Фото сосуд с камнями

Фото сосуд с камнями thumbnail

Написав две статьи о коллекции драгоценностей Эрмитажа, поняла, что хотела бы сказать еще немного о предметах и изделиях, которые лично я не могу обойти вниманием. Потому что рассказать обо всех драгоценностях Эрмитажа под силу только искусствоведу, но не мне — дилетанту и любителю.

Говоря о драгоценностях Эрмитажа, невозможно обойти вниманием некоторые предметы, которые в нашем современном понимании уже не являются драгоценностями. Но, тем не менее, по материалам, из которых выполнены эти предметы обихода царской семьи и дворянства, это самые настоящие драгоценности.

Это вазы, кубки, посуда, в том числе — солонки. Во время правления Александра Первого стали весьма популярны солонки в виде небольшой открытой чаши. Солонки ставились на блюдо, вместе с которым подносились на хлебе. Даже на императорских приемах в России соблюдался обычай чествовать гостей хлебом-солью. Также солонки были в те времена достаточно значимым подарком. Ведь соль была в то время очень дорога. И солонки делали из драгоценных металлов, богато украшались камнями, эмалью, гравировкой.

Это красивейшие чернильницы, драгоценные записные книжки и кабинетные приборы. Печати, богато украшенные драгоценными камнями. Небольшие настольные статуэтки.

Отдельно стоит сказать об индийской коллекции. Драгоценная коллекция Эрмитажа знаменита редчайшими изделиями ювелиров Индии 17 века. Кроме как сокровищами эти предметы не назовешь! Вазы, подносы, оружие — все это не только сделано из золота, но и богато инкрустировано. Например, небольшой столик весь покрыт мозаикой из неограненных рубинов.

Коллекция драгоценностей Эрмитажа включает и более современные изделия. Например, в начале 20 века она пополнилась произведениями в стиле модерн (арт нуво) знаменитого Рене Лалика.

Первая часть моей трилогии о драгоценностях Эрмитажа находится здесь >>

Вторая часть здесь >>

Драгоценности Эрмитажа. Часть 3 великолепные вазы, солонки, чернильницы, фото № 1

Кубок Фридриха Вильгельма I. Потсдам, Германия. 1713-25гг

Драгоценности Эрмитажа. Часть 3 великолепные вазы, солонки, чернильницы, фото № 2

Чаша. Санкт-Петербург, Россия. 1730

Драгоценности Эрмитажа. Часть 3 великолепные вазы, солонки, чернильницы, фото № 3

Кувшин. Династия Моголов, Индия. 17 век. Великолепный кувшин с круглым корпусом и удобной ручкой украшен цветочным узором из драгоценных камней. Это древняя техника была названа Кундан.

Драгоценности Эрмитажа. Часть 3 великолепные вазы, солонки, чернильницы, фото № 4

Золотое блюдо в виде восьмилепесткового цветка служил в качестве подставки для кувшина с ароматической водой. Династия Моголов, Индия. 17 век.

Драгоценности Эрмитажа. Часть 3 великолепные вазы, солонки, чернильницы, фото № 5

Кувшин. Династия Моголов, Индия. 17 век. Как правило, в индийских изделиях, преобладают рубины, символизирующими неуязвимость, долголетие и страстную любовь

Драгоценности Эрмитажа. Часть 3 великолепные вазы, солонки, чернильницы, фото № 6

Поднос. Династия Моголов, Индия. 17 век. Среди коллекций Эрмитажа этот поднос выделяется своей ослепительно белой эмалью, которая образует фон для деликатного цветочного орнамента.

Драгоценности Эрмитажа. Часть 3 великолепные вазы, солонки, чернильницы, фото № 7

Кувшин. Династия Моголов, Индия. 17 век. Использовался как сосуд для розовой воды.

Драгоценности Эрмитажа. Часть 3 великолепные вазы, солонки, чернильницы, фото № 8

Столик. Сделано мастером Situram. Один из шедевров ювелирной коллекции Эрмитажа — небольшой столик на изысканных цветочных ножках. Единственная работа среди ювелирной коллекции Моголов, которая была подписана мастером.

Драгоценности Эрмитажа. Часть 3 великолепные вазы, солонки, чернильницы, фото № 9

Чаша с крышкой на подносе. Чаша украшена филигранью. Мастер Peter Karmark

Драгоценности Эрмитажа. Часть 3 великолепные вазы, солонки, чернильницы, фото № 10

Чаша. Мастер Жан-Франсуа-Ксавье Будде

Драгоценности Эрмитажа. Часть 3 великолепные вазы, солонки, чернильницы, фото № 11

Дорожный набор. Санкт-Петербург, Россия. 1760

Драгоценности Эрмитажа. Часть 3 великолепные вазы, солонки, чернильницы, фото № 12

Бокал в форме яйца. Санкт-Петербург, Россия. 1780

Драгоценности Эрмитажа. Часть 3 великолепные вазы, солонки, чернильницы, фото № 13

Солонка с крышкой. Мастер Иоганн Краг

Драгоценности Эрмитажа. Часть 3 великолепные вазы, солонки, чернильницы, фото № 14

Кубок со съемной крышкой. Свадебный бокал для Александра и его невесты, принцессы Луизы Баден. Санкт-Петербург, Россия. В конце 18-го века.

Драгоценности Эрмитажа. Часть 3 великолепные вазы, солонки, чернильницы, фото № 15

Открытая солонка. Была подарена Александру I по случаю его коронации. Санкт-Петербург, Россия. 1795-1801

Драгоценности Эрмитажа. Часть 3 великолепные вазы, солонки, чернильницы, фото № 16

Солонка. Сделана Иоганном Вильгельмом Кейбелем. Стиль ампир.

Драгоценности Эрмитажа. Часть 3 великолепные вазы, солонки, чернильницы, фото № 17

Чаша из гелиотропа. Мастер Оттавио Мизерони

Драгоценности Эрмитажа. Часть 3 великолепные вазы, солонки, чернильницы, фото № 18

Миска. Мастер Дионисио Мизерони

Драгоценности Эрмитажа. Часть 3 великолепные вазы, солонки, чернильницы, фото № 19

Этот бесценный сосуд украшен четырьмя рельефами сцен из жизни скифов.

Драгоценности Эрмитажа. Часть 3 великолепные вазы, солонки, чернильницы, фото № 20

Золотые венки из лавровых или оливковых листьев были элементом погребальных обрядов греческих аристократов или воинов. Древние мастера создавали их из очень тонкой золотой фольги.

Драгоценности Эрмитажа. Часть 3 великолепные вазы, солонки, чернильницы, фото № 21

Фиал, украшенный сценами дерущихся животных. Курган Солоха, Запорожье, Россия (ныне Украина). Конец 5 — начало 4 века до н.э. Скифское захоронение.

Драгоценности Эрмитажа. Часть 3 великолепные вазы, солонки, чернильницы, фото № 22

Нашивка с изображением льва разрывающего голову оленя. Курган Солоха, Запорожье, Россия (ныне Украина). Конец 5 — начало 4 века до н.э. Скифское захоронение.

Драгоценности Эрмитажа. Часть 3 великолепные вазы, солонки, чернильницы, фото № 23

Гребень с батальной сценой. Шедевр искусства Древней Греции. Курган Солоха, Запорожье, Россия (ныне Украина). Конец 5 — начало 4 века до н.э. Скифское захоронение.

Драгоценности Эрмитажа. Часть 3 великолепные вазы, солонки, чернильницы, фото № 24

Гребень с батальной сценой. Деталь. Курган Солоха, Запорожье, Россия (ныне Украина). Конец 5 — начало 4 века до н.э. Скифское захоронение.

Драгоценности Эрмитажа. Часть 3 великолепные вазы, солонки, чернильницы, фото № 25

Веточка лилий в вазе. Сделано в мастерской Дюваля. Изысканный свадебный букет из трех лилий с хризолитовыми тычинками по заказу Павла и Марии Федоровны в знак благословения брака их дочери Александры и Иосифа, эрцгерцога Австрии.

Драгоценности Эрмитажа. Часть 3 великолепные вазы, солонки, чернильницы, фото № 26

Чернильница. Урал и Санкт-Петербург, Россия, 1825 год. Уникальная чернильница сделаны из 95-ти процентной платины. Была подарена ​​Александру I после открытия месторождений этого металла на Урале.

Читайте также:  Как восстановить сосуды головного

Драгоценности Эрмитажа. Часть 3 великолепные вазы, солонки, чернильницы, фото № 27

Чернильница в виде петуха. Дом Фаберже. Мастер Юлий Раппопорт

Драгоценности Эрмитажа. Часть 3 великолепные вазы, солонки, чернильницы, фото № 28

Пепельница в форме рыбы. Дом Фаберже. Мастер Юлий Раппопорт

Драгоценности Эрмитажа. Часть 3 великолепные вазы, солонки, чернильницы, фото № 29

Золотая коробка с эмалью и драгоценными камнями. Индийский стиль. Маленькая коробка украшена выгравированным золотым орнаментом в виде ветвей с цветами из рубинов кабошон.

Дом Фаберже. Сделано Михаилом Перхиным.

Драгоценности Эрмитажа. Часть 3 великолепные вазы, солонки, чернильницы, фото № 30

Рамка с фотографией императрицы Александры Федоровны и ее дочери Татьяны. 1898 г

Дом Фаберже. Мастер Михаил Перхин.

Драгоценности Эрмитажа. Часть 3 великолепные вазы, солонки, чернильницы, фото № 31

Васильки и колосья овса. Дом Фаберже. Изысканный букет сделан в стиле ювелиров восемнадцатого века Позье и Дюваля. Принадлежал князю Феликсу Юсупову. Золотые васильки, покрытые синей эмалью и золотые колосья овса помещены в миниатюрную хрустальной вазе.

Драгоценности Эрмитажа. Часть 3 великолепные вазы, солонки, чернильницы, фото № 32

Письменный прибор. Париж, Франция. 1760-70гг. Необычный письменный набор в форме элегантного диванчика из гелиотропа был презентован Екатерине Великой королём Станиславом Понятовским.

Драгоценности Эрмитажа. Часть 3 великолепные вазы, солонки, чернильницы, фото № 33

Записная книжка князя Потемкина. Париж, Франция. 1770. Золотая книжка покрыта синей эмалью украшена медальонами, содержащими аллегорические композиции. Внутри есть карандаш и листы из слоновой кости, на которых можно делать заметки.

Драгоценности Эрмитажа. Часть 3 великолепные вазы, солонки, чернильницы, фото № 34

Записная книжка с портретом Марии Федоровны. Санкт-Петербург, Россия. Около 1780. Возможно, это был свадебный подарок от Марии Федоровны мужу, великому князю Павлу.

Драгоценности Эрмитажа. Часть 3 великолепные вазы, солонки, чернильницы, фото № 35

Печать с монограммой императрицы Елизаветы Петровны. Санкт-Петербург, Россия. Середина 18-го века

Драгоценности Эрмитажа. Часть 3 великолепные вазы, солонки, чернильницы, фото № 36

Печать великого князя Константина Николаевича. Санкт-Петербург, Россия. Около 1860 г.

Драгоценности Эрмитажа. Часть 3 великолепные вазы, солонки, чернильницы, фото № 37

Статуэтка: Человек с страуса. Саксония. Первая четверть 18-го века.

Драгоценности Эрмитажа. Часть 3 великолепные вазы, солонки, чернильницы, фото № 38

Статуэтка: Нож-шлифовальная машина. Дрезден, Германия. В начале 18-го века.

Драгоценности Эрмитажа. Часть 3 великолепные вазы, солонки, чернильницы, фото № 39

Настольные часы с музыкальным механизмом и несессером. Вместо ножек четыре фигурки носорогов. Мастер Джеймс Кокс.

Драгоценности Эрмитажа. Часть 3 великолепные вазы, солонки, чернильницы, фото № 40

Гребень. Сделано Рене Лалик (René Jules Lalique)

Драгоценности Эрмитажа. Часть 3 великолепные вазы, солонки, чернильницы, фото № 41

Подвеска с изображением зимнего пейзажа. Сделано Рене Лалик

Источник

В Лондоне, в Университетском колледже размещен Музей египетской археологии Питри. Назван в честь его создателя. Основан в конце 19 в. В нем выставлены около 80 тыс. экспонатов из Египта и Судана. Возможно, на публичном обозрении лишь часть из них.

Мне попалась интересная фото подборка одного из посетителей этого музея, сделанные в 2014 г. Но выложил он фотографии без своих комментариев (ссылка в конце статьи). Предлагаю посмотреть и подумать над некоторыми самыми яркими и непонятными в изготовлении изделиями древних мастеров Египта.

Подпись под экспонатом: базальтовый бур для изготовления полости ваз. На базальте видны следы обработки, возможно от сверления. Да, не исключено, что им шлифовали внутреннюю полость каменных фаз. Но это лишь предположение, сделанное по внешним признакам, следам на камне.

А вот явная отливка из камня из храма в Хефрене. Подпись под экспонатом прямо об этом и говорит: сечение отливки шарнирного отверстия, выполненного трубчатым сверлом в граните. А потом, как видим, внутрь залили жидкий камень. Был ли это расплав или какой-то раствор как бетон? Проводился ли анализ породы этой отливки? Это яркий пример того, что египтяне отливали изделия из камня. Была ли это технология петрургии (плавление камня) или они знали рецепты жидких гранитов – пока вопрос. Не исключено, что кто-то знает на него ответ.

Чаша и кувшин из базальта. Как вынимали породу из внутренней полости базальтовой вазы? Она внутри расширяется и просто сверлением таким же базальтовым материалом (базальтовым стержнем) – не сделать!

1. Сосуды из кальцита. Вернее, кальцитовый алебастр. Порода хрупкая. Но вопрос в технологии изготовления внутренней полости. Как через узкое горлышко можно изготовить полость внутри?

2. Расколотый базальтовый сосуд. Сейчас возможно такое изготовить только петрургией – отливкой. Возможно, из базальта так и делали.

3. Заготовки для ваз из кальцита.

Обработать кувшин из такого кальцитового алебастра, наверное, не так сложно. Как из мрамора, например. А вот как все-таки вынимали внутреннюю полость в кувшине? Да, еще и под 90 градусом!

1. Блюдо из кальцита с очень тонкими стенками. Риск сломать такое есть на каждом этапе обработки. Может это и случилось, судя по трещинам (собрано из осколков реставраторами).

2-4 слайды – недоделанная кальцитовая чаша. Даже по фотографии складывается впечатление, что породу чем-то вытравливали, растворяли. Если так, то египтяне были еще и химики, знали с чем вступает в реакцию минералы кальцита. Но это лишь предположение.

Сосуд из базальта с качественной обработкой. Самое удивительное – на втором слайде. Был допущен скол. И туда искусно вставили каменную «вставку» из иной породы. И такое впечатление, что эту вставку залили по технологии, когда мы восстанавливаем что-то эпоксидной смолой. Зазоров и намеков на щели между породой сосуда и вставкой нет.

Читайте также:  Дергаются сосуды в голове

В Древнем Египте было стекло? Или он не такой уж и древний Египет? Обратите внимание на цветные камни на переднем плане. Они похожи на переплавленный гранит – риолиты. Именно такой красивый узор получается при его переплавке. А плавится гранит в среднем при 950-1250 гр.

Обратите внимание слева на втором слайде виден сосуд из базальта с то ли раскрашенным орнаментом, то ли он вплавлен в его структуру. Фотография на третьем слайде доказывает, что сосуды и чаши из стекла были не единичны.

Интересный ковш из базальта. Он же хрупкий! Им невозможно пользоваться. Символизм или карго-культ? А представьте все трудности для его изготовления! Или он тоже отлит из расплава?

Еще одни базальтовые сосуды. На втором и третьем слайде видно, что внутренность выбирали каким-то вращающимся инструментом. Либо сами сосуды вращались. Пятый слайд – выборка породы вращением видна отчетливо.

Экспонаты из металла. По всей видимости – из бронзы и серебра. Но качество – на высоте. Технология чеканки?

Еще больше фотографий в источник фотографий по ссылке здесь: https://laiforum.ru/viewtopic.php?f=172&t=4575 или здесь https://yadi.sk/a/pfs94C003YZARc

Как видно, находки, сделанные в Египте в конце 19 в., начале 20 в. – разбрелись по музеям мира. И в каждом находятся очень интересные экспонаты, заставляющие подумать: как это делали. На какие-то вопросы можно дать ответ. А какие-то остаются еще открытыми.

***

Картинки и фотографии взяты из открытых источников

Кому интересны мои публикации – > Подписывайтесь на канал и заносите его в закладки браузера (Ctrl+D).

Источник

Так хочется попутешествовать, мир посмотреть…. Побывать в музеях… люблю историю! Моя давняя мечта — побывать в Санкт-Петербурге вообще и в Эрмитаже в частности. Но поскольку такой возможности пока нет и не предвидится, то как говорится “интернет мне в помощь”!

Задумала я сделать цикл публикаций о ювелирном искусстве по материалам экспозиций Государственного Эрмитажа. Приглашаю и Вас погрузиться вместе со мной в удивительный, волшебный мир древностей и драгоценностей! Экскурс в историю начнется с обзора скифской культуры (VII — IV в.в. до н.э.) и завершится, так сказать апогеем, расцветом ювелирного искусства конца ХХ — начала ХIХ столетия.

Галерея драгоценностей — интереснейшее собрание Эрмитажа, получившее свое название при Екатерине Великой в XVIII веке, состоит из двух разделов.

Первая экспозиция “Золотая кладовая. (Евразия, Античное Причерноморье, Восток)” представляет около полутора тысяч золотых изделий (c VII в. до н.э. по XIX в.).

Основная идея второй экспозиции – “Бриллиантовой кладовой” заключается в показе развития ювелирного дела на протяжении многовековой истории человечества — от III тысячелетия до н.э. до начала XX столетия.

Первая статья, как я уже сказала, посвящена загадочному и самобытному золоту скифов.

Начало коллекционированию в России золотых предметов так называемых “варварских” культур равнин Евразии было положено в 1715-1718 годах. Тогда в Санкт-Петербург по указу Петра I князь М.П. Гагарин прислал из Сибири двести древних золотых изделий, получивших известность как Сибирская коллекция Петра I.

Большая часть этих предметов, в числе которых великолепные поясные пластины-застежки со сценами борьбы животных, гривны, браслеты, нередко украшенные бирюзой, была куплена у грабителей древних могильников. В середине XIX века Сибирская коллекция поступила в Эрмитаж, куда Императорской Археологической комиссией, созданной в 1859 г. для поиска и изучения древностей, передавались скифо-сарматские памятники причерноморских степей.

Всемирно известна коллекция скифских памятников VII-IV вв. до н.э., в основе которой находки, полученные в результате раскопок многочисленных курганов Прикубанья, Поднепровья, Крыма. Среди шедевров собрания Эрмитажа – золотые накладки щита (олень из кургана у станицы Костромской и пантера Келермесского кургана), уникальный золотой гребень с изображением сражающихся воинов и ритуальная чаша из нетронутого царского погребения кургана Солоха, а также серебряный сосуд из кургана Чертомлык, украшенный орнаментами и прекрасно выполненными рельефами, представляющими скифов и их коней.

Нащитная бляха в виде фигуры оленя

Около 600 г. до н.э.

Костромской курган 1, Закубанье, станица Костромская Россия

Золото; литье, чеканка

Галерея драгоценностей золото скифов. Часть 1, фото № 1

Бляха в виде свернувшейся пантеры

VII – VI вв. до н.э.

Юг Западной Сибири, между течениями рек Иртыша и Оби (Россия)

Читайте также:  Анатомия верхней конечности сосуды и нервы

Золото; литье, чеканка

Галерея драгоценностей золото скифов. Часть 1, фото № 2

Зеркало

650-620 гг. до н.э.

Келермесский курган 4, Закубанье, близ станицы Келермесская
Россия

Серебро, электр; металлопластика, чеканка

Галерея драгоценностей золото скифов. Часть 1, фото № 3

Бляха в виде фигуры пантеры

VII в. до н.э.

Келермесский курган 1, Прикубанье, Краснодарский край
Россия

Золото; пайка, чеканка, перегородчатая инкрустация

Галерея драгоценностей золото скифов. Часть 1, фото № 4

Секира

VII в. до н.э.

Келермесский курган 1

Закубанье, близ станицы Келермесская
Россия

Золото, железо, смола; техника басмы, чеканка, литье

Галерея драгоценностей золото скифов. Часть 1, фото № 5

Гривна из двух полых трубок с фигурками животных на концах

V – IV вв. до н.э.

Место находки неизвестно

Сибирская коллекция Петра I

Золото, бирюза

Галерея драгоценностей золото скифов. Часть 1, фото № 6

Гребень с изображением батальной сцены

Конец V – начало IV вв. до н.э.

Курган Солоха. Впускное погребение, Приднепровье, Запорожская область
Россия (ныне Украина)

Золото; литье, чеканка

Галерея драгоценностей золото скифов. Часть 1, фото № 7

Фиала с изображением сцен терзания животных

Конец V – начало IV вв. до н.э.

Курган Солоха. Впускное погребение, Приднепровье, Запорожская область
Россия (ныне Украина)

Золото; чеканка

Галерея драгоценностей золото скифов. Часть 1, фото № 8

Сосуд со сценой охоты

400 – 375 гг. до н.э.

Курган Солоха, Приднепровье, Запорожская область
Россия (ныне Украина)

Серебро, позолота

Галерея драгоценностей золото скифов. Часть 1, фото № 9

Амфора

IV в. до н.э.

Курган Чертомлык, Приднепровье
Россия (ныне Украина)

Серебро

Галерея драгоценностей золото скифов. Часть 1, фото № 10

Рукоять меча

500 – 400 гг. до н.э.

Курган Чертомлык, Приднепровье
Россия (ныне Украина)

Железо, золото

Галерея драгоценностей золото скифов. Часть 1, фото № 11

Налобник с нащечниками

Середина – третья четверть IV в. до н.э.

Курган Большая Цимбалка, Приднепровье
Россия (ныне Украина)

Золото

Галерея драгоценностей золото скифов. Часть 1, фото № 12

Поясная пластина (правая)

V – IV вв. до н.э.

Западная Сибирь (?)
Россия

Золото; литье

Галерея драгоценностей золото скифов. Часть 1, фото № 13

Поясная пластина (левая)

V – IV вв. до н.э.

Юг Западной Сибири, между течениями рек Иртыша и Оби
Россия

Золото; литье, чеканка

Галерея драгоценностей золото скифов. Часть 1, фото № 14

Пластина поясная

IV – III вв. до н.э.

Юг Западной Сибири, между течениями рек Иртыша и Оби, Россия

Золото; литье

Галерея драгоценностей золото скифов. Часть 1, фото № 15

Гривна

IV в. до н.э.

Ставропольский край, село Казинское, Россия

Золото; литье

Галерея драгоценностей золото скифов. Часть 1, фото № 16

Бляшка с изображением сцены побратимства

IV в. до н.э.

Курган Куль-Оба, Боспорское царство
Керчь

Золото

Галерея драгоценностей золото скифов. Часть 1, фото № 17

Кубок шаровидный с рельефными изображениями сцен из скифской жизни

400-350 гг. до н.э.

Курган Куль-Оба, Боспорское царство, Керчь

Золото; чеканка

Галерея драгоценностей золото скифов. Часть 1, фото № 18

Бляшка – всадник

400-350 гг. до н.э.

Курган Куль-Оба, Боспорское царство
Керчь

Золото; чеканка

Галерея драгоценностей золото скифов. Часть 1, фото № 19

Браслет со сценами терзания оленя хищником

I в. до н.э. – первая половина II в.

Курган 2, погребение 2, Волгоградская область, село Верхнее Погромное
Россия

Золото; литье, ковка

Галерея драгоценностей золото скифов. Часть 1, фото № 20

Флакон с крышкой

I в.

Курган Хохлач, Нижний Дон, Ростовская обл., г. Новочеркасск
Россия

Золото, коралл, бирюза; чеканка, инкрустация

Галерея драгоценностей золото скифов. Часть 1, фото № 21

Сосуд с ручкой в виде лося

I в.

Курган Хохлач, Нижний Дон, г. Новочеркасск
Россия

Золото, кораллы, бирюза, стекло; литье, выколотка, инкрустация

Галерея драгоценностей золото скифов. Часть 1, фото № 22

Гривна и парные браслеты

I в.

Курган Хохлач, Нижний Дон, г. Новочеркасск
Россия

Золото, коралл, бирюза; литье, пайка

Галерея драгоценностей золото скифов. Часть 1, фото № 23

Надеюсь, что было интересно!

Следующая публикация будет посвящена греческому золоту, а следующая… но об этом позже!

Спасибо за внимание, с уважением, Анна.

Источник

Несомненно, к артефактам истории следует отнести и коллекцию каменных сосудов, найденных в комплексе Ступенчатой пирамиды в Саккаре. Эта коллекция, согласно мнению ортодоксальных египтологов, относится к I и II династиям фараонов и включает в себя порядка трех десятков тысяч предметов быта. Но наибольший интерес представляют именно каменные сосуды, изготовленные с применением высоких технологий.

Части этой коллекции хранятся ныне не только в Каирском, но также во французском Лувре и знаменитом Британском музее в Лондоне. Небольшая часть этой коллекции есть также и в музее французского ученого Петри, который первым подметил факт наличия на этих сосудах явных следов машинной обработки.

Так, исследуя одну из каменных чаш, Петри обнаружил, что сферический вогнутый радиус, формирующий чашу, необычен на ощупь. А более тщательная экспертиза показала наличие заметного выступа в месте пересечения двух радиусов, что указывает на то, что радиусы были прорезаны по двум разным осям вращения.

А.Скляров следом за Петри утверждает, что такая форма при имеющемся исполнении требует обработки никак не меньше, чем на токарном станке. При этом многие подобные чаши изготовлены из достаточно твердых пород камня, т.е. для их обработки помимо соответствующих режущих инструментов требуется и прочное их закрепление в каком-то фиксирующем приспособлении при очень большой скорости его вращения. Однако, есть предметы, которые невозможно изготовить и с применением обычного токарного станка.

Вот, что об этом пишет физик А.Скляров: