Физика 7 класс тема сообщающиеся сосуды

Физика 7 класс тема сообщающиеся сосуды thumbnail

Слайд 2

Автор презентации: Учитель физики МОБУ КБГИ Гафурийского района Республики Башкортостан Кузьмина Наталья Евгеньевна

Слайд 3

«Я говорю, а ты молчишь» (монолог) « Я – словечко, ты – словечко, будет песенка» (диалог)

Слайд 5

1. В каких единицах измеряют давление. 2. По какой формуле рассчитывают давление жидкости на дно и стенки сосуда? А ) P =  g h Б ) P =  gV В ) P = mg А) Н; Б) Па; В) м 2 .

Слайд 6

3 . Как изменится давление на тело с увеличением глубины погружения в жидкость? А) увеличится; Б) уменьшится; В) не изменится

Слайд 7

4. Изменится ли давление воды на дно сосуда, если в него опустить кусок дерева так, что вода из сосуда не выливается? А ) Увеличится Б ) Уменьшится В ) Не изменится

Слайд 8

5. В сосудах, изображённых на рисунке, находятся жидкости. В первом сосуде вода, во втором керосин. Одинаково ли давление на дно? А) в 1 больше Б) во 2 больше В) одинаково

Слайд 9

6. В каком сосуде давление воды на дно больше? А) в первом Б) во втором В) одинаково

Слайд 10

Пластинки расположены в сосуде с водой. На какую пластинку давление жидкости больше? А) на 1 Б) на 2 В) на 3

Слайд 11

Количество п равильных ответов ОЦЕНКА 7 (нет ошибок) « 5 » 5-6 (1,2 ошибки) «4» 4 и менее (3 и более ошибок) «3»

Слайд 12

Сообщающиеся сосуды и их применение

Слайд 13

Определение: сообщающиеся сосуды- это Сосуды, имеющие общую, соединяющую их часть

Слайд 14

ОПЫТ № 1 Вывод: в сообщающихся сосудах свободная поверхность покоящейся однородной жидкости устанавливается на одном уровне, если давление над жидкостью одинаково .

Слайд 15

ОПЫТ №2 Сообщающиеся сосуды

Слайд 16

Вывод: в сообщающихся сосудах свободная поверхность покоящейся жидкости находится на одном уровне .

Слайд 17

ОПЫТ № 3 Вывод: При равенстве давлений высота столба жидкости большей плотности меньше, чем высота столба жидкости меньшей плотности.

Слайд 18

p 1 =p 2 , p 1 =g ρ 1 h 1 , p 2 =g ρ 2 h 2 , g ρ 1 h 1 =g ρ 2 h 2 , h 1 :h 2 = ρ 2 : ρ 1 . Высоты столбов разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах обратно пропорциональны их плотностям

Слайд 19

Сообщающиеся сосуды В сообщающихся сосудах свободная поверхность покоящейся жидкости находится на одном уровне. Высоты столбов разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах обратно пропорциональны их плотностям. Однородная жидкость Разнородная жидкость

Слайд 20

Физическая пауза Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите 5 раз. Делайте круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – направо – вверх – налево – вниз. Повторите 10 раз. Вытяните вперёд руку. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно. Повторите 5 раз. Посмотрите в окно вдаль 1 минуту.

Слайд 21

Демонстрация моделей практической направленности

Слайд 22

Водомерное стекло парового котла.

Слайд 23

Действие шлюза – гидротехнического устройства, с помощью которого суда проводят из водного бассейна с одним уровнем воды в другой – с иным уровнем.

Слайд 25

Фонтаны

Слайд 26

Фонтаны

Слайд 30

Работа и устройство водопровода

Слайд 31

Закрепление материала: На рисунке изображен кофейник. Какую ошибку допустил конструктор?

Слайд 32

Закрепление материала: Перед вами два кофейника одинаковой ширины, но один высокий, другой – низкий. Какой из них вместительнее? Для чего отводящим трубкам кухонной раковины придают коленчатую форму?

Слайд 33

Домашнее задание: § 39; Упр.16 (1,2, задание 9 №1. стр. 95). Предлагаю вам побыть учеными – экспериментаторами философами, писателями. Экспериментаторам: 1 группа – модель фонтана ; 2 группа – модель оросительной системы для огорода ; 3 группа – модель системы водопровода ; Теоретикам: Составить кроссворд по данной теме.

Слайд 34

Я сегодня на уроке открыл для себя… Мне понравилось на уроке то, что… На уроке меня порадовало… Я удовлетворён своей работой, потому что… Мне хотелось бы порекомендовать… Если бы я был учителем, то …

Слайд 35

Источники https://yandex.ru/images/?pos=43&p=1&img_url=https%3A%2F%2Fpptcloud3.ams3.digitaloceanspaces.com%2Fslides%2Fpics%2F001%2F489%2F347%2Foriginal%2FSlide4.jpg%3F1480251782&text= сообщающиеся%20сосуды& rpt = simage https://yandex.ru/images/?pos=11&img_url=https%3A%2F%2Fds04.urok.ru%2Fuploads%2Fex%2F084e%2F00015455-93302ed7%2Fhello_html_m6d0a7013.jpg&text= сообщающиеся%20сосуды& rpt = simage https://yandex.ru/images/?pos=51&p=1&img_url=https%3A%2F%2Fpresentacii.ru%2Fdocuments_2%2F7239fccbf4ad30b495abf8b6b2771f54%2Fimg13.jpg&text= сообщающиеся%20сосуды& rpt = simage

Источник

Статьи

Основное общее образование

Линия УМК А.В. Перышкина. Физика (7-9)

Физика

Все мы ежедневно пользуемся сообщающимися сосудами – это чайник, лейка, в общем, это любая система ёмкостей, в которых жидкость, к примеру, вода, может свободно перетекать из одной ёмкости в другую. В чайнике, например, такими ёмкостями являются корпус и носик или корпус чайника и специальная ёмкость для определения уровня воды в нём. Что особенного в сообщающихся сосудах? Каким свойством или свойствами они обладают? Чем заслуживают наше внимание?

26 апреля 2019

Закон сообщающихся сосудов

Сосуды соединенные между собой, жидкость в которых может свободно перетекать, имеющие общее дно, называются сообщающимися. В соответствии с законом Паскаля, жидкость передаёт оказываемое на неё давление во всех направлениях одинаково. В открытых сосудах, атмосферное давление над каждым из них одинаково, значит, и давление жидкости на стенки сосудов будет одинаковым на любом уровне. Так как давление жидкости прямо пропорционально её плотности и глубине, в случае одинаковой жидкости в сообщающихся сосудах на одинаковой глубине будет одинаковое давление, что и объясняет выравнивание уровней жидкости в них. В случае разных жидкостей, чтобы на одинаковой глубине было одинаковое давление, жидкость с меньшей плотностью должна иметь больший уровень в сравнении с жидкостью большей плотности. Т.е.

ρ1 / ρ2 = h2 / h1

Физика. 7 класс. Учебник

Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования. Большое количество красочных иллюстраций, разнообразные вопросы и задания, а также дополнительные сведения и любопытные факты способствуют эффективному усвоению учебного материала.

Купить

Свойство сообщающихся сосудов

Возьмем несколько различных по размеру и форме открытых сосудов, проделаем в каждом из них отверстие и соединим отверстия в сосудах трубками, чтобы жидкость, которую мы будем наливать в один из них, могла свободно перетекать из одного сосуда в другой. Для большего эффекта, пожмем трубки, которые их соединяют и наполним один из сообщающихся сосудов водой. Теперь откроем трубки и увидим, что когда жидкость перестанет перетекать, то, вне зависимости от формы и размера сосудов, уровни жидкости в каждом будут совершенно одинаковыми. Или проведём иной опыт – возьмём пластиковую бутыль и срежем донышко, а крышку плотно прикрутим, проделаем в ней небольшое отверстие и вставим в него небольшой шланг, место соединения шланга и крышки бутыли сделаем герметичным с помощью пластилина. Теперь закрепим бутыль вверх дном, а шланг расположим параллельно бутыли открытым концом чуть выше её срезанного дна. Заполним бутыль жидкостью, например, подкрашенной водой. И вновь мы увидим, что вне зависимости от высоты сообщающихся сосудов, уровень воды в бутыли будет точно таким же, как и уровень воды в шланге. В этом и заключается первое и основное свойство сообщающихся сосудов: в открытых сообщающихся сосудах уровни одинаковой жидкости будут одинаковыми. Это замечательное свойство нашло широкое применение в практике, но об этом поговорим чуть позже. А теперь возьмём U-образную стеклянную трубку. Это тоже сообщающиеся сосуды, их, в данном случае, называют коленами трубки. В правое колено нальём воду и она, конечно же, перетечёт в левое колено так, что уровни воды в обоих коленах будут одинаковыми – мы уже знаем, что так и должно быть, хоть пока что и не знаем, почему. А теперь в левое колено, очень аккуратно, чтобы жидкости не смешивались, нальём керосин или подкрашенный спирт. И мы увидим, что теперь верхние уровни каждой жидкости в коленах будут отличаться. Уровень спирта или керосина будет выше уровня воды. Заглянем заодно в таблицу плотности жидкостей и увидим, что плотность керосина или спирта меньше плотности воды, а уровень, наоборот, выше. Из этого эксперимента можно сделать вывод – если в открытых сообщающихся сосудах налиты две разные жидкости, то уровень будет выше у той, чья плотность меньше. Иными словами, плотности жидкостей и их уровни будут обратно пропорциональными. Настала пора объяснить, почему так получается.

Читайте также:  Высокое давление сосуды в норме

Читайте также:

Проекты на уроках физики: плюсы и минусы

Что такое радуга?

Почему море соленое?

Почему небо голубого цвета?

Применение на практике

Благодаря своим свойствам, сообщающиеся сосуды нашли широкое применение в различных технических и бытовых устройствах. Перечислим некоторые из них:

  • измерители плотности,
  • жидкостные манометры,
  • определители уровня жидкости (водомерное стекло, к примеру),
  • домкраты,
  • гидравлические прессы,
  • шлюзы,
  • фонтаны,
  • водопроводные башни и т.д.

Свойство сообщающихся сосудов реализуется не только в физике. Такая известная поговорка «Если где-то прибыло, значит где-то убыло» фактически напрямую связана со свойством сообщающихся сосудов и означает, что в окружающем нас мире всё взаимосвязано, а значит – стремится к равновесию. Когда человек смещает это равновесие в одну сторону, это немедленно сказывается в чём-то другом. Над этим стоит задуматься, не так ли?

Материал по физике на тему «Сообщающиеся сосуды» для 7 класса.

Методические советы учителям

  • При изучении этой темы обязательно необходима демонстрация. Описанные в статье эксперименты обязательно нужно показать детям в живом исполнении.
  • Желательно продемонстрировать принцип действия фонтана (это также довольно не сложно сделать своими руками).
  • Обратите внимание учащихся на формулу для двух жидкостей – это обратная пропорция. На нескольких примерах поясните смысл обратной пропорциональности.
  • Рассмотрите ситуацию с тремя жидкостями (решите соответствующую задачу).
  • А вот действие шлюзов лучше всего продемонстрировать с помощью видео.

#ADVERTISING_INSERT#

Источник

Урок «Сообщающиеся сосуды».

Цель: продолжить формирование понятия давления жидкости на дно и стенки сосуда и изучение закона Паскаля на примере однородных и разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах; формировать интеллектуальные умения анализировать, сравнивать, находить примеры сообщающихся сосудов в быту, технике, природе.

Оборудование: стеклянные трубки, соединенные резиновой трубкой с зажимом, штативы, сообщающиеся сосуды разной формы, модель фонтана, фотографии шлюзов, фонтанов, компьютерная презентация «Сообщающиеся сосуды», компьютер, проектор, экран.

Организационный этап. Актуализация знаний.

К новым знаниям спешим.

По давленью повторим.

Фронтальный опрос.

Работа по индивидуальным карточкам – 3 человека.

Объяснение нового материала.

Чтобы нам продолжить путь,

Надо знанья почерпнуть.

Мы тетради открываем

И сосуды изучаем.

А сосуды эти внизу сообщаются,

Опыты прекрасные с ними получаются!

Сосуды, имеющие сообщение, заполненное жидкостью, называются сообщающимися.

Если в сообщающиеся сосуды налить однородную жидкость, то она в них установиться на одном уровне.

Демонстрируются сосуды. Опыт.

Доказательство:

P1=P2

так как жидкость покоиться

gρвh1= gρвh2

так как ρв=ρв

h1= h2

Закон сообщающихся сосудов.

В сообщающихся сосудах поверхности однородной жидкости устанавливаются на одном уровне.

Задание:

  • Известно, что в правом колене изогнутой трубки жидкость находится возле точки С. Сделайте в тетради такой же рисунок и покажите на нем расположение свободных поверхностей жидкости в обоих коленах трубки.

Если в сообщающиеся сосуды налиты разнородные жидкости, то столб жидкости меньшей плотности будет выше.

Демонстрация опыта.

Доказательство:

P1=P2

так как жидкость покоиться

gρвh1= gρкh2

так как ρв>ρк

h1< h2

Закон сообщающихся сосудов.

При равенстве давлений высота столба жидкости с большей плотностью будет меньше высоты столба жидкости с меньшей плотностью.

Задание.

  • В сообщающиеся сосуды налили ртуть и воду. Как расположатся жидкости?

Задачи:

  1. В сообщающиеся сосуды налили ртуть и воду. Как располо­

    жатся жидкости? (Вода будет выше ртути (по давление на дно

    в обоих случаях будет одинаковое.))

  2. Рассмотрите рис. а-в и ответьте на вопрос: что произойдет

    с жидкостью, если открыть кран? (На рис. а – из правого колена

    жидкость будет перетекать в левое, пока уровень жидкости в

    сосудах не уравняется; на рис. б – из левого колена жидкость

    будет перетекать в правое, пока уровень жидкости в обоих ко­

    ленах не станет равным; на рис. в – жидкость перетекать не

    будет.)

  1. Кофейники равны по объему. В какой кофейник можно налить больше жидкости?

Загадки:

1. Из горячего колодца

Через нос водица льется. (Чайник.)

Является ли чайник примером сообщающихся сосудов? (Да.)

2. Хоть и задрал он кверху нос,

Но это вовсе не всерьез.

Ни перед кем он не гордится,

Кто пить захочет – убедится. (Чайник.)

Нарисуйте схематично, как располагается вода в чайнике и носи­ке чайника.

3. Если речка по трубе

Прибегает в дом к тебе

И хозяйничает в нем –

Как мы это назовем? (Водопровод.)

Является ли водопровод примером сообщающихся сосудов? (Да.)

  1. Мойдодыру я родня,

    Отверни, открой меня.

    И холодною водою

    Живо я тебя умою. (Кран.)

Применение сообщающихся сосудов.

  1. Устройство шлюза. ( по фотографиям из личного альбома)

  2. Фонтаны. (по фотографиям из личного альбома)

Устройство фонтана (на модели)

Водомерное стекло

Артезианский колодец

Лейка

Чайник

Сообщения учащихся о шлюзах, фонтанах, водопроводах.

Из «Книги рекордов Гиннеса»

Шлюзы

– Самый большой шлюз – в Бельгии, в г. Зеебрюгге. Его объем 655 300 м3, размеры 500 х 57 хх 23 м. Шлюз Берендрехт в Ант­верпене такой же длины, но шириной 68 м, глубиной 13,5 м и объемом 459 000 м3.

– Самый глубокий шлюз – Карапатело – в Португалии, на реке Дару. Он способен принимать суда с осадкой 35 м.

– Самый большой перепад уровней (~ 68,58 м) – в шлюзовой камере на канале Шарлеруа в г. Брюгге (Бельгия). Два 236-колесных кессона грузоподъемностью 1350 т каждый, по наклонной плоскости перемещают судно на 1432 м в течение 22 мин.

Фонтаны.

– Самый высокий фонтан – на Фаунтин-Хиллз (США) – был по­ строен по заказу одной очень крупной фирмы и обошелся ей в 1,5 млн долл. При максимальном напоре 26,3 г/см? и расходе 26 500 л/мин высота струи составляет 170 м.Масса воды в ней более 8 т, скорость течения 236 км/ч.

– Самая высокая водонапорная башня (64 м) была построена в 965 г. в г. Юнион, США. Ее ем­кость 9 462 000 л.

Водопровод

– Самый протяженный в мире водопровод (563 км) проходит от г. Прета (Австралия) до золотогоприиска г. Калгурли. Был сооружен в 1903 г.

– Самая протяженная водопро­водная сеть (8 тыс. км) в нашей стране – в Москве. Её строитель которого началось в 1781 г. с 16-кило­метрового Мытищинского водопро­вода, вступившего в строй в 1804 г.

Итог урока.

Окончен на сегодня путь,

Пора немного отдохнуть.

Расстроены ребята? Нет!

Тогда для вас ларец конфет!

Домашнее задание:

§ 39, упр 16 (1,2)

* Изготовить модель сообщающихся сосудов.

Источник

Разработка открытого урока по физике в 7 классе

Еркова Елена Александровна

ГБОУ СОШ №3 «ОЦ» с.Кинель-Черкассы

Тема: Сообщающиеся сосуды

Дата проведения 29.01.2019

Образовательные ресурсы:

  1. Учебник: Физика. 7 кл.: А.В. Перышкин. _ М.: Дрофа, 2018;

  2. https://0204.jimdo.com/фгос/;

  3. https://www.youtube.com/watch?v=Ysangs;

  4. https://stihi-russkih-poetov.ru;

  5. https://nika-fizika.narod.ru/1002 727.htm4.

Оборудование: слайдовая презентация, различные виды сообщающихся сосудов, жидкости: вода, масло; металлический зажим, штатив с лапкой и муфтой, лейка, чайник, строительный уровень, карта урока.

План урока:

  1. Организационный момент

  2. Мотивационно-целевой этап

  3. Ориентировочный этап

  4. Актуализация знаний

  5. Поисково-исследовательский этап

  6. Первичное осмысление и закрепление

  7. Практический этап

  8. Рефлексивно-оценочный этап

Читайте также:  Лопаются сосуды в глазах к кому обращаться

Цели урока:

Личностные: внутренняя позиция, мотивация, нравственно-этическая ориентация, личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, саморегуляция, коррекция.

Познавательные: формулирование познавательной цели, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотезы и ее обоснование, подведение под понятие.

Коммуникативные: планирование определенных целей, постановка вопросов, инициативное сотрудничество в сборе информации, управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической формами речи.

Формы и методы обучения

Метод мотивации учебной деятельности – создание проблемной ситуации, создание ситуаций занимательности.

Метод организации и осуществления учебно-позновательной деятельности – эвристическая беседа, демонстрация, иллюстрация, исследование.

Методы формирования новых умений – решение ситуационных задач.

Методы обобщения и систематизации изученного – создание таблиц, заполнение технологической карты.

Методы контроля результатов обучения – устный опрос.

Методы стимулирования учебной деятельности – словесное (похвала, признание, благодарность, порицание), формальная оценка (баллы, отметка)

Основные термины и понятия: сообщающиеся сосуды, артезианский колодец, шлюз.

Планируемые результаты обучения:

  • понимать смысл физического понятия: сообщающиеся сосуды, давление столба жидкости;

  • знать обозначения физических величин: давление, площадь, сила, плотность и их единиц измерения в системе СИ;

  • приводить примеры практического использования сообщающихся сосудов;

  • уметь использовать приборы для измерений;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц.

Организационная структура урока

Приветствует учеников.

Побуждает к самоорганизации.

Приветствую учителя.

Организация рабочего места.

Фронтальная

Регулятивные УУД: умения самоорганизации и устанавливать рабочие отношения, деловую обстановку

Мотивационно –

целевой этап

Демонстрация слайдов.

Читает пятистишье А.С. Пушкина.

Знакомит с планом действия учеников на уроке.

Демонстрирует гидравлический уровень.

Предлагает объяснить принцип действия гидравлического уровня. Обеспечивает осознание учащимися неполноты имеющихся знаний.

Смотрят слайды.

Слушают учителя.

Высказывают правильные и ошибочные мнения.

Испытывают затруднения в объяснении принципа действия водопровода. Формулируют проблему.

Фронтальная,

индивидуальная, групповая

Познавательные УУД: видеть проблему, осознавать возникшие трудности, выдвигать гипотезу;

Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением и высказывать свое собственное;

Личностные УУД: осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию, приобщиться к русской литературе

Ориентировочный этап

Включение в систему знаний

Демонстрирует сообщающиеся сосуды на столе.

Предлагает рассмотреть изображения сообщающихся сосудов на слайде.

Задает вопросы.

Предлагает сформулировать тему и цель, задачи урока.

Рассматривают сообщающиеся сосуды на столе, изображения на слайде.

Отвечают на вопросы.

Слушают ответы учеников.

Формулируют тему, цель и задачи урока.

Заполняют технологические карты

Фронтальная,

индивидуальная

Регулятивные УУД:

уметь планировать, прогнозировать, корректировать знания;

Познавательные УУД: закрепить общеучебные и логические умения и навыки. Коммуникативные УУД: уметь точно выражать свои мысли, владеть монологической речью.

Актуализация знаний

Задает вопросы.

Демонстрирует слайды.

Анализирует ответы.

Вспоминают обозначения физических величин и единиц измерения.

Заполняют технологические карты.

Дают ответы на вопросы. Слушают ответы учеников.

Фронтальная,

индивидуальная

Регулятивные УУД: оценивать степень владения изученными знаниями;

Познавательные УУД: выделять материал, который будет использован на уроке;

Предметные УД: повторить знания обозначения физических величин и их единиц измерения.

Поисково-исследовательский этап

Задает вопросы.

Знакомит с методологией предмета.

Анализирует ответы учащихся, обобщает.

Побуждает к изучению плана исследования, проведению экспериментов.

Призывает к аккуратности.

Руководит проведением экспериментов.

Показывает слайды.

Вызывает интерес учащихся к уроку.

Задает наводящие вопросы.

Проводит демонстрационный опыт.

Слушают товарищей.

Предлагают свои варианты определений.

Записывают определение в технологическую карту.

Проводят эксперименты, делают выводы.

Смотрят слайды.

Вспоминают формулу давления столба жидкости, закон Паскаля.

Проводят теоретическое доказательство результатов опытов.

Записывают выводы и выкладки в технологическую карту.

Фронтальная,

групповая

Познавательные УУД: овладевать методами научного познания, строить логическую цепочку рассуждений;

Личностные УУД: проявлять интерес к новому содержанию, определить внутреннюю позицию необходимости изучения темы, мотивировать себя на познание;

Предметные УД: дать определение сообщающихся сосудов, формулировать закона сообщающихся сосудов;

Коммуникативные: планировать, проявлять инициативу, сотрудничать в сборе информации, управлять поведением партнера, оценивать действия партнера, овладевать монологической и диалогической формами речи.

Первичное осмысление и закрепление

Предлагает выполнить задание № 3 из Упр. 18

Задает вопросы.

Анализирует ответы учащихся, обобщает.

Призывает к аккуратности.

Руководит проведением экспериментов.

Показывает слайды.

Задает наводящие вопросы.

Читают задание из учебника.

Проводят эксперименты, делают выводы.

Слушают товарищей и предлагают свои варианты ответов.

Смотрят слайды.

Закрепляют умения проведения выкладок с формулами. Проводят расчеты.

Заполняют таблицу. Сравнивают результаты вычислений и записывают выводы и выкладки в технологическую карту.

Фронтальная,

групповая

Познавательные УУД: действовать по алгоритму, строить логическую цепочку рассуждений, анализировать условие задачи;

Предметные УД: формулировать выводы закона сообщающихся сосудов для жидкостей разной плотности;

Личностные УУД: оценивать свои способности воспроизведения действий по алгоритму, сформировать положительную внутреннюю позицию по отношению к новым знаниям, вызывать положительные эмоции успешности;

Коммуникативные: планировать совместную работу, проявлять инициативу, сотрудничать с группой, управлять поведением партнера.

Практический этап

Предлагает из учебника найти примеры сообщающихся сосудов, выписать в технологической карте.

Проводит групповой опрос по проделанной работе.

Рассказывает стихотворение В. Рождественского. Демонстрирует фильм о Петергофе, вызывает к чувству патриотизма и гордости за нашу Родину. Напоминает о юбилейной дате Победы.

Просит объяснить действие водопровода.

Работают с учебником,

Выписывают примеры сообщающихся сосудов из учебника в технологическую карту.

Перечисляют примеры сообщающихся сосудов.

Слушают учителя.

Смотрят фильм.

Дают ответы на вопросы.

Слушают ответы товарищей.

Фронтальная, групповая

Познавательные УУД: обобщать полученные знания, применять их для объяснения ряда объектов и явлений, работать с учебником.

Предметные УД: знать примеры сообщающихся сосудов, уметь объяснять их действие на основе полученных знаний.

Коммуникативные: проявлять инициативу, управлять поведением партнера, оценивать действия партнера, владеть монологической и диалогической формами речи.

Личностные УУД: формировать морально – этические нормы, гражданственность и патриотизм.

Рефлексивно-оценочный этап

Предлагает озвучить записи, выполненные в ходе урока. Благодарит за работу на уроке. Подводит итог работы по технологической карте.

Соотносят свои записи в группе, выбирают ученика, желающего выступить.

Записывают домашнее задание в дневник.

Групповая, индивидуальная

Регулятивные УУД: Саморегуляция. Оценка степени достижения цели.

Личностные УУД: осознавать личностную значимость владения методами научного познания.

Конспект урока

  1. Организационный момент. (1 мин) (на доске заранее записана дата)

(слайд 1) Здравствуйте ребята и уважаемые гости. Я рада приветствовать вас на уроке физики.

  1. Мотивационно – целевой этап (4 мин)

Привлечение внимания учащихся. (слайд 2) Я хочу начать урок стихами великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, которые много лет звучали в заставке к телепередаче «Очевидное, невероятное»:

О, сколько нам открытий чудных

Готовят просвещенья дух,

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг,

Удивительно точно подметил великий поэт характер научной деятельности. Просвещение, опыт, гений, случай – все составляющие научного открытия. (слайд 3) Сегодня с вами мы будем изучать чудесные сосуды, проводить опыты и откроем законы, которым подчиняются эти сосуды.

Подготовка к восприятию нового материала.

(Демонстрация прибора для проверки горизонтальности) У меня на руках прибор строительный. Как вы думаете, для чего он нужен в строительстве? Какой принцип заложен в действие этого инструмента?(Ученики высказывают свои точки зрения) Это будет нашей гипотезой, которую мы в ходе урока либо докажем, либо опровергнем.

  1. Ориентировочный этап (5 мин)

Включение в систему знаний

(урок – исследование, технологические карты) У нас сегодня урок-исследование. У вас на столах лежат технологические карты, которые вы будете заполнять по ходу урока. (Учитель демонстрирует технологическую карту)

Читайте также:  Влияние воды на сосуды человека

(тема)Для того чтобы определить тему сегодняшнего урока, посмотрите на предметы на столе и на слайде. Какие предметы вы видите? (чайник, лейка, сосуды различной формы)

Что общего между ними? (имеют соединения) (слайд 5)

Итак, сегодня на уроке мы будем говорить о сообщающихся сосудах. Откройте тетради и запишите сегодняшнее число и тему урока: Сообщающиеся сосуды. (Учащиеся записывают тему урока; учитель записывает тему на доске) (слайд 6)

(цель) Таким образом, целью нашего урока является изучение какого объекта? (сообщающихся сосудов) (слайд 7)

(1 – задача урока)Для изучения их, нам необходимо определить предмет нашего изучения,

т. е. дать определение сообщающимся сосудам (слайд 8) Во первых, это что? Сосуды. Чем они отличаются от других сосудов?(Ученики предлагают свои варианты определений сообщающихся сосудов) Записываем определение в технологическую карту.

(слайд 10)

(Сосуды, имеющие общую (соединяющую их) часть, называются сообщающимися)

(2 – задача урока)В виде чего в физике формулируются результаты изучения, исследования? Как называются такие утверждения? Например, как называется открытие, которое сделал Блез Паскаль?(формула, закон)

Таким образом, следующей задачей урока является: формулировка закона сообщающихся сосудов. (слайд 11)

А зачем нам нужно что-то изучать? Для чего нам нужно знать законы физики?

(чтобы применить их на практике) Итак, третья задача урока: узнать, как на практике применяются сообщающиеся сосуды (слайд12)

  1. Поисково-исследовательский этап. (10 мин)

Переходим к выполнению второй задачи урока.Прочтите третий пункт технологической карты.

Налейте в один из сосудов подкрашенную воду (всю)

Что происходит? (жидкость стала перетекать). И как долго она будет перетекать? (До тех пор, пока давления справа и слева не станут равными.)

Зарисуйте положение уровней однородной жидкости. (слайд 13)

(На демонстрационном столе учитель наливает воду в сообщающиеся сосуды)

Что будет происходить, если наклонить сосуды? Как меняют свое положение уровни жидкости в сосудах при наклоне: как в первой картине или как во второй? (слайд 14) Зарисуйте положение предполагаемых уровней жидкости при наклоне вашей конструкции.

Учитель. Зависит ли положение уровня жидкости в сообщающихся сосудах от ширины сосуда и от формы сосуда? Какой вывод сделаем?

Учащиеся делают вывод: (сообщающихся сосудах любой ширины и формы однородная жидкость устанавливается на одном уровне) (слайд 15) Запишите вывод в технологических картах.А можно ли вывод обосновать теоретически?

  1. Актуализация знаний. (слайд 16)

Учитель. Сформулируйте закон Паскаля. Какой буквой мы обозначаем давление? плотность? В каких единицах они измеряются? Каковы давления столбов жидкости в обоих сосудах?

(По закону Паскаля давление во всех точках жидкости одинаковое), т.е.давление в левом колене равно давлению в правом колене: p1= p2

По какой формуле вычисляется давление столба жидкости? (p= gh)

Ставьте себе 1 балл, если вы правильно помните закон Паскаля и формулудавления столба жидкости.

  1. Поисково-исследовательский этап. Распишем давления столбов жидкости по формуле.

Давления столбов жидкости в левом и правом коленьях:p1= gh1; p2=gh2.Приравняем правые части: gh1=gh2;Какие множители сокращаются? (, g)

Сократим общие множители: gh1=gh2; Получим:h1=h2.

  1. Домашнее задание. Прочтите задание 3 из упражнения 16.__________, прочти задание вслух. Это задание будет домашним заданием. По приведенному здесь алгоритму вы можете провести выкладки для разнородных жидкостей. Только плотности жидкостей будут разными.

Если задание интересно, запишите как домашнее задание. Упр. 16(3).

Обязательное домашнее задание: прочитать § 39.Поставьте себе еще 1 балл, если вы выбрали дополнительное задание. (слайд 17)

  1. Первичное осмысление и закрепление

А на уроке мы выполним это задание практически.

  1. Физкультминутка. А пока сделаем кратковременный перерыв. Встали все ровно между рядами.Внимание, на экран.(слайд 18) Садитесь.

  1. Первичное осмысление и закрепление (продолжение) (слайд 19)

Долейте в одно из колен сосуда небольшое количество масла. Рассмотрите, как располагаются в сосудах жидкости с разной плотностью (подкрашенная вода и масло).

Зарисуйте уровни жидкостей. (Маркеры розовые и желтые)Как располагаются уровни различных жидкостей в сообщающихся сосудах? (слайд 20) Запишите результат. (слайд 21)

(слайд 22) Измерьте высоты столбов жидкостей над уровнем АВ, результаты запишите в таблицу на листе плана. Вычислите. h1/h2 (Из каждой группы по одному человеку записывают на доске результаты измерений и вычисления h1/h2)Вычислим 2/1. Сравните h1/h2 и 2/1.

Итак, h1/h2 ≈ 2/1. Обратите внимание на индексы. Как называется в математике такое соотношение, когда в одной части равенства величина находится в числителе, а в другой части – в знаменателе? (обратной пропорциональностью)

Учитель: Ответьте на вопрос в технологической карте: как зависят высоты столбов разных жидкостей в сообщающихся сосудах от плотности жидкостей?[Высоты столбов разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах обратно пропорциональны их плотностям] Запишите вывод в технологических картах. (слайд 23)

Поставьте себе 3 балла за исследовательскую деятельность

  1. Практический этап. (слайд 24)

Учитель: Переходим к выполнению третьей задачи урока – узнаем, каковы возможности использования сообщающихся сосудов.

А для этого нам необходимо обобщить опыт, накопленный человеком.

Теперь поработаем с учебниками. В учебнике в § 39, в задачах, заданиях найдите примеры применения сообщающихся сосудов и выпишите на картах. Минута времени вам на работу.Ученики работают.

Учитель: Я думаю, все готовы.

Расскажите, в каких устройствах используются сообщающиеся сосуды? Каждая группа приводит по одному примеру. Учащиеся перечисляют: водомерная трубка, шлюзы, фонтаны, артезианский колодец, водопровод. (слайды 25,26)

Петродворец – всемирно известный своими фонтанами дворцово-парковый ансамбль. (слайд 27)

В годы Великой Отечественной войны гитлеровские войска разворовали и уничтожили художественные ценности Петергофа. Статуя “Самсон, раздирающий пасть льва ” была похищена немцами. После окончания войны заминированный Петродворец возродили вновь и золочёная бронзовая статуя “Самсон, раздирающий пасть льва” заняла своё место. (слайд 28)

9 мая 2015 года исполняется 70 лет со дня Великой Победы. (слайд 29) Мы должны помнить, что честь, свободу и независимость нашей Родины народ отстоял ценой своей жизни.

Однако мы увлеклись историей и забыли, что у нас урок физики.

Давайте проделаем простой опыт. (Демонстрация принципа действия фонтанов) Итак, на чем основано действие фонтанов? (Действие фонтанов основано на принципе сообщающихся сосудов)

(слайд 30)А теперь вернемся к вопросу, который был поставлен в начале урока.

На чем основано действие гидравлического уровня? (Демонстрация гидравлического уровня)

(Гидравлический уровень. Принцип работы основан на принципе сообщающихся сосудов, в которых уровень жидкости остается одинаковым независимо от высоты расположения одного из них).

Резерв. Задание 9(3) Посмотрите на слайде, как это происходит.

  1. Рефлексивно-оценочный этап.(3-5 мин)

Мы вместе прошли трудный путь от гипотез, догадок, к подлинно научной теории и поучаствовали в своем открытии уже известного и открытого закона сообщающихся сосудов. (15 с)

Итак, что мы узнали на уроке? (слайд 36). Дополните предложения. (слайдs 31-34)

Сообщающимися называются cосуды, …………………………………

В сообщающихся сосудах любой ширины и формы однородная жидкость устанавливается на……

При равенстве давлений высота столба жидкости с большей плотностью будет…………………. (выше или ниже)высоты столба жидкости с меньшей плотностью.

Высоты столбов разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах …………… …………. ………………………………………………… их плотностям (прямо или обратно пропорциональны)

(слайд 35)Поставьте оценку себе 1 балл, если вы справились с заданием. Посчитайте количество баллов – это будет вашей оценкой за урок.

Учитель: Всем спасибо за работу. (25 с.)

В заключение хочу прочитать стихотворение Марка Львовского(слайд 36)

Любите физику, друзья,

Без космоса никак нельзя.

Без света не прожить и дня,

Как в древнем мире без огня.

Без физики не только свет,

Компьютер или Интернет

Мы не могли бы получить.

Давайте физику учить!

Источник