Древние глиняные сосуды искусство

Разнообразие гончарных изделий, которые изготавливались на Руси, внушительно. Однако, чтобы почувствовать его, достаточно вспомнить основные русские национальные формы.
На Руси каждый сосуд «знал своё блюдо», ведь пища пропитывала стенки сосуда, отсюда и необычный аромат приготовленных в керамической посуде блюд. Периодически неглазурованную посуду дезинфицировали. Каждая хозяйка несколько раз в году прокаливала горшки в русской печи, поставив их на под вверх дном. А одних горшков в хозяйстве было с десяток. Это и горшок-кашник, и горшок-луковник, и горшок-братина, и горшок для щей.
Большие горшки с расширяющимися кверху стенками – кубаны – предназначались для солений, а пластичные кубари с крышкой – для крупы и топленого молока. Маленькие горшочки называли махотками. Интересно, что также называли и крынки с высокой шейкой. Под названием «корчага» на Руси бытовала большая группа крупных сосудов, очень похожих на горшок, но только без шейки.
В корчагах варили и хранили пиво, держали зерно, в корчагах-медяниках держали воду.
Назначение корчаги меняло её облик и название: так, в морянки собирали горячие угли, морили их. Морянки делали высокими, широкими внизу, сужающимися к горловине, на горячие угли плескали немного воды, потом закрывали горловину мокрой холстиной – угли гасли без дыма. Пивные корчаги, или пивняки, также делали высокими, но узкими у основания и плавно расширяющимися кверху, с широкой горловиной, оформленной узкими округлыми валиками. В нижней части пивняка, в нескольких сантиметрах от дна, делали небольшое отверстие для слива напитка, которое закрывалось деревянным штырём. Корчаги, в которые сливали готовый напиток, отверстий не имели, но зато обладали рыльцами, то есть носиками-сливами. Рыльце это могло быть широким, коротким или, наоборот, – длинным и узким, слегка загнутым кверху и торчащим в сторону.
Из изделий, имевших узко практическое значение, стоит отметить дымарь для окуривания пчёл.
В прямоугольных и круглых лотках готовили студень, в каравайницах с волнистыми гладкими стенками пекли сдобный белый хлеб – «помощник» и пироги со слоёной начинкой из лука и картошки. Горшки-ушатики с ручками служили для охлаждения молока в колодцах.
Особый интерес представляют сложные для изготовления на гончарном круге сосуды. Прежде всего, это квасники – сосуды для кислых щей, браги, пива, дрожжевых или фруктовых квасов.
Само название «квасник» появилось в Москве лишь в XIX веке, а самый ранний сосуд отмечен 1771 годом. Основной конструктивной частью квасника является его центральная часть, сделанная в виду полого «бублика», в середину которого помещался лёд для охлаждения содержимого квасника. Настоящие мастера крутили и до сих пор крутят «бублики» для квасников из одного куска глины. Среди сложных для изготовления сосудов также стоит отметить кухли – сосуды в виду бочонка, положенного на бок и с тонким носиком сверху, а также щанки (или двойняшки) – сдвоенные горшки с общей ручкой, в которых обычно носили обед в поле.
Из ритуальных предметов интересны небольшие горшочки для кутьи – рукоятки, используемые в течение 40 дней для поминальных обрядов, маленькая кадильница с ладаном – кацея, которая ставилась в головах покойника. Кадильницами также окуривали животных в первый день выгона скота.
В ритуальных кувшинах в день Спаса освящались зерна ржи, сберегаемые для посева, горох и яблоки. Применялись горшки и во время свадебного ритуала – они разбивались в знак целомудрия невесты.
Конечно, это далеко не полный перечень изделий, которые изготавливались в когда-то многочисленных на Руси гончарных артелях. Что-то нам, возможно, еще подарят этнографы, что-то археологи.
Ну и напоследок
Источник
Искусство древних гончаров
Не просто посуда: чем интересна минойская керамика
Керамика, дошедшая до нас со времен минойской и микенской цивилизаций не только прекрасна с эстетической точки зрения, как вид искусства, но и может немало рассказать о развитии художественных традиций в данном регионе, а также о технике, особенных отличительных чертах гончарного мастерства древних критян. Глиняные сосуды минойского производства являлись весомой частью экспорта древней цивилизации, их находят на территории современного Египта и Сирии, материковой Греции, Кипре и Кикладских островах.
Многие сосуды дошли до нас потому, что являлись частью погребального инвентаря в захоронениях. Часто они были заполнены маслом и благовониями.
Гончарным ремеслом жители Крита занимались, что называется, испокон веков, и первые образцы керамики ученые относят к эпохе неолита, а систематическое появление образцов одной техники и стиля приходится на стародворцовый период. Интересно, что именно обилие находок керамики и их стилистическая характерность даже сподвигли Артура Эванса разработать систему датировки минойской культуры, основываясь на типах керамических изделий.
Я же остановлюсь лишь на нескольких характерных стилях, которые, на мой взгляд, как нельзя лучше показывают эволюцию эстетических пристрастий, вкусов минойцев. Ведь керамика показывает, что в то или иной период времени они считали красивым, достойным материального воплощения. Это особенно важно в свете понимания того, что весомая часть найденной археологами керамики имела ритуальное значение, а значит осмыслялась не только и не столько в утилитарном смысле, как посуда для еды и питься, сколько как часть сложной системы религиозных символов.
Ритуальная керамика: ритон, кернос, ларнак
Во всяком случае это с уверенностью можно утверждать относительно ритонов и керносов, специальных сосудов для возлияний и подношений, выполненных чаще всего в форме голов животных, например, быка, и, конечно, ларнаков – глиняных эквивалентов современных гробов.
Основные стили минойской керамики
Фото в стиле пиргос
Стародворцовый период подарил нам такие стили как: Пиргос (названия стилей даны по местам первых находок) с одноцветной – черной, серой или коричневой поверхностью; стиль Агиос-Онуфриос с линейным орнаментом коричневого цвета на светлом фоне, стиль Василики с полихромией, обусловленной нарочито неоднородным обжигом, и «Белый стиль», который состоит в белом орнаменте на черном фоне.
Среднедворцовый период ознаменовался появлением сосудов стиля Камарес, которые изготовлялись в Кноссе и Фесте. Они отличаются не только удивительной техникой исполнения (стенки некоторых ваз и чаш настолько тонки, что сравнимы с яичной скорлупой и выделяются в отдельную подкатегорию), но и полихромным живописным декором. Округлые симметричные формы ваз стиля Камарес расписаны сложными узорами из волнообразных линий, розеток, спиралей, сеток и др., нанесенных на темный фон красной, белой и коричневой красками.
Керамика в стилях камарес и Barbotine
Иногда встречаются необычные сосуды с накладными рельефными декоративными элементами, такие как нежно любимый мной кубок с накладными белыми цветами из Ираклионского археологического музея.
В тот же период появляются интереснейшие сосуды стиля Barbotine (в русском переводе мне этот стиль встречался как «шестерни», что звучит, конечно, кривовато). Характерной особенностью декора этих изделий являются шиповидные выпуклости, которые создают еще в процессе лепки сосуда.
Растительный и морской стили минойской керамики
В следующий, новодворцовый период превалирует тенденция к изображению природы, проявившаяся уже в сосудах стиля Камарес. Формируются утонченные, невероятное гармоничные «растительный» и «морской» стили. Здесь уже абстрактные орнаментальные элементы занимают подчиненное положение по отношению к центральным образам, изображающим растения и животных из морского мира. Осьминоги, рыбы, наутилусы, морские звезды, моллюски, папирусы, лилии, ирисы изображаются столь искусно и живо, что даже по прошествии тысячелетий эти линии приводят в восторг и трепет, по крайней мере меня=).
Формы минойской керамики
Кубки, кувшины, шкатулки, «чайники», «фруктовницы», скифосы, пифосы больших и малых размеров, кратеры – таковы особенно часто встречающиеся виды керамики. В представленных таблицах форм вы можете увидеть какие из них преобладали в определенные исторические периоды.
Искусство древних гончаров
Новодворцовый период считается временем расцвета критской керамики, которая представлена великолепными образцами «дворцового стиля», которые обнаружены в Кносском дворце: растительный декор здесь упорядочен геометрической схематизацией, которая, однако, не ограничивает фантазию, великолепие и разнообразие извилистого рисунка.
А про отдельные минойские красивости, в том числе керамические, я рассказываю еще и в телеграме на канале – https://t.me/knossoslab
Источник
Тамара Година, ст. научный сотрудник Музея археологии, г. Хабаровск
В последние десятилетия всё больше учёных проявляют интерес к вопросам появления ранней керамики. Проводятся международные конференции, публикуются монографии, сборники и статьи.
Такое пристальное внимание к этой теме не случайно: многие археологи рассматривают керамику как один из основных вещественных критериев периодизации древности.
То, что глина обладает пластичностью и способностью после температурной обработки фиксировать заданную форму, узнали люди ещё в позднем палеолите. Около 26 000 лет назад охотники и собиратели Восточной Европы делали из глины небольшие фигурки животных и людей, имевшие, как полагают, сакральный смысл и использовавшиеся в ритуалах.
В Чехии, на юге Моравии, близ села Дольни Вестонице в 1922 году была открыта верхнепалеолитическая стоянка древнего человека. Она относится к граветтской культуре и существовала примерно в период с 30 000 до 27 000 лет до н. э. по данным радиоуглеродного датирования. Стоянка уникальна тем, что богата находками доисторических артефактов (особенно предметов искусства).
Именно там, в 1924 году археологи сделали поразительное открытие – нашли самые древние артефакты из глины.
В некотором отдалении от других жилищ, на склоне холма, были обнаружены остатки маленькой хижины. Она была врезана в склон, так что он образовывал её заднюю стену, боковые стены были частично сложены из камней и глины, а вход обращён в сторону подошвы холма.
Внутри посетитель увидел бы очаг, совсем не похожий на очаги в остальных хижинах, – глиняный свод над раскалёнными углями. Это была печь для обжига глины – одна из самых первых таких печей на Земле. Даже и тогда в этой печи обжигалось особо составленное глиняное тесто – не просто глина с берега ручья, но смешанная с толчёной костью, чтобы жар распространялся по ней равномерно, превращая вязкую массу в новый, твёрдый точно камень материал – керамику. Это первый в истории техники пример того процесса, которому предстояло стать повсеместным, – объединение и обработка двух или более разных веществ для получения нового полезного материала, не похожего на свои компоненты, что в дальнейшем привело к появлению стекла, бронзы, стали, нейлона и прочих бесчисленных материалов человеческого обихода. Было ещё около 15 тысяч лет до того, как другие люди, живущие на территории современного Китая, Японии и Хабаровского края, научились лепить из глины посуду. Тем не менее, как свидетельствуют находки в Дольни Вестонице, керамика уже была изобретена.
Реконструкция гончарной печи в Дольни Вестонице
Реконструкция гончарной печи в Дольни Вестонице
Когда хижина с печью была раскопана, оказалось, что её закопчённый пол усыпан осколками керамических фигурок. В очаге и вокруг него находилось более 2300 осколков обожжённой глины. Среди них были головы животных – медведей, лисиц, львов. В одной особенно красивой львиной голове зияет отверстие, имитирующее рану, – быть может, фигурка должна была помочь какому-нибудь охотнику нанести такую же рану настоящему льву. Валялись на полу и сотни глиняных катышков с отпечатками пальцев доисторического мастера. Возможно, он снимал их с комка необожжённой глины, когда начинал разминать его и придавать ему нужную форму. Рядом валялись руки и ноги человеческих фигурок, конечности животных. Скорее всего, они отвалились во время обжига или же древний скульптор небрежно отбрасывал фигурки, которые его не удовлетворяли.
Голова носорога из Дольни Вестонице
Медведь из Дольни Вестонице
Но гораздо интереснее и загадочнее всех этих обломков и даже фигурок животных на полу хижины найденные там человеческие статуэтки и особенно женские фигурки. В отличие от животных они не реалистичны. Их грудь и ягодицы непомерно велики, руки весьма условны, а ноги сходятся в острие. Специалисты и сейчас ещё не пришли к единому заключению относительно этих Венер, как их называют. Были ли они богинями домашнего очага и заострённые ноги втыкались в землю, чтобы они стояли прямо, оберегая дом? Были ли они символом плодоносности и их гипертрофированные формы должны были обеспечивать плодородие? Но как бы то ни было, они прекрасны, несмотря на свои гротескные пропорции. В них есть грация и достоинство, а стилизованная пластичность роднит их с некоторыми современными скульптурами.
Самая известная Венера из Дольни Вестонице была обнаружена 13 июля 1925 года в слое пепла, она была разбита на две части. Её датировка – 29 000–25 000 лет назад (граветтская культура). Эта фигурка, вместе с несколькими другими из близлежащих мест, является старейшей известной керамикой в мире. Она имеет высоту 111 миллиметров и ширину 43 миллиметра в своей самой широкой точке и изготовлена из глиняного теста, обжигаемого при относительно низкой температуре. Благодаря современным технологиям, удалось выяснить удивительную деталь. На томографическом снимке в 2004 году на спине фигурки был обнаружен отпечаток пальца ребёнка в возрасте от 7 до 15 лет. Вряд ли сам ребёнок слепил эту фигурку, но безусловно, он её рассматривал ещё до обжига.
Палеолитическая Венера из Дольни Вестонице
Принципиально новый этап в освоении глины как сырья наступил значительно позднее и был связан с появлением навыков изготовления керамической посуды.
На данный момент учёные выделяют три основных района появления древнейшей в мире керамики – восточно-азиатский (Восточная Азия), западно-азиатский (Западная Азия) и североафриканский (Северная Африка).
В данной работе рассматривается восточно-азиатский район, как место с наиболее ранними датировками керамической посуды. Древнейшая керамика здесь обнаружена на территориях островов Кюсю и Хонсю Японского архипелага, южной части Корейского полуострова, в областях северного и южного Китая, в бассейне реки Амур, западном и восточном Приморье.
Российский Дальний Восток является одним из регионов Восточной Азии, где ещё в эпоху позднего плейстоцена впервые на Земном шаре зародилось гончарное производство, традиции которого продолжали непрерывно развиваться на протяжении всего неолита и в последующее время.
Керамика российского Дальнего Востока в Приамурье и Приморье представлены материалами памятников Гася, Госян, Хумми, Гончарка-1, Громатуха, Устиновка-3, Черниговка-1 и некоторых других. Имеющиеся сегодня радиоуглеродные датировки этих комплексов позволяют поместить их в общий интервал около 14000–9000 лет назад, что в целом соответствует периоду послеплейстоценового потепления климата.
В Нижнем Приамурье наиболее ранним неолитическим комплексом является осиповская культура, выделенная А.П. Окладниковым как мезолитическая, со второй половины 1960-х годов её относят к раннему неолиту. Её характеризуют следующие признаки: присутствие следов растительной (травянистой) примеси в составе формовочной массы, наличие отпечатков желобков, оставленных протаскиванием гребенчатого инструмента на внешней и внутренней поверхности изделий, неравномерная толщина стенок, низкотемпературный обжиг, наличие ёмкостей с плоским дном.
Осиповская керамика Нижнего Приамурья
Таким образом, становление технологии изготовления керамической посуды происходит в Восточной Азии в самом конце плейстоцена – начале голоцена. Это было время кардинальных перемен не только в природе (глобальное потепление климата), но и в адаптивных реакциях общества на эти перемены. Усложняется структура хозяйственной деятельности, в частности начинает активно развиваться новая отрасль эксплуатации водных, прежде всего речных, ресурсов – рыболовство, собирательство моллюсков. Расширяется сфера сухопутного собирательства съедобных растений. Новые стратегии жизнеобеспечения влияют и на сам образ жизни, стратегию обитания: на смену мобильным охотникам палеолита приходят коллективы, для которых добыча пищи предполагала усиление элемента осёдлости, более стабильного освоения ограниченных территорий. Именно осёдлость, по мнению ряда исследователей, является тем фактором, который весьма важен для появления и дальнейшего развития гончарства в различных районах мира.
Источник
Типы древней керамики история, развитие глиняных сосудов. ГЛАВНЫЙ А-Я ИНДЕКС
Кувшин Фукабачи (около 2000 г. до н.э.) Керамический сосуд среднего дзёмонПоздний японский неолит.
ЭВОЛЮЦИЯ ИСКУССТВАКак развивалось изобразительное искусство:Путеводитель по истории искусства.
Содержание
Введение Какие виды керамики бывают? Как украшают керамику? Где и когда была изобретена керамика? Почему керамика впервые появилась в Китае? История и развитие керамики Палеолитическая керамика Керамика эпохи неолита в Китае Керамика распространяется из Китая Бассейн реки Амур и Сибирь (Россия) Япония Европа Древняя Персия Ближний Восток Древняя Индия Америка Африка Древняя Греция Развитие китайской керамики
Поздний минойский дворцовый стиль вазанеопространственного периода (1700–1425 гг. До н.э.) Обратите внимание на полное убранство.
Греческая Гидрия с птицами (700 г. до н.э.) Водоносное судно вбеотийском геометрическом стиле.Музей Лувр.
ЧТО ТАКОЕ ИСКУССТВО?Для объяснения см.:Художественное определение, значение.
Введение
Керамика, также называемая керамикой или керамическим искусством, – создание предметов, в основном сосудов для приготовления пищи или хранения, сделанных из глины, а затем закаленных под воздействием тепла, – была первым функциональным искусством, появившимся в верхнем палеолите после росписи по телу. Самой ранней формой была китайская керамика , которая впервые появилась в Цзянси, к югу от бассейна реки Янцзы. Как наскальная живопись , так и другие виды доисторического искусства изобретение и развитие керамики является отражением социальных, экономических и экологических условий, многие из которых все еще плохо изучены и важным показателем культурного развития общества. Более того, хотя первые керамические сосуды должны были предоставить охотникам-собирателям каменного века несколько новых возможностей для приготовления и употребления пищи, мы почти не знаем, как раньше использовались горшки. В данной статье мы акцентируем внимание на керамических ремеслах периода доисторической и классической античности. Между тем, чтобы увидеть, как эволюция керамики вписывается в хронологию доисторических времен, см.: Хронология доисторического искусства (от 2, 5 млн. до н.э.).
Какие виды керамики бывают?
Существует три основных типа керамической посуды: фаянс, керамика и фарфор, которые классифицируются в зависимости от глины из которой они изготовлены и температуры, необходимой для их обжига. (A) Глиняная посуда- самый старый и самый простой вид керамики. Он также самый мягкий, нагревается до самой низкой температуры (обычно от 1000 до 1200 градусов по Цельсию). В его состав входят майолика, фаянс, дельфт. (B) Керамогранитпредставляет собой более плотную керамику, которую обжигают при более высокой температуре (от 1100 до 1300 градусов по Цельсию). Кроме того, керамогранит обычно покрывают глазурью из порошкового стекла и снова обжигают при более высокой температуре. Это заставляет глазурь сливаться с глиняным телом, создавая стекловидную непроницаемую поверхность. Если фаянс обычно имеет цвет от желтовато-коричневого до темно-красного, то керамогранит варьируется от серого до желтовато-коричневого или даже зеленого, как в случае с селадоном. (C) Фарфор, из которого китайский фарфор остается самым прекрасным и самым ценным вариантом, тоньше, чем керамогранит издает звонкий звук при постукивании и имеет характерную полупрозрачность, когда его держат на свету.
Керамический сосуд Луристана (около 1500 г. до н.э.) Древний керамический сосуд изЗападной Персии с длиннымполуцилиндрическим носиком, петлевойручкой и гравированным орнаментом.Галерея античного искусства Хиксенбо.Нью-Йорк.
Как украшают керамику?
Керамику можно украсить множеством способов. (1) Его можно покрыть глазурьюс использованием ряда цветных пигментов на минеральной основе. Например, добавление оксида железа создает зеленоватую глазурь, характерную для китайской керамики из селадона. (2) Его можно раскрасить вручнуюдо (или после) остекления, методом известным как подглазурное (или надглазурное) украшение. (3) Шликер- это еще одна декоративная техника, при которой тонкая смесь воды и глины, называемая шликером, наносится на поверхность сосуда, как краска. (4) Гравировкаили вырезание узоров или изображений на глиняной поверхности – еще один вид украшения. (5) Узорытакже может быть нанесен на внешнюю поверхность горшка путем обертывания сосуда формой или витыми корзинами, либо путем оттиска или тиснения узоров на теле необработанной глины. См. Также: Декоративное искусство.
Источник