны, тона). 10. (Листы, листья) бумаги были разбросаны по всему полу. 11. (Листы, листья) деревьев уже окрасились в жёлто-красные (тоны, тона). 12. Надо устранить все (тормозы, тормоза), которые мешают проведению экономической реформы. 13. (Тормозы, тормоза) на машине оказались неисправными. 14. На мой взгляд, вам не идут яркие (цветы, цвета) в одежде. 15. Ярко-красные (цветы, цвета) стояли в вазе. 16. Как все старые (мужи, мужья), муж Ольги был ревнив. 17. Учёные (мужи, мужья) совещались долго, но так и не пришли к единому решению. 18. (Ордены, ордена) были вручены солдатам сразу после боя. 19. Иезуитский и доминиканский (ордены, ордена) – одни из самых древних в католической церкви. 20. На время производственной практики нам выдали заводские (пропуски, пропуска). 21. Простые бухгалтерские (счёты, счета) сейчас заменили компьютеры. 22. (Образы, образа) Татьяны Лариной и Наталии Ростовой наиболее близки мне. 23. Жених и невеста стали под (образы, образа). 24. По утрам мать доставала из печи душистые (хлебы, хлеба). 25. (Хлебы, хлеба) в поле уже поспели. 26. Школьные (учители, учителя), к сожалению, не всегда духовные (учителя, учители. наших детей. 27. (Сыны, сыновья. Тараса Бульбы учились в бурсе. 28. Защитники Москвы в 1812 и в 1941 годах были истинными (сынами, сыновьями. Отечества. 29. В старой части города до сих пор (боровы, борова) дымоходов чистят трубочисты. 30. За стеной, в хлеву, визжали (боровы, борова).

Упражнение 35. Поставьте существительные, данные в скобках, в форму именительного/винительного падежа множественного числа.

1. (Инженер) нужны повсюду. 2. Рыболовецкие (судно) не выходили в море уже три месяца. 3. (Дно) сосудов были покрыты копотью. 4. По просёлочной дороге спокойно бегали (курица) и (цыплёнок), а в пыли возились (поросёнок) и (телёнок). 5. В Историческом музее я с интересом рассматривал старинные (ружьё). 6. На границе пограничники очень тщательно проверяли наши (паспорт) и багаж. 7. (Ребёнок) часто плачут по ночам. 8. (Гражданин), пройдите немного вперёд! 9. (Хозяин) что-то давно не заходили. 10. Масляные (пятно) особенно чётко выделялись на светлом пиджаке. 11. В огромных залах висели старинные (зеркало). 12. (Крестьянин) всегда с особой нежностью относились к корове-кормилице. 13. Адмирал дал команду поднимать (якорь). 14. (Штурман) кораблей были вызваны в штаб флота. 15. Тихоокеанский и Северный (флот) провели учения. 16. (Фермер) получили в аренду заброшенные (хутор). 17. (Диспетчер) аэропорта решили начать забастовку. 18. (Директор) заводов были вызваны в городскую администрацию, а (председатель) кооперативов – нет. 19. (Тренер) олимпийской сборной – признанные (мастер). 20. Использованные (шприц) укладываются в специальные (контейнер) и затем уничтожаются. 21. На таёжных трассах могут работать только опытные (шофёр). 22. (Вентиль) на газопроводе были немедленно перекрыты. 23. Заводу требуются опытные (бухгалтер, токарь, столяр, маляр, сторож). 24. Почти на всех крышах домов в рыбачьем посёлке были установлены (флюгер). 25. По краям сцены были установлены яркие (юпитер). 26. Все (штопор) куда-то запропастились.

Упражнение 36. Исправьте ошибки, связанные с употреблением существительных в единственном и во множественном числе. Постарайтесь объяснить, в чём суть этих ошибок.

1. Раскольников хотел признаться в содеянном, но ему не хватило сил и мужеств. 2. В романе «Мастер и Маргарита» Булгаков зашифровал свои взгляды и мировоззрения. 3. Наш завод производит телевизор высокого качества. 4. Жена принесла целый поднос чаёв. 5. На свадьбу он пришёл весь в трепьях. 6. У богатого брата было много скотин, а у бедного – только одна корова. 7. Им приказали немедленно сдать все оружия. 8. Недро земли очень богатое. 9. Мы с сестрой вымыли все посуды, убрали их в буфет и стали ждать маму. 10. Профессия милиционера мне нравится тем, что в ней много опасностей и рисков. 11. Мальчик научился играть на гармошке всякие музыки. 12. Ребята в зале закричали и свистами прогнали Бармалея. 13. Это лекарство мне велели принимать до всех ед. 14. Во дворе у нас качель сломалась. 15. Я хочу, чтобы на день рожденья мне подарили маленький тисок. 16. Обрежь ножницей нитку. 17. У меня кончилось чернило, и я не могу больше писать. 18. Окна мы выкрасили белилом. 19. В сочинении хорошо рассказано про окрестность школы. 20. Вода используется также в хозяйственной цели. 21. Небо затянуто сплошным серым облаком. 22. Мы с подругой приехали с дач в один день. 23. Этот врач принимает только по предварительным записям. 24. Шофёры возили хлеб через Ладогу и доставляли солдат на фронты. 25. Один людь ничего здесь не сможет сделать. 26. Каждую зиму он болеет гриппами. 27. В представлениях героев Толстого всё было по-другому. 28. Герои Бородинского сражения, как показал Л.Н. Толстой, принадлежали к различным социальным средам. 29. Неправильные выражения нередко можно услышать в речах детей. 30. В начале войны наши войска несколько раз попадали в окружения. 31. Сейчас трудно воспитать у детей правильные отношения к труду. 32. На предприятии организована работа по обмену опытами. 33. Надо просчитать все риски вложения денег в это производство.

Читайте также:  Выбор днища для сосудов

Читать тему 2.2.2. Именительный падеж множественного числа

Смотреть Ответы к упражнениям

Источник

1. В офисе банка «БФГ-Кредит» в Кирове идут обыски. 2. По результатам экспертизы вексели подписаны кем угодно, но только не Ровбелями. 3. Муж-офицер предложил жене: иди контрактником в армию, женщины-контрактники хоть как-то помогают заполнить брешь в штатном расписании. 4. Согласно протоколу на окнах в квартире потерпевшей висела капроновая оранжевая тюль. 5. На допросе Ищенко показала, что работает секретаршей с 1985 года. 6. В отделе чулков и носок в тот день работали Астахова и Гулиева. 7. Обнаружилась недостача 20 пачек чаю, 43 килограмм сахару, 3 бутылок коньячку. 8. Задержанные покупали водку у цыганов и перепродавали ее. 9. В какие порта вы ходили в поисках распространителей? 10. Они сидели в 12 ряде. 11. Управлению требуются опытные бухгалтера. 12. Вице-премьер Ольга Голодец сообщил подробности.

Найдите грамматические ошибки и исправьте их.

1. Положь, ихний, ошиблась, сыплет, хуже.

2. Болезненный мозоль, мешок мандаринов, цветастая какаду, пыль на шкафе, опытные боцмана

3. Трое девушек, котёнок мурлыкает, оба дома, пара грабель, красивый кашпо

5. Не содержат грамматической ошибки предложения…

1) Международные договоры утверждаются парламентами.

2) Над болотом кружила пара цаплей.

3) Шторма и цунами каждое лето обрушивались на побережье.

4) После заморозок ягоды рябины становятся сладкими.

5) Он не надеялся на высочайшее покровительство и всего добивался сам.

6) Несколько получше стала ситуация с выплатой пенсий и пособий.

7) Около семьсот тридцати претендентов приняли участие в конкурсе.

8) Летом можно увидеть на небе Марса.

9)  Паспорта будут оформлены к первому сентября.

10) Она попросила купить две пары чулок и носок.

11) Двое студенток выступили на конференции.

12) Ему нравилось работать в саду.

13) Он всегда очень приветливый и доброжелателен.

14) У ней всегда сбегало молоко.

15) У обоих сестёр были трудности с математикой.

16)Она вырастила тыкву весом более двадцати килограммов.

Определите род существительных и составьте с ними словосочетания или предложения. Образец: ночное такси; такси подвезло меня к дому.

Авеню, автомобиль-амфибия, автомобиль-цистерна, алиби, альфа-измеритель, антресоль, атташе, аутодафе, балет-фантазия, бандероль, Батуми, бета-излучение, библиотека-хранилище, бикини, бренди, БТР, бунгало, буржуа, ватерполо, ВВС, вечер-встреча, виски, ВПК, вуаль, Гагры, газета «Фигаро», галстук-бабочка, ГКО, Гоби, гороно, гуру, декольте, Дели, денди, джерси, диагональ, диван-кровать, ДНД, ДТП, жалюзи, ЖСК, жюри, закусочная-автомат, зеро, иваси, идальго, импресарио, какаду, канифоль, картофель, кафе-столовая, квартира-музей, клише, колибри, конферансье, кофе, кресло-качалка, кюре, леди, мадам, Маренго, мафиози, миледи, мозоль, моль, монпансье, НЛО, Онтарио, ОРТ, очерк-обозрение, павильон-выставка, падре, пани, пенальти, пенсне, платье-костюм, плащ-палатка, плиссе, пони, портье, пресс-папье-зажигалка, пюре, рандеву, рантье, ранчо, регби, реле, рефери, родео, рояль, сажень, салями, сирокко, сомбреро, табель, табу, Токио, толь, тюль, фасоль, ФБР, фланель, фрау, ФСБ, фуэте, Хоккайдо, Хонсю, цеце, чудо-ребёнок, шампунь, шасси, шимпанзе, шоу.

Поставьте существительные, данные в скобках, в форму именительного/винительного падежа множественного числа.

1. (Инженер) нужны повсюду. 2. Рыболовецкие (судно) не выходили в море уже три месяца. 3. (Дно) сосудов были покрыты копотью. 4. По просёлочной дороге спокойно бегали (курица) и (цыплёнок), а в пыли возились (поросёнок) и (телёнок). 5. В Историческом музее я с интересом рассматривал старинные (ружьё). 6. На границе пограничники очень тщательно проверяли наши (паспорт) и багаж. 7. (Ребёнок) часто плачут по ночам. 8. (Гражданин), пройдите немного вперёд! 9. (Хозяин) что-то давно не заходили. 10. Масляные (пятно) особенно чётко выделялись на светлом пиджаке. 11. В огромных залах висели старинные (зеркало). 12. (Крестьянин) всегда с особой нежностью относились к корове-кормилице. 13. Адмирал дал команду поднимать (якорь). 14. (Штурман) кораблей были вызваны в штаб флота. 15. Тихоокеанский и Северный (флот) провели учения. 16. (Фермер) получили в аренду заброшенные (хутор). 17. (Диспетчер) аэропорта решили начать забастовку. 18. (Директор) заводов были вызваны в городскую администрацию, а (председатель) кооперативов – нет. 19. (Тренер) олимпийской сборной – признанные (мастер). 20. Использованные (шприц) укладываются в специальные (контейнер) и затем уничтожаются. 21. На таёжных трассах могут работать только опытные (шофёр). 22. (Вентиль) на газопроводе были немедленно перекрыты. 23. Заводу требуются опытные (бухгалтер, токарь, столяр, маляр, сторож). 24. Почти на всех крышах домов в рыбачьем посёлке были установлены (флюгер). 25. По краям сцены были установлены яркие (юпитер). 26. Все (штопор) куда-то запропастились.

Источник

Как уже отмечалось, в форме именительного падежа множественного числа (прежде всего существительных мужского рода) наблюдается большое число окончаний, что связано с историей развития системы склонений русских существительных.

1. В настоящее время среди существительных мужского рода второго склонения наиболее распространены два окончания: -ы/-и и -а/-я, причём в разговорной речи и просторечии особой продуктивностью отмечено окончание -а/-я. Оно частично вытесняет окончание -ы/-и и в литературном языке.

Так, в XIX веке распространены были формы до́мы, по́езды, а в ХХ веке – дома́, поезда́. Уже в последние десятилетия формы дире́кторы, профе́ссоры стали устаревшими, а их место заняли варианты директора́, профессора́.

Однако процесс вытеснения окончания -ы/-и окончанием -а/-я в литературном языке идёт значительно медленнее, чем в просторечии именно потому, что формы с -а/-я во многом воспринимаются как второсортные, сниженные.

Использование того и другого окончания определяется рядом факторов:

а) окончание -а/-я имеют существительные, обозначающие парные понятия:

глаза́, рукава́, обшлага́;

б) большинство односложных слов имеет во множественном числе окончание -ы/-и (торты, флоты, шумы), но возможны и исключения (дома́, сорта́);

в) окончание -а/-я, как правило, имеют во множественном числе двусложные слова с ударением на первый слог.

Ср.: ка́тер – катера́, шо́мпол – шомпола́.

Если ударение в начальной форме падает на второй слог, то во множественном числе распространено окончание -ы/-и: арбу́з – арбу́зы;

г) в трёхсложных и многосложных словах распространено окончание -ы/-и с ударением на середине слова: апте́кари, догово́ры (форма договора́ хотя и допустима, но всё же нежелательна!);

д) иноязычные слова (чаще французского происхождения) с финалью -ёр/-ер и ударением на последний слог обычно имеют окончание -ы/-и:

Читайте также:  Обследовать сосуды нижних конечностей

офице́р – офице́ры, киоскёр – киоскёры, шофёр – шофёры (!);

Обратите внимание на последнюю форму. Используемая в просторечии и профессиональной речи форма шофера́ поддерживается просторечной формой единственного числа с ударением на первый слог – шо́фер. Но такое произношение не является литературным (!).

е) слова латинского происхождения с финалью -тор/-сор обычно имеют окончание -ы/-и (компью́теры, проце́ссоры), хотя у одушевлённых существительных, достаточно частотных и употребительных в речи, распространённым становится окончание -а/-я.

Ср.: коммента́торы, ле́кторы, нова́торы – директора́, доктора́, профессора́;

ж) окончание -а/-я обычно имеют двусложные и трёхсложные существительные с ударением на первом слоге и с финалью -л/-ль и -р/-рь:

ки́вер – кивера́, ки́тель – кителя́ (допустимо – ки́тели).

Иногда одно и то же существительное одновременно подпадает под действие нескольких взаимоисключающих факторов. Именно среди таких слов наблюдается наибольшее число вариантов в речи.

Например, слова фа́ктор, ве́ктор двусложные с ударением на первом слоге, поэтому во множественном числе они могли бы иметь окончание -а/-я. В то же время это неодушевлённые существительные латинского происхождения с финалью -тор, поэтому они могут иметь окончание -ы/-и. В литературном языке побеждает действие второго фактора и нормативными являются варианты ве́кторы, фа́кторы.

Существительное бу́нкер двусложное с ударением на первый слог, поэтому может иметь окончание . Но как слово немецкого, а не французского происхождения на -ер, оно может иметь окончание . В литературном языке равноправны обе формы: бункера́ и бу́нкеры.

Иногда использование того или иного окончания определяется значением и сочетаемостью слова:

борова́ (горизонтальные части дымоходов) и бо́ровы (кастрированные самцы свиньи);

кондуктора́/конду́кторы трамваев и конду́кторы в станке (специальные приспособления в механизмах);

корпуса́ завода, кадетские корпуса́ и ко́рпусы человека или животного;

меха́ (выделанные шкуры животных) и кузнечные ме́хи;

о́бразы в романе и образа́ святых в церкви;

рыцарские о́рдены и ордена́ за подвиги;

пово́дья для лошади и по́воды (побуждения);

пояса́ халатов и часовые пояса́ (допустимо – часовые по́ясы);

про́пуски букв и заводские пропуска́;

соболя́ (меха) и со́боли (животные);

банковские счета́конторские счёты;

сыновья́ от первого брака и сыны́ отечества;

электрические то́ки и тока́ в поле;

то́ны в музыке и тона́ в живописи;

нажать на тормоза́устранять то́рмозы в работе;

духовные учи́тели и школьные учителя́;

хле́бы в печи и хлеба́ в поле;

цвета́ (краски) и цветы́ (растения);

ю́нкеры (крупные помещики в Германии) и юнкера́ (воспитанники военных училищ).

2. Существительные среднего рода второго склонения в основном имеют во множественном числе окончание -а/-я: кольцо́ко́льца, крыльцо́кры́льца.

Это окончание (в отличие от существительных мужского рода) обычно бывает безударным: сёла, стёкла, вёдра.

В начальной форме ударение обычно падает на последний слог: село́, стекло́, ведро́.

Но возможно и ударное окончание -а/-язеркала́ (в начальной форме такие существительные обычно имеют ударение на основе – зе́ркало).

Значительно реже существительные среднего рода имеют окончание -ы/-и: плечо́пле́чи.

Иногда в речи наблюдается ошибочное использование окончания -ы/-и у целого ряда существительных среднего рода вместо нормативного окончания -а/-я.

Например: зеркалы вместо нормативного зеркала́; пятны вместо нормативного пятна; яйцы вместо нормативного яйца.

3. Целый ряд существительных характеризуется нестандартным образованием формы именительного падежа множественного числа:

существительные мужского рода на -ёнок во множественном числе имеют суффикс -ят- и безударное окончание :

жеребёнок – жеребята, ребёнок – ребята;

существительные на -анин/-янин во множественном числе оканчиваются на -ане/-яне:

гражданин – граждане, крестьянин – крестьяне, армянин – армяне (!);

Обратите внимание на формы множественного числа существительных: хозя́ин – хозя́ева (очень грубая ошибка – хозяева́!), дно – до́нья, ши́ло – ши́лья, ку́рица – ку́ры, су́дно – суда́, ребёнок – дети, человек – люди.

4. Кроме того, следует помнить, что не все существительные имеют две формы – единственное и множественное числа.

Собирательные, абстрактные существительные имеют только форму единственного числа:

добро, вера, молодёжь, бельё.

Ряд конкретных существительных не имеет формы единственного числа:

ножницы, брюки.

Наименования веществ обычно также имеют одну форму: либо форму единственного, либо форму множественного числа.

Ср.: сахар, уголь, варенье; чернила, опилки.

Поэтому некорректным будет использование во множественном числе абстрактного существительного мораль в предложении: Под словом «нравственность» понимают общепринятые формы моралей, охраняемые государством.

Иногда многозначное слово в одном значении имеет обе формы числа, а в другом – только одну форму. В речи многозначность слова может не учитываться, что приводит к речевым ошибкам.

Например, существительное жизнь в значениях: «особая форма движения материи» (возникновение жизни на земле); «физиологическое существование человека, животного» (между жизнью и смертью) – не имеет множественного числа, а в значении «живой человек» – имеет обе формы (Сотни жизней принесены в жертву этой абстрактной идее). В предложении: Возникновение жизней животных и растений на земле интересовало ученых давно – это не учтено: слово жизнь употреблено в значении «особая форма движения материи», следовательно, должна быть использована форма единственного числа: возникновение жизни.

Подобное явление наблюдается и среди вещественных, собирательных существительных.

Например, слово кирпич (брусок прямоугольной формы) имеет формы единственного и множественного числа (один кирпичсотни кирпичей). Но это существительное может использоваться в собирательном значении (необожжённый кирпич; огнеупорный кирпич), тогда оно употребляется только в форме единственного числа.

Как отмечалось, большинство вещественных существительных (молоко, варенье, масло) имеет только одну форму – обычно единственного числа. Но в производных значениях, обозначая сорт, разновидность вещества и т.п., эти слова часто приобретают способность изменяться по числам.

Ср.: коровье масло – смазочные масла.

Упражнения к теме «Имя существительное. Именительный падеж множественного числа»

Упражнение 33. Объясните, каким фактором обусловлена форма именительного падежа множественного числа существительных мужского рода второго склонения.

Агрономы, адреса, альты, аптекари, арбузы, архитекторы, аэропоезда, аэропорты, берега, бинты, бойлеры (в профессиональной речи – бойлера), бока, борта, боцманы (у моряков – боцмана), брокеры, бугели (в профессиональной речи – бугеля), буера, буксиры, бульдозеры, бункера и бункеры, буфера, бухгалтеры, бюргеры, векселя (допустимо – вексели), векторы, вензеля, вентили (в профессиональной речи – вентиля), вентиляторы, ветры (допустимо – ветра), взводы, возы, выборы, выговоры, выгоны, вымпелы (допустимо – вымпела), вырезы, гидротормоза, глиссеры (допустимо – глиссера), гончары, горбы, города, гравёры, грифели, гроссбухи, дизели и дизеля, директора (!), диспетчеры (!), договоры (допустимо – договора), докеры, доктора, инженеры, инквизиторы, кабели (!), клапаны (в профессиональной речи – клапана), клинкеры (в профессиональной речи – клинкера), клиросы, клочья и клоки, козыри, кожухи, коллекторы, комбайнёры, конвейеры, конденсаторы, кондитеры, конструкторы (в профессиональной речи – конструктора), контейнеры, короба и коробы, кренделя и крендели, луга, маляры (!), мастера, мичманы (у моряков – мичмана), округа (!), острова, плуги, полки, председатели, пруды, пуделя и пудели, радиаторы, регионы, редактора и редакторы, ремни, рога, рубли, рули, румбы, рукава, свитеры (допустимо – свитера), своды, секретари, секаторы, сектора и секторы, селекторы, серпы, соколы, стартёры, стволы, стебли, стога, столбы, столяры, сторожа, тома, токаря и токари, тонусы, топоры, торты, тостеры, трактора и тракторы, трейлеры, тренеры (!), тылы, факелы, факиры, факторы, фельдфебели, фельдъегеря и фельдъегери, фельдшера (допустимо – фельдшеры), фермеры, фильтры, флаги, флигеля (допустимо – флигели), фломастеры, флоты (!), флюгера (допустимо – флюгеры), хутора, шарфы, шелка, шкафы, шкипера и шкиперы, шпатели (в профессиональной речи – шпателя), шприцы, шрифты (в профессиональной речи – шрифта), штабы, штабеля (допустимо – штабели), штекеры (в профессиональной речи – штекера), штемпеля (допустимо – штемпели), штопоры, штрафы, штурманы (у моряков – штурмана), штуцера и штуцеры, штыри, шулера (допустимо – шулеры), шурины (допустимо – шурья), щиты, экваторы, экспандеры, экспортёры, элеваторы, электропоезда, юпитеры (в профессиональной речи – юпитера), якоря, ярусы, ястреба и ястребы.

Читайте также:  Сосуды глазного дна у новорожденных

Упражнение 34. Выберите одну из форм множественного числа. Объясните свой выбор.

1. (Зубы, зубья) волка острее кинжала. 2. На старом гребне почти не осталось (зубов, зубьев). 3. (Корпусы, корпуса) новой клинической больницы можно было заметить уже при въезде в город. 4. (Корпусы, корпуса) лошадей темнели вдали. 5. (Корни, коренья) деревьев плохо держались в илистой почве. 6. Любимым блюдом деда был грибной суп с (корнями, кореньями). 7. Крупные (лоскуты, лоскутья) кожи лежали у стола. 8. Мальчик в изодранной одежде бежал по улице, (лоскуты, лоскутья) его одежды развевались на ветру. 9. От света луны небо и море окрасились в тёмно-синие (тоны, тона). 10. (Листы, листья) бумаги были разбросаны по всему полу. 11. (Листы, листья) деревьев уже окрасились в жёлто-красные (тоны, тона). 12. Надо устранить все (тормозы, тормоза), которые мешают проведению экономической реформы. 13. (Тормозы, тормоза) на машине оказались неисправными. 14. На мой взгляд, вам не идут яркие (цветы, цвета) в одежде. 15. Ярко-красные (цветы, цвета) стояли в вазе. 16. Как все старые (мужи, мужья), муж Ольги был ревнив. 17. Учёные (мужи, мужья) совещались долго, но так и не пришли к единому решению. 18. (Ордены, ордена) были вручены солдатам сразу после боя. 19. Иезуитский и доминиканский (ордены, ордена) – одни из самых древних в католической церкви. 20. На время производственной практики нам выдали заводские (пропуски, пропуска). 21. Простые бухгалтерские (счёты, счета) сейчас заменили компьютеры. 22. (Образы, образа) Татьяны Лариной и Наталии Ростовой наиболее близки мне. 23. Жених и невеста стали под (образы, образа). 24. По утрам мать доставала из печи душистые (хлебы, хлеба). 25. (Хлебы, хлеба) в поле уже поспели. 26. Школьные (учители, учителя), к сожалению, не всегда духовные (учителя, учители. наших детей. 27. (Сыны, сыновья. Тараса Бульбы учились в бурсе. 28. Защитники Москвы в 1812 и в 1941 годах были истинными (сынами, сыновьями. Отечества. 29. В старой части города до сих пор (боровы, борова) дымоходов чистят трубочисты. 30. За стеной, в хлеву, визжали (боровы, борова).

Упражнение 35. Поставьте существительные, данные в скобках, в форму именительного/винительного падежа множественного числа.

1. (Инженер) нужны повсюду. 2. Рыболовецкие (судно) не выходили в море уже три месяца. 3. (Дно) сосудов были покрыты копотью. 4. По просёлочной дороге спокойно бегали (курица) и (цыплёнок), а в пыли возились (поросёнок) и (телёнок). 5. В Историческом музее я с интересом рассматривал старинные (ружьё). 6. На границе пограничники очень тщательно проверяли наши (паспорт) и багаж. 7. (Ребёнок) часто плачут по ночам. 8. (Гражданин), пройдите немного вперёд! 9. (Хозяин) что-то давно не заходили. 10. Масляные (пятно) особенно чётко выделялись на светлом пиджаке. 11. В огромных залах висели старинные (зеркало). 12. (Крестьянин) всегда с особой нежностью относились к корове-кормилице. 13. Адмирал дал команду поднимать (якорь). 14. (Штурман) кораблей были вызваны в штаб флота. 15. Тихоокеанский и Северный (флот) провели учения. 16. (Фермер) получили в аренду заброшенные (хутор). 17. (Диспетчер) аэропорта решили начать забастовку. 18. (Директор) заводов были вызваны в городскую администрацию, а (председатель) кооперативов – нет. 19. (Тренер) олимпийской сборной – признанные (мастер). 20. Использованные (шприц) укладываются в специальные (контейнер) и затем уничтожаются. 21. На таёжных трассах могут работать только опытные (шофёр). 22. (Вентиль) на газопроводе были немедленно перекрыты. 23. Заводу требуются опытные (бухгалтер, токарь, столяр, маляр, сторож). 24. Почти на всех крышах домов в рыбачьем посёлке были установлены (флюгер). 25. По краям сцены были установлены яркие (юпитер). 26. Все (штопор) куда-то запропастились.

Упражнение 36. Исправьте ошибки, связанные с употреблением существительных в единственном и во множественном числе. Постарайтесь объяснить, в чём суть этих ошибок.

1. Раскольников хотел признаться в содеянном, но ему не хватило сил и мужеств. 2. В романе «Мастер и Маргарита» Булгаков зашифровал свои взгляды и мировоззрения. 3. Наш завод производит телевизор высокого качества. 4. Жена принесла целый поднос чаёв. 5. На свадьбу он пришёл весь в трепьях. 6. У богатого брата было много скотин, а у бедного – только одна корова. 7. Им приказали немедленно сдать все оружия. 8. Недро земли очень богатое. 9. Мы с сестрой вымыли все посуды, убрали их в буфет и стали ждать маму. 10. Профессия милиционера мне нравится тем, что в ней много опасностей и рисков. 11. Мальчик научился играть на гармошке всякие музыки. 12. Ребята в зале закричали и свистами прогнали Бармалея. 13. Это лекарство мне велели принимать до всех ед. 14. Во дворе у нас качель сломалась. 15. Я хочу, чтобы на день рожденья мне подарили маленький тисок. 16. Обрежь ножницей нитку. 17. У меня кончилось чернило, и я не могу больше писать. 18. Окна мы выкрасили белилом. 19. В сочинении хорошо рассказано про окрестность школы. 20. Вода используется также в хозяйственной цели. 21. Небо затянуто сплошным серым облаком. 22. Мы с подругой приехали с дач в один день. 23. Этот врач принимает только по предварительным записям. 24. Шофёры возили хлеб через Ладогу и доставляли солдат на фронты. 25. Один людь ничего здесь не сможет сделать. 26. Каждую зиму он болеет гриппами. 27. В представлениях героев Толстого всё было по-другому. 28. Герои Бородинского сражения, как показал Л.Н. Толстой, принадлежали к различным социальным средам. 29. Неправильные выражения нередко можно услышать в речах детей. 30. В начале войны наши войска несколько раз попадали в окружения. 31. Сейчас трудно воспитать у детей правильные отношения к труду. 32. На предприятии организована работа по обмену опытами. 33. Надо просчитать все риски вложения денег в это производство.

Дата добавления: 2014-11-24; просмотров: 58 | Нарушение авторских прав

lektsii.net – Лекции.Нет – 2014-2020 год. (0.015 сек.)
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Источник