Древние образы в народном искусстве 5 класс глиняный сосуд

Древние образы в народном искусстве 5 класс глиняный сосуд thumbnail

Тумахович Зоя Глебовна, учитель МОАУ «Юкталинская СОШ»

Тема: «Древние образы в народном искусстве»

Цели:

  • Познакомить учащихся с основными видами орнамента, его символами и принципами композиционного построения;

  • формирование общекультурной, учебно-познавательной, информационной компетенций учащихся;

  • формировать навыки работы в программе Paint;

  • развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность;

  • воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству, любовь к Родине и ее культуре;

  • воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества.

Литературный ряд: Стихотворение «Орнамент» Б. Дубровина.

Зрительный ряд:

  1. Таблицы с мотивами символов.

  2. Иллюстрация чаши-календаря «Сосуд из каменки».

  3. Вышитые полотенца, вязаные салфетки.

  4. Мультимедийная презентация

Музыкальный ряд: Русские народные песни.

Оборудование:

для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Древние образы в народном искусстве»;

для ученика: компьютер, таблица с изображением чаши-календаря и знаков-символов.

Словарь: Солярные знаки (Солярные знаки – знаки, схематично изображающие солнце). Символы. (Символ – элемент согласованного набора материальных предметов, используемых для представления знаков).

Ход урока

I. Организация урока.

1. Приветствие.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Введение в тему.

Учитель: На прошлом уроке мы с вами узнали, что такое орнамент и научились изображать простой узор орнаменте на бумаге. Сегодня вы видите пред собой красивые полотенца и салфетки. На них такие узнаваемые узоры: птицы, кони, дерево.

Древние люди задолго до появления гончарного круга пробовали украшать свои глиняные сосуды рядами вмятин. Таким способом делались первые украшения на предметах.

Источником для создания оригинальных композиций для орнамента стала для человека природа. Любуясь природой, человек заметил в ней множество необычных форм и интересных цветовых оттенков, например: плоды и листочки различных растений, узоры на крыльях бабочек и птиц.

На Руси орнамент служил не только украшением, но и защитой от недобрых, злых духов. На рукавах и воротниках рубашек делались вышивки, которые “охраняли” от всякой нечисти. Почему люди изображали на своей утвари кружочки, квадратики, кресты и точки? Что они означают?

На экране увеличенная таблица с изображением чаши-календаря и знаков-символов.

На вид орнамент не приметен

Но он столетия живет

Не зря его на белом свете

Народ издревле бережет.

Быть может, нитками зигзаги

В узоры вытканы не зря

И мы с тобою видим знаки

Славянского календаря.

Послушаем ребят, получивших опережающее задание.

Сообщение учащихся «Соляные знаки» «Знаки-символы»

Солярные знаки – знаки, схематично изображающие солнце. Символ солнца в виде солярного знака, по народным поверьям, был древним оберегом от злых чар и всего недоброго, и являлся источником света, тепла, жизни и добра. Солярные знаки изображались не просто как один из элементов убранства, а вполне осмысленно, с глубоким символическим значением. Они никогда не помещались изолированно, а всегда в комплексе с другими символами.

От греч. Symbolon – знак

Символ – элемент согласованного набора материальных предметов, используемых для представления знаков.

Символ – определенное, социально зафиксированное и передающееся от поколения к поколению содержательное значение вещи, предмета, события: флаг, обручальное кольцо, крест и др. Опишите календари, которые вы видите. Почему их называют календарями?

Учитель: И так символы зародились давно, в древности. Перед нами изделия с изображёнными на них образами-символами. Назовите тему урока.

Учитель выслушивает ответы, подводит к правильному и объявляет, что работают сегодня снова в программе Paint.

III. Изучение нового материала.

Презентация «Древние образы в народном искусстве»;

Слайд 1. Тема урока.

Слайд 2, 3. Схемы символов.

Слайд 4. Изображение календаря на чашах. (Символы рисованные и вырезанные)

Слайд 5.Символ солнца.

Слайд 6. Символ воды.

Слайд 7. Символ земли.

Слайд 8. Образ коня и птицы.

Слайд 9. Образ Женщины.

Слайд 10. Образ Древа жизни.

Слайд 11. Значения цвета.

Слайд 12. Задание к практической работе.

Слайд 13. Образцы символов и орнаментов.

Слайд 14. Использованные источники.

IV. Практическая работа.

  • Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.

  • Контроль за объемом и качеством выполненной работы

  • Сбор работ на головной компьютер.

V. Итог урока.

  1. Слайд-шоу работ учащихся.

  2. Самоанализ деятельности учащихся.

  3. Выставление отметок.

VI. Домашнее задание. Подобрать иллюстрации деревянных резных украшений домов, иллюстрации избушек и домов в русских сказках.

Источник

Урок № 1

Тема: Древние образы в народном искусстве.

Цель: Выполнить эскиз декора (росписи) вазы, используя древние знаки-символы.

1. Познакомить учащихся со славянской орнаментальной символикой и её историей. Зарисовать традиционные образы народного прикладного искусства. Выполнить эскиз вазы- календаря.

2. Развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность.

3. Воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества.

Ход урока:

Время

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний. Что такое декор, декоративно-прикладное искусство

  3. Новая тема. Древние образы славянской мифологии.

  4. Постановка задачи для самостоятельной работы.

  5. Самостоятельная работа.

  6. Показ лучших работ, выставление оценок.

  7. Домашнее задание.

  8. Приведение в порядок рабочих мест.

Читайте также:  Гиперемия сосудов что это

1 мин.

5 мин.

15 мин.

1 мин.

14 мин.

2 мин.

1 мин.

1 мин.

Итого:

40 мин.

Информационно-методическое обеспечение:

 1. Презентация «Знаки-символы в традиционном народном искусстве»

2.Таблицы с примерами древних образов в надомной резьбе, на прялках, посуде, вышитых полотенцах, глиняных игрушках.

3.Таблицы со знаками земли, воды, солнца.

4. Изображение вазы-календаря.

5.Детские работы по данной теме.

1. Гуашь, акварель, масляная пастель, кисти (тонкие и толстые), бумага формата А3, простой карандаш, резинка, палитра.

1. Народная музыка («Русь музыкальная»), записи русских народных песен.

  1. Иванов Н. Н. 300 вопросов и ответов о мифологии / Художники М. В. Душин, В. Н. куров. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 192 с., ил. – (Серия «Расширяем кругозор детей)

  2. История русского искусства: В 2-х томах. Т. 2, кн. 1. Учебник/ Науч.- исслед. Ин-т теории и истории изобраз. Искусств ордена Ленина Акад. Художеств СССР. – 2-е изд, перераб. – М.: Изобразит. Искусство, 1980. – 312 с.: ил. 233.

  3. Петрухин В. Я. Славяне. Научно-познавательная литература. Для младшего и среднего школьного возраста / М.: РОСМЭН, 2002.- 110 с.:ил

  4. Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 5 класс: поурочные планы по программе Неменского Б. М. / авт. – сост. О. В. Свиридова. – Волгоград: Учитель, 2006. – 170 с.

  5. Шпикалова Т.Я., Ершова Л. В. Изобразительное искусство. 4 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.- 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 160 с.: ил.

  6. Шпикалова Т.Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р., Щирова А. Н. Творческая тетрадь к учебнику «Изобразительное искусство». 4 класс четырёхлетней начальной школы.- М.: Просвещение, 2005.- 80 с.: ил.

  7. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Мифология. Скандинавские и германские страны, славянские страны, Индия, Китай, Япония. – М.: Олимп; ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. – 496 с.: ил.

  8. Русские народные пословицы и поговорки.

Тип урока: Урок формирования новых знаний.

Формы контроля: Текущий, ответы на вопросы.

Формирование УУД:

  • Личностных: Понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться. Понимают значимость ДПИ.

  • Коммуникативных: Умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнёром; активно слушать одноклассников, учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их.

  • Регулятивных: Принимают учебную задачу; умеют организовать своё рабочее место; при выполнении практической работы следуют ранее оговоренному плану.

Вид деятельности учащихся: Индивидуальная, коллективная.

Требования к результатам:

Уровни освоения:

– Продуктивный (базовый):

Знать: традиционные образы народного прикладного искусства: солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни и др.

Уметь: делать зарисовки традиционных образов народного прикладного искусства; выполнить эскиз вазы-календаря с использованием знаков-символов в технике «масляная пастель + акварель» или гуашевыми красками.

-Продвинутый:

Знать: имена богов древней славянской мифологии, обереги, используемые в древности в дохристианской Руси.

Уметь: рассуждать на тему древней славянской мифологии, самостоятельно выполнять зарисовки.

 Принести бумагу формата А3, простой карандаш, резинку, гуашь или акварель, кисти (№№ 5-6, 8-9, 2-3), палитру, пастель, тетрадь 48 листов.

Найти изображения и объяснить символическое значение

  • Женской фигуры (например, в вышивке)

  • Дерева

  • Коня

  • Птицы

  • Русалки (женщины-птицы)

  • Медведя

  • Козы, козла или барана

  1. Организационный момент.

  2. Требования, предъявляемые к ученикам в новом учебном году.

  • Быть готовыми к уроку

  • Выполнять домашние задания

  • Знать технику безопасного поведения на уроке

  • Приобрести к урокам ИЗО:

  • Гуашь (не менее 8 цветов)

  • Акварель медовую (не менее 12 цветов)

  • Кисти (Белка №№ 2-3, 5-7, пони № 8-10). Всего не менее 3-х кистей (тонкую, среднюю и толстую)

  • Пластмассовую палитру

  • Простые карандаши

  • Резинку

  • Масляную пастель

  • Бумагу формата А3 (папка для черчения, 20 листов без рамки)

  • Тетрадь 18-24 листа в клетку

  1. Актуализация знаний.

  • Назовите такие предметы в нашем быту, которые художественно украшены?

  • Можете ли вы представить себе нашу жизнь без украшений, декора?

  • Что же мы называем декоративно – прикладным искусством?

Декоративно-прикладное искусство наиболее прочно связано с повседневной жизнью и бытом человека. С произведениями декоративно-прикладного искусства люди встречаются повсеместно. Оно получило название от латинского слова decoro – украшаю. Все предметы, окружающие человека, должны быть не только удобными, практичными, но и красивыми.

Декоративно-прикладное искусство (ДПИ) – это создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью (посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки и т. д.)

  1. Новая тема.

Образный язык ДПИ имеет свои особенности. Цвет и форма часто имеют символическое значение. Большую тайну хранят в себе древние славянские орнаменты, полные глубокого смысла для тех, кто любовно и трепетно запечатлевал в них свои надежды и чаяния, своё понимание устроения мира и его красоты.

Давайте представим, что в наши руки попала большая редкость – сделанная на Руси нашими предками чаша-календарь.

Читайте также:  Поражение сосудов глаз при диабете

Рассмотрим её внимательно.

  • Какая же тайна скрывается в рисунках на чаше? Можем ли мы что-нибудь разузнать о ней?

Наши предки, ещё не знавшие Христианства, верили в то, что если желание «изобразить», то оно обязательно исполнится.

  • Какое же самое большое желание было у людей? – Жить.

Человек спрашивал себя: почему разливаются реки, кто посылает с небес огненные молнии, кто заставляет лить дождь? И все его главные вопросы были связаны с небом, солнцем, землёй и водой. Человек понимал, что именно от них зависит его жизнь, поэтому, восхищаясь силой неба, солнца, земли и воды, он всегда обращался к ним с поклоном за помощью.

Жизнь природы меняется: зимой всё спит, весной – расцветает, летом – плодоносит, осенью – увядает. И всё это зависит от великого и могущественного светила – Солнца. За всё то многое, что может дать Солнце человеку, его считали самой – самой главной силой и устраивали в честь него праздники, водили хороводы и пели: «Красное Солнце наше! Нет тебя в мире краше!».

Чтобы Солнце светило, надо изобразить это желание. Где же знаки Солнца в орнаменте?

Конечно, это прежде всего, кружок. Кружок, разделённый крестом на четыре части, – это тоже знак Солнца, ведь в году четыре времени года. Солнце также изображали в виде квадрата с косым крестом, которым в календаре отмечали праздники Солнца.

  • Зарисуйте в строку знаки Солнца.

В древности люди не поливали поля, их смачивали только дождь и роса. Дождь называли небесной водой и думали, что она скапливается где-то в невидимом небе. Чтобы пошёл дождь, надо изобразить его.

Посмотрите, эта чаша для моления о воде. Такие чаши всегда делали большими и широкими. Их называли чарами. Чародей – языческий колдун, наливал в такую чашу воду и произносил заклинание, то есть просьбу, чтобы пошёл дождь.

О дожде молились особенно усердно в четверг. Этот день недели в дохристианской Руси был посвящен языческому богу грома и молнии Перуну. Но как ни молились люди грозному Перуну, только дождик редко шёл именно в четверг. Значит, желание это почти никогда не сбывалось в этот день. Поэтому в народе и появилась поговорка – «после дождичка в четверг». Ребятишки тоже помогали просить дождик. Они выбегали на улицу с расписными глиняными свистульками и свистели в них, звали дождевые облака. Знаки дождя и воды рисовали в виде извилистых линий, зигзагов, чёрточек.

  • Зарисуйте ниже знаки воды и дождя.

В распаханную землю сеятели бросали семена. Как вы думаете, в виде чего их изображали? В виде точек. Семена – точки можно увидеть в квадратах и ромбах орнамента, в углублениях волнистой линии (семена, орошенные водой). Ромб, квадрат, прямые полоски – это символы земли.

  • Ещё ниже изобразите знаки семени.

Семена смочила вода, и они проросли. На прогретой солнцем земле появились всходы – значит, будет урожай. А вот и ростки в росписи глиняных игрушек и чаши-календаря.

  • Изобразите и различные виды ростков.

Вот мы и приоткрыли тайну рисунков на глиняной чаше-календаре и увидели, что в украшение предметов своего быта человек вкладывал не только своё понимание красоты, но и определённый смысл, своё желание жить в согласии с природой. Знаки солнца, воды, земли, семян, ростков – это элементы, из которых можно сочинить много красивых орнаментов, чередуя и повторяя знаки.

Сегодня мы уже не вкладываем никакого магического смысла в изготовление и роспись глиняной посуды, но бережно сохраняем истории о символическом значении цвета и росписи, пытаемся таким образом заглянуть вглубь веков, раскрыть забытые тайны, лучше узнать историю наших предков.

  1. Постановка задачи для самостоятельной работы.

Знаки солнца, воды, семян, ростков – это элементы, из которых можно сочинить много красивых орнаментов, чередуя, повторяя знаки.

А теперь пусть каждый из вас постарается украсить свою вазу символическими узорами. Самостоятельно сочините 2-3 линейных орнамента на ней, используя полученные знания о знаках-символах.

Задание лучше выполнить гуашью на бумаге формата А3 или в технике «акварель + масляная пастель».

  1. Рефлексия. Подведение итогов урока.

  • Что такое декоративно-прикладное искусство?

  • Какие предметы относятся к декоративно-прикладному искусству?

  • Какие знаки – символы вы сегодня узнали?

  • Какие символы вам были уже знакомы?

  • Как вы думаете, есть ли ещё какие-нибудь символы-образы, через которые древний человек выражал свои представления о жизни и устройстве мира?

  1. Домашнее задание.

Найдите изображения и объясните символическое значение

  • Женской фигуры (например, в вышивке)

  • Дерева

  • Коня

  • Птицы

  • Русалки (женщины-птицы)

  • Медведя

  • Козы, козла или барана

Источник

Инфоурок

› ИЗО, МХК ›Презентации›Презентация по изобразительному искусству. 5 класс. Урок № 1. “Древние образы в народном искусстве”.

Читайте также:  Как почистить сосуды от холестерина травами

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Древние образы в народном искусстве Урок № 1 5 класс Шардакова Татьяна Владимировна Учитель ИЗО, черчения, технологии МБОУ Чекменёвская ООШ, Нытвенского района, Пермского края

2 слайд

Описание слайда:

Как вы думаете, что изображено на глиняном сосуде?

3 слайд

Описание слайда:

Наши далёкие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному.

4 слайд

Описание слайда:

Свои понятия о мире человек выражал условными знаками.

5 слайд

Описание слайда:

Древний земледелец, выстраивая свои отношения с окружающим миром, наделял природные явления действиями, чувствами, присущими живым существам, облекая их в форму птиц, животных, фантастических существ.

6 слайд

Описание слайда:

Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. «Не земля хлеб родит, а небо», – говорит русская пословица. Символы солнца

7 слайд

Описание слайда:

Символы земли В распаханную землю сеяли, бросали семена. Семена изображали в виде точек. Землю изображали в виде ромбов, четырехугольников, квадратов.

8 слайд

Описание слайда:

Символы воды В древности, люди не поливали свои поля. Их смачивали только дождь и роса. О дожде молились особенно усердно и старательно в четверг. Этот день недели был посвящен на Руси богу грома и молнии Перуну. Поэтому в народе и появилась поговорка – “после дождичка в четверг”.

9 слайд

Описание слайда:

Русский крестьянин исстари жил землёй. Землю, её плодородие он связывал с образом матери-сырой земли. Женская фигура – это божество, выражавшее представления о земле, которая родит урожай, и о женщине – продолжательнице рода. Мать – сыра земля, Берегиня, Макошь

10 слайд

Описание слайда:

В народных представлениях древо жизни было символом растительных сил земли, вечно живой, процветающей природы. Его изображение символизировало счастливое продолжение рода. Древо жизни

11 слайд

Описание слайда:

Конь был столь же необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце. Солнце принимало образ коня, а конь как бы приобретал животворящую силу солнца. Образ коня

12 слайд

Описание слайда:

В давние времена люди верили, что птицы прогоняют своим звонким пением зимнюю стужу и приносят на крыльях весну красную, тёплое летушко. Птицы символизировали свет, тепло. Образ птицы

13 слайд

Описание слайда:

Объясните, что изображено на глиняном сосуде.

14 слайд

Описание слайда:

Кроссворд «Древние образы в народном искусстве» 1 2 3 4 5 6 7 5 3 1 4 2 6 7

15 слайд

Описание слайда:

Кроссворд «Древние образы в народном искусстве» 1 3 2 6 4 7 5 д с р б о б е р е г з е м л я в р н в о д а е ц г е и к о н ь я

16 слайд

Описание слайда:

Задание Выполни рисунок на тему одного из древних образов в узорах вышивки, росписи и резьбе по дереву (мать-земля, древо жизни, птица света, конь и др.) Преврати реальный образ в символический знак, добиваясь в рисунке обобщённого изображения, исключая мелкие, ненужные подробности.

17 слайд

Описание слайда:

Домашнее задание Подбери в книгах, журналах, Интернете вместе со взрослыми изображения древних образов в росписи, резьбе по дереву, вышивке, народной игрушке.

18 слайд

Описание слайда:

Список использованной литературы: Н.А. Горяева, О.В. Островская «Декоративно прикладное искусство в жизни человека».: Москва «Просвещение» 2014 год nasled.org›vera/Simvoly.htm https://5fan./ujgqasatyujgrnaujg.html https://rusbalt.flyboard.ru/topic82-1400.html https://rus-img.com/simvol-plodorodiya-u-slavyan https://bewitchit.com/magicheskie-simvolyi-i-znaki/feed https://selo-podelkino.ru/pole/ https://www.neomark.ru/read.php?dtnce=//////dom/index.php?cat=31677 https://inscms.pp.ua/slavyanskie-simvoly-i-ih-znachenie.html https://rusbalt.flyboard.ru/viewtopic.php?p=49041 https://www.BankReferatov.ru/referats/C325729F00717F7B43257B0B000458D2/… https://rus-img.com/simvol-vozduha-u-slavyan https://magazin-arsenal.ucoz.ua/news// https://de-interior.net/slovo-mebel-pojavilos-v-russkom-jazyke-v-ko… https://www.s1128.ru/predmet/izo3/PrNarB/18.htm

  • Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Пожаловаться на материал

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Учитель, преподаватель изобразительного искусства

Найдите материал к любому уроку,

указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Образный язык декоративного искусства имеет свои особенности. Цвет и форма часто имеют символическое значение.

Большую тайну хранят в себе древние славянские орнаменты, полные глубокого смысла для тех, кто любовно и трепетно запечатлевал в них свои надежды и чаянья, своё понимание устроения мира и его красоты.

Человек спрашивал себя: почему разливаются реки, кто посылает с небес огненные молнии, кто заставляет лить дождь? И все его главные вопросы были связаны с небом, солнцем, землёй и водой. Человек понимал, что именно от них зависит его жизнь, поэтому, восхищаясь силой и могуществом неба, солнца, земли и воды, он всегда обращался к ним с поклоном за помощью.

Цель урока:1. Познакомить обучающихся со славянской орнаментальной символикой и её историй.

Общая информация

Учебник: «Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Горяева НА., Островская О.В./ Под ред. Неменского Б.М.

Номер материала: 303347

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник