Древний сосуд на кавказе

Сосуд на Кавказе 3 буквы
Рог
Похожие вопросы в сканвордах
- Сосуд на Кавказе 3 буквы
Похожие ответы в сканвордах
- Рог – Такой полый вырост, употр. как сосуд, вместилище 3 буквы
- Рог – Музыкальный или сигнальный инструмент в виде изогнутой трубы с расширяющимся концом 3 буквы
- Рог – Остро торчащая загнутая часть чего-нибудь 3 буквы
- Рог – Вырост (парный или непарный) из костного вещества на черепе у некоторых животных 3 буквы
- Рог – Вырост (парный или непарный) из костного вещества на черепе у некоторых животных, а также вырост на голове у некоторых насекомых, моллюсков 3 буквы
- Рог – Мужское имя (славянское) 3 буквы
- Рог – Вырост из костного вещества на черепе некоторых животных 3 буквы
- Рог – Древнейший духовой музыкальный инструмент 3 буквы
- Рог – Духовой муз. инструмент 3 буквы
- Рог – Духовой музыкальный инструмент; вырост на голове копытных 3 буквы
- Рог – Перен. разг. Звуки, издаваемые музыкальным или сигнальным инструментом в виде изогнутой трубы с расширяющимся концом, издающей звук только одного тона 3 буквы
- Рог – Мыс при слиянии рек 3 буквы
- Рог – Острая конечная часть полумесяца; полумесяц 3 буквы
- Рог – Остро торчащая часть или изогнутый конец чего-либо 3 буквы
- Рог – …овое вещество 3 буквы
- Рог – Сосуд на Кавказе 3 буквы
- Рог – Сосуд, из которого вино пьют до дна 3 буквы
- Рог – Твердый, суживающийся к концу вырост на черепе некоторых млекопитающих 3 буквы
- Рог – То, что формою или функцией напоминает костные выросты на черепе животных 3 буквы
- Рог – У животных: длинная сосулька вверх растет 3 буквы
- Рог – Употр. как единица счета рогатого скота; одно рогатое животное 3 буквы
- Рог – Перен. разг. Опухоль, шишка 3 буквы
- Рог – Образование на головах у представителей семейств полорогих, вилорогих, оленевых и жирафовых, а также у носороговых. В широком смысле этого слова рогами могут называться и внешне схожие образования на теле у других животных, например у жуков 3 буквы
- Рог – Сосуд, из которого шурик в “кавказской пленнице” пытался почерпнуть кавказский фольклор 3 буквы
- Рог – Традиционный “фужер” горца 3 буквы
- Рог – “Изобильный” нарост 3 буквы
- Рог – Торчит на лбу коровы 3 буквы
- Рог – Кавказский “фужер” 3 буквы
- Рог – Оружие – для быка, сосуд – для горца 3 буквы
- Рог – … изобилия 3 буквы
- Рог – Сосуд с головы бычка 3 буквы
- Рог – Город Кривой … 3 буквы
- Рог – Кривой … (город) 3 буквы
- Рог – Острая часть полумесяца 3 буквы
- Рог – Упёртая часть головы барана 3 буквы
- Рог – Тара под изобилие 3 буквы
- Рог – Оружие нарвала 3 буквы
- Рог – Костный вырост на черепе 3 буквы
- Рог – Скрутить в бараний … 3 буквы
- Рог – Вырост на шлеме викинга 3 буквы
- Рог – Изобильная “тара” 3 буквы
- Рог – “Бокал” для горца 3 буквы
- Рог – “Бодливый” фужер 3 буквы
- Рог – Ритон по форме 3 буквы
- Рог – Полуфабрикат для жалейки 3 буквы
- Рог – Бухта Золотой … 3 буквы
- Рог – В нём казаки хранили порох 3 буквы
- Рог – Волшебный орган козы Амалфеи 3 буквы
- Рог – Бараний … 3 буквы
- Рог – Согнуть в бараний … 3 буквы
- Рог – Вырост на черепе коровы 3 буквы
- Рог – Полон изобилия 3 буквы
- Рог – На чего похож ритон? 3 буквы
- Рог – “Длинная сосулька вверх растёт” 3 буквы
- Рог – “Горн” в переводе с немецкого 3 буквы
- Рог – “Бокал” кавказского тамады 3 буквы
- Рог – Изогнутый сосуд 3 буквы
- Рог – Сосуд изобилия 3 буквы
- Рог – Ритон 3 буквы
- Рог – Вырост на черепе животных 3 буквы
- Рог – Мыс (устар.) 3 буквы
- Рог – Баран 3 буквы
- Рог – Им землю роют (погов.) 3 буквы
- Рог – Кривой у барана 3 буквы
- Рог – Ритон, валторна 3 буквы
- Рог – Вино из него пьют до дна 3 буквы
- Рог – На что похож ритон? 3 буквы
- Рог – В него можно согнуть 3 буквы
- Рог – Форма ритона 3 буквы
- Рог – Кривой нарост на карте Украины 3 буквы
- Рог – Костный вырост на голове некоторых животных 3 буквы
- Рог – Вырост на голове у некоторых насекомых, моллюсков 3 буквы
- Рог – Вместилище, сосуд особой формы 3 буквы
- Рог – Музыкальный или сигнальный инструмент 3 буквы
- Рог – Вырост из костного вещества на черепе у некоторых животных 3 буквы
- Рог – Остро торчащая загнутая часть чего–нибудь 3 буквы
- Рог – Чем упираются упрямства ради 3 буквы
- Рог – Он золотой как в Стамбуле, так и во Владивостоке 3 буквы
- Рог – Не только достоинство животного, но и оружие защиты и нападения, символ силы, власти, крепости, достоинства и славы. Ворог Во(!)рог, вооруженный враг. Единорог – мифологическое животное, символ силы рода, племени – часто изображался на гербах знатных родов, а также – небольшая пушка (историческое) 3 буквы
Источник
Территория Кавказа обживается человеком уже более трех тысячелетий. И примерно с V в. в этой местности появились зачатки гончарного ремесла, а именно обжиг изделий из глины. Мастера тех времен еще не знали гончарного круга. Изделие могло появиться на свет только благодаря ловкости рук мастера или мастерицы. Технология заключалась в том, чтобы их глиняных жгутиков, изготовленных особым образом, слепить сосуд. Вы только представьте, каким должно было быть чувство формы у мастера, для того чтобы создать геометрически выверенное изделие. При этом древняя кавказская керамика отличается своеобразным живописным характером, наполненным теплом рук ремесленника. На изделия того времени наносили налепное и нарезное украшение в виде полос, штрихов, волн, точек, насечек.
В средние века керамика и глина Кавказа кроме применения в быту используется в ритуальных обрядах и для декора жилища. Ее скульптурность превалирует над функционалом. Многие керамические изделия созданы в образе человека или животного. Например, в Кисловодском историко-краеведческом музее можно увидеть керамического усатого горца с хохолком и задранным кверху большим носом – это не что иное, как старинный кувшин для воды.
Позднее на керамике Кавказа появилась художественная роспись. Роспись глиной более темного цвета по светлому телу сосуда. Традиции в форме и цвете почти не меняются. Изделия становятся менее габаритными, что облегчает их транспортировку при торговле. Узор выполняется красным ангобом и только по верхней части кувшина. Многие изделия начинают украшать элементами лепнины в охотничьих мотивах. Появляется поливная керамика – лощеная красная и зеленая с черной росписью, позднее сменившаяся на желтоватую с росписью бурого цвета.
Мотивы художественной росписи:
Поясной орнамент из геометрических элементов.
Контурная прорисовка птиц, животных, изредка человека.
Сюжеты волчьей (или собачьей) охоты.
Охота хищников на коз в горах.
Предположение о том, что Эдем, который является местом появления первочеловека из праха (глины) располагался близ Кавказа, основано на информации из библейских текстов. И это не случайно, потому что Кавказ издревле является носителем традиций керамического промысла.
Кавказская керамика – это манускрипт мировой истории обработки глины. Армения сохранила традиции по изготовлению женской лепной керамики, которая относится к ранним стадиям гончарства. В Дагестане ведущее место по художественной керамике принадлежит лакскому аулу Балхар, лезгинскому аулу Испик, табасаранскому селению Джули и даргинскому аулу Сулевкент.
Балхар – «живой родник» гончарства
Живет и развивается современное гончарное ремесло в дагестанском селении Балхар. Поддерживают его коренные мастерицы, снискавшие признание со времен первого керамического сосуда из балхарской глины.
Непременный атрибут каждой экскурсии сюда – легенда о бедняке Калкуччи. Именно его считают первооткрывателем чудесных свойств местной глины. А идею подсказали ему местные детишки, которые лепили глиняные фигуры на берегу балхарского озера. По их примеру Калкуччи использовал местную глину и вылепил из нее кувшин. Когда научился сам – научил и жителей своей деревни. Но женщины, на то они и женщины, сумели сотворить более совершенные сосуды прекрасной формы. Это и стало в Балхаре отправной точкой для керамического ремесла.
Местные мастерицы сумели пронести через века самобытность изделий из керамики. Не только не утратили секретов мастерства, но и привнесли новые. Балхарсие кувшины снискали популярность за свои прекрасные качества:
- тонкостенность;
- легкость;
- прочность;
- ассортимент форм (для конкретного бытового использования);
- эстетичность.
Водоносные кувшины из селения Балхар тонкостенные, а значит и легковесные. При всем при этом еще и очень вместительные, их объем доходит до 15 литров. Такие характеристики важны для кавказских женщин, так как им самим ходить по воду. Примечательно для изделий балхарок сочетание цвета керамики. По розовому или черному полю сосуда тонкой паутинкой ложится белая роспись, уникальная по исполнению.
Творения женщин – мастериц рождается под их песни. Каждый мотив отзывается новым узором на кувшине или тарелке. Можно посмотреть на роспись изделия и услышать песню ваятельницы. Интересно, что природная красная глина служит ремесленникам, а глина кавказская изумрудная – способна решить многие косметические проблемы кожи лица.
Как вы думаете, много ли нужно времени, чтобы получить готовый сосуд из керамики, выполненный на высокохудожественном уровне? На это уйдет не один день. Прежде чем кусок глины превратится в уникальную вазу, форма пройдет около семнадцати этапов обработки. И в каждый мастер вложит свою фантазию и душу.
Выбрать изделия из керамики!
Источник
К содержанию 108-го выпуска Кратких сообщений Института археологии
В памятниках майкопской культуры позднего, так называемого новосвободненского этапа развития, относящихся ко второй половине III тысячелетия до н. э., обнаружены глиняные сосуды, на днищах которых имеются углубленные оттиски круглой формы (рис. 2). Они расположены в центре днища и имеют обычно небольшой диаметр — от 1,5 до 2,5 см, но в отдельных случаях диаметр их достигает 3—4 см. Оттиски заглублены в тело днища, как правило, незначительно — на 1—3 мм. До последнего времени эти оттиски не привлекали к себе особого внимания археологов-кавказоведов. А между тем, изучение сравнительно небольшой серии керамических сосудов с оттисками показало, что они чрезвычайно важны для исследования истории гончарной техники народов Кавказа. В предлагаемой статье кратко изложены итоги изучения углубленных оттисков, выявленных на сосудах майкопской культуры позднего этапа ее развития.
Керамика с углубленными оттисками зафиксирована и в поселениях, и в погребальных памятниках майкопской культуры позднего этапа развития, например в Луговом поселении, в курганах Бамута, Лескена и некоторых других, коллекции из которых хранятся в ГИМе, Институте археологии АН СССР и Чечено-Ингушском республиканском музее краеведения. Нами в данной связи изучены коллекции керамики майкопской культуры, находящиеся в ГИМе и Институте археологии АН СССР.
Оттиски выявлены главным образом на керамике небольших и средних размеров емкостью от 0,2 до 3 л. Эти сосуды по своим формам и технологическим признакам обычны для памятников майкопской культуры второй половины III тысячелетия до н. э. 1 (рис. 3).
Встречаются они, однако, не на всех сосудах. Среди изученной нами керамики оказалось только 12 сосудов с такими оттисками, хотя просмотрено было несколько десятков целых экземпляров и сотни обломков керамики.
При осмотре оттисков было установлено, что на донном основании и боковых стенках некоторых из них сохранились следы от концентрического перемещения глиняных частиц в виде замкнутых концентрических бороздок. Эти следы очень важны, так как указывают на условие, при котором происходило образование оттиска. Такого рода следы могли возникнуть только при условии, если сосуд, сохраняя неподвижное положение по отношению к плоскости, на какой он был укреплен, совершал вращение вместе с этой плоскостью вокруг неподвижного стержня, который при трении с частицами глины и чертил эти бороздки на глине.
Рис. 2. Образцы днищ майкопской керамики с углубленными оттисками. 1 — Луговое поселение; 2 — Баиутскbй могильник
Правда, на большей части сосудов с оттисками таких следов не оказалось. Но объясняется это прежде всего особенностями глиняного теста и технологией изготовления майкопской керамики. После формовки поверхности ее обливали жидким раствором ангоба красновато-коричневого цвета, под слоем которого и оказывались «погребенными» интересующие нас следы. Однако и относительно всех других оттисков мы можем с уверенностью заключить, что и они образованы в результате вращения сосуда вокруг неподвижного стержня. Об этом свидетельствует другой признак именно такого условия следообразования, сохранившийся у всех оттисков: повышенный рельеф по краю оттисков (рис. 4, 2). Такое повышение рельефа может возникнуть только в случае вращения днища сосуда вокруг неподвижно закрепленного стержня. При простом контакте ось — днище, т. е. в случае сохранения неподвижного их положения относительно друг друга, возникают совершенно иные очертания рельефа вокруг углубленных оттисков. В этом случае создается зона с пониженным, а не с повышенным рельефом вокруг углубления (рис. 4, 3). Полное отсутствие такого рода признаков на майкопской керамике с оттисками позволяет с уверенностью заключить, что все они образованы при однотипных условиях следообразования, а именно, в условиях вращения сосуда, закрепленного на плоскости вокруг неподвижного стержня. Если бы мы имели дело со статическими отпечатками, то можно было бы допустить различное их толкование и, в частности, рассматривать отпечатки как какие-то меты гончаров, связанные, быть может, с непонятными для нас символами, например гончарными клеймами и т. и. Но перед нами следы иного рода — не статические, а динамические, возникшие в условиях вращения сосуда. И это обстоятельство значительно облегчает объяснение такого рода оттисков.
Рис. 3. Образцы форм майкопской керамики с углубленными оттисками на днищах. 1—5 — Бамутский могильник; 6 — курган у с. Лескен
Рис. 4. Признаки динамического и статического следообразования на керамике. 1 — общие условия динамического следообразования; 2 — особенности рельефа оттисков при динамическом следообразовании; 3 — особенности рельефа оттисков при статическом следообразовании
Дело в том, что аналогичные оттиски на днищах хорошо известны не только на майкопской керамике. Они многократно были зафиксированы, например, на средневековой керамике Восточной Европы. С символическими знаками типа клейм они не имеют никакого родства. Правда, до того, как были прослежены конкретные условия следообразования таких оттисков, некоторые археологи действительно принимали их за гончарные клейма. Но к настоящему времени твердо установлено, что динамические углубленные оттиски имеют техническое происхождение. Они оставлены концом оси гончарного круга 2.
В последние годы при изучении современного сельского гончарства на территории Восточной Европы были выявлены и различные круги, обладающие способностью оставлять на днищах формуемых сосудов динамические круглые оттиски, углубленные в тело днища. Оказалось, что такие орудия, бытовавшие в древности, и до настоящего времени применяются в сельских очагах гончарства 3.
Обнаружение на днищах майкопской керамики углубленных динамических оттисков, аналогичных оттискам, зафиксированным на круговой средневековой керамике, позволяет сделать вывод, что и майкопская посуда небольших и средних размеров изготовлялась также с помощью гончарного круга. Больше того, на основании обнаруженных динамических следов от оси мы можем отметить и некоторые общие особенности устройства самого майкопского круга. Во-первых, он должен был иметь ось, неподвижно укрепленную в каком-то основании. Во-вторых, он должен был иметь рабочий диск со сквозным отверстием в центре. Эти особенности его устройства еще не дают оснований для сопоставлений гончарного круга майкопских гончаров с каким-то конкретным орудием, известным по этнографическим и археологическим данным. Но они позволяют сузить направление поисков.
В настоящее время уже ясно, что вывод о применении гончарного круга носителями майкопской культуры позднего этапа развития опирается на достаточно прочные основания. Этот вывод, однако, несколько смещает наши
представления о признаках, какими следует оперировать для определения лепной и круговой керамики. Можно ли сказать, что наши представления об этих признаках достаточно полны? Нет, сказать этого нельзя. Признаки, по каким следует различать лепную и круговую керамику, очень слабо разработаны. Мы с достаточной точностью определяем случаи применения круга, когда с его помощью производятся конечные операции по обработке сосуда, когда в результате этих операций на его поверхности остаются многочисленные параллельно расположенные замкнутые концентрические бороздки. Но мы нередко становимся в затруднительное положение, когда таких бороздок нет или они очень невыразительны. Пример с майкопской керамикой — достаточно полная и яркая иллюстрация неудовлетворительного состояния методики определения круговой и лепной керамики. Определение этой керамики как круговой позволило исправить, углубить наши представления о начальном периоде истории гончарного круга на Северном Кавказе на целое тысячелетие. По-видимому, при дальнейшем изучении материалов и разработке методики удастся не раз еще вносить такого рода исправления, неизменно приближающие нас к более правильным выводам об особенностях исторического развития на той или иной территории.
Мы уже отмечали, что следы на днищах оказались не на всех сосудах майкопской культуры. Чем объяснить это обстоятельство? Причин, по-видимому, несколько, учесть их все невозможно. Но в основном их отсутствие связано с технологическими особенностями изготовления керамики майкопскими гончарами, а не с другими причинами. Особенно наглядную иллюстрацию этому положению дают некоторые сосуды. На них возникшее при формовке углубление от конца оси было замазано дополнительными кусочками глины (рис. 5,2). Прием этот, видимо, был известен широко, хотя использовался не всеми гончарами.
Помимо следов от оси гончарного круга, обнаруженных на днищах майкопской керамики, на ней выявлены и параллельные концентрические замкнутые бороздки на поверхности, которые можно считать своего рода классическим признаком, указывающим на использование центрированного вращения. Об этом можно было бы и не упоминать, так как следы от оси являются бесспорным свидетельством применения гончарного круга майкопскими мастерами. Но эти концентрические бороздки позволяют в данном случае значительно расширить документированные представления о степени распространения круга у племен майкопской культуры.
Дело в том, что этот классический признак использования круга прослежен и на керамике со следами от оси, и на керамике, не имеющей таких следов. Концентрические параллельные бороздки опоясывают поверхность большинства майкопских сосудов под венчиком, т. е. в месте, которое было наиболее защищено от стирания и наложения других следов при дальнейшей ручной обработке поверхностей: их ангобировании, лощении и т. д.
Таким образом, в настоящее время можно констатировать, что в памятниках майкопской культуры позднего этапа развития основная часть керамики небольших и средних размеров изготавливалась с помощью гончарного круга.
Но возникает вопрос о том, какого типа это был круг? Как было устроено это самое древнее центрированное орудие формовки, зафиксированное к настоящему времени на территории СССР? Располагая конкретными следами от оси гончарного круга и зная, что такие следы могли оставить только орудия, имевшие неподвижную ось и рабочий диск со сквозным отверстием, мы попытались найти пути решения этого вопроса. С этой целью были изучены особенности следообразования гончарных кругов различных конструкций, какие до недавнего времени бытовали или даже применяются сегодня деревенскими гончарами на территории Восточной Европы. Выяснилась одна любопытная особенность. Оказалось, гончарные круги различных конструкций, но имеющие неподвижную ось и сквозное отверстие в рабочем диске, обладают способностью оставлять следы, различающиеся особенностями рельефа их донной части, т. е. углубленной части 4.
Рис. 5. Образцы керамики с нарушенными признаками особенностей следообразования. 1 — днище с углубленным оттиском, поверхность которого покрыта слоем ангоба; 2 — днище с углубленным оттиском замазанным дополнительным кусочком глины после формовки
Например, ножные круги способны оставить на днищах следы с одними очертаниями рельефа, ручные круги — с другими. Эти особенности связаны с особенностями колебательных движений, возникающих при вращении орудий различных конструкций. На основании находок в средневековых памятниках керамики с различными разновидностями следов было сделано предположение о существовании в древней Руси трех конструкций гончарных кругов с неподвижной осью и сквозным отверстием в рабочем диске. Справедливость этого предположения удалось подтвердить находками деталей от самих орудий, существование которых было предсказано по следам 5.
Рис. 6. Этнографические образцы гончарных кругов с одним скользящим подшипником. 1 — Уимонские селения Бийского у. Томской губ., Западная Сибирь; 2 — дер. Снегирево Кунгурского р-на; дер. Черепаново Ваковского с/с Кудымкарского р-на Пермской обл.
Возвращаясь к майкопской керамике, следует заметить, что очертания рельефа углубленных оттисков у нее в тех случаях, когда он не оказался нарушенным позднейшими операциями в процессе изготовления предмета и его хранения в музеях, всегда однотипны. В профиле эти следы имеют устойчивые очертания донной части (рис. 4, 2). Здесь для нас опять важен предшествующий опыт: оказалось, что такого рода очертания донной части характерны для случаев следообразования только на ручных кругах с одним скользящим подшипником. Обнаружение на днищах майкопской керамики таких следов позволило предположить, что керамика майкопской культуры позднего этапа развития изготовлялась на ручном круге с одним скользящим подшипником.
Как мог выглядеть этот круг? Этнографически орудия с таким конструктивным устройством дожили в некоторых районах нашей страны до настоящего времени. Это наиболее простое в техническом отношении орудие формовки, сохранившееся до наших дней (рис. 6, 1, 2). Оно еще и сейчас с небольшими переделками применяется, например, в некоторых сельских очагах гончарства на территории Пермской обл. Известен такой же образец орудия из Западной Сибири, где его в конце XIX в. применяли русские переселенцы. Устроен этот круг просто: диск с отверстием, ось с плечиками и опорная плита, на которой крепится ось. При раскопках в Новгороде был обнаружен обломок рабочего диска от подобного простейшего круга, относящийся к XI—XII вв. 6 Вообще, судя по этнографическим наблюдениям, орудия этой конструкции чрезвычайно мало варьируют. Они различаются в основном размерами и способом крепления оси в основании, тогда как диск и ось, их устройство остаются фактически неизменных очертаний. Это обстоятельство позволяет предположить, что и круг майкопских гончаров принципиально не отличался от дошедших до нас орудий этой конструкции. Такое предположение может быть подтверждено и некоторыми документальными свидетельствами иного рода.
Рис. 7. Реконструкция гончарного круга из Ура (профиль)
В этой связи нам хотелось бы коснуться вопроса о происхождении гончарного круга у племен майкопской культуры. Мы уже отмечали, что наши методы определения лепной и круговой керамики довольно несовершенны. Это обстоятельство при рассмотрении вопроса о происхождении круга на материалах другой культуры могло бы сделать такой вопрос недоступным для сколько-нибудь конкретного решения. Но в нашем случае эта проблема притуплена. Дело в том, что существует ряд важных фактов, указывающих на то, что в сложении майкопской культуры известную роль сыграли связи с цивилизациями Передней Азии 7. По-видимому, в результате этих связей и появился у племен майкопской культуры гончарный круг, идея которого или сам он были переднеазиатского происхождения, где круговая керамика в III тысячелетии до н. э. уже прочно вошла в быт городских цивилизаций.
Для нас особенно важно то обстоятельство, что при раскопках в Уре был обнаружен гончарный диск именно от круга, способного оставлять на дни-щах следы, аналогичные тем, какие были зафиксированы на майкопской керамике, что может рассматриваться как археологическое подтверждение не только наличия связей, но и правильности интерпретации обнаруженных на майкопской керамике следов. Только орудие, подобное урскому кругу и образцам, сохранившимся до наших дней, могло оставить на днищах майкопской керамики отмеченные следы. 11о-видимому, мы вправе реконструировать орудие майкопских гончаров, ориентируясь на урскую находку (рис. 7).
Не совсем ясно, из какого материала делались орудия майкопских гончаров. На днищах не обнаружено бесспорных следов от дерева. Может быть, как и орудия гончаров Ура, майкопские гончары делали диски глиняными. Если это так, то можно надеяться, что в дальнейшем будут обнаружены новые доказательства справедливости предложенной реконструкции.
Таким образом, в результате детального изучения поздней группы керамики майкопской культуры из Прикубанья, Кабардино-Балкарии и Чечено-Ингушетии удалось установить чрезвычайно важный факт, а именно: определенная часть этой керамики изготовлена при помощи примитивного гончарного круга, близкого по своим конструктивным особенностям к подобным орудиям из древневосточных памятников III тысячелетия до н. э. Значение этого факта трудно переоценить — ведь до сих пор нигде в юго-восточной Европе, включая и Закавказье, применение гончарного круга для этого времени не зафиксировано.
К содержанию 108-го выпуска Кратких сообщений Института археологии
В этот день:
Дни рождения1890 Родился Стефан Круковский — один из наиболее знаменитых польских археологов XX века, исследователь каменного века.1925 Родился Джон Дэвис Эванс — британский археолог и академик , известный своими исследованиями доисторического периода Средиземноморья, в особенности доисторических культур Мальты. В 1940-е и 1950-е годы Эванс раскопал ряд мегалитических памятников Мальты.
Источник