Движение крови по сосудам круги кровообращения 8 класс

Цель:
Образовательная:
Учащиеся по окончание урока должны знать особенности движения крови по кругам кровообращения.
Развивающая:
Учащиеся в течение урока будут развивать умения работать в группах, в парах.
Воспитательная:
Учащиеся научатся бережно относится к своему здоровью.
Ход урока.
1. Проверка домашнего задания.
· Распределение учеников на группы. 1 ряд «Вены», 2 ряд «Артерии», 3 ряд «Капилляры». Вспомнить особенности строения вен, артерий и капилляров.
· Работа в группах. Приём «Мозаика».
Учитель выдает группам по конверту, в которых находятся задания. Это части разрезанного рисунка – один лист, другой лист части разрезанного текста параграфа домашнего задания с пробелами.
2. Тест-опрос (коррекция памяти): самостоятельная работа
1 вариант
1. Самый мелкий кровеносный сосуд:
А) капилляр Д) аорта
В) артерия Е) вена
С) легочная артерия
2. При малокровии в крови уменьшается содержание:
А) кровяной плазмы Д) эритроцитов
В) лейкоцитов Е) тромбоцитов
С) лимфы
3. Группа крови у человека:
А) изменяется после пятидесяти лет В) изменяется 2 – 3 раза в детском возрасте
С) не изменяется в течение жизни Д) изменяется после переливания
Е) изменяется только у универсальных доноров
4. Между предсердием и желудочком располагается клапан:
А) лунный Д) ступенчатый
В) полулунный Е) створчатый
С) венозный
5. Основная функция кровеносной системы:
А) перенос веществ Д) движение
В) накопление питательных веществ Е) расщепление питательных веществ
С) синтез белков
6. Свертыванию крови препятствует:
А) тромбин Д) гемоглобин
В) фибриноген Е) гепарин
С) фибрин
7. Гипертония – заболевание системы органов:
А) дыхательной Д) мочевыделительной
В) половой Е) сердечно – сосудистой
С) пищеварительной
8. Тромбоциты:
А) поглощают и переваривают микробов Д) препятствуют свертыванию крови
В) участвуют в свертывании крови Е) переносят питательные вещества
С) переносят кислород
9. Стенки кровеносных сосудов образованы из:
А) поперечно – полосатой сердечной мышцы
В) гладкой мышечной ткани С) двуглавой мышцы
Д) трехглавой мышцы Е) поперечно – полосатой скелетной мышцы
10. Сужают просвет артерий отложения:
А) холестерина Д) ацетилхолина
В) гемоглобина Е) гликогена
С) адреналина
2 вариант
- Кровь – это:
а) эпителиальная ткань; б) соединительная ткань; в) нервная ткань; г) мышечная ткань;
- Функция кровеносной системы:
а) регуляция процессов жизнедеятельности; б) накопление питательных веществ;
в) газообмен; г) перенос веществ;
- К элементам крови не относятся:
а) лейкоциты; б) кровяные пластинки; в) эритроциты; г) нейтроны;
- Эритроциты – это:
а) бесцветные клетки, имеют ядро; В) бесформенные клетки крови
б) безъядерные окрашенные клетки; г) красные пластинки
5. Внутренней средой организма является:
а) кровь и лимфа; б) лимфа и тканевая жидкость; в) тканевая жидкость, лимфа,
кровь;
6. В превращении фибрина в фибриноген участвует:
а) лейкоциты; б) плазма крови; в) эритроциты; г) тромбоциты;
7. Эритроциты:
а) участвуют в свёртывании крови; б) переносят кислород;
в) защищают организм от инфекций; г) переносят питательные вещества;
8. Лейкоциты:
а) переносят кислород; б) участвуют в свёртывание крови;
в) защищают организм от инфекций; г) переносят углекислый газ;
9. Лейкоциты в отличие от эритроцитов:
а) имеют округлую форму; б) не имеют ядра; в) способны самостоятельно
передвигаться; г) очень мелкие;
10. Кровь людей I группы можно переливать людям:
А) только со 2 группой крови
В) с любой группой крови
С) только с 3 группой крови
Е) только с 1 группой
3. Найдите ошибку в тексте и объясните их
1.Сердце человека- это трехкамерный мышечный орган.2. Оно помещается в околосердечной сумке из соединительной ткани, внутри которой находиться жидкость, уменьшающая трение при сокращениях.3. Сердечная мышца сильнее развита в правом желудочке, так как он качает кровь по большому кругу кровообращения .4.Между левым и правым желудочками находится межжелудочная перегородка, поэтому кровь в большом круге кровообращения смешанная.
Ошибки , допущенные в предложениях.
¡ 1. Сердце у человека четырехкамерное.
¡ 3.Сердечная мышца сильнее развита в левом желудочке, так как именно он качает кровь в большой круг кровообращения.
¡ 4.Межжелудочная перегородка полная, а кровь разделена на венозную и артериальную полностью
2. Изучение новой темы.
Проблемный вопрос:
-Зачем нужна кровь?
Ответы учащихся:
Вопросы учителя:
-У человека кровеносная система замкнутая? Или нет? (замкнутая)
-Сколько кругов кровообращения у человека?( 2)
-Поэтому тема нашего урока будет звучать: «Круги Кровообращения»,
– А цель урока: «Изучить особенности кровообращения »
Учитель сообщает:
· Немного из истории. В 1553 году Испанский врач Мигель Сервет описал открытый им малый круг кровообращения. В том же году церковники сожгли его как «богоотступника» вместе с написанной им «еретической» книгой . В 1628 году Уильям Гарвей предложил схему кровообращения, которая признана в настоящее время.
· Большой круг кровообращения (БКК): 23 сек, открыл В.Гарвей.
· Малый круг кровообращения (МКК): 4 сек, открыл М. Сервет.
Продолжаем беседу.
-Почему сердце состоит из 4 камер?
-Какая бывает кровь? На рисунке она обозначается разными цветами.
(работа с рисунком.)
-Как вы думаете, с каких отделов должны начинаться круги кровообращения?
Просмотр видеофрагмента «Круги кровообращения человека»
Ребята, а как вы думаете, как движется кровь по кровеносным сосудам в организме человека?
Кровеносные сосуды образуют в теле человека 2 круга кровообращения: большой и малый. Большой круг кровообращения – начинается от левого желудочка – заканчивается в правом предсердии. Артериальная кровь, насыщенная кислородом, поступает в аорту, а из неё в артерии. По артериям кровь идет к внутренним органам, мышцам, костям, к конечностям. Там артерии распадаются на капилляры. Кровь отдаёт клеткам тела кислород и питательные вещества и забирает углекислый газ и ненужные продукты. Кровь становится венозной. По венам она поступает в правое предсердие, где заканчивается большой круг кровообращения. Малый круг кровообращения начинается в правом желудочке сердца. Венозная кровь по легочным артериям поступает в лёгкие. В лёгких артерии образуют густую капиллярную сеть, здесь происходит газообмен. Кровь насыщается кислородом и освобождается от углекислого газа. Из венозной кровь превращается в артериальную. По лёгочным венам артериальная кровь поступает в левое предсердие, где заканчивается малый круг кровообращения. Из левого предсердия кровь поступает в левый желудочек, а от него вновь направляется по сосудам большого круга кровообращения.
И так сколько кругов кровообращения?
Какие?
Закрепление новой темы
Работа в группах
Мы познакомились с кругами кровообращения.
Сейчас предлагаю вам поработать в группах.
1 гр – будет работать у нас с таблицей. Вы должны заполнить 2 и 3 столбик.
2 гр – работа с текстом – вставить пропущенные слова.
Ток кровиТок крови | Малый круг кровообращения | Большой круг кровообращения |
В каком отделе сердца начинается? | ||
В каком отделе сердца заканчивается? | ||
Где располагаются капилляры? |
В своей работе вы можете использовать текст учебника.
Задание: вставить пропущенные слова в тексте.
Малый круг кровообращения начинается в … желудочке. Из … кровь по лёгочным артериям поступает в … Здесь происходит … Кровь отдаёт … и насыщается кислородом, по лёгочным венам поступает в … предсердие.
Проверяем работу.
Оценивание.
5. Итог урока. Оценки за урок.
6. Домашнее задание.п36
Источник
Очень важным показателем состояния организма человека является давление крови.
Кровяное давление создаётся силой сокращения желудочков сердца и сопротивлением стенки сосуда.
В разных сосудах оно неодинаково. Разность давления в различных участках кровеносной системы обеспечивает непрерывный ток крови по сосудам из области большего давления в область меньшего.
Наиболее высоко давление крови в аорте ((120) мм рт. ст.). По мере продвижения крови по сосудам оно постепенно уменьшается, достигая наименьшей величины в верхней и нижней полых венах. В крупных венах грудной полости давление практически равно атмосферному. Давление крови в капиллярах снижается до (15) мм рт. ст.
Если давление крови резко снижается (например, при больших потерях крови), то органы не получают необходимое количество питательных веществ и кислорода. Состояние человека ухудшается: появляется слабость, сонливость, нарушается внимание и память. При низком давлении человек может потерять сознание, а без своевременной медицинской помощи – даже погибнуть.
Если кровяное давление повышается, то это тоже очень опасно. При резком увеличении давления тонкие стенки кровеносных сосудов могут разрушиться, и тогда происходит кровоизлияние.
Кровяное давление обычно измеряют в плечевой артерии с помощью манометра.
У здоровых людей в состоянии покоя в среднем давление равно (120) мм рт. ст. в момент сокращения сердца (максимальное давление), а в момент расслабления – (70)-(80) мм рт. ст. при расслабленном сердце (минимальное давление).
Стойкое повышение артериального давления у человека называют гипертонией.
Стойкое понижение артериального давления у человека называют гипотонией.
Скорость тока крови – важная характеристика кровообращения. В разных участках кругов кровообращения скорость движения крови различается. Она зависит от суммарного просвета сосудов и от сопротивления, которое оказывают стенки этих сосудов.
Самая большая скорость движения крови в аорте – примерно (0,5) м/с.
Поперечное сечение капилляров намного больше сечения аорты, поэтому в них скорость тока крови самая низкая – всего (0,5)-(1,2) мм/с. Низкая скорость движения крови по капиллярам обеспечивает обмен газов и веществ между кровью и тканями: кислород и питательные вещества успевают проникнуть в клетки, а продукты их жизнедеятельности и углекислый газ – поступить в кровь.
Перераспределение крови в организме
Снабжение кровью различных органов зависит от интенсивности их работы. К работающему органу, нуждающемуся в кислороде и питательных веществах, притекает больше крови, чем к органу, находящемуся в покое. Так, при выполнении физической работы к мышцам притекает большое количество крови. При этом уменьшается её приток к органам пищеварения. То есть, в организме всё время происходит перераспределение крови: через одни органы её протекает больше, а через другие – меньше.
Изменение кровоснабжения органа связано с изменением просветов его сосудов. Просвет кровеносных сосудов регулируется и нервной системой (сокращением мышечных стенок сосудов под влиянием импульсов, приходящих по симпатическим нервам из центральной нервной системы – эти изменения происходят рефлекторно), и биологически активными веществами (гуморальная регуляция).
Источник
План-конспект урока по биологии
Дата 25. 01.2018 г. № урока 35
Класс 8-Б
Тема урока: Движение крови по сосудам. Большой и малый круги кровообращения.
Цель: изучить движение крови по сосудам, большой и малый круги кровообращения.
Задачи:
Образовательная: продолжить изучение движения крови по сосудам, познакомить учащихся с большим и малым кругами кровообращения.
Развивающая: развивать умение конкретизировать, обобщать, анализировать, совершенствовать навыки работы с дидактическим материалом, умения выделять главное, устанавливать причинно- следственные связи, графические навыки учащихся;
Воспитывающая: воспитывать познавательный интерес, навыки здорового образа жизни.
Оборудование: презентация, проектор, мультимедийная доска, плакат «Круги кровообращения», линейка, секундомер, видеофрагменты «Большой и малый круги кровообращения), карточки с заданиями.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний.
- Вспомните, какие типы кровеносных систем возникали в процессе эволюции? (замкнутая и незамкнутая);
- В чем разница между замкнутой и незамкнутой кровеносными системами? (незамкнутая кровеносная система – сосуды прерываются щелевидными пространствами; замкнутая кровеносная система – кровь движется только по сосудам в одном направлении);
- Какое значение имело полное разделение сердца на две половины? (кровь не смешивается, постоянство температуры тела).
- Изучение нового материала
- Определение темы и целей урока.
Проблемный вопрос.
У позвоночных животных, живущих на суше, 2 круга кровообращения- большой и малый. Почему два, как вы думаете? (малый легочный круг появился в связи с выходом на сушу). Учащиеся не дают правильного ответа.
В ходе урока при изучении новой темы вы сможете ответить на данный вопрос, а сейчас назовите тему сегодняшнего урока… (тема записывается на доске и в тетрадях) (слайд №1)
Что вы хотите узнать по данной теме? (формируем цели)
- Объяснение нового материала (презентация, видеофрагменты большого и малого кругов кровообращения)
Беседа с учащимися по вопросам:
-Назовите органы системы кровообращения? (слайд №2)
– Что такое артерии? Их особенности строения? (слайд №3)
-Что такое вены? Их особенности строения? (слайд №3)
-Что такое капилляры? Их особенности строения? (слайд №4)
Мы с вами вспомнили, какие сосуды существуют в нашем организме, а сейчас мы рассмотрим большой и малый круги кровообращения.
(видеофрагмент «Малый круг кровообращения)
Малый круг кровообращения (МКК): 4 сек, открыл М. Сервет.
Вопросы
- Как называется сосуд, по которому кровь из правого желудочка течет в легкие?
- Какая кровь (артериальная или венозная) течет в этом сосуде?
- Что происходит с легочной артерией в легких?
- Где происходит превращение венозной крови в артериальную?
- По какому сосуду и в какой отдел сердца кровь возвращается в сердце?
- Почему малый круг кровообращения называют легочным?
- В чем особенность малого круга кровообращения?
Еще раз (по слайду №5) рассматриваем малый круг кровообращения. В правую часть сердца попадает венозная, бедная кислородом кровь. Сокращаясь, правый желудочек выбрасывает кровь в легочную артерию. По двум ветвям, на которые делится легочная артерия, кровь направляется к легким. В легких ветви легочной артерии распадаются на все более мелкие артерии и переходят в капилляры, густо оплетающие многочисленные легочные пузырьки, куда поступает атмосферный воздух. Когда кровь течет по капиллярам легких, в неё поступает кислород. Одновременно углекислый газ из крови переходит в воздух, заполняющий легкие, т.е. в капиллярах легких венозная кровь становится артериальной. Затем артериальная кровь собирается в вены. Сливаясь друг с другом, они образуют четыре легочные вены, впадающие в левое предсердие.
Путь крови от правого желудочка через артерии, капилляры и вены легких до левого предсердия называется малым кругом кровообращения.
Составление схемы МКК:
правый желудочек легочные артерии (венозная кровь!) капилляры легких
левое предсердие легочные вены (артериальная кровь)
(видеофрагмент «Большой круг кровообращения»)
Большой круг кровообращения (БКК): 23 сек, открыл В.Гарвей.
Вопросы:
- В каком отделе сердца он начинается?
- По каким сосудам кровь поступает к органам тела?
- В каких происходит газообмен?
- По каким сосудам кровь поступает в правое предсердие?
Еще раз (по слайду №6) рассматриваем большой круг кровообращения.
Левый желудочек, сокращаясь, выбрасывает артериальную кровь в аорту. От нее ответвляются артерии, снабжающие кровью все органы, включая само сердце. В каждом органе артерии постепенно ветвятся, образуя густые сети мелких артерий и капилляров. Из капилляров большого круга кровообращения ко всем органам и тканям тала поступает кислород и питательные вещества, а из клеток в капилляры переходит углекислый газ. При этом кровь превращается из артериальной в венозную. Капилляры сливаются в вены, сначала мелкие, а затем в более крупные. Из них вся кровь собирается в две большие полые вены. Верхняя полая вена несет в сердце кровь от головы, шеи, рук, а нижняя полая вена – от всех остальных частей тела. Обе полые вены впадают в правое предсердие.
Путь от левого желудочка через артерии, капилляры и вены всех органов тела до правого предсердия называют большим кругом кровообращения.
Составление схемы БКК:
левый желудочек аорта артерии
капилляры органов
правое предсердие (верхняя полая, нижняя полая) вены
Основная причина движения крови по сосудам. (слайды №7,8)
4.Физкультминутка
5. Закрепление изученного материала
1.Работа в парах. Самонаблюдение №6. «Скорость движения крови в капиллярах ногтевого ложа».
Измерьте длину ногтя большого пальца от корня до места, где кончается его
розовая часть и начинается прозрачный ноготь, который обычно срезается.
Нажмите указательным пальцем на ноготь так, чтобы он побелел. Уберите
указательный палец. Через некоторое время ноготь начинает краснеть.
Повторите опыт, зафиксируйте по секундомеру время до полного покрасне-ния ногтя. Потом разделите длину на время. Вы узнаете скорость движения крови в капиллярах ногтевого ложа.
2. Двое учащихся по желанию на оценку рассказывают у доски круги кровообращения.
3. Карточка 1. (для I варианта). Вставьте пропущенные слова.
Малый круг кровообращения начинается в _____________ желудочке. Из _________ кровь по легочным артериям поступает в __________. Здесь происходит ____________. Кровь отдает _________ и насыщается кислородом. По легочным венам она поступает в _________ предсердие.
Карточка 2. (для II варианта). Вставьте пропущенные слова.
Большой круг кровообращения – это путь крови из _________ через ________ в ____________.
По большому кругу кровь проходит за ________. По артериям большого круга течет ________ кровь, по венам – __________ кровь. В малом круге кровообращения по артериям течет __________ кровь, по венам ________ кровь.
Взаимопроверка:
Учащиеся обмениваются карточками и оценивают друг друга:
«5» – полностью справился с заданием;
«4» – выполнил задание с 2 ошибками;
«3» – выполнил задание с 3 ошибками;
«2» – не справился с заданием, много ошибок.
6.Рефлексия.
Можете вы теперь ответит на вопрос, который был задан вам в начале урока: У позвоночных животных, живущих на суше, 2 круга кровообращения- большой и малый. Почему два, как вы думаете? (учащиеся отвечают на вопрос)
Что было легко? С какими трудностями столкнулись в ходе урока?
7.Выставление оценок
8.Домашнее задание.
Параграф _____, ответить на вопросы, выучить определения и схемы большого и малого кругов кровообращения.
Творческие задания (по желанию):
1. В чем выражается взаимосвязь строения и функций кровеносных сосудов?
2. Объясните, почему при замкнутой системе необходима промежуточная среда – тканевая жидкость?
Источник