Фигурный сосуд в виде птенца

Фигурный сосуд в виде птенца thumbnail

Крито-микенская керамика

Раньше двух районов Эгейского моря в эпоху бронзы вступил на путь интенсивного культурного развития Крит. Греция и острова были заселены уже в эпоху мезолита, в течении 3 тысячелетия до н.э. проходит процесс разложения первобытных отношений, и к концу тысячелетия постепенно формируется классовое рабовладельческое общество. Самым значительным культурным и экономическим центром раньше других становится Крит, несколько позже, к середине 2 тысячелетия до н.э., Микены и Тиринф. В начале раннеминойского периода мелкие поселения были разбросаны по всему острову и состояли из глинобетонных хижин на простейших каменных фундаментах. К концу 2200-2000 гг. до н.э. образуются значительные поселения. В этот период еще небыли известны гончарный круг и гончарная печь; сосуды делались от руки и на очаге постепенно получали обжиг. Формы сосудов разнообразны; украшения состоят из росписи или процарапанного орнамента. Позже керамика формируется на кругу и обжигается в специальной печи, что позволяет придавать сосудам более разнообразные формы: излюбленными становятся сосуды типа чайника с вытянутым носиком, чаши, кубки. Поверхность сосуда покрывается тонким слоем обмазки и расписывается узорами в виде штрихов, концентрических полукругов, зигзагов, спирали, прикрепляющихся линий, образующих многочисленные орнаментальные комбинации.

В раннеминойском периоде встречаются фигурные сосуды. Особенно интересен фигурный сосуд из Мохлоса в виде женщины, может быть богини, хотя и очень обобщенно трактированный, но с попыткой показать движение, фигурный глиняный сосуд в виде птенца из Петсофа. Раннеминойский период заложил основу искусства Крита, также формируются характерные черты критского искусства: это острая наблюдательность действительности, стремление передать главные черты, определить характер и движение. В Керамике появляются разнообразные часто сложные формы сосудов; рисунки главным образом однотонные, светлые, бело-желтые на темном (коричневом и черном) фоне, представляют собой сложную систему украшений, где к элементам геометрического рисунка прибавляются некоторые растительные мотивы, правда, еще в условно схематической трактовке. Исследователи выделяют в художественной керамике несколько стилей: камарес, морской стиль, дворцовый стиль. Во всем видно стремление сделать узор живой, подвижный, легкий; спирали смело расположены в вихревом направлении, зигзаги нарисованы наклонно и идут рядом в разных направлениях; орнаменты расположены то в горизонтальном направление на сосуде, то перерезают сосуд вертикально сверху донизу, иногда спирали и зигзаги заключены в круг, который занимает лишь часть стенки сосуда, оставляя остальное поле гладким; таковы характерные черты декорировки стиля “камарес”. Художник усиливает эффект разнообразного орнамента и полихромией; применяются краски: желтая, пурпурная, белая, наложенные на черно-коричневый фон. Форма критских сосудов будто извивается и сокращается, дышит и пульсирует, колышется. В 1450 гг. до н.э. в результате стихийной катастрофы-землетрясения и извержения вулкана- погиб остров Фера. С разрушением дворцовых центров погибли и дворцовые мастерские керамистов. Среди ваз этого периода преобладают сосуды так называемого мекенского типа со схематическим изображением растительного и морского мира. Около Микенского Акрополя вырастает поселок ремесленников; металлургические и гончарные мастерские. Анализ вещей показывает близость микенского искусства к критскому, привозные критские изделия становились образцами формы и композиции, но наличие таких сцен как война, охота, особенно характерны для Микен. Сюжеты росписей: охота, отъезд на войну, сцены сражения. Микенская керамика, если не может ровняться с критской изящностью и разнообразием форм, богатством многочисленных вариаций декоративных росписей, то превосходит ее в техническом отношении: черепок сосуда более тонкий, лучше обожженный, краски более прочные. Большая группа сосудов расписана коричневой краской, получившей после обжига красивый и прочный блеск. Микенские кубки и кратеры, кувшины с узким горлом и скобообразной ручкой находят при раскопках во многих местах Эгейского мира; они служили предметом довольно широкого вывоза и им подражали мастера других центров. Особенно часты на микенских вазах изображения морских мотивов: осьминоги, каракатицы, известные нам на критских вазах приобретают чисто орнаментальный характер.

Источник

Три археологических периода:
1. Раннеминойский — 3 тысячелетие до н. э.
2. Среднеминойский — первая половина 2 тысячелетия до н. э.
3. Позднеминойский — вторая половина 2 тысячелетия до н. э.

Раннеминойский период. 3 тысячелетие до н. э.

Поселения. В начале раннеминойского периода мелкие поселения были разбросаны по всему Криту и состояли из глинобитных хижин на простейших каменных фундаментах. К концу периода (РМ III) образуются значительные поселения; в восточной части Крита (в Василики) сохранились развалины большого дома с несколькими помещениями, сложенными из обтесанных прямоугольных камней, что говорит о развитии строительной техники.

Керамика. Древнейшая минойская керамика исполнялась без гончарного круга; сосуды лепились руками и обжигались на очаге. Формы их разнообразны (кувшины, горшочки). Украшения состоят из росписи или процарапанной орнаментации в виде штрихов, концентрических полукругов, зигзагов, перекрещивающихся линий. В раннеминойском II и III периодах керамика формовалась на круге и обжигалась в специальной печи, что позволяло придавать сосудам более разнообразные формы: излюбленными становятся сосуды типа чайника с вытянутым носиком, чаши, кубки. Поверхность покрывается тонким слоем обмазки и расписывается как темной краской на светлом фоне, так и белой и желтой на темном. Рисунки усложняются, обогащаются спиральными узорами, волнистыми линиями.

Читайте также:  Узи допплер сосудов нижних конечностей

Скульптура малых форм. Образ человека и животного в искусстве известен еще в неолитическом Крите; это были лишь примитивные фигурки из глины.
В раннеминойский период также создаются только мелкие статуэтки. Фигуры человека трактованы схематично, более выразительны и реалистичны изображения животных, например фигурный сосуд в виде птенца (из Кумассы), или изображение собаки на крышке небольшого сосуда из стеатита (из Петсофа)

Среднеминойский период. Первая половина 2 тысячелетия до н. э.

Дворцы.Создаются большие жилые комплексы — первые дворцы, резиденции правящего рода и позже владыки — царя. В дворцах все постройки располагаются по сторонам большого двора и обращены входами внутрь. Стены сложены из кирпича и камня, здание освещается системой световых колодцев. В комлекс сооружений включены и хозяйственные помещения: амбары, рабочие помещения, маслодавильные и керамические мастерские. Значительная часть дворца отводится для женщин, около дворца сооружается зрелищная площадка. Этот тип дворца лучше всего сохранился в Кноссе.В конце среднеминойского периода стены дворцовых помещений начинают украшаться росписями по штукатурке.
Искусство Крита носит гораздо более светский характер, чем искусство Древнего Египта. Роль критских культов в развитии искусства была тоже велика, но их значение яснее чувствуется в сюжетах, чем в строгой канонизации формы.

Керамика. Большого совершенства достигает в среднеминойском II периоде керамика. Вазы стиля «камарес» имеют разнообразную форму в виде маленьких чашечек и больших округлых сосудов, оригинальные орнаменты в виде спиралей, зигзагов, вихревых розеток, лепестков. Полихромные рисунки покрывают стенки вазы ковровым узором.

Скульптура малых форм. Особенно яркого расцвета достигает искусство в среднеминойский III период. Изображение человеческой фигуры отличается правильным пропорциональным построением, выразительностью движения. Изображение лиц на рельефах условна: так на стеатитовой вазе с шествием молотильщиков лица у всех одинаковы и повернуты только в профиль, причем глаз показан в фас.

Живопись. Как сказано выше, стены критских дворцов были украшены фресками. Эти росписи преследуют не только декоративные цели ; сцены, изображенные на них, имеют и культовое значение. Такова, несомненно, так называемая «миниатюрная фреска» с культовой сценой праздника женщин. Критские фрески представляют собой скорее контурный раскрашенный рисунок, где нет светотени, полутонов

Позднеминойский период. Вторая половина 2 тысячелетия до н. э.

Скульптура малых форм. Искусство позднеминойского I периода развивается по пути, наметившемуся в средне-минойский III период.. Особое развитие в позднеминойском I периоде получают сюжеты на фресках и вазах из жизни моря. Изображение человеческой фигуры и животных еще всецело соответствует тем художественным принципам, которые развивались в предыдущие столетия, т. е. точно передается движение, но сохраняются и некоторые условности: изображение глаза дается в фас при профильном положении лица, фигуры мужчин окрашены в темные тона (коричневый цвет), женщин — в светлые (белый, желтоватый).

Керамика, вазы «дворцового» стиля. Изменяется и характер росписи ваз. Новый стиль украшения сосуда получил название в науке «дворцовый» стиль. Большие вазы украшались темным рисунком, выделяющимся на светлом фоне. Обычно это стилизованные цветы или морские мотивы. Роспись всегда подчинена форме сосуда, каждая часть рисунка как бы подчеркивает его архитектонику.

Позднеминойский III период (14—12 вв. до н. э.) является временем разложения критской культуры. Искусство Крита — это искусство, развивавшееся и процветавшее преимущественно в рамках дворцовой культуры. С разрушением дворцовых центров, вероятно, в результате военных действий погибли и мастерские керамистов, живописцев, скульпторов, создавших там в течение веков крепкую художественную традицию.
Искусство утратило свой прежний характер, свою реалистическую тенденцию в передаче живого мира. Теперь ярко проявляется схематизация в изображении людей, животных и растительного мира. Хотя сюжеты и повторяются, например, изображение женщин в платьях с широкими юбками или коровы с теленком (саркофаг из Гурнии), но совершенно иначе трактуется натура. Исчезают произведения живописи, остается лишь мелкая пластика и обильный керамический материал.

Источник

«Античный мир» термин, введенный
в эпоху Возрождения итальянскими
гуманистами для определения греко-римской
культуры, древнейшей из наиболее
известных в то время (от лат.antiquus– древний).

Специалисты
выделяют в античном искусстве несколько
условных периодов, согласно которым
рассматривается история развития
искусства этих цивилизаций.

  1. Древнейший период – эгейская
    культура – 3-2 тысячелетия до н.э.

  2. Гомеровский и раннеархаический
    период – 11-8 вв. до н.э.

  3. Архаический период: 7-6 вв. до н.э.

  4. Классический период: 5 в. – до
    последней трети 4 в. до н.э.

  5. Эллинистический период: посл. треть
    4 в. – 1 в. до н.э.

  6. Период развития племен Италии,
    этрусская культура: 8-2 вв. до н.э.

  7. «Царский» период Древнего Рима: 8-6
    вв. до н.э.

  8. Республиканский период Древнего
    Рима: 5-1 вв. до н.э.

  9. Императорский период Древнего Рима:
    1-5 вв. н.э.

Читайте также:  В сосуде находящемся в комнате

В развитии культуры народов, живших у
Средиземного моря, большую роль сыграла
эгейская культура. Эгейское искусство– исторический тип искусства, созданный
народами Восточного Средиземноморья
в культурный период 3-2 тысячелетий до
н.э. (эпоху бронзы). Это условно-географический
термин, т.к. распространение этой культуры
охватывает области Эгейского моря, где
раскопки обнаружили несколько культурных
районов :1 –троянскаякультура,
открытаГенрихомШлиманомв 70-80 гг. 19 в.; 2 –элладская:Микены,Тиринф,Пилос;
3 –кикладская– кикладские
острова, открыта в 90-х гг. 19 в.; 4)минойская,
названная в честь легендарного критского
царяМиноса, исследованаАртуромЭвансом.На Крите велись раскопки
и до Эванса, но только он, раскопав
Большой и Малый дворцы вКноссе,
обнаружил целый пласт культуры.

Согласно одной из версий, древние жители
Крита – арийские племена, пришедшие в
эти места с северо-запада, владевшие
уже культурой обработки меди и изготовления
бронзовых изделий. Примерно в это же
время тиррены, или этруски, двигались
с востока на запад. Возможно, что встреча
двух разных культур стала причиной
расцвета оригинального крито-микенского
искусства.

Благодаря выгодному географическому
положению Крита в самом центре Восточного
Средиземноморья на пересечении древних
морских путей (остров расположен почти
на равном расстоянии от Азии, Африки и
Европы) критское государство контролировало
весь регион.

Древние египтяне называли критян
«кефти», греки всех островитян именовали
карийцами, или пеласгами (несмотря на
существование г. Кария на Пелопоннесе
и на то, что древнейшее племя пеласгов
жило на материке). В начале нашей эры
закрепилось название Крёта (позднее, с
XIII в. – Кандия, ныне Крит).

В древнегреческой мифологии Крит
занимает важное место (цикл мифов о
Тесее). Согласно мифу, на о. Крит младенцем
был спрятан сам Зевс. Когда же он в образе
быка с золотыми рогами похитил дочь
финикийского царя Европу, то доставил
ее также на Крит. Сын Зевса и Европы
Минос стал правителем Крита. В Кносском
дворце, по преданию, обитало чудовище
Минотавр (греч. Minotauros – «Бык Миноса»),
для которого мастер Дедал построил
лабиринт. Предполагают, что древние
критяне почитали Миноса, как и Зевса
Астерия («Звездного»), в образе быка.
Отсюда легенда о Минотавре и традиционный
мотив росписей – тавромахия (игры с
быком). Другим божеством, почитавшимся
на острове, была змея, покровительница
дома.

В начале раннеминойского периодамелкие поселения были разбросаны по
всему острову и состояли из глинобитных
хижин на простейших каменных фундаментах,
редко встречались большие дома с
несколькими внутренними помещениями.
Сосуды делались от руки, и на очаге
постепенно получали обжиг.

Фигурный сосуд в виде
птенца из Кумассы, глина, 2000 – 1700 гг. до
н. э.

Арфист с о. Керос, мрамор,
2800 – 2200 гг. до н. э.

Голова женской статуи
с Киклад, мрамор, 27 см 2700 -2300 гг. до н. э.

В среднеминойский период появляются
города с большими жилыми комплексами
и первыми дворцами, построенными чуть
позже 2000 г. до н.э. От них мало что
сохранилось, т.к. минойцы сразу же строили
новые, более роскошные на месте старых,
уничтоженных землетрясением. Четыре
из этих поздних дворцов были обнаружены
в Кноссе,КатоЗакро,ФестеиМаллии. Найдены
также большой дом вАгиаТриадеи несколько домов поменьше на востоке
острова. Критская архитектура, по
определению известнейшего искусствоведа
Б. Виппера, «вообще не знает здания как
некоего законченного, пластического
тела, как самостоятельного тектонического
организма» главным было сквозное
пространство, а не стены, движение, а не
укрытие. Стены шахт, соединяемые с
лестницами, пробиты окнами, простенки
расцвечены яркими полосами – красными,
желтыми, синими. Но, несмотря на динамичный,
«двигательный» характер архитектуры
Крита, в ней отсутствует направленность
движения.

Самый большой дворец находился в Кноссе
(т.н. Лабиринт) от «лабрис» –
двуострая секира; площадь приблизительно
20 тыс. кв.м, около 30 тыс человек жило во
дворце и прилегающих к нему территориях.
Т.н. «Новые дворцы» были построены в
позднеминойский период. В центре
Кносского дворца был большой мощеный
двор (50х28 м), деливший строение на
восточную и западную стороны (половины).
Вокруг двора группировалось множество
помещений. В западной части находились
тронный зал, дворцовое святилище, 22
большие кладовые. В восточной половине
были комнаты царицы, парадный зал с
изображением на стенах двойных секир.

Читайте также:  Узи сосудов нижних конечностей в екатеринбурге чкаловский район

Дворец имел 2 этажа, водостоки, ванную
комнату. Величественные лестницы,
колоннады кипарисового дерева, фрески
и гипсовые рельефы, покрывавшие стены
дворцов, составляли роскошный фон
придворной жизни, поражавшей изысканностью
и великолепием. В северо-западной части
дворца имелось специальное место для
культовых театральных представлений:
площадка, ограниченная с двух сторон
ступенями для зрителей. Стены дворца
были сложены из сырцового кирпича с
применением деревянного каркаса, бутовой
кладки и облицовки нижней части стен
большими каменными плитами; кроме
известняка широко использовались
гипсовые блоки. Одной из самых своеобразных
особенностей эгейской архитектуры были
расширяющиеся кверху деревянные колонны
с базой из камня или гипса и широкой
каменной капителью (наряду с такими
колоннами существовали и прямые или
суживающиеся кверху). Стены комнат
покрывались штукатуркой и расписывались
фресками.

Праздничная, приподнятая декоративность
составляет наиболее характерную черту
изобразительных искусств Крита.
Орнаментализация и стилизация изображений
выполняется на основе какого-либо одного
формального мотива – волны, зигзага.
Не монументальность является решающей,
но выгода и комфорт. Отношение к натуре
иное, нежели в искусстве Востока, где
каноны диктовались запросами культа.
Искусство носит оптимистичный, радостный
характер, наполнено стремлением к
блеску, пестроте и яркости, передает
реалистически все блага живого мира,
восхваляет физическую красоту, изящество
людей, мощь быка, грацию козы, мягкость
и хищность кошки, чудеса морского мира
и красоту цветов.

Мастера Крита предпочитали не скульптуру,
а пластику, работу в малых формах и
мягких материалах. Они использовали не
камень, а мрамор, в изделиях из слоновой
кости, фаянса, бронзы обыгрывали блеск
поверхности и живописную трактовку
формы. Живописная тенденция в критском
искусстве была столь сильна, что приводила
к своеобразным (ни архитектурным, ни
скульптурным и ни живописным) формам:
изделиям из глазурованной керамики,
изображающим растения, коралловые рифы
и раковины, морских раков и летающих
рыбок. Шедевром критской мелкой пластики
можно назвать статуэтку богини со змеями
Бостонского музея, сделанную из слоновой
кости и золота (17 см). Ее стройная фигурка
так же одета в длинное платье со сборками,
и так же в вытянутых руках она держит
змей. Но лицо трактовано более реально,
чем у фаянсовых статуэток, и более тонко
моделировано. Тщательно передана
мускулатура рук.

Статуэтки богинь или
жриц со змеями (Кносс).

Фрески из Кносса:
«Парижанка», «Шагающий принц» (рельеф,
окрашенный
в
технике фрески).

Фрески из Агиа-Триада
(кабан, преследующий зайца; кот,
подкарауливающий петуха).

К середине среднеминойского периода
(примерно 17 в. до н. э.) искусство керамики
достигло высокого расцвета. К этому
времени относятся вазы, получившие
название по их первой находке в пещере
Камарес, с изящными округлыми
формами, покрытые черным лаком, по
которому белой и красной краской нанесены
крупные растительные узоры.

В конце среднеминойского периода (конец
17 – начало 16 в. до н. э.) появились сосуды
с превосходными изображениями растений
— тюльпанов, лилий, плюща, – выполненными
темной краской по светлому фону. Расцветка
ваз становилась все более изысканной
(например, вазы с сиреневой поливой и
белыми лилиями по ней). В росписях начала
позднеминойского периода (16 в. до н. э.)
преобладают рыбы, раковины наутилусов,
морские звезды и т. п. Одним из шедевров
критской керамики является ваза с
осьминогом из Гурнии
. У этой вазы
несколько расплывчатая, словно текучая
форма, всецело подчиненная росписи,
изображающей большого осьминога; его
эластичные щупальцы, мускулистое тело
и горящие глаза переданы поразительно
достоверно; вокруг него — водоросли и
кораллы Позднее, в 15 в. до н. э., в керамике,
как и в стенной живописи, началось
усиление схематизации.

Позднеминойскому периоду одновременно
соответствует расцвет ряда поселений
на материковой Греции (Микены,Тиринф,Пилос, Орхомен, Фивы).
Приблизительно в 1450 г. большинство
поселений и дворцов погибло в результате
вулканического извержения на о.Фера(Санторин): приливные волны,
землетрясение наводнение, что в свою
очередь привело к уничтожению построек,
флота, посевов.
Гегемония перешла к материковым
Микенам, ранее находившимся в зависимости
от Крита, а также к городам Пилос, Тиринф
на Пелопоннесе и Орхомен, Фивы в Беотии.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник