Древние сосуды для благовоний
(лат. Alabastron) — грушеобразный или вытянутый сосуд цилиндрической формы с округлым дном. В отличие от ритона алабастрон может стоять вертикально.
Алабастроны использовались для хранения ароматических веществ и жидкостей, преимущественно женщинами. Мужчины пользовались в аналогичных случаях арибалами.
Образцом для формы алабастрона послужила форма восточных сосудов из Египта, которые там изготавливались из алебастра, которому и обязаны своим названием.
Алабастроны обнаруживали при раскопках некрополей Кносса и Фаистоса на острове Крит; они относятся к 1900—1300 гг. до н. э. и украшены в дворцовом стиле изображениями птиц, рыб и осьминогов.
Стеклянный алабастрон. II—I вв. до н. э.
_________________________________________________
Амфориск
(лат. Amphoriskos) — древнегреческий керамический сосуд, «маленькая амфора». В отличие от обычной амфоры амфориск скорее всего использовался для хранения масел, ароматических и косметических средств. В Древнем Риме амфориски изготавливались также из стекла.
Амфориск с изображением юноши и женщины. Ок. 425—400 гг. до н. э. Лувр.
__________________________________________________
Арибал
(др.-греч. αρύβαλλος) — древнегреческий сосуд небольшого размера округлой формы, узким втянутым горлышком, расширяющимся у плоского венчика.
У арибала широкая, в форме ленты ручка. Арибал использовался для хранения ароматических жидкостей, в частности, ароматических масел. Название «арибал» происходит от кожаного мешка, в который обычно вставлялась бутыль. Функционально арибал сходен с алабастроном.
Если алабастронами пользовались женщины, то арибалы предназначались для мужчин и использовались преимущественно атлетами для ухода за телом. Арибалы носили на ремешке на запястье.
Большинство сохранившихся арибалов сделаны из глины, однако встречаются также арибалы из бронзы и фаянса.
Атлеты со стригилем и арибалом. Вазопись. V в. до н. э., Лувр.
__________________________________________________
Лебес Гамикос
(лат. Lebes Gamikos — «свадебный лебес») — древнегреческий глиняный сосуд.
Лебес Гамикос представляют собой сосуды крупного размера и округлой формы, с длинным цилиндрическим горлышком и двумя ручками. Лебес Гамикос использовались на свадьбах и преподносились в подарок невестам. Лебес Гамикос также преподносили в дар богам плодородия.
Лебес Гамикос также находили в захоронениях.
Лебес Гамикос работы Афинского вазописца.
___________________________________________________
Лагинос
(лат. Lagynos) — древнегреческий сосуд, использовавшийся для хранения ароматических масел. Лагинос напоминает ойнохойю, однако имеет более плоскую форму, и у него отсутствует типичный для ойнохойи венчик в форме трилистника.
Лагинос с изображением музыкальных инструментов. 150—100 гг. до н. э. Лувр.
____________________________________________________
Лидион
— сосуд без ручек сферической формы с узкой конической ножкой, предназначенный для хранения благовоний. Получил распространение у гончаров восточной Греции. В верхней части широкое горлышко с горизонтальным ободом. Лидион получил своё название от лидийцев, создателей этого вида керамики. Возможно, форма сосуда имеет египетское происхождение.
Лидион, VI век до н.э. Лувр.
____________________________________________________
Ольпа
(лат. Olpa) — древнегреческий кувшин для хранения благовонных масел и вина. Нижняя часть имеет выраженный объём, плавные линии формы ведут к широкому круглому горлышку. Ручка находится сбоку. Ольпа имеет меньший размер, чем ойнохойя.
Ольпа, гончар — Амасис, вазопись — Амасис, аттическая чернофигурная вазопись, 550—530 гг. до н. э., Лувр.
____________________________________________________
Племохойя
— небольшой сосуд шарообразной формы на высокой подставке с крышкой увенчанной шарообразной головкой. Использовался для хранение благовоний. Дошедшие до нас литературные источники позволяют предположить, что греки использовали это название для сосуда. В вазописи племохойя иногда изображалась в свадебных сценах и, вероятно использовалась в обряде бракосочетания.
Чёрнолаковая племохойя из Беотии. Ок. 550—525 до н. э. Лувр.
_____________________________________________________
Пиксида
(лат. Pyxis) — древнегреческий сосуд цилиндрической формы, похожий на банку с крышкой. Известное со времён эллинизма название происходит от греческого слова «самшит» — pýxos, из которого они изначально вытачивались.
До настоящего времени сохранилось лишь несколько пиксид, выполненных из дерева. Пиксиды также изготавливались из керамики, алебастра, металла или слоновой кости. Пиксиды использовались женщинами для хранения украшений и косметики. Часто встречаются краснофигурные керамические пиксиды с изображением жизни женщин. Пиксиды также часто находили в женских захоронениях.
Пиксиды существовали ещё в эпоху геометрики. Они были плоскими и отличались б́ольшим размером и видимо имели другое назначение. В VII в. до н. э. форма пиксид изменилась под влиянием коринфского гончарного искусства, на пиксидах выполнялась чернофигурная роспись. В VI в. до н. э. появились особые формы пиксид — на трёх ножках и пиксиды Никосфена. В классической Древней Греции особо популярным был тип пиксиды «А» с вогнутыми стенками. Тип пиксиды «Б» предусматривал крышечку, надеваемую сверху. В эпоху эллинизма пиксиды были несколько выше.
Аттическая краснофигурная пиксида. Вазописец свадеб. Лувр. Ок. 470—460 гг. до н. э.
_____________________________________________________
Эпихизис
(лат. Epychisis) — античный сосуд цилиндрической формы, часто с двумя горизонтальными профилями-рантами, тонким горлышком, заканчивающимся отогнутым носиком с открытым сливом, и высокой изогнутой ручкой. Эпихизисы часто украшались росписью. Появился в южной Италии, в Апулии. Предположительно эпихизис являлся предметом женского обихода и использовался для косметических процедур.
Краснофигурный эпихизис с изображением Эроса.
По материалам Википедии.
Источник
И. А. Леенсон
«Химия и жизнь» №3, 2013
Первые химические знания люди получили, когда научились использовать огонь (обработка пищи, выплавка металлов, обжиг керамики), брожение сахаристых веществ и приготовление косметических составов. Косметикой пользовались в доисторические времена, а она невозможна без химии. На Ближнем Востоке употребление косметики было непременной частью личной гигиены. Древние египтяне следили за чистотой тела, притираниями и мазями пользовались не только высшие слои общества. «Масло — лекарство для тела», — писал фараон Аменхотеп III (1411–1375 до н. э.), фараон Сети I (1313–1292 до н. э.) специальным указом увеличил снабжение косметическими маслами своих воинов. Из-за нехватки косметических средств случались забастовки — во времена Рамзеса III (1198–1167 до н.э.) строители пирамиды прекратили работу, требуя масло для притираний! Умащивание тела было весьма распространено у ассирийцев, вавилонян, шумеров. «Масло жизни делает суставы человека более гибкими», — гласит клинопись.
Потребность в косметических средствах стимулировала изготовление в большом количестве каменных ваз и других сосудов, которые можно увидеть в современных музеях.
В 26-й главе Евангелия от Матфея читаем: «Приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову». Здесь «алавастр» — это так называемый египетский алебастр (другое название — мраморный оникс), полосчатый камень, добывавшийся в древних каменоломнях Фив. Из него изготовляли вазы для благовоний. Каменные сосуды для благовоний были дороги, со временем для этой цели стали использовать стеклянные бутыли; некоторые археологи полагают, что само изобретение стеклянной посуды было вызвано необходимостью хранить парфюмерную продукцию.
Тысячи лет благовония были важной частью религиозного культа. Важнейшим из них считалось миро — специальный состав из благовонных веществ, который использовался в иудейском и христианском обрядах. Миро использовали для так называемого священного помазания царей и пророков: «И взял Самуил рог с елеем, и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после» (1 Цар. 16:13). Миром были помазаны на царствование и российские цари. «Масть и курение радуют сердце» — читаем мы в 27-й главе «Притчей Соломоновых». Сравнение этого текста, цитируемого по синодальному изданию, с английским переводом Библии (Ointment and Perfume Rejoce the Heart) показывает, что «масть» (англ. ointment) — это мазь, помада, притирание, а наша «парфюмерия» (англ. perfume — благоухание, аромат, запах, духи) восходит к латинскому per fumus — при помощи, посредством дыма (то есть воскурения).
В Древнем мире благовония использовались и для массажа, и для смазывания ран. На папирусах Среднего царства (до 1600 г. до н.э.) упомянуты названия 22 разных мазей, применявшихся в мистических, религиозных и медицинских целях. Египтяне называли ароматические смолы, вытекающие из некоторых видов деревьев, словом kemai, которое перешло в греческий как kommi; отсюда произошли и англ. gum (камедь, а также резина), и гумми (камедь), и гуммиарабик (дословно «аравийская камедь»).
Выяснить химический состав древних мазей и масел для растираний трудно; это непросто даже для современных композиций, что же говорить о косметике, которая пролежала десятки веков и могла измениться под действием различных агентов! Значения иероглифов на папирусах и знаков на шумерских табличках не всегда понятны. Некоторые сведения можно почерпнуть из произведений греческих и римских авторов, которые описывали различные применения масел. Чаще всего использовали оливковое и касторовое масла — особенно беднейшие слои населения. Распространены были также бегеновое масло — из крупных семян растений семейства моринговых, масло из колоквинта — растения семейства тыквенных, масло из семян сафлора, напоминающее подсолнечное, а также кунжутное, миндальное и другие. Как душистые вещества упоминаются масла из семян миндаля и аниса, корневищ аира и имбиря, цветков и коры кассии, коры коричного дерева, древесины кедра и сандалового дерева, плодов цитрусовых, цветков гелиотропа, мимозы, розы, разных тростников, цветков и листьев мяты и розмарина. Использовались как душистые вещества также цветки хны, корневища ириса, мед, вино и многое другое.
В древних документах почти нет описаний, касающихся технологии получения душистых веществ, — до понятия «маршрутная карта» оставались десятки веков. Для прессования использовали полотняный мешок, который наполняли плодами, а затем складывали так, чтобы на обоих его концах образовались петли. В них вставляли палки, которые вращали в разные стороны. Во времена III Династии (около 2670–2600 гг. до н.э.) пресс был усовершенствован: его подвешивали за петли к стойкам. В античные времена начали применять винтовой пресс. Согласно Геродоту, из трех фунтов семян отжимали один фунт масла.
Эфирные масла извлекали с помощью мацерации: душистые растения настаивали в теплом растительном масле в течение двух дней, затем теплое масло фильтровали. Применялось и холодное абсорбирование — лепестки нежных растений помещали на несколько недель в закрытые емкости, а рядом располагали слои жира, которые поглощали пахучие выделения. Перегонки и экстракции растворителями в Древнем мире не знали. В чистом виде эфирные масла использовались редко, они были дороги. Обычно их смешивали с дешевыми маслами, не имеющими собственного запаха.
В Древнем мире в косметических целях использовали и животные жиры — буйволовый, бараний, гусиный. Рыбий жир не применяли из-за не очень приятного запаха. Не использовали мускус, амбру, цибет, бобровую струю — кабарги, кашалоты, циветты и бобры не были известны на Ближнем Востоке.
Для приготовления косметических средств применяли те же приемы, что и для приготовления еды. Египетские художники часто изображали эти приемы, а иногда и целое производство.
На древнеегипетских женских портретах хорошо видна применявшаяся в те времена косметика для лица: достаточно вспомнить знаменитый бюст Нефертити. Известное с незапамятных времен подкрашивание глаз вначале имело, вероятно, чисто медицинское предназначение: краска предохраняла от глазных болезней, распространенных на Ближнем Востоке. Египтяне подкрашивали также глаза изображаемых ими богов и фараонов.
В египетских захоронениях встречаются полотняные и кожаные мешочки, раковины, стебли тростника, наполненные минеральными красками для глаз. В коптском языке одна из таких красок называлась stem, откуда произошли латинское название сурьмы stibium и современный знак этого элемента Sb. Дело в том, что один из ее минералов, черную модификацию сульфида Sb2S3, в виде тонко растертого порошка издавна применяли как краску для бровей. Вплоть до XIX века в России бытовало выражение «насурьмить брови»: «Ты постом говей, не сурьми бровей» (М. Цветаева). Русское название элемента — от турецкого сюрме — натирание или чернение бровей. Однако первоначально египетское stem означало другой мягкий черный минерал — галенит, сульфид свинца, им лечили глазные болезни. Египтяне обычно чернили только верхние веки, а нижние окрашивали малахитом в зеленый цвет. Малахит — основной карбонат меди, а медь, как известно, обладает бактерицидными свойствами.
В Месопотамии черный минерал для подведения глаз назывался guhlu; это слово затем перешло к арабам в виде al-kuhl и означало тонкий порошок, пудру. У средневековых алхимиков alcohol сначала обозначал любой тонкий порошок, а во времена Парацельса (XVI век) стал обозначать пары летучих жидкостей, которые «возгонялись в воздух», как пудра от ветра. Отсюда недалеко и до современного значения.
Со временем вместо сульфидов свинца и сурьмы для подведения глаз стали использовать прокаленную без доступа воздуха скорлупу миндальных орехов, сажу, минерал пиролюзит (диоксид марганца). К растертому в тонкий порошок пигменту добавляли немного воды, иногда с примесью камеди, и получали пасту, которую пальцем или палочкой из дерева или слоновой кости наносили на веки. Такие палочки часто находят в захоронениях, на них нарисован иероглиф в виде такой же палочки в небольшой круглой чашечке.
Губы и щеки египтяне подкрашивали красной охрой — природной смесью оксидов железа с глиной. Ладони, ступни, ногти и волосы часто красили хной. Жители Месопотамии для тех же целей использовали также асафетиду — камедь, добываемую из корней зонтичного растения ферулы, тогда как шумеры предпочитали красить щеки желтой охрой, называя ее «золотой глиной». Жизнь была тяжелая и вредная, но красочная.
Источник
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 5 января 2019; проверки требуют 9 правок.
Типология форм древнегреческих сосудов представляет большое разнообразие. Форма древнегреческих сосудов соответствовала прикладному назначению и менялась почти до бесконечности, в зависимости от места и времени производства и личного вкуса производителя. Тем не менее некоторые формы были особенно распространёнными и любимыми и составляли особые разряды, имевшие каждый своё особое наименование. Античные писатели сохранили номенклатуру греческих сосудов, однако показания этих авторов столь неопределённые и путаные, что, основываясь на них и проверяя их по сохранившимся экземплярам, нельзя было прояснить многие детали. Несмотря на все это, благодаря трудам Панофки и работам других исследователей (Летрона, Узинга, Ленорман и Витте, Лау, Джон Бизли, Хамфри Пейн), названия большинства форм определены окончательно.
Основные формы[править | править код]
Форма | Назначение | Примечания | Пример |
---|---|---|---|
Алабастрон | Для масла и благовоний | Использовался женщинами, мужчины использовали арибалл | |
Амис | урна | ||
Амфора (Αμφορεύς) | Тара для транспортировки и хранения продуктов | Расписные сосуды — награда в соревнованиях | |
Амфориск | Для благовоний | Миниатюрная амфора | |
Арибалл (Αρύβαλλος) | Для масла, используемого в гимнастике | Носился в мешочке на поясе | |
Аскос (Ασκός) | Для хранения масла и благовоний, для заливки масла в лампы | ||
Бальзамарион | Для благовоний | ||
Батанион | Для хранения продуктов | ||
Гидрия | Сосуд для воды | ||
Гуттус | Для благовоний и культовых обрядов | ||
Динос | Для питья | Разновидность кратера | |
Кадос (Κάδος) | Транспортировка продуктов | ||
Каккаба | Для хранения продуктов | упоминается в письменных источниках | |
Калаф (Κάλαθος) | Для погребальных и культовых обрядов | ||
Канфар (Κάνθαρος) | Для питья | ||
Кернос (Κέρνος) | Для погребальных и культовых обрядов | ||
Киаф | Черпак для вина и воды | ||
Килик | Для питья | Другое название — каликс. | |
Китра | Для хранения продуктов | ||
Котила | Для питья | Похож на скифос | |
Кофон (Κώθων), правильнее, эксалейпрон | Для благовонного масла | Сделан по принципу чернильницы-непроливайки | |
Кратер (Κρατήρ) | Для смешивания вина и воды | ||
Лагинос (Λάγυνος) | Для благовоний | ||
Лебес (Λέβης) | Кухонный, хозяйственный и обрядовый сосуд | ||
Лебес Гамикос (Λέβης γαμικός) | Для свадебных обрядов | ||
Лекана (Λεκάνη) | Назначение неизвестно, возможно, что и у пиксиды | Миска на ножке | |
Леканида | Назначение неизвестно, возможно, что и у пиксиды | Маленькая лекана с крышкой | |
Лекиф (Λήκυθος) | Для хранения ароматического масла | ||
Лопас | Столовый сосуд | ||
Лутерион | Столовый сосуд | ||
Лутрофор (Λουτροφόρος) | Для погребальных и культовых обрядов | ||
Лидион (Λύδιον) | Для благовоний | ||
Лампа | Для освещения | ||
Мастос | Для питья вина | ||
Несторида (Νεστορίς) | Для хранения продуктов | Известна в Южной Италии как тройзелла | |
Ойнохоя (Οινοχόη) | Для разлива вина и воды | ||
Ольпа | Для разлива вина и воды | ||
Патера | Для культовых обрядов | ||
Пелика (Πελίκη) | Для хранения продуктов | ||
Перрирантерион | Открытая чаша на ножке | Часто изготовлялась из камня | |
Пиксида (Πυξίς) | Туалетный сосуд для хранения косметики, драгоценностей и т. п. | ||
Пинака | Вотивный предмет | Другое название — пинакион (Πινάκιον) | |
Пифос (Πίθος) | Для хранения продуктов | Глиняная бочка | |
Псиктер (Ψυκτήρ) | Для вина и воды | ||
Рыбное блюдо | Для подачи на стол рыбы | В центре имеется ёмкость для соуса | |
Ритон | Для питья | ||
Ситула | Ведро | ||
Скифос (Σκύφος) | Для питья | ||
Стамнос (Στάμνος) | Для хранения продуктов | ||
Ступка | Размельчение пряностей и т. д. | ||
Тарелка | Столовая посуда | ||
Тимиатерион | Для курения благовоний | Бытовое украшение | |
Треножник | Подставка для сосудов и т. п. | Также любой сосуд на трёх ножках | |
Фиала (Φιάλη) | Для питья | Другое название — омфальная чаша | |
Формискос (Φορμίσκος) | Для культовых обрядов | Погремушка | |
Экселиптра | Для благовоний | Другое название — племохойя или клотон | |
Эпинетрон | Наколенник | Применялся при ткачестве | |
Эпихизис (Επίχυσις) | Для благовоний |
Литература[править | править код]
- Сомов А. И. Ваза, сосуд // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Источник
Смотрела какие сосуды использовались в античном мире для мира, целебных мазей и т.д. В иконографии они присутствуют на иконах св. жен мироносиц, Св. Анастасии Узорешительницы и пожалуй все. Поэтому я посмотрела в других источниках. Вот здесь можно посмотреть подробнее.
Основные типы античных сосудов: 1, 2 — амфоры, 3 — гидрия, 4, 5 — кратеры, 6 — аск, 7 — килик, 8 — фиала, 9 — лекиф, 10 — кальпида, 11 — канфар, 12 — келеба, 13 — ойнохоя, 14 — скифос, 15 — киаф, 16 — псиктер, 17 — лагинос, 18 — стамнос, 19 — алабастр, 20 — арибалл, 21 — кернос, 22 — лутрофор, 23 — ритон, 24 — пифос, 25 — пиксида, 26 — динос, 27 — лебес
Те сосуды, которые использовались для врачевания и помазания священным миром:
АМФОРИ́СК (греч. amphoriskos — уменьшит. от “амфора”) — небольшой античный сосуд, повторяющий форму амфоры. Амфориски использовали как сосуды для масла, специй и благовоний.
А также использовались маленькие сосуды для масла — алабастры(19), арибаллы(20), бомбилии — имели закругленное основание и подвешивались на шнурке к руке или поясу атлета.
АЛАБА́СТР (греч. alabastros от егип. а L’Baste — “сосуд богини Баст”) — античный сосуд для масла, имеющий продолговатую, закругленную книзу форму, плоский венчик и ушко, сквозь которое пропускался шнурок для подвешивания на поясе. Изначально в Древнем Египте — ритуальный сосуд для благовоний; изготавливался из минерала, которому передал свое название (см. алебастр). Греки делали свои алабастры из керамики, стекла и металла. На Ближнем Востоке в алабастрах хранили миро для священного помазания.
Изображение алабастра в руке моющейся женщины. Деталь росписи стамноса из Вульчи. Мастер Полигнот. V в. до н. э. Мюнхен, Античное собрание
АРИБА́ЛЛ (от греч. aryo — “черпать”) — небольшой шарообразный или грушевидный сосуд для масла. Изготавливался в Древней Греции из керамики, в VIII—VI вв. до н. э. с росписью коринфского или протокоринфского стиля, а также из металла, стекла. Они использовались как емкости для благовоний, ароматических масел, в том числе в заупокойном культе. Подобные кувшины носили на спине, для чего через ушки — два в нижней части тулова и два под венчиком — пропускался шнурок. Дно было коническим, поэтому сосуд мог быть только подвесным (сравн. алабастр; бомбилий).
Арибалл из Коринфа с изображением крылатой Артемиды с птицами. Конец VII в. до н. э. Керамика, роспись. Санкт-Петербург, Эрмитаж
БОМБИ́ЛИЙ (греч. bombylios — “шмель, пчела”) — античный сосуд для масла с грушевидным туловом и узкой шейкой с ушком в верхней части для подвешивания на поясе. От названия сосуда происходит вторичное значение слова: выпуклый, пузатый.
Бомбилий. Коринф, VI в. до н. э. Керамика. Киев, Музей западного и восточного искусства
Изображения сосудов, которые сохранились в иконографии.
Иконы, фрески…
Сосуд – амфориск.
На иконе Св.Анастасии Узорешительницы. XIV век. Эрмитаж.
Фреска XII век. Кипр. Св.Анастасия Узорешительница с алабастром.
Серия сообщений “Разные детали в иконографии.”:
Часть 1 – Античные сосуды.
Часть 2 – Копья святых воинов.
Часть 3 – Мрамора Византийских Храмов. Реальность и имитация.
Источник