Движение крови по сосудам артериальное давление пульс
В кровеносной системе человека кровь движется в соответствии с физическими законами. Движение крови зависит от давления, создаваемого сердцем во время его сокращения, и сопротивления, создаваемого току крови стенками сосудов.
Работа сердца как насоса — важное условие создания кровяного давления, обеспечивающего движение крови.
Давление крови в артериальной системе пульсирующее. В норме в аорте человека оно наибольшее в момент систолы желудочков и равно 120 мм рт. ст., наименьшее в момент диастолы — 80 мм рт. ст.
Давление в аорте в момент сокращения желудочковполучило названиемаксимального артериального давления (систолического).
Во время расслабления желудочков давление в аорте называется минимальным артериальным давлением (диастолическим).
Самое высокое давление отмечается в аорте. При прохождении крови по крупным и средним артериям давление снижается, но это снижение невелико. Еще более низкое кровяное давление в мельчайших артериях и капиллярах. Чтобы протолкнуть кровь через эти участки кровеносной системы, затрачивается до 85% энергии, создаваемой работой сердца. Минимальное давление в полых венах.
Кровяное давление зависит также от количества крови, находящейся в кровеносной системе. При кровотечениях объем циркулирующей крови уменьшается. Однако при кровопотерях организм обладает способностью противодействовать падению давления. Сохранение определенного количества циркулирующей крови, а значит, и нормального артериального давления обеспечивается за счет выхода крови из некоторых органов нашего тела, так называемыхкровяных депо.
Наиболее крупными депо кровиявляются печень, кожа, селезенка.
Значение кровяных депо заключается в возможности быстрого обеспечения кислородом тканей и органов при серьезных кровопотерях.
Саморегуляция кровяного давления. У здорового человека кровяное давление поддерживается на достаточно постоянном уровне в соответствии с возрастом. Большие физические нагрузки, сильное волнение, стрессы сопровождаются повышением кровяного давления. В обычных условиях возврат повышенного кровяного давления к исходному уровню осуществляется за счет механизма саморегуляции. Принцип его работы состоит в следующем. В стенках крупных артерий и вен имеются специальные рецепторы для восприятия давления. При повышении давления от рецепторов поступают импульсы в нервные центры, расположенные в продолговатом мозге.
Эти центры управляют работой сердца и сосудов: усиление парасимпатического влияния на сердце приводит к уменьшению частоты и силы его сокращений; уменьшение симпатического влияния на сосуды приводит к расширению сосудов.
В итоге этих реакций кровяное давление снижается до нормального уровня. В случаях падения давления также включается механизм саморегуляции. Только теперь за счет усиления влияния симпатической системы усиливается работа сердца и сосуды суживаются. Разлад физиологических механизмов регуляции кровяного давления вызывает заболевания, которые проявляются в длительных нарушениях уровня давления. Стойкое повышенное кровяное давление называетсягипертонией, пониженное— гипотонией.
Скорость движения крови зависит от давления: в крупных артериях она достигает 50 см/с., в венах составляет 20 см/с и менее, а в капиллярах – 0,5—1,0 мм/’с. Снижение скорости движения крови связано с тем, что по ходу ее движения увеличивается суммарный диаметр сосудов, что приводит к увеличению силы сопротивления (силы трения об стенки сосудов).
Причина непрерывного движения крови в одном направлении:
1) Разность давлений на разных участках кровеносной системы (кровь всегда движется в сторону меньшего давления)
2) Наличие клапанов в сердце
3) Наличие полулунных клапанов в венах
4) Работа скелетной мускулатуры (давит на стенки вен и вынуждает кровь двигаться вперед)
Пульс – это периодические колебания стенок артерий, синхронное с сокращениями сердца. Во время сокращения левого желудочка давление в аорте повышается, и колебание ее стенки распространяется в виде волны вплоть до мельчайших артерий. Пульс полностью затухает в области капилляров. Пульс можно определять на артериях, лежащих поверхностно на костях (лучевая, височная артерии). У здорового человека пульс ритмичный — 60—80 ударов в минуту. При некоторых заболеваниях у человека сердечный ритм нарушается (аритмия).
По пульсу можно определить силу и ритмичность сокращения сердца.
Большой и малый круги кровообращения.
В теле человека кровь движется по двум кругам кровообращения — большому (туловищному) и малому (легочному).
Большой круг кровообращения начинается в левом желудочке, из которого артериальная кровь выбрасывается в самую крупную по диаметру артерию — аорту. Аорта, разветвляется на более мелкие артерии, несущие кровь к органам. В органах артерии разветвляются на более мелкие сосуды— артериолы, которые переходят в сеть капилляров, пронизывающих ткани и доставляющих им кислород и питательные вещества.
В капиллярах происходит обмен веществ и газов, кровь превращается в венозную. Она по венам собирается в два крупных сосуда — верхнюю и нижнюю полые вены, которые вливают ее в правое предсердие.
Малый круг кровообращения начинается в правом желудочке, откуда выходят легочные артерии, несущие кровь к легким. В капиллярах легочных пузырьков происходит обмен газами. Насыщенная кислородом артериальная кровь по легочным венам поступает в левое предсердие. Таким образом, в артериях малого круга течет венозная кровь, в венах малого круга— артериальная. В артериях большого круга течет артериальная кровь, в венах большого круга — венозная.
Источник
Очень важным показателем состояния организма человека является давление крови.
Кровяное давление создаётся силой сокращения желудочков сердца и сопротивлением стенки сосуда.
В разных сосудах оно неодинаково. Разность давления в различных участках кровеносной системы обеспечивает непрерывный ток крови по сосудам из области большего давления в область меньшего.
Наиболее высоко давление крови в аорте ((120) мм рт. ст.). По мере продвижения крови по сосудам оно постепенно уменьшается, достигая наименьшей величины в верхней и нижней полых венах. В крупных венах грудной полости давление практически равно атмосферному. Давление крови в капиллярах снижается до (15) мм рт. ст.
Если давление крови резко снижается (например, при больших потерях крови), то ткани (прежде всего мозг) перестают получать достаточное количество кислорода и питательных веществ. Человек становится вялым, сонливым, ему трудно усваивать новую информацию и вспоминать ранее изученный материал. При значительном снижении давления крови происходит потеря сознания, и, если не принять мер для поднятия давления, человек может погибнуть.
В том случае, когда давление в кровеносных сосудах сильно повышается и они не выдерживают большую нагрузку, возникает угроза разрушения капилляров — кровоизлияние.
Кровяное давление обычно измеряют в плечевой артерии с помощью манометра.
У здоровых людей в состоянии покоя в среднем давление равно (120) мм рт. ст. в момент сокращения сердца (максимальное давление), а в момент расслабления — (70)–(80) мм рт. ст. при расслабленном сердце (минимальное давление).
Стойкое повышение артериального давления у человека называют гипертонией.
Стойкое понижение артериального давления у человека называют гипотонией.
Скорость тока крови — важный показатель кровообращения.
По различным участкам кровеносного русла кровь течёт с разной скоростью, которая зависит от сопротивления, оказываемого стенками сосудов, и от суммарной площади поперечного сечения всех сосудов.
В аорте скорость тока крови наибольшая — примерно (0,5) м/с.
Суммарный просвет всех капилляров примерно в (1000) раз больше просвета аорты, поэтому кровь течёт в них намного медленнее — примерно (0,5)–(1,2) мм/с.
Медленное течение крови по капиллярам способствует обмену веществ и газов между тканями и кровью: питательные вещества успевают проникнуть в клетки, а продукты их жизнедеятельности и углекислый газ — поступить в кровь.
Перераспределение крови в организме
Снабжение кровью различных органов зависит от интенсивности их работы. К работающему органу, нуждающемуся в кислороде и питательных веществах, притекает больше крови, чем к органу, находящемуся в покое. Так, при выполнении физической работы к мышцам притекает большое количество крови. При этом уменьшается её приток к органам пищеварения. То есть, в организме всё время происходит перераспределение крови: через одни органы её протекает больше, а через другие — меньше.
Изменение кровоснабжения органа связано с изменением просветов его сосудов. Просвет кровеносных сосудов регулируется и нервной системой (сокращением мышечных стенок сосудов под влиянием импульсов, приходящих по симпатическим нервам из центральной нервной системы — эти изменения происходят рефлекторно), и биологически активными веществами (гуморальная регуляция).
Источники:
Любимова З. В., Маринова К. В. Биология. Человек и его здоровье. 8 класс. — М.: Владос.
Источник
Тема урока: «Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Пульс».
Цели урока: образовательные:
а) формирование знаний:
- формирования понятия о динамике движения крови; раскрыть причины ее движения;
- анатомо-физиологическое понятие кровяного давления; определить, в каких кровеносной системы кровяное давление наибольшие, а где наименьшее; выяснить причины изменения кровяного давления и движения крови в различных отделах кровеносной системы; выяснить особенности движения крови по венам;
- выяснить, что такое пульс; как по числу ударов пульса можно судить о работе сердца;
- выяснить, зачем необходимо тренировать сердце;
- выяснить регуляцию работы сердца и сосудов;
- повторить, закрепить материал по теме предыдущего урока «Работа сердца»;
- овладение способами деятельности в новых условиях.
б) формирование знаний:
- проводить наблюдения за собственным организмом: подсчитывать пульс, измерять артериальное давление;
- характеризовать причины движение крови по организму;
- самостоятельно работать с текстом учебника по плану, предложенному учителем, рисунками, схемами, таблицами; дополнительными источниками информации, ресурсами интернета, справочной литературой;
- выявлять, узнавать биологические объекты, процессы на таблицах, рисунках, давать им характеристику.
Развивающие:
развитие внимания, мыслительных способностей учащихся (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация, классификация), логического мышления, памяти, подвижности нервной системы (реакция); умения делать выводы на основе сравнения; наблюдать биологические объекты, процессы, узнавать их на таблицах.
Воспитательные:
привитие навыка самоконтроля; воспитание собранности, сосредоточенности; самостоятельного мышления; санитарно-гигиенических навыков; привычки к здоровому образу жизни, потребности к физическому совершенствованию, к систематическому занятию физкультурой и спортом для нормальной работы собственного организма.
Оборудование:
Таблицы с изображением сердца, кругов кровообращения, фаз сердечного цикла; прибор для измерения кровяного давления (тонометр), секундомер, модель «сердца человека», ноутбук, мультимедийный проектор, лазерный диск к учебнику, учебники, рабочие тетради к учебнику, экран, таблички с надписями врачей-специалистов.
Тип урока: комбинированный.
Структура урока:
- Организационный момент
- Актуализация знаний. Повторения материала прошлого урока. Проверка теоретических знаний, практических умений.
- Изучение нового материала:
а) теоретические вопросы;
б) выполнение лабораторных работ;
в) просмотр слайдов.
4. Закрепление изученного материала.
Выполнение заданий различного типа.
Самопроверка.
- Домашние задание.
- Подведение итогов урока:
а) что повторили, что изучили, что делали практически на уроке (что хорошо удалось, что не очень, почему);
б) рефлексия;
в) выставление оценок за урок;
г) рекомендации учащимся по изучению учебного материала дома.
Ход урока:
- Организационный момент.
Учитель обращает внимание учащихся на план работы на уроке и настраивает на активную работу на всех этапах урока, т.к. учащиеся будут набирать баллы за задания и в конце урока будут всем выставлены оценки.
I. Повторение темы предыдущего урока «Работа сердца». Актуализация знаний учащихся. Выполнение ими заданий:
1) Вопрос. Что такое работа сердца?
2) В ходе просмотра слайда на экране «Работа сердца в различных условиях», учащиеся, наблюдая за работой сердца, отвечают на вопрос: Замедляется или усиливается работа сердца при заданных на слайде условиях:
— если раздражать блуждающий нерв.
— если пришел сигнал по симпатическим нервам.
— действие адреналина.
— действие ацетилхолина.
3). На слайде на экране изображены три фазы сердечного цикла. Надо узнать их и расставить цифры в соответствии.
Учащиеся доказывают, почему они поставили данную цифру к определенной фазе (т.е. делают характеристику фазе сердечного цикла).
4). На слайде задание « Вставить пропущенные слова в текст».
Дан набор слов, где есть лишние слова.
5). На слайде даны тестовые задания с выбором одного правильного ответа. Делается проверка.
6). Вопрос. Как происходит регуляция работы сердца и сосудов. (Монологическая речь). Ответ дает один из учащихся и показывает на таблице.
7). Вопрос. Сердце-насос, который работает в течение всей жизни без остановки. В чем секрет такой работоспособности сердца?
Решение проблемы. Фронтальный опрос.
Учитель подсчитывает баллы за ответы учащихся по этому этапу урока.
II. Изучение новой темы.
- Формулирование целей, задач урока.
Что должны «знать» и «уметь» учащиеся. Учитель с учащимися выстраивают план действий достижения целей урока.
- Учитель обращает внимание на то, что эта часть урока будет проходить в форме устного журнала.
Т.е. необходимо создать научно-учебный журнал по данной теме, где будут страницы с названиями (они записаны на доске):
1) Причины движения крови по сосудам.
2) Давление крови.
3) Пульс.
4) Скорость тока крови.
5) Движение крови по венам. Варикозное расширение вен.
6) Тренировка сердца.
7) Регулирование давления крови.
8) Нарушения артериального давления.
Учитель обращает внимание на то, что сегодня приглашены врачи, работающие в области кардиологии, ангиологии (изучают кровеносные сосуды), флебологи, по гигиене сердечной деятельности (врачи – некоторые учащиеся этого же класса). На столах таблички с названием врача-специалиста.
Учитель сообщает, что на страницах нашего журнала нужно поместить материал о строении, работе органов кровообращения, их гигиене, советы специалистов по сохранению здоровья, биологические задачи, проблемы, исследования, выводы лабораторных работ и т.д.
Учитель настраивает учащихся подойти с большой ответственностью к отбору материала и правильному его изложению. Он также напоминает, что нужно набирать баллы для итоговой оценки.
- Учитель зачитывает высказывание из книги по физиологии: «Кровь – «удивительная» ткань нашего организма. Однако, подвижность крови – важнейшее условие жизни нашего организма, как нельзя себе представить государство без транспортных линий связи, так нельзя понять существования человека без движения крови.
Вопрос классу. На сколько обоснованно это утверждение?
Попытаемся это понять и доказать сегодня на уроке.
- Задание классу. Выберите из материала изученных на прошлых уроках тем по кровеносной системе нужную информацию, чтобы ответить на вопрос. Каковы причины движения крови по сосудам?
Учащиеся называют 5 причин и характеризуют их:
а) Сокращение самой сердечной мышцы. Способность к автоматизму.
б) Клапаны сердца.
в) Сокращение стенок кровеносных сосудов.
г) Разница давления крови в аорте и в капиллярах. Межпредметная связь с физикой.
д) В венах есть клапаны.
Формулирование вывода по заполнению первой страницы журнала.
- Вторая страница журнала. На экране слайд «Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Учащиеся внимательно прослушивают информацию. Учитель задает вопросы:
- Как называется прибор, которым измеряют давление крови? Что в него входит?
- Как правильно измерить кровяное давление? Учитель сам демонстрирует это на учащемся. Называет его давление.
- Что означают цифры 120X80?
- Что такое гипертония, гипотония? Чем это опасно? Какое давление нормальное?
- Третья страница журнала. На экране «Пульс».
- Учащиеся прослушивают информацию (что такое пульс; нормальный пульс; место прощупывания, зачем подсчитывают пульс).
- Выполнение учащимися лабораторной работы «Подсчет пульса в покое и при различных нагрузках».
Учащиеся подсчитывают пульс, сидя, стоя и после 10 приседаний, данные записывают в рабочую тетрадь на стр. 87. Формулируют вывод о том, почему число ударов пульса возрастает.
Учитель обращает внимание учащихся на то, что через 5 минут необходимо будет еще раз подсчитать пульс, сидя, чтобы понять как происходит саморегуляция у учащихся (быстро или медленно и от чего это зависит); показывает учащимся лист с цифрами в два ряда:
75 – 80 – 100
80 – 90 – 120
Учащиеся сравнивают свои показатели с цифрами на листе, делают выводы. Верхняя строчка – это хорошо, человек занимается физической нагрузкой. Саморегуляция хорошая. Нижняя – плохо восстанавливается пульс. Человек нетренирован.
Вопрос классу. Как по количеству пульсовых ударов можно судить о работе сердца? Если пульс 100, 50, чем это плохо?
- Четвертая страница журнала «Скорость тока крови». Учащиеся прослушивают информацию учителя или самостоятельно отыскивают ответ, читая статью в учебнике». И отвечают на вопрос:
— Почему около сердца скорость движения крови большая, а в капиллярах маленькая.
- Пятая страница журнала «Движение крови по венам». На экране слайд:
- Учащиеся зачитывают информацию на слайде.
- Заслушивание сообщения учащегося – врача-специалиста (флеболога) о варикозном расширении вен в сопровождении показа схем, рисунков на слайде (на экране). Дополнительный материал из интернета.
- Шестая страница журнала «Тренировка сердца». Формулирование проблемы: почему у тренированного человека (спортсмена) после пробежки пульс незначительно отличается от нормы – 80, а у нетренированного человека после такой же пробежки 130 ударов в минуту?
Врач-специалист по гигиене сердечной деятельности (учащийся) рассказывает (используя рисунки на слайдах) чем отличается сердце тренированного и нетренированного человека и учащиеся формулируют вывод о том, что сердце нужно тренировать, т.е. заниматься физическими упражнениями. Что происходит с сердцем при тренировках (регулярных!).
- Седьмая страница журнала «Регулирование давления крови». Прослушивание информации на слайдах (на экране). Работа с учебником. Поиск ответов на вопросы.
- Восьмая страница журнала «Нарушения артериального давления». Учащиеся зачитывают причины нарушения на слайде (на экране) и их комментируют.
Учитель подводит итоги этого этапа урока и ставит учащимся баллы.
III. Закрепление изученного материала.
Работа над заданиями:
- Из списка выбрать слова и вставить в пропуски в тексте (на слайде на экране);
- Выполнить тестовые задания (на слайде на экране);
- Выполнение тестовых заданий в рабочей тетради 1 – 12 (кроме 9 и 10) стр.87,88. Ответы на доске (закрыты таблицей). Учащиеся сами оценивают себя, считая правильные ответы, сверяя с доской, где написано сколько правильных ответов для оценки 5, 4, 3, 2.
IV. Домашнее задание.
Стр.153 – 155 до статьи «Лимфатическая система и движение лимфы», вопросы стр.157. Учитель комментирует, на что обратить внимание, какие термины, определения, рисунки и т.д.
V. Итоги урока:
- Оценки за урок (по количеству набранных баллов и за тестовые задания с самопроверкой).
- Достигли ли поставленных целей, какими действиями, методами, т.е выполнили ли то, что запланировали? (Да, изучили теорию, научились практически вести наблюдения за собственным организмом.)
- Что повторили и как пригодилось для новой темы.
- Что делали на уроке. Какие приемы учебной деятельности использовали.
- Что узнали (теоретические вопросы и практические умения). Оценили свою работу, поставили оценки.
- Что больше всего запомнилось на уроке? Оформили страницы журнала…
- Потребуются ли знания темы в жизни, в практической деятельности, для сохранения своего здоровья?
- Что удивило на уроке?
- Что нужно, чтобы разрешить возникшую учебную проблему?
- Каким ты хочешь видеть следующий урок?
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение
«Рождественская средняя общеобразовательная школа»
Открытый урок по биологии
Тема: «Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Пульс»
8 класс
Учитель биологии
МОБУ «Рождественская средняя
общеобразовательная школа»
Кузьменкова Ирина Николаевна,
высшая квалификационная категория
2014 г.
Источник