Древнегреческий сосуд для благовоний

Древнегреческий сосуд для благовоний thumbnail
Алабастрон

(лат. Alabastron) — грушеобразный или вытянутый сосуд цилиндрической формы с округлым дном. В отличие от ритона алабастрон может стоять вертикально.

Алабастроны использовались для хранения ароматических веществ и жидкостей, преимущественно женщинами. Мужчины пользовались в аналогичных случаях арибалами.

Образцом для формы алабастрона послужила форма восточных сосудов из Египта, которые там изготавливались из алебастра, которому и обязаны своим названием.

Алабастроны обнаруживали при раскопках некрополей Кносса и Фаистоса на острове Крит; они относятся к 1900—1300 гг. до н. э. и украшены в дворцовом стиле изображениями птиц, рыб и осьминогов.

Стеклянный алабастрон. II—I вв. до н. э.

_________________________________________________

Амфориск

(лат. Amphoriskos) — древнегреческий керамический сосуд, «маленькая амфора». В отличие от обычной амфоры амфориск скорее всего использовался для хранения масел, ароматических и косметических средств. В Древнем Риме амфориски изготавливались также из стекла.

Амфориск с изображением юноши и женщины. Ок. 425—400 гг. до н. э. Лувр.
__________________________________________________

Арибал

(др.-греч. αρύβαλλος) — древнегреческий сосуд небольшого размера округлой формы, узким втянутым горлышком, расширяющимся у плоского венчика.

У арибала широкая, в форме ленты ручка. Арибал использовался для хранения ароматических жидкостей, в частности, ароматических масел. Название «арибал» происходит от кожаного мешка, в который обычно вставлялась бутыль. Функционально арибал сходен с алабастроном.

Если алабастронами пользовались женщины, то арибалы предназначались для мужчин и использовались преимущественно атлетами для ухода за телом. Арибалы носили на ремешке на запястье.

Большинство сохранившихся арибалов сделаны из глины, однако встречаются также арибалы из бронзы и фаянса.

Атлеты со стригилем и арибалом. Вазопись. V в. до н. э., Лувр.
__________________________________________________

Лебес Гамикос

(лат. Lebes Gamikos — «свадебный лебес») — древнегреческий глиняный сосуд.

Лебес Гамикос представляют собой сосуды крупного размера и округлой формы, с длинным цилиндрическим горлышком и двумя ручками. Лебес Гамикос использовались на свадьбах и преподносились в подарок невестам. Лебес Гамикос также преподносили в дар богам плодородия.

Лебес Гамикос также находили в захоронениях.

Лебес Гамикос работы Афинского вазописца.
___________________________________________________

Лагинос

(лат. Lagynos) — древнегреческий сосуд, использовавшийся для хранения ароматических масел. Лагинос напоминает ойнохойю, однако имеет более плоскую форму, и у него отсутствует типичный для ойнохойи венчик в форме трилистника.

Лагинос с изображением музыкальных инструментов. 150—100 гг. до н. э. Лувр.
____________________________________________________

Лидион

— сосуд без ручек сферической формы с узкой конической ножкой, предназначенный для хранения благовоний. Получил распространение у гончаров восточной Греции. В верхней части широкое горлышко с горизонтальным ободом. Лидион получил своё название от лидийцев, создателей этого вида керамики. Возможно, форма сосуда имеет египетское происхождение.

Лидион, VI век до н.э. Лувр.
____________________________________________________

Ольпа

(лат. Olpa) — древнегреческий кувшин для хранения благовонных масел и вина. Нижняя часть имеет выраженный объём, плавные линии формы ведут к широкому круглому горлышку. Ручка находится сбоку. Ольпа имеет меньший размер, чем ойнохойя.

Ольпа, гончар — Амасис, вазопись — Амасис, аттическая чернофигурная вазопись, 550—530 гг. до н. э., Лувр.
____________________________________________________

Племохойя

— небольшой сосуд шарообразной формы на высокой подставке с крышкой увенчанной шарообразной головкой. Использовался для хранение благовоний. Дошедшие до нас литературные источники позволяют предположить, что греки использовали это название для сосуда. В вазописи племохойя иногда изображалась в свадебных сценах и, вероятно использовалась в обряде бракосочетания.

Чёрнолаковая племохойя из Беотии. Ок. 550—525 до н. э. Лувр.
_____________________________________________________

Пиксида

(лат. Pyxis) — древнегреческий сосуд цилиндрической формы, похожий на банку с крышкой. Известное со времён эллинизма название происходит от греческого слова «самшит» — pýxos, из которого они изначально вытачивались.

До настоящего времени сохранилось лишь несколько пиксид, выполненных из дерева. Пиксиды также изготавливались из керамики, алебастра, металла или слоновой кости. Пиксиды использовались женщинами для хранения украшений и косметики. Часто встречаются краснофигурные керамические пиксиды с изображением жизни женщин. Пиксиды также часто находили в женских захоронениях.

Пиксиды существовали ещё в эпоху геометрики. Они были плоскими и отличались б́ольшим размером и видимо имели другое назначение. В VII в. до н. э. форма пиксид изменилась под влиянием коринфского гончарного искусства, на пиксидах выполнялась чернофигурная роспись. В VI в. до н. э. появились особые формы пиксид — на трёх ножках и пиксиды Никосфена. В классической Древней Греции особо популярным был тип пиксиды «А» с вогнутыми стенками. Тип пиксиды «Б» предусматривал крышечку, надеваемую сверху. В эпоху эллинизма пиксиды были несколько выше.

Читайте также:  Нородные средства для сосудов

Аттическая краснофигурная пиксида. Вазописец свадеб. Лувр. Ок. 470—460 гг. до н. э.
_____________________________________________________

Эпихизис

(лат. Epychisis) — античный сосуд цилиндрической формы, часто с двумя горизонтальными профилями-рантами, тонким горлышком, заканчивающимся отогнутым носиком с открытым сливом, и высокой изогнутой ручкой. Эпихизисы часто украшались росписью. Появился в южной Италии, в Апулии. Предположительно эпихизис являлся предметом женского обихода и использовался для косметических процедур.

Краснофигурный эпихизис с изображением Эроса.

По материалам Википедии.

Источник

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 5 января 2019; проверки требуют 9 правок.

Типология форм древнегреческих сосудов представляет большое разнообразие. Форма древнегреческих сосудов соответствовала прикладному назначению и менялась почти до бесконечности, в зависимости от места и времени производства и личного вкуса производителя. Тем не менее некоторые формы были особенно распространёнными и любимыми и составляли особые разряды, имевшие каждый своё особое наименование. Античные писатели сохранили номенклатуру греческих сосудов, однако показания этих авторов столь неопределённые и путаные, что, основываясь на них и проверяя их по сохранившимся экземплярам, нельзя было прояснить многие детали. Несмотря на все это, благодаря трудам Панофки и работам других исследователей (Летрона, Узинга, Ленорман и Витте, Лау, Джон Бизли, Хамфри Пейн), названия большинства форм определены окончательно.

Основные формы[править | править код]

ФормаНазначениеПримечанияПример
АлабастронДля масла и благовонийИспользовался женщинами, мужчины использовали арибалл
Амисурна
Амфора (Αμφορεύς)Тара для транспортировки и хранения продуктовРасписные сосуды — награда в соревнованиях
АмфорискДля благовонийМиниатюрная амфора
Арибалл (Αρύβαλλος)Для масла, используемого в гимнастикеНосился в мешочке на поясе
Аскос (Ασκός)Для хранения масла и благовоний, для заливки масла в лампы
БальзамарионДля благовоний
БатанионДля хранения продуктов
ГидрияСосуд для воды
ГуттусДля благовоний и культовых обрядов
ДиносДля питьяРазновидность кратера
Кадос (Κάδος)Транспортировка продуктов
КаккабаДля хранения продуктовупоминается в письменных источниках
Калаф (Κάλαθος)Для погребальных и культовых обрядов
Канфар (Κάνθαρος)Для питья
Кернос (Κέρνος)Для погребальных и культовых обрядов
КиафЧерпак для вина и воды
КиликДля питьяДругое название — каликс.
КитраДля хранения продуктов
КотилаДля питьяПохож на скифос
Кофон (Κώθων), правильнее, эксалейпронДля благовонного маслаСделан по принципу чернильницы-непроливайки
Кратер (Κρατήρ)Для смешивания вина и воды
Лагинос (Λάγυνος)Для благовоний
Лебес (Λέβης)Кухонный, хозяйственный и обрядовый сосуд
Лебес Гамикос (Λέβης γαμικός)Для свадебных обрядов
Лекана (Λεκάνη)Назначение неизвестно, возможно, что и у пиксидыМиска на ножке
ЛеканидаНазначение неизвестно, возможно, что и у пиксидыМаленькая лекана с крышкой
Лекиф (Λήκυθος)Для хранения ароматического масла
ЛопасСтоловый сосуд
ЛутерионСтоловый сосуд
Лутрофор (Λουτροφόρος)Для погребальных и культовых обрядов
Лидион (Λύδιον)Для благовоний
ЛампаДля освещения
МастосДля питья вина
Несторида (Νεστορίς)Для хранения продуктовИзвестна в Южной Италии как тройзелла
Ойнохоя (Οινοχόη)Для разлива вина и воды
ОльпаДля разлива вина и воды
ПатераДля культовых обрядов
Пелика (Πελίκη)Для хранения продуктов
ПеррирантерионОткрытая чаша на ножкеЧасто изготовлялась из камня
Пиксида (Πυξίς)Туалетный сосуд для хранения косметики, драгоценностей и т. п.
ПинакаВотивный предметДругое название — пинакион (Πινάκιον)
Пифос (Πίθος)Для хранения продуктовГлиняная бочка
Псиктер (Ψυκτήρ)Для вина и воды
Рыбное блюдоДля подачи на стол рыбыВ центре имеется ёмкость для соуса
РитонДля питья
СитулаВедро
Скифос (Σκύφος)Для питья
Стамнос (Στάμνος)Для хранения продуктов
СтупкаРазмельчение пряностей и т. д.
ТарелкаСтоловая посуда
ТимиатерионДля курения благовонийБытовое украшение
ТреножникПодставка для сосудов и т. п.Также любой сосуд на трёх ножках
Фиала (Φιάλη)Для питьяДругое название — омфальная чаша
Формискос (Φορμίσκος)Для культовых обрядовПогремушка
ЭкселиптраДля благовонийДругое название — племохойя или клотон
ЭпинетронНаколенникПрименялся при ткачестве
Эпихизис (Επίχυσις)Для благовоний
Читайте также:  Рецепты чеснока для очистки сосудов

Литература[править | править код]

  • Сомов А. И. Ваза, сосуд // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Источник

Типология форм древнегреческих сосудов представляет большое разнообразие. Форма древнегреческих сосудов соответствовала прикладному назначению и менялась почти до бесконечности, в зависимости от места и времени производства и личного вкуса производителя. Тем не менее, некоторые формы были особенно распространенными и любимыми и составляли особые разряды, имевшие каждый своё особое наименование. Античные писатели сохранили номенклатуру греческих сосудов, однако показания этих авторов столь неопределенные и путаные, что, основываясь на них и проверяя их по сохранившимся экземплярам, нельзя было прояснить многие детали. Несмотря на все это, благодаря трудам Панофки и работам других исследователей (Летрона, Узинга, Ленорман и Витте, Лау, Джон Бизли, Хамфри Пейн), названия большинства форм определены окончательно.

Энциклопедичный YouTube

  • 1/3

    Просмотров:

    2 271

    1 210 132

    493

  • ✪ Геометрический орнамент: терракотовый кратер

  • ✪ ЗАГАДОЧНЫЕ древние находки которые наука не может объяснить

  • ✪ Идеокинезис в Алматы. Сосудистый скелет

С вами Брайан и Моника.
Мы находимся в Метрополитен-музее.
Сегодня вечером здесь очень людно.
Перед нами одна из героических ваз, стоящих у входа в греческую галерею.
Она обозначена как геометрический кратер, созданный в VIII в. до н.э.
Почему геометрический?
Потому что на нём, как и на других вазах, которые так принято называть,
есть геометрический орнамент.
Видите на верхней кромке?
Ещё на нём есть узор, который называется меандр,
и каждая часть росписи заключена в отдельную рамку — ряд колец, похожих на олимпийские.
На внешней поверхности вазы размещены фигуры и орнаменты, множество геометрических узоров.
На ней есть и фигуры людей и животных, но они упрощены до геометрических форм и узоров.
Интересно, на этой вазе изображены фигуры людей и животных, а ранние геометрические вазы,
как я уже говорил, расписаны только геометрическими узорами.
Верно.
На предметах искусства следующего века мы уже наблюдаем больше изображений разных занятий людей.
Как использовалась эта ваза?
Она очень большая, поэтому нельзя представить, что в ней хранили вино или оливки.
Интересно, насколько же она велика?
Поскольку она стоит у нас над головами, выглядит так, словно в ней несколько футов…
Мы знаем об этих вазах, что их не держали в доме.
Нет, с их помощью помечали могилы.
Дно у таких ваз имеет отверстия.
В них наливали вино,
и оно медленно сочилось в землю в качестве своего рода подношения покойным.
Сложная у них была форма.
На них много трещин, да?
Да.
Их делали из терракоты — «жжёной земли», —
поэтому они разбивались на крупные куски, а не на мелкие, как стекло.
Точно.
Многие из них собраны заново?
Да.
Перед нами геометрическая роспись на нижней части сосуда.
На более высоких участках появляются фигуры в движении,
и это — новая тенденция в геометрической росписи, верно?
Да, показанная на вазе деятельность вполне соответствует её назначению.
Перед нами сцена похорон.
Перед нами усопший, лежащий на погребальной повозке.
По обеим сторонам от него — плакальщики.
Они рвут на себе волосы (это традиционный греческий траурный жест),
собравшись по обе стороны центральной погребальной сцены.
Интересно, что покойник изображён горизонтально лежащим на погребальной повозке,
и только этим отличается от остальных персонажей росписи.
Все фигуры совершенно одинаковы.
Да, это верно.
Жест, изображаемый живыми, отличает их от мёртвого, который просто лежит.
Правильно.
На примере египетского искусства мы видели,
что покойников представляли через использование символов.
Здесь у нас почти ничего, кроме самого тела.
Это верно.
И ещё, возможно, здесь семья покойного —
люди по обе стороны от него.
Видите, фигуры по бокам обмахивают его пальмовыми ветвями?
Видимо, уже в этот ранний период греки гораздо больше интересовались жизнью, чем смертью.
Видимо, так.
В центре внимания здесь плакальщики, выражающие скорбь,
а не сам покойник, его положение и социальный статус при жизни, как это было бы у египтян.
Верно.
Как вы уже отметили, тела изображены очень упрощённо.
Но мы без труда читаем изображение на этой вазе, да?
Совершенно верно.
Например, на нижней секции росписи мы без труда различаем трёх лошадей,
запряжённых в колесницу, на которой лежит покойник.
Но мы видим, что художник попытался создать иллюзию глубины, наложив фигуры лошадей друг на друга.
Это совсем не то, чего можно ожидать от греко-римского искусства, в котором была перспектива.
Да, в последующие эпохи такие эффекты создавались с помощью более сложных иллюзий.
Изображение очень плоское.
Кажется, мы должны проходить мимо этих ваз в музее, потому что они словно отмечают вход в галерею,
как геральдические львы.
Конечно, в Древней Греции они смотрелись более привлекательно.
Это не обычный предмет.
Да, у этих ваз была совершенно особая функция.
Такие горшки каждый день бить не будешь.
Они были доступны только богатым грекам,
которые могли себе позволить помечать ими могилы своих близких.
Получается, что во множестве музейных залов есть вазы,
которые служили для более утилитарных вещей: хранение вина, масла и так далее.
А это что-то совершенно другое.
Да, так и есть.

Читайте также:  Мальпигиевы сосуды какая система

Основные формы

ФормаНазначениеПримечанияПример
Алабастрон (Αλάβαστρον)Для масла и благовонийИспользовался женщинами, мужчины использовали арибалл

Alabastron Boread Louvre L27.jpg

АмисПогребальная урна
Амфора (Αμφορεύς)Тара для транспортировки и хранения продуктовРасписные сосуды — награда в соревнованиях

Amphora olive-gathering BM B226 03.jpg

АмфорискДля благовонийМиниатюрная амфора

Amphoriskos Louvre CA1892.jpg

Арибалл (Αρύβαλλος)Для масла, используемого в гимнастикеНосился в мешочке на поясе

Aryballos Pegasos 580 BC Staatliche Antikensammlungen.jpg

Аскос (Ασκός)Для хранения масла и благовоний, для заливки масла в лампы

Apulian RF askos 330-300BC MAN.jpg

БальзамарионДля благовоний
БатанионДля хранения продуктов
ГидрияСосуд для воды

Warrior departure Louvre E804.jpg

ГуттусДля благовоний и культовых обрядов

Guttus murex shell Petit Palais ADUT00419.jpg

ДиносДля питьяРазновидность кратера

Dinos animals Louvre Cp11243.jpg

Кадос (Κάδος)Транспортировка продуктов
КаккабаДля хранения продуктовупоминается в письменных источниках
Калаф (Κάλαθος)Для погребальных и культовых обрядов

Alkaios Sappho Staatliche Antikensammlungen 2416 full.jpg

Канфар (Κάνθαρος)Для питья

Kantharos Eros Louvre CA1587.jpg

Кернос (Κέρνος)Для погребальных и культовых обрядов

Kernos Melos Sevres 3552.jpg

КиафЧерпак для вина и воды

Kyathos Dionysos Louvre CA3309.jpg

КиликДля питьяДругое название — каликс.

Lakonian cup BM GR 1968.2-13.1.jpg

КитраДля хранения продуктов
КотилаДля питьяПохож на скифос
Кофон (Κώθων), правильнее, эксалейпронДля благовонного маслаСделан по принципу чернильницы-непроливайки

Kothon MAR Palermo NI1637.jpg

Кратер (Κρατήρ)Для смешивания вина и воды

Akhilleus Charun Cdm Paris 2783 full.jpg

Лагинос (Λάγυνος)Для благовоний

Music lagynos Louvre M149.jpg

Лебес (Λέβης)Кухонный, хозяйственный и обрядовый сосуд

Dinos du Peintre de la Gorgone.jpg

Лебес Гамикос (Λέβης γαμικός)Для свадебных обрядов

Women bath Asteas Lebes gamikos MAN Inv11445 n1.jpg

Лекана (Λεκάνη)Назначение неизвестно, возможно, что и у пиксидыМиска на ножке

Lekane Louvre CA3059.jpg

ЛеканидаНазначение неизвестно, возможно, что и у пиксидыМаленькая лекана с крышкой

Lekanís - MASP 330-320 BC.JPG

Лекиф (Λήκυθος)Для хранения ароматического масла

Amazone altar Louvre CA1710.jpg

ЛопасСтоловый сосуд

Elisian Lopas in Archaeological Museum of Olympia.jpg

ЛутерионСтоловый сосуд

NAMA - Louterion in the Manner of Sophilos.jpg

Лутрофор (Λουτροφόρος)Для погребальных и культовых обрядов

Prothesis at attic black-figure Loutrophoros Antikensammlung Berlin 1.jpg

Лидион (Λύδιον)Для благовоний

Ionian lydion MAR Palermo NI1779.jpg

ЛампаДля освещения

DSC00109 - Coppa megarese - Foto G. Dall'Orto.jpg

МастосДля питья вина

Mastos riders Louvre E740.jpg

Несторида (Νεστορίς)Для хранения продуктовИзвестна в Южной Италии как тройзелла

Nestoris Louvre K534.jpg

Ойнохоя (Οινοχόη)Для разлива вина и воды180px
ОльпаДля разлива вина и воды

Herakles Olympos Louvre F30 full.jpg

ПатераДля культовых обрядов

Apulian red-figure Patera by the White Saccos Painter, Antikensammlung Kiel B 558.jpg

Пелика (Πελίκη)Для хранения продуктов

Pelike Geras Louvre G234 full.jpg

ПеррирантерионОткрытая чаша на ножкеЧасто изготовлялась из камня
Пиксида (Πυξίς)Туалетный сосуд для хранения косметики, драгоценностей и т. п.

Pyxis geometric BM GR 1910-11-21-1.jpg

ПинакаВотивный предметДругое название — пинакион (Πινάκιον)

NAMA Mystères d'Eleusis.jpg

Пифос (Πίθος)Для хранения продуктовГлиняная бочка

Pithos Cnossos Louvre CA113.jpg

Псиктер (Ψυκτήρ)Для вина и воды

Psykter symposion Staatliche Antikensammlungen SL461.jpg

Рыбное блюдоДля подачи на стол рыбыВ центре имеется ёмкость для соуса

Fish plate Louvre K588.jpg

РитонДля питья

Donkey head rhyton Louvre Cp3561.jpg

СитулаВедро

Museo archeologico di Firenze, pisside da Chiusi, terzo quarto del VII sec. a.c..JPG

Скифос (Σκύφος)Для питья

Dwarf woman Staatliche Antikensammlungen 8934.jpg

Стамнос (Στάμνος)Для хранения продуктов

Odysseus Sirens BM E440.jpg

СтупкаРазмельчение пряностей и т. д.
ТарелкаСтоловая посуда

Louvre assiette sirene barbue.JPG

ТимиатерионДля курения благовонийБытовое украшение

Attis thymiaterion Louvre Tarse61.jpg

ТреножникПодставка для сосудов и т. п.Также любой сосуд на трёх ножках

Three-feet support Staatliche Antikensammlungen 7645.jpg