Египетский сосуд для органов
У этого термина существуют и другие значения, см. Каноп.
Кано́па (от др.-греч. Κάνωβος или лат. Canopus) — ритуальный сосуд, как правило, алебастровый кувшин с крышкой в форме человеческой или звериной головы, в котором древние египтяне хранили органы, извлечённые при мумификации из тел умерших. После извлечения органы промывались, а затем погружались в сосуды с бальзамом из Каноба (откуда и название). Древнейшие канопы найдены в гробнице Хетепхерес.
Описание[править | править код]
Всего каждой мумии полагалось по четыре канопы[1]. Крышки каноп, как правило были украшены головами четырёх богов — сыновей Гора: Хапи с головой павиана; Дуамутеф с головой шакала; Кебехсенуф с головой сокола и Амсет с человеческой головой. В определённые канопы помещались определённые органы: Амсет хранил печень, Дуамутеф — желудок, Кебехсенуф — кишечник, а Хапи вмещал в себя лёгкие.
За всё время истории Египта число каноп, отводимых для каждого умершего, не изменялось, однако их форма модифицировалась в согласии с господствующими вкусами времени. Поначалу, во времена Древнего царства, они выглядели пузатыми и имели весьма скупую отделку. Позднее, ко времени Нового царства (начиная с правления Аменхотепа III), они становятся более вытянутыми, с высокими плечами и узким основанием. Затем, к Позднему периоду, их форма снова становятся более приземистой. Не меньшим образом менялись и крышки каноп. Поначалу просто круглые или плоские, изредка с нанесённым орнаментом, только ко времени Нового Царства они приобрели антропоморфную форму, имеющую черты сходства с покойником. И только ко времени XVIII династии появляются крышки «классической формы», представляющие собой четырёх сыновей Гора, три из которых имели голову животного, и только один — человеческую. Эта традиция окончательно закрепилась в эпоху Рамессидов.
Канопы помещались в специальный ящик, на котором рельефно изображались покровительствующие богини: Исида, Нефтида, Мут и Нейт.
Изредка, вместо урны в захоронениях обнаруживались канопы с органами в виде компактного мешочка или пакета, находящегося прямо внутри брюшной полости мумии. В таких случаях процесс мумификации претерпевал некоторые изменения. После удаления внутренних органов их сначала обеззараживали и высушивали в соде или извести, затем бальзамировали и, наконец, заворачивали в ткань, чтобы, таким образом, вернуть их на исходное место умершему владельцу для дальнейшего использования в загробной жизни.
Позднее, этруски заимствовали и перенесли в свой погребальный обиход форму канопы, используя её в качестве урны для хранения пепла, оставшегося после церемонии сожжения умершего.
Галерея[править | править код]
Иероглифы для четырёх сыновей Гора, использовавшиеся на египетских канопах
Печень как миниатюрная мумия с маской
Канопа на монете из Александрии, L S (год 6) Император Адриан
Канопа Кийи с её изображением, конец XVIII династии, эпоха Эхнатона
Примечания[править | править код]
- ↑ Stuart Tyson Smith. Unwrapping the Mummy. Hollywood fantasies, Egyptian realities / Julie M. Schablitsky (ed.). — Box Office Archaeology. Refining Hollywood’s visions of the past. — Left Coast Press, 2007. — С. 28-29, 22-23.
Ссылки[править | править код]
- Статья в БСЭ
Источник
Что мы делаем. Каждая страница проходит через несколько сотен совершенствующих техник. Совершенно та же Википедия. Только лучше.
Из Википедии — свободной энциклопедии
У этого термина существуют и другие значения, см. Каноп.
Кано́па (от др.-греч. Κάνωβος или лат. Canopus) — ритуальный сосуд, как правило, алебастровый кувшин с крышкой в форме человеческой или звериной головы, в котором древние египтяне хранили органы, извлечённые при мумификации из тел умерших. После извлечения органы промывались, а затем погружались в сосуды с бальзамом из Каноба (откуда и название). Древнейшие канопы найдены в гробнице Хетепхерес.
Описание
Всего каждой мумии полагалось по четыре канопы[1]. Крышки каноп, как правило были украшены головами четырёх богов — сыновей Гора: Хапи с головой павиана; Дуамутеф с головой шакала; Кебехсенуф с головой сокола и Амсет с человеческой головой. В определённые канопы помещались определённые органы: Амсет хранил печень, Дуамутеф — желудок, Кебехсенуф — кишечник, а Хапи вмещал в себя лёгкие.
За всё время истории Египта число каноп, отводимых для каждого умершего, не изменялось, однако их форма модифицировалась в согласии с господствующими вкусами времени. Поначалу, во времена Древнего царства, они выглядели пузатыми и имели весьма скупую отделку. Позднее, ко времени Нового царства (начиная с правления Аменхотепа III), они становятся более вытянутыми, с высокими плечами и узким основанием. Затем, к Позднему периоду, их форма снова становятся более приземистой. Не меньшим образом менялись и крышки каноп. Поначалу просто круглые или плоские, изредка с нанесённым орнаментом, только ко времени Нового Царства они приобрели антропоморфную форму, имеющую черты сходства с покойником. И только ко времени XVIII династии появляются крышки «классической формы», представляющие собой четырёх сыновей Гора, три из которых имели голову животного, и только один — человеческую. Эта традиция окончательно закрепилась в эпоху Рамессидов.
Канопы помещались в специальный ящик, на котором рельефно изображались покровительствующие богини: Исида, Нефтида, Мут и Нейт.
Изредка, вместо урны в захоронениях обнаруживались канопы с органами в виде компактного мешочка или пакета, находящегося прямо внутри брюшной полости мумии. В таких случаях процесс мумификации претерпевал некоторые изменения. После удаления внутренних органов их сначала обеззараживали и высушивали в соде или извести, затем бальзамировали и, наконец, заворачивали в ткань, чтобы, таким образом, вернуть их на исходное место умершему владельцу для дальнейшего использования в загробной жизни.
Позднее, этруски заимствовали и перенесли в свой погребальный обиход форму канопы, используя её в качестве урны для хранения пепла, оставшегося после церемонии сожжения умершего.
Галерея
Иероглифы для четырёх сыновей Гора, использовавшиеся на египетских канопах
Печень как миниатюрная мумия с маской
Канопа на монете из Александрии, L S (год 6) Император Адриан
Канопа Кийи с её изображением, конец XVIII династии, эпоха Эхнатона
Примечания
- ↑ Stuart Tyson Smith. Unwrapping the Mummy. Hollywood fantasies, Egyptian realities / Julie M. Schablitsky (ed.). — Box Office Archaeology. Refining Hollywood’s visions of the past. — Left Coast Press, 2007. — С. 28-29, 22-23.
Ссылки
- Статья в БСЭ
Эта страница в последний раз была отредактирована 21 февраля 2020 в 13:41.
Источник
Канопа (от греч. Κάνωβος или лат. Canopus) — ритуальный сосуд, как правило, алебастровый кувшин с крышкой в форме человеческой или звериной головы, в котором древние египтяне хранили органы, извлечённые из тел умерших при мумификации. После извлечения органы промывались, а затем погружались в сосуды с бальзамом из Каноба (откуда и название). Древнейшие канопы найдены в гробнице Хетепхерес.
Всего каждой мумии полагалось по четыре канопы. Крышки каноп, как правило были украшены головами четырёх богов — сыновей Гора. Их звали: Хапи, имеющий голову павиана; Дуамутеф, с головой шакала; Квебехсенуф, имеющий голову сокола и Амсет с человеческой головой. В определённые канопы помещались определённые органы: Амсет хранил печень, Дуамутеф — желудок, Квебехсенуф — кишечник, а Хапи вмещал в себя лёгкие.
За всё время истории Египта число каноп, отводимых для каждого умершего, не изменялось, однако их форма модифицировалась в согласии с господствующими вкусами времени. Поначалу, во времена Древнего царства, они выглядели пузатыми и имели весьма скупую отделку. Позднее, ко времени Нового царства (начиная с правления Аменхотепа III), они становятся более вытянутыми, с высокими плечами и узким основанием. Затем, к Позднему периоду, их форма снова становятся более приземистой. Не меньшим образом менялись и крышки каноп. Поначалу просто круглые или плоские, изредка с нанесённым орнаментом, только ко времени Нового Царства они приобрели антропоморфную форму, имеющую черты сходства с покойником. И только ко времени XVIII-й династии появляются крышки «классической формы», представляющие собой четырёх сыновей Гора, три из которых имели голову животного, и только один — человеческую. Эта традиция окончательно закрепилась в эпоху Рамессидов.
Канопы помещались в специальный ящик, на котором рельефно были изображены покровительствующие богини: Исида, Нефтида, Мут и Нейт.
Изредка, вместо урны в захоронениях обнаруживались канопы с органами в виде компактного мешочка или пакета, находящегося прямо внутри брюшной полости мумии. В таких случаях процесс мумификации претерпевал некоторые изменения. После удаления внутренних органов их сначала обеззараживали и высушивали в соде или извести, затем бальзамировали и, наконец, заворачивали в ткань, чтобы, таким образом, вернуть их на исходное место умершему владельцу для дальнейшего использования в загробной жизни.
Позднее, этруски заимствовали и перенесли в свой погребальный обиход форму канопы, используя её в качестве урны для хранения пепла, оставшегося после церемонии сожжения умершего.
Защитники «Канопы».
Амсет — (так же известен под именами Имсети, Сети, Мести и Места) в древнеегипетской религии заупокойное божество, один из четырёх сыновей Гора. Имсети был единственным из четырёх сыновей Гора, кого изображали с человеческой головой. Главной его задачей была защита печени умершего. Покровительницей Имсети была богиня Исида.
Защитники «Канопы».
Кебехсенуф — один из четырех сыновей Бога Гора, его имя означает “тот, кто омолаживает его братьев”. Он почитался как божество Запада, защищающее покойного, а именно его внутренности. Каноп Кебехсенуфа имел вид сосуда с крышкой – головой сокола, в него помещался кишечник усопшего. В погребальной камере этот каноп обычно ставился у западной стены.
Защитники «Канопы».
Дуамутеф — один из четырех детей бога Гора, его имя переводится как “звезда его матери” или “обожающий свою мать”. Дуамутеф находился под покровительством богини Нейт.
В верованиях древних египтян считался олицетворением души Ба человека и ее хранителем.
Дуамутеф защищал желудок усопшего. Его канопа выглядела как сосуд с крышкой в виде головы шакала и располагалась у восточной стены погребальной камеры умершего. Иногда на канопе встречается надпись “защищающий от жажды и голода”.
Защитники «Канопы».
Хапи — в древнеегипетской религии один из четырёх сыновей Гора. В заупокойной литературе изображался как защитник трона Осириса в загробном мире. Не следует путать его с Хапи богом Нила. Хапи (сына Гора) обычно изображали как бога с головой гамадрила, его главной задачей была защита лёгких умершего, поэтому канопа в которой лежали лёгкие имела крышку в виде головы Хапи. Сам Хапи в свою очередь был под защитой Нефтиды. Когда его изображения рисовали на крышках саркофагов, то он как правило смотрел в направлении севера. В течение Третьего переходного периода практика бальзамирования претерпела некоторые изменения. Органы мумий стали помещать обратно во внутрь тела. Туда же в полость тела, клали амулет Хапи.
Дарья, верно. Ее изображения помещали на ящики для каноп, но конкретно на них ее не было.
Источник
Êàíîïà
Êàíîïû – ñîñóäû ñ êðûøêîé â âèäå ãîëîâû ÷åëîâåêà èëè áîãà, â êîòîðûõ õðàíèëèñü âíóòðåííîñòè ïðè áàëüçàìèðîâàíèè òåëà óìåðøåãî â Äðåâíåì Åãèïòå. Êàíîïû îëèöåòâîðÿëèñü ñ ÷åòûðüìÿ ñûíîâüÿìè Ãîðà (Ñîêîëà).
Ðèñ. 1 êàíîïû – ×åòûðå ñûíà Ãîðà
“×åòûðå ñûíà Ãîðà (Ãîðìåñóò) áîãè Äðåâíåãî, äåòè Ãîðà Âåëèêîãî (Äðåâíåãî), êîòîðûå èçîáðàæàëèñü íà êàíîïàõ äëÿ âíóòðåííèõ îðãàíîâ ìóìèôèöèðîâàííîãî ÷åëîâåêà, çàùèòíèêè òðîíà Îñèðèñà â ïîòóñòîðîííåì ìèðå: Õàïè, Àìñåò, Êâåáåõñåíóô è Äóàìóòåô.
Âïåðâûå ñûíîâüÿ Õîðà óïîìèíàþòñÿ â «Òåêñòàõ ïèðàìèä», íî îñîáóþ ïîïóëÿðíîñòü îíè ïîëó÷àþò â ýïîõó Íîâîãî öàðñòâà. Åñëè äî XVIII äèíàñòèè êðûøêè êàíîï èìåëè ôîðìó èçîáðàæåíèÿ ãîëîâû óìåðøåãî ôàðàîíà, òî â ýòî âðåìÿ ïðèîáðåòàþò ðàñïðîñòðàíåíèå òåðèîìîðôíûå «ãîëîâû» êàíîï.
Õàïè èçîáðàæàëñÿ ñ ãîëîâîé áàáóèíà, çàùèùàë ë¸ãêèå, à ñàì, â ñâîþ î÷åðåäü, íàõîäèëñÿ ïîä çàùèòîé Íåôòèäû. Èìñåòè åäèíñòâåííûì èìåë ïîëíîñòüþ ÷åëîâå÷åñêèé îáëèê, çàùèùàë ïå÷åíü è çàùèùàëñÿ Èñèäîé. Êåáåêñåíóô, ñîêîëîãîëîâûé ñûí Õîðà, âìåùàë êèøå÷íèê è çàùèùàëñÿ áîãèíåé-ñêîðïèîíîì Ñåðêåò. Äóàìóòåô èçîáðàæàëñÿ ñ ãîëîâîé øàêàëà (êàê Àíóáèñ), çàùèùàë æåëóäîê è íàõîäèëñÿ ïîä ïîêðîâèòåëüñòâîì Íåéò.” [ÂÏ]
Íàäïèñè â àëüêîâå Îñèðèñà â ñöåíå âçâåøèâàíèÿ ñåðäöà óìåðøåãî [3]:
Èìåíà ñûíîâåé ãîðà ïåðåâîäÿòñÿ ïî-ñëàâÿíñêè ñîãëàñíî ìåòîäèêå [5].
ZrtSdBgGrz >zrit sidij bog glasit- Çðèò ñèäèé áîã (Îñèðèñ), ãëàñèò (ñëàâ.)
×åòûðå ñûíà Ãîðà:
Èìñåòè – imsti (äð.-åãèï.) > PimstPi Bg > pechen bit ïå÷åíü áûòü (ñëàâ.) – õðàíèòåëü ïå÷åíè.
Õàïè – Hpy (äð.-åãèï.) > HpPiPi Bg > hlopj bit – õëîïèé áûòü (ë¸ãêèå) (ñëàâ.) – õðàíèòåëü ë¸ãêèõ.
Äóàìóòåô – dwA-mtwf (äð.-åãèï.) > StrGrGrftch Bg > storog geludka – ñòîðîæ æåëóäêà (ñëàâ.) – õðàíèòåëü æåëóäêà
Êåáåõñåíóô – qbH-snwf (äð.-åãèï.) > LiKbknznznzch > klbkngnj chrv Bg – êëóáêè íèæíèå ÷ðåâà (êèøêè) (ñëàâ.) – õðàíèòåëü êèøêîâ.
Îñèðèñ çðèò è ãëàñèò î äåÿíèÿõ ÷åòûð¸õ ñûíîâåé Ãîðà.
Ýòèìîëîãèÿ ñûíîâåé Ãîðà â äðåâíååãèïåòñêîì ïèñüìå
Ïðèìåðû èåðîãëèôîâ âçÿòû èç äðåâíååãèïåòñêîãî ñëîâàðÿ [4].
 ñòðîêå ñëåâà íàïðàâî: îïèñàíèå èåðîãëèôà (â êîïòñêîé è ñëàâÿíñêîé àááðåâèàòóðå)-åãèïåòñêàÿ òðàíñêðèïöèÿ- ïåðåâîä íà ðóññêèé- êîä ïî Ãàäèíåðó- ñëàâÿíñêàÿ òðàíñêðèïöèÿ- ñëàâÿíñêèé ïåðåâîä- àíãëèéñêîå ñëîâî- ñëàâÿíñêèé ïåðåâîä.
êóáîê èçëèâàþùèé âîäó-ñòðåëà âíèç-ïîâåðõíîñòü âîäû-âèíî-ïòåíåö- 3 ÷åðòû-÷åðâü- Êåáåõñåíóåô – îäèí èç ÷åòûðåõ ñûíîâåé Ãîðà (äð.-åãèï.) – W15-T22-N35-W24-G43-Z2-I9 > qbHStrlnwnw-triChrv > klubki stelnj vo nutri chrevj êëóáêè ñòåëüíûå âî íóòðè ÷ðåâà (ñëàâ.), èíà÷å, êèøêè
êóáîê èçëèâàþùèé âîäó-ñòðåëà âíèç-ïîâåðõíîñòü âîäû-áîã- 3 ÷åðòû- ÷åðâü – qbH snw.f – Êåáåõñåíóåô – îäèí èç ÷åòûðåõ ñûíîâåé Ãîðà (äð.-åãèï.) – W15-T22-N35-A40-Z2-I9 > qbHStrlnBg-triCherv > klubki stelnj begij chrevj – êëóáêè ñòåëüíûå, áåæèå âî ÷ðåâå (ñëàâ.), èíà÷å, êèøêè
êóáîê èçëèâàþùèé âîäó-ñòðåëà âíèç- ñòðåëà âíèç- ñòðåëà âíèç-÷åðâü-áîã – qbH snw.f – Êåáåõñåíóåô – îäèí èç ÷åòûðåõ ñûíîâåé Ãîðà (äð.-åãèï.) – W15-T22-T22-T22-I9-A40 > qbHStrlStrlStrlChervBg > klubki stelnj chrevo bîgj êëóáêè ñòåëüíûå èç ÷ðåâà áîã (ñëàâ.), èíà÷å, áîã êèøêîâ
Ýòèìîëîãèÿ ñëîâà êàíîïà
“ÊÀÍÎÏÀ
û, æ.
 Äð. Åãèïòå: êàæäûé èç ÷åòûðåõ ñîñóäîâ, â êîòîðûå ïîìåùàëè âíóòðåííîñòè ïîêîéíîãî, âûíóòûå ïðè áàëüçàìèðîâàíèè. |  Äð. Ýòðóðèè (Èòàëèÿ) êàíîïîé íàçûâàëàñü óðíà ñ êðûøêîé â âèäå ÷åëîâå÷åñêîé ãîëîâû äëÿ õðàíåíèÿ ïåïëà ïîñëå ñîææåíèÿ òåëà óìåðøåãî.” [ÑÑÈÑ]
“(îò ãðå÷. Kanobos – ãîðîä â Äð. Åãèïòå), ñîñóä äëÿ õðàíåíèÿ âíóòðåííîñòåé áàëüçàìèðîâàííîãî ïîêîéíèêà (â Äð. Åãèïòå) èëè ïåïëà ïîñëå êðåìàöèè (â Ýòðóðèè). Êðûøêà êàíîïû èìåëà âèä ãîëîâû ÷åëîâåêà èëè áîãà.” [ÁÑÝ]
“ÊÀÍÀÏÅ ñð. íåñêëîí. êàíàïêà æ. ôðàíö. äèâàí, ñîôà, ñêàìüÿ ñ ïðèñëîíîì, èíîãäà ìÿãêàÿ, îáèòàÿ, Êàïàïåéíûé, äèâàííûé.” [ÁÑÝ]
Ïðîèñõîæäåíèå ôàìèëèè Êîíîáååâ
“Ôàìèëèè Êîíîá, Êîíîáà, Êîíîáîâ, Êîíîáååâ, Êîíîáåé, Êîíîáååâñêèé, Êîíîáèåâñêèé, Êîíîáååâñêèõ èìåþò ñâîèì êîðíåì ñëîâî «êîíîá». Ñîãëàñíî óêàçàííûì íèæå ñëîâàðÿì ýòî äðåâíåðóññêîå ñëîâî èìååò «ïîñóäíûé» ñìûñë, ò.å. îçíà÷àåò êîòåë, ëîõàíü, êóâøèí, âûñîêóþ êðóæêó, êðèíêó, áåðåñòÿíîé êîðîá è äð. Ïî÷òè ñ óâåðåííîñòüþ ìîæíî óòâåðæäàòü, ÷òî ïîÿâëåíèå ôàìèëèé Êîíàáååâ, Êàíîáååâ, Êàíàáååâ, Êàíàáåé, Êîíîáàåâ äåëî ðóê ñëóæèòåëåé öåðêâåé, õðàìîâ, ïèñàðåé è îíè òàêæå ïðîèñõîäÿò îò ñëîâî «êîíîá». Ñ äîëåé îñòîðîæíîñòè òî æå ñàìîå ìîæíî ñêàçàòü î Êîíîáåâöåâ, Êîíîáåéöåâ, Êîíîáðèé, Êîíîáðèöêèé, Êîíîáàñ, Êîíîáóëîâà, Êîíîáëåâñêèé. Ñîãëàñíî ïðèâåäåííûì íèæå ëèòåðàòóðíûì èñòî÷íèêàì ñëîâî «êîíîá» óïîòðåáëÿëîñü óæå äî 1047 ã. Îáðàùàåò íà ñåáÿ âíèìàíèå òîò ôàêò, ÷òî äðåâíå-åãèïåòñêîå è äðåâíå-ëàòèíñêîå ñëîâî êàíîïà (îò ãðå÷åñêîãî KANOBOS è ëàòèíñêîãî CANOPUS=CÀNOBUS) òàêæå èìååò «ïîñóäíûé» ñìûñë (ñì. íèæå). Ýòî ïîçâîëÿåò ïðåäïîëîæèòü, ÷òî, ñêîðåå âñåãî, ñëîâî êîíîá ïðèøëî â Ðóñü èç Âèçàíòèè âìåñòå ñ õðèñòèàíñòâîì, à åãî ïðîèñõîæäåíèå îò äðåâíå-åãèïåòñêîãî è äðåâíå-ëàòèíñêîãî ñëîâà êàíîïà âîñõîäèò, âîçìîæíî, ê 2000-5000 ãîäàì äî íàøåé ýðû.” [1]
 ýòèìîëîãè÷åñêèõ è ýíöèêëîïåäè÷åñêèõ ñëîâàðÿõ ñëîâî êàíîïà îòîæäåñòâëÿþò ñ íàçâàíèåì ãîðîäà Êàíîáîñ â Äðåâíåì Åãèïòå, íî ýòî âñåãî ëèøü çâóêîâîå ñõîäñòâî íè÷åì íå ïîäòâåðæä¸ííîå.  òîæå âðåìÿ â Äðåâíåì Åãèïòå ñóùåñòâîâàë íåêîãäà äðóãîé ãîðîä áëèç Àëåêñàíäðèè – Êàíîï (ñîâðåìåííîå ïîñåëåíèå Àáó-Êèð), êîòîðûé áûë ðàçðóøåí ïîëíîñòüþ ïîñëå çåìëåòðÿñåíèÿ è óø¸ë ïîä âîäó. Êàíîï áûë ïðîöâåòàþùèì ãîðîäîì è äî îñíîâàíèÿ Àëåêñàíäðèè ñ÷èòàëñÿ ãëàâíûì òîðãîâûì ïîðòîì Äðåâíåãî Åãèïòà.
“Íà ïðîèñõîæäåíèå íàçâàíèÿ ãîðîäà ñóùåñòâóåò íåñêîëüêî òî÷åê çðåíèÿ, îäíà èç êîòîðûõ ñâÿçûâàåò ýòèìîëîãèþ ñëîâà ñ «çîëîòûì äíîì» èìåííî òàê ïåðåâîäèòñÿ ñëîâà «êàíîï» ñ äðåâíååãèïåòñêîãî. Ñâÿçàíî ýòî, î÷åâèäíî, ñ òåì, ÷òî áëàãîäàðÿ íåîáû÷àéíî âûãîäíîìó ãåîãðàôè÷åñêîìó ïîëîæåíèþ ãîðîäà åãî òîðãîâöû è ïðåäïðèíèìàòåëè îòëè÷àëèñü çàâèäíûì ìàòåðèàëüíûì áëàãîñîñòîÿíèåì â áóêâàëüíîì ñìûñëå «êóïàëèñü â çîëîòå». ” [2]
Êàíîïà êàê “çîëîòîå äíî” íàâîäèò íà ìûñëü, ÷òî íàçâàíèå ãîðîäà ñâÿçàíî ñ áàíêîâñêîé äåÿòåëüíîñòüþ, íàêîïëåíèåì êàïèòàëà, òàê èëè èíà÷å ñâÿçàííîå ñ òîðãîâëåé.
Êàíîïà – Kanopa > banka – áàíêà/áàíê (ñëàâ.), ãäå êàê íè â “áàíêå” ìîãëè õðàíèòüñÿ äåíüãè, ìàëåíüêèå çîëîòûå êðóæî÷êè !
Åñòü è äðóãàÿ âåðñèÿ ïðîèñõîæäåíèÿ íàçâàíèÿ Êàíîï. Îíà ñâÿçàíî ñ èìåíåì ëåãåíäàðíîãî êîðì÷åãî Ìåíåëàÿ, êîòîðûé ïîãèá íà ýòîé çåìëåé. Èíòåðåñíî, ÷òî èìÿ Ìåíåëàÿ â ñëàâÿíñêîé âåðñèè ñâÿçàíî ñ “ìåíîé”.
Ìåíåëàé – Menelaj > menij – ìåííûé (ñëàâ.), ÷òî ñâÿçàíî ñ ìåíîé òîâàðà èëè äåíåã, èíà÷å, ðîñòîâùè÷åñòâîì.
Êàíîï áûë èçâåñòåí è ñâîèì çíàìåíèòûì õðàìîì, ïîñâÿù¸ííûì Ñåðàïèñó (ñêîðïèîí-äð.-åãèï.), ñòåíû êîòîðîãî ìîãëè èñöåëèòü ëþáîãî ñòðàæäóùåãî (÷åì ? ìîæåò áûòü çîëîòîì ?), îäíàêî äðåâíèå ìûñëèòåëè óïîðíî èìåíîâàëè Êàíîï “ïîðî÷íûì ìåñòîì”, äàæå âîçäóõ êîòîðîãî áûë ïðîïèòàí áåçíðàâñòâåííîñòüþ è ãðåõîì.
Ñåðàïèñ – Serapis > skorpj – ñêîðïèé (ñëàâ.), ò.å. “ñêðÿáèé”, “êîðîáèé”, èíà÷å, òîðãîâûé.
Èíâåðñèÿ skorpj > porok – ïîðîê (ñëàâ.), íå îòñþäà ëè ëåãåíäà î “ïîðî÷íîì ìåñòå”.
Ãèáåëü ãîðîäà Êàíîïà óäèâèòåëüíî íàïîìèíàåò áèáëåéñêóþ ëåãåíäó î ãîðîäàõ Ñîäîìå è Ãîììîðå, êîòîðûå, ñîãëàñíî ëåãåíäå, íàõîäèëèñü ó óñòüÿ Ðåêè Èîðäàí íà çàïàäíîì ïîáåðåæüè ̸ðòâîãî ìîðÿ, æèòåëè êîòîðûõ îòëè÷àëèñü ðàçâðàù¸ííîñòüþ, çà ÷òî áîã (ßõâå) óíè÷òîæèë ýòè ãîðîäà, ïðåâðàòèâ ñòðàíó â áåñïëîäíóþ ïóñòûíþ. Îäíàêî òî÷íîå ìåñòî ýòèõ ãîðîäîâ ñåé÷àñ íåèçâåñòíî.
” Íåêîòîðûå ïðåäñòàâèòåëè íàó÷íîãî ñîîáùåñòâà ïîäâåðãàþò ñîìíåíèþ èñòîðè÷åñêóþ äîñòîâåðíîñòü ñàìîãî ñóùåñòâîâàíèÿ ýòèõ ãîðîäîâ, â òî æå âðåìÿ ðÿä äðóãèõ ïðåäñòàâèòåëåé ñîâðåìåííîãî íàó÷íîãî ìèðà ïðèçíàþò ôàêò ñóùåñòâîâàíèÿ â äðåâíîñòè (òðåòüå òûñÿ÷åëåòèå äî í. ý.) óïîìÿíóòûõ â Áèáëèè Ñîäîìà, Ãîìîððû è äðóãèõ ãîðîäîâ âîçëå þæíîé îêîíå÷íîñòè ̸ðòâîãî ìîðÿ. Óïîìèíàíèå î Ñîäîìå âñòðå÷àåòñÿ òàêæå â ñî÷èíåíèÿõ Ñòðàáîíà «Ãåîãðàôèÿ», ó Èîñèôà Ôëàâèÿ â «Èóäåéñêèõ äðåâíîñòÿõ», â ñî÷èíåíèÿõ Êîðíåëèÿ Òàöèòà. ” [ÂÏ].
Ñ èâðèòà Ñîäîì ïåðåâîäèòñÿ êàê “ãîðÿùèé”, à Ãîìîððà – “ïîãðóæåíèå, ïîòîïëåíèå”.
Ñòðàííî, ÷òî â íàçâàíèè ãîðîäîâ Ñîäîìà è Ãîìîððû óæå çàëîæåíî èõ óíè÷òîæåíèå, ÷òî ãîâîðèò î òîì, ÷òî ýòî ëèòåðàòóðíî âûìûøëåííûå íàçâàíèÿ ãîðîäîâ.
È ýòî íàïîìèíàåò ãèáåëü Êàíîïû ñ çåìëåòðÿñåíèåì è ïîòîïëåíèåì. Ìîæåò áûòü, â ëåãåíäå äâà ãîðîäà àññîöèèðóþòñÿ ñ Êàíîïîé ïîä Àëåêñàíäðèåé, ãäå â ïàìÿòè àíòè÷íûõ èñòîðèêîâ îñòàëîñü òîëüêî íàçâàíèå Àëåêñàíäðèè. Èíà÷å, ãèáåëü Êàíîïû áûëà ïåðåíåñåíà íà Àëåêñàíäðèþ è âîøëà â áèáëåéñêóþ ëåãåíäó ïîä äðóãèì èìåíåì.
Ãîìîððà- Ñîäîì – Gomorra-Sodom > Allek-sandrj – Àëåêñàíäðèÿ (ñëàâ.)(èíâ. Gomorra)
Èñòîðèÿ èóäåéñêîãî íàðîäà, îïèñàííàÿ â Áèáëèè òåñíî ñâÿçàíî ñ èñòîðèåé è ìèôîëîãèåé Äðåâíåãî Åãèïòà, íàïðèìåð, ïðàâëåíèå Èîñèôà â Åãèïòå ïî óêàçàíèþ ôàðàîíà, ïðèøåñòâèå è èñõîä åâðååâ èç Åãèïòà ïîä âîäèòåëüñòâîì Ìîèñåÿ, 10 åãèïåòñêèõ êàçíåé è äð. Ïîýòîìó íåëüçÿ èñêëþ÷àòü ïàðàëëåëè ã. Êàíîïû ñ Ñîäîìîì è Ãîìîððîé.
Êàê áàíêà ñòàëà êàíîïîé èëè êàíîïà áàíêîé
 ýòèìîëîãè÷åñêèõ ñëîâàðÿõ ñëîâî “áàíêà” èäåíòèôèöèðóåòñÿ ñ ïóçàòûì ñîñóäîì.
“áàíêà
I áà;íêà
I. 1. “ñêàìåéêà íà ãðåáíûõ ñóäàõ”, 2. “ïåñ÷àíàÿ îòìåëü”. È òî è äðóãîå çàèìñòâ. èç íåì. Bank òî æå, ñîãëàñíî Ãîðÿåâó 1, ÝÑ 11. Âîçì., ñêîðåå èç ãîëë. bank; ñì. Ìå;ëåí, 28.
1 Àâòîð íåòî÷åí: ó Ãîðÿåâà óêàçàííàÿ ýòèìîëîãèÿ îòñóòñòâóåò. – Ïðèì. ðåä.
II áà;íêà
II. 1. “ñîñóä äëÿ êîíñåðâèðîâàíèÿ”, 2. “ìåäèöèíñêàÿ áàíêà”, ñð. óêð. áà;íÿ “ñîñóä, êóïîë”, áà;íüêà “ìåäèöèíñêàÿ áàíêà”, ñëîâåí. ba;nja “âàííà”, ÷åø. ba;ne; æ. “ñîñóä, êóâøèí”, ban;ka “ìåäèöèíñêàÿ áàíêà”, ïîëüñê. bania “ïóçàòûé ñîñóä”, ban;ka “ìåäèöèíñêàÿ áàíêà”, â.-ëóæ. ban;ka “âñå îêðóãëîå; êóâøèí”, í.-ëóæ. banja “êóâøèí”.
Ñëîâî ïåðâîíà÷., âåðîÿòíî, èäåíòè÷íîå ñëîâó áà;íÿ (ñì. íèæå), êîòîðîå ðàçâèëî ñíà÷àëà çíà÷. “âàííà”, çàòåì “ñîñóä”; ñì. Áåðíåêåð 1, 43; Ìóðêî, WuS 5, 1 è ñë.; Çåëåíèí, ÆÑò. 22, 438 è ñë.; Áðàíäò, ÐÔ 21, 205. Çàèìñòâîâàíèå áà;íêà “ìåäèöèíñêàÿ áàíêà” èç ïîëüñê. ban;ka (Âðþêíåð 45, 26) íåâîçìîæíî äîêàçàòü. Âåðíåêåð (1, 43) óêàçûâàåò, ÷òî ëàò. balneum èìååò çíà÷. “âàííà”, à ôðàíö. bain, èò. bagno îçíà÷àþò “áàíÿ” è “âàííà”. Ïîýòîìó ðàçãðàíè÷åíèå ó Ïðåîáð. (1, 15) ñëîâ áà;íêà è áà;íÿ âðÿä ëè âåðíî. “Êðîâîïóñêàíèå ïðîèçâîäèëîñü ïîñëå ìûòüÿ â áàíå” Ìåðèíãåð, WuS 4, 196.” [ÑÔ]
“áàíêà
1. æ.
1)
à) Ñòåêëÿííûé èëè ìåòàëëè÷åñêèé ñîñóä öèëèíäðè÷åñêîé ôîðìû.
á) Êîëè÷åñòâî ÷åãî-ë., âìåùàþùååñÿ â òàêîé ñîñóä.
2) ðàçã. Ãåðìåòè÷åñêè çàêðûòûé æåñòÿíîé ñîñóä ñ ÷åì-ë., ñ êàêèì-ë. êîíñåðâèðîâàííûì ïðîäóêòîì.
3) ñì. òàêæå áàíêè.
2. æ.
1) Ñèäåíèå äëÿ ãðåáöîâ â âèäå ïîïåðå÷íîé äîñêè â ëîäêå (â ðå÷è ìîðÿêîâ, ðûáàêîâ).
2) Ñêàìåéêà íà êîðàáëå, ñóäíå.
3. æ.
1) Âîçâûøåííûé ó÷àñòîê ìîðñêîãî äíà; ïîäâîäíàÿ îòìåëü.
2) Ó÷àñòîê ìîðÿ ñ äíîì òàêîãî ðåëüåôà êàê ìåñòî ðûáíîãî èëè çâåðîáîéíîãî ïðîìûñëà.” [ÒÑÅ, ÑÄ]
Êîììåíòàðèè â ñëîâó banca – ñêàìüÿ (èòàë.)
“Äåíüãè íà ñêàìåéêå èëè ëàâî÷êå – ýòî äîâîëüíî æèâîïèñíî, íî banco (ðàíåå – banca) îçíà÷àëî åùå è ïèñüìåííûé ñòîë, êîíòîðêó, ïðèëàâîê è ò.ï. Çà êîòîðûìè è ðàáîòàëè ìåíÿëû.”
“Banco êàê è bank îçíà÷àåò “ñîìêíóòü êðóã”. Èñõîäíîå íàçíà÷åíèå áàíêîâ (êàê ó÷ðåæäåíèé) – òðèâèàëüíàÿ êàìåðà õðàíåíèÿ.”
“ÁÀÍÊ
Ôðàíöóçñêîå banque (áàíê).
Íåìåöêîå Bank (áàíê).
Èòàëüÿíñêîå banco (ñêàìüÿ, ïðèëàâîê ìåíÿëû).
 ðóññêîì ÿçûêå ñëîâî «áàíê» ÿâëÿåòñÿ îáùåóïîòðåáèòåëüíûì óæå ñ XVIII â.
Ñëîâî çàèìñòâîâàíî èç ôðàíöóçñêîãî èëè íåìåöêîãî è âîñõîäèò ê èòàëüÿíñêîìó banco ïåðâîíà÷àëüíî «ñêàìüÿ, ïðèëàâîê (ìåíÿëû)», ïîçæå «êîíòîðà», êóäà ïîïàëî èç ãåðìàíñêèõ ÿçûêîâ îò bank («ñêàìüÿ»).
Òåïåðü «áàíê» ìåæäóíàðîäíîå ñëîâî ñî çíà÷åíèåì «êðóïíîå ôèíàíñîâî-êðåäèòíîå ó÷ðåæäåíèå».
Ðîäñòâåííûìè ÿâëÿþòñÿ:
Óêðàèíñêîå áàíê.
Ïîëüñêîå bank.
Ïðîèçâîäíîå: áàíêîâñêèé, áàíêîâàòü.
ÁÀÍÊÀ
Ïîëüñêîå banka (áàíêà, ïóçûðü, áèëîí).
×åøñêîå banka (ïóçûðåê, ñîñóä, êóâøèí).
Îáùåñëàâÿíñêîå banja (áàíÿ, âàííà, êóïàíèå).
Ëàòèíñêîå balneum («âàííà»).
Ñëîâî áàíêà èçâåñòíî â ðóññêîì ÿçûêå ñ XVII â. ñî çíà÷åíèåì «îêðóãëûé ñîñóä, ñòåêëÿííûé ïóçûðü». Âîçìîæíî, çàèìñòâîâàíî èç óêðàèíñêîãî èëè ïðÿìî èç çàïàäíîñëàâÿíñêèõ ÿçûêîâ: ïîëüñêîãî èëè ÷åøñêîãî.
Ñëîâî ñâÿçàíî ñ óêðàèíñêèì «áàíêà» («øàðèê, âîäÿíîé ïóçûðü»), à òàêæå ñ ÷åøñêèì banka («ïóçûðåê») è äðóãèìè ñëàâÿíñêèìè îäíîêîðåííûìè ñëîâàìè, êîòîðûå, ïî âñåé âèäèìîñòè, âîñõîäÿò ê îáùåñëàâÿíñêîé îñíîâå banja («áàíÿ», «âàííà», «êóïàíèå»). Ïåðâîèñòî÷íèê ãðå÷åñêîå ñëîâî, ñòàâøåå îñíîâîé ëàòèíñêîãî, balneum («âàííà»).
Ïðîèçâîäíîå: áàíî÷íûé.” [ÝÑÑ]
“Èç ïèñüìà Àëåêñåÿ Êîíàáååâà (Ñàìàðà) Êîíîáååâó Þ.Â.: «Ìîåé ìàòåðè, íûíå ïîêîéíîé, óäàëîñü íàéòè èíôîðìàöèþ, ïðÿìî óêàçûâàþùóþ íà ïðîèñõîæäåíèå ôàìèëèè «Êîíîáååâ». Ðàáîòàÿ â íàó÷íîé áèáëèîòåêå Êóéáûøåâñêîãî ïîëèòåõíè÷åñêîãî èíñòèòóòà, â îòäåëå öåííûõ è ðåäêèõ êíèã, â îäíîì èç äîðåâîëþöèîííûõ ñëîâàðåé îíà íàøëà òàêèå ñòðîêè: ÊÎÍÎÁÅÉ ÃÎÍ×ÀÐ, ÃÎÐØÅ×ÍÈÊ Â ÄÐÅÂÍÅÉ ÐÓÑÈ
.» [1]
Îí æå êîíîáåé – îáîäíèê îò ñëîâà îáîä, êîòîðûé ôîðìèðóåòñÿ ïðè èçãîòîâëåíèè ãîðøêà íå èìåþùåãî ðó÷êè, ÷òîáû óäîáíî äåðæàòü ãîðøîê â ðóêå. Îò ñëîâà “îáîä” ïðîèçâîäíîå “áîíäàðü” – èçãîòîâèòåëü áî÷åê.
êîíîáåé – konobej > banka/obodnik – áàíêà/îáîäíèê (ñëàâ.)
Àíãëèéñêèé “ãîðøîê” òîæå îáîäíûé.
pote – ãîðøîê (àíãë.) > obodnj – îáîäíûé (ñëàâ.)( ðåäóêöèÿ b/p, d/t)
Ãðå÷åñêèé “ãîðøîê” òîæå îáîäíûé.
lebita – êîíîá – ãîðøîê (ãðå÷.) > jobodj – îáîäèé (ñëàâ.)(çàìåíà j/l, ðåäóêöèÿ d/t)
êàíàïå – kanape > pokojnj – ïîêîéíûé (ñëàâ.)(èíâ. kanap, ïåðåñò. n/p)
Ïðîèçâîäíûå ñëîâà îò êàíîïà – kanopa (KNP/KPN) – êîïèòü; êóïîë, êóïîëüíûé; êàïëÿ, êàïåëüíûé. Êóïîë öåðêâè íàïîìèíàåò êàïëþ èëè ïóçàòûé ñîñóä.
Ïðîèçâîäíûå ñëîâà îò áàíêà – banka (BNK) – áàíÿ.
À èòàëüÿíñêîå ñëîâî banca – ñêàìåéêà òîæäåñòâåííî ôðàíöóçñêîìó äèâàíó “êàíàïå” (ñî çíà÷åíèåì “ïîêîèòüñÿ”) ñ óòåðåé ïåðâîíà÷àëüíîãî ñìûñëà, ò.å. êàíîïà-áàíêà.
Ñîêðàùåíèÿ
ÑÏÈ Ñëîâî î ïîëêó Èãîðåâå
ÏÂË Ïîâåñòü âðåìåííûõ ëåò
ÑÄ ñëîâàðü Äàëÿ
ÑÔ ñëîâàðü Ôàñìåðà
ÑÈÑ ñëîâàðü èíîñòðàííûõ ñëîâ
ÒÑÅ òîëêîâûé ñëîâàðü Åôðåìîâà
ÒÑÎØ òîëêîâûé ñëîâàðü Îæåãîâà, Øâåäîâà
CÐÑ ñëîâàðü ðóññêèõ ñèíîíèìîâ
ÁÒÑÓ áîëüøîé òîëêîâûé ñëîâàðü Óøàêîâà
ÑÑÈÑ ñáîðíûé ñëîâàðü èíîñòðàííûõ ñëîâ
ÌÀÊ ìàëûé àêàäåìè÷åñêèé ñëîâàðü ðóññêîãî ÿçûêà
ÂÏ Âèêèïåäèÿ
ÝÁÅ – Ýíöèêëîïåäèÿ Áðîêãàóçà è Åôðîíà
ÁÑÝ – áîëüøàÿ ñîâåòñêàÿ ýíöèêëîïåäèÿ
ÝÑÑ – ýòèìîëîãè÷åñêèé ñëîâàðü Ñåì¸íîâà
Ññûëêè
1. Ïðîèñõîæäåíèå ôàìèëèè Êîíîáååâ, https://www.konobeev.narod.ru/ethimolog.htm
2. Êàíîï, https://sitekid.ru/drevniy_egipet/kanop.html
3. Â.Í. Òèìîôååâ “Êíèãà ì¸ðòâûõ. Âçâåøèâàíèå ñåðäöà”,https://www.tezan.ru/dan_4.htm
4. Ðóññêî-åãèïåòñêèé è àíãëî-åãèïåòñêèé ñëîâàðü èåðîãëèôîâ, https://drevlit.ru/egypt_dictionary.html#
5. Â. Í. Òèìîôååâ «Ìåòîäèêà ïîèñêà ñëàâÿíñêèõ êîðíåé â èíîñòðàííûõ ñëîâàõ», https://www.tezan.ru/metod.htm
Источник