Ендова что это сосуд

Ендова что это сосуд thumbnail

Ендова́ (также яндова́[1]) — вид древнерусской братины[1], низкая и широкая медная (лужёная) или деревянная посуда с отливом в виде желобка[2], используемая для подачи алкогольных напитков (пива, браги, мёда, вина) на праздничный стол (во время пира) и их розлива по чаркам или стаканам.

Сосуды под названием «яндова» были разной вместимости: могли достигать нескольких вёдер, но изготовлялись и очень маленькие ендовы[3]. Например, в Кирилловской расходной книге назначалось: «квасу медвеного яндову большую 10 чаш», «яндова чёрные патоки две чаши».

Виды ендов[править | править код]

Сосуд делали в виде ладьи, утки, гуся, петуха. В XVI веке ендовы были заимствованы у русских народами Поволжья, особенно мордвой, чувашами, марийцами, а также карелами, и сохранились у них до настоящего времени в качестве национальной утвари, изготавливаемой из липы, берёзы, дуба, клёна и других лиственных пород деревьев.

Известны тверские и северодвинские их варианты. Лучшие тверские ендовы вырезались из капа (нарост на дереве). Они имели форму чаши на поддоне овальной или кубической формы с носком-сливом в виде жёлоба и рукояткой. Северодвинский тип ендовы имел форму круглой чаши на низком поддоне, со слегка отогнутыми краями, с полуоткрытым носком в виде желобка. Рукоятки делались очень редко. Первоначальная обработка деревянных ендов производилась топором, глубину сосуда выдалбливали (выбирали) теслом, затем выравнивали скобелем. Окончательную внешнюю обработку производили резцом и ножом[4].

Ендова в литературе[править | править код]

Пук горящей лучины, воткнутый в светец, изливал довольно яркий свет на все общество; по остаткам хлеба и пустым деревянным чашам можно было догадаться, что они только что отужинали и вместо десерта запивали гречневую кашу брагою, которая в большой медной ендове стояла посреди стола.

— Михаил Загоскин. Юрий Милославский, или Русские в 1612 году.

Гомонно. Меж столов снуют кабацкие ярыжки: унимают задиристых питухов, выкидывают вконец опьяневших на улицу, подносят от стойки сулеи, яндовы и кувшины. …

      Два же брата между тем
      Деньги царски получили,
      В опояски их зашили,
      Постучали ендовой
      И отправились домой.

Пословицы и поговорки[править | править код]

  • Супротив ендовы (по ендове) и чарка!
  • Ендову на стол, а ворота на запор!
  • В поле неприятель, дома гость: садись под святые, починай ендову!
  • Браги ендова — всему голова.
  • Иное от книг, иное от ендовы (бывает).

См. также[править | править код]

  • Братина
  • Ковш (посуда)
  • Жбан

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Беловинский Л. В. Ендова // Иллюстрированный энциклопедический историко-бытовой словарь русского народа. XVIII — начало XIX в. / под ред. Н. Ерёминой. — М.: Эксмо, 2007. — С. 192. — 784 с. — 5 000 экз. — ISBN 978-5-699-24458-4.
  • Бежкович А. С., Жегалова С. К. и др. Хозяйство и быт русских крестьян : Памятники материальной культуры. — М.: Советская Россия, 1959. — С. 192—193. — 257 с.
  • Шангина И. И. Ендова // Русский традиционный быт : Энциклопедический словарь. — СПб.: Азбука-классика, 2003. — С. 379—381. — 688 с.
  • Баранов Д. А., Баранова О. Г. и др. Ендова // Русская изба : Иллюстрированная энциклопедия. — СПб.: Искусство-СПБ, 2004. — С. 172—174. — 376 с.
  • Похлёбкин В. В. Ендова // Кулинарный словарь. — М.: Эксмо, 2015. — С. 105. — 456 с.
  • Суров М. В. Вологодчина: неизведанная давность. — Вологда: Полиграфист, 2002. — С. 10—11, 29 (глиняные), 101—141 (медные). — 432 с.
  • Ендова // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882. — Т. 1.
  • Ендова // Динамика атмосферы — Железнодорожный узел. — М. : Большая российская энциклопедия, 2007. — С. 672—673. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 9). — ISBN 978-5-85270-339-2.
  • Яндова // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Источник

Ендова медная

Ендова медная

Ендова́ (также яндова́[1]) — вид древнерусской братины[1], низкая и широкая медная (лужёная) или деревянная посуда с отливом в виде желобка[2], используемая для подачи алкогольных напитков (пива, браги, мёда, вина) на праздничный стол (во время пира) и их розлива по чаркам или стаканам.

Сосуды под названием «яндова» были разной вместимости: могли достигать нескольких вёдер, но изготовлялись и очень маленькие ендовы[3]. Например, в Кирилловской расходной книге назначалось: «квасу медвеного яндову большую 10 чаш», «яндова чёрные патоки две чаши».

Виды ендов

Сосуд делали в виде ладьи, утки, гуся, петуха. В XVI веке ендовы были заимствованы у русских народами Поволжья, особенно мордвой, чувашами, марийцами, а также карелами, и сохранились у них до настоящего времени в качестве национальной утвари, изготавливаемой из липы, берёзы, дуба, клёна и других лиственных пород деревьев.

Известны тверские и северодвинские их варианты. Лучшие тверские ендовы вырезались из капа (нарост на дереве). Они имели форму чаши на поддоне овальной или кубической формы с носком-сливом в виде жёлоба и рукояткой. Северодвинский тип ендовы имел форму круглой чаши на низком поддоне, со слегка отогнутыми краями, с полуоткрытым носком в виде желобка. Рукоятки делались очень редко. Первоначальная обработка деревянных ендов производилась топором, глубину сосуда выдалбливали (выбирали) теслом, затем выравнивали скобелем. Окончательную внешнюю обработку производили резцом и ножом[4].

Ендова в литературе

Пук горящей лучины, воткнутый в светец, изливал довольно яркий свет на все общество; по остаткам хлеба и пустым деревянным чашам можно было догадаться, что они только что отужинали и вместо десерта запивали гречневую кашу брагою, которая в большой медной ендове стояла посреди стола.

— Михаил Загоскин. Юрий Милославский, или Русские в 1612 году.

Гомонно. Меж столов снуют кабацкие ярыжки: унимают задиристых питухов, выкидывают вконец опьяневших на улицу, подносят от стойки сулеи, яндовы и кувшины. …

      Два же брата между тем
      Деньги царски получили,
      В опояски их зашили,
      Постучали ендовой
      И отправились домой.

Пословицы и поговорки

  • Супротив ендовы (по ендове) и чарка!
  • Ендову на стол, а ворота на запор!
  • В поле неприятель, дома гость: садись под святые, починай ендову!
  • Браги ендова — всему голова.
  • Иное от книг, иное от ендовы (бывает).
Читайте также:  Чистка сосудов народными средствами и лекарствами

См. также

  • Братина
  • Ковш (посуда)
  • Жбан

Примечания

Литература

  • Беловинский Л. В. Ендова // Иллюстрированный энциклопедический историко-бытовой словарь русского народа. XVIII — начало XIX в. / под ред. Н. Ерёминой. — М.: Эксмо, 2007. — С. 192. — 784 с. — 5 000 экз. — ISBN 978-5-699-24458-4.
  • Бежкович А. С., Жегалова С. К. и др. Хозяйство и быт русских крестьян : Памятники материальной культуры. — М.: Советская Россия, 1959. — С. 192—193. — 257 с.
  • Шангина И. И. Ендова // Русский традиционный быт : Энциклопедический словарь. — СПб.: Азбука-классика, 2003. — С. 379—381. — 688 с.
  • Баранов Д. А., Баранова О. Г. и др. Ендова // Русская изба : Иллюстрированная энциклопедия. — СПб.: Искусство-СПБ, 2004. — С. 172—174. — 376 с.
  • Похлёбкин В. В. Ендова // Кулинарный словарь. — М.: Эксмо, 2015. — С. 105. — 456 с.
  • Суров М. В. Вологодчина: неизведанная давность. — Вологда: Полиграфист, 2002. — С. 10—11, 29 (глиняные), 101—141 (медные). — 432 с.
  • Ендова // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882. — Т. 1.
  • Ендова // Динамика атмосферы — Железнодорожный узел. — М. : Большая российская энциклопедия, 2007. — С. 672—673. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 9). — ISBN 978-5-85270-339-2.
  • Яндова // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Эта страница в последний раз была отредактирована 10 декабря 2020 в 20:49.

Источник

Ендова́ (также яндова́[1]) — вид древнерусской братины[1], низкая и широкая медная (лужёная) или деревянная посуда с отливом в виде желобка[2], используемая для подачи алкогольных напитков (пива, браги, мёда, вина) на праздничный стол (во время пира) и их розлива по чаркам или стаканам.
Сосуды под названием «яндова» были разной вместимости: могли достигать нескольких вёдер, но изготовлялись и очень маленькие ендовы[3]. Например, в Кирилловской расходной книге назначалось: «квасу медвеного яндову большую 10 чаш», «яндова черные патоки две чаши».

Виды ендов

Сосуд делали в виде ладьи, утки, гуся, петуха. В XVI веке ендовы были заимствованы у русских народами Поволжья, особенно мордвой, чувашами, марийцами, а также карелами, и сохранились у них до настоящего времени в качестве национальной утвари, изготавливаемой из липы, берёзы, дуба, клёна и других лиственных пород деревьев.

Известны тверские и северодвинские их варианты. Лучшие тверские ендовы вырезались из капа (нарост на дереве). Они имели форму чаши на поддоне овальной или кубической формы с носком-сливом в виде жёлоба и рукояткой. Северодвинский тип ендовы имел форму круглой чаши на низком поддоне, со слегка отогнутыми краями, с полуоткрытым носком в виде желобка. Рукоятки делались очень редко. Первоначальная обработка деревянных ендов производилась топором, глубину сосуда выдалбливали (выбирали) теслом, затем выравнивали скобелем. Окончательную внешнюю обработку производили резцом и ножом[4].

Ендова в литературе

Пук горящей лучины, воткнутый в светец, изливал довольно яркий свет на все общество; по остаткам хлеба и пустым деревянным чашам можно было догадаться, что они только что отужинали и вместо десерта запивали гречневую кашу брагою, которая в большой медной ендове стояла посреди стола.

— Михаил Загоскин. Юрий Милославский, или Русские в 1612 году.

Гомонно. Меж столов снуют кабацкие ярыжки: унимают задиристых питухов, выкидывают вконец опьяневших на улицу, подносят от стойки сулеи, яндовы и кувшины. …

      Два же брата между тем
      Деньги царски получили,
      В опояски их зашили,
      Постучали ендовой
      И отправились домой.

Пословицы и поговорки

  • Супротив ендовы (по ендове) и чарка!
  • Ендову на стол, а ворота на запор!
  • В поле неприятель, дома гость: садись под святые, починай ендову!
  • Браги ендова — всему голова.
  • Иное от книг, иное от ендовы (бывает).

См. также

  • Братина
  • Ковш (посуда)
  • Жбан

Примечания

Литература

  • Беловинский Л. В. Ендова // Иллюстрированный энциклопедический историко-бытовой словарь русского народа. XVIII — начало XIX в. / под ред. Н. Ерёминой. — М.: Эксмо, 2007. — С. 192. — 784 с. — 5 000 экз. — ISBN 978-5-699-24458-4.
  • Бежкович А. С., Жегалова С. К. и др. Хозяйство и быт русских крестьян : Памятники материальной культуры. — М.: Советская Россия, 1959. — С. 192—193. — 257 с.
  • Шангина И. И. Ендова // Русский традиционный быт : Энциклопедический словарь. — СПб.: Азбука-классика, 2003. — С. 379—381. — 688 с.
  • Баранов Д. А., Баранова О. Г. и др. Ендова // Русская изба : Иллюстрированная энциклопедия. — СПб.: Искусство-СПБ, 2004. — С. 172—174. — 376 с.
  • Похлёбкин В. В. Ендова // Кулинарный словарь. — М.: Эксмо, 2015. — С. 105. — 456 с.
  • Суров М. В. Вологодчина: неизведанная давность. — Вологда: Полиграфист, 2002. — С. 10—11, 29 (глиняные), 101—141 (медные). — 432 с.
  • Ендова // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882. — Т. 1.
  • Ендова // Динамика атмосферы — Железнодорожный узел. — М. : Большая российская энциклопедия, 2007. — С. 672—673. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 9). — ISBN 978-5-85270-339-2.
  • Яндова // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Читайте также:  Ноги сосуды отек мазь

Источник

Ендова́ (также яндова́[1]) — вид древнерусской братины[1], низкая и широкая медная (лужёная) или деревянная посуда с отливом в виде желобка[2], используемая для подачи алкогольных напитков (пива, браги, мёда, вина) на праздничный стол (во время пира) и их розлива по чаркам или стаканам.
Сосуды под названием «яндова» были разной вместимости: могли достигать нескольких вёдер, но изготовлялись и очень маленькие ендовы[3]. Например, в Кирилловской расходной книге назначалось: «квасу медвеного яндову большую 10 чаш», «яндова черные патоки две чаши».

Виды ендов

Сосуд делали в виде ладьи, утки, гуся, петуха. В XVI веке ендовы были заимствованы у русских народами Поволжья, особенно мордвой, чувашами, марийцами, а также карелами, и сохранились у них до настоящего времени в качестве национальной утвари, изготавливаемой из липы, берёзы, дуба, клёна и других лиственных пород деревьев.

Известны тверские и северодвинские их варианты. Лучшие тверские ендовы вырезались из капа (нарост на дереве). Они имели форму чаши на поддоне овальной или кубической формы с носком-сливом в виде жёлоба и рукояткой. Северодвинский тип ендовы имел форму круглой чаши на низком поддоне, со слегка отогнутыми краями, с полуоткрытым носком в виде желобка. Рукоятки делались очень редко. Первоначальная обработка деревянных ендов производилась топором, глубину сосуда выдалбливали (выбирали) теслом, затем выравнивали скобелем. Окончательную внешнюю обработку производили резцом и ножом[4].

Ендова в литературе

Пук горящей лучины, воткнутый в светец, изливал довольно яркий свет на все общество; по остаткам хлеба и пустым деревянным чашам можно было догадаться, что они только что отужинали и вместо десерта запивали гречневую кашу брагою, которая в большой медной ендове стояла посреди стола.

— Михаил Загоскин. Юрий Милославский, или Русские в 1612 году.

Гомонно. Меж столов снуют кабацкие ярыжки: унимают задиристых питухов, выкидывают вконец опьяневших на улицу, подносят от стойки сулеи, яндовы и кувшины. …

      Два же брата между тем
      Деньги царски получили,
      В опояски их зашили,
      Постучали ендовой
      И отправились домой.

Пословицы и поговорки

  • Супротив ендовы (по ендове) и чарка!
  • Ендову на стол, а ворота на запор!
  • В поле неприятель, дома гость: садись под святые, починай ендову!
  • Браги ендова — всему голова.
  • Иное от книг, иное от ендовы (бывает).

См. также

  • Братина
  • Ковш (посуда)
  • Жбан

Примечания

Литература

  • Беловинский Л. В. Ендова // Иллюстрированный энциклопедический историко-бытовой словарь русского народа. XVIII — начало XIX в. / под ред. Н. Ерёминой. — М.: Эксмо, 2007. — С. 192. — 784 с. — 5 000 экз. — ISBN 978-5-699-24458-4.
  • Бежкович А. С., Жегалова С. К. и др. Хозяйство и быт русских крестьян : Памятники материальной культуры. — М.: Советская Россия, 1959. — С. 192—193. — 257 с.
  • Шангина И. И. Ендова // Русский традиционный быт : Энциклопедический словарь. — СПб.: Азбука-классика, 2003. — С. 379—381. — 688 с.
  • Баранов Д. А., Баранова О. Г. и др. Ендова // Русская изба : Иллюстрированная энциклопедия. — СПб.: Искусство-СПБ, 2004. — С. 172—174. — 376 с.
  • Похлёбкин В. В. Ендова // Кулинарный словарь. — М.: Эксмо, 2015. — С. 105. — 456 с.
  • Суров М. В. Вологодчина: неизведанная давность. — Вологда: Полиграфист, 2002. — С. 10—11, 29 (глиняные), 101—141 (медные). — 432 с.
  • Ендова // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882. — Т. 1.
  • Ендова // Динамика атмосферы — Железнодорожный узел. — М. : Большая российская энциклопедия, 2007. — С. 672—673. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 9). — ISBN 978-5-85270-339-2.
  • Яндова // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Источник

Ендова́ (также яндова́) — низкая большая медная, лужёная братина с рыльцем, используемая для хранения и употребления пива, браги, мёда; в ендовах в старину подавали питья на пирах. Крестьяне зовут ендовой деревянную высокую посудину — жбан. Сосуды под названием «яндова» были разной вместимости; например, в Кирилловской расходной книге назначалось: «квасу медвеного яндову большую 10 чаш», «яндова черные патоки две чаши». Были ендовы в ведро и в полведра.

Виды ендов

Сосуд делали в виде ладьи, утки, гуся, петуха. В XVI веке ендовы были заимствованы у русских народами Поволжья, особенно мордвой, чувашами, марийцами, а также карелами, и сохранились у них до настоящего времени в качестве национальной утвари, изготавливаемой из липы, берёзы, дуба, клёна и других лиственных пород деревьев.

Известны тверские и северодвинские их варианты. Лучшие тверские ендовы вырезались из капа (нарост на дереве). Они имели форму чаши на поддоне овальной или кубической формы с носком-сливом в виде жёлоба и рукояткой. Северодвинский тип ендовы имел форму круглой чаши на низком поддоне, со слегка отогнутыми краями, с полуоткрытым носком в виде желобка. Рукоятка делались очень редко. Первоначальная обработка деревянных ендов производилась топором, глубину сосуда выдалбливали (выбирали) теслом, затем выравнивали скобелем. Окончательную внешнюю обработку производили резцом и ножом[1].

Ендова в литературе

Пук горящей лучины, воткнутый в светец, изливал довольно яркий свет на все общество; по остаткам хлеба и пустым деревянным чашам можно было догадаться, что они только что отужинали и вместо десерта запивали гречневую кашу брагою, которая в большой медной ендове стояла посреди стола.

— Михаил Загоскин, «Юрий Милославский, или русские в 1612 году»,

Гомонно. Меж столов снуют кабацкие ярыжки: унимают задиристых питухов, выкидывают вконец опьяневших на улицу, подносят от стойки сулеи, яндовы и кувшины. …

— Валерий Замыслов «Иван Болотников»

      Два же брата между тем
      Деньги царски получили,
      В опояски их зашили,
      Постучали ендовой
      И отправились домой.

— Пётр Ершов. «Конек-Горбунок»

Пословицы и поговорки

  • Супроти ендовы (по ендове) и чарка!
  • Ендову на стол, а ворота на запор!
  • В поле неприятель, дома гость: садись под святые, починай ендову!
  • Браги ендова — всему голова.
  • Иное от книг, иное от ендовы (бывает).
Читайте также:  Почему при рвоте лопаются сосуды на лице

См. также

  • Ковш (посуда)
  • Братина
  • Жбан

Напишите отзыв о статье “Ендова”

Примечания

  1. [ruspravda.info/Derevenskaya-utvar-Tuesa-i-Kovshi-2591.html Деревенская утварь: Туеса и Ковши]

Литература

  • Ендова // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882. — Т. 1.</span>
  • Яндова // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Отрывок, характеризующий Ендова

На дворе еще было совсем темно. Дождик прошел, но капли еще падали с деревьев. Вблизи от караулки виднелись черные фигуры казачьих шалашей и связанных вместе лошадей. За избушкой чернелись две фуры, у которых стояли лошади, и в овраге краснелся догоравший огонь. Казаки и гусары не все спали: кое где слышались, вместе с звуком падающих капель и близкого звука жевания лошадей, негромкие, как бы шепчущиеся голоса.
Петя вышел из сеней, огляделся в темноте и подошел к фурам. Под фурами храпел кто то, и вокруг них стояли, жуя овес, оседланные лошади. В темноте Петя узнал свою лошадь, которую он называл Карабахом, хотя она была малороссийская лошадь, и подошел к ней.
– Ну, Карабах, завтра послужим, – сказал он, нюхая ее ноздри и целуя ее.
– Что, барин, не спите? – сказал казак, сидевший под фурой.
– Нет; а… Лихачев, кажется, тебя звать? Ведь я сейчас только приехал. Мы ездили к французам. – И Петя подробно рассказал казаку не только свою поездку, но и то, почему он ездил и почему он считает, что лучше рисковать своей жизнью, чем делать наобум Лазаря.
– Что же, соснули бы, – сказал казак.
– Нет, я привык, – отвечал Петя. – А что, у вас кремни в пистолетах не обились? Я привез с собою. Не нужно ли? Ты возьми.
Казак высунулся из под фуры, чтобы поближе рассмотреть Петю.
– Оттого, что я привык все делать аккуратно, – сказал Петя. – Иные так, кое как, не приготовятся, потом и жалеют. Я так не люблю.
– Это точно, – сказал казак.
– Да еще вот что, пожалуйста, голубчик, наточи мне саблю; затупи… (но Петя боялся солгать) она никогда отточена не была. Можно это сделать?
– Отчего ж, можно.
Лихачев встал, порылся в вьюках, и Петя скоро услыхал воинственный звук стали о брусок. Он влез на фуру и сел на край ее. Казак под фурой точил саблю.
– А что же, спят молодцы? – сказал Петя.
– Кто спит, а кто так вот.
– Ну, а мальчик что?
– Весенний то? Он там, в сенцах, завалился. Со страху спится. Уж рад то был.
Долго после этого Петя молчал, прислушиваясь к звукам. В темноте послышались шаги и показалась черная фигура.
– Что точишь? – спросил человек, подходя к фуре.
– А вот барину наточить саблю.
– Хорошее дело, – сказал человек, который показался Пете гусаром. – У вас, что ли, чашка осталась?
– А вон у колеса.
Гусар взял чашку.
– Небось скоро свет, – проговорил он, зевая, и прошел куда то.
Петя должен бы был знать, что он в лесу, в партии Денисова, в версте от дороги, что он сидит на фуре, отбитой у французов, около которой привязаны лошади, что под ним сидит казак Лихачев и натачивает ему саблю, что большое черное пятно направо – караулка, и красное яркое пятно внизу налево – догоравший костер, что человек, приходивший за чашкой, – гусар, который хотел пить; но он ничего не знал и не хотел знать этого. Он был в волшебном царстве, в котором ничего не было похожего на действительность. Большое черное пятно, может быть, точно была караулка, а может быть, была пещера, которая вела в самую глубь земли. Красное пятно, может быть, был огонь, а может быть – глаз огромного чудовища. Может быть, он точно сидит теперь на фуре, а очень может быть, что он сидит не на фуре, а на страшно высокой башне, с которой ежели упасть, то лететь бы до земли целый день, целый месяц – все лететь и никогда не долетишь. Может быть, что под фурой сидит просто казак Лихачев, а очень может быть, что это – самый добрый, храбрый, самый чудесный, самый превосходный человек на свете, которого никто не знает. Может быть, это точно проходил гусар за водой и пошел в лощину, а может быть, он только что исчез из виду и совсем исчез, и его не было.

Источник