Душа ребенка это сосуды
Сердце и сосуды образуют кровеносную систему организма. Основная цель работы этой системы – снабжение всех тканей кислородом. Повреждения крупных сосудов опасны для здоровья, а иногда и для жизни. Эпизодические травмы мелких сосудов не столь угрожающие, однако хроническая ломкость может приводить к серьезным заболеваниям в будущем. Мы поясним, почему капилляры, а точнее стенки капилляров, становятся слабыми или проницаемыми и разберем, какими способами их можно укрепить.
Какие сосуды есть в теле человека
Система кровообращения состоит из сердца и нескольких типов сосудов. Они отличаются строением и присущими функциями, а повреждения несут неодинаковые последствия.
Тип сосудов | Стенки | Функции |
---|---|---|
Артерии |
| Перенос крови от сердца к органам. |
Вены |
| Возврат крови от органов к сердцу. |
Капилляры |
| Соединение вен и артерий с органами для обмена питательными веществами. |
Вены и артерии повредить непросто. Для этого нужно сильное механическое воздействие, приводящее к наружному или внутреннему кровотечению. Травмы капилляров мы не всегда замечаем, поскольку они вызывают лишь подкожное кровоизлияние. Проявляется это через гематомы (проще говоря – синяки).
Как понять, что у человека слабые сосуды
В данном случае мы будем говорить не об эффективности или недостаточности кровообращения. Хотя, когда органы не получают кислорода, тоже говорят о слабости системы. Мы остановимся на ломкости капилляров – склонности к повреждению их стенок.
Синяки и подкожные кровоподтеки периодически появляются у всех. Но у отдельных людей это происходит слишком часто. Им необязательно ударяться – достаточно прикосновения с приложением небольшой силы. Это не индивидуальная особенность организма, а патологическое состояние, с которым нужно бороться.
Для диагностики проводят простой тест. На среднюю часть плеча накладывают жгут или манжету для создания давления (как при заборе крови на анализ). Если через 5-10 минут появились мелкая геморрагическая сыпь – на это необходимо обратить внимание и постараться улучшить состояние сосудистых стенок. При выполнении этого теста важно не оставлять жгут надолго во избежание нарушения кровообращения.
Почему сосуды становятся ломкими
Причины такого явления можно разделить на две группы. Первая – это наследственные или аутоиммунные заболевания, в результате которых появляются кровоизлияния и гематомы. При их диагностировании требуется лечение. Вторая группа – неблагоприятные условия, ослабляющие организм в целом. Для восстановления прочности и эластичности элементов системы кровообращения в этом случае может быть достаточно народных средств.
Болезни, из-за которых сосуды становятся слабыми
Непосредственно к ломкости капилляров приводит болезнь Шенлейн-Геноха (другие названия – геморрагический васкулит, пурпура). Кровоподтеки локализуются чаще на ногах, иногда поднимаются на живот и спину, а также руки. Заболевание является аутоиммунным и связано с чрезмерным накоплением иммунных комплексов IgA.
Укреплять сосудистые стенки необходимо и пациентам с нарушениями свертываемости крови. Например, дети, больные гемофилией, постоянно ходят в синяках. С возрастом последствия усугубляются, поскольку страдают все элементы системы кровообращения. Присутствует риск угрожающих жизни кровотечений и кровоизлияний в головной мозг.
Также ослабляют сосуды перенесенные вирусные заболевания. Появление геморрагической сыпи через неделю после гриппа – распространенное явление. В некоторых случаях оно становится реакцией не на сам вирус, а на препараты для борьбы с ним.
Сердечно-сосудистые заболевания: причины или последствия?
В большинстве случаев правильнее говорить о взаимной зависимости. Хотя большая часть сердечно-сосудистых заболеваний связана с патологиями артерий, от некоторых страдают и капилляры. Снижение тонуса сосудистой стенки или сужение просвета капилляров, препятствует нормальному кровообращению и снабжению головного мозга питательными веществами и кислородом.
Среди болезней следует отметить:
- гипертонию;
- цереброваскулярные патологии;
- системную склеродермию;
- системную красную волчанку.
Есть и случаи, когда нарушение эластичности и проницаемости стенки капилляров приводит к развитию сердечно-сосудистых заболеваний, включая гипертонию и инсульт. В частности, такое наблюдается в клинической картине сахарного диабета. Под токсическим действием избытка глюкозы, активируются механизмы вызывающие повреждение стенки сосудов, увеличение ее проницаемости. Поэтому у диабетиков очень высокий риск кровоизлияний в головной мозг и инфарктов миокарда
Факторы, ослабляющие сосуды
Кровеносная система напрямую связана со всеми органами человеческого тела. Она помогает питаться каждой клеточке и в то же время отводить отходы жизнедеятельности. Поэтому общее состояние здоровья тоже способно повлиять на степень ломкости.
Ослабить сосуды могут:
- недостаток витаминов;
- затяжные стрессы;
- вредные привычки;
- физическое истощение;
- колебания гормонального фона;
- отравления.
Улучшить ситуацию и укреплять стенки своими силами в таких случаях проще. Здоровый образ жизни, витамины, народные средства способствуют решению проблемы, причем не локально, а комплексно. Но предварительно стоит пройти обследование и убедиться, что за нарушением прочности оболочек не скрывается серьезное заболевание.
Какими способами можно укрепить сосуды
Флебологи утверждают, что укреплять их нужно систематически, а не время от времени. Не стоит дожидаться, пока на ногах начнут проступать варикозные звездочки или появятся первые признаки нарушения кровообращения.
Кровеносный сосуд не отдыхает ни минуты, поэтому дополнительная поддержка никогда не мешает. Лучше не экспериментировать и сначала проконсультироваться с врачом. Он уточнит, подходит ли вам то или иное средство.
Как укрепить сосуды с помощью диеты
Главный враг сердечно-сосудистой системы – холестерин. Это вещество провоцирует уплотнение стенок сосудов. Так что в умеренной концентрации оно даже полезно.
Есть комплекс продуктов, обладающих капилляропротекторным эффектом. Сюда входят:
- овощи и фрукты, богатые витамином C;
- бобовые;
- гречка;
- зелень (особенно щавель);
- рыба;
- молоко;
- морепродукты.
Очень полезны отвары различных ягод, особенно шиповника и черноплодной рябины.
Здоровая еда – не значит безвкусная. Оливковое масло, кайенский перец и куркума способны и улучшить кровообращение, и придать блюду колорит.
Рацион стоит скорректировать, если в нем присутствуют вредные продукты. Укрепить сосуды не получится, если постоянное есть фаст-фуд, пить кофе, употреблять алкоголь, курить. Они дают прямо противоположный эффект.
Витамины, помогающие укрепить капилляры
Существует много полезных веществ, благотворно влияющих на здоровье кровеносной системы. Лучше всего сосудистый эпителий укрепляют витамины групп:
- A (содержится в моркови, говяжьей печени, рыбе, брокколи, сыре, абрикосах, дыне);
- B (можно найти в молоке, почках, яйцах, сельди, зерновых);
- C (им богаты цитрусовые, зелень, шиповник, облепиха, капуста, томаты);
- K (потребляется из чернослива, огурцов, оливкового масла, спаржи, кайенского перца).
Улучшить состояние сосудов в целом помогают также витамины E и PP. Их действие направлено преимущественно на нормализацию липидного обмена. Если из продуктов питания получить нужное количество полезных веществ не удается, их можно добрать из препаратов.
Как здоровый образ жизни помогает укрепить сосуды
Отказ от вредных привычек и ведение здорового образа жизни позволяют укрепить не только капиллярные стенки, но и сердечно-сосудистую систему в целом. Кроме отказа от курения, алкоголя и жирной пищи, врачи рекомендуют:
- давать телу умеренные нагрузки (особенно ногам во избежание варикоза);
- воздерживаться от подъема непосильных тяжестей;
- не перегревать организм (под солнечными лучами, в бане);
- носить удобную обувь;
- избегать давящей одежды (особенно с резинками).
На состояние сосудов благотворно влияет и массаж. При этом речь идет об обычном ручном воздействии. Оно улучшает общее состояние, стимулирует кровообращение, однако при тромбофлебите противопоказано. Лимфодренажный и вибромассаж, напротив, вредны для сосудистого эпителия.
Еще один полезный компонент здорового образа жизни – контрастный душ. Он тренирует всю кровеносную систему (не только капилляры, но также вены и артерии).
Как улучшить состояние сосудов народными средствами
Народные средства могут стать мерой профилактики ломкости и оказывать укрепляющее воздействие. Распространенными являются отвары и настойки:
- из плодов шиповника, трав пустырника, сушеницы и лабазника;
- из головок чеснока и лимона;
- из барбариса (можно брать и ветви, и корни);
- из цветков гречихи;
- из шиповника и боярышника;
- из клюквы и чеснока.
Вариантов их приготовления существует много (они преимущественно отличаются пропорциями). Главное – ингредиенты.
Если нет желания готовить настой, достаточно натуральных чаев. Зеленый, анисовый или любой другой листовой помогает не только укрепить, но и почистить сосуды. Полезны и компрессы капустного листа. Его нужно прикладывать локально – на места, где капилляры уже повреждены.
Медикаментозное укрепление сосудов головного мозга
Когда описанные методы перепробованы, но желаемого эффекта нет, пора обращаться к врачу. Он подберет подходящее лекарство. Самолечением заниматься нельзя, ведь нужно точно понимать, из-за чего возникла проблема и каким действием должен обладать препарат, чтобы ее решить.
Капилляропротекторное действие оказывают:
- троксерутин и другие производные рутина;
- пирикарбат;
- эсцин;
- трибенозид
С их помощью можно укрепить сосуды, ускорить метаболизм в их клетках, повысить проницаемость стенок. Однако, они имеют ряд противопоказаний и перед их приемом необходимо проконсультироваться с врачом. В целом в результате их приема улучшается кровообращение. А вот ноотропы в этом случае бесполезны. Хотя они улучшают мозговое кровообращение, сосудистый эпителий укрепить они не способны.
Мы назвали пять методов, позволяющих укрепить капиллярные стенки при отсутствии серьезных заболеваний. Пользоваться ими под силу всем. Поэтому поддерживать здоровье сердечно-сосудистой системы не так сложно, как кажется.
Источник
Педагог-психолог МБОУ «ОШО с ОВЗ № 35» г. Череповец, А.Л.Фурсанова
30 марта 2017 года
Мастер-класс «Сосуд моей души»
Цель: осознание и принятия своих индивидуальных особенностей вновь пришедшими педагогами, формирование позитивного отношения к самому себе и окружающим.
Задачи:
развивать самосознание;
способствовать самораскрытию посредством арт-терапевтической техники «Роспись сосуда»;
расширить представление о своем внутреннем мире;
способствовать поиску внутренних ресурсов для преодоления трудностей.
Оборудование:
стеклянные сосуды разной формы и размера
гуашь, витражные краски
кисточки
салфетки
магнитная доска, магниты
цветная бумага, резинки
ракушки, пуговки, бусинки
прозрачный круглый сосуд
магнитофон, CD-диск «Инструментальные хиты»
Количество участников: 8-12 человек
Продолжительность занятия: 40-60 минут
Пространство поделено на 2 зоны: ресурсный круг и рабочая зона для выполнения творческого задания.
Ход занятия:
Вступление ведущего
Цель: создание непринужденной атмосферы в группе, положительного настроя на занятие, стимулировать внимание участников друг к другу.
Время: 7-12 минут
Ведущий: «Рада Вас приветствовать, если вы готовы, то давайте начнем нашу встречу с пожеланий самому себе на сегодня. А сделаем мы это следующим образом: для каждого пожелания вам предлагается выбрать любой из предложенных предметов (бусинки, пуговки, ракушки) и со словами пожелания поместить его в прозрачный круглый сосуд. Но сначала подержите выбранный предмет в руке, почувствуйте его форму, поверхность. Кто готов может начать».
После того, как все по кругу сказали пожелания самому себе, ведущий продолжает: «Мы в этом мире живем не одни, поэтому давайте свои пожелания подарим и окружающим (участники по очереди делают пожелания окружающим, помещая выбранные предметы в тот же сосуд). Посмотрите, какой у нас получился сосуд. Как мы его можем назвать? (сосуд добрых пожеланий, сосуд приятных слов, сосуд хорошего настроения…)»
Упражнение «Ассоциации»
Цель: уточнение понятия «Сосуд», его функционального назначения, введение в тему занятия.
Время: 3-5 минуты
Ведущий: «Скажите, а когда вы слышите слово «сосуд», какие ассоциации у вас возникают? (емкость, посуда, ваза, контейнер, вместилище, хранилище).
Ассоциации записываются на магнитной доске.
Действительно, в разных словаря слово сосуд рассматривается как
1) Посуда, посудина, всякая емкая вещь, изделие для держания, хранения чего либо. (Толковый словарь великорусского языка Владимира Даля.)
2)
Вместилище (бутылка, кувшин) для жидких и сыпучих тел.
О человеке как средоточии, каких – либо свойств, качеств. (Большой Энциклопедический Словарь)
Вместилище для жидких или сыпучих тел. (Википедия)
Определение размещаются на магнитной доске. А тема нашего занятия «Сосуд моей души».
Наша душа тоже подобна сосуду. Она является вместилищем, хранилищем. Что хранится в нашей душе, может вы поможете мне ответить на вопрос? (участники высказывают свои предположения) Действительно, ее наполняют наши мысли, переживания, чувства, эмоции, увлечения, желания, события. Оставляют в ней след наши поступки и действия.
Лариса Рубальская в одном из своих стихотворений пишет:
Наша жизнь кино цветное
То печалит, то смешит
Может душу успокоить
Может вызвать боль души.
Какой будет «сосуд» нашей души зависит от нас самих, все в ваших руках».
Арт-терапевтическая техника «Роспись сосуда»
Цель: расширение представления участников о богатстве своего внутреннего мира, его неповторимости.
Время: 20-30 минут
Ведущий: «Сейчас я предлагаю вам попутешествовать по лабиринтам своей души, подумать, что наполняет вашу душу, какие образы и передать их при помощи красок и кисти, но не на бумаге, а каждый на своем сосуде.
Выберите по одному сосуду, какой вам больше нравится и доверьтесь своей руке, она подскажет вам что рисовать. Гуашь должна быть густая, чтобы не растекалась. Пожалуйста, займите места за столами».
Задание выполняется под музыкальное сопровождение.
По ходу работы участникам предлагается в индивидуальном режиме обратиться к своей душе (составить диалог, может быть, выслушать монолог, задать интересующий вопрос или выслушать просьбу своей души).
По окончании творческого задания каждый представляет «сосуд» своей души. Желающие задают вопросы.
Притча «Сосуд жизни»
Цель: оказание помощи в осознании того, что в течение всей жизни внутренний мир человека наполняется своим содержимым, в котором все имеет важное значение.
Время: 5 минут
В одном небольшом процветающем селении жил мудрец по имени Прашанти, и был у него ученик Кшанти, который под руководством мудрого учителя постигал мир. И вот однажды решил мудрец преподнести своему ученику один важный урок.
– Принеси мне большой стеклянный сосуд.
Кшанти нашел замечательный прозрачный кувшин с широким горлышком.
-А теперь собери перед домом три кучи. В одной должны быть крупные камни, в другой речная галька, а в третьей песок.
Весь день трудился ученик, но выполнил задание.
Вышли они с учителем во двор, и говорит мудрец:
-Положи камни в сосуд!
Наполнил Кшанти стеклянный сосуд доверху и сказал учителю:
-Сосуд полон
-Ты уверен?
-Да, мой учитель.
-А теперь возьми гальку и наполни сосуд!
Кшанти стал брать по несколько галек и бросать поверх камней. Они проскальзывали между ними и падали на дно, пока вновь не наполнили сосуд доверху.
-Полон ли теперь сосуд?
Кшанти с трудом втиснул еще несколько галек и ответил:
-Да, теперь полон.
-А сейчас возьми песок и заполни сосуд!
Ученик стал брать горсти песка и сыпать поверх камней и гальки. Легко просачивались песчинки между ними, пока не заполнили его доверху. Полюбовался Кшанти на свою работу и сказал:
-Вот теперь сосуд точно полон.
Запомни Кшанти, нельзя делать поспешных выводов. Наша душа в течение всей жизни наполняется содержимым. Есть в ней и крупные события, которые могут изменить нашу жизнь, и повседневные дела и заботы, которые мы часто даже не замечаем и мелкие штрихи, но без них наш сосуд жизни не будет полон и все они имеют важное значение для его наполнения.
3)Рефлексия.
Цель: получение обратной связи, оценка эмоционального состояния посредством цветовых выборов
Время: 5-8 минут
Ведущий: «Сегодня каждый попробовал представить «сосуд» своей души так, как он его представляет. Вспомните те пожелания, которые были сделаны в начале и возьмите из общего сосуда добрых слов то, чего особенно вам не хватает сейчас, продолжая пополнять содержимое своего внутреннего мира».
Каждый по кругу вместе с понравившимся предметом берет пожелание для своего сосуда.
Источник
: Время прочтения:
Трехлетний Миша без остановки грызет ногти. Маша, десять лет, не снимает кепку. У нее на голове залысина, потому что она постоянно теребит и рвет волосы. Паша в свои семь каждую ночь мочит кровать. Так проявляется невроз у детей.
Какие еще существуют проявления и откуда берется невроз – рассказывает детский психолог Елена Лагунова.
Причину детского невроза часто нужно искать совсем рядом: переживания передаются ребенку от родителя.
Симптомы, похожие на «плохое поведение» и «дурные привычки»
Бывает, родители ругают детей за «плохое поведение», пытаются контролировать то кнутом, то пряником, но ничего не помогает. Тут надо задуматься: может быть, это детский невроз?
«Плохое поведение» – это следующие симптомы:
- Ребенок часто капризничает без причины, чуть что – в слезы.
- Устраивает истерики, когда вокруг что-то меняется: его раздражают резкие звуки, он чутко реагирует на погоду и новую неудобную одежду.
- Тяжело переносит большие скопления народа.
- Малыша преследует множество страхов.
- Не может усидеть на месте, ему надо постоянно двигаться.
- Быстро отвлекается, легко теряет интерес к играм.
- Повторяет одни и те же неконтролируемые движения: грызет ногти, выдергивает волосы, брови, ресницы, часто моргает.
Встречаются экзотические случаи. Например, один ребенок до крови бил одну ногу об другую. У другого, когда волновался, на лице появлялась неприятная гримаса, и взрослые никак не могли отучить малыша кривляться. Третий без остановки повторял слово из трех букв, чем вгонял родителей в краску.
Симптомы, похожие на физические (соматические) болезни
Также невроз может проявляться в форме телесных недугов и неясных симптомов:
- Часто болит голова или живот.
- Ребенок постоянно кашляет, кашель усиливается при волнении.
- Не успевает добежать до туалета (старше трех лет): недержание мочи (энурез), недержание кала (энкопрез).
- Плохо ест.
- Беспокойно спит.
- Заикается.
Отличить невроз от физических заболеваний можно по трем критериям.
Врачи не нашли ничего серьезного. Педиатр, терапевт, невролог, эндокринолог не находят серьезных отклонений в организме, анализы в порядке или с незначительными изменениями.
Ребенок подвержен стрессу. При подробной беседе с родителями выясняется, что ребенок переживает стресс, и не умеет с ним справляться.
Если стресс прошел, симптомы исчезают. Или другой вариант: стресс продолжается, но ребенок научился с ним справляться и теперь меньше переживает. Тогда невроз тоже пройдет. Например, родители объяснили, что проблема в воспитательнице, а не в ребенке, – и малыш успокоился.
Это всё – невроз у детей симптомы, тринадцать совершенно разных проявлений. Что же общего?
«Душевный накопитель»: как появляется невроз у ребенка
Представьте, что в душе ребенка есть сосуд. Когда ребенок что-то чувствует, но не может выразить, чувства попадают внутрь сосуда.
Семилетний Паша боится спать в темноте, но родители называют его трусом и выключают свет. Ребенок перестает говорить о страхе, но все так же боится. Каждую ночь страх капля за каплей поступает в этот сосуд (назовем его «душевный накопитель»). Он неизбежно переполняется – и ребенок просыпается в мокрой постели.
Маша – пухленький ангелочек. Мама считает иначе: «Хватить жрать, стройность требует жертв! Хочешь быть красивой – никаких плюшек». У Маши в душе раздрай: и толстой она себя видеть не хочет, и сладкого хочется. «Эх, не быть мне красивой никогда», – думает Маша и крутит волосы. И вдруг замечает, что над ухом залысина.
Трехлетний Миша недавно пошел в детский сад. Он от природы шустрый и активный, очень любит бегать и играть. Воспитательница стремление к движению не поддерживает и при всех ругает непослушного ребенка. Мальчик испытывает много чувств: злость на воспитательницу, обиду, что не дали побегать, стыд. Сказать воспитательнице все, что думает, он не решается. Она может наказать, да и мама говорит, что надо слушаться. Накопитель не справляется. После тихого часа воспитатель замечает, что малыш обгрыз ногти до половины.
Чаще всего в накопитель ребенка «льется» из переполненных накопителей близких взрослых, которые не замечают или не понимают этого.
Папу Паши самого в детстве называли трусом. Он и сейчас боится высказать все что думает начальнику, который достал. Поэтому отыгрывается на жене и детях. Но ни за что в этом не признается, даже самому себе. Он думает, что близкие неправильно себя ведут.
У мамы Маши не складывается личная жизнь. Ей кажется, что она всего лишь беспокоится о судьбе дочери. Но накопленные переживания выплескиваются в жестоких словах и действиях по отношению к ней. Результат: у ребенка невроз.
Воспитательница Миши не просто отчитывает ребенка. Ему достается за ее усталость, болеющую коллегу, которую она подменяет, заведующую и ее собственного шустрого сына-обормота. А маму мальчика тоже в детстве обижали в саду, и она боится повторения.
Этим взрослым придет в голову связать свое поведение с проблемами их чад?
Вторая большая группа причин – сильный стресс, от которого никто не застрахован, от которого не уберегут самые любящие родители. Сюда относится, например, болезнь или смерть близкого человека.
На практике причины могут сочетаться: трудное время в семье, ребенку достается от родителей, и воспитательница (учительница) добавляет последнюю каплю.
У кого бывает невроз
Все дети периодически злятся, боятся и нервничают. Почему у одних невроз, а другим хоть бы что? Почему педагог ругает всех, а невроз только у Миши?
Детям от природы даны сосуды «разной величины». Ребенок с ослабленной нервной системой получит невроз скорее, его накопитель «меньше».
Родителям следует особенно беречь и не перегружать негативом детскую нервную систему в следующих случаях:
- кто-то из родственников страдает от неврозов или психических заболеваний;
- ребенок во время беременности или в родах получил повреждение нервной системы и наблюдался у невролога в первые месяцы жизни;
- ребенок по темпераменту меланхолик, тонко чувствует мир, но быстро утомляется, часто плачет.
В следующей статье подробно разберем, как справиться с неврозом у ребенка – чего делать не стоит и как вести себя родителям.
Источник