Древнегреческий орнамент на сосудах
В предыдущей статье я писала о том, какой была живопись в Древней Греции. Однако, рассуждать об этом сегодня можно лишь теоретически, т.к., собственно, образцы этого искусства не сохранились. Тем не менее, некоторое представление о древнегреческой живописи донесли до нас рисунки, украшавшие гончарные изделия древних греков. Этот вид искусства принято называть вазописью. Безусловно, она играла иную, чем живопись или скульптура, роль в жизни греков, и, соответственно, выработала свой собственный, яркий, узнаваемый художественный язык.
Древнегреческая вазопись
Этот язык и технические приёмы вазописи были неразрывно связаны с самим производством керамики. Нужно отметить, что это производство имело весьма важное значение в экономике Эллады. Об этом свидетельствуют многочисленные археологические находки на очень широком ареале государств Средиземноморья, куда приходили греческие товары. Огромное количество сосудов различных форм и предназначения обнаруживаются там.
Древнегреческие сосуды, найденные археологами в Тамани.
Одним из центров гончарного производства были Афины, где сформировался целый квартал с лавками и мастерскими по производству посуды. Он так и назывался – Гончарный.
Керамические изделия греческих мастеров поражали своим разнообразием и стоили недорого. В каждом доме были такие предметы, предназначавшиеся для самых разных целей – и сосуды для хранения продовольственных запасов, и повседневная посуда, и в качестве декора домашней обстановки.
Виды древнегреческих сосудов
Их предназначение определяло их форму, а значит и роспись, украшавшую сосуд. Особенно разнообразными были вазы и кубки, наиболее часто использовавшиеся в домашнем обиходе.
Примеры росписи различных керамических ваз
О значимости этих изделий в жизни жителей Древней Греции, о достаточно высоком статусе мастеров-ремесленников и вазописцев, говорит тот факт, что и те, и другие оставляли подписи на своей работе. Так же как это делали и представители других профессий – живописцы, скульптуры, поэты и т.п. Имена некоторых художников-вазописцев известны нам и сегодня – это Экзе́кий, Евфро́ний, Евфими́д, Псиах, Дурис и др.
Разница в работе художников и мастеров-вазописцев была, пожалуй, лишь в том, какой аудитории их работа предназначалась. И если первые должны были воспитывать граждан полиса, и потому выбирали самые возвышенные сюжеты. То вторые допускали больше бытовизма, юмора в своё творчество.
Краснофигурная вазопись с изображением пира.
Если сюжеты для росписей черпались из мифологии, то, зачастую, художников – вазописцев интересовали не драматические или дидактические моменты, а бытовые и шутливые.
Чернофигурная роспись. “Ахилл и Аякс, играющие в кости”. Экзекий.
Чернофигурная роспись. “Геракл, приводит к Эврисфею Цербера”.
Кроме того, на чашах мы можем увидеть сцены из повседневной жизни – -спортивные состязания и тренировки;
– сцены военных походов и сражений;
– изображения музыкантов и танцоров;
– колесничих и моряков,
– пирующих и скорбящих,
– стариков и детей, прекрасных дев, и мускулистых мужей, и многое, многое другое.
Краснофигурная роспись. “Поцелуй”
Художник по керамике должен был следовать форме и размеру сосуда, который расписывал. И в этом греческие вазописцы достигли совершенства.
Краснофигурная роспись. “Геракл в саду Гесперид”
Они научились замечательно выстраивать композицию, распределяя фигуры персонажей и их позы, так, что они идеально “вписывались” в силуэт сосуда.
Краснофигурная роспись
Прекрасное чувство ритма, плавности и связанности линий и всех компонентов росписи, лёгкость и внимание к деталям – всё это присутствует в лучших образцах вазописи.
Чернофигруная роспись. “Ахиллес и Ипполита”. Экзекий.
Форма и фактура керамических изделий диктовали и своеобразный подход к цвету, сообщая определённый лаконизм росписям. Все изображения были плоскостными (т. е. отсутствовали объём и перспектива) и, чаще всего, монохромными.
Чернофигурный килик. «Дионис в ладье». Эксекий.
Широкое распространение в Элладе получили два основных вида вазописи:
– чёрнофигурная – чёрным лаком рисовались фигуры, фоном же служила подкрашенная охрой глина, из которой изготовлялся сосуд. Мелкие детали на чёрных фигурах процарапывались специальным инструментом.
Есть легенда, что такая роспись появилась благодаря случайности – влюблённая девушка, обвела тень, которую отбрасывала фигура её возлюбленного.
Такая техника появилась ещё в VII в. до н.э. И секрет этой технологии до конца не разгадан до сих пор.
Чернофигурная роспись.
Чернофигурная роспись.
– краснофигурная роспись известна с конца VI в до н.э. В этой технике фоном служит залитая чёрным лаком поверхность посуды, а сами фигуры сохраняют красный цвет обожжённой глины. Детали же прорисовывались кистью, что позволяло сделать рисунок более лёгким, гибким и живописным, а фигуры приобретали большую пластичность и естественность.
Краснофигурное изображение на амфоре Андокида. “Геракл и Афина”.
Краснофигурная роспись. “Полёт ласточки”. Евфроний.
Вследствие изменения технологий, повышается и мастерство художников. Росписью керамики начинают заниматься не просто ремесленники, а настоящие мастера. Их изделия сегодня рассматриваются как произведения искусства, которые занимают почётное место в самых значительных музейных коллекциях.
Что ещё почитать о древнегреческой культуре? Ссылки на мои статьи по этой теме смотрите ниже:
Культура Древней Греции. В чём секрет успеха?
Во что верили древние греки?
Что нужно знать о Гомере и его поэмах?
Этапы развития великой культуры.
Древнегреческая скульптура. Путь к совершенству.
Ордерная система – основа классической архитектуры.
Как строились храмы Древней Греции.
Ансамбль Афинского Акрополя.
Древнегреческая живопись.
Древнегреческая вазопись.
Что мы знаем о древнегреческой музыке?
Древнегреческий театр. Почему греки любили трагедию?
Источник
Делали на мастер-классе с девочками часы с темой Греции, подбирали орнаменты, ну и конечно же, решили покапаться в истории, пополнить пробелы в знаниях или освежить память 🙂
Чем и хотим поделиться с вами, если кому интересно.
Древнегреческое искусство, до сих пор удивляющее своим совершенством, гармонично во всём. Даже детали были продуманы до мелочей. Как пример — греческий орнамент, знакомый без преувеличения всем: его гравируют на украшениях и посуде, украшают им вазы, одежду и постройки. А современные греки, не забывшие корни, с гордостью наносят орнамент на сувениры в качестве элемента национальной культуры. Какие примеры орнаментального искусства наиболее известны и что же все эти символы означают?
Меандр
Пожалуй, самым знаменитым и узнаваемым греческим орнаментом является меандр — непрерывная лента, состоящая из прямых углов. Его находили ещё на предметах времён палеолита и неустанно думали над версиями происхождения этого символа. Считается, что название дали по ассоциации с одноимённой извилистой рекой в Малой Азии, рекой Меандр, ведь её извилистые берега и течения повторяют цикличный орнамент с прямоугольными элементами.
Что касается трактовок орнамента, то меандр вызывал у древних множество ассоциаций. Согласно одной теории, он символизировал вечность, постоянное движение, течение жизни, а прямые линии и углы — добродетель. А по другим версиям меандром и вовсе задабривали богов. Для многих меандр стал символом божественного поражения, того, что смертный все-таки может противостоять богам и даже победить их. Меандр — символ того, что можно совершить невозможное!
Меандр веками остаётся самым распространённым и одновременно самым таинственным греческим орнаментом. В древности ремесленники украшали им изделия, постепенно усложняя и придумывая новые вариации. Постепенно орнамент приобрёл двойные и даже тройные волны. Судя по количеству видов меандра, древние художники негласно соревновались — кто же сочинит более совершенный орнамент?
И сейчас меандр сопровождает человечество: постепенно из украшений на вазах и постройках он перебрался на одежду европейских модниц, а сейчас красуется на логотипе Versace и нередко встречается как украшение интерьера. Чтобы увидеть древние примеры использования меандра, далеко ходить не придётся. Оказавшись в Греции, достаточно заглянуть в любой археологический музей, где хранится найденная археологами посуда, камни с высеченным на них меандром, фрагменты зданий.
Спираль
На многих греческих изделиях и памятниках изображена спираль — один из ярких примеров древнего орнамента. Но это не просто замысловатый рисунок, а символ с особым смыслом, которым греки наделяли, кажется, абсолютно всё. Спираль у них ассоциировалась с развитием и движением, она была символом жизни. Интересно, что древние греки воспринимали орнамент спирали как атрибут Афины (если она раскручивалась по часовой стрелке) или Посейдона (против часовой стрелки). А в некоторых трактовках в раковине спирали виделся образ Вселенной, в её центре — пуп Земли.
В качестве примера использования спиралевидных орнаментов в архитектуре можно взять фрагменты ионических колонн, например, Эрехтейона. В античности их воспринимали как образец изысканности. В ионических капителях и можно увидеть те самые спиральные орнаменты — такие завитки называют «волютами». Но в древнегреческой архитектуре существовали также обегающие и S-образные спирали.
Акант
Для античности характерен ещё один любопытный орнамент — акант. Своё название он получил по аналогии со средиземноморским растением акантом (Acanthus mollis), и необычная форма его листьев лежит в основе орнамента, заимствованного у самой природы. Акант можно встретить на капителях, карнизах, фризах. Для Коринфского ордера украшение капители листьями аканта было характерной чертой.
Кому пришло в голову использование аканта как орнамента? Оказывается, за этим стоит легенда из жизни архитектора Каллимаха. Прогуливаясь по кладбищу, он заприметил могилу девушки, а на ней — корзину с личными вещами, которую оставила здесь кормилица. Буйный акант обвил корзину, и Каллимах перенёс увиденное на капители Коринфского ордера. Впоследствии ордер получил название «девичьего» и отличался от Ионического, более «мужского». По иным версиям акант вырастал на могилах героев, символизируя собой жизнелюбие и силу.
Кроются ли истоки в легенде или просто в красивой и изящной форме аканта, но растение стало любимым для античных архитекторов. Сейчас примеры использования этого орнамента можно увидеть в афинском Храме Зевса, на капителях афинской Агоры, оставшихся от колонн, и на библиотеке Адриана.
Греческий орнамент акант (нижние ряды)
Пальметта
Ещё одним растительным орнаментом в греческом искусстве позже становится пальметта — веерообразное изображение пальмового листа. Она появляется под влиянием Востока — впервые такой мотив рождается в Египте, откуда распространяется на Крит. Пальметта позволила грекам разнообразить привычные орнаменты и даже заменила меандр. Обладая богатством декоративных возможностей, она придала выразительность, но изначально не таила в себе особого смысла. Орнамент часто использовали в оформлении надгробий, декорировании карнизов и колонн.
Конечно, греки не бездумно скопировали пальметту. Считая пальмовый лист слишком громоздким, они стилизуют орнамент и добавляют завитки, напоминающие виноградные усики. В результате восточная пальметта в Греции принимает грациозный вид и занимает почётное место среди прочих традиционных орнаментов.
Буду рада, если данная информация кому-то пригодится 🙂
Ну и немного орнаментов и картинок для декупажа всем желающим 🙂
Всем спасибо за внимание и творческих успехов!
С уважением, Светлана.
Источник
Древнегреческая вазопись – особая разновидность росписи по посуде, выполняемая с использованием особых видов красителя.
Истоки древнегреческой вазописи
Основные особенности, характерные для греческой вазописи, прослеживаются еще в догреческом минойском искусстве. Впервые подобная роспись начала использоваться в 2500 г. до н. э. (Бутмирская культура). Особое распространение в это время получили керамические изделия критской школы. Их характерной особенностью являлись геометрические орнаменты, нанесенные белой краской по темному фону. Позднее начали применяться растительные мотивы, изображения людей и животных. Еще одной отличительной чертой критских ваз было то, что узорами и рисунками их поверхность была заполнена практически полностью.
Поскольку самый первый образец такой посуды был найден в пещере Камарес, стиль древних критских мастеров был назван «камарским». Минойская культура привнесла в декор ваз этой школы морские мотивы, которые также считаются отличительным признаком камарских сосудов. Современными археологами достаточно хорошо изучена и керамическая посуда позднеэлладского периода. Для орнаментов этого времени характерны растительные и животные мотивы. После 1200 года мастерами начинают использоваться также изображения людей и кораблей.
Разновидности древнегреческой росписи
Археологами найдены древнегреческие сосуды, декорированные в разных техниках. В основном можно выделить следующие:
• Прокоринфский стиль. Появился приблизительно в 700 годах до н. э. Характерной особенностью этого вида росписи является широкое использование мифологических мотивов, создаваемых в основном под влиянием восточных орнаментов. Техника исполнения идентична чернофигурной росписи. Характерным образчиком прокоринфского стиля является, например, декор Пинаки из Пентескуфии. ( 575-550 гг. до н. э.), хранящийся в Лувре.
• Чернофигурная вазопись. Этот способ оформления посуды появился в VII в. до н.э. Характерной его особенностью является использование человеческих фигур, изображение сцен битв, пиршестви, разумеется, мифологические сюжеты. Рисунок наносился на поверхность шпикером (глянцевой глиной). После обжига материал сосуда становился красным, шпикер менял свой цвет на черный. Самым известным художником, работавшим в чернофигурной технике, был Эксекий. Свою популярность этот метод начал терять, начиная с 530 г. до н. э.
• Краснофигурная вазопись. Считается, что изобретателем этого метода был художник Андокид. Техника этого типа очень похожа на чернофигурную. Отличие лишь в том, что фон в этом случае после обжига получался черным, а сам рисунок имел естественный «глиняный» цвет. Основными мотивами краснофигурного декора были мифологические сюжеты, женские образы и интерьеры гончарных мастерских.
• Вазопись по белому фону. Такие сосуды предварительно окрашивались белым, а затем на них наносились красные, черные либо разноцветные фигуры. Существовали и другие, несколько менее известные древнегреческие техники украшения посуды. Например, особым образом украшены вазы-гнафии, канозские вазы, чентурипские вазы.
Особенности нанесения изображений
Расписывалась посуда еще до обжига. Готовый сосуд предварительно протирали влажной тряпкой. Далее наносился рисунок. Скорее всего, при этом использовалась кисть. Нанесение рисунка на сосуды по краснофигурной технологии выполнялось, видимо, по заранее подготовленным эскизам. Последние иногда проглядывают через конечное изображение. Такой эскиз, например, можно заметить на амфоре из Клеофрада, украшенной изображением сатира с копьем. Первоначальные наброски наносились на сосуд линиями толщиной примерно в 4 мм. Иногда этот контур проступает и сквозь конечное изображение готовых ваз. На многих древнегреческих чернофигурных и краснофигурных сосудах можно видеть различные надписи. Чаще всего это подписи художников и гончаров, а также надписи-посвящения. На дне некоторых сосудов также имеется клеймо изготовителя.
Основные центры греческой вазописи
Самыми крупными центрами древнегреческого гончарного искусства считаются Афины и Коринф. Широко известны вазы, изготовленные в Лаконии и Беотии. Достаточно распространенным древнегреческий декор были и в Италии, поскольку тут находились греческие колонии. Имитировать греческую роспись итальянские мастера начали приблизительно в VIII в. до н. э. Угасать искусство вазописи в Древней Греции начинает примерно с III века до н. э. Размеры керамических сосудов значительно уменьшаются, роспись становится более примитивной и выполняется уже не так тщательно.
Источник
Одним из достижений Античности в искусстве стал орнамент. Древнегреческий орнамент известен по археологическим находкам, иллюстрациям в энциклопедиях и книгах с мифами, по стилизованным под старину сувенирам и фильмам. Этот орнамент отличается явно выделенным ритмом: равные геометрические элементы чередуются между собой, создавая тем самым своеобразную музыку и визуальную метафору.
Меандр – самый известный древнегреческий орнамент. Существует множество видов меандра, но все они состоят из прямых углов, складывающихся в единый рисунок.
Схематическое изображение разных видов меандра // ru.wikipedia.org
Название меандра происходит от одноименной реки в Эгейском регионе западной части Малой Азии. Сейчас она называется Большой Мендерес. Упоминания о ней встречаются в «Илиаде» Гомера:
«Город Милет занимали они и лесистую гору // Фтирос, теченья Меандра, высокие главы Микалы».
Эта река имела важное стратегическое значение и отличалась сильной извилистостью. Орнамент был назван так из-за визуального сходства с рекой. Меандр часто встречается на монетах греческих колоний, которые проживали в бассейне именно этой реки (Приена, Магнисия, Антиохия, Апамея и прочие).
Кносские монеты V-IV веков до н. э // www.coins.msk.ru
По другой версии, извилистый и беспрерывный узор меандра воспринимался в Древней Греции не только как визуальный образ водной стихии. Узор меандра – метафора течения человеческого бытия, где прямые углы символизировали правильный образ жизни, добродетель. Исследователи предполагают, что впервые меандр появился в ткацком искусстве. В Древней Греции им украшали подол одежды – считалось, что подобный узор на одеянии подчеркивал праведность хозяина.
Меандр на одежде. Статуя Phrasikleia Kore, Аттика, 500-ые г. до н.э. // wikipedia.org
Впрочем, меандр встречается далеко не только в одеждах древних греков. Орнамент этот является неотъемлемым атрибутом этрусских ваз, фасадов и фризов архитектурных сооружений, а также украшений.
Амфора, Аттика, 725-700 г. до н.э. // wikipedia.org
(Этруски – народ, проживавший на территории современной Италии в первом тысячелетии до н.э.)
Один из самых известных видов меандра – алагрек. Уже в самом названии отражено греческое происхождение орнамента, однако выясняется, что меандр появился гораздо раньше.
Один из немногих исследователей истории орнамента, A.R. Hein, в своей книге «Mäander…ein Beitrag zur allgemeinen Ornamentgeschichte» выдвигает удивительную теорию. Автор утверждает, что этот орнамент возник в нескольких частях света одновременно. По его мнению, каждый народ обладает потребностью выразить себя – именно поэтому элементы примитивного орнамента, состоящего из прямых углов, завитков, точек, встречаются в технике почти каждого государства.
Хайн отмечает, что и у греков, и у предшествующих авторов меандра этот орнамент является не «математическим узором», а осознанной абстракцией.
Помимо того, что в разных частях света независимо друг от друга возникает идентичный рисунок, символическое значение этого орнамента в разных частях света тоже совпадает. В качестве доказательства Хайн приводит примеры использования орнамента у разных народов. Например, у мексиканцев меандр встречается в календаре и обозначает месяц дождей, а меандрические узоры украшают защищающую от разлива воды дамбу. В Китае и Японии меандр тоже оказывается связан с водой. В азиатской традиции меандр называют lei-wei – узор грозы. Орнамент в этом случае означает благодетель провидения, подарившего народу дождь и, как следствие, богатый урожай.
Изображение месяца дождей в мексиканском календаре // A.R. Hein
Меандр в такой роли встречается также в находках на территории Французской Гвинеи, Венесуэлы, Бразилии, Африки и многих других мест. Это парадоксальное свойство Хайн объясняет «законом причинности».
Орнамент на китайской вазе (слева) и на бразильской ткани (справа) // A.R. Hein
Меандр получил распространение за пространственно-временными пределами Древнего мира. Этот орнамент дошёл и до русского зодчества. Кирпичный декор в русской архитектуре XI века в виде меандра – пример переосмысления античной европейской цивилизации русскими и византийскими зодчими и отражение влияния «руки софийских мастеров».
На популярность данного орнамента среди русских зодчих указывают также фрагменты разрушенного Успенского собора Киево-Печерского монастыря и Софийский собор в Киеве.
Схемы поясов меандра в древнерусских храмах // Д.Д. Ёлшин
Подтверждает теорию Хайна и то, что некоторые археологические находки в Закавказье не вписываются в общую логику путешествий и преобразований античного орнамента. К примеру, меандр украшает фриз базилики Санагире в Кахетии и Пицундского собора. Исследователи относят эти памятники ко второй половине X века, в то время как византийский и русский меандр мы встречаем лишь на постройках XI века.
ЧЧто происходило с меандром позже?
Можно утверждать, что прежнее символическое значение этого орнамента с каждым веком нивелировалось. Меандр возвращается в жизнь человека лишь в эпоху классицизма, для которого характерно стремление к продолжению античных традиций. Именно поэтому в эпоху классицизма меандр воспринимается лишь как сугубо греческий, античный атрибут.
На рубеже XVIII и XIX веков меандр из архитектуры переходит в моду. Для так называемой «ампирной моды» были характерны “античные”, легкие силуэты без корсетов и псевдоантичные украшения. На многих эскизах того времени мы обнаруживаем греческий орнамент. Им стали вновь украшать подолы платьев и ювелирные изделия.
Ампирная мода. Катерина Талейран, начало XIX века П.П. Прюдон // fotki.yandex.ru
Два века спустя в мире моды происходит еще один переворот. В 1978 Джанни Версаче вместе с братом основывает одноименный модный дом.Логотипом бренда становится изображение головы Медузы Ронданини – копия горгоны, украшавшей щит статуи Афины Парфенос, заключенной в уже знакомый нам меандрический орнамент.
«Этот выбор был сделан абсолютно сознательно. Медуза символизирует красоту и роковые чары античной древнегреческой классики, как в искусстве, так и в философии. Она – синтез красоты и простоты, которая в прямом смысле парализует и даже гипнотизирует». Дж. Версаче
Логотип Versace // shutterstock.com
Модельеры Версаче нередко оперируют греческими мотивами в своих показах: осенняя коллекция ready-to-wear 2015 была полностью основана на меандрическом узоре.
В повседневной жизни современного человека господствует Визуальное. Оглянитесь по сторонам – вы обязательно обнаружите где-нибудь поблизости греческий орнамент. Впрочем, вряд ли он будет нести в себе тот смысл, о котором нам рассказывают экскурсоводы в музеях и немецкие историки на страницах старых книг.
1 из 2
Мы заставляем визуальные продукты прошлого и настоящего «работать на нас». Ими пользуются не только известные кутюрье, но и популярные музыканты и клипмейкеры.
Еле заметный меандрический узор на короне Билли Айлиш в клипе You should see me in a crown тоже «работает» на общий смысл. Песня Билли — своего рода инфернальное продолжение традиции «Памятника» Горация. Героиня утверждает, что она будет править миром и заставит других замолчать под воздействием своего голоса и, возможно, творчества. Корона на её голове включает в себя квинтэссенцию различных графических символов. Греческие, католические и монархические символы подчеркивают всеобъемлющий характер власти Билли над миром.
Билли Айлиш. Клип You Should See Me in a Crown // youtube.com
Те преобразования, которые происходят сейчас с древнейшим визуальным символом, полностью вписываются в постмодернистскую философскую концепцию.
«Означающее» отделилось от «означаемого», а ценности девальвировались. Меандр больше не ассоциируется ни с водой, как главной составляющей жизни, ни с её течением. Меандр сейчас – скорее понятная всем культурная отсылка, незамысловатая условность, которая лишь намекает на связь с античностью, которую каждый вправе использовать под свои визуальные нужды
Источник