Древне греческая форма сосуда

Древне греческая форма сосуда thumbnail

Древние греки с трепетом относились к посуде. Она для них была почти что священной. Каждая посуда из богатого количества произведенных в то время сосудов соответствовала различным предпочтениям жителей Древней Греции. Ниже будут приведены в пример 20 основных типов сосудов, применявшихся повсеместно на территории тогда существовавшего государства.

Килик, гидрия, кратер и псиктер

1. Килик. Данный вид сосуда изготовлялся как из керамических материалов, так и из металла. Его применяли преимущественно для питья. Форма посуды — открытая, внешний вид — плоская чаша на ножке. Ножка небольшая, тонкая, порой вытянутая. У киликов было две ручки.

2. Кратер. Этот сосуд производился с широким горлышком. Посуда была достаточно вместительна. Кратеры применялись для смешивания сортов древнегреческих крепких вин и воды. Как и у киликов, у них было две ручки, расположенных по бокам.

3. Гидрия. Для производства такого типа сосуда требовалась керамика. Порой можно было встретить гидрию, изготовленную из металла. Такая посуда по форме напоминала широкий сосуд с таким же широким горлышком. У гидрий были две ручки, расположенные по горизонтали (были гидрии и с одной ручкой, но с вертикальным расположением). Ручки у гидрии расположены между венчиком и плечиками. На поверхность такого сосуда нередко наносилась какая-либо роспись. Емкость гидрий заполнялась разнообразными напитками.

4. Псиктер. Этот сосуд выдает высокая ножка цилиндрическая. За счет такой конструкции псиктер мог легко устанавливаться внутрь другой посуды. Его емкость наполняли холодной водой или льдом. Псиктер применялся как эдакий холодильник для напитков.

Кальпида, ойнохойя, амфора, пелика

5. Кальпида. Можно сказать, что это своеобразный кувшин для воды. Нередко кальпида становилась урной, то есть сосудом, внутри которого долгое время сохранялся прах усопших.

6. Ойнохойя. Оригинальная форма этого кувшина, изготовляемого с носиком, позволяла наполнить сосуд различными жидкостями, преимущественно вином. Три стока, представленные возле горлышка, помогали заполнить емкость бокалов и чашек очень быстро.

7. Амфора. У этого сосуда овальная форма. Для удобства удерживания посуды у нее было две ручки. В амфорах хранили как вино, так и масло. По аналогии с кальпидой, в них сберегали прах усопших. Также амфора применялась, как сосуд для голосования. Ее объем — 26,3 л, что позволяло древним грекам и римлянами проводить измерение количества жидкости. Изготовлялась амфора из металлов: бронзы и серебра, были деревянные и из стекла.

8. Пелика. Сосуд, расширение формы которого прослеживается от верха до низа. По краям представлены две вертикальные ручки. В пеликах хранили небольшие объемы как сыпучих, так и жидких веществ.

Панафинейская амфора, лутрофор, стамнос, арибалл

9. Панафинейская амфора. Как следует из названия, ее изготовляли в Афинах. Первые упоминания о данном типе сосуда датируются 566 годом до н.э. Эти амфоры чернофигурные, особенные, нередко оформленные стереотипной росписью. Их емкость заполняли маслом, после чего амфора вручалась победителю Панафинейских состязаний как очень ценный приз. Кстати, именно отсюда и пошел обычай награждать спортсменов кубками.

10. Лутрофор. У этого типа древнегреческого сосуда было высокое тулово. Вместе с этим, у него было узкое горлышко, правда, весьма длинное. Широкий венчик и две ручки украшали внешний вид лутрофора. Проведение свадебного ритуала предполагало омовение невесты водой, взятой из посуды. В то же время вместе со смертью невесты лутрофор клали в могилу усопшей. Чуть позже таким сосудом украшали практически все могилы.

11. Стамнос. У него короткая горловина с очень широким отверстием. По краям сосуда располагались две горизонтальные ручки. В стамносах хранили вино.

12. Арибалл. Маленький сосуд, который помогал спортсменам-гимнастам хранить в нем масло. Его носили на поясе в мешочке. Также емкость арибалла служила для ее заполнения парфюмерными мазями.

Алабастр, пиксида, лекиф, скифос

13. Алабастр. У него продолговатая форма с закругленными концами в нижней части сосуда. Плоское горлышко и специальное ушко, служившие основой для подвешивания посуды, становятся его главными особенностями. Алабастр изготавливался из алебастра. Поверхность сосуда украшалась орнаментом. Также алабастр производился из обожженной глины, стекла и металла. Как и арибалл, его можно использовать для содержания в них араматических мазей.

14. Пиксида. Емкость круглой или овальной формы. Внутри нее хранили украшения. Также емкость пиксиды позволяла сохранить в ней всяческие мази и пряности. Изготавливалась из дерева и золота, либо из слоновой кости.

15. Лекиф. В нем хранили масло. По мере совершенствования внешнего вида, лекиф преобразился из сосуда конусообразной формы до посуды в форме цилиндра. На одной стороне есть вертикальная ручка. Лекиф примечателен узким горлышком. Его применяли в процессе проведения похоронного ритуал.

16. Скифос. Применялся для питья. Форма — чаша. Имеются две горизонтальные ручки. Объем — 0,27 л. Древние греки и римляне при помощи скифоса измеряли количество жидкости.

Киаф, канфар, ритон, динос

17. Киаф. Эдакий черпак, у которого есть длинная ручка, которая имеет изогнутую форму. Сосуд представлен в форме чаши, устанавливается на ровную поверхность за счет ножки. Объем — 0,045 л. Древние греки измеряли с его помощью количество жидкости или сыпучего вещества.

18. Канфар. У него две ручки и одна высокая ножка. Форма сосуда — кубок. Применялся для питья. Древние греки считают канфар атрибутом бога Диониса.

19. Ритон. Изготовлялся из керамических материалов или из металла. Форма воронкообразная, шейка очерчена, есть ручка. Нередко ритон производили в виде головы животного, птицы или человека.

Читайте также:  Влияние нифедипина на сосуды

20. Динос. В этом сосуде смешивали вино. Эдакий кувшин больших размеров. Дополнительно оформлялся вместе с искусно сделанной подставкой.

Статья составлена по материалу “Античная археология”, автор И.Т.Кругликова.

<<< предыдущий материал                                                  следующий материал >>>

                                                     страница раздела >>>

Поделиться информацией в социальных сетях:

      Интересные материалы сайта
   

Источник

Существуют различные виды древнегреческих сосудов. Посуда в то время ценилась не меньше, чем золото. В Древней Греции каждый сосуд имел свое предназначение. Какие-то емкости использовались для воды, другие для масла, а третьи для вина. На данный момент известно около 20 основных видов древнегреческих сосудов.

древнегреческий сосуд

Сосуд килик

Такой древнегреческий сосуд изготавливали не только из керамических материалов, но и из металла. В основном килик использовали для питья. Что касается формы сосуда, то она открытая. Внешне килик напоминал плоскую чашу, имеющую ножку. Чаще всего эту деталь сосуда делали вытянутой и достаточно тонкой. Помимо ножки, килик имел несколько ручек.

Кратер и псиктер

Кратер – это древнегреческий сосуд для вина. Изготавливали его с достаточно широким горлышком. Применялся кратер, как правило, для смешивания нескольких разновидностей крепких вин с водой. Такой кувшин для удобства оснащали двумя ручками, располагающимися по бокам.

Что касается псиктера, то этот сосуд имел высокую ножку цилиндрической формы. Благодаря такой конструкции, емкость помещалась в посуду с большим объемом. Чаще всего сосуд использовали для охлаждения напитков, наполнили его холодной водой или льдом.

Гидрия

Этот древнегреческий сосуд изготавливали только из керамических материалов. Однако существуют экземпляры, созданные из металла. По форме сосуд напоминал широкую емкость с широким горлышком. Гидрии, как правило, оснащалась двумя ручками, которые располагались по горизонтали между плечиками и венчиком. Но это необязательно. Существовали гидрии и с одной ручкой, расположенной вертикально.

На поверхность таких емкостей нередко наносили роспись. Использовался данный древнегреческий сосуд для воды, вина и прочих напитков.

виды древнегреческих сосудов

Кальпида и ойнохойя

Кальпида – это сосуд, который использовался для воды. Однако нередко такая емкость служила в качестве урны, в которой хранился прах усопшего.

Что касается ойнохойя, то этот сосуд имел форму кувшина с носиком. Такая конструкция позволяла использовать емкость как посуду для разнообразных напитков. Чаще всего ойнохойя наполнялась вином. Возле горлышка имелось три стока. Это позволяло быстро наполнять бокалы напитками.

Амфора и пелика

Амфора – это древнегреческий сосуд для масла, который обладал овальной формой. Для удобства емкость оснащалась двумя ручками. Нередко такую посуду использовали и для вина. Однако амфора, как и кальпида, нередко использовалась для хранения праха усопшего. Также сосуд применялся во время голосования. Объем амфоры составлял 26,3 литра. С помощью такого сосуда проводили измерения количества жидкости. Изготавливали такую посуду из стекла, древесины, серебра или из бронзы.

В Древней Греции существовало множество разнообразной посуды. Для хранения напитков, масла и сыпучих продуктов использовался такой сосуд, как пелика. Он обладал расширенной формой от самого верха до низа. По бокам емкости располагались вертикально две ручки.

древнегреческий сосуд в виде рога

Панафинейская амфора и лутрофор

Существовал также древнегреческий сосуд, который вручался победителям Панафинейских состязаний. Это был очень ценный подарок. Такой сосуд назывался Панафинейской амфорой. Изготавливали емкость в Афинах. Первое упоминание о таком сосуде датируется 566 годом до нашей эры. Перед вручением емкость наполняли маслом.

Некоторые сосуды использовались для проведения свадебных ритуалов. Такая емкость называлась лутрофором. Сосуд обладал высоким туловом и узким длинным горлышком. Лутрофор украшали две ручки и широкий венчик. Водой, находящейся в этом сосуде, омывали невесту перед свадьбой. Этот ритуал выполнялся неукоснительно. После смерти девушки лутрофор клали вместе с усопшей в могилу. Спустя некоторое время такими сосудами стали украшать все места захоронений.

древнегреческий сосуд для воды

Стамнос и арибалл

Стамнос – это древнегреческий сосуд, который обладал короткой горловиной и широким отверстием в нем. По краям емкости располагались ручки, благодаря которым ее было удобно держать. Хранили в таких сосудах вино.

Арибалл – это небольшой сосуд, в котором спортсмены-гимнасты хранили масло. Носили емкость в мешочке на поясе. Помимо этого, арибалл использовали для хранения парфюмерных мазей.

Алабастр и пиксида

При проведении раскопок нередко находили древнегреческий сосуд в виде рога, чаши или конуса. Весьма необычайной формой обладал алабастр. Этот сосуд был продолговатым и имел плоское горлышко, на котором располагалось специальное ушко, позволяющее подвешивать емкость. Это была главная особенность алабастра. Дно сосуда было аккуратно закруглено. Изготавливалась такая посуда из алебастра, металла, стекла или обожженной глины. С наружной стороны сосуд украшался орнаментом. Применяли такую емкость для хранения ароматических составов.

Овальной или круглой формой обладала пиксида. Внутри такого сосуда хранили разнообразные украшения. Нередко емкость наполняли пряностями и мазями. Изготавливали пиксиду из слоновой кости, дерева или золота.

древнегреческий сосуд для вина

Лекиф и скифос

В основном сосуды в Древней Греции использовались для хранения вина, масла или мазей. Это было удобно и практично. Сосуд лекиф использовали для масла. Сначала такую посуду изготавливали конусообразной формы, а затем стали делать цилиндрическими. На одной стороне сосуда имелась ручка. Еще одна особенность емкости – узкое горлышко. Стоит отметить, что лекиф нередко использовали для проведения похоронного ритуала.

Читайте также:  Название сосудов биология 8 класс

Скифос обычно использовали для питья. Эта емкость внешне напоминала чашу с несколькими горизонтальными ручками. Объем сосуда составлял 270 мл. Древние римляне и греки использовали скифос для измерения количества жидкости.

древнегреческий сосуд для масла

Канфар, ритон и киаф

Некоторые сосуды в Древней Греции внешне напоминали черпак. К такой посуде относится киаф. Сосуд имел достаточно длинную ручку изогнутой формы. Емкость внешне напоминала чашу, которую можно было поставить на ровную поверхность. Держалась она за счет небольших ножек на дне емкости. Объем сосуда составлял 450 мл. Применяли его для измерения количества сыпучих продуктов и жидкостей.

Канфар – это древнегреческий сосуд, напоминающий кубок. Он имел высокую ножку и несколько ручек. Применяли его в основном для питья. Легенды Древней Греции указывают на то, что канфар был атрибутом самого бога Диониса.

Среди сосудов встречались и весьма оригинальные экземпляры. Емкость под названием ритон имела воронкообразную форму. Нередко такой сосуд выполняли в форме головы человека, птицы или животного. Для изготовления ритона использовали металл или керамические материалы.

Это лишь небольшой список самых известных сосудов Древней Греции. Для каждого особого случая использовалась определенная посуда. Что касается материала, предназначенного для ее изготовления, и росписей, то все зависело от предпочтений и материального состояния человека.

Источник

Алабастр

Сосуд продолговатой закругленной книзу формы с плоским горлом и ушком, за которое его подвешивали для хранения. Часто производился из алебастра с крашеным орнаментом, обожженной глины, стекла или металла. Как правило, использовался для хранения парфюмерных мазей. 
Ниже изображен арибалл, служивший для тех же целей.

Лекиф
сосуд для масла. Первоначально делался конусообразной, затем цилиндрической формы с вертикальной ручкой, узким горлом, переходящим в раструб и использовался в похоронном церемониале. Мраморные лекифы больших размеров, украшенные богатым орнаментом, ставились в местах захоронения.

Амфора

овальный сосуд с двумя ручками для хранения масла и вина, иногда использовался в качестве урны для захоронения или голосования. Объем амфоры (26,3 л) применялся римлянами для измерения жидкости. Иногда делалась из бронзы, серебра, дерева или стекла.

Лутрофор
сосуд с высоким туловом, длинным узким горлом, широким венчиком и двумя ручками. По свадебному ритуалу в нем приносили воду для омовения невесты. Если невеста умирала до свадьбы, лутрофор помещали в ее могилу. Позднее этот сосуд стал традиционным украшением любых могил.

Гидрия

керамический (иногда металлический) сосуд с двумя горизонтальными и одной вертикальной ручкой между венчиком и пологими плечиками, которые плавно переводят тулово сосуда в его горло. Часто роспись наносилась только на ручки. Использовалась для разливания напитков во время пиршеств.

Ойнохоя
кувшин с носиком оригинальной формы, использовавшийся для разливания жидкостей на пиршествах, обыкновенно вина. Процесс ускорялся за счет трех стоков на горлышке, что позволяло наполнять сразу три чаши.

Динос
сосуд для смешивания вина, состоял из большого кувшина и искусно сделанной отдельной подставки.

Панафинейская амфора
изготавливаемые в Афинах с 566 до н.э. чернофигурные амфоры особого типа со стереотипной росписью (Афина либо изображение состязаний). Панафинейские амфоры наполняли маслом и выдавались победителям на Панафинеях в качестве приза (отсюда – обычай награждать победителей спортивных соревнований кубками).

Кальпида

Пелика
расширяющийся книзу сосуд с двумя вертикальными ручками. Использовался, главным образом, для хранения небольших объемов сыпучих и жидких веществ.

Канфар
сосуд для питья в форме кубка с двумя ручками, преимущественно на высокой ножке. Считался атрибутом бога Диониса.

Пиксида
круглая или овальная коробка для украшений, мазей или пряностей. Первоначально делалась из дерева, слоновой кости или золота. У древних христиан использовалась как ритуальный сосуд для гостии, искупительной жертвы.

Киаф
сосуд в форме чаши с одной длинной изогнутой ручкой, на ножке или без нее. Использовался как черпак во время застолий и как мера жидкостей и сыпучих тел (около 0,045 л).

Псиктер
сосуд на высокой цилиндрической ножке, которая позволяла ставить псиктер в другой сосуд, наполненный холодной водой или льдом. Использовался для охлаждения напитков.

Килик
керамический или металлический сосуд для питья в форме открытой плоской чаши на ножке (приземистой или тонкой, вытянутой) с двумя ручками.

Ритон
керамический или металлический сосуд в Древней Греции воронкообразной формы с очерченной шейкой и ручкой. Часто изготавливался в виде головы животного или человека, использовался или на пиршествах, или в сакральных ритуалах.

Кратер с завитками
сосуд с широким горлом, вместительным туловом и двумя ручками; для смешивания крепкого вина с водой.

Скифос
сосуд для питья в форме чаши с двумя горизонтальными ручками. Иногда использовался римлянами как мера жидкости (0,27 л).

Кратер в форме чашечки цветка
Второй тип кратеров, ничем не уступающий первому. Разве что завитушками…

Стамнос
сосуд с короткой горловиной и широким отверстием, часто снабжался двумя горизонтальными ручками и использовался для хранения вина. Первоначально был округлым и выпуклым, со временем – все более овальным и плоским.

Источник

В предыдущей статье я писала о том, какой была живопись в Древней Греции. Однако, рассуждать об этом сегодня можно лишь теоретически, т.к., собственно, образцы этого искусства не сохранились. Тем не менее, некоторое представление о древнегреческой живописи донесли до нас рисунки, украшавшие гончарные изделия древних греков. Этот вид искусства принято называть вазописью. Безусловно, она играла иную, чем живопись или скульптура, роль в жизни греков, и, соответственно, выработала свой собственный, яркий, узнаваемый художественный язык.

Древнегреческая вазопись

Читайте также:  Информация о сообщающихся сосудах

Этот язык и технические приёмы вазописи были неразрывно связаны с самим производством керамики. Нужно отметить, что это производство имело весьма важное значение в экономике Эллады. Об этом свидетельствуют многочисленные археологические находки на очень широком ареале государств Средиземноморья, куда приходили греческие товары. Огромное количество сосудов различных форм и предназначения обнаруживаются там.

Древнегреческие сосуды, найденные археологами в Тамани.

Одним из центров гончарного производства были Афины, где сформировался целый квартал с лавками и мастерскими по производству посуды. Он так и назывался – Гончарный.

Керамические изделия греческих мастеров поражали своим разнообразием и стоили недорого. В каждом доме были такие предметы, предназначавшиеся для самых разных целей – и сосуды для хранения продовольственных запасов, и повседневная посуда, и в качестве декора домашней обстановки.

Виды древнегреческих сосудов

Их предназначение определяло их форму, а значит и роспись, украшавшую сосуд. Особенно разнообразными были вазы и кубки, наиболее часто использовавшиеся в домашнем обиходе.

Примеры росписи различных керамических ваз

О значимости этих изделий в жизни жителей Древней Греции, о достаточно высоком статусе мастеров-ремесленников и вазописцев, говорит тот факт, что и те, и другие оставляли подписи на своей работе. Так же как это делали и представители других профессий – живописцы, скульптуры, поэты и т.п. Имена некоторых художников-вазописцев известны нам и сегодня – это Экзе́кий, Евфро́ний, Евфими́д, Псиах, Дурис и др.

Разница в работе художников и мастеров-вазописцев была, пожалуй, лишь в том, какой аудитории их работа предназначалась. И если первые должны были воспитывать граждан полиса, и потому выбирали самые возвышенные сюжеты. То вторые допускали больше бытовизма, юмора в своё творчество.

Краснофигурная вазопись с изображением пира.

Если сюжеты для росписей черпались из мифологии, то, зачастую, художников – вазописцев интересовали не драматические или дидактические моменты, а бытовые и шутливые.

Чернофигурная роспись. “Ахилл и Аякс, играющие в кости”. Экзекий.

Чернофигурная роспись. “Геракл, приводит к Эврисфею Цербера”.

Кроме того, на чашах мы можем увидеть сцены из повседневной жизни – -спортивные состязания и тренировки;

– сцены военных походов и сражений;

– изображения музыкантов и танцоров;

– колесничих и моряков,

– пирующих и скорбящих,

– стариков и детей, прекрасных дев, и мускулистых мужей, и многое, многое другое.

Краснофигурная роспись. “Поцелуй”

Художник по керамике должен был следовать форме и размеру сосуда, который расписывал. И в этом греческие вазописцы достигли совершенства.

Краснофигурная роспись. “Геракл в саду Гесперид”

Они научились замечательно выстраивать композицию, распределяя фигуры персонажей и их позы, так, что они идеально “вписывались” в силуэт сосуда.

Краснофигурная роспись

Прекрасное чувство ритма, плавности и связанности линий и всех компонентов росписи, лёгкость и внимание к деталям – всё это присутствует в лучших образцах вазописи.

Чернофигруная роспись. “Ахиллес и Ипполита”. Экзекий.

Форма и фактура керамических изделий диктовали и своеобразный подход к цвету, сообщая определённый лаконизм росписям. Все изображения были плоскостными (т. е. отсутствовали объём и перспектива) и, чаще всего, монохромными.

Чернофигурный килик. «Дионис в ладье». Эксекий.

Широкое распространение в Элладе получили два основных вида вазописи:

чёрнофигурная – чёрным лаком рисовались фигуры, фоном же служила подкрашенная охрой глина, из которой изготовлялся сосуд. Мелкие детали на чёрных фигурах процарапывались специальным инструментом.

Есть легенда, что такая роспись появилась благодаря случайности – влюблённая девушка, обвела тень, которую отбрасывала фигура её возлюбленного.

Такая техника появилась ещё в VII в. до н.э. И секрет этой технологии до конца не разгадан до сих пор.

Чернофигурная роспись.

Чернофигурная роспись.

краснофигурная роспись известна с конца VI в до н.э. В этой технике фоном служит залитая чёрным лаком поверхность посуды, а сами фигуры сохраняют красный цвет обожжённой глины. Детали же прорисовывались кистью, что позволяло сделать рисунок более лёгким, гибким и живописным, а фигуры приобретали большую пластичность и естественность.

Краснофигурное изображение на амфоре Андокида. “Геракл и Афина”.

Краснофигурная роспись. “Полёт ласточки”. Евфроний.

Вследствие изменения технологий, повышается и мастерство художников. Росписью керамики начинают заниматься не просто ремесленники, а настоящие мастера. Их изделия сегодня рассматриваются как произведения искусства, которые занимают почётное место в самых значительных музейных коллекциях.

Что ещё почитать о древнегреческой культуре? Ссылки на мои статьи по этой теме смотрите ниже:

Культура Древней Греции. В чём секрет успеха?

Во что верили древние греки?

Что нужно знать о Гомере и его поэмах?

Этапы развития великой культуры.

Древнегреческая скульптура. Путь к совершенству.

Ордерная система – основа классической архитектуры.

Как строились храмы Древней Греции.

Ансамбль Афинского Акрополя.

Древнегреческая живопись.

Древнегреческая вазопись.

Что мы знаем о древнегреческой музыке?

Древнегреческий театр. Почему греки любили трагедию?

Источник