Емкость сосуда и ее измерение

Честно говоря я так и не нашел в интернете как конкретные мультиметры измеряют емкость. Поэтому давайте разберемся как вообще можно измерить емкость конденсатора и что это вообще такое емкость? И еще я вам открою старый способ ее измерения стрелочным прибором.
Итак, что такое конденсатор и его емкость. Обычно мы представляем себе емкость в виде м… сосуда. И емкость этого сосуда всем известна: 0.25, 0.5, 0.75, 1 л и т.д. :). Кстати, первый в мире конденсатор (лейденская банка) действительно, была обыкновенной банкой, обклеенной фольгой и внутрь вставлялся металлический стержень. А диэлектриком был воздух.
Лейденская банка была своеобразным накопителем или аккумулятором электричества для первых опытов по электричеству. Отсюда вероятно и возник термин – емкость.
Итак, конденсатор это два проводника разделенных каким нибудь диэлектриком, например воздухом, бумагой и т.д. Емкость это мера того, насколько конденсатор способен накапливать заряд.
Но как же ее измерить? Если мы попытаемся прозвонить конденсатор обычным тестером то ничего не получится, прибор покажет бесконечное сопротивление. Это и понятно. Между проводниками-обкладками конденсатора диэлектрик а он не проводит ток.
Кстати, оценить емкость электролитического конденсатора можно и на постоянном токе но об этом позже.
А какое сопротивление будет у конденсатора если его подключить не к постоянному току а к переменному? Оказывается вполне измеримое! Конденсатор на постоянном токе имеет активное сопротивление R= U/I и оно бесконечно большое.
А на переменном тока конденсатор имеет реактивное сопротивление и оно зависит и от емкости и от частоты тока : Xc = 1/(2Pi f C). Pi = 3.14…..
Следовательно C = 1/(2Pi f Xc). Итак, измерив реактивное сопротивление Xc мы легко определим емкость конденсатора. Сопротивление (активное и реактивное) часто измеряют мостом Уитсона – в котором 4 сопротивления соединены так, что образуют как бы квадрат:
Уравновешенный мост Уитсона.
На две противоположных точки соединения подают эталонное напряжение а с противоположных снимают измеряемый сигнал. Если сопротивления резисторов в мосте равны (или суммы в противоположных плечах) то мост уравновешен и ток через измерительный прибор не течет.
Если величину сопротивления любого резистора изменить, то Баланс нарушится и через прибор потечет ток, пропорциональный этому сопротивлению. Этот принцип используют в приборах – омметрах для измерения сопротивления.
Если в мосте Уитсона R1 заменить на эталонный конденсатор а вместо R2 – измеряемый конденсатор то таким же способом можно измерить реактивное сопротивление конденсатора и его емкость. Конечно вместо батарейки нужно применять генератор синусоидального сигнала.
Итак, проверим как это работает на практике. Создаем проект в протеусе и собираем простую схему из четырех резисторов и двух конденсаторов. Запитываем ее от генератора сигналов и ставим AC вольтметр.
Резисторно-конденсаторный мост Уитсона сбалансирован.
Поскольку сопротивления резисторов и емкости конденсаторов равны, мост сбалансирован и вольтметр показывает ноль. Давайте теперь разбалансируем мост – изменим емкость Cx.
Резисторно-конденсаторный мост Уитсона разбалансирован.
И теперь на вольтметре мы видим напряжение! Если мы увеличим или уменьшим Cx, будем наблюдать как изменяется напряжение. Попробуйте собрать эту схему сами и поэкспериментировать!
Итак… обещанный лайфхак! В моей радиолюбительской юности большим богатством был вольтомметр Ц410. Но он не умел измерять емкость конденсаторов. Вот как я выходил из этого положения.
Переключаем прибор на измерение сопротивления. Подключаем к щупам конденсатор и… наблюдаем как стрелка отклоняется вправо! Через прибор течет ток- ток заряда конденсатора. И по углу отклонения можно примерно определить емкость конденсатора. Точность можно повысить сравнив с эталонным конденсатором.
После отклонения вправо стрелка должна возвратиться на ноль – конденсатор разрядился. Но если стрелка не ушла на ноль а прибор показывает какое либо сопротивление, пусть и очень большое, значит конденсатор либо пробит (отклонение стрелки будет меньше эталонного такой же емкости) либо у него есть утечки. Такой конденсатор лучше выкинуть.
Итак в этой статье мы разобрались что такое конденсатор и его емкость и как ее измерить с помощью моста Уитсона. В следующей статье я покажу Вам как измерить емкость конденсаторов другим способом.
Если вам понравилась эта статья ставьте лайк, подписывайтесь на канал и до новых встреч!
Источник
Растяжимость сосудов. Емкость сосудов
Важной характеристикой сосудистой системы является растяжимость сосудов. Увеличение давления крови приводит к расширению сосудов и, следовательно, к уменьшению их сопротивления. В результате объемный кровоток увеличивается в гораздо большей степени, чем можно было ожидать, потому что он растет за счет не только увеличения давления, но и уменьшения сосудистого сопротивления.
Растяжимость сосудов имеет и другое важное значение. Например, растяжимость артерий позволяет им приспосабливаться к пульсирующему характеру кровотока и сглаживать периодические систолические колебания давления. Это обеспечивает постоянный и непрерывный ток крови в мельчайших сосудах периферических тканей.
Наиболее растяжимыми из всех сосудов являются вены. Даже небольшое увеличение венозного давления позволяет венам вмещать дополнительно от 0,5 до 1 л крови. Таким образом, вены выполняют емкостную (резервуарную) функцию. Они способны депонировать большое количество крови и выбрасывать ее в общий кровоток в любой момент, как только потребуется.
Единицы растяжимости сосудов. Обычно способность сосудов растягиваться характеризуется как степень увеличения объема сосуда при повышении давления на 1 мм рт. ст. в соответствии со следующей формулой: Растяжимость сосуда = увеличение объема / увеличение давления*исходный объем.
Например, если сосуд исходно содержит 10 мл крови, а при увеличении давления на 1 мм рт. ст. объем крови увеличивается на 1 мл, то растяжимость сосуда оценивается как 0,1 на 1 мм рт. ст. или 10% на 1 мм рт. ст.
Различия в растяжимости артерий и вен. Благодаря анатомическому строению стенки упругость артерии гораздо выше, чем упругость вен, поэтому артерии примерно в 8 раз менее растяжимы, чем вены. Это означает, что рост давления вызывает увеличение объема крови в венах в 8 раз большее, чем в артериях соответствующего калибра.
В малом круге кровообращения легочные вены имеют такую же растяжимость, как и вены большого круга. Что касается легочных артерий, то давление в них обычно составляет 1/6 величины системного артериального давления, и растяжимость их, соответственно, в 6 раз выше, чем растяжимость артерий большого круга кровообращения.
При исследовании гемодинамики иногда гораздо важнее знать общий объем крови, который может дополнительно вместиться в тот или иной отдел сосудистой системы при увеличении давления на 1 мм рт. ст., чем растяжимость отдельных сосудов. Способность сосуда, растягиваясь, вмещать дополнительный объем крови, можно назвать резервной емкостью сосуда (или податливостью сосудистой стенки). Резервная емкость выражается следующей формулой: Резервная емкость = увеличение объема / увеличение давления.
«Резервная емкость» и «растяжимость» — разные понятия. Хорошо растяжимый сосуд, наполненный небольшим объемом крови, имеет гораздо меньшую резервную емкость, чем менее растяжимый сосуд, наполненный большим объемом крови, т.к. резервная емкость равна растяжимости, умноженной на объем.
Резервная емкость вены большого круга кровообращения в 24 раза больше, чем резервная емкость соответствующей артерии, потому что вена в 8 раз более растяжима и объем вены в 3 раза больше, чем объем соответствующей артерии (8×3 = 24).
– Также рекомендуем “Кривые объем-давление артериальных и венозных сосудов. Релаксация сосудистой стенки”
Оглавление темы “Давление крови. Венозный кровоток”:
1. Гематокрит. Зависимость кровотока от давления
2. Растяжимость сосудов. Емкость сосудов
3. Кривые объем-давление артериальных и венозных сосудов. Релаксация сосудистой стенки
4. Пульсовые колебания артериального давления. Изменения пульсового давления
5. Пульсовая волна. Аускультативный метод измерения давления
6. Среднее артериальное давление. Вены и венозное давление
7. Сопротивление венозных сосудов. Влияние гравитации на венозное давление
8. Клапаны вен и венозный насос. Несостоятельность венозных клапанов
9. Методы измерения венозного давления. Емкостная функция вен
10. Депо эритроцитов – селезенка. Обновление крови
Источник
Статья “Формирование понятия о емкости. Обучение измерению емкости”
Ольга Николаевна Даниловская
учитель математики,
высшей квалификационной категории
МОУ «С(К)ОШИ № 4»
города Магнитогорска
Челябинской области
Формирование понятия о емкости. Обучение измерению емкости
План ознакомления
1.Сформировать представления о емкости.
2.Познакомить с единицами емкости и сформировать конкретное представление о таких единицах емкости как литр и т.д.
3.Сформировать умения преобразовывать величины в единицах массы.
4.Сформировать умения сложения (вычитания) емкости, выраженной в единицах одного или двух наименований, а также умножать массу на число.
Знакомство с литром как единицей емкости происходит в 1 классе. Учитель предлагает из нескольких сосудов, стоящих на столе, подобрать такой, в который поместится столько же воды, сколько ее в сосуде, который учитель демонстрирует в качестве образца. Задача решается с учетом интересного для детей сказочного сюжета:
«Как-то раз Винни Пух пришел в гости к Кролику. Как настоящий гостеприимный хозяин Кролик решил угостить своего друга. Поставил пирог на стол, пошел за чашками для компота, открыл дверцу буфета, призадумался: у него не оказалось одинаковых чашек. Винни может обидеться, если у него будет чашка меньше. Как же быть? Давайте поможем Кролику выбрать чашку!»
Учитель ставит на стол различные чашки: чашку, из которой пьет Кролик (чашка-образец), и ряд других, различной емкости и формы.
Какие предложения у вас, ребята? Можете подойти к столу, рассмотреть чашки поближе, а вместо компота используйте воду.
Для более прочного овладения определенными действиями учитель преднамеренно направляет учащихся на неправильный вариант решения:
Давайте возьмем эту чашку. Смотрите, какая она маленькая и красивая. Вини она обязательно понравится (нет, мы не можем ее взять: в нее помещается меньше воды, чем в чашки Кролика)
Почему? Как ты это узнал?
Один из учеников выходит к доске, начинает оперировать предметами, стоящим на столе, сопровождая свои действия словами:
Нальем воду в чашку Кролика, и затем перельем в эту чашку. Вода
Учитель обсуждает еще ряд вариантов. В ходе обсуждения практических действий находится нужная чашка.
Показывая найденную чашку и чашку Кролика, учитель говорит, что такие чашки называются одинаковыми по емкости, они вмещают одинаковое количество жидкости. В ходе практической работы устанавливается, что среди сосудов, стоящих на столе нет больше одинаковых по емкости (ни одна из чашек не вмещает столько же воды, сколько чашка Кролика, следовательно, их емкость различна).
Итак, мы помогли Кролику найти такую же по емкости чашку, как у него. Поставил он чашки на стол, разлил компот и тут кто-то постучал в дверь. Это был пятачок. Кролик пригласил его к столу и призадумался: ведь у него только 2 одинаковые по емкости чашки. Как же быть? Кролику не хотелось обидеть Пятачка: нужно, чтобы компота досталось поровну всем.
В процессе обсуждения учащиеся под руководством учителя приходят к выводу о том, что можно взять другую чашку, но налить в нее столько же компота, сколько помещается в чашке-образце.
Среди чашек, стоящих на столе оказываются такие, емкость которых меньше, чем емкость чашки-образца. Учащиеся отмечают, что такие чашки брать нельзя: в нее поместится меньше компота, чем в чашках Вини и Кролика. Так, в процессе проб и ошибок делается правильный выбор, соответствующий поставленной цели.
Продолжая реализовывать поставленные цели, учитель выстраивает на стол набор различных объемных предметов, на каждом из которых наклеена бирка с буквами: A, Д, C, K и спрашивает: «Что вы можете сказать об этих сосудах?». Учащиеся характеризуют их с разных сторон: эти сосуды изготовлены из различных материалов, некоторые из них одинаковы по цвету; есть сосуды, одинаковые по высоте и т.д.
Один из учеников высказывает предположение, что, возможно, сосуды А и Д одинаковы по емкости. Это высказывание учащиеся подвергают сомнению. Несколько учеников выходят к столу учителя и осуществляют операции по определению равных или неравных по емкости сосудов, применяя для этого сосуд-посредник.
В результате практической деятельности учащиеся устанавливают, что сосуды А и Д одинаковы по емкости (в них помещается одинаковое количество воды, вмещаемое сосудом-посредником). (Учитель предлагает зафиксировать эти отношения, используя символы: =). Записывают: А=Д.
Продолжая работу, учащиеся устанавливают, что сосуд К содержит столько же воды, сколько сосуд Д. записывают: А=К.
Таким образом, появляется запись:
А = Д
Д = К
А = К
Как сравнить емкость сосудов С и А? (надо определить емкость сосуда С с помощью сосуда-посредника).
В результате практической деятельности устанавливается, что емкость сосуда С меньше, чем емкость сосуда А.
Записывают: С
В каких отношениях находятся емкости сосудов С и Д?
Учащиеся, не производя переливаний устанавливают, что С
– Почему? Докажите. (если сосуд С вмещает воды меньше, чем сосуд А и сосуды А и Д одинаковой емкости, то сосуд С вмещает меньше воды, чем сосуд Д)
– Запишите то, используя знаки , = (Если С
На следующем этапе урока учитель с помощью мерки-посредника, которую он показывает сравнения числом. Выполняя практические действия, учащиеся устанавливают, что данная мерка в сосуде К умещается 7 раз, а в сосуде С таких мерок 5; 7 > 5, значит, емкость сосуда К больше, чем емкость сосуда С.
Ученики записывают это отношение, используя знаки , К > С.
Теперь давайте измерим емкость сосуда К этой меркой, а емкость сосуда – другой меркой. (Эта мерка меньше по объему, но учащимся об этом не сообщается).
После измерения учащиеся получают следующие результаты: в сосуде – К данная мерка воды помещается 8 раз, а в сосуде С – 9 раз; таким образом, они приходят к выводу: 8
– В чем дело? Может, мы неправильно считали?
Учащиеся недоумевают, но некоторые подсказывают, что считали верно, только мерки были разные, а надо пользоваться одинаковой меркой. Работы в таком последовательно подводит учащихся к выводу о необходимости введения единой мерки для сравнения емкости сосудов. Далее учитель сообщает, что такой общепринятой меркой определения емкости сосудов является литр.
Показывает бутылку, банку, кружку в 1 литр. Записывается слово литр и его сокращение – л, отмечается, что после буквы л в этом слове точка не ставится.
На этапе практической работы детям предлагается игра в «Магазин». Назначается продавец. В ведрах налито молоко (вода). Учащиеся получают сосуды: бидон в 4 л, банку в 3 л и в 1л. Продавец наливает покупателям 1 л, 2 л, 3 , 4 л молока. Все наблюдают, правильно ли продавец отпускает молоко.
Далее учитель показывает кастрюлю (3 л) и ведро (5 л) и спрашивает: «Как вы думаете, сколько литров вмещает кастрюля, ведро». Учащиеся высказывают свои предположения. Затем, учитель просит, чтобы каждый ученик запомнил те числа, которые у него получились при определении сосудов «на глаз», а затем емкости сосудов измеряются, и устанавливается, кто был точнее в своих предположениях.
На этапе закрепления учащимся предлагаются такие задания:
- В одном сосуде 5 л воды, в другом – 3 л. Как сделать так, чтобы воды в сосудах было поровну?
Задача решается практически:
- Можно из первого сосуда перелить во второй 1 л, используя банку с емкостью в 1 л?
- Можно из первого сосуда вылить 2 л воды, используя банку емкостью 1 л?
- Можно ли во второй сосуд долить 2 л, используя эту же банку.
В результате решения получается запись:
5 – 1 = 4 3 + 1 = 4
5 – 1 – 1 = 3 3 +1 + 1 = 5
- Измерь, сколько стаканов воды в литровой банке?
- В ведро входит 10 л воды. Сколько литров воды можно добавить в ведро, если в нем налито 6 л, 4 л, 7 л.
Результаты такой работы приводят учащихся к выводу, что емкость, измеренную литром, можно сравнивать, складывать и вычитать.
При изучении емкости и единиц ее измерения можно использовать на уроке такие задачи:
- После того, как из бидонов отлили 8 литров молока, в нем осталось на 24 л молока больше, чем отлили. Сколько литров молока было в бидоне? (32 литра)
Методические рекомендации
1. Основной метод – беседа и практические действия детей.
2. Уточнить у детей представления, знания о данной величине.
3. Сравнить предметы по данному свойству визуально и с помощью приборов. Подвести к выводу о необходимости стандартной мерки.
4. Познакомить с единицей емкости и измерительным прибором.
5. На уроках использовать различные средства наглядности, а так же использовать дополнительный материал из истории, ребусы, упражнения, загадки, дидактический материал.
Источники:
- Бантова М.А. Изучение величин в начальной школе. // Начальная школа. – 1979 г. № 8
- Богоявленский Д.Н. Формирование приемов умственной работы учащихся как путь развития мышления и активизации учения. // Вопросы психологии – 1962 – № 4 – с. 74.
- Ефимов В.Ф. Величины и их измерение. // Н.Ш. – 1990 г. № 6
- Зак А.З. Задачи для развития логического мышления. //Н.Ш. – 1989 г. № 6
- Истомина Н.Б. Знакомство с величинами. // Н.Ш. – 1983 г. № 3
- математики для 4 класса. // Н.Ш. – 1989 г. № 8
- Тихоненко А.В. Формирование представлений о массе тел и емкости. //Н.Ш. – 1997 г. № 9
Источник
Урок. Математика
Класс. 1
Тема:Емкость. Единица измерения емкости – 1 литр
Цель:Обучающая: – ознакомить с единицей измерения емкости – 1литр;
– ознакомить с понятием «емкость сосудов» и «объем жидкости»;
– научить измерять разные ёмкости.
Развивающая: – формировать работу в парах и группах;
– навыки работы с именованными числами ;
– умение выражать свою точку зрения и её отстаивать;
– развивать речь и умение слушать;
– умение последовательно работать и проверять выполненное задание;
– математическую речь;
-умение сравнивать объемы с жидкостью.
Воспитательная: – бережное и экономное использование воды;
– уважать и принимать высказывание собеседника;
– трудолюбие, умение работать в группах;
– стремление идти к своей цели методом проб и ошибок.
Урок. Межпредметный
I.Мотивация учебной деятельности:
– Мы ознакомились с единицей измерения массы 1 килограмм. Что измеряется в килограммах? (В килограммах измеряется масса)
Работа в тетради с. 17 Задание № 2
По рисунку определите массу. Чего больше овощей или фруктов? Как можно определить вес товара? ( Вес товара определяем в килограммах. )
Работа в тетради с.17 Задание № 1
-Работаем с отрезками. Назовите отрезки по цвету , по буквам . Определите самый длинный отрезок и самый короткий .
II.Актуализация знаний
Устное решение задачи:
– Посчитайте сколько рыб словил Поликарп?
Улов у Поликарпа –
Три карася, три карпа.
– Сколько словил рыбок Поликарп ? (6 рыб)
– Назовите «соседей» этого числа
– Какое из названных чисел 5 и 7 предыдущее, а какое последующее?
2. Работа в тетраде с. 17 Задание №1
– Какой отрезок самый длинный? Какой самый короткий?
3. Постановка учебной проблемы:
– Как узнать, сколько жидкости находится в любом сосуде? ( Надо измерить )
III . Формирование новых знаний
Демонстрация нового материала.
На столе у учителя предметы с разной емкостью: стакан, банка 0,5 л, банка 1л, бутыль 3л, ведро 5л.
– Что можно налить в эти сосуды? (молоко, компот, воду, напиток и т.д.)
– Мы работаем с длинной отрезков. К какой единой мерке пришли люди? (к 1см, к 1м)
Сейчас мы должны поработать с нашими сосудами и определить единицу ёмкости.
Работа в группах. Дети объединяются в группы, подходят к столикам ,где стоят сосуды , и начинают их наполнять.
І группа. Работа с ведром 5л и банкой 1 л
ІІ группа. Работа с бутлем 3л и банкой 1 л
ІІІ группа . Работа с бутлем 3 л и банками 2л и 1 л
Работа в тетради с. 17 Задание № 3 Определяем объем сосуда на глаз , где они стоят парами .
Работа в тетради с. 17 Задание № 4. Получаем результаты и определяем , что в 1 ведро помещается 2 чайника , а в 1 чайник – 2 банки жидкости
Определение мерки для объема жидкости. Вот так люди переливали жидкость и определили единую мерку. Это 1л. Тетрадь с 18. Определение единой мерки объема
ФИЗМИНУТКА.
Межпредметная связь
-На планете Земля существует много океанов , морей, рек, озёр. Это все вода. На первый взгляд её очень много . Но это в основном солёная вода . А мы пьём пресную воду. Она течёт из крана.
– Мы узнали, что жидкость измеряется в литрах,
– А вода относится к жидкости?
– Послушайте стихотворение о воде:
Есть чудесная водица,
Без нее нам не прожить,
Не умыться, не напиться
И здоровыми не быть.
Утром только лишь проснешься –
Сразу личико умой.
Сразу личико умой.
Будешь чистым и красивым
Подружись скорей с водой.
Что же это за водица?
Кто ответит на вопрос?
О водичке все мы знаем
И утрем любому нос:
Это дождик и сосулька;
Белый снег и гладкий лед,
Ручеек и речка: каждый
Пусть запомнит и поймет.
– Вода – ценная жидкость.
– Можно без нее прожить?( Нет,Нельзя)
– Часто мы видим, что из крана капает вода. Капелька это много или мало? (Мало)
– Если эти капельки капают всю ночь, весь день, несколько дней, несколько месяцев, что происходит? (Много воды выливается напрасно, потому что одинокие капельки образуют большие объёмы напрасно вылитой воды )
Демонстрация:
– Давайте возьмем пипетку и капнем много раз в стакан, то он наполнится полностью через некоторое время . Поэтому воду надо беречь, а краны крепко закрывать и ремонтировать.
IV. Закрепление изученного. Формирование умений и навыков о процессе измерения емкости.
Работа с тетрадью с 18 Задание № 5.
Определяем объем кастрюли банками.
Вывод: Кастрюля имеет объем 5л, потому что в нее можно влить жидкость из пяти банок по 1л. Значит: 1л +1л +1л +1л +1л = 5л
Работа с тетрадью с 18 Задание № 6
Самостоятельно закрась столько пакетов, чтобы в них было слева и справа по 4л
Проверка задания.
Работа с тетрадью с 18 Задание № 7. Работа с именованными числами.
Работа в парах .Каждая пара выбирает себе столбик из заданиия и сравнивает именованные числа . Учитель открывает заранее приготовленню запись с правильным решением. Дети проверяют.
Формировать умение работать с именованными числами с комментированием.
Работа с тетрадью с 18 Задание № 8
ФИЗМИНУТКА
Решение первого столбика с комментированием в сопровождении учителя.
Второй столбик решают с комментированием, но без сопровождения учителя.
Работа над задачей. Работа с тетрадью с 19 Задание № 11 . Учитель читает задачу. Работа над усвоением условия задачи. Работа над краткой записью:
Составление схемы к задаче:
10
3 ?
Решение задачи
V. Рефлексия учебно – познавательной деятельности учащихся
– Выберите утверждение:
Я бы похвалил…….
Мне понравилось…….
Теперь я умею…….
Источник