Фото натюрморта с сосудами

Фото натюрморта с сосудами thumbnail

Пересчитаем главные направлениями живописного натюрморта в которых работали голландские живописцы XVII столетия подарившие миру основные сюжеты предметной живописи. Кратко опишу основные признаки, упомяну мастеров и посмотрим на примеры.

1. Цветочный

Цветочный букет, из нескольких одинаковых или множества разнообразных цветов, в том числе полевых в вазе, которая установлена в каменной нише в стене или на столе. Рядом с ней могут быть фрукты разной степени спелости. На цветах бабочки и стрекозы. На столе гусеница, ящерка или пустые раковины. Яркие краски, мягкое освещение. Концентрированная красота в чистом виде. Услада для глаз.

Яркие представители данного направления: Амбросиус Босхарт Старший (1573 – 1621) и Балтасар ванн дер Аст (1593/94 – 1657) .

Амброзиус Босхарт Старший. Stilleven. 1627

Балтасар ван дер Аст. Цветы и фрукты. 1621

2. Суета сует или Vanitas.

Череп, часто в компании с бедренной костью, лежащий на старых истрепанных книгах. Рядом огарок погасшей свечи. Могут присутствовать молчащие музыкальные инструменты, наброски рисунков, вырванные из книг листы с глубокомысленными цитатами, перевернутый бокал, пустая чернильница. Мрачные краски. Контрастное освещение. Напоминает о смертности человека и тщетности бытия и наводит на глубокомысленные размышления.

Представители направления: Давид Байли ( David Bailly )(1584 – 1657) , братья Хармен (1612 – 1659) и Питер (1615 – 1654) Стенвейки (Steenwijc) , приходившиеся Давиду племянниками.

Хармен Стенвейк. Vanitas

Питер Стенвейк. Ars Longs, vita brevis (Жизнь, коротка, а искусство вечно)

В дальнейшем у данного направления возник подвид условно называемый “кабинет ученого” развивашийся в университетских городах. Глобус, раскрытые книги, измерительные приборы, свернутые в рулоны географические карты. Все это в художественном беспорядке на столе или в углу помещения. Намекает на ученость незримо присутствующего владельца всех этих вещей. Часто на картине изображены раскрытые книги, нотные тетради, записки или распечатанные письма. Эти тексты можно прочесть, а ноты сыграть.

Эверет Кольер (1642 – 1708). Vanitas

В дальнейшем этот тип картин дал ответвление в виде картин изображающих атрибуты искусства – кисти, палитры, наброски, папки с рисунками, гипсовые головы или музыкальные инструменты, ноты и проч. все это в художественном беспорядке располагается в мастерской художника или жилище музыканта.

3. Накрытый стол (голл. banketje).

Готовые к приему гостей праздничный стол, накрытый скатертью с разнообразными кушаньями аккуратно расставленными по всей его поверхности непосредственно перед приходом гостей. Чаще всего включает пирамиду сыров, положенных друг на друга, несколько бокалов для пива или кувшин для вина, устрицы, ягодный пирог, экзотические фрукты в вазе и прочая хитрая снедь, все это на дорогой серебряной или оловянной посуде.

Мастера данного направления: Николас Гиллис (1580 – после 1632), Флорис Герритс ван Схотен (1590 – ?) , Клара Петерс (1594-1659)

Николас Гиллис. Накрытый стол.

Клара Петерс. Натюрморт с цыпленком, пирогом и оливками.

Клара Петерс. Натюрморт с сырами, кренделем и бокалом.

В дальнейшее своем развитии banketje трансформировался в т.н. “завтраки”. Стол скромного горожанина, непосредственно после того как он от него отошел от него. Недопитый бокал пива, сельдь на тарелочке, надкушенная булочка, скомканная белая салфетка, несколько пустых раковин от устриц, косточки, кулёк с перцем, нож. И конечно недочищенный лимон. Скромно, демократично, доступно. Картинка из будней обычного городского жителя. Портрет отсутствующего, через картину его жизненное пространства.

Флорис Герритс ван Схотен. Натюрморт с сыром, маслом и булочкой

4. Голландский тональный натюрморт. “Монохромные завтраки”

Развитие направления “завтраков” получило в творчестве первопроходцев данного направления Виллема Клас Хеды (1593 -1682) и Питера Класа (1597 – 1661). Единый колорит и ощущение некоего пронизывающего всю картину общего освещения, общего цветового тона, с некоторыми цветовыми акцентами. Мастера как будто уловили нечто в устройстве мироздания и законах распространения световых волн. Атрибуты те же что и в “завтраках”, свет является отдельным действующим лицом. Пестрота отсутствует, присутствует единый колорит объединяющий все предметы воедино. У Хеды и Класа появилось множество последователей.

Виллем Клас Хеда. Натюрморт с бокалом-наутилусом

Питер Клас. Натюрморт с керамическим кувшином, беркемайером и курительными принадлежностями. 1640

Читайте также:  Давление газа в закрытом сосуде уменьшилось в 2 раза

5. Обманки (голл. bedriegertje )

Искусное изображения предметов на плоскости картины, так что они кажутся и объемными и . Изображение рисунка выполненного на неровном листе бумаги и приколотого к “стене” внутри картины, складывается впечатление что этот листок приколот к стене перед которой стоит зритель. Оптические иллюзии. Картины часто предназначались для установки за стеклянными дверцами шкафа и имитировали “выставленные” там предметы. Картины часто писались с учетом того где они будут расположены и учитывали то как на на них будет падать свет, дабы максимально полно создать иллюзию.

Выдающимся мастером «обманок» был ученик Рембранта Самюэл ванн Хогстратен (1627 – 1678). Весьма убедительные охотничьи «обманки» удавалось создавать Йоханнесу Лемансу (1633-1688), Кристоферу Пирсону (1631 – 1714).

Самюэл ванн Хогстратен

Кристовер Пирсон. Ниша с атрибутами соколиной охоты

6. Рыбные лавки. Битая дичь.

Дары моря, самые разнообразные рыбины, большие и малые, морские гады и моллюски выложенные в лавке торговца. Близость моря давала самые разнообразные источники для изображения. Рыбины еще разевают рты, глотая воздух, чешуя блестит, морские гады еще не успели высохнуть. Иллюстрация изобилия и богатства природы, прославление труда морехода и рыбака. “Сухопутная” часть данного сюжета – лавки с битой дичью, демонстрирующий огромное количество разнообразных животных и птиц художественно наваленных в пространстве лавки. Часто рядом находятся алчные кошки, пытающиеся стащить какой-нибудь охотничий трофей или жмущиеся по столом охотничьи собаки пускающие слюни при виде такого изобилия

Признанным мастером тематического натюрморта «рыбная лавка» являлся Абрахам ван Бейерен (1620 – 1690)

Абрахам ван Бейерен. Натюрморт с рыбами

Непревзойденный мастер натюрмортов с битой дичью и прочими охотничьими трофеями это конечно же Франс Снейдерс (1579 – 1657), фламандский живописец. Его работы не только сложны по композиции и составлены из большого количества объектов, но и достаточно велики по размерам. Например вот эта картина из собрания Музея Изобразительных Искусств имени Пушкина:

Франс Снейдерс. Натюрморт с лебедем

7. Кухонный.

Изображение кусочка кухонного интерьера голландского дома, с изображением разнообразной посуды и прочей кухонной утвари, которая с тех пор не сильно изменилась, вперемешку с продуктами, которые хозяйка изготовилась приготовить, но куда-то отошла. Часто на нее намекает оставленный на столе ключ или их связка. Картина скромной и упорядоченной жизни, скромное обаяние бюргерского быта.

8. Роскошный.

Пик развития всего жанра вообще. Самые дорогие и искусно изготовленные предметы, экзотические фрукты на фоне редких тканей и драпировок и все это исполненной на высочайшим уровнем мастерства. Серебряные, золотые кубки и чаши, китайский фарфоровые вазы, тончайшее стекло, персидские ковры и прочие предметы доступные голландским торговцам и мореходам. Золото сверкает, серебро холодит, стекло блестит и отражает другие предметы, фрукты источают аромат, бархат мерцает и переливается. Зримо ощутима фактура разнообразных поверхностей, свет падает откуда-то всержу и многократно отражаясь от прежмета к предмету рассеивается и падает на стену давая сложные тени. Настоящее наслаждение для искушенного зрителя.

Читайте также:  Дуплексное сканирование сосудов москва

Первопроходцем нового вида натюрморта стал Ян Давидс де Хем (1606 – 1684) , выдающимся мастером данного направления является Виллем Кальф(1619—1693).

Виллем Кальф. Натюрморт с серебряным кувшином и фарфоровой чашей

Виллем Кальф. Натюрморт с кувшином, сосудами и гранатом

Что почитать:

* Юрий Тарасов. Голландский натюрморт XVII века. изд-во Петербургского университета. 2004. ( это самая лучшая книга на данную тему, которую мне довелось читать, очень рекомендую, но требует некоторой подготовки, очень большой фактический материал, но иллюстрации чб и низкого качества)

Юрий Кузнецов. Западноеевропейский натюрморт. Л. 1966. (альбом цветных иллюстраций + текст, основной упор на картины находящиеся в отечественных музеях, охват от первых натюрмортов до XX века)

Подписывайтесь, чтоб ничего не пропустить. Буду рад вашим комментария с обратной связью.

Источник

Вдохновение вещь хрупкая, непредсказуемая, нежная:) Всегда мы ищем источник в красивом. Вот и я, прошерстив всевозможные альбомы с живыми букетами европейских флористов, наткнулась на целый пласт красоты – картины голладских, фломандских художников.

Натюрморты

Немного истории.

“В 1581 году жители Северных Нидерландов провозгласили независимую Республику Соединённых провинций. Голландия стала лидером среди прочих. Последовали изменения в устройстве страны, в том числе, изменилась религия.Новая религия, кальвинизм, не признавала никаких икон и вообще, церковного искусства.. Голландские художники стали искать новые темы для своих полотен. Они обратились к окружавшей их действительности, будничным событиям, происходившим изо дня в день в соседней комнате или на соседней улице. Да и заказчики — чаще не вельможи, а малообразованные бюргеры — больше всего ценили произведения искусства за то, что они «совсем как живые».

Натюрморты

Картины стали рыночным товаром, и благосостояние живописца всецело зависело от умения угодить заказчику. Поэтому художник всю жизнь совершенствовался в определённом жанре. Настроение, которым проникнуты произведения голландской школы, и даже их небольшой, как правило, формат говорят о том, что многие из них предназначались не для дворцов, а для скромных гостиных и были адресованы простому человеку.

Натюрморты

Голландский натюрморт XVII в. поражает богатством тем. В каждом художественном центре страны живописцы предпочитали свои композиции: в Утрехте — из цветов и плодов, в Гааге — из рыбы. В Харлеме писали скромные завтраки, в Амстердаме — роскошные десерты, а в университетском Лейдене — книги и другие предметы для занятий науками или традиционные символы мирской суеты — череп, свечу, песочные часы. “

Натюрморты

Питер Клас: “В цветочных натюрмортах композиция как фламандских, так и голландских произведений довольно стереотипна: плотный букет, собранный в вазу или корзину, сочетается с несколькими цветами, разбросанными врозь. Проявляя столь характерный для времени интерес к многообразию форм природы, художники вводили в свои цветочные натюрморты изображения кузнечиков, бабочек, мух, ящериц, лягушек, раковин, даже редкостных птиц.
В наиболее пышных букетах можно насчитать до тридцати сортов цветов, притом цветущих в разное время года. Эти картины создавались, естественно не с натуры, а на основании предварительных штудий, и целью художника было показать богатство и красоту царства Флоры, независимо от времени года.”

Натюрморты

Вот так и мы, нынешние мастера флористики задумываемся о том, что надо составить букет реалистичный, такой, чтобы не оказались в одном букете, скажем, сирень и гладиолус:) А голландцы вон как щедро составляли букеты в своём воображении:).

Натюрморты

А вообще, есть мысль, сделать как-нибудь вот такой шикарный букет с натюрморта. Думаю, это будет необыкновенно красиво:)

Читайте также:  Как сделать фонтан сообщающихся сосудов

Натюрморты

Натюрморты

“И каждый объект на картине тогда соответствует тексту: роза, цветы полевые, насекомые – традиционный символ краткого человеческого существования, а бабочки и стрекозы – символ спасения души. Постепенно для таких натюрмортов отбирались особо значимые предметы. Песочные часы напоминали о быстротечности жизни, букеты цветов – о увядании и преходящем, дымящиеся лампы, трубки – о кратковременности, а королевские регалии – о всех богатствах, которые с собой в иную жизнь не возьмешь. Особо выделялся человеческий череп – яркий символ бренности, пустые (или наполовину выпитые) стеклянные бокалы, означавшие хрупкость человеческого существования и огарок свечи – символ угасшей жизни.”

Натюрморты

Натюрморты

” Очень часто символом бренности служат цветы и травы. Особенно, если цветы и травы – полевые. Помещенные на фоне пустого проема окна они еще более подчеркивают безнадежность. Иногда листья цветов изъедены насекомыми, а рядом разбросаны пустые раковины или орехи.”

Вот примеры.

Натюрморты

Натюрморты

Натюрморты

Натюрморты

Натюрморты

Натюрморты

Натюрморты

Натюрморты

Язык цветов, заимствованный еще Возрождением из средневековой символики, был в XVII веке понятен практически любому воспитанному аристократу. И потому гирлянды легко “читались” зрителями. Богоматери посвящали подснежники, померанец, розы, ирисы; обращение ее к Христу символизировалось тюльпанами; веткой чертополоха – страсти Христа; триумф небесной любви часто выражался нарциссом.

Натюрморты

Натюрморты

Натюрморты в виде букетов (в вазе, кувшине или просто на столе) обычно составлялись трех видов. И главный акцент на картине попадал на различные предметы. В радиальной композиции (стебли цветов расходились веером из одной точки) главным становится изображение цветка, помещенного в место схождения стеблей. Композиции второго типа, словно ковром, заполняют все пространство полотна. Тогда выстраивается вертикальная иерархия цветов и их значений. Третья разновидность композиционно встроена в фигуру треугольника. Здесь наиболее значимый цветок служит центральной осью, а остальные цветы симметрично группируются вокруг него. Впрочем строгая симметричность скоро нарушается и излюбленной становится, разработанная Я.Д. де Хемом S-образная форма букета с изящными завитками, предвосхищающими стиль рококо.

Натюрморты

Натюрморты

Натюрморты

Складывается даже своеобразная иконографическая схема с четким делением на пространственные зоны. Внизу, возле вазы, обычно расположены знаки бренности – сломанные или увядшие цветы, осыпавшиеся лепестки, пустые раковины, гусеницы, мухи; в центре – символы скромности и чистоты (средней умеренности), окруженные пышными недолговечными цветами (ландыши, фиалки, незабудки, цикламены в окружении роз, гвоздик, анемонов и т.д.); увенчивает композицию крупный цветок, чаще обладающий положительным значением, этакий венец добродетели (да еще в окружении бабочек и стрекоз). Сама же ваза уподоблялась при этом хрупкому сосуду, однако могла иметь и толкование тела, как “сосуда мерзости и греха”.

Натюрморты

Натюрморты

Многочисленные стеклянные, хрустальные, да и глиняные сосуды, с цветами и без них, воспринимались как нечто хрупкое, неверное, готовое вот-вот разбиться. Дорогие сосуды лишь подчеркивали это ощущение, неся дополнительный смысл тщетности богатства. Содержимое же сосудов трактовалось по-разному. Вода – тема крещения, очищения, вино – тема причастия. Однако вино, особенно недопитое, могло символизировать и не до конца прожитую жизнь, и остаток бесполезной роскоши.

Натюрморты

Натюрморты

Почти всегда цветочные натюрморты дополнялись предметами, разбросанными на столе. Чаще всего, это пустые раковины – знак пустых плотских удовольствий. Плоды лимона, который снаружи красив, а внутри кисел. Яйцо – традиционный знак Воскресения. Лопнувший плод граната – символ плодородия, Христа и его искупительной жертвы. Земляника – знак мирского наслаждения и соблазна. И все это вместе (цветы, сосуды, предметы) служило единой идее.

Натюрморты

Натюрморты

Источник