Фото сосуд с камнями
Написав две статьи о коллекции драгоценностей Эрмитажа, поняла, что хотела бы сказать еще немного о предметах и изделиях, которые лично я не могу обойти вниманием. Потому что рассказать обо всех драгоценностях Эрмитажа под силу только искусствоведу, но не мне — дилетанту и любителю.
Говоря о драгоценностях Эрмитажа, невозможно обойти вниманием некоторые предметы, которые в нашем современном понимании уже не являются драгоценностями. Но, тем не менее, по материалам, из которых выполнены эти предметы обихода царской семьи и дворянства, это самые настоящие драгоценности.
Это вазы, кубки, посуда, в том числе — солонки. Во время правления Александра Первого стали весьма популярны солонки в виде небольшой открытой чаши. Солонки ставились на блюдо, вместе с которым подносились на хлебе. Даже на императорских приемах в России соблюдался обычай чествовать гостей хлебом-солью. Также солонки были в те времена достаточно значимым подарком. Ведь соль была в то время очень дорога. И солонки делали из драгоценных металлов, богато украшались камнями, эмалью, гравировкой.
Это красивейшие чернильницы, драгоценные записные книжки и кабинетные приборы. Печати, богато украшенные драгоценными камнями. Небольшие настольные статуэтки.
Отдельно стоит сказать об индийской коллекции. Драгоценная коллекция Эрмитажа знаменита редчайшими изделиями ювелиров Индии 17 века. Кроме как сокровищами эти предметы не назовешь! Вазы, подносы, оружие — все это не только сделано из золота, но и богато инкрустировано. Например, небольшой столик весь покрыт мозаикой из неограненных рубинов.
Коллекция драгоценностей Эрмитажа включает и более современные изделия. Например, в начале 20 века она пополнилась произведениями в стиле модерн (арт нуво) знаменитого Рене Лалика.
Первая часть моей трилогии о драгоценностях Эрмитажа находится здесь >>
Вторая часть здесь >>
Кубок Фридриха Вильгельма I. Потсдам, Германия. 1713-25гг
Чаша. Санкт-Петербург, Россия. 1730
Кувшин. Династия Моголов, Индия. 17 век. Великолепный кувшин с круглым корпусом и удобной ручкой украшен цветочным узором из драгоценных камней. Это древняя техника была названа Кундан.
Золотое блюдо в виде восьмилепесткового цветка служил в качестве подставки для кувшина с ароматической водой. Династия Моголов, Индия. 17 век.
Кувшин. Династия Моголов, Индия. 17 век. Как правило, в индийских изделиях, преобладают рубины, символизирующими неуязвимость, долголетие и страстную любовь
Поднос. Династия Моголов, Индия. 17 век. Среди коллекций Эрмитажа этот поднос выделяется своей ослепительно белой эмалью, которая образует фон для деликатного цветочного орнамента.
Кувшин. Династия Моголов, Индия. 17 век. Использовался как сосуд для розовой воды.
Столик. Сделано мастером Situram. Один из шедевров ювелирной коллекции Эрмитажа — небольшой столик на изысканных цветочных ножках. Единственная работа среди ювелирной коллекции Моголов, которая была подписана мастером.
Чаша с крышкой на подносе. Чаша украшена филигранью. Мастер Peter Karmark
Чаша. Мастер Жан-Франсуа-Ксавье Будде
Дорожный набор. Санкт-Петербург, Россия. 1760
Бокал в форме яйца. Санкт-Петербург, Россия. 1780
Солонка с крышкой. Мастер Иоганн Краг
Кубок со съемной крышкой. Свадебный бокал для Александра и его невесты, принцессы Луизы Баден. Санкт-Петербург, Россия. В конце 18-го века.
Открытая солонка. Была подарена Александру I по случаю его коронации. Санкт-Петербург, Россия. 1795-1801
Солонка. Сделана Иоганном Вильгельмом Кейбелем. Стиль ампир.
Чаша из гелиотропа. Мастер Оттавио Мизерони
Миска. Мастер Дионисио Мизерони
Этот бесценный сосуд украшен четырьмя рельефами сцен из жизни скифов.
Золотые венки из лавровых или оливковых листьев были элементом погребальных обрядов греческих аристократов или воинов. Древние мастера создавали их из очень тонкой золотой фольги.
Фиал, украшенный сценами дерущихся животных. Курган Солоха, Запорожье, Россия (ныне Украина). Конец 5 — начало 4 века до н.э. Скифское захоронение.
Нашивка с изображением льва разрывающего голову оленя. Курган Солоха, Запорожье, Россия (ныне Украина). Конец 5 — начало 4 века до н.э. Скифское захоронение.
Гребень с батальной сценой. Шедевр искусства Древней Греции. Курган Солоха, Запорожье, Россия (ныне Украина). Конец 5 — начало 4 века до н.э. Скифское захоронение.
Гребень с батальной сценой. Деталь. Курган Солоха, Запорожье, Россия (ныне Украина). Конец 5 — начало 4 века до н.э. Скифское захоронение.
Веточка лилий в вазе. Сделано в мастерской Дюваля. Изысканный свадебный букет из трех лилий с хризолитовыми тычинками по заказу Павла и Марии Федоровны в знак благословения брака их дочери Александры и Иосифа, эрцгерцога Австрии.
Чернильница. Урал и Санкт-Петербург, Россия, 1825 год. Уникальная чернильница сделаны из 95-ти процентной платины. Была подарена Александру I после открытия месторождений этого металла на Урале.
Чернильница в виде петуха. Дом Фаберже. Мастер Юлий Раппопорт
Пепельница в форме рыбы. Дом Фаберже. Мастер Юлий Раппопорт
Золотая коробка с эмалью и драгоценными камнями. Индийский стиль. Маленькая коробка украшена выгравированным золотым орнаментом в виде ветвей с цветами из рубинов кабошон.
Дом Фаберже. Сделано Михаилом Перхиным.
Рамка с фотографией императрицы Александры Федоровны и ее дочери Татьяны. 1898 г
Дом Фаберже. Мастер Михаил Перхин.
Васильки и колосья овса. Дом Фаберже. Изысканный букет сделан в стиле ювелиров восемнадцатого века Позье и Дюваля. Принадлежал князю Феликсу Юсупову. Золотые васильки, покрытые синей эмалью и золотые колосья овса помещены в миниатюрную хрустальной вазе.
Письменный прибор. Париж, Франция. 1760-70гг. Необычный письменный набор в форме элегантного диванчика из гелиотропа был презентован Екатерине Великой королём Станиславом Понятовским.
Записная книжка князя Потемкина. Париж, Франция. 1770. Золотая книжка покрыта синей эмалью украшена медальонами, содержащими аллегорические композиции. Внутри есть карандаш и листы из слоновой кости, на которых можно делать заметки.
Записная книжка с портретом Марии Федоровны. Санкт-Петербург, Россия. Около 1780. Возможно, это был свадебный подарок от Марии Федоровны мужу, великому князю Павлу.
Печать с монограммой императрицы Елизаветы Петровны. Санкт-Петербург, Россия. Середина 18-го века
Печать великого князя Константина Николаевича. Санкт-Петербург, Россия. Около 1860 г.
Статуэтка: Человек с страуса. Саксония. Первая четверть 18-го века.
Статуэтка: Нож-шлифовальная машина. Дрезден, Германия. В начале 18-го века.
Настольные часы с музыкальным механизмом и несессером. Вместо ножек четыре фигурки носорогов. Мастер Джеймс Кокс.
Гребень. Сделано Рене Лалик (René Jules Lalique)
Подвеска с изображением зимнего пейзажа. Сделано Рене Лалик
Источник
В Лондоне, в Университетском колледже размещен Музей египетской археологии Питри. Назван в честь его создателя. Основан в конце 19 в. В нем выставлены около 80 тыс. экспонатов из Египта и Судана. Возможно, на публичном обозрении лишь часть из них.
Мне попалась интересная фото подборка одного из посетителей этого музея, сделанные в 2014 г. Но выложил он фотографии без своих комментариев (ссылка в конце статьи). Предлагаю посмотреть и подумать над некоторыми самыми яркими и непонятными в изготовлении изделиями древних мастеров Египта.
Подпись под экспонатом: базальтовый бур для изготовления полости ваз. На базальте видны следы обработки, возможно от сверления. Да, не исключено, что им шлифовали внутреннюю полость каменных фаз. Но это лишь предположение, сделанное по внешним признакам, следам на камне.
А вот явная отливка из камня из храма в Хефрене. Подпись под экспонатом прямо об этом и говорит: сечение отливки шарнирного отверстия, выполненного трубчатым сверлом в граните. А потом, как видим, внутрь залили жидкий камень. Был ли это расплав или какой-то раствор как бетон? Проводился ли анализ породы этой отливки? Это яркий пример того, что египтяне отливали изделия из камня. Была ли это технология петрургии (плавление камня) или они знали рецепты жидких гранитов – пока вопрос. Не исключено, что кто-то знает на него ответ.
Чаша и кувшин из базальта. Как вынимали породу из внутренней полости базальтовой вазы? Она внутри расширяется и просто сверлением таким же базальтовым материалом (базальтовым стержнем) – не сделать!
1. Сосуды из кальцита. Вернее, кальцитовый алебастр. Порода хрупкая. Но вопрос в технологии изготовления внутренней полости. Как через узкое горлышко можно изготовить полость внутри?
2. Расколотый базальтовый сосуд. Сейчас возможно такое изготовить только петрургией – отливкой. Возможно, из базальта так и делали.
3. Заготовки для ваз из кальцита.
Обработать кувшин из такого кальцитового алебастра, наверное, не так сложно. Как из мрамора, например. А вот как все-таки вынимали внутреннюю полость в кувшине? Да, еще и под 90 градусом!
1. Блюдо из кальцита с очень тонкими стенками. Риск сломать такое есть на каждом этапе обработки. Может это и случилось, судя по трещинам (собрано из осколков реставраторами).
2-4 слайды – недоделанная кальцитовая чаша. Даже по фотографии складывается впечатление, что породу чем-то вытравливали, растворяли. Если так, то египтяне были еще и химики, знали с чем вступает в реакцию минералы кальцита. Но это лишь предположение.
Сосуд из базальта с качественной обработкой. Самое удивительное – на втором слайде. Был допущен скол. И туда искусно вставили каменную «вставку» из иной породы. И такое впечатление, что эту вставку залили по технологии, когда мы восстанавливаем что-то эпоксидной смолой. Зазоров и намеков на щели между породой сосуда и вставкой нет.
В Древнем Египте было стекло? Или он не такой уж и древний Египет? Обратите внимание на цветные камни на переднем плане. Они похожи на переплавленный гранит – риолиты. Именно такой красивый узор получается при его переплавке. А плавится гранит в среднем при 950-1250 гр.
Обратите внимание слева на втором слайде виден сосуд из базальта с то ли раскрашенным орнаментом, то ли он вплавлен в его структуру. Фотография на третьем слайде доказывает, что сосуды и чаши из стекла были не единичны.
Интересный ковш из базальта. Он же хрупкий! Им невозможно пользоваться. Символизм или карго-культ? А представьте все трудности для его изготовления! Или он тоже отлит из расплава?
Еще одни базальтовые сосуды. На втором и третьем слайде видно, что внутренность выбирали каким-то вращающимся инструментом. Либо сами сосуды вращались. Пятый слайд – выборка породы вращением видна отчетливо.
Экспонаты из металла. По всей видимости – из бронзы и серебра. Но качество – на высоте. Технология чеканки?
Еще больше фотографий в источник фотографий по ссылке здесь: https://laiforum.ru/viewtopic.php?f=172&t=4575 или здесь https://yadi.sk/a/pfs94C003YZARc
Как видно, находки, сделанные в Египте в конце 19 в., начале 20 в. – разбрелись по музеям мира. И в каждом находятся очень интересные экспонаты, заставляющие подумать: как это делали. На какие-то вопросы можно дать ответ. А какие-то остаются еще открытыми.
***
Картинки и фотографии взяты из открытых источников
Кому интересны мои публикации – > Подписывайтесь на канал и заносите его в закладки браузера (Ctrl+D).
Источник
Так хочется попутешествовать, мир посмотреть…. Побывать в музеях… люблю историю! Моя давняя мечта — побывать в Санкт-Петербурге вообще и в Эрмитаже в частности. Но поскольку такой возможности пока нет и не предвидится, то как говорится “интернет мне в помощь”!
Задумала я сделать цикл публикаций о ювелирном искусстве по материалам экспозиций Государственного Эрмитажа. Приглашаю и Вас погрузиться вместе со мной в удивительный, волшебный мир древностей и драгоценностей! Экскурс в историю начнется с обзора скифской культуры (VII — IV в.в. до н.э.) и завершится, так сказать апогеем, расцветом ювелирного искусства конца ХХ — начала ХIХ столетия.
Галерея драгоценностей — интереснейшее собрание Эрмитажа, получившее свое название при Екатерине Великой в XVIII веке, состоит из двух разделов.
Первая экспозиция “Золотая кладовая. (Евразия, Античное Причерноморье, Восток)” представляет около полутора тысяч золотых изделий (c VII в. до н.э. по XIX в.).
Основная идея второй экспозиции – “Бриллиантовой кладовой” заключается в показе развития ювелирного дела на протяжении многовековой истории человечества — от III тысячелетия до н.э. до начала XX столетия.
Первая статья, как я уже сказала, посвящена загадочному и самобытному золоту скифов.
Начало коллекционированию в России золотых предметов так называемых “варварских” культур равнин Евразии было положено в 1715-1718 годах. Тогда в Санкт-Петербург по указу Петра I князь М.П. Гагарин прислал из Сибири двести древних золотых изделий, получивших известность как Сибирская коллекция Петра I.
Большая часть этих предметов, в числе которых великолепные поясные пластины-застежки со сценами борьбы животных, гривны, браслеты, нередко украшенные бирюзой, была куплена у грабителей древних могильников. В середине XIX века Сибирская коллекция поступила в Эрмитаж, куда Императорской Археологической комиссией, созданной в 1859 г. для поиска и изучения древностей, передавались скифо-сарматские памятники причерноморских степей.
Всемирно известна коллекция скифских памятников VII-IV вв. до н.э., в основе которой находки, полученные в результате раскопок многочисленных курганов Прикубанья, Поднепровья, Крыма. Среди шедевров собрания Эрмитажа – золотые накладки щита (олень из кургана у станицы Костромской и пантера Келермесского кургана), уникальный золотой гребень с изображением сражающихся воинов и ритуальная чаша из нетронутого царского погребения кургана Солоха, а также серебряный сосуд из кургана Чертомлык, украшенный орнаментами и прекрасно выполненными рельефами, представляющими скифов и их коней.
Нащитная бляха в виде фигуры оленя
Около 600 г. до н.э.
Костромской курган 1, Закубанье, станица Костромская Россия
Золото; литье, чеканка
Бляха в виде свернувшейся пантеры
VII – VI вв. до н.э.
Юг Западной Сибири, между течениями рек Иртыша и Оби (Россия)
Золото; литье, чеканка
Зеркало
650-620 гг. до н.э.
Келермесский курган 4, Закубанье, близ станицы Келермесская
Россия
Серебро, электр; металлопластика, чеканка
Бляха в виде фигуры пантеры
VII в. до н.э.
Келермесский курган 1, Прикубанье, Краснодарский край
Россия
Золото; пайка, чеканка, перегородчатая инкрустация
Секира
VII в. до н.э.
Келермесский курган 1
Закубанье, близ станицы Келермесская
Россия
Золото, железо, смола; техника басмы, чеканка, литье
Гривна из двух полых трубок с фигурками животных на концах
V – IV вв. до н.э.
Место находки неизвестно
Сибирская коллекция Петра I
Золото, бирюза
Гребень с изображением батальной сцены
Конец V – начало IV вв. до н.э.
Курган Солоха. Впускное погребение, Приднепровье, Запорожская область
Россия (ныне Украина)
Золото; литье, чеканка
Фиала с изображением сцен терзания животных
Конец V – начало IV вв. до н.э.
Курган Солоха. Впускное погребение, Приднепровье, Запорожская область
Россия (ныне Украина)
Золото; чеканка
Сосуд со сценой охоты
400 – 375 гг. до н.э.
Курган Солоха, Приднепровье, Запорожская область
Россия (ныне Украина)
Серебро, позолота
Амфора
IV в. до н.э.
Курган Чертомлык, Приднепровье
Россия (ныне Украина)
Серебро
Рукоять меча
500 – 400 гг. до н.э.
Курган Чертомлык, Приднепровье
Россия (ныне Украина)
Железо, золото
Налобник с нащечниками
Середина – третья четверть IV в. до н.э.
Курган Большая Цимбалка, Приднепровье
Россия (ныне Украина)
Золото
Поясная пластина (правая)
V – IV вв. до н.э.
Западная Сибирь (?)
Россия
Золото; литье
Поясная пластина (левая)
V – IV вв. до н.э.
Юг Западной Сибири, между течениями рек Иртыша и Оби
Россия
Золото; литье, чеканка
Пластина поясная
IV – III вв. до н.э.
Юг Западной Сибири, между течениями рек Иртыша и Оби, Россия
Золото; литье
Гривна
IV в. до н.э.
Ставропольский край, село Казинское, Россия
Золото; литье
Бляшка с изображением сцены побратимства
IV в. до н.э.
Курган Куль-Оба, Боспорское царство
Керчь
Золото
Кубок шаровидный с рельефными изображениями сцен из скифской жизни
400-350 гг. до н.э.
Курган Куль-Оба, Боспорское царство, Керчь
Золото; чеканка
Бляшка – всадник
400-350 гг. до н.э.
Курган Куль-Оба, Боспорское царство
Керчь
Золото; чеканка
Браслет со сценами терзания оленя хищником
I в. до н.э. – первая половина II в.
Курган 2, погребение 2, Волгоградская область, село Верхнее Погромное
Россия
Золото; литье, ковка
Флакон с крышкой
I в.
Курган Хохлач, Нижний Дон, Ростовская обл., г. Новочеркасск
Россия
Золото, коралл, бирюза; чеканка, инкрустация
Сосуд с ручкой в виде лося
I в.
Курган Хохлач, Нижний Дон, г. Новочеркасск
Россия
Золото, кораллы, бирюза, стекло; литье, выколотка, инкрустация
Гривна и парные браслеты
I в.
Курган Хохлач, Нижний Дон, г. Новочеркасск
Россия
Золото, коралл, бирюза; литье, пайка
Надеюсь, что было интересно!
Следующая публикация будет посвящена греческому золоту, а следующая… но об этом позже!
Спасибо за внимание, с уважением, Анна.
Источник
Несомненно, к артефактам истории следует отнести и коллекцию каменных сосудов, найденных в комплексе Ступенчатой пирамиды в Саккаре. Эта коллекция, согласно мнению ортодоксальных египтологов, относится к I и II династиям фараонов и включает в себя порядка трех десятков тысяч предметов быта. Но наибольший интерес представляют именно каменные сосуды, изготовленные с применением высоких технологий.
Части этой коллекции хранятся ныне не только в Каирском, но также во французском Лувре и знаменитом Британском музее в Лондоне. Небольшая часть этой коллекции есть также и в музее французского ученого Петри, который первым подметил факт наличия на этих сосудах явных следов машинной обработки.
Так, исследуя одну из каменных чаш, Петри обнаружил, что сферический вогнутый радиус, формирующий чашу, необычен на ощупь. А более тщательная экспертиза показала наличие заметного выступа в месте пересечения двух радиусов, что указывает на то, что радиусы были прорезаны по двум разным осям вращения.
А.Скляров следом за Петри утверждает, что такая форма при имеющемся исполнении требует обработки никак не меньше, чем на токарном станке. При этом многие подобные чаши изготовлены из достаточно твердых пород камня, т.е. для их обработки помимо соответствующих режущих инструментов требуется и прочное их закрепление в каком-то фиксирующем приспособлении при очень большой скорости его вращения. Однако, есть предметы, которые невозможно изготовить и с применением обычного токарного станка.
Вот, что об этом пишет физик А.Скляров: