Движение крови по сосудам заполнить пропуски

Движение крови по сосудам заполнить пропуски thumbnail

Работа 69. Заполните пропуски.

Причиной движения крови является работа мышц сердца, которое создает давление. Кровь движется из области большого давления туда, где давление меньше.

Артериальное давление крови измеряют в плечевой артерии, как как в других артерия давление другое: ближе к сердцу давление меньше, дальше от сердца, чем плечевая пртерия, давление больше.

Работа 70.

1. По формуле, приведенной в учебнике, определите свое расчетное давление.

2. Определите фактическое давление по показаням тонометра.

Запишите полученные результаты в виде дроби. Если есть возможность, сравните расчетный результат с фактическим давлением.

Работа 71.

1. Проведите опыт, доказывающий, что пульсовая волна связана с колебаниями стенок сосудов и не зависит от движения крови. Заполните таблицу и сделайте вывод.

Условия опытаРезультаты опытаОбъяснение
КровотокПульс
Зажмем лучевую артерию в точке В, удаленной от сердца. Кровь остановлена на участке АВВ точке А кровоток остановленВ точке А пульс не пропадаетСтенки артерии в точке А не пережаты, и пульсовая волна по стенке сосуда может распространяться
Зажмем сосуд в точке А, остановим движение крови и прижмем стенки артерий друг к другу так, чтобы они не могли колебваьсяВ точке В кровоток остановленВ точке В пульс пропалСтенки пережаты в точке А, колебаться они не могут, а пульсовая волна гасится, до точки В не доходит

Вывод: чтобы узнать, остановлена ли кровь, надо прощупывать пульс нижу перетяжки.

2. Определите скорость кровотока в сосудах ногтевого ложа большго пальца.

Протокол опыта.

Длина ногтевого ложа 1, 5 см – 15 мм.

Время, за которое проходит заполение сосудов ногтевого ложа кровью 5 сек.

Скорость кровотока 5.

3. Если дома есть курильщик с большим стажем, измерьте скорость крови в ногтевом ложе, когда курящему очень хочется курить 2, и скорость кровотока после выкуривания сигареты 7.

В первом случае скорость кровотока понижена из-за спазмов сосудов, и только посл выкуривания сигареты она становится близкой к нормаьной. Это объясняется двухфазным действием табака, который вначале расширяет сосуды, и скорость кровотока при этом возрастает, а затем сужает их, и происходят спазмы сосудов. Объясните, чем это опасно.

Это отражается на всех органах. Кровь сначала быстро поступает к органам – прилив сил, а после медленно поступает – упадок сил. Фунекциональность органов снижается.

Работа 72.

1. Известно, что кровь притекает к работающему органу. Проверим это на опыте. Прощупайте свою двуглавую мышцу плеча в состоянии покоя. После этого, не помогая себе ногами, упритесь руками в сиденье стула и несколько раз отожмите от него корпус. Прощупайте свои мышцы после работы. Они стали более плотным за счет прилившей к ним крови и увеличения тканевой жидкости в мышцах. После отдыха в течение 15-20 мин снова прощупайте ту же мышцу. Почему она стала менее плотной?

Уменьшается приток крови.

2. Почему после еды не рекомендуется выполнять тяжелую мышечную работу?

Во время переваривания кровь усиленно приливает к органам пищеварения, это усложняет работу сердца, а если выполнять тяжелый физический труд, то нагрузка на сердце увеличвается.

Источник

Тип урока: Комбинированный урок с элементами лабораторной работы.

Цель.Обеспечить усвоения учащимися знаний о причинах
движения крови, изменении скорости крови в сосудах, поддержании постоянства
артериального давления.

Задачи:

  • Образовательные:
    Сформировать представление о причине движения крови, изменении скорости
    крови в сосудах, распределение крови в организме.

  • Воспитательная:
  • Воспитание бережного отношения к своему организму, воспитание
    потребности здорового образа жизни.

  • Развивающие:
  • Развитие умений частично-познавательной поисковой деятельности,
    творчески подходить к решению разнообразных задач, умение работать в должном
    темпе.

Оборудование: таблицы по кровообращению, модель сердца, ТСО,
компьютер с мультимедийным проектором.

Приложение: “Движение крови по
сосудам”.

Структура урока (занятие рассчитано на один академический час, проводится
в кабинете биологии с мультимедийным проектором).

Ход урока

1. Проверка знаний учащихся.

Выполнение задания. Программированный контроль знаний. (Приложение, слайд
2, 3
)

Самоконтроль (Приложение, слайд 4, 5)

2. Изучение нового материала.

Ввод в тему (эмоциональный настрой).

Скажи, откуда ты приходишь, красота?
Твой взор – лазурь небес иль порожденье ада!
А если это так, то, что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота
Или огонь, мерцающий в сосуде?

Что такое красота? Это вы, это я, это мы с вами, это наше тело, наши мысли,
наша душа, наше здоровье.

Как мы можем красоту связать с темой нашего урока (называется тема урока).

Причины движения крови по организму.

Статистика. (Сообщение уч-ся о заболеваниях с-с системы)

И что бы знать, как быть здоровым мы продолжаем изучать тайны нашего
организма.

Блок-1

Назовите функции, которые в организме выполняет кровь? (Приложение,
слайд 7)

При каких условиях эти функции могут быть выполнены?

Перед учащимися ставится проблема.

Почему кровь движется непрерывно тогда, как сердце работает толчками? Можно
ли по пульсу судить о состоянии здоровья человека?

Самостоятельная работа учащихся

1-е задание

  1. Прочтите текст параграфа № 23 “Причина движения крови”.
  2. Посмотрите кадр презентации. (Приложение, слайд 9)
  3. Подпишите величину кровяного давления в различных участках движения крови.


?
мм рт ст.

аорта
———-
 ? мм рт.ст.

артерии
————

?
мм рт. ст.

капилляры
——-

?
мм рт.ст.
——-вены

Сделайте вывод.

Причиной движения крови по организму является разное давление в сосудах.

На начало движения крови в артерии(120мм рт ст) и на конец движение крови в
венах ( 10 мм рт. ст.)

Историческая справка. ( Сообщение уч-ся) (Приложение, слайд 8)

Артериальное давление подростков.

Максимальное
(верхнее)
систолическое
110–115 мм рт с
Минимальное
(нижнее)
диастолическое.
60–80 мм рт с

2-е задание

Работа в группах.

1. Измерение АД (в каждой группе подготовленные медработником консультанты инструктирующие
последовательность работы с тонометром).

2. Подведение итогов работы.

  • Проанализируйте по результатам работы состояние здоровья вашего товарища.
  • Почему каждый человек должен следить за изменением своего АД?
  • Какие вам известны заболевания, связанные с нарушением АД?

Гипертония

– повышенное АД.

Гипотония

– пониженное АД.

Последствия гипертонии, гипотонии.

(Сообщение уч-ся)

Задача. “Наследие Дуремара”. (Приложение,
слайд 10)

Робинзон Крузо и Пятница жили на необитаемом острове. У Пятницы, как он сам
признался, была гипертония — болезнь, при которой повышается кровяное давление.
Как-то раз Пятнице стало совсем плохо, и Робинзон отправился искать лекарство —
надо было снизить давление.

Что мог использовать Робинзон в качестве лекарства?

Ответ: Робинзон мог использовать пиявки.

Почему у человека бывает гипертония?

Ответ: У большинства животных Земли тело расположено горизонтально, то
есть голова и сердце находятся практически на одном уровне. Поэтому у этих
животных сердцу не требуются дополнительные усилия, чтобы эффективно снабжать
мозг кровью. При неестественных для них позах сердце “горизонтальных” животных
не способно долго снабжать кровью мозг. Если такое животное надолго оставить в
вертикальном положении, то оно потеряет сознание.

Человека и жирафа можно считать “вертикальными” животными, у которых давление
крови на уровне сердца и головы различно. Поэтому как человек, так и жираф, а
также некоторые птицы являются гипертониками.

Блок-2

Артериальный пульс.

Что такое пульс? (Приложение, слайд 11)

Чему соответствуют пульсовые колебания?

Историческая справка. (Сообщение уч-ся).

Отвечаем на проблемный вопрос урока.

Пульсируют стенки сосудов, а не кровь, она движется равномерно.

Блок-3.

Скорость кровотока.

Мы с вами установили, что давление в разных кровеносных сосудах разное, а
скорость движения крови одинакова или нет? От чего она зависит?

Учащиеся выдвигают свои предположение о скорости движение крови по сосудам.

Можем ли мы с вами сейчас измерить скорость тока крови в каком-либо из
кровеносных сосудов?

Лабораторная работа. Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа.

(Работа выполняется по инструктивной карте стр. 117 учебника)

50 см/с
аорта____________
1–0,5 см/с
капилляры___________
25 см/с
вены.

Вывод. Скорость движения крови в капиллярах минимальная, т.к. капилляры имеют
максимальный суммарный поперечный просвет. Это необходимо для того, чтобы
осуществился обмен веществ между капилляром и клеткой.

3. Закрепление изученного материала.

Используя полученные знания, заполните пропуски в тексте.

Сердце, сокращаясь, создает ______________ крови в сосудах. Наибольшее
давление в ___________________, наименьшее в ___________________. Кровь движется
из мест с __________________давлением, в места с ______________ давлением. Чем
больше давление, тем __________________скорость тока крови. Исключение
составляют _________________. Максимальная скорость тока крови в _____________,
минимальная в ____________. Это имеет важное значение для осуществления
________________между кровью и тканями организма. Скорость тока крови зависит от
____________________.

Что является причиной движения крови по сосудам?

4. Первичный контроль знаний.

(Приложение, слайд 12, 13)

1-е задание

А. В каких из перечисленных сосудах скорость кровотока максимальная?

  1. В артерии
  2. В венах
  3. В аорте
  4. В капиллярах

Б. Скорость кровотока минимальная?

2-е задание

В. Симпатический нерв.

Г. Парасимпатический нерв.

  1. Сужает сосуды кожи и внутренних органов.
  2. Расширяет сосуды скелетных мышц.
  3. Замедляет сердцебиение.
  4. Увеличивает силу сердечных сокращений.
  5. Учащает сердцебиение.
  6. Уменьшает силу сердечных сокращений.

Подведение итогов.

Чем значим для вас сегодняшний урок?

Источник

Тема: Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения

Цель: раскрыть причины движения крови, продолжить формирование знаний о строении органов кровообращения в связи с их функциями; сформировать понятие кровяное давление и пульс; научить обучающихся определять пульс.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Заслушать подготовленные синквейны и ответы обучающихся на вопросы к параграфу 22.

Слайд 2 – Ответьте на вопросы (индивидуальный опрос):

  1. Где расположено сердце в организме человека?

  2. Из каких слоев состоит стенка сердца?

  3. Почему стенка левого желудочка более мощная, чем правого желудочка?

  4. Почему стенки предсердий тоньше стенок желудочков?

  5. Что такое автоматизм сердца и как он сочетается с нервной и гуморальной регуляцией?

Слайд 3 – Ответьте на вопросы под значком «!»:

А. Опыт оживления изолированного сердца человека впервые в мире был успешно проведён русским учёным Кулябко Алексеем Александровичем в 1902 г. – оживил сердце ребёнка спустя 20 ч после смерти, наступившей от воспаления лёгких. Ученый направил питательный раствор, обогащенный кислородом и содержащий адреналин, в сердце через аорту.

В чем причина? (Автоматия)

Слайд 4 – А (об опытах А. А. Кулябко):

1) При введении питательного раствора в аорту он в левый желудочек не попал, так как закрылись полулунные клапаны.

2) Раствор пошел в венечную артерию, питающую мышцы сердца.

3) Адреналин стимулирует нервно-мышечные элементы сердечной мышцы, осуществляющие ее работу.

4) Автоматизм, свойственный сердечной мышце, позволил сердцу работать вне организма.

Слайд 5 – Б. Впервые вывел пациента из состояния клинической смерти советский военный врач Владимир Александрович Неговский, который применил переливание крови пациенту в аорту, против естественного тока крови.

На чем был основан этот прием?

Слайд 6 – Уточнить ответы на вопрос Б под значком «!»:

Б. Идея В. А. Неговского, впервые в истории выведшего человека из состояния клинической смерти, заключалась в том, что кровь, направленная в аорту против естественного ее тока к сердцу, не попадает в его желудочки, а заполняет венечную артерию сердечной мышцы, доставляя кислород, питательные вещества и гормоны, стимулирующие работу сердца.

Слайды 7-8 – Причина движения крови

Работа сердца, которая создает разность кровяного давления между началом и концом сосудистого русла.

Кровь движется из области высокого давления к области низкого давления.

Разность давления в артериях и венах, является основной причиной непрерывного движения крови по сосудам.

Наиболее высокое давление в аорте и легочных артериях, меньше в нижней и верхней полых венах и в легочных венах, еще меньше в капиллярах.

Кровяное давление – давление крови на стенки кровеносных сосудов.

Давление крови снижается постепенно, но неравномерно.

При движении кровоток испытывает сопротивление, которое зависит от диаметра сосуда и вязкости крови

Скорость крови: в аорте (наибольшая)- 0,5 м/с; в полых венах – 0,2 м/с; в капиллярах (наименьшая) – 0,5-1,2 мм/с.

Слайды 9-10 – Артериальное давление крови.

Кровяное давление в аорте – 150 мм.рт.ст.; крупных артериях составляет 110-120 мм.рт.ст. (т.е. на 110-120- мм.рт.ст. выше атмосферного), артериях 60-70 мм.рт.ст., в артериальном и венозном концах капилляра – 30-15 мм.рт.ст. соответственно; в венах конечностей 5-8 мм.рт.ст.

АД зависит от цикла сердечных сокращений:

maх – кровь выталкивается из желудочков,

min – перед открытием полулунных клапанов.

Слайды 11-12 – Кровяное давление у человека измеряют с помощью ртутного или пружинного тонометра в плечевой артерии (артериальное давление)

Пульсовое давление – разность между систолическим и диастолическим давлением.

Давление мало зависит от пола, но зато изменяется с возрастом. Ученые опытным путем установили формулу, по которой каждый человек до 20 лет может рассчитать свое нормальное давление в состоянии покоя. (Людям старше этого возраста эта формула не подходит).

АД верхнее = 1,7 х возраст + 83

АД нижнее = 1,6 х возраст + 42

(АД –артериальное давление, возраст берется в целых годах)

Рассчитайте свое нормальное артериальное давление покоя!

Слайд 13 – АД для 14 лет:

АД верхнее = 106,8 мм рт ст; АД нижнее = 64,4 мм рт ст; АД = 106,8 / 64,4 мм рт ст

Слайды 14-16 – Колебания давления должны изменяться в определенных границах. Если колебания превышают норму, сосуды могут не выдержать, разорваться, что нередко приводит к гибели больного.

Инсульт – поражение сосудов мозга.

Инфаркт – поражение определенного участка сердечной мышцы. После инфаркта, пораженный участок не функционирует, т.к. мышечная ткань замещена рубцовой соединительной тканью, которая не способна сокращаться.

Гипертония – повышение кровяного давления. Повышение артериального давления происходит при тяжелой физической нагрузке. С возрастом эластичность стенок артерий уменьшается, поэтому давление в них становится выше.

Гипотония – понижение кровяного давления.

Симптомы:
– слабость и усталость;
– раздражительность;
– повышенная чувствительность к жаре (в частности — плохое самочувствие в бане);
– при физической деятельности самочувствие лучше;
– сердцебиение при физических нагрузках.

Понижение наблюдается при больших кровопотерях, сильных травмах, отравлениях и др.

Слайд 17 – У тренированного и здорового человека верхнее давление поднимается высоко, а нижнее – нет! Если нижнее тоже поднимается, то это указывает о низкой динамической активности.

Слайды 18-19 – Практическая работа №1 «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа большого пальца руки»

Пояснения: сосуды ногтевого ложа включают не только капилляры, но и артериолы.

Узнайте длину пути (L), которую пройдет кровь от корня ногтя до его вершины, t – время, которое ей для этого потребуется.

Измерьте длину ногтя от корня, до прозрачной части, которую обычно срезают. Это путь который проходит кровь, от корня ногтя до конца ногтевого ложа.

Выдавите кровь из сосудов ногтевого ложа, нажимая на ноготь, ноготь должен побелеть.

Прекратите давить на ноготь большого пальца и подсчитайте, через сколько секунд он снова покраснеет. За это время кровь успевает заполнить сосуды ногтевого ложа.

Узнайте скорость крови по формуле: V = L / t, где V – скорость крови, L – длина пути, t – время.

Скорость тока крови:

  • в крупных артериях 0,5 м/сек.

  • в средних артериях 0,06-0,14 м/сек

  • в полых венах 0,2 м/сек

  • в капиллярах 0,0005 м/сек

Слайд 20 Артериальный пульс – ритмические колебания стенки артерии в период систолы желудочков сердца.

Пульс можно обнаружить на ощупь там, где артерии лежат ближе к поверхности тела: в области лучевой артерии нижней трети предплечья, в поверхностно-височной артерии и тыльной артерии стопы.

Слайд 21 – Участки определения пульса

Слайд 22 – Традиционные точки определения пульса на лучевой артерии. Скорость распространения пульсовой волны 6-9 м/сек.

Слайд 23 – Практическая работа №2 «Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа». (Выполняется в парах по инструкции учебника.)

Пережмите артерию в точке В так, чтобы движение крови прекратилось.

Убедимся, что в точке А пульс не пропадает, хотя кровь остановлена.

Зажмем артерию в точке А.

Сомкнем ее стенки и остановим пульсовую волну.

Вывод: Чтобы узнать, остановлена ли кровь, надо прощупывать пульс ниже перетяжки.

Слайд 24 – Частота пульса (сердечных сокращений) позволяет судить о здоровье человека, о работе его сердца.

Если число сердечных сокращений после нагрузки увеличилось в 1,3 раза и меньше, то хорошие показания;

Если более, чем в 1,3 раза – относительно посредственые показания (недостаточность движений, гиподинамия).

В норме сердечная деятельность после нагрузки должна вернуться к исходному уровню за 2 минуты! Если раньше – очень хорошо, позже – посредственно, а если более, чем за 3 минуты, то это указывает на плохое физическое состояние.

Слайд 25 – Количество крови в организме может перераспределяться.

Чтобы это доказать познакомимся с опытом А. Моссо..

Итальянский учёный Анджело Моссо положил человека поверх больших, но очень чувствительных весов так, что головная и противоположная половины туловища были строго уравновешены.

Когда учёный предложил испытуемому решить математическую задачу, весы потеряли равновесие. Почему? (Кровь приливает к головному мозгу, так как активизируется деятельность головного мозга.)

Куда будет идти приток крови, если человек обедает, делает зарядку?

Известно, что во время сна количество крови в головном мозге уменьшается на 40%.

Почему взволнованный человек не может уснуть?

Слайд 26 – Причины сердечно – сосудистых заболеваний: снижение физической активности (гиподинамия), избыточный вес, курение, алкоголь, чрезмерные психические нагрузки.

Слайд 27 – Программа здорового сердца (по Полю Бреггу) – выдержки:

Не пить и не курить.

Сон – основа здорового сердца.

Употреблять натуральную пищу, не переедать!

Фрукты и овощи должны составлять 50 % пищи.

Есть медленно и тщательно пережевывать пищу.

Регулярно заниматься физическими упражнениями.

Ходить! Дышать глубоко… .

Не вступать в эмоциональные дискуссии.

– Берегите сердце, чтобы не сетовать, как поэт Р. Гамзатов:

Слайд 28 –

Тебя я помучил немало,
Как вспомню, ни ночи, ни дня
Со мной ты покоя не знало,
Прости, мое сердце, меня.
Как плетью, ах, будь я неладен,
Твое подгонял колотье.
За то, что я был беспощаден,
Прости меня, сердце мое.
За то, что железным ты мнилось,
И мог подставлять под копье
Тебя я, безумью на милость,
Прости меня, сердце мое.
Кружит, как над полем сраженья
Порой над тобой воронье.
За подвиги долготерпенья
Прости меня, сердце мое.

IV. Закрепление изученного материала

Слайд 29 – Решение биологических задач.

Задача 1. По содержанию кислорода и питательных веществ артериальная кровь более качественна, чем венозная. Однако кровь у доноров берут из вен, а не из артерий. Почему?

Задача 2. Сердце нетренированного человека в состоянии покоя совершает обычно 80 ударов в минуту, выталкивая при этом в аорту 50-70 мл крови, а у хорошо тренированного спортсмена таких сокращений бывает только 50. Каким образом атлет покрывает потребности в кислороде при таком относительно редком сокращении сердца?

V. Подведение итога урока

Слайд 30 – Домашнее задание: §23 прочитать, проделать опыт, доказывающий, что пульс связан с колебаниями стенок артерий, а не с толчками, возникающими при движении крови (по инструкции учебника).

Слайд 31 – Помните! Человек живёт – пока бьётся сердце!

Источник

Читайте также:  Как тромб образуется в коронарном сосуде