Формы ручек с сосудам
Итак, продолжим рассматривать различные греческие сосуды и изучать их названия….(надо сказать, что, начиная этот пост, я даже не подозревала, какое большое количество форм и названий породила эта цивилизация!) Начало здесь: первая часть https://liorasun55.livejournal.com/310605.html вторая часть https://liorasun55.livejournal.com/314944.html
Aлабастрон – грушеобразный или вытянутый сосуд цилиндрической формы с округлым дном, который, в отличие от ритона, мог стоять вертикально. Образцом для алабастрона послужила форма восточных сосудов из Египта, изготавливавшихся из алебастра, которому они, собственно, и обязаны своим названием.
Алабастроны использовались для хранения ароматических веществ и жидкостей, преимущественно женщинами. Мужчины (в особенности атлеты) для ухода за телом пользовались в аналогичных случаях арибалами, которые носили на ремешке на запястье.
Арибал (αρύβαλλος) – сосуд небольшого размера округлой формы с узким втянутым горлышком, который расширялся у плоского венчика. Его название происходит от кожаного мешка, в который обычно вставлялась бутыль. У арибала широкая, в форме ленты, ручка.
Арибалл с изображением Геракла и льва, 4-й век до нашей эры, Коринф, Греция, из колекции Музея изобразительных искусств имени Пушкина. Отсюда: https://www.antic-art.ru/data/greece_archaic/42_ariball/index.php
Смешанные формы арибалла с лекифом (сосудом с узким высоким горлом и длинной ручкой) называются арибаллическими лекифами. Они использовались как емкости для благовоний, ароматических масел, в том числе в заупокойном культе.
Аскос (по-гречески – трубка) – плоский сосуд округлой формы с ручкой на носике, применялся для хранения масел и заправки масляных ламп. Существуют формы аскосов с двумя носиками.
Пиксида – сосуд, имеющий цилиндрическую формы, с крышкой. Название происходит от греческого слова πυξός – «самшит», из которого они изначально вытачивались. Пиксиды изготавливались также из керамики, алебастра, металла или слоновой кости. Это своего рода шкатулки, которые использовались женщинами для хранения украшений и косметики.
Пиксиды также часто находили в женских захоронениях.
До настоящего времени сохранилось лишь несколько пиксид, выполненных из дерева. Пиксиды также изготавливались из керамики, алебастра, металла или слоновой кости. Пиксиды использовались женщинами для хранения украшений и косметики.
Эту красавицу я сфотографировала в Берлинском Altes Museum
Племохойя – небольшой сосуд для хранения благовоний шарообразной формы на высокой подставке с крышкой, которая увенчивалась шарообразной головкой. Использовался в свадебных обрядах.
Псиктер (лат. Psykter),иначе бавкалид – древнегреческий керамический сосуд, по форме напоминающий гриб, получил распространение в Аттике во второй половине VI в. до н. э. Псиктер использовался вместе с кубковым кратером
Лидион – сосуд сферической формы с узкой конической ножкой. В верхней части широкое горлышко с горизонтальным ободом. Лидион получил свое название от лидийцев, создателей этого вида керамики. Возможно, форма сосуда имеет египетское происхождение. Использовался для хранения благовоний.
Лебес Гамикос (лат. Lebes Gamikos λέβης γαμικός – «свадебный лебес») – древнегреческий глиняный сосуд.
Лебес Гамикос представляют собой сосуды крупного размера и округлой формы, с длинным цилиндрическим горлышком и двумя ручками. Лебес Гамикос использовались на свадьбах и преподносились в подарок невестам. Лебес Гамикос также преподносили в дар богам плодородия.
Лебес Гамикос также находили в захоронениях.
Ольпа (лат. Olpa) – древнегреческий кувшин для хранения благовонных масел и вина. Нижняя часть имеет выраженный объём, плавные линии формы ведут к широкому круглому горлышку. Ручка находится сбоку. Ольпа имеет меньший размер, чем ойнохойя.
Эпихизис (лат. Epychisis) – античный сосуд цилиндрической формы, часто с двумя горизонтальными профилями-рантами, тонким горлышком, заканчивающимся отогнутым носиком с открытым сливом, и высокой изогнутой ручкой. Эпихизисы часто украшались росписью. Появился в южной Италии, в Апулии. Предположительно эпихизис являлся предметом женского обихода и использовался для косметических процедур.
Калаф (лат. Kalathos) (греч. Κάλαθος) – корзина, использовавшаяся древнегреческими женщинами на различных работах, в форме цветка лилии, изготавливалась из различных материалов: глина, дерево, благородные металлы. Калаф играл большую роль в празднествах, посвященных богиням Афине и Деметре, и являлся символом цветочной корзины Персефоны. Благодаря празднествам получили своё название древнегреческий керамический сосуд схожей формы и основание коринфской капители в виде плетёной корзины.
Калаф, найденный на осторое Сицилия, датируется 470 г. до н.э., на нем изображены Алкей и Сапфо. Государственное античное собрание, Мюнхен.
Кернос (лат. Kernos) – древнегреческий керамический сосуд с чашечками на венчике. Был распространён в восточной части Средиземноморья. Предположительно использовался в ритуальных целях.
Лагинос – небольших рамеров плоский сосуд с узким горлом. Использовался для хранения ароматических масел.
Фиала – в Древней Греции плоская жертвенная чаша без ручек.
Фиалы преподносились в качестве даров, о чём свидетельствуют многочисленные изображения на древнегреческих вазах. Эта традиция была продолжена в других культурах – древними римлянами, которые использовали в религиозных обрядах патеры.
Фиала в руках воина, отправляющегося в поход
Несторида ( лат. – Nestoris)- ваза с высокими, тонкими ручками, прикрепленными к горлышку и опирающимися на бока. Сосуд по форме и размерам похож на амфору, но использовался в ритуальных целях.
Лутрофор (лат. Loutrophoros) – особая форма древнегреческой керамики. От других видов керамических сосудов лутрофор отличается длинным горлышком и ручками особой формы.
Лутрофор использовался для хранения воды в брачных и погребальных церемониях и тем самым по культовому назначению аналогичен лекифу или лебес-гамикос. Поэтому его часто обнаруживают в захоронениях незамужних женщин. Лутрофор также изображался на самих надгробиях как скульптура или рельеф. Многочисленные изображения лутрофоров можно встретить на кладбище Керамик в Афинах.
Гуттус, гут (лат. Guttus) – сосуд в античной Греции для дозирования жидкости (масла или воды) по каплям. Он изготавливался из различных материалов и служил предположительно в качестве жертвенного сосуда. Точная форма и вид не дошли до наших дней, но в современной археологии с понятием гуттуса связывают маленький похожий на банку кувшин с круглой ручкой и маленьким коротким носиком в форме трубки, расположенным у верхнего края сосуда.
Это далеко не полный перечень форм греческих сосудов, но не упомянутые здесь я оставлю узким специалистам 🙂
Я рада, если вам было интересно!
Использовались материалы с сайтов (для написания всех трех частей):
https://slovari.yandex.ru/
https://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/08/hm88_0_0_10_1.html
https://www.metmuseum.org/toah/works-of-art/06.1021.77
https://art.ioso.ru/bank/ancceramics/ancientceram.htm
https://www.istorya.ru/articles/histwine.php
https://centant.spbu.ru/centrum/publik/nikituk/byt/009.htm
https://slovari.yandex.ru/
https://www.antic-art.ru/data/greece_archaic/43_kilik/index.php
https://spbstarosti.ru/line/krater-krasnofigurnyj-posejdon-i-amimona-master-axilla.html
https://www.megabook.ru/DescriptionImage.asp?MID=470680&AID=630685
https://www.borysthenes.org/content/colonisation/colonisation15.htm
https://www.grekomania.ru/greek-articles/ancient-greece/202-drevnegrecheskie-vazy
https://knothourin.3dn.ru/news/vazopis_drevnej_grecii_prodolzhenie/2011-03-09-41
https://digitalgallery.nypl.org/nypldigital/dgkeyresult.cfm?keyword=WINE+COOLER
https://www.evpatori.ru/drevnegrecheskoe-nasledstvo.html/pelika-afina-i-gerakl
https://www.antic-art.ru/data/greece_classic/66_red_pelica/index.php
https://3gym-alex-iliadaproject.blogspot.co.il/2011/04/5.html
https://learning.9151394.ru/mod/glossary/view.php?g=4323
https://www.mlahanas.de/Greeks/Pottery.htm
https://www.art.ioso.ru/seminar/2009/projects13/vazopis/page/page9.htm
https://www.evpatori.ru/drevnegrecheskoe-nasledstvo.html
https://www.metmuseum.org/toah/works-of-art/1995.45.2
https://www.heliosgallery.com/noframes/greek/descriptions/15.php
Очень интересна книга Е.В. Никитюк “Быт античного общества” https://centant.spbu.ru/centrum/publik/nikituk/byt/index.htm
Отдельное большое спасибо за чудесные и познавательные слайды преподавателю Гудкевич ЕС, Кафедра МХК,
ГОУ школа-интернат Интеллектуал,
2006
Источник
Начало здесь: https://liorasun55.livejournal.com/310605.html
Ну что же, продолжим рассматривать древнегреческие керамические вазы, дивясь их разнообразию и красоте?
ЛЕКИФ – древнегреческий керамический сосуд для масла. Первоначально делался конусообразной, затем цилиндрической формы с вертикальной ручкой, узким горлом, переходящим в раструб и использовался в похоронном церемониале. Мраморные лекифы больших размеров, украшенные богатым орнаментом, ставились в местах захоронения.
Вот полюбуйтесь:
ПЕ́ЛИКА (греч. pelike, от pleos – “полный”) – тип древнегреческого сосуда для жидкостей с двумя ручками по бокам. Считается разновидностью амфоры. Однако, в отличие от амфоры, пелика имеет не сужающееся, а расширяющееся книзу тулово. У пелики имеются небольшая ножка и широкое устье с низким венчиком. Такой тип сосуда известен с конца VI в. до н. э. В период классики, в середине V в. до н. э., пелики чаще других сосудов использовали для сюжетной росписи, поскольку расширяющаяся форма этого сосуда позволяет размещать на нем многофигурные композиции.
Пелика “Афина и Геракл”
Это – пелика с изображением Амазономахии из собрания Государственного Музея имени Пушкина
Скифос (σκύφος) представляет собой керамическую чашу для пить. Скифосом был мифический кубок Геракла, поэтому скифос называют ещё и кубком Геракла.
Имеет суживающееся книзу тулово (нередко большой ёмкости) с двумя ручками у самого края широкого устья, на низком поддоне, нередко украшенное росписью.
Скифос с изображением Диониса и Силена из собрания Государственного Музея имени Пушкина
Эта красота – из Художественного Музея Вены.
Самый большой сосуд назывался пифос, имеющий яйцеобразную форму и острие в нижней части, то есть, установить вертикально такую вазу было невозможно. Её принято было заглублять в землю, а на расширении вверху прикрепляли 4 ручки, ваза использовалась в хозяйственных целях.
отсюда https://fotki.yandex.ru/users/dmi196607/view/89039/?page=0#preview
Динос (греч. dinos, deinos) – это тоже крупный сосуд с полукруглым туловищем, но без ручек, выполненный из керамики или металла. Часто динос устанавливался на искусно выполненной подставке. Он, как и кратер, служил для смешивания вина с водой.
Это динос из колекции Лувра
https://louvre.historic.ru/collect/greece/04/02.shtml
А это – днос из собрания музея изобразиетльных искусств имени Пушкина
Фото отсюда https://www.antic-art.ru/data/greece_archaic/36_dinos/index.php
В греческом застолье использовались также и мастосы, напоминающие по форме женскую грудь (μαστός). Характерной особенностью этих сосудов было то, что их невозможно было поставить на стол, не допив налитое в них вино.Такие сосуды изготавливали в Древней Греции во второй половине VI в. до н. э. Его широкое устье суживается книзу, выпуклые стенки заканчиваются небольшим выступом, напоминающим сосок.
Вот пример мастоса из Лувра (фото из Википедии)
Как видно из древних текстов, вино было непременным атрибутом мужских пиров – сисситий
Киафом (греч. kyaphos – “кружка, ковш”) назывался ковшик, с помощью которого наливали вино из кратеров в килики. Они имеют колоколовидное тулово с широким устьем и высокую петлеобразную ручку, обычно украшенную вверху шипом, а в средней части иногда связанную горизонтальной перемычкой.
Котилами также назывались древнегреческие вазы, которые по форме были похожи на скифосы.
Ритон (от греч. рέω – «теку») по своей форме напоминает рог животного. Он часто завершался в нижней части скульптурой, где находилось отверстие, и украшался рельефами и гравировкой. Пить из подобных сосудов можно было, приложив губы к верхнему широкому отверстию, или же направляя себе в рот струю напитка из дырочки, которая просверливалась на конце морды изображённого животного. Ритоны изготовлялись из металла (например, золота и т.д.), глины, кости, рога.
Древние воины носили с собой сосуд для питья с одной ручкой – некий прообраз современной фляги:кофон.
Некоторые источники утверждают, что кофоном назывался переносной светильник – этакая чашечка, в которой было налито масло и плавал фитиль. Этот кофон явно отвечает последнему описанию (он – из собрания Эрмитажа)
Продожение следует. Ссылки на источники будут в последней части поста, здесь же будет ссылка на все его части.
Да, на всякий случай: я не специалист и не волшебник, я только учусь. Просьба отнестись к моим изысканиям соответственно 🙂
Древнегреческая керамика. Формы и назначение. Часть 1 https://3ttt.livejournal.com/29311.html
Источник
” О строгая невеста тишины,
Дитя в безвестье канувших времен,
Молчунья, на которой старины
Красноречивый след запечатлен! “…….
Джон Китс “Ода греческой вазе” (Перевод Г Кружкова)
Почему мне полюбились греческие вазы, я как-то давно рассказывала в этой записи https://liorasun55.livejournal.com/126036.html Но, осознав, что древние сосуды – не только предметы быта, но и произведения древнего искусства, я решила поинтересоваться ими более подробно, и, как это обычно бывает, все оказалось весьма не просто. Оказывается, вазы очень отличаются друг от друга и в зависимости от периода, и от места, где они производились, и от способа нанесения рисунка, и уж форм, и соответственно, названий у них тоже немало. В общем, как обычно: то, что дилетанту кажется простым, на поверку оказывается целой наукой! 🙂
И, чтобы расставить точки над “и” и с понимаем дела рассматривать фотографии из Берлинского Altes Museum, которые я привезла из последнего отуска, я решила упорядочить те сведения, которые мне удалось собрать по этой теме.
(фотография взята отсюда https://www.fotokonkurs.ru/photo/99031)
Многообразие форм может продемонстрировать вот эта картинка:
Вообще-то, если разобраться, вазы – это посуда. Посуда нужна в хозяйстве всегда, потребность в ней, видимо, появилась тогда, когда древний человек понял необходимость запасать продукты….А потом он научится и готовить в ней пищу. Когда-то очень давно, в эпоху неолита, кто-то догадался слепленный из глины предмет бросить в огонь. Он приобрел твердость, и так родилась керамика. Мы и сегодня охотно пользуемся керамической посудой и, похоже, человечество еще долго от нее не откажется, несмотря на то, что у нас есть обилие других материалов для производства посуды всех форм.
Каждый, кто хоть немного интересовался историей и археологией, знает, что керамика является важным маркером для датирования культурных слоев, открывающихся при раскопках. Именно потому, что она сопровождала человека многие тысчелетия и потому, что ученые знают, как она развивалась и изменялась на протяжении всех этих веков в зависимости от места расположения на земле.
Почему древние греки придумали такое множество форм для своих ваз? Форма сосуда определялась в зависимости от того, для хранения каких продуктов она предназначалась. А хранили древние греки в основном оливковое масло, вино и воду, а также сыпучие продукты. Конечно, появилась потребность и подавать питье и еду к столу, и разливать вино, и формы античной керамики множились и совершенствовались.
Но чтобы описать, чем отличаются друг от друга разные сосуды, сначала нужно освоить, как принято называть части вазы. Для этого очень удобна эта картинка:
Пожалуй, самая известная нам из греческих ваз – амфора . Вряд ли есть человек, который не слышал о ней.
Амфора (с древне-греческого ἀμφορεύς «сосуд с двумя ручками» – сосуд яйцеобразной формы, иногда с суженной нижней частью и расширенной верхней, с узким горлом, с двумя вертикальными ручками, служил для транспортироваки вина и масла. Амфоры и украшали быт древних греков, и были практичны в повседневной жизни. В амофрах было удобно хранить вино: закрыть узкое горлышко воском или смолой, и вино, находящееся в нижней широкой части не испарялось и сохранялось дольше. Осадок накапливался в нижней узкой части и не взбалтывался, когда вино наливали из амфоры. Амфору благодаря ее конусовидной нижней части было легко зарыть в землю и тем самым сохранять вино при более низких температурах.
Форма амфор претерпевала изменения от века к веку и зависила от места ее изготовления. Немецкий археолог Генрих Дрессель создал квалификацию амфор, и те, кто желает углубиться в тему, могут почерпнуть очень интересные сведения здесь https://kourtaki.newmail.ru/russian/history/Amphora.htm
Благодаря продолговатой округлой форме амофры их было легко укладывать веером в трюмы древних кораблей. Собственно, амфоры были древней тарой .
Это амфора из Берлинского Старого музея (снимать там не запрещается, но все экспонаты под стеклом). Изображения на вазах – это отдельная очень увлекательная и обширная тема, поскольку разбираться, какой сюжет изображен художником на каждой из них, углубляясь параллельно в чтение Мифов Древней Греции – невероятно интересное занятие, но это – материал для многих книг, а не для одного рассказа)
Было бы ошибкой полагать, что амфорами пользовались исключительно греки. Их находят при раскопках на очень обширной территории, немало их в Причерноморье и в Крыму, например.. и это потому, что греческие амфоры были очень ценимы скифскими царями. (разыскивая информацию для статьи, я много раз видела упоминание таких фактов. Если вы помните, недавно даже Путину повезло нырнуть и – о, чудо! – вынырнуть с древней амфорой в руках :))
Амфоры часто запечатывались глинянной пробкой, которую фиксировали смолой или гипсом. На ручке амфоры греками ставилось клеймо с указанием города-изготовителя (Синопа, Херсонес Таврический), а римляне вешали на ручки ярлычок, например, с указанием сорта вина.
Гидрия (лат. Hydria ), иначе Кальпида (лат. – Kalpis) – сосуд для воды, имеющий три ручки: две небольшие горизонтальные по бокам и одну вертикальную., а также длинную шейку. Похожи на амфоры, но у гидрий более округлое тулово.
Девушки ходили с ними к источнику за водой. Гидрии носили на голове или на плече, придерживая их рукой. Изображения таких сценок из жизни можно увидеть и на рисунках, изображенных на самих вазах.
Иногда гидрии использовались также как урны для хранения пепла умерших.
Лично мне очень понравилась идея трех ручек: за две удобно нести воду, а также подставлять сосуд под струю воды, а третья нужна, когда наклоняешь сосуд, выливая из него воду, а также удобно нести пустой сосуд, держа его за вертикальную ручку.
Вот гидрия из колекции Эрмитажа, датируется 510 годом до нашей эры.
А вот гидрия из Метрополитен-музея, на которой изображена сценка наполнения гидрии из источника 🙂
Как мы видим из росписи на вазе, ничего не изменилось с шестого века до нашей эры: женщины, прийдя за водой, используют повод для того, чтобы всласть пообщаться 🙂
Канфары – широкие сосуды для питья с двумя ручками, что-то типа кубка. Чаще всего на высокой ножке. Изящные ручки канфара выступают за верхнюю линию сосуда. Канфар считался атрибутом Геракла и особенно Диониса : греческий Бог вина часто изображался с канфаром в руках.
Канфар из Афинского археологического музея
Это рисунок, изображающий бога Диониса с канфаром в руках. Нарисован он в 500 г. до нашей эры на блюде, которое хранится в Лувре.
Килик (греч. kylix, лат. calix – “круглый”) – ваза, из которой пили вино. Это сосуд, имеющий вид плоской чаши на ножке или невысоком поддоне с двумя горизонтальными ручками. Килики были весьма рапространены. Снаружи и внутри килики украшали росписью. На многих киликах встречается надпись: «Chaire kai piei eu” (греч., “Радуйся и пей счастливо”). Повествовательные сцены изображали по окружности на наружной стороне чаш (в перерывах между возлияниями килики подвешивали за ручку к стене и такие росписи были хорошо видны)
Вот килик из Греции, датируемый первой четвертью 6-го века до нашей эры и являющийся экспонатом Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина.
Этот же килик изнутри
и он же снизу
КРАТЕ́Р (греч. krater, от kerannymi – “смешиваю”) – древнегреческий сосуд для смешивания вина с водой. Согласно обычаям, древние эллины смешивали одну часть вина с двумя частями воды – пить неразбавленное вино считалось проявлением дикости, неумеренности, хотя пьянство было распространенным явлением (вспомним Вакха). Кратеры представляют собой большие сосуды с широким устьем, наподобие котлов, и двумя ручками по бокам.
Примеры кратеров:
Оба кратера из коллекции Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина.
Продожение здесь (часть 2): https://liorasun55.livejournal.com/314944.html
Да, на всякий случай: я не специалист и не волшебник, я только учусь. Просьба отнестись к моим изысканиям соответственно 🙂
Источник