Физика 7 класс фонтан сообщающиеся сосуды

Физика 7 класс фонтан сообщающиеся сосуды thumbnail

           МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

                       Муниципальное образование  г.Боготол

       КРАЕВОЙ ФОРУМ «МОЛОДЕЖЬ И НАУКА»

                                                             Направление: Фундаментальные исследования,                    секция: физика и математика

«Фонтан как пример сообщающихся сосудов»

                                                                         Панкратова Полина

                                                               Муниципальное бюджетное учреждение

                                                               средняя общеобразовательная школа №4

                                                               7 класс,

                                                               Власова Татьяна Петровна

                                                               Муниципальное бюджетное учреждение                        

                                                               средняя общеобразовательная школа №4

                                                               учитель физики,

С условиями Конкурса ознакомлен(-а) и согласен(-а) Организатор конкурса оставляет за собой право использовать конкурсные работы в некоммерческих целях и без денежного вознаграждения автора (авторского коллектива) при проведении просветительских кампаний, а также полное или частичное использование в методических, информационных, учебных и иных целях в соответствии с действующим законодательством РФ.

                                           г. Красноярск  2019

Тезисы

Цель работы: Выяснить, как и почему работает фонтан, и от каких физических параметров зависит высота струи в фонтане.

Методы исследование:

  1. Теоретический – изучение первоисточников.
  2. Лабораторный – проведение эксперимента.
  3. Аналитический – анализ полученных результатов.
  4. Синтез – обобщение материалов теории и полученных результатов. Создание модели.

Литература:

 1.Бурмин Г. Штурм абсолютного нуля /Москва, «Детская литература», 1989г.

2.Кабардин О.Ф., Кабардина С.И., Шеффер Н.И. Факультативный курс физики /Москва, «Просвещение», 1982г.

3. https://www.1000fontan.ru/catalog-fontan/shema/work/ сайт о фонтанах

4. «Энциклопедический словарь юного физика» Сост. В. А. Чуянов – 2- е М.: Педагогика, 1991 год- 336 стр.

 5. Ф. Бублейников, И. Веселовский «Физика и опыт», М. Просвещение, 1970г.

Введение

Настоящая работа посвящена  фонтанам, которые можно изготовить самим.

Актуальность выбранной темы   

Применяем полученные знания по физике в практике.

 Основное содержание

   Выбранная мною тема интересна и актуальна в настоящее время .Так как фонтаны, являются одним из основных предметов ландшафтного дизайна парковой зоны, источником воды в жаркое летнее время, а каждый уголок города становится более красивым и уютным с помощью фонтана. А люди практичные знают, что фонтан увлажняет воздух и к тому же работает как природный ионизатор.

Цель исследования

 Выяснить, как и почему работает фонтан,   от каких физических параметров зависит высота струи в фонтане,как изменяется влажность с применением фонтана.

Методы исследования:

  1. Теоретический – изучение первоисточников.
  2. Лабораторный – проведение эксперимента.
  3. Аналитический – анализ полученных результатов.
  4. Синтез – обобщение материалов теории и полученных результатов. Создание модели.

Задачи:

1. Изучить материал о фонтанах: их видах и принципах действия.

2. Сконструировать макет фонтана и с его помощью провести опыты, объясняющие принцип работы фонтана.

3. Проанализировать полученную информацию и сделать выводы об устройстве и принципе работы фонтанов.

4.Проверить как влияет фонтан на микроклимат в комнате.

Основное содержание

Фонтан – струя жидкости, газа, выбрасываемая вверх из трубы или отверстия силой давления . Первые фонтаны возникли в Древнем Египте и Месопотамии, о чем свидетельствуют изображения на древних надгробиях. Изначально они использовались не столько для красоты, сколько для полива выращиваемых культур и декоративных растений.

Читайте также:  Федеральные правила безопасности сосуды работающие под давлением

Современные фонтаны соревнуются в высоте. Фонтан короля Фахда расположенный на Красном море, поднимается на высоту 260 м, в хорошую погоду он может достичь высоты  318 м (для сравнения высота Эйфелевой башни 300м). В современных фонтанах значительную роль играют передовые технологии, новые изобретения.

Самый дорогой и большой фонтанный комплекс в мире – «Dubai Fountain”(Дубай Фонтан). Длина фонтана 275 м, а его площадь сравнима с площадью трех стандартных футбольных полей.

Со временем менялись эпохи и стили, а с ними и фонтаны, как их отражение. Но принцип работы фонтанов практически одинаков. Они работают по принципу сообщающихся сосудов . С начала 17 века фонтаны стали приводить в действие с помощью механических насосов, которые постепенно заменили паровые установки, а затем и электрические насосы.

Фонтаны бывают искусственные и естественные. К естественным относятся гейзеры, родники и артезианские воды.

Фонтаны бывают: водомётные, каскадные, механические, фонтаны-шутихи   разной высоты, формы и у каждого есть свое название. Раньше все фонтаны были прямоточные, то есть работали напрямую от водопровода, сейчас применяется «оборотное» водоснабжение с использованием мощных насосов.

В основе работы самых простых фонтанов лежит свойство сообщающихся сосудов.

Сосуды, имеющие между собой сообщение или общее дно, называются сообщающимися. В жизни часто встречаются такие сосуды. Различные чайники, лейки, водомерные стекла при паровых котлах – все это примеры сообщающихся сосудов.

Свободные поверхности покоящейся жидкости в сообщающихся сосудах любой формы находятся на одном уровне. Вода, налитая в лейку, в чайник, заполняет и носик этих сосудов, и их расширенную часть до одинаковой высоты. Это происходит потому, что равные по высоте столбы одинаковой жидкости производят одинаковые давления (рис. 1, а).

Если жидкость в сообщающихся сосудах находится на разных уровнях (это можно сделать, поставив между сообщающимися сосудами перегородку или зажим и долив жидкость в один из сосудов; рис. 1, б), то создается напор жидкости. Напор показывает, какое давление производит вес столба жидкости высотой, равной разности уровней. Под действием этого давления жидкость, если убрать зажим, будет перетекать в тот сосуд, где уровень ее ниже, до тех пор, пока уровни не сравняются.Физика 7 класс фонтан сообщающиеся сосудыФизика 7 класс фонтан сообщающиеся сосуды

Существует несколько видов фонтанов, работа которых основана на свойстве сообщающихся сосудов.Физика 7 класс фонтан сообщающиеся сосуды

Фонтан Герона (рис. 2). 

Для эксперимента используют два сосуда с водой расположенных на разных уровнях соединенные между собой тонкими резиновыми трубочками и небольшой чашки. Для того чтобы фонтан заработал, в чашечку добавляют небольшое количество воды.

Нами был изготовлен фонтан, который представляет собой большой резервуар для воды, соединенный трубкой с резервуаром, демонстрирующим фонтан.

Для его изготовления мы использовали наши  выводы после изучения теоретической части по вопросу  «фонтаны»:

Для наблюдения подъема воды в виде фонтана необходимо создать разницу давлений в жидкости. Чем больше разница давлений, тем выше будет столб воды в струе фонтана.

Если поднять резервуар с водой над источником фонтана, то можно наблюдать струю, причем чем выше резервуар, тем выше струя фонтана, так как мы увеличиваем разницу давлений между верхним и нижним положением воды.

 Но данный макет имеет недостаток, если в большом резервуаре закончится вода, то и закончится работа самого фонтана. Для длительной работы фонтана требуется наличие наноса.

Практическая часть

  №1  Проверить зависимость высоты струи в фонтане от взаимного расположения сообщающихся сосудов. 

Оборудование:   пластмассовая бутылка;  трубка диаметром   5 мм.

Меняя высоту сосуда, при постоянном диаметре отверстия я измеряла высоту струи фонтана. 

Диаметр отверстия,мм

Высота резервуара,см

Высота струи,см

5

25  

1,25  

5

50

2

5

75  

2,8

Вывод: высота струи фонтана зависит: от взаимного расположения сообщающихся сосудов, чем выше один из сообщающихся сосудов, тем высота струи больше.

  №2 Проверить зависимость высоты струи в фонтане от диаметра отверстия.

 Не меняя высоту сосуда, я брала трубки с разным диаметром отверстия и измеряла высоту струи.

 Оборудование: штатив – 2; пластмассовая бутылка;  трубки диаметром 3 мм, 5 мм, 10 мм; кювета.

Диаметр трубки

Высота фонтана

3 мм

100 мм

5 мм

65  мм

10 мм

60 мм

Вывод:высота фонтана зависит от диаметра трубки. Чем меньше диаметр

трубки, тем выше столб фонтана.

№3Проверить как зависит   высота фонтана от  высоты столба жидкости в сосуде с водой  .

Вывод: если поднять резервуар с водой над источником фонтана, то можно наблюдать струю, причем чем выше резервуар, тем выше струя фонтана, так как мы увеличиваем разницу давлений между верхним и нижним положением воды.

 Но данный макет имеет недостаток, если в большом резервуаре закончится вода, то и закончится работа самого фонтана. Для длительной работы фонтана требуется наличие наноса.

Читайте также:  Травы что чистят сосуды

№4.Важным фактором, который определяет комфортность микроклимата помещения, является влажность воздуха.  Оптимальный уровень влажности воздуха для человека,  его домашних питомцев и комнатных растений составляет 40 – 60 %. . В частности, во время отопительного сезона в квартирах влажность воздуха составляет, в среднем 37%. Это очень негативно отражается на здоровье людей.

Проверить  зависимость  влажности воздуха от испарения фонтана.

Фонтан  работал в течение двух часов в к помещении с комнатными растениями. С помощью термометров и психрометрической таблицы  определялась влажность  до включения и после включения фонтана.

Дата

Влажность воздуха,%

Изменение влажности,%

3.03

50

2

4.03

48

3

5.0

40

2

6.03

41

4

7.03

48

3

Вывод:

 Влажность в комнате увеличивается в среднем за наблюдаемое время на 3%.

Заключение

Я  построила  комнатный фонтан, в этом мне помогал папа. Из разных видов  фонтанов, я построила фонтан с использованием сообщающихся сосудов. Для  визуального эффекта и красоты я украсила его декоративными элементами.Этот фонтан мы поставили в зимний сад.Чтобы он работал постоянно,т.е. чтобы создать разность высот в трубках для этого мне понадобится небольшой моторчик  , трубки, емкость-основа для фонтана, блок питания.  

   В ходе исследования выявлено, что наиболее подходящими  по конструктивным особенностям  для расположения в квартире являются Героновы фонтаны.

  Меня увлекли история создания фонтанов, проведённые мною исследования и создание своего, комнатного фонтанчика.

  В ходе изучения материала различных источников, я поняла, насколько важен был фонтан во все времена для человечества – он и источник воды, и освежает воздух, и улучшает здоровье, психику человека; даёт эстетическое наслаждение и дома благоприятно влияет не только на самочувствие человека, но и на микроклимат в квартире.

 Литература:

 1.Бурмин Г. Штурм абсолютного нуля /Москва, «Детская литература», 1989г.

2.Кабардин О.Ф., Кабардина С.И., Шеффер Н.И. Факультативный курс физики /Москва, «Просвещение», 1982г.

3. https://www.1000fontan.ru/catalog-fontan/shema/work/ сайт о фонтанах

4. «Энциклопедический словарь юного физика» Сост. В. А. Чуянов – 2- е М.: Педагогика, 1991 год- 336 стр.

 5. Ф. Бублейников, И. Веселовский «Физика и опыт», М. Просвещение, 1970г.

Источник

Цель урока: сообщающиеся сосуды, закон
сообщающихся сосудов, применение закона
сообщающихся сосудов в жизни человека

Задачи урока:

  • образовательная
  • – продолжить формирование
    понятия давления жидкости на дно сосуда и
    изучение закона Паскаля на примере однородных и
    разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах;

  • развивающая
  • – формировать интеллектуальные
    умения анализировать, сравнивать, находить
    примеры сообщающихся сосудов в быту, технике,
    природе, развивать навыки самостоятельной
    работы с дополнительной литературой;

  • воспитательная
  • – воспитание аккуратности,
    бережного отношения к оборудованию кабинета,
    умения слушать и быть услышанным.

Оборудование: различные виды сообщающихся
сосудов, два стеклянных сосуда, соединенных
резиновой трубкой, презентация “Сообщающиеся
сосуды”, диск “Фонтаны С-П”.

Средства обучения: учебник,
карточки-инструкция.

Тип урока: эвристическая беседа.

Структура урока

Этап урокаДеятельность учителяДеятельность ученикаВремя
1Постановка учебных проблем.Сообщение.Запись темы урока в тетради.2 мин.
2Изучение нового материала.Беседа, эксперимент,
демонстрация Приложений 1–4.
Записи в тетрадях,
исследование зависимости уровня жидкости в
сообщающихся сосудах.
15 мин.
3Применение сообщающихся
сосудов в быту, технике, природе.
Демонстрация Приложений 5–8,
обобщение сообщений учащихся.
Сообщения учащихся о
применении сообщающихся сосудов в быту, технике.
18 мин.
4Закрепление материала.Демонстрация Приложений 9–10,
обобщение ответов учащихся.
Решают поставленные учителем
задания, делают записи в тетрадях.
7 мин.
5Итоги урока.Подведение итогов урока,
оценивание результатов работы учащихся на уроке,
запись домашнего задания на доске.
Обсуждение и оценивание своих
результатов работы на уроке, запись домашнего
задания в дневниках.
3 мин.

Ход урока

1. Мотивационный этап

Учитель. Здравствуйте! Сегодня речь пойдет
сосудах, с которыми встречаемся каждый день дома
и в школе, когда наливаем чай или поливаем цветы
из лейки.

Демонстрация: Лека, чайник. Такие сосуды
получили название сообщающиеся сосуды
(Учащиеся записывают дату и тему урока в тетради).

Научное открытие свойства сообщающихся
сосудов датируется 1586 г. (голландский ученый
Стевин). Но оно было известно еще жрецам древней
Греции. Археологи обнаружили в Грузии водопровод
(XIII в), работающий по принципу сообщающихся
сосудов.

2. Формирование умений и навыков

Учитель. Что общего у этих предметов? (Cлайд
1
)

Учащиеся. Вода, налитая, например, в чайник,
стоит всегда в резервуаре чайника и в боковой
трубке на одном уровне. Боковая трубка и
резервуар соединены между собой в нижней части.

Учитель. Правильно. Сообщающимися сосудами
называют сосуды, соединенные между собой в
нижней части. (Учащиеся записывают определение
в тетради).

С сообщающимися сосудами можно проделать
простой опыт. Возьмем две стеклянные трубки,
соединенные резиновой трубкой. Сначала
резиновую трубку в середине зажимают и в одну из
трубок нальем воды. Что произойдет, если открыть
зажим?

Учащиеся. Жидкость установиться в обоих
сосудах на одном уровне.

Учитель. Как поведет себя жидкость, если одну
из трубок поднять?

Учащиеся. Жидкость установиться в обоих
сосудах на одном уровне.

Учитель. Как поведет себя жидкость, если одну
из трубок опустить?

Учащиеся. Жидкость установиться в обоих
сосудах на одном уровне.

Учитель. Как поведет себя жидкость, если одну
из трубок наклонить?

Учащиеся. Жидкость установиться в обоих
сосудах на одном уровне.

Учитель. Однородная жидкость в сообщающихся
сосудах устанавливается на одном уровне. (Слайд
2
)

(Учащиеся записывают закон в тетради).

Изменится ли уровень жидкости, если правый
сосуд будет шире левого? уже левого? если сосуды
будут иметь разную форму?

Учащиеся. Нет, жидкость установиться в обоих
сосудах на одном уровне.

Учитель. При изменении формы сосудов может
изменяться лишь высота уровня воды в сосудах,
отмеренная от уровня стола (из-за того, что
изменяется объем сосудов). Однако уровни воды в
сообщающихся сосудах не зависят от формы сосудов
и останутся равны. (Демонстрация опыта с
сообщающимися сосудами различной формы).

(Слайд 3)

Что произойдет, если в сообщающиеся сосуды
налить две несмешивающиеся жидкости разной
плотности?

Учащиеся. Высота столбов жидкостей в сосудах
будет разной.

Учитель. При равенстве давлений высота
столба жидкости большей плотности меньше, чем
высота столба жидкости меньшей плотности. (Учащиеся
записывают в тетради).

Попробуйте доказать это, используя закон
Паскаля и определение гидростатического
давления… Проверим ваш результат.

(Слайд 4)

По закону Паскаля p1 = p2, по
определению гидростатического давления p1 =
g 1h1, p2
= g 2h2,
отсюда g 1h1
= g 2h2,
т.е  h1: h2 = 2:1.

Высоты столбов разнородных жидкостей
сообщающихся сосуда обратно пропорциональны их
плотностям. (Учащиеся записывают в тетради).

Применение сообщающихся сосудов в быту,
природе, технике.

Закон сообщающихся сосудов люди используют в
разных технических устройствах: водопроводах с
водонапорной башней; водомерных стеклах;
гидравлическом прессе; фонтанах; шлюзах; сифонах
под раковиной, “водяных затворах” в системе
канализации.

Закон сообщающихся сосудов люди используют в
водопроводах с водонапорной башней.
Водонапорная башня и стояки водопровода
являются сообщающимися сосудами, поэтому
жидкость в них устанавливается на одном уровне.

В водомерном стекле парового котла, паровой
котел (1) и водомерное стекло (3) являются
сообщающимися сосудами. Когда краны (2) открыты,
жидкость в паровом котле и водомерном стекле
устанавливается на одном уровне, так как
давления в них равны.

В устройстве гидравлических машин
используется свойство сообщающихся сосудов. (Демонстрируется
гидравлический пресс).
Так, большой и малый
цилиндры гидравлического пресса являются
сообщающимися сосудами. Высоты столбов жидкости
одинаковы, пока на поршни не действуют силы.

Видео “фонтаны города С-П” Каскады
падающей воды украшают многие города, а
действуют фонтаны благодаря закону сообщающихся
сосудов. Виды знаменитых фонтанов Петродворца.
Фонтаны в парке “Победы”, Тбилиси. Фонтаны на
площади “Дружбы”, Ташкент. Фонтаны Еревана. И
конечно знаменитые фонтаны С-П.

Действие артезианских колодцев и гейзеров
основано на законе сообщающихся сосудов.

(Слайд 6) Горячий фонтан в местечке
Гейзер в Исландии. От названия этого местечка
возник термин “гейзер”.

(Cлайд 7) Римлянам был неизвестен закон
сообщающихся сосудов. Для снабжения населения
водой они возводили многокилометровые акведуки,
водопроводы, доставлявшие воду из горных
источников. Инженеры древнего Рима опасались,
что в водоемах, соединенных очень длинной трубой,
вода не установится на одинаковом уровне. Они
полагали, что если трубы проложены в земле,
следуя уклонам почвы, то в некоторых участках
вода ведь должна течь вверх, – и вот римляне
боялись, что вода вверх не потечет. Поэтому они
обычно придавали водопроводным трубам
равномерный уклон вниз на всем их пути. Одна из
римских труб, Аква Марциа, имеет в длину 100 км,
между тем как прямое расстояние между ее концами
вдвое меньше. Полсотни километров каменной
кладки пришлось проложить из-за незнания
элементарного закона физики!

3. Систематизация умений и навыков

Учитель. Повторим изученное. Приведите
примеры использования закона сообщающихся
сосудов в природе, быту и технике.

Учащиеся. Это гейзеры, фонтаны, шлюзы,
водопровод с водонапорной башней,
гидравлический пресс, водомерные стекла,
артезианские колодцы, сифоны под раковиной.

Учитель. (Слайд 7) Используя схему
устройства шлюза и схему шлюзования судов,
объясните принцип действия шлюзов.

Учащиеся. В работе шлюзов используется
свойство сообщающихся сосудов: жидкость в
сообщающихся сосудах находится на одном уровне.
Когда ворота 1 открываются, вода в верхнем
течении и шлюзе устанавливается на одном уровне
и т.д., когда последние ворота откроются, уровень
воды в шлюзе и нижнем течении сравняется, корабль
будет опускаться вместе с водой и сможет
продолжить плавание.

4. Итоги урока

Учитель. Сегодня на уроке мы познакомились с
сообщающимися сосудами, в которых жидкость
устанавливается на одном уровне. Мне очень
интересно было работать с вами. Вы показали
отличный уровень подготовки к уроку. Теперь вы
знаете, что закон сообщающихся сосудов люди
используют в разных технических устройствах:
водопроводах с водонапорной башней; водомерных
стеклах; гидравлическом прессе; фонтанах; шлюзах;
сифонах под раковиной, “водяных затворах” в
системе канализации.

5. Домашняя работа

Всем спасибо за работу. Записываем домашнее
задание.

Обязательное: изучить §32 (Учебник, автор
Белага В.В. Ломанченков И.А. Панебратцев Ю.А.)
Создать модель фонтана.

(Учащиеся записывают домашнее задание в
дневники)

Источник

Читайте также:  Как помочь сосудам в ногтях