Египетский сосуд для органов

Египетский сосуд для органов thumbnail

У этого термина существуют и другие значения, см. Каноп.

Кано́па (от др.-греч. Κάνωβος или лат. Canopus) — ритуальный сосуд, как правило, алебастровый кувшин с крышкой в форме человеческой или звериной головы, в котором древние египтяне хранили органы, извлечённые при мумификации из тел умерших. После извлечения органы промывались, а затем погружались в сосуды с бальзамом из Каноба (откуда и название). Древнейшие канопы найдены в гробнице Хетепхерес.

Описание[править | править код]

Всего каждой мумии полагалось по четыре канопы[1]. Крышки каноп, как правило были украшены головами четырёх богов — сыновей Гора: Хапи с головой павиана; Дуамутеф с головой шакала; Кебехсенуф с головой сокола и Амсет с человеческой головой. В определённые канопы помещались определённые органы: Амсет хранил печень, Дуамутеф — желудок, Кебехсенуф — кишечник, а Хапи вмещал в себя лёгкие.

За всё время истории Египта число каноп, отводимых для каждого умершего, не изменялось, однако их форма модифицировалась в согласии с господствующими вкусами времени. Поначалу, во времена Древнего царства, они выглядели пузатыми и имели весьма скупую отделку. Позднее, ко времени Нового царства (начиная с правления Аменхотепа III), они становятся более вытянутыми, с высокими плечами и узким основанием. Затем, к Позднему периоду, их форма снова становятся более приземистой. Не меньшим образом менялись и крышки каноп. Поначалу просто круглые или плоские, изредка с нанесённым орнаментом, только ко времени Нового Царства они приобрели антропоморфную форму, имеющую черты сходства с покойником. И только ко времени XVIII династии появляются крышки «классической формы», представляющие собой четырёх сыновей Гора, три из которых имели голову животного, и только один — человеческую. Эта традиция окончательно закрепилась в эпоху Рамессидов.

Канопы помещались в специальный ящик, на котором рельефно изображались покровительствующие богини: Исида, Нефтида, Мут и Нейт.

Изредка, вместо урны в захоронениях обнаруживались канопы с органами в виде компактного мешочка или пакета, находящегося прямо внутри брюшной полости мумии. В таких случаях процесс мумификации претерпевал некоторые изменения. После удаления внутренних органов их сначала обеззараживали и высушивали в соде или извести, затем бальзамировали и, наконец, заворачивали в ткань, чтобы, таким образом, вернуть их на исходное место умершему владельцу для дальнейшего использования в загробной жизни.

Позднее, этруски заимствовали и перенесли в свой погребальный обиход форму канопы, используя её в качестве урны для хранения пепла, оставшегося после церемонии сожжения умершего.

Галерея[править | править код]

  • Иероглифы для четырёх сыновей Гора, использовавшиеся на египетских канопах

  • Печень как миниатюрная мумия с маской

  • Канопа на монете из Александрии, L S (год 6) Император Адриан

  • Канопа Кийи с её изображением, конец XVIII династии, эпоха Эхнатона

Примечания[править | править код]

  1. Stuart Tyson Smith. Unwrapping the Mummy. Hollywood fantasies, Egyptian realities / Julie M. Schablitsky (ed.). — Box Office Archaeology. Refining Hollywood’s visions of the past. — Left Coast Press, 2007. — С. 28-29, 22-23.

Ссылки[править | править код]

  • Статья в БСЭ

Источник

Что мы делаем. Каждая страница проходит через несколько сотен совершенствующих техник. Совершенно та же Википедия. Только лучше.

Из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Каноп.

Кальцитовые канопы (ок. 990-969 до н. э.) Несхонс - жены Пинеджема II. Британский музей

Кано́па (от др.-греч. Κάνωβος или лат. Canopus) — ритуальный сосуд, как правило, алебастровый кувшин с крышкой в форме человеческой или звериной головы, в котором древние египтяне хранили органы, извлечённые при мумификации из тел умерших. После извлечения органы промывались, а затем погружались в сосуды с бальзамом из Каноба (откуда и название). Древнейшие канопы найдены в гробнице Хетепхерес.

Описание

Ящик с канопами. Пушкинский музей, Москва

Всего каждой мумии полагалось по четыре канопы[1]. Крышки каноп, как правило были украшены головами четырёх богов — сыновей Гора: Хапи с головой павиана; Дуамутеф с головой шакала; Кебехсенуф с головой сокола и Амсет с человеческой головой. В определённые канопы помещались определённые органы: Амсет хранил печень, Дуамутеф — желудок, Кебехсенуф — кишечник, а Хапи вмещал в себя лёгкие.

За всё время истории Египта число каноп, отводимых для каждого умершего, не изменялось, однако их форма модифицировалась в согласии с господствующими вкусами времени. Поначалу, во времена Древнего царства, они выглядели пузатыми и имели весьма скупую отделку. Позднее, ко времени Нового царства (начиная с правления Аменхотепа III), они становятся более вытянутыми, с высокими плечами и узким основанием. Затем, к Позднему периоду, их форма снова становятся более приземистой. Не меньшим образом менялись и крышки каноп. Поначалу просто круглые или плоские, изредка с нанесённым орнаментом, только ко времени Нового Царства они приобрели антропоморфную форму, имеющую черты сходства с покойником. И только ко времени XVIII династии появляются крышки «классической формы», представляющие собой четырёх сыновей Гора, три из которых имели голову животного, и только один — человеческую. Эта традиция окончательно закрепилась в эпоху Рамессидов.

Канопы помещались в специальный ящик, на котором рельефно изображались покровительствующие богини: Исида, Нефтида, Мут и Нейт.

Изредка, вместо урны в захоронениях обнаруживались канопы с органами в виде компактного мешочка или пакета, находящегося прямо внутри брюшной полости мумии. В таких случаях процесс мумификации претерпевал некоторые изменения. После удаления внутренних органов их сначала обеззараживали и высушивали в соде или извести, затем бальзамировали и, наконец, заворачивали в ткань, чтобы, таким образом, вернуть их на исходное место умершему владельцу для дальнейшего использования в загробной жизни.

Позднее, этруски заимствовали и перенесли в свой погребальный обиход форму канопы, используя её в качестве урны для хранения пепла, оставшегося после церемонии сожжения умершего.

Галерея

  • Иероглифы для четырёх сыновей Гора, использовавшиеся на египетских канопах

  • Канопы: Амсет, Хапи, Дуамутеф, Кебехсенуф (XIX династия, Египетский музей в Берлине)

  • Печень как миниатюрная мумия с маской

    Печень как миниатюрная мумия с маской

  • Канопа на монете из Александрии, L S (год 6) Император Адриан

    Канопа на монете из Александрии, L S (год 6) Император Адриан

  • Канопа Кийи с её изображением, конец XVIII династии, эпоха Эхнатона

    Канопа Кийи с её изображением, конец XVIII династии, эпоха Эхнатона

  • Этруские канопы

Примечания

  1. Stuart Tyson Smith. Unwrapping the Mummy. Hollywood fantasies, Egyptian realities / Julie M. Schablitsky (ed.). — Box Office Archaeology. Refining Hollywood’s visions of the past. — Left Coast Press, 2007. — С. 28-29, 22-23.

Ссылки

  • Статья в БСЭ

Египетский сосуд для органов
Эта страница в последний раз была отредактирована 21 февраля 2020 в 13:41.

Читайте также:  Персонал по обслуживанию сосудов

Источник

Канопа (от греч. Κάνωβος или лат. Canopus) — ритуальный сосуд, как правило, алебастровый кувшин с крышкой в форме человеческой или звериной головы, в котором древние египтяне хранили органы, извлечённые из тел умерших при мумификации. После извлечения органы промывались, а затем погружались в сосуды с бальзамом из Каноба (откуда и название). Древнейшие канопы найдены в гробнице Хетепхерес.
Всего каждой мумии полагалось по четыре канопы. Крышки каноп, как правило были украшены головами четырёх богов — сыновей Гора. Их звали: Хапи, имеющий голову павиана; Дуамутеф, с головой шакала; Квебехсенуф, имеющий голову сокола и Амсет с человеческой головой. В определённые канопы помещались определённые органы: Амсет хранил печень, Дуамутеф — желудок, Квебехсенуф — кишечник, а Хапи вмещал в себя лёгкие.

За всё время истории Египта число каноп, отводимых для каждого умершего, не изменялось, однако их форма модифицировалась в согласии с господствующими вкусами времени. Поначалу, во времена Древнего царства, они выглядели пузатыми и имели весьма скупую отделку. Позднее, ко времени Нового царства (начиная с правления Аменхотепа III), они становятся более вытянутыми, с высокими плечами и узким основанием. Затем, к Позднему периоду, их форма снова становятся более приземистой. Не меньшим образом менялись и крышки каноп. Поначалу просто круглые или плоские, изредка с нанесённым орнаментом, только ко времени Нового Царства они приобрели антропоморфную форму, имеющую черты сходства с покойником. И только ко времени XVIII-й династии появляются крышки «классической формы», представляющие собой четырёх сыновей Гора, три из которых имели голову животного, и только один — человеческую. Эта традиция окончательно закрепилась в эпоху Рамессидов.
Канопы помещались в специальный ящик, на котором рельефно были изображены покровительствующие богини: Исида, Нефтида, Мут и Нейт.

Изредка, вместо урны в захоронениях обнаруживались канопы с органами в виде компактного мешочка или пакета, находящегося прямо внутри брюшной полости мумии. В таких случаях процесс мумификации претерпевал некоторые изменения. После удаления внутренних органов их сначала обеззараживали и высушивали в соде или извести, затем бальзамировали и, наконец, заворачивали в ткань, чтобы, таким образом, вернуть их на исходное место умершему владельцу для дальнейшего использования в загробной жизни.
Позднее, этруски заимствовали и перенесли в свой погребальный обиход форму канопы, используя её в качестве урны для хранения пепла, оставшегося после церемонии сожжения умершего.

Защитники «Канопы».

Амсет — (так же известен под именами Имсети, Сети, Мести и Места) в древнеегипетской религии заупокойное божество, один из четырёх сыновей Гора. Имсети был единственным из четырёх сыновей Гора, кого изображали с человеческой головой. Главной его задачей была защита печени умершего. Покровительницей Имсети была богиня Исида.

Защитники «Канопы».

Кебехсенуф — один из четырех сыновей Бога Гора, его имя означает “тот, кто омолаживает его братьев”. Он почитался как божество Запада, защищающее покойного, а именно его внутренности. Каноп Кебехсенуфа имел вид сосуда с крышкой – головой сокола, в него помещался кишечник усопшего. В погребальной камере этот каноп обычно ставился у западной стены.

Защитники «Канопы».

Дуамутеф — один из четырех детей бога Гора, его имя переводится как “звезда его матери” или “обожающий свою мать”. Дуамутеф находился под покровительством богини Нейт.
В верованиях древних египтян считался олицетворением души Ба человека и ее хранителем.
Дуамутеф защищал желудок усопшего. Его канопа выглядела как сосуд с крышкой в виде головы шакала и располагалась у восточной стены погребальной камеры умершего. Иногда на канопе встречается надпись “защищающий от жажды и голода”.

Защитники «Канопы».

Хапи — в древнеегипетской религии один из четырёх сыновей Гора. В заупокойной литературе изображался как защитник трона Осириса в загробном мире. Не следует путать его с Хапи богом Нила. Хапи (сына Гора) обычно изображали как бога с головой гамадрила, его главной задачей была защита лёгких умершего, поэтому канопа в которой лежали лёгкие имела крышку в виде головы Хапи. Сам Хапи в свою очередь был под защитой Нефтиды. Когда его изображения рисовали на крышках саркофагов, то он как правило смотрел в направлении севера. В течение Третьего переходного периода практика бальзамирования претерпела некоторые изменения. Органы мумий стали помещать обратно во внутрь тела. Туда же в полость тела, клали амулет Хапи.

Дарья, верно. Ее изображения помещали на ящики для каноп, но конкретно на них ее не было.

Источник

Êàíîïà

Êàíîïû – ñîñóäû ñ êðûøêîé â âèäå ãîëîâû ÷åëîâåêà èëè áîãà, â êîòîðûõ õðàíèëèñü âíóòðåííîñòè ïðè áàëüçàìèðîâàíèè òåëà óìåðøåãî â Äðåâíåì Åãèïòå. Êàíîïû îëèöåòâîðÿëèñü ñ ÷åòûðüìÿ ñûíîâüÿìè Ãîðà (Ñîêîëà).

Ðèñ. 1 êàíîïû – ×åòûðå ñûíà Ãîðà

“×åòûðå ñûíà Ãîðà (Ãîðìåñóò) — áîãè Äðåâíåãî, äåòè Ãîðà Âåëèêîãî (Äðåâíåãî), êîòîðûå èçîáðàæàëèñü íà êàíîïàõ äëÿ âíóòðåííèõ îðãàíîâ ìóìèôèöèðîâàííîãî ÷åëîâåêà, çàùèòíèêè òðîíà Îñèðèñà â ïîòóñòîðîííåì ìèðå: Õàïè, Àìñåò, Êâåáåõñåíóô è Äóàìóòåô.
Âïåðâûå ñûíîâüÿ Õîðà óïîìèíàþòñÿ â «Òåêñòàõ ïèðàìèä», íî îñîáóþ ïîïóëÿðíîñòü îíè ïîëó÷àþò â ýïîõó Íîâîãî öàðñòâà. Åñëè äî XVIII äèíàñòèè êðûøêè êàíîï èìåëè ôîðìó èçîáðàæåíèÿ ãîëîâû óìåðøåãî ôàðàîíà, òî â ýòî âðåìÿ ïðèîáðåòàþò ðàñïðîñòðàíåíèå òåðèîìîðôíûå «ãîëîâû» êàíîï.
Õàïè èçîáðàæàëñÿ ñ ãîëîâîé áàáóèíà, çàùèùàë ë¸ãêèå, à ñàì, â ñâîþ î÷åðåäü, íàõîäèëñÿ ïîä çàùèòîé Íåôòèäû. Èìñåòè åäèíñòâåííûì èìåë ïîëíîñòüþ ÷åëîâå÷åñêèé îáëèê, çàùèùàë ïå÷åíü è çàùèùàëñÿ Èñèäîé. Êåáåêñåíóô, ñîêîëîãîëîâûé ñûí Õîðà, âìåùàë êèøå÷íèê è çàùèùàëñÿ áîãèíåé-ñêîðïèîíîì Ñåðêåò. Äóàìóòåô èçîáðàæàëñÿ ñ ãîëîâîé øàêàëà (êàê Àíóáèñ), çàùèùàë æåëóäîê è íàõîäèëñÿ ïîä ïîêðîâèòåëüñòâîì Íåéò.” [ÂÏ]

Íàäïèñè â àëüêîâå Îñèðèñà â ñöåíå âçâåøèâàíèÿ ñåðäöà óìåðøåãî [3]:

Èìåíà ñûíîâåé ãîðà ïåðåâîäÿòñÿ ïî-ñëàâÿíñêè ñîãëàñíî ìåòîäèêå [5].

ZrtSdBgGrz >zrit sidij bog glasit- Çðèò ñèäèé áîã (Îñèðèñ), ãëàñèò (ñëàâ.)
×åòûðå ñûíà Ãîðà:
Èìñåòè – imsti (äð.-åãèï.) > PimstPi Bg > pechen bit – ïå÷åíü áûòü (ñëàâ.) – õðàíèòåëü ïå÷åíè.
Õàïè – Hpy (äð.-åãèï.) > HpPiPi Bg > hlopj bit – õëîïèé áûòü (ë¸ãêèå) (ñëàâ.) – õðàíèòåëü ë¸ãêèõ.
Äóàìóòåô – dwA-mtwf  (äð.-åãèï.) > StrGrGrftch Bg > storog geludka – ñòîðîæ æåëóäêà (ñëàâ.) – õðàíèòåëü æåëóäêà
Êåáåõñåíóô – qbH-snwf  (äð.-åãèï.) > LiKbknznznzch > klbkngnj chrv Bg – êëóáêè íèæíèå ÷ðåâà (êèøêè) (ñëàâ.) – õðàíèòåëü êèøêîâ.
Îñèðèñ çðèò è ãëàñèò î äåÿíèÿõ ÷åòûð¸õ ñûíîâåé Ãîðà.

Читайте также:  Удс сосудов почек уфа

Ýòèìîëîãèÿ ñûíîâåé Ãîðà â äðåâíååãèïåòñêîì ïèñüìå

Ïðèìåðû èåðîãëèôîâ âçÿòû èç äðåâíååãèïåòñêîãî ñëîâàðÿ [4].
 ñòðîêå ñëåâà íàïðàâî: îïèñàíèå èåðîãëèôà (â êîïòñêîé è ñëàâÿíñêîé àááðåâèàòóðå)-åãèïåòñêàÿ òðàíñêðèïöèÿ- ïåðåâîä íà ðóññêèé- êîä ïî Ãàäèíåðó- ñëàâÿíñêàÿ òðàíñêðèïöèÿ- ñëàâÿíñêèé ïåðåâîä- àíãëèéñêîå ñëîâî- ñëàâÿíñêèé ïåðåâîä.
      
 êóáîê èçëèâàþùèé âîäó-ñòðåëà âíèç-ïîâåðõíîñòü âîäû-âèíî-ïòåíåö- 3 ÷åðòû-÷åðâü- Êåáåõñåíóåô – îäèí èç ÷åòûðåõ ñûíîâåé Ãîðà (äð.-åãèï.) – W15-T22-N35-W24-G43-Z2-I9 > qbHStrlnwnw-triChrv > klubki stelnj vo nutri chrevj – êëóáêè ñòåëüíûå âî íóòðè ÷ðåâà (ñëàâ.), èíà÷å, êèøêè

      
êóáîê èçëèâàþùèé âîäó-ñòðåëà âíèç-ïîâåðõíîñòü âîäû-áîã- 3 ÷åðòû- ÷åðâü – qbH snw.f – Êåáåõñåíóåô – îäèí èç ÷åòûðåõ ñûíîâåé Ãîðà (äð.-åãèï.) – W15-T22-N35-A40-Z2-I9 > qbHStrlnBg-triCherv > klubki stelnj begij chrevj – êëóáêè ñòåëüíûå, áåæèå âî ÷ðåâå (ñëàâ.), èíà÷å, êèøêè
      
êóáîê èçëèâàþùèé âîäó-ñòðåëà âíèç- ñòðåëà âíèç- ñòðåëà âíèç-÷åðâü-áîã – qbH snw.f – Êåáåõñåíóåô – îäèí èç ÷åòûðåõ ñûíîâåé Ãîðà (äð.-åãèï.) – W15-T22-T22-T22-I9-A40 > qbHStrlStrlStrlChervBg > klubki stelnj chrevo bîgj – êëóáêè ñòåëüíûå èç ÷ðåâà áîã (ñëàâ.), èíà÷å, áîã êèøêîâ

Ýòèìîëîãèÿ ñëîâà êàíîïà

“ÊÀÍÎÏÀ
û, æ.
 Äð. Åãèïòå: êàæäûé èç ÷åòûðåõ ñîñóäîâ, â êîòîðûå ïîìåùàëè âíóòðåííîñòè ïîêîéíîãî, âûíóòûå ïðè áàëüçàìèðîâàíèè. |  Äð. Ýòðóðèè (Èòàëèÿ) êàíîïîé íàçûâàëàñü óðíà ñ êðûøêîé â âèäå ÷åëîâå÷åñêîé ãîëîâû äëÿ õðàíåíèÿ ïåïëà ïîñëå ñîææåíèÿ òåëà óìåðøåãî.” [ÑÑÈÑ]

“(îò ãðå÷. Kanobos – ãîðîä â Äð. Åãèïòå), ñîñóä äëÿ õðàíåíèÿ âíóòðåííîñòåé áàëüçàìèðîâàííîãî ïîêîéíèêà (â Äð. Åãèïòå) èëè ïåïëà ïîñëå êðåìàöèè (â Ýòðóðèè). Êðûøêà êàíîïû èìåëà âèä ãîëîâû ÷åëîâåêà èëè áîãà.” [ÁÑÝ]

“ÊÀÍÀÏÅ ñð. íåñêëîí. êàíàïêà æ. ôðàíö. äèâàí, ñîôà, ñêàìüÿ ñ ïðèñëîíîì, èíîãäà ìÿãêàÿ, îáèòàÿ, Êàïàïåéíûé, äèâàííûé.” [ÁÑÝ]

Ïðîèñõîæäåíèå ôàìèëèè Êîíîáååâ
 
“Ôàìèëèè Êîíîá, Êîíîáà, Êîíîáîâ, Êîíîáååâ, Êîíîáåé, Êîíîáååâñêèé, Êîíîáèåâñêèé, Êîíîáååâñêèõ èìåþò ñâîèì êîðíåì ñëîâî «êîíîá». Ñîãëàñíî óêàçàííûì íèæå ñëîâàðÿì ýòî äðåâíåðóññêîå ñëîâî èìååò «ïîñóäíûé» ñìûñë, ò.å. îçíà÷àåò êîòåë, ëîõàíü, êóâøèí, âûñîêóþ êðóæêó, êðèíêó, áåðåñòÿíîé êîðîá è äð. Ïî÷òè ñ óâåðåííîñòüþ ìîæíî óòâåðæäàòü, ÷òî ïîÿâëåíèå ôàìèëèé Êîíàáååâ, Êàíîáååâ, Êàíàáååâ, Êàíàáåé, Êîíîáàå■äåëî ðóê ñëóæèòåëåé öåðêâåé, õðàìîâ, ïèñàðåé è îíè òàêæå ïðîèñõîäÿò îò ñëîâî «êîíîá». Ñ äîëåé îñòîðîæíîñòè òî æå ñàìîå ìîæíî ñêàçàòü î Êîíîáåâöåâ, Êîíîáåéöåâ, Êîíîáðèé, Êîíîáðèöêèé, Êîíîáàñ, Êîíîáóëîâà, Êîíîáëåâñêèé. Ñîãëàñíî ïðèâåäåííûì íèæå ëèòåðàòóðíûì èñòî÷íèêàì ñëîâî «êîíîá» óïîòðåáëÿëîñü óæå äî 1047 ã. Îáðàùàåò íà ñåáÿ âíèìàíèå òîò ôàêò, ÷òî äðåâíå-åãèïåòñêîå è äðåâíå-ëàòèíñêîå ñëîâî êàíîïà (îò ãðå÷åñêîãî KANOBOS è ëàòèíñêîãî CANOPUS=CÀNOBUS) òàêæå èìååò «ïîñóäíûé» ñìûñë (ñì. íèæå). Ýòî ïîçâîëÿåò ïðåäïîëîæèòü, ÷òî, ñêîðåå âñåãî, ñëîâî êîíîá ïðèøëî â Ðóñü èç Âèçàíòèè âìåñòå ñ õðèñòèàíñòâîì, à åãî ïðîèñõîæäåíèå îò äðåâíå-åãèïåòñêîãî è äðåâíå-ëàòèíñêîãî ñëîâà êàíîïà âîñõîäèò, âîçìîæíî, ê 2000-5000 ãîäàì äî íàøåé ýðû.” [1]
 ýòèìîëîãè÷åñêèõ è ýíöèêëîïåäè÷åñêèõ ñëîâàðÿõ ñëîâî êàíîïà îòîæäåñòâëÿþò ñ íàçâàíèåì ãîðîäà Êàíîáîñ â Äðåâíåì Åãèïòå, íî ýòî âñåãî ëèøü çâóêîâîå ñõîäñòâî íè÷åì íå ïîäòâåðæä¸ííîå.  òîæå âðåìÿ â Äðåâíåì Åãèïòå ñóùåñòâîâàë íåêîãäà äðóãîé ãîðîä áëèç Àëåêñàíäðèè – Êàíîï (ñîâðåìåííîå ïîñåëåíèå Àáó-Êèð), êîòîðûé áûë ðàçðóøåí ïîëíîñòüþ ïîñëå çåìëåòðÿñåíèÿ è óø¸ë ïîä âîäó. Êàíîï áûë ïðîöâåòàþùèì ãîðîäîì è äî îñíîâàíèÿ Àëåêñàíäðèè ñ÷èòàëñÿ ãëàâíûì òîðãîâûì ïîðòîì Äðåâíåãî Åãèïòà.
“Íà ïðîèñõîæäåíèå íàçâàíèÿ ãîðîäà ñóùåñòâóåò íåñêîëüêî òî÷åê çðåíèÿ, îäíà èç êîòîðûõ ñâÿçûâàåò ýòèìîëîãèþ ñëîâà ñ «çîëîòûì äíîì» — èìåííî òàê ïåðåâîäèòñÿ ñëîâà «êàíîï» ñ äðåâíååãèïåòñêîãî. Ñâÿçàíî ýòî, î÷åâèäíî, ñ òåì, ÷òî áëàãîäàðÿ íåîáû÷àéíî âûãîäíîìó ãåîãðàôè÷åñêîìó ïîëîæåíèþ ãîðîäà åãî òîðãîâöû è ïðåäïðèíèìàòåëè îòëè÷àëèñü çàâèäíûì ìàòåðèàëüíûì áëàãîñîñòîÿíèåì — â áóêâàëüíîì ñìûñëå «êóïàëèñü â çîëîòå». ” [2]
Êàíîïà êàê “çîëîòîå äíî” íàâîäèò íà ìûñëü, ÷òî íàçâàíèå ãîðîäà ñâÿçàíî ñ áàíêîâñêîé äåÿòåëüíîñòüþ, íàêîïëåíèåì êàïèòàëà, òàê èëè èíà÷å ñâÿçàííîå ñ òîðãîâëåé.
Êàíîïà – Kanopa > banka – áàíêà/áàíê (ñëàâ.), ãäå êàê íè â “áàíêå” ìîãëè õðàíèòüñÿ äåíüãè, ìàëåíüêèå çîëîòûå êðóæî÷êè !
Åñòü è äðóãàÿ âåðñèÿ ïðîèñõîæäåíèÿ íàçâàíèÿ Êàíîï. Îíà ñâÿçàíî ñ èìåíåì ëåãåíäàðíîãî êîðì÷åãî Ìåíåëàÿ, êîòîðûé ïîãèá íà ýòîé çåìëåé. Èíòåðåñíî, ÷òî èìÿ Ìåíåëàÿ â ñëàâÿíñêîé âåðñèè ñâÿçàíî ñ “ìåíîé”.
Ìåíåëàé – Menelaj > menij – ìåííûé (ñëàâ.), ÷òî ñâÿçàíî ñ ìåíîé òîâàðà èëè äåíåã, èíà÷å, ðîñòîâùè÷åñòâîì.
Êàíîï áûë èçâåñòåí è ñâîèì çíàìåíèòûì õðàìîì, ïîñâÿù¸ííûì Ñåðàïèñó (ñêîðïèîí-äð.-åãèï.), ñòåíû êîòîðîãî ìîãëè èñöåëèòü ëþáîãî ñòðàæäóùåãî (÷åì ? ìîæåò áûòü çîëîòîì ?), îäíàêî äðåâíèå ìûñëèòåëè óïîðíî èìåíîâàëè Êàíîï “ïîðî÷íûì ìåñòîì”, äàæå âîçäóõ êîòîðîãî áûë ïðîïèòàí áåçíðàâñòâåííîñòüþ è ãðåõîì.
Ñåðàïèñ – Serapis > skorpj – ñêîðïèé (ñëàâ.), ò.å. “ñêðÿáèé”, “êîðîáèé”, èíà÷å, òîðãîâûé.
Èíâåðñèÿ skorpj > porok – ïîðîê (ñëàâ.), íå îòñþäà ëè ëåãåíäà î  “ïîðî÷íîì ìåñòå”.
Ãèáåëü ãîðîäà Êàíîïà óäèâèòåëüíî íàïîìèíàåò áèáëåéñêóþ ëåãåíäó î ãîðîäàõ Ñîäîìå è Ãîììîðå, êîòîðûå, ñîãëàñíî ëåãåíäå, íàõîäèëèñü ó óñòüÿ Ðåêè Èîðäàí íà çàïàäíîì ïîáåðåæüè ̸ðòâîãî ìîðÿ, æèòåëè êîòîðûõ îòëè÷àëèñü ðàçâðàù¸ííîñòüþ, çà ÷òî áîã (ßõâå) óíè÷òîæèë ýòè ãîðîäà, ïðåâðàòèâ ñòðàíó â áåñïëîäíóþ ïóñòûíþ. Îäíàêî òî÷íîå ìåñòî ýòèõ ãîðîäîâ ñåé÷àñ íåèçâåñòíî.
” Íåêîòîðûå ïðåäñòàâèòåëè íàó÷íîãî ñîîáùåñòâà ïîäâåðãàþò ñîìíåíèþ èñòîðè÷åñêóþ äîñòîâåðíîñòü ñàìîãî ñóùåñòâîâàíèÿ ýòèõ ãîðîäîâ, â òî æå âðåìÿ ðÿä äðóãèõ ïðåäñòàâèòåëåé ñîâðåìåííîãî íàó÷íîãî ìèðà ïðèçíàþò ôàêò ñóùåñòâîâàíèÿ â äðåâíîñòè (òðåòüå òûñÿ÷åëåòèå äî í. ý.) óïîìÿíóòûõ â Áèáëèè Ñîäîìà, Ãîìîððû è äðóãèõ ãîðîäîâ âîçëå þæíîé îêîíå÷íîñòè ̸ðòâîãî ìîðÿ. Óïîìèíàíèå î Ñîäîìå âñòðå÷àåòñÿ òàêæå â ñî÷èíåíèÿõ Ñòðàáîíà «Ãåîãðàôèÿ», ó Èîñèôà Ôëàâèÿ â «Èóäåéñêèõ äðåâíîñòÿõ», â ñî÷èíåíèÿõ Êîðíåëèÿ Òàöèòà. ” [ÂÏ].
Ñ èâðèòà Ñîäîì ïåðåâîäèòñÿ êàê “ãîðÿùèé”, à Ãîìîððà – “ïîãðóæåíèå, ïîòîïëåíèå”.
Ñòðàííî, ÷òî â íàçâàíèè ãîðîäîâ Ñîäîìà è Ãîìîððû óæå çàëîæåíî èõ óíè÷òîæåíèå, ÷òî ãîâîðèò î òîì, ÷òî ýòî ëèòåðàòóðíî âûìûøëåííûå íàçâàíèÿ ãîðîäîâ.
È ýòî íàïîìèíàåò ãèáåëü Êàíîïû ñ çåìëåòðÿñåíèåì è ïîòîïëåíèåì. Ìîæåò áûòü, â ëåãåíäå äâà ãîðîäà àññîöèèðóþòñÿ ñ Êàíîïîé ïîä Àëåêñàíäðèåé, ãäå â ïàìÿòè àíòè÷íûõ èñòîðèêîâ îñòàëîñü òîëüêî íàçâàíèå Àëåêñàíäðèè. Èíà÷å, ãèáåëü Êàíîïû áûëà ïåðåíåñåíà íà Àëåêñàíäðèþ è âîøëà â áèáëåéñêóþ ëåãåíäó ïîä äðóãèì èìåíåì.
Ãîìîððà- Ñîäîì – Gomorra-Sodom > Allek-sandrj – Àëåêñàíäðèÿ (ñëàâ.)(èíâ. Gomorra)
Èñòîðèÿ èóäåéñêîãî íàðîäà, îïèñàííàÿ â Áèáëèè òåñíî ñâÿçàíî ñ èñòîðèåé è ìèôîëîãèåé Äðåâíåãî Åãèïòà, íàïðèìåð, ïðàâëåíèå Èîñèôà â Åãèïòå ïî óêàçàíèþ ôàðàîíà, ïðèøåñòâèå è èñõîä åâðååâ èç Åãèïòà ïîä âîäèòåëüñòâîì Ìîèñåÿ,  10 åãèïåòñêèõ êàçíåé è äð. Ïîýòîìó íåëüçÿ èñêëþ÷àòü ïàðàëëåëè  ã. Êàíîïû ñ Ñîäîìîì è Ãîìîððîé.

Читайте также:  Сосуд для браги и вина

Êàê áàíêà ñòàëà êàíîïîé èëè êàíîïà áàíêîé

 ýòèìîëîãè÷åñêèõ ñëîâàðÿõ ñëîâî “áàíêà” èäåíòèôèöèðóåòñÿ ñ ïóçàòûì ñîñóäîì.
“áàíêà
I áà;íêà
I. 1. “ñêàìåéêà íà ãðåáíûõ ñóäàõ”, 2. “ïåñ÷àíàÿ îòìåëü”. È òî è äðóãîå çàèìñòâ. èç íåì. Bank – òî æå, ñîãëàñíî Ãîðÿåâó 1, ÝÑ 11. Âîçì., ñêîðåå èç ãîëë. bank; ñì. Ìå;ëåí, 28.
••
1 Àâòîð íåòî÷åí: ó Ãîðÿåâà óêàçàííàÿ ýòèìîëîãèÿ îòñóòñòâóåò. – Ïðèì. ðåä.
II áà;íêà
II. 1. “ñîñóä äëÿ êîíñåðâèðîâàíèÿ”, 2. “ìåäèöèíñêàÿ áàíêà”, ñð. óêð. áà;íÿ “ñîñóä, êóïîë”, áà;íüêà “ìåäèöèíñêàÿ áàíêà”, ñëîâåí. ba;nja “âàííà”, ÷åø. ba;ne; æ. “ñîñóä, êóâøèí”, ban;ka “ìåäèöèíñêàÿ áàíêà”, ïîëüñê. bania “ïóçàòûé ñîñóä”, ban;ka “ìåäèöèíñêàÿ áàíêà”, â.-ëóæ. ban;ka “âñå îêðóãëîå; êóâøèí”, í.-ëóæ. banja “êóâøèí”.
Ñëîâî ïåðâîíà÷., âåðîÿòíî, èäåíòè÷íîå ñëîâó áà;íÿ (ñì. íèæå), êîòîðîå ðàçâèëî ñíà÷àëà çíà÷. “âàííà”, çàòåì “ñîñóä”; ñì. Áåðíåêåð 1, 43; Ìóðêî, WuS 5, 1 è ñë.; Çåëåíèí, ÆÑò. 22, 438 è ñë.; Áðàíäò, ÐÔ 21, 205. Çàèìñòâîâàíèå áà;íêà “ìåäèöèíñêàÿ áàíêà” èç ïîëüñê. ban;ka (Âðþêíåð 45, 26) íåâîçìîæíî äîêàçàòü. Âåðíåêåð (1, 43) óêàçûâàåò, ÷òî ëàò. balneum èìååò çíà÷. “âàííà”, à ôðàíö. bain, èò. bagno îçíà÷àþò “áàíÿ” è “âàííà”. Ïîýòîìó ðàçãðàíè÷åíèå ó Ïðåîáð. (1, 15) ñëîâ áà;íêà è áà;íÿ âðÿä ëè âåðíî. “Êðîâîïóñêàíèå ïðîèçâîäèëîñü ïîñëå ìûòüÿ â áàíå” – Ìåðèíãåð, WuS 4, 196.” [ÑÔ]

“áàíêà
1. æ.
1)
à) Ñòåêëÿííûé èëè ìåòàëëè÷åñêèé ñîñóä öèëèíäðè÷åñêîé ôîðìû.
á) Êîëè÷åñòâî ÷åãî-ë., âìåùàþùååñÿ â òàêîé ñîñóä.
2) ðàçã. Ãåðìåòè÷åñêè çàêðûòûé æåñòÿíîé ñîñóä ñ ÷åì-ë., ñ êàêèì-ë. êîíñåðâèðîâàííûì ïðîäóêòîì.
3) ñì. òàêæå áàíêè.
2. æ.
1) Ñèäåíèå äëÿ ãðåáöîâ â âèäå ïîïåðå÷íîé äîñêè â ëîäêå (â ðå÷è ìîðÿêîâ, ðûáàêîâ).
2) Ñêàìåéêà íà êîðàáëå, ñóäíå.
3. æ.
1) Âîçâûøåííûé ó÷àñòîê ìîðñêîãî äíà; ïîäâîäíàÿ îòìåëü.
2) Ó÷àñòîê ìîðÿ ñ äíîì òàêîãî ðåëüåôà êàê ìåñòî ðûáíîãî èëè çâåðîáîéíîãî ïðîìûñëà.” [ÒÑÅ, ÑÄ]

Êîììåíòàðèè â ñëîâó banca – ñêàìüÿ (èòàë.)
“Äåíüãè íà ñêàìåéêå èëè ëàâî÷êå – ýòî äîâîëüíî æèâîïèñíî, íî banco (ðàíåå – banca) îçíà÷àëî åùå è ïèñüìåííûé ñòîë, êîíòîðêó, ïðèëàâîê è ò.ï. Çà êîòîðûìè è ðàáîòàëè ìåíÿëû.”
“Banco êàê è bank îçíà÷àåò “ñîìêíóòü êðóã”. Èñõîäíîå íàçíà÷åíèå áàíêîâ (êàê ó÷ðåæäåíèé) – òðèâèàëüíàÿ êàìåðà õðàíåíèÿ.”

“ÁÀÍÊ
Ôðàíöóçñêîå – banque (áàíê).
Íåìåöêîå – Bank (áàíê).
Èòàëüÿíñêîå – banco (ñêàìüÿ, ïðèëàâîê ìåíÿëû).
 ðóññêîì ÿçûêå ñëîâî «áàíê» ÿâëÿåòñÿ îáùåóïîòðåáèòåëüíûì óæå ñ XVIII â.
Ñëîâî çàèìñòâîâàíî èç ôðàíöóçñêîãî èëè íåìåöêîãî è âîñõîäèò ê èòàëüÿíñêîìó banco – ïåðâîíà÷àëüíî «ñêàìüÿ, ïðèëàâîê (ìåíÿëû)», ïîçæå «êîíòîðà», êóäà ïîïàëî èç ãåðìàíñêèõ ÿçûêîâ îò bank («ñêàìüÿ»).
Òåïåðü «áàíê» – ìåæäóíàðîäíîå ñëîâî ñî çíà÷åíèåì «êðóïíîå ôèíàíñîâî-êðåäèòíîå ó÷ðåæäåíèå».
Ðîäñòâåííûìè ÿâëÿþòñÿ:
Óêðàèíñêîå – áàíê.
Ïîëüñêîå – bank.
Ïðîèçâîäíîå: áàíêîâñêèé, áàíêîâàòü.
ÁÀÍÊÀ
Ïîëüñêîå – banka (áàíêà, ïóçûðü, áèëîí).
×åøñêîå – banka (ïóçûðåê, ñîñóä, êóâøèí).
Îáùåñëàâÿíñêîå – banja (áàíÿ, âàííà, êóïàíèå).
Ëàòèíñêîå – balneum («âàííà»).
Ñëîâî áàíêà èçâåñòíî â ðóññêîì ÿçûêå ñ XVII â. ñî çíà÷åíèåì «îêðóãëûé ñîñóä, ñòåêëÿííûé ïóçûðü». Âîçìîæíî, çàèìñòâîâàíî èç óêðàèíñêîãî èëè ïðÿìî èç çàïàäíîñëàâÿíñêèõ ÿçûêîâ: ïîëüñêîãî èëè ÷åøñêîãî.
Ñëîâî ñâÿçàíî ñ óêðàèíñêèì «áàíêà» («øàðèê, âîäÿíîé ïóçûðü»), à òàêæå ñ ÷åøñêèì banka («ïóçûðåê») è äðóãèìè ñëàâÿíñêèìè îäíîêîðåííûìè ñëîâàìè, êîòîðûå, ïî âñåé âèäèìîñòè, âîñõîäÿò ê îáùåñëàâÿíñêîé îñíîâå banja («áàíÿ», «âàííà», «êóïàíèå»). Ïåðâîèñòî÷íèê – ãðå÷åñêîå ñëîâî, ñòàâøåå îñíîâîé ëàòèíñêîãî, – balneum («âàííà»).
Ïðîèçâîäíîå: áàíî÷íûé.” [ÝÑÑ]

“Èç ïèñüìà Àëåêñåÿ Êîíàáååâà (Ñàìàðà) Êîíîáååâó Þ.Â.: «Ìîåé ìàòåðè, íûíå ïîêîéíîé, óäàëîñü íàéòè èíôîðìàöèþ, ïðÿìî óêàçûâàþùóþ íà ïðîèñõîæäåíèå ôàìèëèè «Êîíîáååâ». Ðàáîòàÿ â íàó÷íîé áèáëèîòåêå Êóéáûøåâñêîãî ïîëèòåõíè÷åñêîãî èíñòèòóòà, â îòäåëå öåííûõ è ðåäêèõ êíèã, â îäíîì èç äîðåâîëþöèîííûõ ñëîâàðåé îíà íàøëà òàêèå ñòðîêè: ÊÎÍÎÁÅÉ – ÃÎÍ×ÀÐ, ÃÎÐØÅ×ÍÈÊ Â ÄÐÅÂÍÅÉ ÐÓÑȅ.» [1]
Îí æå êîíîáåé – îáîäíèê îò ñëîâà îáîä, êîòîðûé ôîðìèðóåòñÿ ïðè èçãîòîâëåíèè ãîðøêà íå èìåþùåãî ðó÷êè, ÷òîáû óäîáíî äåðæàòü ãîðøîê â ðóêå. Îò ñëîâà “îáîä” ïðîèçâîäíîå “áîíäàðü” – èçãîòîâèòåëü áî÷åê.
êîíîáåé – konobej > banka/obodnik – áàíêà/îáîäíèê (ñëàâ.)
Àíãëèéñêèé “ãîðøîê” òîæå îáîäíûé.
pote – ãîðøîê (àíãë.) > obodnj – îáîäíûé (ñëàâ.)( ðåäóêöèÿ b/p, d/t)
Ãðå÷åñêèé “ãîðøîê” òîæå îáîäíûé.
lebita – êîíîá – ãîðøîê (ãðå÷.) > jobodj – îáîäèé (ñëàâ.)(çàìåíà j/l, ðåäóêöèÿ d/t)
êàíàïå – kanape > pokojnj – ïîêîéíûé (ñëàâ.)(èíâ. kanap, ïåðåñò. n/p)
Ïðîèçâîäíûå ñëîâà îò êàíîïà – kanopa (KNP/KPN) – êîïèòü; êóïîë, êóïîëüíûé; êàïëÿ, êàïåëüíûé. Êóïîë öåðêâè íàïîìèíàåò êàïëþ èëè ïóçàòûé ñîñóä.
Ïðîèçâîäíûå ñëîâà îò áàíêà – banka (BNK) – áàíÿ.
À èòàëüÿíñêîå ñëîâî banca – ñêàìåéêà òîæäåñòâåííî ôðàíöóçñêîìó äèâàíó “êàíàïå” (ñî çíà÷åíèåì “ïîêîèòüñÿ”) ñ óòåðåé ïåðâîíà÷àëüíîãî ñìûñëà, ò.å. êàíîïà-áàíêà.

Ñîêðàùåíèÿ

ÑÏÈ – Ñëîâî î ïîëêó Èãîðåâå
ÏÂË – Ïîâåñòü âðåìåííûõ ëåò
ÑÄ – ñëîâàðü Äàëÿ
ÑÔ – ñëîâàðü Ôàñìåðà
ÑÈÑ – ñëîâàðü èíîñòðàííûõ ñëîâ
ÒÑÅ – òîëêîâûé ñëîâàðü Åôðåìîâà
ÒÑÎØ – òîëêîâûé ñëîâàðü Îæåãîâà, Øâåäîâà
CÐÑ – ñëîâàðü ðóññêèõ ñèíîíèìîâ
ÁÒÑÓ – áîëüøîé òîëêîâûé ñëîâàðü Óøàêîâà
ÑÑÈÑ – ñáîðíûé ñëîâàðü èíîñòðàííûõ ñëîâ
ÌÀÊ – ìàëûé àêàäåìè÷åñêèé ñëîâàðü ðóññêîãî ÿçûêà
ÂÏ – Âèêèïåäèÿ
ÝÁÅ – Ýíöèêëîïåäèÿ Áðîêãàóçà è Åôðîíà
ÁÑÝ – áîëüøàÿ ñîâåòñêàÿ ýíöèêëîïåäèÿ
ÝÑÑ – ýòèìîëîãè÷åñêèé ñëîâàðü Ñåì¸íîâà

Ññûëêè

1. Ïðîèñõîæäåíèå ôàìèëèè Êîíîáååâ, https://www.konobeev.narod.ru/ethimolog.htm
2. Êàíîï, https://sitekid.ru/drevniy_egipet/kanop.html
3. Â.Í. Òèìîôååâ “Êíèãà ì¸ðòâûõ. Âçâåøèâàíèå ñåðäöà”,https://www.tezan.ru/dan_4.htm
4. Ðóññêî-åãèïåòñêèé è àíãëî-åãèïåòñêèé ñëîâàðü èåðîãëèôîâ, https://drevlit.ru/egypt_dictionary.html#
5. Â. Í. Òèìîôååâ «Ìåòîäèêà ïîèñêà ñëàâÿíñêèõ êîðíåé â èíîñòðàííûõ ñëîâàõ», https://www.tezan.ru/metod.htm

Источник