Древние сосуды для вина

Материал содержит информацию о товарах, употребление которых может навредить вашему здоровью.

Чтобы зазвучала бокальная мантра «прозрачный, бесцветный, тонкий – чистая форма», потребовалась вся история человечества, начиная с неолита. По одной из исторических версий, наш предок сначала изготовил сосуд, а уж затем позабыл в нем гроздья кисло-сладких ягод и пришел в восторг, отведав их забродивший сок.

«Бокал вина», 1658-1660. Ян Вермеер © Берлинская картинная галерея, Берлин, Германия.

VII-V тыс. до н. э.

Из праха вышел

Рога, черепа и раковины были первыми сосудами для питья. Палеолитическая Венера граветтской культуры (около 25 тыс. лет назад), найденная близ поселка Лоссель (Франция), держит в правой руке рог. Греки любили смешивать вино и воду в раковинах моллюсков. Хан Куря вместе со своей женой пил вино из черепа князя Святослава, чтобы сын родился таким же храбрым и сильным. Помимо остроумного использования природных емкостей, пращуры также делали чаши из глины. Глиняные сосуды для вина вместе с обрезками виноградной лозы археологи находят на территории современных Ирана и Грузии и датируют их VII тыс. до н. э.

Деталь берльефа восточной лестницы дворца Ападана, Персеполь, Иран © СС/Phillip Maiwald/Wikipedia

IV-II тыс. до н. э., Древний Египет

Откуда ни возьмись

Египтяне делали виноградное вино, но расходовали его по большей части на богослужебные ритуалы и предпочитали пить из глиняных сосудов, очень простых – в виде чаш. Серебро и золото полагалось жрецам, богам и фараонам. Иногда сосуды для вина были более замысловатыми. В музее Метрополитен хранится одна из таких чаш из красной глины – у нее человеческие «ступни» и «приглашающий» наклон (3750-3550 гг. до н. э.). Секрет стекла египтянам был известен, но пускали его в основном на бижутерию. В эпоху Нового царства богатые египтяне пили вино из голубого и зеленого фаянса, походившего на почитаемые ими лазурит и малахит.

II тыс. до н.э., Китай

А в это время на Востоке

В некоторых провинциях Китая производилось виноградное вино, и народ там жил так весело, что в какой-то момент один из правителей приказал вырубить все виноградники. Рисовое и сливовое вино победило. В плане сосудов китайцы тоже отличились: таких причудливых и воинственных форм больше нигде не встретишь. Кубок назывался «цзюэ», чаша – «гу» (эпоха Шан, 1600–1027 гг. до н. э.). Известный гуляка Ли Бо (701–762) упоминает сосуд «доу», вмещавший больше литра вина: «Три кубка дайте мне сейчас – и я пойду в далекий путь. А дайте доу выпить мне – сольюсь с природой как-нибудь».

III-I тыс. до н. э., Древняя Греция

Геометрия пития

Греки почитали богов, в частности Диониса, но к потреблению вина относились как к социальному процессу. Самым популярным сосудом на пиршествах было глубокое блюдце – фиала. В него из специального черпачка – киафа – наливали вино, уже смешанное с водой в специальной вазе – кратере.

V-I вв. до н. э., Древний Рим

Сплав культур

Греческие сосуды были взяты на вооружение римлянами. Их переименовали на латинский манер и широко употребляли на всей территории Римской империи. В отличие от греков, которые чтили традицию, римляне любили новации и адаптировали под себя все достижения покоренных царств. После завоевания Сирии римляне узнали, как делать стекло, и обнаружили, что вино в стеклянных сосудах смотрится интереснее. «Беден тот, чье жилище не украшено стеклом», – включил в свой риторический репертуар Цицерон (106-43 гг. до н .э.). В итоге римские мастера превзошли египетских и сирийских, научились имитировать изумруд, сапфир, опал, бирюзу и рубин.

«Вакх», ок. 1596. Караваджо © Галерея Уффици, Флоренция, Италия

I-IV вв., Древний Рим

Победа стекла

Стоимость римских стеклянных чаш поначалу была запредельна. Все изменилось с изобретением выдувальной трубки, которая радикально удешевила процесс производства. За два поколения вся Римская империя, от центра до самых дальних провинций, покрылась стекольными мастерскими. Патера (римский вариант фиалы) из рифленого стекла стала рядовым предметом в доме средней руки к началу первого века нашей эры. Вершиной мастерства времен Нерона были муррины. Считалось, что эти чаши придают вину особый аромат и целебные свойства, а также способны обезвреживать яд. За одну из муррин Нерон уплатил семьдесят талантов. На эти деньги можно было приобрести 300 рабов.

V-VIII вв., Европа

В когтях кризиса

Почти все техники изготовления стекла, изобретенные в Риме, были утеряны к V веку. Экономика, культура, ремесла Европы пришли в упадок на долгие века, а вместе с ними деградировали сосуды для вина. Франки, впрочем, создали в VI-VII веках. несколько необычных форм. Драгоценное стекло снабдили для прочности «доспехами» – получился «бокал с когтями». Однако воинственные князья раннего Средневековья предпочитали пить вино из мощных серебряных кубков. Простой народ, как обычно, довольствовался глиной. Эволюция бокала ушла на восток – в Византию, а затем в мусульманский мир.

VIII-XII вв., Византия

Дефицит – двигатель прогресса

Едва в Византии начало развиваться стекольное производство, как арабы завоевали Египет, источник соды – важнейшего компонента стекловарения. Зола, которой византийские мастера пытались хоть как-то восполнить недостаток щелочи, делала стеклянные сосуды грубыми и непривлекательными. Недостаток соды заставил обратиться к цвету. Так возникла константинопольская школа витражного стекла, секреты которой затем легли в основу феномена венеци-анского стекла. Абсолютным топом эксклюзивности стала изобретённая византийскими стекольщиками двустенная диатрета – округлый конус, словно по- висший внутри тонкой стеклянной сети.

XII-XIV вв., Ближний Восток

Не для питья, так для продажи

Где не пьют вина? – в исламском мире. Кто воспел вино? – Омар Хайям. Вот два устойчивых в Западной культуре стереотипа. Увлечение вином было противопоказано всякому правоверному мусульманину, зато продавать кувшины и пиалы в одичавшую Европу было выгодно. С XII по XIV века так называемое дамасское стекло стало предметом роскоши в Европе. Бокалы были украшены эмалью и позолотой, причудливыми надписями на непонятном языке, фигурами людей и хищных животных.

«Король пьет», ок. 1638. Якоб Йорданс © Королевские музеи изящных искусств в Брюсселе

XII в., Константинополь. Венеция

Крестовый поход за бокалом

Во время 4-го крестового похода французские рыцари, прибывшие в Венецию для транзита, не смогли расплатиться за доставку в Египет. Дож уговорил их разграбить сначала город Задар, а затем Константинополь. Награбленное добро потекло в Венецию, а с ним – мастера-стекольщики, владевшие секретами витража и смальты. В 1291 году стекольные мастерские ради пущей секретности переселили на остров Мурано в паре километров от Венеции – с собственной администрацией, судом и дензнаками. Если мастер вдруг решал бежать с острова, то всех его родственников сажали в тюрьму, а на его поиски отправляли агента-убийцу.

Секрет сплава не покидал острова Мурано.

XIV-XVI вв., Венеция. Остров Мурано

Чудеса с острова

В середине XIV в. венецианец Анджело Баровьер изобрел способ получать совершенно прозрачное тонкое стекло, ставшее известным как cristallo или венецианский хрусталь. Вся Европа восхищалась феноменальной чистотой, прозрачностью, почти невесомостью венецианских кубков и бокалов. Секрет сплава не покидал пределы острова, а муранские стеклодувы не уставали удивлять свет все новыми и новыми бокальными чудесами: молочное стекло, опаловое стекло, миллефиори («тысяча цветов»), филигрань, плетеное стекло, перистое стекло, ледяное стекло.

Читайте также:  Давление на дне сосуда заполненного жидкостью

Начало XVII в., Богемия

Лесной бокал

В Богемии в XVI в. научились варить стекло, которое по своей чистоте, прозрачности, блеску и твердости превосходило все известное ранее. В его состав вместо соды вошла древесная золапоташ, отчего оно стало тугоплавким и легко поддающимся гранению и шлифованию. Нюрнбергский гравер и ювелир Каспар Леман (1570-1622) одним из первых стал применять технику резьбы горного хрусталя к «лесному стеклу», сочетая крупные «алмазные грани» с тончайшей гравировкой. Постепенно у богемского стекла появились и свои характерные формы: большие кубки в форме перевернутого колокола и бокалы с крышками и точеными ножками.

«Натюрморт», 1634 г. Виллем Клас Хеда © Rijksmuseum, Амстердам

Середина XVII в., Англия

Дефицит дров

Для варки стекла нужно очень много дров, но в Англии к XVII в. практически истребили леса. В 1615 году король Якоб I запретил использование древесины в каком-либо производстве, кроме судостроения. Стеклодувам пришлось использовать в качестве топлива каменный уголь. Угольная сажа сильно чернила стеклянную массу, поэтому пришлось закрыть котлы крышками, что привело к чрезмерному повышению температуры стеклянной массы. Затем мастера попытались изменить состав стекла. Наконец, нужный ингредиент был найден – оксид свинца. Свинцовое стекло – кристалин – оказалось на редкость чистым, блестящим и прочным. Одной из популярных форм столовых бокалов стала «флейта» – высокий конус на короткой ножке.

Конец XVII в., Англия

Крылышки и защипы

В 1674 году англичанин Джордж Равенскрофт запатентовал новый способ производства «кристалина»: он радикально повысил долю свинца, почти до четверти. Его свинцовое стекло отлично поддавалось резке и гравировке, давало причудливую игру света и мелодично звенело. В мастерской Равенскрофта работали выходцы из Венеции, и итальянский вкус неизбежно отразился на облике раннего английского хрусталя. Тяжелые формы украшались характерными для «фасон-де-венис» защипами, «перьями», «крылышками» и налепами в виде капель и нитей.

Начало XVIII в., Англия

Очарование простоты

Английский потребитель все больше хотел наслаждаться видом вина, а резьба и грани мешали этому. Гладкостенный английский бокал начала XVIII века представлял собой небольшую чашу в виде колокольчика или конуса на массивной ножке с круглым, слегка приподнятым в центре основанием. С 1720-х годов пропорции этих бокалов достигли своего совершенства: корпус стал стройнее, а ножка изящнее. Нередко их называли «ньюкаслскими» – Ньюкасл был крупнейшим центром английского стеклоделия.

Грани мешали наслаждаться видом вина.

Середина XVIII в., Англия

Невесомость в цене

В 1745 году в Англии вышел закон о налогообложении стеклянного товара по весу, отчего винный бокал стал заметно легчать. Стенки становились все более тонкими, изменилась и форма ножки – она стала еще более гладкой. Впрочем, у англичан не хватило духа на полную простоту. Внутри ножки по принципу венецианской филиграни стали пускать молочную или красную стеклянную нить. Иногда вместо стеклянной «венецианской нити» мастера делали воздушную спираль или использовали еще более изощренную технику – «играющую ртуть». Эти изыски повышали стоимость бокала, не увеличивая веса.

Конец XVIII в., Англия

Почти алмаз

В 1780-х годах приемы резьбы по стеклу стали более разнообразными и широко распространенными: резчики использовали углубленные штрихи, рифление, звездочки, «арки», и прочие приемы, принятые при огранке алмазов. Так родился специфически английский способ рафинирования свинцового хрусталя – бриллиантовая грань. Эта техника полностью выявила уникальные качества материала – его светоносное сияние и чрезвычайный блеск. «Хрустальная» ветвь эволюции бокала достигла своего апогея.

«Завтрак гребцов», 1880–1881 гг. Пьер Огюст Ренуар © Собрание Филлипса, Вашингтон

Конец XVIII – начало XIX вв., Франция

Империя и размеры

На рубеже веков бокал послушно следовал смене эстетических вкусов: то подстраивался всевозможными завитушками под рококо, то вновь обретал строгие греческие формы. Ампир, пришедший вместе с Наполеоном Бонапартом, требовал от бокала помпезности, мощи и золотой оправы. Во Франции в начале XIX в. выпускали стилизованные канфары и фиалы, только не из глины, а из богемского хрусталя.По легенде «классические» креманки для шампанского впервые были изготовлены в 1787 году по форме и размеру груди королевы Франции Марии-Антуанетты (размер «В» по международной классификации размеров женских бюстов и объем в 200 мл согласно метрической системе).

XIX в., Европа

Хор форм

XIX век воспроизводил все фасоны, сложившиеся за историю бокала одновременно. Мода на эклектику и успехи химии давали мастерам почти безграничные возможности. Рядовой потребитель по-прежнему ценил блеск и звон хрусталя. Фабрика Baccarat в Нанси лучше прочих попала в настроение эпохи: она снабжала бокалами, люстрами, зеркалами не только французских королей, но и русских императоров. Экспорт в Россию был настолько существенным, что на Baccarat появились специализированные цеха: «Русская зала», «Русское гранение», «Русская гравюра».

Конец XIX – начало XX вв., Европа

Жертвы ар-нуво

Узнаваемый стиль эпохи – ар-нуво c его культом природных линий. Декоративное искусство считалось достойным способом самовыражения, и пластичное стекло привлекло особенное внимание художников. Эмиль Галле отображал в своих изделиях цветы, лепестки, фрукты и насекомых, передавая нюансы фактуры и цвета наложением слоев стекла, вводя пузырьки, трещинки и неровности, а так-же делал «говорящие» бокалы с цитатами из Вийона, Бодлера, Верлена. Рене Лалик в начале XX века, наоборот, пошел от формы, подчеркивая декором ее пластичность. На сосудах из любимого им опалового стекла в технике высокого рельефа оживают в полете кузнечики, светятся обнаженные женские тела.

Баухаус передал бокалу функциональность.

60-е гг. XX в., Австрия

Бокальный баухаус

Химик и инженер Йозеф Ридель Младший, представитель «стекольного» семейства из Богемии в седьмом поколении, начал выпускать классические бокалы под собственным именем в 1890 году. Но настоящую бокальную революцию совершил его внук – Клаус Йозеф Ридель, главный в мировой истории экспериментатор над формой бокала, поставивший в лучших традициях школы «Баухаус» во главу угла функциональность, т. е. способность раскрывать вино наилучшим образом. Благодаря ему на свет один за другим стали появляться специальные бокалы под бургундию, бордо, шардоне, совиньон – «самые изысканные бокалы как с технологической, так и с гедонистической стороны», по выражению Роберта Паркера.

Настоящее время.

Австрия и Германия

Идеал машинным способом Клаус Ридель создал новую форму бокала, Георг Ридель, его сын, сделал ее международным стандартом индустрии. Он открыл представительства Riedel по всему миру, а в 2004 году положил в портфель компании двух крупнейших игроков бокального рынка Германии. Фабрика F.X. Nachtmann продолжала традиции ар-деко, у Spiegelau к моменту покупки был огромный опыт в машинном производстве стекла. Именно благодаря Spiegelau идеальные формы риделевских бокалов, максимально раскрывающие тот или иной тип вина, стали доступны широкому потребителю.

Читайте также:  Сосуд высокого давления 200 мпа

Больше о вине и винной культуре – на swn.ru.

Источник

 

Запрет вина – закон, считающийся с тем, 
Кем пьется, и когда, и много ли, и с кем. 
Когда соблюдены все эти оговорки, 
Пить – признак мудрости, а не порок совсем. 

Омар Хаям 


Производство вина было известно еще в древнейшие времена (6000-4000 лет до н.э.) народам Месопотамии, Персии, Финикии и Египета. Согласно библейскому преданию, вскоре после окончания Всемирного потопа: «…Ной начал возделывать землю и насадил виноградник. И выпил он вина и опьянел…» (Быт.9 ст.20-21).


В античную эпоху особое значение приобрели виноградники на территории Греции и Италии, культивировавшиеся греческими колонистами. Само происхождение слова «вино» согласно некоторым источникам возводится к древнегреческому слову «oinos», которое происходит от имени античного короля Ойноса, сына Орфея и внука Агамемнона. Согласно древнегреческой легенде пастух по имени Эстафилос обнаружил свою пропавшую овцу, поедающую виноградные листья. Пастух собрал с лозы неизвестные ему плоды, и отнес их царю Ойносу. Царь распорядился выжать из плодов сок и сохранить его. Так, через некоторое время из сока получился напиток, который назвали вином.
Кипр считается одной из первых стран, в которых зародилось виноделие. Самые ранние упоминания о виноделии на Кипре (ок.3000 г. до н.э.) находим в «Гимне Кипру» поэта Стасиноса, считавшегося приемным сыном Гомера. 
Существует древняя античная легенда об Икариусе – первом из людей, обученном богом вина Дионисием, искусству виноделия. Легенду иллюстрируют великолепные древние мозаики в Пафосе, изображающие Дионисия, Икариуса и двух пастухов, надпись над которыми гласит: «Те, кто впервые выпил вино». Сделав вино, Икариус попросил пастухов попробовать его. В результате пастухи опьянели и испугавшись воздействия неизвестного для них напитка убили Икариуса, подумав, что он пытается их отравить.
В средние века виноделие расцветает во Франции, Испании, Португалии. На Кипре в период правления Лузиньянов и администрации венецианцев (1149-1571 гг.) виноделие достигло своей высшей фазы, после чего, в эпоху турецкого правления (1571-1878 гг.) пришло в полный упадок. Только в конце 19 века начались попытки возрождения виноделия на острове.
В наше время к традиционным производителям вина добавились Америка, Южная Африка и Австралия. Вино сегодня производится примерно в пятидесяти странах мира, однако основными производителями являются Италия, Франция и Испания обеспечивающие более 50% всей выпускаемой в мире винопродукции. Общая площадь виноградников во всем мире насчитывает 20 миллионов акров. На Кипре общая площадь виноградников около 30 тысяч гектаров. В странах Европы размещено порядка 47% всех виноградных насаждений мира. 

 

Итак – сосуд закрыт. Пусть минет новый год,
Пускай апрель придет и полпути пройдет, –
Тогда в полночный час раскупори сосуд:
Как солнце яркое, струи вина блеснут.

Рудаки «Вино»


В древних греческих, римских и византийских, источниках имеются сведения о критских, алонийских, аркадских, кипрских, косских, родосских, санторинских, фасосских, книдских, хиосских и многих других винах. Эти вина считались лучшими в античном мире благодаря тому, что делались из сортов винограда, созданных многовековой селекцией. Виноград древних времен характеризовался высоким накоплением сахара в ягодах. Это достигалось особыми приемами агротехники: удаление части листьев, изгибание и перевязывание лоз, несущих грозди, поздний сбор винограда с подвяливанием его на кустах. В поэме греческого поэта Гесиода (8-7 в. до н.э.) «Труды и дни» рекомендуется после сбора винограда, для достижения большей сахаристости, увяливать грозди 10 дней на солнце и 5 дней в тени и только после этого давить. Об этом пишет и Гомер в «Одиссее»:

Там разведен был и сад виноградный богатый, и гроздья
Частью на солнечном месте лежали, сушимые зноем,
Частью ждали, чтоб срезал их с лоз виноградарь, иные
Были давимы в чанах, а другие цвели, иль осыпав 
Цвет, созревали и соком янтарным наливались.

Таким способом достигалась высокая сахаристость ягод – 40-50%, при которой брожение проходит медленно, а когда спирта в вине становится 15-16% объёма и вовсе прекращается, поскольку дрожжи в такой среде не могут продолжать свою жизнедеятельность. В вине остается несброженный сахар, и оно получается крепким и очень сладким. В древние времена для сбраживания и хранения вина использовались специальные толстостенные сосуды из обожженной глины, называемые пифос. Изнутри их обмазывали смесью смолы с пчелиным воском и обкуривали растительным ладаном. Готовый пифос с вином вертикально зарывали в землю. Пифосы были огромного размера. Именно в пифосе, а не в бочке, изобретенной намного позже, жил древнегреческий философ-киник Диоген. В лежавшем горизонтально пифосе он устроил себе жилище, достаточно просторное даже для двух-трех человек. Сохранились античные изображения визита великого завоевателя Александра Македонского к Диогену, когда, спросив философа, что тот хочет получить в дар, услышал в ответ: “Не загораживай мне солнце”, где хорошо виден пифос и высунувшийся из него мудрец. Другое упоминание о пифосе можно найти в мифе о Геракле, где царь Эврисфей спрятался в пифос, испугавшись Эриманфского вепря, приведенного к нему во дворец героем. 
У греков с давних времен сохранилась пословица: «начиная пифос и кончая, насыщайся, середину же сбереги». Совет этой пословицы сводится к тому, что открывая пифос, не жалеть вина нужно в двух случаях. Когда пифос полон, теснящееся у отверстия вино имеет нежелательное соприкосновение с воздухом. Вино же на дне пифоса находится вблизи пагубного для него винного отстоя.
А вино, находящееся в середине пифоса – лучшее, более крепкое и его нужно беречь. После одно- или двухлетней выдержки вино переливали в большие, как правило, двуручные кувшины, называемые амфора, снабжали их надписью с указанием происхождения вина и года сбора урожая, затыкали паклей и заливали сверху смолой или воском. Благодаря узкому горлышку амфоры напиток меньше и медленнее окислялся, испарялся и болел. Заостренное дно позволяло лучше накапливать выпавший из вина осадок, удержать прохладу вина и кроме того легко закреплять амфору в песке. Особая удлиненная форма амфоры с округлыми «бедрами» давала возможность без труда сливать вино, лишь слегка склонив ее, при этом почти не потревожив собравшийся на дне осадок. Такие амфоры, вместимостью 20-30 литров вина, называют «транспортировочными», так как в них перевозили вино, укладывая «веером» в трюмах судов. Имелись и «столовые» амфоры – овальный сосуд с двумя ручками. Эти амфоры покрывались изысканной росписью на мифологические сюжеты, в них вино подавалось на пиршества. 

 

Зачем ты водою разбавил вино
Столь старое – крепость утратит оно!
Дал знак Пешутен – не разбавив водой,
Вино виночерпий несет молодой.

Фирдоуси “Шахнаме” 


Обычай греков, перешедший затем к римлянам, разбавлять вино водой возник отнюдь не потому, что они хотели уменьшить опьяняющие свойства вина. Зная о древних обычаях обильных возлияний трудно себе представить, что эти люди были слабы на выпивку. Ответ на эту «загадку» кроется в том, что вина того времени сильно отличались по своим свойствам от современных. Они были сладким, ароматизированным и густыми настолько, что их, пожалуй, можно было есть ложкой. Кроме того существовал обычай выпаривать вина – этот способ назывался фурмариум. А в Аркадии – свидетельствует Аристотель (384 – 322 до н.э.) вина выпаривались так долго, что превращались в сироп. Заблуждение о том, что древние вина представляли собой текучую жидкость, подобно современным, укоренилось настолько давно и глубоко, что доже такой знаток вин как А.С.Пушкин написал:

Читайте также:  Узи сосудов ног в новокузнецке

Да будет проклят дерзновенный,
Кто первый грешною рукой,
Нечестьем буйным ослепленный,
О страх!.. смесил вино с водой!

Старые, выдержанные вина очень высоко ценились в античном мире. Петроний пишет о столетнем «Фалернском», а Плиний – о двухсотлетнем вине, по своей консистенции напоминающем мед. Как вы сами понимаете, такое вино было бы трудно пить, не разбавив водой. 
В зависимости от густоты вина древние разбавляли его нечетным числом частей воды в двуручном широкогорлом сосуде, называемом кратер. Вначале в кратер наливалось необходимое количество вина, а затем, из специального сосуда, называемого гидрия подливали воду. Гидрии были весьма изящной формы, часто расписные, и имели две горизонтальных и одну вертикальную ручки. Размешав вино с водой в кратере, виночерпии особыми сосудами в форме чаши с одной длинной изогнутой ручкой черпали вино во время застолий. Такой черпак называется киаф (он использовался также как мера жидкостей и сыпучих тел – около 0,045 л). Одна из древних легенд повествует о том, как в городе Флиунте, расположенном на востоке Аркадии, жил виночерпий по имени Киаф. Геракл, возвращаясь из сада Гесперид, остановился в этом городе передохнуть. Для него были накрыты столы и поставлено вино. Но Гераклу не понравилось поданное питье, и он одним пальцем ударил виночерпия Киафа, но тем не менее убил его. Геракл весьма сокрушался о содеянном. Позднее, согласно упоминаниям древних историков, Киафу был поставлен памятник в городе Флиунте напротив храма Аполлона. 
Некоторые сосуды для черпания и питья вина украшались драгоценным камнем – аметистом. Кристалл аметиста было также принято класть в кратер, где смешивали вино с водой. В переводе с греческого «аметист» означает «не пьяный», и, как считается с глубокой древности, обладает магическими свойствами хранить от опьянения, ограждать от спиртных излишеств и изгонять винные пары. О происхождении аметиста повествует трагическая легенда о прекрасной нимфе Аметист, к которой бог вина Дионис воспылал внезапной страстью. Но нимфа отвергла его, потому что любила музыканта и любимца Аполлона – пастуха Сприкоса. Оскорбленный Дионис собирался заключить нимфу в свои объятия, но та, убегая, призвала на помощь богиню Артемиду, превратившую ее в статую из мерцающего лилового камня. Этот камень был назван по имени нимфы, а в память об отвергнутом боге вина ему была дана сила хранить от пьянства. В античные времена перстни с аметистом носили как талисман, считая что он придает бодрость, храбрость и благоразумие, сохраняет память и отгоняет дурные 
мысли. Магические свойства аметиста в наибольшей степени проявляются в феврале и марте. Он активизируется как талисман по субботам, а как амулет – по средам.
Для разлива вина использовался также сосуд, назваемый ойнохойя. Ойнохоя – это кувшин с носиком весьма оригинальной формы, имеющим не один, а три стока для жидкости. Таким образом процесс наполнения чаш при использовании ойнохойи ускорялся в три раза, что было весьма удобно при обильных возлияниях.

 

Потекут незабываемые реки,
Водопады нескончаемые вин.
Возвращайтесь, меднопанцырные греки,
Под платаны густотенные Афин! 

К.Кожурин


Во времена античности для пития вина употреблялись не рюмки и фужеры, как сегодня, а специальные чаши, называемые килик. Это были керамические или металлические двуручные сосуды в форме открытой плоской чаши на приземистой или высокой ножке. Как и кратер, гидрия и ойнохойя, килики расписывались сюжетами из древней мифологии, на них делались и надписи, знакомящие нас с символикой, связанной с винопитием в ту эпоху. Иногда эти надписи достаточно остроумны: «Счастливая пагуба!», «Употреби с пользой!» или даже «Чем больше несчастье, тем больше выпьешь, чем больше счастья, тем больше выпьешь!». Один из киликов с надписью, датируемый 550-530 годами до н.э., был найден при раскопках древнего города Марион на Кипре. Известный художник того времени Тлесон, сын Неарха, оставил на нем надпись, которую можно перевести на русский язык так: «Радуйся и пей!». Эту надпись сегодня вы можете увидеть на винных этикетках завода «КЕО», где в английском варианте она звучит как «Be happy and drink well». Другой сосуд, из которого в античные времена пили вино – это канфар, представляющий собойдвуручный кубок на высокой ножке. Канфар считался символом Диониса, и многие произведения искусства изображают бога вина, держащего в руках этот кубок. Для питья вина использовался и сосуд в форме чаши с двумя горизонтальными ручками, называемый скифос (или котила). Древние римляне использовали скифос и как меру жидкости (0,27 л). 
Кроме обычных чаш, из которых пили все, существовали и специальные глубокие сосуды с одной ручкой, употребляемые исключительно в религиозных обрядах и ритуалах –ритоны. Они были предназначенны для жертвенных возлияний богам и духам умерших. Ритоны делали в виде рогов животных и украшали изображениями голов животных или людей, сделанными из драгоценных металлов. 
В произведениях греческих и римских авторов упоминается более 80 сортов вин. 
Многие века ведутся споры о том, из какого региона вино лучше. Самыми известными винами Древней Греции называют «Аргосское» и «Хиосское»; славой пользовались также «Косское» вино, подаваемое перед трапезой для возбуждения аппетита ( по нашему апперитив). О «Фасосском» вине Эпиликус писал: «Какая бы тоска ни глодала мне сердце, стоит мне выпить этого вина, как я возрождаюсь к жизни». А знаменитый философ античности Аристотель считал что «Лесбосское» вино, сладкое и деликатное, лучше чем более знаменитое вино – «Родосское». У Гомера в «Илиаде» находится упоминание о том, как владыка острова Лемнос прислал ахейскому ополчению под Трою «корабли, нагруженные винами Лемна». И ахейцы стали выменивать у лемноссцев присланные ими «тысячу мер вина»:

Прочие мужи ахейские меною вино покупали:
Те за звенящую медь, за седое железо меняли,
Те за воловьи кожи или за волов круторогих,
Те за своих полоненных.

В «Одиссее» Гомер упоминает о «Прамнийском» вине, поданном волшебницей Цирцеей Одиссею и его спутникам

Смесь из сыра и меду с ячменной мукой и прамнийским
Светлым вином подала им, подсыпав волшебного зелья
В чашу, чтоб память у них об отчизне пропала…

«Лучшим из лучших» называл вино, производимое на острове Наксос, греческий поэт Архилох. Но многие греческие правители отдавали предпочтение винам острова Крит, жители которого выращивали виноград задолго до того, как виноградарство появилось на материковой Греции. 
Из азиатских вин знаменитыми считались «Вифинское», и особенно «Мареотис» – любимое вино царицы Клеопатры.

Галина Росси, искусствовед
март-апрель 2002

Источник