Древние образы в народном искусстве глиняный сосуд
Тумахович Зоя Глебовна, учитель МОАУ «Юкталинская СОШ»
Тема: «Древние образы в народном искусстве»
Цели:
Познакомить учащихся с основными видами орнамента, его символами и принципами композиционного построения;
формирование общекультурной, учебно-познавательной, информационной компетенций учащихся;
формировать навыки работы в программе Paint;
развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность;
воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству, любовь к Родине и ее культуре;
воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества.
Литературный ряд: Стихотворение «Орнамент» Б. Дубровина.
Зрительный ряд:
Таблицы с мотивами символов.
Иллюстрация чаши-календаря «Сосуд из каменки».
Вышитые полотенца, вязаные салфетки.
Мультимедийная презентация
Музыкальный ряд: Русские народные песни.
Оборудование:
для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Древние образы в народном искусстве»;
для ученика: компьютер, таблица с изображением чаши-календаря и знаков-символов.
Словарь: Солярные знаки (Солярные знаки – знаки, схематично изображающие солнце). Символы. (Символ – элемент согласованного набора материальных предметов, используемых для представления знаков).
Ход урока
I. Организация урока.
1. Приветствие.
2. Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Введение в тему.
Учитель: На прошлом уроке мы с вами узнали, что такое орнамент и научились изображать простой узор орнаменте на бумаге. Сегодня вы видите пред собой красивые полотенца и салфетки. На них такие узнаваемые узоры: птицы, кони, дерево.
Древние люди задолго до появления гончарного круга пробовали украшать свои глиняные сосуды рядами вмятин. Таким способом делались первые украшения на предметах.
Источником для создания оригинальных композиций для орнамента стала для человека природа. Любуясь природой, человек заметил в ней множество необычных форм и интересных цветовых оттенков, например: плоды и листочки различных растений, узоры на крыльях бабочек и птиц.
На Руси орнамент служил не только украшением, но и защитой от недобрых, злых духов. На рукавах и воротниках рубашек делались вышивки, которые “охраняли” от всякой нечисти. Почему люди изображали на своей утвари кружочки, квадратики, кресты и точки? Что они означают?
На экранеувеличенная таблица с изображением чаши-календаря и знаков-символов.
На вид орнамент не приметен
Но он столетия живет
Не зря его на белом свете
Народ издревле бережет.
Быть может, нитками зигзаги
В узоры вытканы не зря
И мы с тобою видим знаки
Славянского календаря.
Послушаем ребят, получивших опережающее задание.
Сообщение учащихся «Соляные знаки» «Знаки-символы»
Солярные знаки – знаки, схематично изображающие солнце. Символ солнца в виде солярного знака, по народным поверьям, был древним оберегом от злых чар и всего недоброго, и являлся источником света, тепла, жизни и добра. Солярные знаки изображались не просто как один из элементов убранства, а вполне осмысленно, с глубоким символическим значением. Они никогда не помещались изолированно, а всегда в комплексе с другими символами.
От греч. Symbolon – знак
Символ – элемент согласованного набора материальных предметов, используемых для представления знаков.
Символ – определенное, социально зафиксированное и передающееся от поколения к поколению содержательное значение вещи, предмета, события: флаг, обручальное кольцо, крест и др. Опишите календари, которые вы видите. Почему их называют календарями?
Учитель: И так символы зародились давно, в древности. Перед нами изделия с изображёнными на них образами-символами. Назовите тему урока.
Учитель выслушивает ответы, подводит к правильному и объявляет, что работают сегодня снова в программе Paint.
III. Изучение нового материала.
Презентация«Древние образы в народном искусстве»;
Слайд 1. Тема урока.
Слайд 2, 3. Схемы символов.
Слайд 4. Изображение календаря на чашах. (Символы рисованные и вырезанные)
Слайд 5.Символ солнца.
Слайд 6. Символ воды.
Слайд 7. Символ земли.
Слайд 8. Образ коня и птицы.
Слайд 9. Образ Женщины.
Слайд 10. Образ Древа жизни.
Слайд 11. Значения цвета.
Слайд 12. Задание к практической работе.
Слайд 13. Образцы символов и орнаментов.
Слайд 14. Использованные источники.
IV. Практическая работа.
Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.
Контроль за объемом и качеством выполненной работы
Сбор работ на головной компьютер.
V. Итог урока.
Слайд-шоу работ учащихся.
Самоанализ деятельности учащихся.
Выставление отметок.
VI. Домашнее задание. Подобрать иллюстрации деревянных резных украшений домов, иллюстрации избушек и домов в русских сказках.
Источник
>>> Перейти на мобильный размер сайта >>>
Учебник по ИЗО для 5 класса
Изобразительное искусство
Народное искусство хранит вековые традиции, передаваемые из поколения в поколение.
Ты познакомишься с произведениями искусства, рожденного в крестьянской среде, с истоками его образного языка. Ты узнаешь, что выражают древние образы и символы.
Это поможет тебе понять и полюбить народное искусство.
Сказочная птица, горделивый конек, женская фигурка, дишу ковинное дерево, лучистые круги… Кто и когда придумал эти образы, передаваемые из века в век? Что они значили?
Еще наши далекие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься, и делал он это при помощи своего искусства.
Свои понятия о мире человек выражал условными знаками: прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая горизонтальная— воду, вертикальная линия превращалась в дождь; огонь, солнце изображались крестом или кругом с крестом. Из этих элементов и их сочетаний и выстраивался узор.
Вот изображение глиняного сосуда, которому 5000 лет. Узоры на нем расположились в три пояса и как бы рисуют картину мира. Вверху горизонтальная волнистая линия символизирует небо с запасами воды. Посредине движущееся солнце и косые линии — дождевые струи. Внизу две параллельные линии — это земля. Этим орнаментом наш древний предок как бы говорил: «Пусть пойдет дождь».
Древний земледелец наделял природные явления действиями, чувствами, присущими живым существам, облекая их в форму птиц, животных, фантастических существ. Таким образом человек выражал свои представления о мире в образах.
Шли века — крестьянское искусство развивалось, но самое лучшее не исчезало из этой огромной сокровищницы народного опыта, переходя из поколения в поколение.
Глиняный сосуд и рисунок с него.
Шайка бондарная. Русский Север, 18 в.
«Солнцеворот». Вышивка на переднике. Тульская губерния. Начало 20 в.
Прялка с росписью. Русский Север, 19 в.
Сундук с символами солнца. Архангельская губ., 19 в.
Фрагмент подзора. Вышивка. Тверская губ., 19 в.
Символы солнца, земли, плодородия и воды в народной резьбе и росписи по дереву, в вышивке.
Двойное солнце в окружении солярных знаков и растительных мотивов. Конец полотенца. Орловская губ., 19 в.
Сундук с символами солнца. Вологодская губ., начало 20 в.
Сундук с символами дождя. Горьковская губ., начало 20 в.
Солнце издавна почиталось всеми земледельческими народами. «Не земля родит, а небо»,— говорит русская пословица. Как нарядно, празднично выглядят предметы крестьянского быта, украшенные солярными кругами — символами солнца!
Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней можно найти в разных видах народного творчества.
Русский крестьянин исстари жил землей. Землю, ее плодородие он связывал с образом матери. Женская фигура — это божество, выражавшее представления о земле, которая родит, и о женщине — продолжательнице рода.
Называют этот образ по-разному: великая богиня земли, плодородия, мать-сыра земля, Макошь, что означает «мать хорошего урожая».
Женская фигура всегда связана с символами плодородия: деревом, птицами, животными, солнечными знаками. Посмотри, как условно она решена. Из тела богини нередко прорастают ветви, а вместо головы у нее изображение ромба — древнего знака солнца. Иногда ее фигура напоминает дерево.
И. и Е. Дружинины. Баба с птицами. Глина. 1947 г.
Богиня с предстоящими птицами. Фрагмент вышивки на полотенце. Архангельская губ., 19 в.
Посмотри, как перекликается этот образ в вышивке с образом глиняной бабы,— тот же жест поднятых к небу рук. На подолах таких глиняных фигур изображались символы солнца, побегов зерен. Женская фигура с устремленными ввысь руками символизировала единство сил земли и неба, от которых зависела жизнь человека.
Древо жизни. Вышивка на полотенце. Псковская губ., 19 в.
Древо жизни. Роспись в избе. 19 в.
В произведениях народного искусства встречается причудливый узор — разветвленное растение, иногда с крупными цветами, плодами, птицами, сидящими на ветках. Это древо жизни. В народных представлениях оно было символом растительных сил земли, вечно живой, процветающей природы. Его изображение символизировало счастливое продолжение рода.
Конь — один из древнейших и любимых образов народного искусства. Конь был столь же необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце. Солнце принимало образ коня, а конь как бы приобретал животворящую силу солнца.
Пряничные доски. Птица. Конь. 19 в.
Ковш-наливка. Вологодская губ., 18 в.
Ковш-черпак. Поволжье, 19 в. (внизу).
Птица-лава. Фрагмент полотенца. Вышивка. Архангельская область, 1950 г.
Пряник. Нижегородская область, 1926 г.
Полотенце с птицей. Вышивка. Ярославская губ., 19 в.
В поэтических представлениях народа всадник на коне освобождал весну от зимнего плена, отпирал солнце, открывал путь вешним водам, после чего весна вступала в свои права. Всадник предстает в образе Егория храброго.
Взгляни, какие разные птицы. До чего же хороши собой! Словно все светом наполнили вокруг себя. Вот торжественно нарядная, важная птица-пава с пышным хвостом, поднятым крылом на вышитом полотенце. Она напоминает волшебную жар-птицу, вся будто проросла весенними веточками. Настоящая птица света!
В давние времена люди верили, что птицы прогоняют своим звонким пением зимний мрак, стужу и приносят на крыльях весну красную, тепло летушко. Люди особенно готовились к встрече весны — выпекали в форме птиц обрядовое печенье «жаворонки». С песнями-заклинаниями обращались они к жаворонку, кулику, ласточке, прося принести весну на своем хвосте. Птицы символизировали свет, тепло.
Как видишь, все эти образы связаны с восприятием мира крестьянином, для которого засеянная хлебом пашня была как продолжение его жизни, как благо, подаренное землей и небом.
Детские работы. Мешковина, гуашь
Задание
Выполни рисунок на тему древних образов в узорах вышивки, росписи и резьбе по дереву. Работая над образами древа жизни, матери-земли, птиц, коней, солнца, постарайся сохранить в рисунке обобщенную форму, исключая ненужные подробности. Смело украшай, фантазируй.
Создавая образ в вышивке или росписи, активно включай в работу цвет. Использовать можно гуашь, восковые мелки и акварель, цветные мелки и фломастеры. Создавая образ в резьбе, воспользуйся сангиной и углем. Эти материалы помогут передать теплоту дерева.
Вопросы
- Как отразились в древних образах народного искусства поэтические представления наших предков о земле, ее плодородии?
- Постарайся найти иллюстрации с древними образами 8 росписи, резьбе, народной игрушке, вышивке. Что отличает их друг от друга? В чем особенность художественного
Источник
Изобразительное искусство, 5 класс.
Урок 1. Древние образы в народном искусстве
Урок посвящён знакомству с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки), которые раскрываются как память народа
Глоссарий: мать-земля, древо жизни, конь, птица, солярные знаки знаки
Цель: познакомиться с понятием и языком декоративного искусства.
Задачи:
- Открыть содержательный смысл традиционных образов в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь, птица, солнечные знаки).
- Развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность.
На уроке мы
узнаем традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства — солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни
научимся понимать язык образных знаков
сможем различать и узнавать древние образы народного искусства в разных материалах и технике исполнения: в росписи и резьбе по дереву, в орнаментах народной вышивки, в народной глиняной игрушке
Обязательная литература:
Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Н.А. Горячева, О.В. Островская; под. Ред. Б.М. Неменского. – 11-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2019. – 191 с. : ил. – ISBN 978-5-09-071788-5
Дополнительная литература:
Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 5 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Под. ред. Б.М. Неменского. – 9-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2019.
Интернет-ресурсы:
- Издательство «Просвещение» www.prosv.ru (раздел «Перспектива» https://old.prosv.ru/umk/perspektiva) (дата обращения к ресурсу: июль 2019 г.)
- Российский общеобразовательный Портал www.school.edu.ru (дата обращения к ресурсу: июль 2019 г.)
- Google Art Project https://artsandculture.google.com/ (дата обращения к ресурсу: июль 2019 г.)
- Музеи онлайн https://musei-online.blogspot.com/ (дата обращения к ресурсу: июль 2019 г.)
- Культура. РФ – портал популяризации культурного наследия России https://www.culture.ru/ (дата обращения к ресурсу: июль 2019 г.)
- Гид по музеям с дополненной реальностью. Проект Министерства культуры РФ https://ar.culture.ru/ (дата обращения к ресурсу: июль 2019 г.)
Теоретический материал
Декоративно-прикладное искусство – раздел декоративного искусства; охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта. Произведения декоративно-прикладного искусства составляют часть предметной среды, окружающей человека, и эстетически её обогащают.
Слово декор в переводе с латинского языка означает украшать. Декоративный — значит, украшенный, нарядный. Очень красивы и нарядны многие бытовые изделия, которыми человек пользуется в повседневной жизни: расписная посуда, ткани, одежда и т. д.
Декоративно-прикладное искусство — самое древнее искусство: оно возникло ещё в первобытные времена, отделённые от нас тысячелетиями. И в то же время оно молодое, потому что по-прежнему необходимо человеку. Потому оно и прикладное, что используется в полезных целях.
Понятие «декоративно-прикладное искусство» достаточно широкое и многогранное. Это и уникальное крестьянское искусство, уходящее своими корнями в толщу веков, и его современные «последователи» — традиционные художественные промыслы, которые тесно связаны общим понятием — «народное искусство», и классика — памятники мирового декоративного искусства, пользующиеся всеобщим признанием и сохраняющие значение высокого художественного образца, и современное декоративное искусство, представленное в широком диапазоне его проявлений — от малых, камерных форм до значительных и масштабных, от единичных предметов до многопредметных ансамблей, вступающих в синтез с другими предметами, архитектурно-пространственной средой, иными видами пластических искусств.
Декоративно-прикладное искусство имеет особый образный язык, который имеет свои особенности: ясность формы, условность изображений и орнаментальность.
Цвет имеет символическое значение:
Черный – символизировал землю;
Желтый – солнце;
Красный – жизнь.
Особенно любимыми для русского крестьянина были изображения женской фигуры, коня, чудо-птицы и древа жизни.
Все природные мотивы — птицы, цветы, растения, животные, а также человек — в декоративном искусстве выглядят иначе, чем в реальности или в изобразительном искусстве. Свои понятия о мире человек выражал условными знаками. Из отдельных элементов и их сочетаний выстраивался узор.
Декоративное искусство, созданное мастерами прошлого, сохранило народную мудрость, веру людей в добро.
Сказочная птица, горделивый конёк, женская фигурка, диковинное дерево, лучистые круги… Кто и когда придумал эти образы, передаваемые из века в век? Что они значат, какой несут в себе смысл?
Ещё наши далёкие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься и делал это при помощи своего искусства, при помощи условных изображений, которые наносил на предметы быта. Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства. Солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни как выражение поэтических представлений человека о жизни природы, о мире, как обозначение жизненно важных для человека смыслов, как память народа.
Солнце издавна почиталось всеми земледельческими народами. «Не земля хлеб родит, а небо» — говорит русская пословица.
Солярный символ – это знак, обозначающий солнце, олицетворяющий свет и тепло, выражающий идею непрерывного дневного и ночного пути солнца.
Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища.
Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней как символ прихода весны можно найти в разных видах народного творчества.
Символы воды
Волнистая горизонтальная линия – вода
Волнистая вертикальная линия – дождь.
В распаханную землю сеяли, бросали семена. Семена изображались в виде точек. Семена-точки можно увидеть в квадратах и ромбах орнамента.
Землю изображали в виде ромбов, четырехугольников, квадратов.
Землю, её плодородие связывали с образом матери-сырой земли.
Женская фигура — это божество, выражавшее представления о земле, которая родит урожай, и о женщине — продолжательнице рода.
Называют этот образ по-разному: мать-сыра земля, великая богиня земли и плодородия, Макошь, что означает «мать хорошего урожая».
Женская фигура связана с символами плодородия: деревом, птицами, животными, солнечными знаками.
В произведениях народного искусства встречается причудливый узор — раскидистое дерево с крупными цветами, плодами, чудо-птицами, сидящими на ветках. Это древо жизни. В народных представлениях древо жизни было символом растительных сил земли, вечно живой, процветающей природы. Его изображение символизировало счастливое продолжение рода.
Древо жизни — символ никогда не прекращающегося развития, вечного обновления на Земле. Древо жизни — живой символ единства всего мира, связывающий воедино три зоны Вселенной — небо, в котором пребывает его крона, землю, откуда произрастает его ствол, и царство подземное (корни).
Образ коня
Конь – один из древнейших и любимых образов народного искусства.
Конь был необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце.
Солнце принимало образ коня, а конь как бы приобретал животворящую силу солнца. Конь олицетворял движущееся по небу солнце.
В поэтических представлениях образ всадника на коне – освободитель весны от зимних оков.
Двуглавые кони в каргопольской игрушке – олицетворение весеннего и осеннего солнца (весеннее и осеннее равноденствие).
Конь на крыше избы – знак солнца, под защитой которого находится крестьянская изба.
Изображение коней, всадников в вышивке на полотенце – олицетворение стихий, подвластных матери сырой земли. В виде чудесных коней представлялись все значительные явления природы – ветра, облака, грозовые тучи.
Образ птицы.
В давние времена люди верили, что своим пением птицы отгоняли зиму и приносили на крыльях весну. Люди особенно готовились к встрече весны, выпекали печенье в форме птиц-жаворонков.
Птицы изображались нарядные, с пышным хвостом, напоминали волшебную жар-птицу.
Пава — птица с пышным хвостом. Сирин — райская птица-дева. Спускаясь из рая на землю, она зачаровывает людей своим пением, заставляет их забыть обо всём на свете.
Мать-сыра земля, конь, птица — все эти образы стали элементами древнего языка символов народного крестьянского искусства.
Древние образы народного искусства живы и сейчас: они используются в декоративных решениях традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву.
Задание 1.
Преобразуйте реальные образы в соответствующие декоративные символы
Птица | |
Конь | |
Древо жизни | |
Макошь | |
Вода | |
Задание 2.
Что означает слово декор в переводе с латинского языка?
А) рисовать
Б) украшать.
В) раскрашивать
Источник