Древний китай керамические сосуды

Одним из важнейших технологических изобретений неолита стала керамика. В разных районах мира к этому изобретению не редко приходили независимо. В палеолите и мезолите у людей были емкости из камня, но сосудов изготовленных из обожженной глины почти нигде не было. Широкое распространение керамической посуды ученые связывают с неолитической революцией – переходом от охоты и собирательства к оседлому земледелию и скотоводству начавшемуся примерно 12-10 тысяч лет назад на Ближнем Востоке в Сирии, Леванте, горах Загрос и Тавр (современные Иран, Ирак и юго-восточная Турция).

6-ое тыс. до н.э. Северный Ирак

Месопотамия

Южная Турция

Иран

Крит

Греция

Аравийский полуостров

Индия

Приамурье

Япония

Однако горшки, найденные в 1993 году в пещере Сяньжэньдон на юго-востоке Китая, как показали исследования, завершенные в 2012 году, были слеплены 20 тысяч лет назад в позднем палеолите. Собиратели, изготовившие первую нехитрую утварь, варили в ней улиток и ракушки и кипятили кости животных.

Фрагменты древнейшей керамической посуды возрастом 20 000 лет. Китай

Фрагменты керамики. Неолит. Россия

Вестоницкая Венера. Эта скульптура из Чехии возрастом 29 000 лет является древнейшим предметом из обожженной глины

Керамика очень быстро вошла в обиход всех неолитических культур, а позже послужила исследователям для различения этапов их развития, поскольку мода влияла на ее украшение (тиснение, процарапывание, лепнина, роспись), на форму и количество ручек, и даже на форму самого сосуда.

Первые сосуды, в соответствии с древнейшей ремесленной традицией, изготовлялись из камня. Речь идет не о неуклюжих емкостях, а о старательно выполненных изделиях, тщательно отполированных, сделанных из твердого или полутвердого материала, к примеру, алебастра, мрамора, вулканического камня, стенки которых порой были невероятно тонкими, что особенно удивляет, если вспомнить, что способ изготовления таких сосудов состоял в удалении внутренней части каменного блока трением с помощью абразивного камня или мокрого песка. Первая фаза неолита, когда использовались каменные сосуды, но еще не было керамики, носит название докерамического неолита.

Первые керамические сосуды изготовлялись из глины без применения гончарного круга и имитировали формы кожаных мехов, тыквенных калебасов или корзин, послуживших образцами для первых декоративных узоров. На этом этапе появились и мотивы геометрического орнамента, такие, как зубчатые, гребенчатые узоры, зигзаги, линии и т.п., сочетавшиеся со схематическими рисунками, ведущими происхождение от зооморфных изображений. Для тиснения глиняной поверхности прибегали к самым различным приемам, используя морские раковины (кардиальная керамика), шпатели, орнаментиры деревянные и каменные или колющие предметы. Другая техника состояла в выемке мягкой глины и инкрустации другого материала (например, белой пасты), и таким путем создавался впечатляющий декоративный цветовой эффект.

Первые сосуды были гладкими или украшались очень сдержанным декором, главным образом, линейным узором, к которому позже, с VI тысячелетия до нэ., добавляется роспись. В Балканском регионе ощутимо влияние восточной традиции с типичным для нее геометрическим монохромными мотивами на красном или белом фоне. Дагьше путь распространения неолитических традиций шел по Дунаю. Следуя течению этой реки, традиция неолита проникает в центр Европы, доходя до Эльзаса и Бельгии: это ленточная керамика с процарапанным узором в виде очень простых завитков, которые позже, в ходе развития, приняли прямолинейную форму.

Молдавия

Весьма богатая и совершенно самостоятельная история развития керамики была в Китае.

Керамика Тао является самой древней и масштабной отраслью китайского декоративно-прикладного искусства и ремесла. Помимо собственно гончарного дела, керамические материалы широко использовались и в изобразительном искусстве для изготовления погребальной и храмовой скульптуры и рельефных композиций, а также архитектурных деталей и многих других категорий предметов. Однако далее речь пойдет исключительно о посуде.

Начальная массовая стадия в истории развития китайской керамики относится к эпохе неолита, когда сложились основные технологические приемы изготовления керамики, базовый набор категорий и форм изделий и способы их орнаментации. Керамические изделия составляют самый объемный раздел материального наследия эпохи неолита. Гончарное дело являлось главным видом предметно-творческой деятельности во всех региональных культурах и общностях Китая.

Хотя нижний рубеж эпохи китайского неолита датируется XI-X тыс. до н.э., история неолитического гончарства прослеживается приблизительно с VII-VI тыс. до н.э. Керамические изделия во множестве присутствуют во всех известных сегодня неолитических памятниках Китая, включая как поселения, так и погребения. Например, только в комплексе Баньпо (4500-3500 до н.э., в окрестностях г. Сиань пров. Шэньси), в нижних слоях культуры Яншао, было найдено более 1000 целых керамических сосудов и около 50 тысяч их фрагментов.

Во всех региональных гончарных центрах были освоены исходные для изготовления керамики операции: выбор и обработка глины, приготовление керамического теста, формовка изделий, нанесение декора и обжиг.

Для культур Яншао основным керамическим материалом служили лёссовые осадочные породы бассейна Хуанхэ, состоящие из тонкозернистых частиц, которые образовались, предположительно, из песчаной пыли, принесенной ветром из пустынь, и имеющие в своем составе кварц, слюду, полевой шпат, известняк; эти породы характеризуются также высоким (до 30%) содержанием железа. В гончарном деле южного и юго-восточного регионов использовались в основном местные разновидности глин, принадлежащие к красноземам и отличающиеся повышенным содержанием гидрата окиси железа. Восточные культуры располагали местными сортами глин, относящимися к лугово-аллювиальным бескарбонатным почвам. Лёссовые глины, обладая жирностью и огнеупорностью, давали, тем не менее, мягкий, пористый и толстостенный (ок. 5-6 см) черепок. Южные, юго-восточные и восточные суглинистые и глинистые фракции, напротив, позволяли изготовлять изделия с предельно твердым и тонкостенным черепком. Высшим технологическим достижением неолитического гончарного дела Китая признается южная и восточная керамика III тысячелетия до н.э. имеющая толщину стенок до 2 мм.

Читайте также:  Лекарства для укрепления сосудов при кровотечении из носа

Изготовление керамического теста начиналось с удаления содержащихся в породе примесей и сора. Самый простой способ очистки осуществлялся путем промывки («отмучивания»). Глину разводили в воде и взбалтывали, благодаря чему муть, т.е. собственно глинистая масса, оседала на дне, а сор поднимался на поверхность. Затем муть отделяли и обезвоживали, получая пластическая массу, пригодную для формовки изделия. Степень очистки определяет качество керамического теста («грубое» или «чистое»). Для уменьшения усадки глины при сушке и предотвращения растрескивания сосудов в процессе обжига в керамическое тесто добавлялись так называемые отощители – например, мелко истолченные раковины жемчужной устрицы, тальк, однако чаще всего во всех гончарных центрах в этом качестве использовали кварц (как правило, в виде более или менее крупного песка). Стандартный состав яншаоской керамики включает около 60% чистой лёссовой глины и 40% мелкозернистого песка. Примечательно, что использование песка в течение многих веков оставалось характерной особенностью китайского керамического производства, включая и некоторые сорта «каменной» керамики. К началу III тыс. до н.э. гончарство южных, юго-восточных и восточных культур практически полностью перешло к выпуску изделий из тонкоглинистого и тщательно отмученного теста, что способствовало не только уменьшению толщины черепка, но и усложнению форм сосудов.

Следующая технологическая операция – формовка изделий – имела на протяжении неолитической эпохи Китая несколько эволюционных стадий, развиваясь от ручной лепки, формовки шаблонным и спирально-ленточным методами к созданию предметов с помощью поворотного и гончарного круга. Ручная лепка наиболее широко использовалась в гончарном деле древнейших очаговых культур. Уже в Баньпо вручную лепились части сосудов, элементы рельефного орнамента и очень редко целые изделия. Основная масса керамики изготовлялась формовкой по шаблону и, несколько позже, спирально-ленточным методом. Формовка по шаблону – самый ранний известный в мировом гончарном деле технологический способ, который заключается в обмазывании слоем глины внутренней поверхности какого-либо предмета, чаще всего – плетеного изделия, в результате чего готовая вещь сохраняла на поверхности характерный оттиск плетения, расположенный в вертикальном направлении. Формовка спирально-ленточным методом осуществлялась так: на посыпанной песком доске делалось дно сосуда в виде круглой лепешки, края которой затем отгибали, накладывая на них вкруговую раскатанные ленты гончарного теста и наращивая таким образом стенки сосуда. На заключительном этапе формовки изделие помещали под груз или просто давили руками на стенки, чтобы удалить воздух и влагу с участков соединения лент. Поворотный круг – деревянная подставка, приводимая в движение руками, был изобретен в Китае в конце V тыс. до н.э.

Гончарный круг является изобретением мастеров юго-восточного (возможно, и южного Китая). Он появился предположительно в конце IV – начале III тыс. до н.э. (т.е. почти на тысячу лет раньше, чем в Средиземноморье). Однако наиболее сложные по формам категории изделий продолжали лепить вручную, применяя поворотный и гончарный круг лишь для их доработки.

Отделка была тесно связана как со способом производства, так и с назначением изделий. Стенки сосудов могли полироваться специальными бамбуковыми гребнями, костяными, деревянными или керамическими лощилами до появления характерного блеска. После полировки сосуд погружался в специально приготовленный и тщательно очищенный от примесей жидкий глинистый раствор, который способствовал тому, что поверхность керамического предмета становилась еще более гладкой и блестящей. Вслед за этим могли дополнительно использовать слой ангоба – декоративного покрытия цветной глинистой массой, в которую окунали сосуд, либо наносили ее на стенки хорошо просушенного изделия, тонируя ангобом всю поверхность или только отдельные части, предназначенные для росписи. В определенном отношении покрытие ангобом предшествовало такой важнейшей операции более развитого керамического производства как глазурование. Региональные гончарные центры располагали собственными палитрами ангобов, что, подчеркивая их самобытность, стало признаком атрибуции изделий.

Обжиг осуществлялся в гончарных печах, отличавшихся весьма сложным и совершенным для того времени устройством. Сохранились остатки неолитических печей двух основных конструктивных типов. Один из них характеризуется вертикально расположенной конструкцией, состоящей из мешкообразной топки и камеры для обжига, расположенной как бы на втором этаже. Высота такой печи колеблется от 1,3 до 3 м, диаметр у основания равнялся 1,9-2,75 м. Наверху, вместо трубы, обычно делались прямоугольные отверстия (общим числом до 6 штук), через которые отводились дым и газы, что позволяло обеспечивать в обжиговой камере более равномерную температуру. Другой вариант конструкции представляют горизонтальные цилиндрические печи «пещерного типа». Обжиговая камера располагалась в них не прямо над топкой, а несколько сбоку. Теплый воздух из топки проходил через наклонный газоход длиною до 2,1 м, затем расходился по трем специально предусмотренным ответвлениям и попадал в обжиговую камеру через прямоугольные отверстия числом до 10 штук. Устройство печи «пещерного типа» гарантировало сравнительно большую равномерность температуры, поскольку изделия, помещаемые ближе к отверстиям газохода, не перекалялись, а более удаленные не оставались необоженными. Перепад температуры в обжиговой камере не должен превышать 30-50º, и сделанные находки показывают, что неолитические мастера знали это правило. В печах горизонтального типа обжиговая камера обычно была круглой и отличалась небольшими размерами (диаметром 0,8-1 м.

Читайте также:  Вид кровотечения при повреждении сосудов конечностей

Керамика Яншао создавалась при температуре 800-850º, вполне достаточной для лёссового керамического теста. Но другие сорта глин требовали более высокой температуры обжига, побуждая местных мастеров постоянно искать способы ее повышения. В гончарном деле ранних южных, юго-восточных и восточных культур температура обжига тоже не превышала 850º, но уже к III тыс. до н.э. она была доведена до 1000º. Столь высокая температура могла быть достигнута на древесном топливе исключительно за счет сильной тяги.

Неолитические мастера, по-видимому, применяли два в принципе возможных способа обжига керамики – окислительный и восстановительный (путем перекрытия доступа кислорода), целенаправленно используя их для получения желаемой окраски готовых изделий. При окислительном обжиге железо, содержащееся в природном материале, вступало в реакцию с кислородом и превращалось в окись железа, которая придавала черепку красный цвет. При восстановительном обжиге окислительный процесс предотвращался, и черепок сохранял свой естественный цвет, например, серый в керамике Яншао.

Самая совершенная и своеобразная в технологическом плане неолитическая керамика является достижением восточной культуры Луншань III тыс. до н.э. полуострова Шаньдун. По цвету черепка она определяется в научной литературе как «черная керамика». Секрет ее изготовления долгое время оставался загадкой, но недавно было высказано предположение, что луншаньская керамика получалась в результате восстановительного обжига в условиях недостатка кислорода и избытка окиси углерода. При наличии в глине хотя бы 10% окиси железа в ходе такого обжига образуется диспергированный углерод, придающий черепку сплошной черный цвет.

Формы сосудов существенно различаются в каждой из региональных традиций, служа одним из основных показателей самобытности местного художественного творчества.

В 5000-4600 гг. до н.э. на юго-востоке и востоке Китая было изобретено несколько уникальных категорий и форм неолитической керамики, таких как кувшины-куай, сосуды с шарообразным, элипсоидным или широким овальным туловом, дополненным дугообразной боковой ручкой; тулово переходит внизу в три полые ножки сосковидной формы, а сверху завершается трубкообразным или раструбовидным сливом. По очертаниям такие кувшины нередко напоминают фигуру животного. В восточных культурах они могли принимать вид полноценных скульптур.

Живописная палитра керамических изделий тоже существенно различается территориально.

В 3300-2000 гг. до н.э. искусство росписей по керамике достигло своего наивысшего расцвета в верхних слоях Западного Яншао (IV-III тыс. до н.э.). По мере эволюции были освоены многочисленные варианты узоров: геометрический, растительный орнаменты, а также изображения растений, животных и людей. Геометрический орнамент представлен в общей сложности более чем 20 разновидностями узоров и отдельных элементов. Среди них – точечный узор, образованный точками различных конфигураций и крючками; узор из полос (горизонтальных, косых, вертикальных, волнистых, зубчатых, зигзагообразных и дугообразных); комбинации простейших геометрических фигур (кругов, колец, ромбов, треугольников, дуг); зигзаги; спиралевидные мотивы; кресты (четырехконечный, двойной, свастика); сложносоставные узоры («сетки», «решетки», «шахматы», «меандры»). Среди растительных мотивов преобладают изображения цветов и производные от них орнаменты. Зооморфные узоры образованы фигурами рыб, оленей, птиц, лягушек, а также антропоморфными фигурами.

Еще одна особенность орнаментально-графического искусства Яншао заключается в том, что зооморфные изображения постепенно переводятся в стилизованные рисунки и абстрактно-геометрические композиции. Так, в росписях Баньпо натуралистические трактовки рыб были полностью заменены их стилизованными изображениями, распавшимися впоследствии на составные части, которые постепенно трансформировались в геометрические фигуры, образовав новый тип узора.

Особого внимания заслуживает расписная керамика, относящаяся к юго-восточной очаговой культуре Хэмуду 5000-3400 до н.э. Ее цветовая гамма ограничена красками кофейного и коричневато-черного цветов, однако живописная тематика весьма разнообразна. Помимо геометрических узоров присутствуют росписи, состоящие из сильно стилизованных изображений птиц, черепах и неизвестных существ, напоминающих водяных пауков, которые складываются в пространные композиции.

По материалам из различных источников

Китай. Мацзияо

Китай. Баньпо

Китай. Яншао

Китай

Китай

Китай

Источник

Посуда с полихромной надглазурной росписью

Читайте также:  Уздг сосудов в твери

Китайский фарфор – является одним из важных компонентов культуры и искусства Китая.

Материалы и производство[править | править код]

Для изготовления китайского фарфора применялись:

  • Каолин (高嶺土) – глина белого цвета, состоящая из минерала каолинита.
  • Полевой шпат
  • Кварц

История[править | править код]

История развития керамики в Китае началась ещё в период неолита. К середине правления династии Чжоу (5-6 век до н.э.) удалось достичь более высокой температуры обжига, а следовательно и увеличения плотности черепка гончарных изделий. Этим периодом датируются и первые керамические сосуды с глазурью. Так называемый прото-фарфор, при изготовлении которого стал впервые применяться каолин, появился в Китае в эпоху династии Хань (206 – 221 гг. н.э.). Производство керамики ограничивалось изготовлением сосудов и ваз, по форме и декору повторяющих бронзовые изделия того времени. В эпоху Троецарствия (220 – 280 гг. н. э.) и период Шести династий (220 – 589 гг. н.э.) существенных усовершенствований и новаций в области изготовления керамики сделано не было.

Расцвет китайской керамики начался на период правления династии Тан (618 – 906 гг. н. э.). Он сопровождался появлением полихромных глазурей и богатого разнообразия форм: ваз, сосудов с крышками, блюд, кувшинов, чаш, баночек для косметики. Эти изделия часто украшались орнаментальным узором. Особую группу произведений искусства керамики этой эпохи составляют фигуры (придворные дамы, танцовщицы, лошади), призванные сопровождать умерших в их загробной жизни и выполненные с тонкой наблюдательностью, высоким мастерством и художественным вкусом.

Вершиной развития китайской керамики принято считать эпоху династии Сун, которая знаменита своими покрытыми кремовыми, голубыми и селадоновыми глазурями изделиями с элегантным флоральным декором.

Изготовление изделий из твёрдого фарфора, получаемого обжигом при температуре 1400-1460°, начинается в Китае в эпоху правления монгольской династии Юань и достигает своего расцвета в период династии Мин. Особую известность получают изделия со подглазурной синей росписью, пигмент для которой в первое время импортировался из Персии. Эти изделия получили необычайно широкую популярность и в больших количествах поставлялись на экспорт в Юго-Восточную Азию, Индию, на Ближний Восток, а с 16 века и в Европу – сначала португальцами, а затем и Голландской Ост-Индской компанией. Многие европейские монархи 16-18 веков были страстными коллекционерами китайского фарфора и основывали в своих дворцах т.н. “китайские залы”, которые были оформлены в китайском стиле и украшены выставленными в них произведениями китайского искусства, в первую очередь изделиями из фарфора. Такой “Китайский зал” был создан и в Большом Царскосельском дворце по проекту архитектора Растрелли в период царствования Екатерины II.

После свержения династии Мин в 1644 году до начала 80-х годов 17 века производство фарфора практически прекратилось, поскольку в ходе столкновений были разрушены печи для его обжига в Цзиндэчжэне, который с 14 века был важнейшим центром производства фарфора. По указанию первого императора манчжурской династии Цин Канси эти печи были восстановлены и производство фарфора было возобновлено. В этот период создаются объекты в стиле династии Мин (с подглазурной синей росписью и монохромными глазурями), но вводятся и новые техники и декоры надглазурной (эмалевой) росписи, т.н. “жёлтое”, “зелёное”, “чёрное”, а примерно с 1710 года и “розовое” семейство, ставшее доминирующим в 18 веке. Последующие императоры Юнчжэн и Цяньлун также уделяют большое внимание производству фарфора, но уже к концу 18 века становится заметным падение художественного его уровня, а 19 век становится временем упадка китайского фарфора, при котором лишь повторялись формы и декоры прошлых эпох.

Галерея[править | править код]

Династия Тан (618-906 гг. н. э.)[править | править код]

  • Керамическая фигурка из гробницы VII-VIII века н. э.

  • Глазированная фарфоровая фигурка лошади VII-VIII века н. э.

  • Статуэтка согдийского купца, едущего на бактриане

Династия Сун (960-1279 гг. н. э.)[править | править код]

  • Погребальная ваза, X или XI век н.э.

  • Ваза династии Сун

  • Статуя собаки, XI-XII века

  • Чаша X-XI века.

  • Фарфоровые изделия XIII век

  • Фарфоровый чайник, X-XI века

Династия Юань (1279-1368 гг. н. э.)[править | править код]

  • Сосуд конца династии Юань, на стенках изображения персиков, лотосов, пионов, ивы и пальмы.

  • Фарфоровая ваза, 14 век

  • Керамический сосуд, 13-14 век.

  • Чаша с драконом

Династия Мин (1368-1644 гг. н. э.)[править | править код]

  • Фарфоровая ваза, период правления императора Ши-цзун (1521-1567)

  • Фарфоровая тарелка, период правления императора Сы-цзун (1627-1644)

  • Фарфоровая ваза, период правления императора Ши-цзун (1521-1567)

Династия Цин (1644-1912 гг. н. э.)[править | править код]

  • Фарфоровая чаша, (1661-1722)

  • 1644-1680.

  • 1644-1680.

  • Фарфоровая тарелка, период правления императора Канси (1661-1722)

  • Фарфоровая тарелка, период правления императора Канси (1661-1722)

  • Фарфоровая ваза, период правления императора Канси (1661-1722)

  • Фарфоровая фигурка мужчины на коне

См. также[править | править код]

  • Бело-голубая керамика
  • Дэхуа (фарфор) (англ.)
  • Шинуазри
  • Мейсен (фарфор)
  • Делфтский фарфор
  • Чосонский белый фарфор

Ссылки[править | править код]

  • Китайский фарфор
  • Секрет древнего фарфора на youtube

Источник