Древние символы солнца земли воды на сосудах
В современном мире орнамент – узор, который украшает предметы быта, не неся смысловой нагрузки. Для нас ромбы на ковре – просто ромбы, а круги – просто круги.Но были времена, когда люди умели читать орнаменты, зашифровывали в них свои представления о жизни, о потустороннем мире, о вечных истинах
Можно сказать, что декоративный рисунок есть результат найденной взаимосвязи между восприятием природы и декоративным отображением действительности.За много лет существования декоративного искусства сложились разнообразные виды узоров: геометрические, растительные, комплексные и т. д., от простых сочленений до сложных хитросплетений.
Орнамент может состоять из предметных и беспредметных мотивов, в него могут входить формы человека, животного мира и мифологические существа, в орнаменте переплетаются и сочленяются натуралистические элементы со стилизованными и геометризированными узорами. На определенных этапах художественной эволюции происходит «стирание» грани между орнаментальной и сюжетной росписью. Это можно наблюдать в искусстве Египта (амаранский период), искусстве Крита, в древнеримском искусстве, в поздней готике, модерне.
Сначала возник геометрический орнамент, это было на заре человеческой культуры. Что могло быть проще прямых или волнистых линий, кругов, клеток, крестов? Именно эти мотивы украшают стенки глиняных сосудов первобытных людей, древнейшие изделия из камня, металла, дерева и кости. Для древнего человека они были условными знаками, с помощью которых он мог выражать свое понятие о мире. Прямая горизонтальная линия означала землю, волнистая – воду, крест – огонь, ромб, круг или квадрат – солнце.
По старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, способную заклинать любое зло и несправедливость стихийных сил природы. Эти символические знаки, пришедшие к нам из древних обрядовых праздников, – с магической символикой. Например, в филимоновской игрушке(Россия) мы видим символы солнца, земли, воды, плодородия. Мастера пропустили через свое мироощущение все образы и символы и показали в росписи свое восприятие мира. Древние символы встречаются и в дымковской и каргопольской, игрушке. Но они везде разные в орнаменте. В каждом промысле мы замечаем символы солнца, воды и д.р. Тонкой нитью проходит в них древняя символика крестьянской религии.
А орнамент в русском народном костюме. Основными мотивами которого являлись солярные знаки – круги, кресты; изображения женской фигуры – символа плодородия, матери – сырой земли; волнообразные ритмические линии – знаки воды; горизонтальные прямые линии, обозначающие землю; изображения дерева – олицетворение вечно живой природы. Вышивка на крестьянской одежде не только украшала её и радовала окружающих прелестью узоров, но и должна была защитить того, кто носил эту одежду, от беды, от злого человека. Вышила женщина ёлочки – значит, пожелала она человеку благополучной и счастливой жизни, потому что ель – это древо жизни и добра. Родился у крестьянки ребёнок. И его первую простую рубашечку она украсит вышивкой в виде прямой линии яркого, радостного цвета. Это прямая и светлая дорога, по которой должен идти ребёнок. Пусть эта дорога будет для него счастливой и радостной.
Образ солнца занимает одно из главных мест в декоративно-прикладном искусстве. Солнце в виде круглых розеток, ромбов, можно найти в разных видах народного творчества.
Прямой равноконечный крест так же был в народной символике образом солнца. Ромб же почитался символом плодородия и часто совмещался со вписанным в него солнечным знаком.
Дерево жизни
Кроме геометрического, в орнаменте Древней Руси, очень часто можно встретить различные древние языческие сюжеты. Например, женская фигура олицетворяла богиню земли, плодородия. В языческом искусстве древо жизни воплощало силу живой природы, оно изображало божественное древо, от которого зависело произрастание трав, хлебных злаков, деревьев и «рост» самого человека. Очень часто можно встретить сюжеты магических календарных обрядов, которые связанны с основными этапами сельскохозяйственных работ.
Наиболее разнообразная символика характерна для образов растительного мира, включавшего цветы, деревья, травы.
В орнаменте Египта в декоре часто использовался цветок лотоса или лепестки лотоса – атрибут богини Исиды, символ божественной производящей силы природы, возрождающейся жизни, высокой нравственной чистоты, целомудрия, душевного и физического здоровья, а в заупокойном культе он считался магическим средством оживления усопших. Этот цветок олицетворяли с солнцем, а его лепестки – с солнечными лучами. Мотив лотоса получил широкое распространение в орнаментальных формах Древнего Востока (Китая, Японии, Индии и др.).
В орнаменте египтяне так же использовали изображение алоэ – это засухоустойчивое растение символизировало жизнь в потустороннем мире. Из деревьев особо почитались финиковая и кокосовая пальмы, сикомора, акация, тамариск, терновник, персея (дерево Осириса), тутовое дерево- они воплощали жизнеутверждающее начало, идею о вечно плодоносящем Древе жизни..
Лавр в Древней Греции был посвящен богу Аполлону и служил символом очищения от грехов, так как священной лавровой ветвью обмахивали подлежащего очищению. Венками из лавра награждали победителей в музыкальных и гимнастических состязаниях в Дельфах – главном центре культа Аполлона. Лавр служил символом славы.
Хмель – культурное растение, живописный вид которого способствовал широкому применению форм растения в орнаментике. Изображение хмеля в соединении с колосьями использовалось в качестве украшения на предметах домашней утвари.
Виноградная лоза – гроздья и ветви пользовались особым почитанием в античности и в средние века. В древнегреческой мифологии это атрибут бога Вакха, у христиан – в соединении с колосьями (хлеб и вино, означающие таинство причастия) – символ страданий Христа.
Плющ – вечнозеленый вьющийся кустарник, иногда дерево; подобно виноградной лозе был посвящен Вакху. Листья его имеют разнообразную форму, чаще всего сердцевидную или с заостренными лопастями. Они часто использовались в античном искусстве для украшения ваз и сосудов для вина.
Дуб – царь лесов, символ силы и могущества. Листья дуба были широко распространены в римской орнаментике. Их изображения часто встречаются на фризах и капителях, церковной утвари и в других видах прикладного искусства готики, а также в работах мастеров итальянского Возрождения. В настоящее время изображение листьев дуба вместе с лавром можно встретить на медалях и монетах.
Дуб – символ мощи, выносливости, долголетия и благородства, а также славы.
В древнем Китае сосна символизирует бессмертие, долголетие. истинно благородную личность.С образом сосны перекликается образ кипариса, который наделялся в китайских верованиях особыми охранительно-целительными свойствами, включая защиту от мертвых.Среди цветущих деревье важное место занимает дикая слива -мейхуа-это дерево символ Нового года, весны и рождения всего нового.Среди цветов центральное место отведено пиону.Пион ассоциируется с женской красотой и семейным счастьем.Орхидея и хризантема связаны с божественным миром и ритуальной обрядностью.Самым распространенным символом среди овощей является тыква горлянка, ставшая символом бессмертия и долголетия.
Расписная тыква-горлянка, сосуд и талисман (Китай, XIX век)
«Счастливые плоды»: гранат, мандарин, апельсин-символы долголетия и успешной карьеры.
Мотивы сакуры часто встречаются в в японском декоративно-прикладном искусстве.Это символ красоты, юности, нежности, неизбежной изменчивости преходящего мира.Цветы широко используются в орнаментальных мотивах всех времен и стилей. Они служат украшением тканей, обоев, посуды и других видов декоративного искусства.
Роза имеет полярную символику: это небесное совершенство и земная страсть, время и вечность, жизнь и смерть, плодородие и девственность. Это также символ сердца, центра мироздания, космического колеса, божественной, романтической и чувственной любви. Роза – завершенность, таинство жизни, ее средоточие, неведомое, красота, благодать, счастье, но также сладострастие, страстность, а в сочетании с вином – чувственность и совращение. Бутон розы – символ девственности; увядшая роза – скоротечность жизни, смерть, скорбь; ее колючки – боль, кровь и мученичество.
Геральдические розы: 1 – Ланкастеров; 2 – Йорков; 3 – Тюдоров; 4 – Англии (бэдж); 5 – немецкая роза Розенов; 6 – русская гербовая.
Геральдическая средневековая роза имеет пять или десять лепестков, что связывает ее с пифагорейскими пентадой и декадой. Роза с красными лепестками и белыми тычинками – эмблема Англии, самый известный нагрудный знак английских королей. После «Войны Алой и Белой Роз», названной так по нагрудным знакам фамилий, боровшихся за английскую корону, алая роза Ланкастеров и белая Йорков были объединены в форме «Розы Тюдоров». Ярко-пунцовая роза – неофициальная эмблема Болгарии. Знаменитая чайная роза – эмблема Пекина. Девять белых роз – в гербе Финляндии.
В древних орнаментах наряду с растениями часто изображаются различные животные: птицы, кони, олени, волки, единороги, львы. Они образуют горизонтальную структуру древа жизни: на вершине – птицы; на уровне ствола – люди, звери, а также пчелы; под корнями – змеи, лягушки, мыши, рыбы, бобры, выдры.
Животных можно увидеть на вышитых полотенцах и передниках, на расписных сундуках , на резных и расписных прялках; на стенах древнерусских соборов и в украшениях изб, в орнаментах буквиц. Древние образы коня и птицы сохранились в народных игрушках и в посуде. В форме звериных или птичьих голов вырезались навершия для конских плеток и боевых луков. Стилизованные звери и птицы украшали гребни для волос, утварь и посуду. В древности многие явления природы олицетворялись в образах животных и каждый смотрел на эти явления с той точки зрения, которая была ему ближе в зависимости от образа жизни и занятий: точка зрения пастуха отличалась от взглядов охотника, а их обоих – от воина. Свои знания о земных животных люди переносили и на атмосферные явления.
Птица в народном декоративно-прикладном искусстве могла олицетворять ветер, облако, молнию, грозу, бурю и солнечный свет. В виде птиц вырезали ковши и солонки, вышитые птицы украшали женскую одежду . Образ птицы широко вошел в фольклор практически всех народов мира.
Конь также олицетворял все природные явления, связанные с быстрым движением, – ветер, бурю, облака. Его часто изображали огнедышащим, с ясным солнцем или месяцем во лбу, золотогривым. Деревянный конь, мастерившийся для детской забавы, был часто весь украшен солярными знаками или цветами . Считалось, что это оберегает ребенка от злых сил. Изображения коней можно часто увидеть на предметах домашнего обихода (ручках ковшей, прялках , веретенах), на одежде.
В северных районах природные явления, связанные с конями, древние люди относили и к оленям .Олени часто изображались возле древа жизни на вышитом полотенце, иногда их помещали вместо конька на крыше избы. Сакральная роль коня, оленя в скифском искусстве часто связана с надеждой о благополучном вознесении души в мир иной.
Лев в мифологии многих народов был символом солнца и огня, а также в разные времена у разных народов он олицетворял высшие силы, мощь, власть и величие, великодушие, благородство, ум. Образ льва издревле существовал в декоративно-прикладном искусстве.
На протяжении многих веков лев оставался одной из излюбленных фигур в русской символике. В древнерусских изображениях, связанных с великокняжеской властью, образ льва в зависимости от того, что его окружало, имел два значения: власть, даруемую Богом, и побежденную силу зла.
Народные мастера часто вырезали львов на лобовой доске избы или рисовали на сундуках в окружении растительного орнамента, мастерицы вышивали их.
Женское начало. Великая Мать в ужасной ипостаси ткачихи судьбы иногда изображается в виде паука. Все лунные богини – прядильщицы и ткачихи судьбы. Паутина, которую плетет паук, плетется из центра по спирали, – символ созидательных сил Вселенной, символ мироздания. Паук в центре паутины символизирует центр мира; Солнце в окружении лучей; Луну, олицетворяющую циклы жизни и смерти, прядущую паутину времени. Паук часто ассоциируется с удачей, богатством или дождем. Убить паука – плохая примета.
Паук, изображенный на амулете американских индейцев
Благодаря устойчивости религиозных канонов, значение символов в орнаментике Египта, искусства стран Древнего Востока сохранялось без изменения в течение многих тысячелетий.Поэтому для этнографов и археологов древние орнаменты представляют собой знаки, с помощью которых можно «прочитать» своего рода магические тексты.
Этнокультурные контакты, торговля, военные походы, религиозные миссии, посольские дары и приглашенные художники способствовали перемещению произведений искусства из одной страны в другую, что приводило к распространению художественных идей и стилей.
Часто последующие поколения художников используют предыдущее искусство и создают на его основе свои вариации. Таким ярким примером может служить элемент свастика, один из самых ранних символов, который встречается в орнаментах почти всех народов Европы, Азии, Америки и др. Древнейшие изображения свастики встречаются уже в культуре племен Триполья V-IV тыс. до н. э. В древних и средневековых культурах свастика – солярный символ, счастливый знак, с которым связаны представления о плодородии, щедрости, благополучии, движении и силе солнца.
Коловрат или Солнцеворот – один из древнейших древнерусских символов, олицетворяющий Солнце и солнечных богов Сварога, Даждьбога и Ярилы. От слова «коло» – солнце и произошло название символа.
Сам символ выглядит как круг с загнутыми лучами, поэтому у многих он ассоциируется с фашисткой свастикой. Хотя это в корне не так: фашисты действительно использовали этот солярный символ, но не наоборот.
В 1852 г. французский ученый Эжен Бурнуф впервые дал четырехконечному кресту с загнутыми концами санскритское название «свастика», что примерно означает «несущая добро». Своим символом свастику сделал буддизм, придав ей мистический смысл вечного вращения мира.
В орнаментах нового времени фактически отсутствует современная символика, несмотря на то, что она существует в избытке в окружающей действительности. Как исключение, может быть творчество художников-модернистов. В конце XIX – начале XX в. эти художники попытались создать свою собственную символику и воспроизвести ее в своем творчестве.
Орнамент в их произведениях играл уже не вспомогательную роль, а становился неотъемлемой частью изображения, органично вплетаясь в канву сюжета.
Тогда же А. Белый – теоретик русского символизма писал: «Художник-символист, насыщая образ переживанием, претворяет его в своем творчестве; такой претворенный (видоизмененный) образ есть символ». И далее А. Белый фиксирует основные лозунги символизма в искусстве: «1. символ всегда отражает действительность; 2. символ есть образ, видоизмененный переживанием; 3. форма художественного образа неотделима от содержания».
В этих трех пунктах известным поэтом и прозаиком точно сформулированы основные положения создания символического произведения, которые могут быть использованы в любом виде искусства, в том числе и орнаментальном.
Источник
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться
Источник
Вода – символ женского начала, чистоты, здоровья. На Востоке вода может быть символом вечно меняющегося мира иллюзий. Значение древних символов Воды – источник и гробница всего сущего во вселенной.
Символ непроявленного, первичной материи. «Жидкость все проверяющая» (Платон).
Любая вода является древним символом Великой Матери и ассоциируется с рождением, женским началом, утробой вселенной, первоматерией, водами плодородия и свежести, источником жизни.
Вода как древний символ
Вода – жидкий двойник света. Она также сравнивается с непрерывным изменением материального мира, бессознательным, забывчивостью. Вода растворяет, уничтожает, очищает, «смывает» и восстанавливает.
Ассоциируется с влагой и циркуляцией крови, жизненными силами как противопоставлением сухости и неподвижности смерти.
Вода возвращает к жизни и дает новую жизнь, отсюда крещение водой или кровью в обрядах инициации – вода и кровь смывают старую жизнь и освящают новую.
Погружение в воду символизирует не только возврат к первоначальному состоянию чистоты, смерть в старой жизни и возрождение в новой, но также омовение души в материальном мире.
Источник Жизни берет начало от корней Древа Жизни, которое растет в центре Рая.
В виде дождя вода несет оплодотворяющую силу небесного бога, что символизирует плодородие. Как роса, она олицетворяет благовещение и благословение, духовное обновление и свет восхода.
Нырнуть в воду – значит искать секрет жизни, ее конечную тайну. Ходить по воде- значит преступить за границу материального мира. Все великие мудрецы ходили по воде.
Текущая вода-это «живая вода». Пересечь водную преграду – значит перейти из одного онтологического состояния в другое.
С другой стороны, это символ отделения, например, при пересечении моря или реки смерти. Но, поскольку вода имеет силу и жизни, и смерти, она может не только отделять, но и соединять.
Вода и огонь являются враждующими стихиями, которые, в конечном счете, проникают друг в друга и объединяются, символизируя противоречия материального мира.
В состоянии противоборства они – необходимые для жизни тепло и влага, но «горящая вода» – это союз противоположностей.
Огонь и вода ассоциируются также с двумя великими началами, Отцом-Небом и Матерью-Землей, причем в этом случае Отец-Небо превращается в оплодотворяющую влагу дождя, изливающуюся на Землю.
Вода и вино символизируют слияние человеческой и божественной природы, или божественность, незримо присутствующую в человечности.
Нижние Воды – это Хаос, или вечно меняющийся материальный мир, а Верхние Воды – царство всеобъемлющих вод.
Нижние и Верхние Воды связаны с Малыми и Большими Мистериями, а вместе они составляют Единое и означают всеобщее обновление.
Потревоженные воды – символ превратностей судьбы, иллюзий и тщеславия жизни – «призрачный поток ощущений и идей».
Бегущая вода означает жизнь и ее источник, символом которого является волнистая линия, спираль или меандр.
Вода, подобно дереву, роще, камню и горе, может символизировать космос во всей его полноте.
Символами порождения и уничтожения жизни, разделяющих и объединяющих сил воды часто являются существа комбинированной природы, чудовища или драконы, змеи, сокол, лев, крокодил и кит, в то время как питающая и плодородная сила изображается в виде коровы, газели, а чаще всего рыбы.
Вода имеет огромное значение в магических ритуалах (стихии).
В русском фольклоре водяной-морской царь – властвовал над водной стихией. В Древней Руси вода считалась первоосновой всех вещей.
Чистая вода олицетворяла честность, правдивость («Вывести на чистую воду»).
Баламутная, нечистая – нечестность, изворотливость («Ловить рыбку в мутной водице»). Течение воды ассоциировалось с течением времени («Годы бегут, как вода»).
В христианстве вода олицетворяет восстановление, обновление, очищение, освящение и крещение. Ручей символизирует Христа как источника жизни и Деву Марию как утробу творения.
Вода, смешанная с вином, символизирует пассивное начало, испытывающее воздействие Духа, «зачатие от воды и от Духа», смешение низшего и высшего в человеке. Согласно св. Киприану, Христос – это вино, а вода-тело Христово.
В христианском искусстве вода символизирует смирение. Вода, окружающая что-либо, имеет не просто оборонительное значение, пространство внутри круга становится чистым и священным.
Вода с глиной олицетворяют творение и символизируют горшечника, придавшего вселенной ее облик.
Глубокие вода моря, озера, колодца ассоциируются с царством мертвых или местом обитания сверхъестественных существ и тесно связаны с Великой Матерью. Смирение изображается как вода, смешанная с вином.
Роса – символ Благовещения.
Что символизируют волна, дождь, лед
Волна
Поскольку вода символизирует бесконечное движение, волны олицетворяют превратности жизни, изменения, иллюзии, тщеславие и возбуждение.
Кто с водяным ладит – у того и дождь вовремя в поле, и рыбы в неводах вдоволь. Народные представления о волне хорошо отразил А.С. Пушкин:
Ты, волна моя, волна!
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли.
Дождь
Символизирует Божественное благословение, нисхождение небесного блаженства и очищения, плодородие.
Символизм дождя сходен с символизмом солнечных лучей в случае, когда он олицетворяет оплодотворение и духовное открытие.
Все боги Неба оплодотворяют Землю дождем. У славян дождь был божьей благодатью, он уподоблялся молоку. Тучи наши предки представляли как женские груди.
Образ небесной воды в орнаменте выражался в виде вертикально-динамичного рисунка.
Лед
Олицетворяет скованность, холод, хрупкость, недолговечность. Является символом плотных вод земли в противовес «свежим» и живительным водам родника в Раю.
Он также обозначает жестокосердие, холодность и отсутствие любви. Тающий лед означает смягчение жестокого сердца.
Что символизируют море, озеро, река, омут
Море
Символ безграничного водного пространства. С ним сравнивают поле: рыбаки называют его несеяным полем, с которого они собирают жатву, моряки – дорогой.
Они предпочитают не купаться в море, сравнивая его с дорожной пылью.
Наводнение. Символизирует лунную силу вод. Конец старого цикла и начало нового. Смерть и возрождение.
Озеро
Означает женское начало, стихию влажности, место обитания чудищ или магических женских сил, подобных тем, что упоминаются в выражении «дева озера».
Океан. Стихия зарождения жизни, безбрежности, сумма всех возможностей. Символизирует женское начало. Означает первоначальные воды, хаос, бесформенность, материальное существование, бесконечное движение.
Это источник всякой жизни, заключающий в себе все потенции, сумма всех возможностей в проявленном виде, непостижимое, Великая Мать. Символизирует также море жизни, которое предстоит пересечь.
Омут
Место опасности, перехода, порог в подводное царство; обманчивое спокойное место: «Затянуть в омут», «В тихом омуте черти водятся».
Река
Символ необратимого потока времени. Символ потери и забвения. Река-дорога в страну мертвых. Река – символ преграды, разделяющей два мира.
Символ постоянной изменчивости: «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Вода рек священна. Ею крестят при первом посвящении, ею омывают грехи, очищают тело и душу.
Она снимает усталость – физическую и душевную (река забвения Лета). Река дает плодородие. Река – артерия земли. Она – источник жизни для людей оседлых культур. Их реки – Нил, Ганг, Хуанхэ -символы и гаранты благополучия.
Мировой поток явлений, течение жизни.
- Река жизни – это царство божества, макрокосм.
- Река смерти – явное существование, мир изменений, микрокосм.
«Возвращение к истоку», символически изображаемое в виде реки, текущей вверх, – это возврат к изначальному, райскому состоянию, с целью обрести просветление.
Устье реки имеет то же символическое значение, что и ворота или дверь. Оно обеспечивает доступ в иное царство, в океан единства.
В обрядах прохода и при «путешествиях» из одного состояния в другое движение обычно мыслится как переправа с одного берега на другой через реку жизни или смерти.
Если путешественник направляется к устью реки, то берега оказываются опасными, и их следует избегать, так что все в целом путешествие через реку приобретает символическое значение опасного прохода.
Четыре реки рая, текущие в направлении четырех сторон света, берут начало в источнике, ключе или колодце у корней Древа Жизни или из скалы под ним в центре Рая.
Они символизируют творческую силу, истекающую из своего неявного источника в явный мир до его крайних пределов (моря). Иными словами, от высшего уровня к низшему.
Река – дорога вниз, к океану, река порождает океан. Река-стена, преграда, которую преодолевают либо с помощью посредника, либо волшебным образом: огненная река, река Стикс и т. п.
В христианстве четыре реки Рая, истекающие из одной скалы, символизируют четыре Евангелия, идущие от Христа.
Что символизирует роса
Роса
Символ здоровья, чистоты, любви, святости. Славяне считали росу слезами Богородицы. Означает свет рассвета, духовное освежение, благословение, доброе слово.
Сладкая роса – это мир и преуспевание. Она может олицетворять изменение, иллюзию и мимолетность. Связана с Луной, приходом ночи и сном.
Древний символ Земля
Земля – древний символ плодовитости, радости. У древних славян Земля-мать была тотемом. Ее считали живой, священной.
Сохранилось это в поговорках: «Весной грех землю бить – она беременна», «Грех землю бить – она ваша мать…», «Земля-кормилица».
Позже Земля как древний символ приобрела хтоническое значение как противоположность Небу, стала символом могилы: «Из земли вышел человек, в землю и вернется…»
«Разлука ты, разлука, / Чужая сторона, /Никто не приголубит, /Лишь мать сыра земля…», – поется в песне.
Земля здесь понимается как дом, который всегда родной для человека. Она воспринималась также как родительница, имеющая право на родительский суд и на праведное наказание грешных.
Говорили: «Как его земля носит?»
Силы земли магичны. Ведьмы катаются по земле для того, чтобы зарядиться энергией. Целованием земли скрепляли клятвы. Есть землю – символ покорности и искренности.
В память о посещении святого места и как символ перенесения его с собой брали горсть земли. Горсть земли с участка родного дома возили с собой, его бросали на гроб первой.
С землей связаны все земледельческие обряды. Известны праздники первой борозды, которую должен был делать самый уважаемый человек в деревне, а в государстве – царь…
Для обильного урожая шаман или царь должен был оплодотворить землю. Земля воспринималась как женское начало, пассивное.
В морской символике берег, земля-это временный приют, враждебная стихия, место отдыха, получения необходимых припасов.
Что означали для наших предков Небеса
Небеса как древний символ означают бесконечность, высоту, царство блаженства, высшую власть, порядок во Вселенной.
Боги Неба – это обычно Творцы. Они всемогущи и всеведущи и символизируют космические ритмы.
Это стражи Закона. При матриархате небесные божества обычно женского пола, иногда боги Неба бывают бесполыми.
В ритуальной архитектуре Небеса изображаются сводом, ступой, чортеном, либо центральным отверстием в шатре, навесе и сакральной постройке.
Повсеместно они изображаются синим цветом, но иногда черным.
Читайте другие статьи:
- Огонь как древний символ – что означают костер, очаг, свеча
- Камни как древние символы – что они значат?
- Крест – символ древней Руси : что он означает?
- Цветы как древние символы – что символизируют растения?
Источник