Движение крови по сосудам 8 класс урок

Обобщённые цели учебного  занятия

Цель        

Уровень

Цель- предмет

(предметный результат)

Обучающиеся научатся: раскрывать причины непрерывного движения крови по сосудам, познакомятся с основными особенностями движения крови  и лимфы в организме, научатся измерять свой пульс в разных состояниях.

Цель – способ

 (метапредметный результат)

Обучающиеся овладеют умениями: работать с текстовой информацией при обращении к учебному пособию и  рабочей тетради, осуществлять логические операции при разрешении проблемной ситуации, решении ситуационных задач и выполнении заданий тестового характера, организовывать собственную познавательную деятельность, концентрировать внимание,   свободно и правильно излагать свою точку зрения при ведении дискуссии и в процессе эвристической беседы, продуктивно участвовать в эвристической беседе, дискуссии, осуществлять самоконтроль и оценку своей деятельности, предвидеть возможные результаты своих действий

Цель- ценность

 ( личностный результат)

Обучающиеся убедятся в осознании  личной значимости знаний об основных характеристиках(давление, пульс, скорость кровотока) движения крови и лимфы в организме человека.

Исходное состояние обучающихся

– знают  строение  сердца

-умеют характеризовать сердечный цикл и способы регуляции  работы сердца

-знают строение кровеносных сосудов и движение крови по сосудистой системе большого и малого кругов кровообращения

-знакомы с алгоритмом изучения биологических объектов и  процессов жизнедеятельности

– имеют опыт работы с различными источниками  информации, участия в дискуссиях

– владеют техникой выполнения лабораторных работ

– владеют техникой публичного выступления

– обладают теоретическим, наглядно-образным, формальным и рефлексивным мышлением

– владеют основными видами логических операций (анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия)

– могут осуществлять прогностическую деятельность, выдвигать гипотезы, доказывать или  опровергать их

– могут осуществлять самоконтроль различных видов деятельности

Формы оценки планируемых результатов

Предметный результат

Метапредметный результат

Личностный результат

●Выполнение заданий  в рабочей тетради

●Фронтальная работа  в эвристической беседе

●Выполнение тестовых заданий и ситуационной задачи

●Выполнение ситуационной задачи

●Участие в разрешении проблемной ситуации

●Выступление с презентацией

●Участие в разрешении проблемной ситуации

●Участие в дискуссии

●Выполнение ситуационной задачи

Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого – педагогическое обоснование

Этап урока

Подэтап урока

Организация педагогически целесообразного взаимодействия

Психолого-педагогическое обоснование

  1. Мотивационно-ориентировочный

1.1 Вхождение в контакт

Подготовка учащихся к учебной деятельности

Фасилитационный период

По  источнику передачи и восприятию  учебной информации: словесные

 (беседа)

Методы стимулирования интереса к учению: предъявление требований учителем

Создание комфортной психологической атмосферы урока

1.2 Актуализация субъективного опыта обучающихся

По источнику  передачи и восприятию учебной информации:

словесные (беседа)

По степени самостоятельности и активности мышления учащихся:

репродуктивный (  демонстрация ЭОР )

 По характеру управления учебной работой: самостоятельная работа 

Включение каждого в конкретную деятельность на уже освоенном материале

Опора на уже имеющиеся знания обучающихся из курса  биологии

«Строение органов кровообращения, круги кровообращения. Строение и работа сердца»       «Регуляция работы сердца»

1.3 Создание проблемной ситуации

По  источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (эвристическая беседа)

По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: продуктивный – проблемное изложение (проблемная ситуация)

 По  характеру управления учебной работой: под руководством учителя

Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации занимательности

 Создание проблемной ситуации с акцентированием практического и общественно- социального значения получения знаний.

  1. Операционно-исполнительский

2.1Целеполагание и планирование

Формулирование цели урока  как прогностической модели ожидаемого результата.

Построение ориентировочной основы учебной деятельности( план урока)

1 Организационный этап-2 мин

2.Целеполагание -1 мин

3. Актуализация знаний – 4 мин

4. Введение новых знаний – 23 мин

5. Первичное обобщение, введение новых  знаний в систему знаний учащихся -12 мин

6. Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению – 3 мин

Реализация субъект- субъектных отношений, совместное участие учителя и обучающихся в постановке основной дидактической цели урока

2.2 Поиск способа решения проблемной ситуации              

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные

( эвристическая беседа, дискуссия, диалог), наглядные (демонстрация ЭОР)

 По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: продуктивный – проблемное изложение

( проблемная ситуация, эвристическая беседа, диалог, дискуссия, репродуктивный (работа с книгой)

 По характеру управления учебной работой: под руководством учителя. Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации успеха, создание ситуации занимательности, учебная дискуссия.

 Методы контроля и самоконтроля: устный самоконтроль. Анализ реального контекста существования изучаемого объекта урока и его проявлений в окружаемом мире. 

У  старших подростков продолжают развиваться  различные виды мышления

  • Теоретическое (формулирование учебных гипотез для решения проблемной ситуации, использование имеющихся знаний для объяснения  фактов и явлений, применение логических операций)
  •  наглядно- образное (использование материализованных (рисунки, схемы, формулы) образов объектов)
  • Словесно-логическое

(правильное использование терминов и понятий, грамотное владение языком соответствующей науки, словесное обоснование)

2.3 Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (рассказ), наглядные (мультимедийная презентация, демонстрация ЭОР)

По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: репродуктивный  (работа с книгой)

 По характеру управления учебной работой: самостоятельно, под руководством учителя

 Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации успеха

В старшем подростковом возрасте ведущую роль играют несколько видов деятельности:

Деятельность, связанная с формированием мировоззрения (в данном уроке – вопросы  формирования  аксиологической составляющей экологической культуры)

Деятельность по овладению системой научных понятий в контексте профессионального самоопределения

2.4 Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

По источнику передачи и восприятию учебной информации: практические

(выполнение заданий)

По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: репродуктивные (программированное обучение – тест, ситуационная задача)

По характеру управления учебной работой: самостоятельная работа

Методы контроля и самоконтроля: письменный контроль (программированная работа и письменный самоконтроль)

Методы стимулирования интереса к учению: компетентностно-ориентированные  задания, предъявление требований учителем к выполнению заданий.

Читайте также:  Лопнули сосуды на крыльях носа

Контекстное обучение, компетентностный подход (использование компетентностно – ориентированных заданий – ситуационная задача), тестовый контроль

В психологическом плане на этом этапе происходит интериоризация способа деятельности, а также очерчиваются границы его применимости. Обучающиеся самостоятельно осуществляют выбор системы действий для решения ситуационной задачи, адекватной открытому способу

  1. Рефлексивно-оценочный

3.1Ситуация контроля за выполнением учебных действий

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа)

Методы контроля и самоконтроля: устный и письменный самоконтроль

3.2 Ситуация оценки образовательных результатов

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа)

По характеру управления учебной работой: формирование убеждения в социальной и личной значимости учения

Методы стимулирования интереса к учению: комментирование учителем достижений и результатов обучающихся

Для старшеклассников характерна способность анализировать и оценивать собственные интеллектуальные операции, выявлять степень освоенности содержания (знаю что?), владение действиями (знаю как?), понимание смысла своих личностных приращений( знаю что во мне изменилось)

Сценарий проведения учебного занятия

Этап урока

Подэтап урока

Действия учителя

Действия обучающихся

(примерные версии ответа)

1. Мотивационно-ориентировочный

1.1 Вхождение в контакт

Взаимное приветствие учащихся и учителя; фиксация отсутствующих,  проверка готовности учащихся к уроку

Учащиеся готовятся к учебной деятельности

1.2 Актуализация субъективного опыта обучающихся

Почему для поддержания здоровья сердца необходимо заниматься спортом, физическим трудом?

Отвечают на вопросы учителя

1.3 Создание проблемной ситуации

Почему  по  кровеносным сосудам кровь движется непрерывно тогда, как сердце работает толчками?

По каким характеристикам сердечнососудистой системы можно  судить о состоянии здоровья человека?

Просматривают ЭОР

https://proflicey5.ru/bin/images/varikoznoe-rasshirenie-ven-stopy-simptomy-11636-large.png

Почему варикозная болезнь сопровождает вены нижних конечностей?

https://2.bp.blogspot.com/_k9RfmLxLJ3o/SlxPYnrp42I/AAAAAAAAACg/Ao8snioljS0/s400/ymphedema.jpg

При некоторых заболеваниях у человека развиваются отёки. Каким образом в организме происходит отток жидкости?.

  Работают в группах.

Самостоятельно формулируют учебные гипотезы для решения проблемных ситуаций, используя имеющийся набор знаний, применяют логические операции.

 Самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении поставленных проблем.

Постановка учебной задачи урока: «Каковы особенности движения крови и лимфы по сосудам?» 

2.Операционно-исполнительский

2.1Целеполагание и планирование

Обеспечение мотивации и принятия цели учебно-познавательной деятельности

Вы знаете,  как работает сердце и каков путь движения крови по сосудам в организме человека. По  некоторым характеристикам работы сердечно сосудистой системы можно судить о здоровье человека.

 Какие характеристики кровообращения выбудете изучать сегодня на уроке?

Для планирования своей деятельности учащиеся конкретизируют цели урока:

  • Какую роль играет давление в  непрерывном движении крови по сосудам.
  • Научиться определять свой пульс и оценить состояние сердечнососудистой системы
  • Отчего зависит скорость кровообращения?
  • Каковы особенности движения крови по венам?
  • Выяснить особенности движения лимфы в организме  человека

2.2 Поиск способа решения проблемной ситуации              

  Учебно- тематическая карта урока.

  1. Блок. Давление крови.

Используя текст учебника  стр. 134,

ЭОР – hthttps://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000865-1000-4ddd-db19-2b00475d60a3/index.htmtp://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000862-1000-4ddd-3249-2300475d60a3/index.htm

видеофрагмент

https://yadi.sk/d/zBLvb-LNfkNju

выполните задание в тетради № 131 ,132

Для этого выясните:

  1. Каковы причины движения крови в сосудах?
  2. Что называется кровяным давлением?
  3. Почему кровяное давление падает по мере движения крови по сосудам?
  4. Чему равна величина нормального артериального давления?
  5. С помощью какого прибора измеряется артериальное  давление?
  6. Какое давление называется максимальным, минимальным, пульсовым?
  1.    Блок. Пульс.

Используя текст учебника  стр. 134, видеофрагмент

https://yadi.sk/d/79BramGFfkNk2

выполните задание № 134 в рабочей тетради.  

Для этого: выясните

1.Чтотакое пульс?

2.Каковы причины возникновения пульса?

3. Выполните лабораторную работу в задании №137 .

  1. Блок. Скорость кровотока

Используя ЭОР:

1. Скорость движения крови

https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000863-1000-4ddd-02ad-2800475d60a3/10_017.swf

2.Разность скорости движения крови по артериям и венам

https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9a492e74-b839-481e-a4ee-a7192ee58345/%5BBIO8_03-19%5D_%5BPD_01%5D.swf

 текст учебника стр. 134

 Объясните

  1. Как меняется скорость движения крови в сосудах.
  2. В чём биологический смысл медленного движения крови по капиллярам
  1. Блок.  Движение крови по венам

Используя текст учебника  стр. 134

ЭОР – движение крови по венам https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000864-1000-4ddd-609c-2900475d60a3/10_019.swf

 Выполните задание в тетради №135.

Для этого

1.Вспомните особенности строения вен.

2. Выясните, какие факторы обеспечивают движение крови по венам против силы тяжести.

V.  Блок. Движение лимфы.  

Используя текст учебника  стр. 135

ЭОР – Лимфатическая системаhttps://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000866-1000-4ddd-fefb-3200475d60a3/index.htm

Выполните задание  в тетради №136

Отвечают на вопросы, поставленные учителем в ходе эвристической беседы.

Это побуждает их к самостоятельному рассуждению, правильному использованию терминов и понятий, грамотному владению биологическим языком.

Работа в группах.

Выполняют задание в тетради № 131.

Работают с  видеофрагментом, учебником стр. 134, рабочей тетрадью. Выполняют задание №131, 132.

Делают вывод:

 ●Давление создаётся сокращением желудочков  сердца и сопротивлением стенок кровеносных сосудов

●По мере удаления от сердца давление крови в сосудах уменьшается

●Разность давлений в различных участках кровеносной системы – основная причина непрерывного движения крови.

Работают с учебником стр.134, выполняют задание в тетради 134.

Лабораторная работа. Задание № 137

Тема «Подсчет пульса в разных условиях».

Цель: изучить изменение частоты сердечных сокращений

в зависимости от состояния организма.

Ход работы

1. Найти у себя пульс (на запястье, шее, висках).

2. Подсчитать пульс в положении сидя, стоя, после10 приседаний.

3. Запишите данные в таблицу

Показания пульса

ЧСС

сидя

ЧСС

стоя

ЧСС

После 10 приседаний

  1. Сделайте вывод о работе сердца в зависимости от состояния организма.

Работают с текстом учебника стр.134.

Отвечают на вопросы учителя. Делают вывод:

●максимальная скорость движения крови в аорте.

●минимальная скорость движения крови в капиллярах

●Благодаря медленному движению крови в капиллярах осуществляется газообмен

Отвечают на вопросы учителя.  Выполняют

 Задание в тетради № 135

 Делают выводы:

  1. Кровь в венах движется благодаря сокращению окружных скелетных мышц,
  2. Присасывающей силе грудной клетки.
  3. Наличию  клапанов  в венах.  

Просматривают ЭОР

Выполняют задание №136

Читайте также:  Вены это амортизирующие сосуды

2.3 Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

Используя данные об особенностях движения крови по венам, объясните значение утренней зарядки для движения крови по этим сосудам.

Работают в группах. Обсуждают верный вариант решения вопроса.

2.4 Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

 Учитель предлагает учащимся выполнить  самостоятельную  работу, включающую тестовые задания.

Тестовые задания по теме: «Движение крови и лимфы по сосудам»

1 https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000867-1000-4ddd-2c1f-3800475d60a3/index_mht.htm

2 https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000868-1000-4ddd-daf8-3900475d60a3/index_mht.htm

Самостоятельно выполняют  тестовые задания.

3.Рефлексивно-оценочный

3.1Ситуация контроля за выполнением учебных действий

1.Какая  цель  была поставлена перед уроком

 и насколько удалось реализовать эту цель?

2.  Как знания о давлении, пульсе, движении крови по венам, лимфообращении можно применить в личной жизни?

3. Чему вы научились на этом уроке?

На основе анализа и синтеза фактов делают самостоятельные выводы и обобщения, при этом не исключаются объяснения учителя и репродуктивная деятельность. Обсуждение ситуационной задачи.

3.2 Ситуация оценки образовательных результатов

Комментирование оценок, указание на достижения и недоработки обучающихся.

 Обсуждение домашнего задания  

Подведение итогов урока

Источник

«Движение крови по сосудам»

урок биологии в 8 классе

Цель урока: Сформировать понятие о движении крови, в результате деятельностного подхода к обучению.

Задачи урока:

  1. Разъяснить причину движения крови и природы пульса, при проведении практических работ.
  2. Дать научное определение понятиям инсульт и инфаркт.
  3. Сформировать навыки проведения измерения давления, функциональных проб и расчеты нормативных данных для самоконтроля своего здоровья.

Оборудование:

  1. Таблица с изображение сердца.
  2. Схема кровообращения и лимфообращения.
  3. Прибор для измерения давления.
  4. Интерактивная доска.
  5. Презентация на тему: «Движение крови».

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация темы:

Учитель: Сегодня наш урок посвящен проблемам сохранения здоровья.

Послушайте отрывок из сказки Кэрола Доннера “Тайны анатомии” и скажите, о каком процессе, происходящем в нашем организме, идет речь. Герои сказки Вольняшка, Макс и Молли.

“…Они влетели в левое предсердие, а оттуда сквозь двустворчатый клапан – в огромный левый желудочек. Его бугристые стенки мощно сжались, и их выкинуло в широченный кровеносный сосуд.

Аорта! – взвизгнул Вольняшка, едва вновь собрался. Аорта чуть растянулась, напряглась и выбросила их в одно из многочисленных своих разветвлений.

Это артерия, ведущая к голове, – объяснил им эритроцит, на котором ехал Молли.

Артерия несет кровь от сердца к клеткам, – поспешил добавить Вольняшка. – Кровь в них находится под большим давлением, а потому артериям нужны большие стенки, чтобы не разорваться.

Позади них гремело сердце, и после каждого удара они ощущали мощь, которая гнала их вперед… Они повернули раз, другой, третий и поплыли все медленнее.

А вот и капилляры начинаются! – возвестил Вольняшка, когда ответвляющиеся сосуды стали совсем узкими. – Сделаем еще кружок?…”

Ученик: В данном отрывке речь идет о процессе кровообращения.

Учитель: Что такое кровообращение?

Ученик: Кровообращение – это процесс непрерывного движения крови в организме.

Учитель: Давайте вспомним путь крови в организме человека. Выполните задание на карточке, см. рис. 1.

Рис. 1

Ученики, работая в парах, выполняют задание.

По окончании слушаем одного из учеников.

Учитель: Кровь движется от предсердий к желудочкам по артериям, капиллярам, венам и опять к предсердиям. Что заставляет кровь двигаться именно в этом направлении? Какие существуют законы, по которым осуществляется её одностороннее непрерывное движение?

Тема урока: “ Движение крови по сосудам”

Учитель записывает тему на доске, а ученики в тетрадях.

Учитель: Кровь – это жидкость, движущаяся по кровеносным сосудам. Приведите еще примеры движения жидкости по сосудам, с которыми мы встречались в курсе биологии.

Ученики приводят примеры движения воды и минеральных и органических веществ по сосудам и ситовидным трубкам растения.

Учитель: Во всех случаях действуют одни и те же законы. Законы движения жидкости изучаются в курсе физики. Разобраться в них нам поможет Дроздова Вадима

Слушаем ответ ученика, который самостоятельно дома готовил этот вопрос, консультируясь с учителем физики. В ходе рассказа ученик вывешивает на доске основные тезисы своего выступления.

Тезисы выступления Дроздова Вадима:

  • Для движения жидкости по сосудам необходима энергия, создающая давление.
  • Жидкость двигается из мест с большим давлением в места с меньшим давлением.
  • Скорость течения жидкости зависит от суммарного поперечного сечения сосудов.
  • Чем меньше суммарное поперечное движение сосудов, тем больше скорость течения жидкости.
  • Один и тот же объем жидкости проходит с большей скоростью более узкие участки, чем более широкие.

Учитель: Опираясь на эти знания, рассмотрим движение крови по кровеносным сосудам.

В ходе работы вам предстоит выполнить задание на карточке, а в конце урока мы к нему обратимся.

Текст задания:

Сердце, сокращаясь, создает ______________ крови в сосудах. Наибольшее давление в ___________________, наименьшее в ___________________. Кровь движется из мест с __________________давлением, в места с ______________ давлением.   Чем больше давление, тем __________________скорость тока крови. Исключение составляют _________________. Максимальная скорость тока крови в _____________, минимальная в ____________. Это имеет важное значение для осуществления ________________между кровью и тканями организма. Скорость тока крови зависит от ____________________. Скорость тока крови в венах ________________, чем в капиллярах, т.к. они имеют ______________суммарный просвет сосудов.

Учитель: Выясним, откуда берется энергия, на что она расходуется?

Ученик: Энергию создает сердце, которое сокращаясь под давлением выталкивает кровь в кровеносные сосуды. Эта энергия тратится на трение клеток крови друг о друга, о стенки кровеносного сосуда, на придание скорости движущейся крови.

Учитель: Итак, сердце сокращаясь создает давление. Обратитесь к заданию 1, см. рис. 2 и ответьте на поставленные вопросы.

Читайте также:  Самые толстые стенки сосудов

Рис. 2

Ученики, работая в парах, обсуждают первое задание.

Ученик: По мере удаления от сердца кровяное давление уменьшается, т.к. чем дальше кровеносный сосуд от сердца, тем больше энергии израсходовалось на трение частиц друг от друга и о стенки сосуда.

Уменьшение давления сосуда заставляет кровь течь от сердца к капиллярам, т.к. жидкость течет из мест с большим давлением в места с меньшим давлением.

Учитель: Что же такое кровяное давление?

Учитель прикрепляет к доске карточку “Давление”.

Ученики: Кровяное давление – это давление крови на стенки кровеносных сосудов.

Учитель: Различают давление систолическое (верхнее, максимальное), оно равно у взрослого человека 110-120 мм рт.ст., диастолическое (нижнее, минимальное) – 70-80 мм рт.ст.

Разница между систолическим и диастолическим давлением составляет пульсовое давление. Какова его величина? (Ученики – 40 мм рт.ст.)

В ходе рассказа учитель прикрепляет по словом “Давление” карточки со словами:

  • “систолическое” – 110-120 мм рт.ст.
  • “диастолическое” – 70-80 мм рт.ст.
  • “пульсовое” –  40 мм рт.ст.

Учитель: Ребята, рассчитайте собственное артериальное давление по формуле:

АД верхн. = 1,7 х возраст + 83

АД нижн. =1,6 х возраст + 42 [6]

Ученики рассчитывают собственное АД.

Учитель: Сравним полученные результаты с предложенными данными.

Почему вы получили меньшие значения?

Это связано с тем, что у детей из-за большой эластичности стенок артерий давление крови ниже, чем у взрослых людей. В пожилом и старческом возрасте давление повышается из-за уменьшения эластичности стенок сосудов.

Учитель: Кроме давления движение крови характеризует скорость.

Учитель прикрепляет на доску карточку “Скорость”.

Можем ли мы с вами сейчас измерить скорость тока крови в каком-либо из кровеносных сосудов?

Обсуждаем предложения учащихся.

Нажмите на ноготь большого пальца указательным. Ноготь большого пальца станет белым, т.к. из капилляров, находящихся под ногтем, кровь будет выжата. Теперь нужно убрать указательный палец с ногтя большого пальца и проследить, через сколько секунд он порозовеет. Секунды рассчитываем про себя. Измерьте длину ногтя от его корня до части, где кончается розовая окраска. Разделив длину пути на время, мы найдем скорость. [2]

Ученики проводят измерения и сообщают результат – 0,5 см/c.

На самом деле, скорость тока крови в капиллярах ниже, поскольку кровь двигалась не только по капиллярам, но и по мелким артериям (артериолам). Фактически мы определили скорость движения крови в артериолах. Сравним ее со скоростью движения крови в других кровеносных сосудах.

Учитель вывешивает таблицу “Движение крови в организме” и на соответствующие кровеносные сосуды прикрепляет карточку с величиной скорости тока крови: аорта – 500-600 мм/c:

  • артерии – 150-200 мм/c,
  • артериолы – 5 мм/c,
  • капилляры – 0,5 мм/c,
  • средние вены – 60-140 мм/c,
  • полые вены – 200 мм/c.

Учитель: Опираясь на законы, подумайте, какие из этих сосудов будут иметь максимальный, а какие минимальный суммарный просвет?

Ученики: Максимальный суммарный просвет должные иметь капилляры, а минимальный – аорта.

Учитель: Суммарный просвет капилляров в 600-800 раз больше, чем в аорте; в венах – в 1,2-1,8 раз больше, чем в аорте.

Давление и скорость, сопоставим эти две характеристики. Выполните задание 2, см. рис.  3.

Рис. 3

Ученики, работая в парах, обсуждают ответы на предложенные вопросы.

Ученики: Скорость движения крови в капиллярах минимальная, т.к. капилляры имеют максимальный суммарный поперечный просвет. Это необходимо для того, чтобы осуществился обмен веществ между капилляром и клеткой.

В артериях, артериолах и капиллярах чем больше давление крови, тем выше скорость тока крови.

В капиллярах, венулах, венах давление крови уменьшается, а скорость тока крови растет. Но это не противоречие, один и тот же объем жидкости проходит быстрее более узкие участки, чем более широкие.

Учитель: Обратитесь к заданию, о котором шла речь в начале урока. Подумайте, обсудите в парах и заполните пропуски на карточке.

Ученики выполняют задание. Проводят анализ его выполнения.

Учитель: Давление и скорость, какая из этих величин используется в диагностике состояния сердечно-сосудистой системы?

Ученики: Давление.

Учитель: Почему каждый человек должен следить за изменением своего АД?

Ученики: Отклонение в АД от нормы говорит о нарушении гомеостаза, и это может стать причиной болезни.

Учитель: Какие вам известны заболевания, связанные с нарушением АД?

Учитель:

Гипертония – повышенное АД.

Гипотония – пониженное АД.

Учитель в колонку “Давление” прикрепляет карточки со словами:

  • “гипертония”,
  • “гипотония”,
  • “тонометр” – прибор для измерения АД.

Учитель: Задумайтесь над такими фактами: число людей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, увеличивается, в нашей области 14,2% людей страдают болезнями органов кровообращения (II место по числу больных людей после болезней органов дыхания).

У 9% девятиклассников нашей школы в прошлом учебном году отмечались нарушения в сердечно-сосудистой системе.

Как не допустить возникновения заболеваний в сердечно-сосудистой системе? Какой образ жизни каждый из нас должен вести?

Слушаем сообщение о факторах, способствующих возникновению сердечно-сосудистых заболеваний, и у себя в тетради фиксируем правила здорового образа жизни.

Слушаем сообщение ученика, завершаемое кадрами из фильма “Анатомия и физиология человека. Кровообращение.” о влиянии алкоголя и никотина на процесс кровообращения. Проверяем результаты работы в тетрадях и оформляем их на доске, прикрепляя правила здорового образа жизни:

  • физическая активность;
  • рациональное питание;
  • положительные эмоции;
  • не курить;
  • не употреблять алкоголь.

Учитель: Как говорил Козьма Прутков: “Нельзя объять необъятное”. Вопрос о движении крови очень многозначен, разговор будет продолжен на следующих уроках. Мы более подробно разберем вопросы гигиены органов сердечно-сосудистой системы и ее влиянии на здоровье человека в целом.

Источник