Движение крови по сосудам работа 70
Работа 69. Заполните пропуски.
Причиной движения крови является работа мышц сердца, которое создает давление. Кровь движется из области большого давления туда, где давление меньше.
Артериальное давление крови измеряют в плечевой артерии, как как в других артерия давление другое: ближе к сердцу давление меньше, дальше от сердца, чем плечевая пртерия, давление больше.
Работа 70.
1. По формуле, приведенной в учебнике, определите свое расчетное давление.
2. Определите фактическое давление по показаням тонометра.
Запишите полученные результаты в виде дроби. Если есть возможность, сравните расчетный результат с фактическим давлением.
Работа 71.
1. Проведите опыт, доказывающий, что пульсовая волна связана с колебаниями стенок сосудов и не зависит от движения крови. Заполните таблицу и сделайте вывод.
Условия опыта Результаты опыта Объяснение Кровоток Пульс Зажмем лучевую артерию в точке В, удаленной от сердца. Кровь остановлена на участке АВ В точке А кровоток остановлен В точке А пульс не пропадает Стенки артерии в точке А не пережаты, и пульсовая волна по стенке сосуда может распространяться Зажмем сосуд в точке А, остановим движение крови и прижмем стенки артерий друг к другу так, чтобы они не могли колебваься В точке В кровоток остановлен В точке В пульс пропал Стенки пережаты в точке А, колебаться они не могут, а пульсовая волна гасится, до точки В не доходит Вывод: чтобы узнать, остановлена ли кровь, надо прощупывать пульс нижу перетяжки.
2. Определите скорость кровотока в сосудах ногтевого ложа большго пальца.
Протокол опыта.
Длина ногтевого ложа 1, 5 см – 15 мм.
Время, за которое проходит заполение сосудов ногтевого ложа кровью 5 сек.
Скорость кровотока 5.
3. Если дома есть курильщик с большим стажем, измерьте скорость крови в ногтевом ложе, когда курящему очень хочется курить 2, и скорость кровотока после выкуривания сигареты 7.
В первом случае скорость кровотока понижена из-за спазмов сосудов, и только посл выкуривания сигареты она становится близкой к нормаьной. Это объясняется двухфазным действием табака, который вначале расширяет сосуды, и скорость кровотока при этом возрастает, а затем сужает их, и происходят спазмы сосудов. Объясните, чем это опасно.
Это отражается на всех органах. Кровь сначала быстро поступает к органам – прилив сил, а после медленно поступает – упадок сил. Фунекциональность органов снижается.
Работа 72.
1. Известно, что кровь притекает к работающему органу. Проверим это на опыте. Прощупайте свою двуглавую мышцу плеча в состоянии покоя. После этого, не помогая себе ногами, упритесь руками в сиденье стула и несколько раз отожмите от него корпус. Прощупайте свои мышцы после работы. Они стали более плотным за счет прилившей к ним крови и увеличения тканевой жидкости в мышцах. После отдыха в течение 15-20 мин снова прощупайте ту же мышцу. Почему она стала менее плотной?
Уменьшается приток крови.
2. Почему после еды не рекомендуется выполнять тяжелую мышечную работу?
Во время переваривания кровь усиленно приливает к органам пищеварения, это усложняет работу сердца, а если выполнять тяжелый физический труд, то нагрузка на сердце увеличвается.
Источник
Конспект урока-исследования
по биологии в 8 классе.
Тема: «Движение крови по сосудам. Пульс. Давление.
Лабораторная работа
«Измерение артериального давления».
« Определение частоты сердечных сокращений
в состоянии покоя и после действия физической нагрузки».
Автор: Быкова Екатерина Павловна
Учитель МБОУ «Выльгортская СОШ №1»
Цели урока.
Образовательная:
раскрыть причины движения крови и лимфы,
сформировать понятия кровяное давление и пульс,
объяснить закономерности изменения скорости кровотока в различных кровеносных сосудах,
научить учащихся определять пульс.
Научиться измерять кровяное давление.
Развивающая:
продолжить формирование знаний о строении органов кровообращения в связи с их функциями.
Воспитательная:
воспитание необходимостибережного отношения к своему здоровью
Оборудование: презентация, тонометр.
Ход урока.
I. Организационный момент (Слайд 1)
II. Актуализация опорных знаний
Тестовое задание.
Выберите верные утверждения: (Слайд 1)
1. Большой круг кровообращения начинается от правого желудочка.
2. Кровь из сердца в большом круге кровообращения поступает в аорту.
3. Кровь по малому кругу поступает к органам и тканям.
4. Артерии – это сосуды, по которым течет артериальная кровь.
5. Вены малого круга несут артериальную кровь.
6. Кровь, поступающая по сосудам малого круга в легкие, всегда венозная.
7. Артерии – это сосуды, несущие кровь от сердца.
8. Вены – это сосуды, по которым течет венозная кровь.
9. Кровь из малого круга поступает в левое предсердие.
10. Систола – общее расслабление сердечной мышцы.
11. Диастола сердечной мышцы длится 0,4 сек.
III. Изучение нового материала
1. Сообщение темы и постановка целей урока.
Урок-исследование по теме: « Движение крови по сосудам» (Слайд 2 )
Задачи:(Слайд 3)
– познакомиться с понятиями “кровяное давление”, “пульс”;
– научиться измерять кровяное давление, определять частоту пульса;
– актуализировать знания о кругах кровообращения
2. Формулирование проблем темы на уроке:
-Что является причиной движения крови по сосудам?
3. Вступительное слово учителя.
-Обратите внимание на слова, которые написаны после темы урока: «Сейчас нельзя обойтись без знаний физики, если ты хочешь достигнуть ясности относительно физиологических вопросов…».
Эти слова были написаны немецким врачом и естествоиспытателем Ю. Майером, человеком, который впервые четко сформулирован закон сохранения энергии. На протяжении многих веков биология была лишь описательной наукой и практически не объясняла причин большинства явлений, происходящих в живом организме.
Человек и его организм – это часть природы, поэтому все, что в нем происходит, подчиняется законам природы, изучением которых занимаются науки химия, физика. Тема нашего урока сегодня” тесно переплетается с теми знаниями, которые вы получили на уроках физики, изучая явления движения. А рассмотрим мы с вами сегодня закономерности движения крови по телу человека.
Все физические процессы, которые лежат в основе жизнедеятельности организма, изучает новая наука, получившая название биофизика.
Сегодня у нас с вами очень много вопросов, которые нам предстоит решить.
4. Объяснение нового материала
1) Кровь нагнетается в кровеносное русло благодаря сокращениям сердца и начинает движение по сосудам кровеносной системы. Движение крови подчиняется законам гидродинамики, хотя в организме эти законы приобретают новое, более сложное содержание. Движение крови по сосудам изучает наука гемодинамика (Слайд 4)(«гемо» – кровь).
2) Пульс.
Сокращаясь, сердечная мышца оказывает сильное давление на находящуюся в желудочках кровь. Под давлением кровь из левого желудочка поступает в аорту, стенки которой обладают высокой эластичностью. Поэтому, когда кровь поступает в аорту, она начинает расширяться и расширяется до тех пор, пока приток крови не прекратится. После этого силы упругости растянутой стенки аорты, стремясь вернуть ее к первоначальным размерам, выжимают кровь в более удаленный от сердца участок артерии (обратному току препятствует клапан). Этот участок артерии растягивается, и все повторяется сначала. Поэтому после каждого сокращения сердца вдоль деформации, подобно тому, как распространяются волны по натянутой струне или на поверхности воды от брошенного в нее камня.
Распространяющиеся вдоль артерии колебания ее стенок получили название артериального пульса. Его можно ощутить, если на артерию, находящуюся вблизи поверхности тела (например, у запястья), положить палец. (Слайд 14 )
5. Практическая работа «Опыт, доказывающий, что пульс связан с колебаниями стенок, а не с толчками, возникающими при движении крови»
Предварительные пояснения.
Чтобы решить эту задачу, надо на каком-то участке артерии остановить движение крови так, чтобы стенки артерий могли продолжаться колебаться.
Для этого:
Найдите пульс на лучевой артерии, прощупайте его четырьмя пальцами.
Наметьте точку А, ближайшую к большому пальцу исследуемой руки, и точку В, наиболее удаленную от большого пальца. Кровь течет от точки «в» к точке «а».
Зажмите артерию в точке а и остановите движение крови на участке «в – а». Ощущаете ли вы пульс?
Теперь зажмите артерию в точке «в». Остановилось ли движение крови в этом случае? Ощущаете ли вы пальцами колебательные движения стенки артерии?
По данным наблюдениям сделайте выводы; зависит ли пульсовая волна от движения крови?
Оценка результатов. Пульсовая волна передается по стенке артерий и не зависит от отсутствия или наличия кровотока. Пульс прощупывается выше места, где артерия перетянута, а ниже этого места отсутствует и кровоток, и пульс, потому что, прижимая стенки артерий друг к другу, мы не только останавливаем кровь, но и останавливаем колебание стенок артерий.
6. А Д -Артериальное давление
Как объяснить тот факт, что кровь течет в сосудах даже снизу вверх (по венам ног к сердцу), преодолевая силу тяжести? Какая физическая (гидродинамическая) причина заставляет кровь течь в кровеносных сосудах беспрерывно и даже снизу вверх?
Основной причиной движения крови является работа сердца, благодаря которой в артериях создается давление.
При сокращении сердечной мышцы давление крови в левом желудочке доходит до 140-150 мм рт. ст. Под таким давлением кровь поступает в аорту, где давление ее уже несколько ниже 130—140 мм рт.ст. И чем дальше движется кровь, тем ниже и ниже становится давление. В артериях оно составляет 120-130 мм рт.ст. Особенно резко давление падает в мелких артериях – до 60-70 мм рт. ст., а в капиллярах—до 30-40 мм рт. столба. В мелких венах давление 5-10 мм рт. ст., а в крупных венах оно может бьгть даже отрицательным (ниже атмосферного почти на 5 мм).
За счет разницы давления крови в сосудах, последняя устремляется в область более низкого давления, т. е. течет от артерий к венам.
Артериальное давление является одним из важнейших показателей гемодинамики.
7. Причины движения крови по сосудам.
Сердце сокращается и выбрасывает кровь в артерии. В них создается повышенное кровяное давление. При движении крови по сосудам ее давление постепенно уменьшается. В венах, которые впадают в сердце, оно становится наименьшим. Разность давления в артериях и венах и является основной причиной непрерывного движения крови по сосудам. Кровь перемещается к месту наименьшего давления. Величина артериального кровяного давления — показатель здоровья человека. По нему можно судить о работе сердца. У здорового человека при выталкивании крови из желудочков оердца оно составляет в плечевой артерии 120 мм рт. ст., а при их расслаблении 70 мм рт. ст. При заболеваниях сердца и сосудов величина артериального давления может сильно измениться. Обычно артериальное давление измеряют в плечевой артерии с помощью специального прибора.
Как и почему изменяется артериальное давление крови?
–После сокращения желудочков, когда кровь поступила в аорту и артерии и полулунные клапаны закрылись, давление достигает наибольшей величины. Такое давление называют верхним, или систолическим давлением. Затем оно начинает уменьшаться и в момент паузы сердца достигает минимальной величины. Это давление называют нижним, или диастолическим. Колебания давления должны изменяться в определенных границах. Если они выходят за эти пределы, превышая норму, сосуды могут не выдержать, разорваться, что нередко приводит к гибели больного. Если поражены, сосуды, мозга, наступает инсульт; если поражены сосуды сердца — происходит инфаркт, повреждение определенного участка сердечной мышцы. Когда человек выздоравливает после инфаркта, этот участок все равно больше не функционирует, так как мышечная ткань замещена рубцовой соединительной тканью, которая не способна сокращаться. Если давление опускается ниже нормы, кровоснабжение органов затруднено, страдают головной мозг, сердце, почки и другие органы. Повышенное давление ведет к гипертонии, пониженное — к гипотонии. Оба заболевания достаточно опасны и требуют лечения, иногда длительного.
Давление мало зависит от пола, но зато изменяется с возрастом.
Уровень кровяного давления у человека с возрастом меняется. От 16 до 50 лет давление равно 110-126 мм рт.ст. К 60 годам оно повышается до 135-140 ммрт.ст. Если кровяное давление поднимается выше 150 мм рт.ст., это уже заболевание — гипертония, если же давление ниже 110 мм рт.ст. — это гипотония.
Ученые опытным путем установили формулу, по которой каждый человек до 20 лет может рассчитать свое нормальное давление в состоянии покоя. (Людям старше этого возраста приходится применять другую формулу.) АД верхнее = 1,7 х возраст + 83.
АД нижнее = 1,6 х возраст + 42.
(АД — артериальное давление, возраст берется в целых годах.) Если вам, например, 15 лет, то верхнее давление равно 110, а нижнее 65 мм рт. ст. Обычно артериальное давление изображают в виде дроби, числитель которой указывает” верхнее давление, а знаменатель нижнее, то есть в данном случае АД = 110/65.
IV. Лабораторная работа №1.
Тема. Измерение артериального давления
Цель:отработать методику измерения артериального давления.
Ход работы.
1. Вычислите артериальное давление по формуле:
АД сист = 1,7*возраст + 83
АД диаст = 1,6*возраст + 42
Измерьте своё артериальное давление с помощью тонометра.Верхнее число на дисплее тонометра обозначает систолическое (верхнее) давление. Нижнее число соответствует диастолическому (нижнему) давлению.
Запишите полученный результат.
3.Сравните полученные в эксперименте данные с расчётными.
– Сделайте вывод о состоянии своего артериального давления.
Лабораторная работа №2
Тема «Определение частоты сердечных сокращений /ЧСС/
в состоянии покоя и после действия физической нагрузки».
Цель: определить зависимость пульса от физических нагрузок.
Ход работы.
1. Измерьте пульс в состоянии покоя. Результат зафиксируйте в таблице.
2. Сделайте 20 приседаний в среднем темпе. Быстро сядьте на стул и подсчитайте число пульсовых ударов за 10 секунд сразу после нагрузки, затем спустя 30, 60, 90, 120, 150, 180 секунд.
Все результаты занесите в таблицу.
Пульс в покое
ЧСС после 10 приседаний
ЧСС после 5 минут отдыха
ЧСС после 20 приседаний
ЧСС после 5 минут отдыха
Оценка полученных результатов.
VII . Общие выводы урока
1. В организме человека кровь движется в соответствии с физическими законами.
2. Движение крови зависит от давления, создаваемого сердцем, и сопротивления, создаваемого стенками сосудов в связи с силами трения.
3. Давление крови зависит от ряда факторов, например, от количества циркулируемой крови, работы сердца и является одним из важных показателей состояния сердца и кровеносных сосудов.
3. Скорость движения крови максимальна в артериях и минимальна в капиллярах, что обеспечивает более качественный обмен веществ между клетками тканей и кровью.
4. Кровь в организме постоянно перераспределяется, в первую очередь она направляется к рабочим органам.
5. Деятельность сердечно-сосудистой системы осуществляется как нервными,
так и гуморальными механизмами регуляции.
VIII. Закрепление изученного материала
Каждой клетке организма необходимы для жизнедеятельности питательные
вещества, кислород, вода.У организмов с незамкнутой кровеносной системой клетки омываются не
посредственно кровью.
Самый крупный кровеносный сосуд — аорта.
Максимальная скорость движения крови создается в аорте и артериях.
Движение крови в венах обеспечивается низким давлением, деятельностью
скелетных мышц и наличию карманообразных клапанов.
Пульс человека в покое составляет в среднем 60-70 ударов в минуту.
IX. Д/з : § 19
Источник
Основная общеобразовательная школа с. Кекен-Васильевка – филиал
Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа
с. Новые Карамалы муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан»
Разработка урока по биологии на тему:
” Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения»
Учитель биологии и химии:
Никифорова Марина Юрьевна
с. Кекен-Васильевка
2019
Предмет: биология
Класс: 8
Дата:
Тема: ” Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения. Лабораторная работа №10 «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа».
Цель: выяснить особенности и причины движения крови по сосудам, регуляции кровоснабжения, а также создать условия для осознания блока новой информации с помощью компьютерной презентации и учебника.
Задачи урока:
- обучающие: выяснить природу пульса и перераспределения крови в организме, зависящего от функционирования органов; связать изученный материал о работе сердца и кругах кровообращения с новой темой, выяснить причины движения и изменения скорости крови в сосудах, показать зависимость от интенсивности работы органов кровоснабжения;
- развивающие: сформировать представление об автономии сердца, местной и центральной регуляции работы сердца; продолжить формирование у учащихся логики экспериментального доказательства, развить умение работать в группе, делать выводы;
- воспитательные: воспитание уважительного отношения к профессии физиолога, внимательного отношения к своему здоровью, понимания важности профилактики заболеваний.
УУД:
Регулятивные – научиться составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы, составлять план ответа; получать возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами; отвечать на поставленные вопросы; планировать свою деятельность под руководством учителя.
Познавательные – научиться устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получать возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приёмы работы с информацией.
Коммуникативные – научиться принимать участие в беседе, использовать в общении правила вежливости; получать возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнёра высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; будет применять умения и опыт межличностной коммуникации, корректное введение диалога и участие в дискуссии
Оборудование и дидактическое обеспечение:
- ноутбук
- проектор
- презентация к уроку
- учебник
- тетради
- рабочие листы учащихся
Тип урока: комбинированный.
Межпредметные связи: история.
Психологическая цель: создание комфортного микроклимата для каждого обучающегося.
Методы: проблемно – поисковые, словесные, наглядные, самопроверка.
Формы: фронтальная, индивидуальная.
Применяемые технологии:
– ИКТ
– элементы проблемного обучения
– личностно-ориентированные: технология сотрудничества, игровые.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | Здравствуйте ребята! Присаживайтесь, пожалуйста. Проверяем готовность к уроку. | Садятся на места. Готовятся к уроку. |
Мотивация | Скажи, откуда ты приходишь, красота? Что такое красота человека?. Это вы, это я, это мы с вами, это наше тело, наши мысли, наша душа, наше здоровье. О том как заботиться о своём теле и здоровье, мы можем научиться на уроках анатомии человека. И сегодня мы продолжаем знакомство с кровообращением в организме человека. Для того чтобы нам сегодня все это узнать, мы должны повторить материал предыдущих уроков Проведём небольшую разминку:
| Слушают, отвечают. |
Актуализация знаний | Выполнение заданий ( Приложение №1)
( слайд 2) | Отвечают на вопросы. Участвуют в беседе. Проверка на (слайде 3). |
Изучение нового материала | По мнению японского профессора К. Ниши, «здоровье человека зависит от того, как обращается кровь по сосудам, насколько беспрепятственно протекает она, какова скорость и сила ее движения, насколько совершенен ее состав». Сформулируйте тему нашего урока? ( слайд 3) Запишите в инструктивные карточки. Данная тема прослеживается в задании №12 КИМов ОГЭ по биологии. Формируем цели урока ? ( слайд №4) План урока (слайд 5) Для чего необходимо движение крови по сосудам? Вспомним функции крови ( слайд 6) Немного История У. Гарвей ( слайд7 ) Что же заставляет кровь двигаться по сосудам? Найдите ответ в учебнике: с.145-146. (задание №3 инстр. карта) Выполним задание №4 карты, найдите в учебнике и запишите виды артериального давления Артериальное давление неодинаково, и чем дальше находится от сердца артериальный сосуд, тем меньше в нем давление. Чтобы получать сравнимые результаты ученые решили измерять давление человека в плечевой артерии, выражая его в миллиметрах ртутного столба. Для измерения артериального давления используется тонометр. Как же можно измерить давление. Давайте рассмотрим более подробно, из чего состоит тонометр и как им пользоваться с. 147 (слайд 8 ) Согласно какому физическому закону, кровь движется по сосудам? Закон Бернулли применительно к кровообращению ( гидродинамика). Несоответствие между скоростью течения крови и ее давлением ( слайд 9). Разность кровяного давления(слайд10)
Давление мало зависит от пола, но зато изменяется с возрастом. Ученые опытным путем установили формулу, по которой каждый человек до 20 лет может рассчитать свое нормальное давление в состоянии покоя. Если вам, например, 15 лет, то верхнее давление равно 110, а нижнее 65 мм рт. ст. Обычно артериальное давление изображают в виде дроби, числитель которой указывает верхнее давление, знаменатель нижнее, т.е. в данном случае АД = 110/65. Задание для учащихся в тех. карте №5: Произведите расчет теоретического кровяного давления по формулам ( слайд 11). Формула расчета давления АД верхнее = 1,7* возраст + 83 АД нижнее = 1,6* возраст + 42 • Почему каждый человек должен следить за изменением своего АД? Выполним лабораторную работу №10. Выполняется в парах ( слайд 12) в технологич. картах №7 по теме: « Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа», прочитать и выполнить. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа большого пальца руки
Проверка ( 3 человека) Следующим показателем здоровья является наш пульс. Что такое пульс? с. 148-149 учебник (слайд 13) Пульс – толчкообразные колебания стенок артериальных сосудов, вызванные растяжением стенок аорты и поступлением в них крови из желудочка. При сокращении левого желудочка кровь с большой силой выбрасывается в аорту и растягивает ее стенки. При этом возникает волна колебаний, которая быстро распространяется по стенкам артерий. Ритмичные колебания стенок артерий называют пульсом. По пульсу легко определить количество сокращений сердца в минуту. Частота пульса (сердечных сокращений) позволяет судить о здоровье человека, о работе его сердца. Обычно пульс взрослого человека в спокойном состоянии равен 70 ударам в минуту. Пульс прощупывают на лучевой артерии, а если человек потерял сознание, то на артерии шеи, снабжающей кровью головной мозг. Учитель демонстрирует « Места, где можно прощупать пульс», « Измерение пульса». Просит выполнить опыт, доказывающий, что пульс связан с колебаниями стенок артерий, а не с толчками, возникающими при движении крови ( стр. 149 учебника). Лабораторная работа №10 ( слайд 14) Для этого:
Дает задание для самостоятельной работы с учебником ( стр. учебника), текст «Поддержание постоянства артериального давления, его нарушения», прочитать и ответить на вопросы. | Формируют тему урока: «Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения».
Отвечают: для обеспечения клеток органов и мышц питанием, кислородом и удаления углекислого газа. Работают с учебником, записывают Записывают в карту. Проверка. Работа сердца является причиной движения крови, благодаря которой создается разность давления между началом и концом сосудистого русла Кровь движется из области высокого давления в область, где оно ниже. Самое высокое давление в аорте и легочных артериях, самое низкое – в нижней и верхней полых венах ,и в легочных венах. Поэтому кровь движется в направлении от артериальной системы сосудов к венозной. Нет, зависит от диаметра. Ответы учащихся Артериальное давление знать необходимо, т.к. оно является очень важным показателем здоровья человека. Предположение учащихся Записывают в карту Работа с картой выполняют лабораторную работу в инструкционных картах Пульсовая волна передается по стенке артерий и не зависит от отсутствия или наличия кровотока. Пульс прощупывается выше места, где артерия перетянута, а ниже этого места отсутствует и кровоток, и пульс, потому что, прижимая стенки артерий друг к другу, мы не только останавливаем кровь, но и останавливаем колебание стенок артерий. |
Закрепление материала | Задает вопрос классу: 1) Каким законам подчиняется движение? 2)От чего зависит движение крови в сосудах? 3) в каких сосудах кровь движется максимально? Как называется артериальное давление верхнее, и нижнее ? Выполните тестовое задание №10 на закрепление темы урока. | Ответы учащихся 1. В организме человека кровь движется в соответствии с физическими законами. 2. Движение крови зависит от давления, создаваемого сердцем, и сопротивления, создаваемого стенками сосудов в связи с силами трения. 3. Скорость движения крови максимальна в артериях и минимальна в капиллярах, что обеспечивает более качественный обмен веществ между клетками тканей и кровью. |
Домашнее задание | 1. Измерьте артериальное давление у членов Вашей семьи. Сделайте выводы о наличии или отсутствии нарушений. | Записывают домашнее задание. |
Рефлексия | В технологических картах На слайде вопросы: – Меня удивило на уроке ____________________ – Больше всего мне понравилось ________________________ – Самым сложным для меня было _______________________ Выставление оценок. Подведение итогов. | Работают в инструктивных карточках. |
Инструктивная карточка к уроку «Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения»
ФИО ученика_____________________________________________________, класс__________________, дата______________________
- Тема урока___________________________________________________________________
2. Лови ошибку
1. Процесс пожирания инородних тел лейкоцитами называется фагоцитоз
2. Кровеносные сосуды, по которым кровь движется к сердцу –артерии
3. Различают четыре фазы сердечной деятельности
4. Жидкая часть крови – плазма
5. Кровь, насыщенная кислородом – венозная
3. Причины движения крови по сосудам
Причины:
- ______________________________________________________________________
- ______________________________________________________________________
- ______________________________________________________________________
4. Виды кровяного давления : 1.___________________________________________________
2.___________________________________________________
5. Произведите расчет теоретического кровяного давления по формулам
- Формула расчета давления
- АД верхнее = 1,7* возраст + 83=
- АД нижнее = 1,6* возраст + 42=
Сделайте вывод о состоянии своего артериального давления. ____________________________________________________________________________________
6. Заболевания, вызванные изменением АД называются:
1. __________________________________
2.___________________________________
7. Лабораторная работа №10
Тема «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа большого пальца руки».
Цель: Определить скорость кровотока в сосудах ногтевого ложа большого пальца руки
- Измерьте длину ногтя от корня до прозрачной части, которую обычно срезают. Этим вы определили длину пути, которую должна пройти кровь от корня ногтя до конца ногтевого ложа.
- Определите время, за которое этот путь пройдет кровь. Выдавите кровь из сосудов ногтевого ложа, нажимая указательным пальцем на ноготь большого. Ноготь должен побелеть.
- Прекратите давить на ноготь большого пальца и подсчитайте, через сколькосекунд он снова покраснеет. За это время кровь успевает заполнить сосуды ногтевого ложа.
- Рассчитайте скорость крови по формуле,где – скорость крови, l – длина пути, t – время.
Запишите результат: ____________________________________________________________________________________________________________________
8. Откройте учебник стр.148, раздел «Пульс», прочитайте текст, ответьте на вопросы
- Что такое пульс?
________________________________________________________________________________________________________________________
- О чём можно судить по пульсу?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Где и почему определяется пульс?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Закрепление нового материала.
Выберите правильный ответ.
1.В каких из перечисленных сосудах скорость кровотока максимальная?
1. В артерии 2.В венах 3. В аорте 4. В капиллярах
2.По пульсу можно определить:
1.Скорость тока крови 2. Давление крови 3. Частоту сердечных сокращений 4. Силу сердечных сокращений
3.С помощью какого физического закона можно объяснить движение крови в сосудах?
1. Гука 2. Бернулли 3. Архимеда
4.Что заставляет кровь двигаться по сосудам?
1. Разность давления в сосудах 2. Разность высоты тела; 3. Сила тяжести
10. Рефлексия.
Отметьте знаком + правильные, на ваш взгляд, утверждения:
1. На уроке я работал: активно _____ пассивно_____
2. Своей работой на уроке я: доволен _____ не доволен______
3. За урок я: не устал _____ устал_______
4. Мое настроение: стало лучше ____ стало хуже _____
- Прослеживалась ли на уроке связь наук физики и биологии
Да___________Нет____________
- Материал урока мне был:
понятен _____ не понятен ______
полезен _____ бесполезен ______
интересен ____ скучен ______
легкий _____ трудный ______
Ответить на вопросы (выбрать один вопрос и написать ответ на него)
Вариант 1
Перечислить форменные элементы крови
Что такое артерии?
Описать Большой круг кровообращения
Вариант 2
<