Фото сосудов древнего китая
Древний сосуд в форме лебедя (слева) и неизвестная жидкость из сосуда (справа) /Sanmenxia Archaeology/
В Китае при раскопках гробницы археологи нашли бронзовый горшок необычной формы, а в нем – неизвестное вещество, которому более 2000 лет. Жидкость отправили в Пекин для исследования.
Здравствуйте, друзья!
Замечательная находка была сделана в городе Саньменься в провинции Хэнань в центре Китая. Работа проводилась в ходе осуществления проекта по восстановлению городов. Строители обнаружили могилу, вскрыли ее и сообщили властям. Археологи начали исследовать гробницу, которой более 2000 лет, и наткнулись на горшок странной формы, наполненный жидкостью.
Предметы из китайской гробницы
Бронзовая посуда была в форме лебедя с изогнутой шеей и несколько проржавела. Археологи обнаружили также бронзовый шлем, бронзовый таз, мечи из железа и нефрита. Все эти предметы были погребальными вещами и, вероятно, должны были сопровождать усопшего в загробной жизни.
Но, внимание исследователей в первую очередь привлек горшок, имевший такую необычную форму. Как сказал изданию Global China Daily сотрудник Института культурных реликвий и археологии Саньмэнься Чжу Сяодун, это “первый бронзовый горшок такого рода, когда-либо обнаруженный в Саньмэнься”. Изображение лебедя на горшке очень реалистично. То, что это действительно изображен лебедь, определяли по длине клюва. К процессу привлекли даже ветеринара. Гао Жуйи, старший ветеринар местного пригородного парка сказал Global China Daily , что дизайн напоминает “лебедя-немого”.
Бронзовый горшок в форме лебедя из найденной в провинции Хэнань гробницы. В нем содержалось более 3000 мл неизвестной жидкости (Изображение Xinhua)
Объект явно сделан мастером своего дела, которых был хорошо знаком с птицей. Это дало исследователям возможность предположить, что лебеди жили в Саньмэнься более 2 тысячелетий назад. Находка очень интересна для орнитологов, ведь раньше считалось, что лебеди мигрировали в провинцию из Сибири только в 1980-х годах. Оказывается, они посещали этот район почти 2200 лет назад. Это сможет помочь исследователям лучше понять состояние климата региона и его окружающую среду в те далекие времена. Видите, как все взаимосвязано!
Вместе с “лебединым горшком” были найдены другие могильные предметы (Изображение Sanmenxia Archaeology)
Таинственная жидкость
Когда эксперты открыли горшок, они обнаружили нечто очень необыкновенное. Посуда была заполнена примерно 3000 мл жидкости: “неизвестная жидкость в горшке была желтовато-коричневого цвета с примесями”. Археологи не знали, что это за жидкость и решили обратиться к коллегам из Пекина. Там жидкость подвергнут химическому анализу, что позволит ее идентифицировать.
Неизвестную жидкость испытают коллеги из Пекина (Изображение Sanmenxia Archaeology )
Гробница династии Цинь ?
Предварительная оценка возраста захоронения основывалась на его типологии. По оценкам специалистов, захоронение может принадлежать династии Цинь (221 г.до н.э. – 207 г.до н.э.) и, возможно, это ранняя династия Хань (202 г. до н.э. – 220 г.до н.э.). Археологи предположили, что захоронение принадлежало “чиновнику низкого ранга с титулом”. В это время Саньменься располагался на полпути между двумя имперскими столицами – Сиань и Лоян и был важным транзитным узлом и административным центром.
Сосуд с таинственной жидкостью был захоронен в могиле в решающий период китайской истории. В то время Китай был объединен императором Цинь после периода “Воюющих государств”. Династия Хань, пришедшая на смену династии Цинь, занимала центральное место в развитии Китая, как единого государства. В этот период шло продвижение конфуцианства, и правление этой династии считается Золотым Веком в истории Китая.
Вино для загробной жизни?
Жидкость в горшке может помочь исследователям узнать больше о погребальных обычаях древних китайцев в этом регионе. Химический анализ жидкости может выявить что-то из напитка, который употребляли люди в Санменься. Вполне возможно, что это вино или ферментированный спирт. Ранее алкогольные напитки были найдены в гробницах чиновников периода Хань в других частях Китая. А возможно, это была попытка создания легендарного эликсира жизни, найти который так стремились древние китайцы.
Что же находилось в сосуде на самом деле?
Китайские ученые провели исследования и определили, что же за жидкость находилась в сосуде. Исследователи выяснили, что в кувшине находился спиртосодержащий лекарственный напиток. Данная смесь использовалась для остановки кровотечения и снятия воспалений.
Специалисты намерены провести анализ материалов, из которых было изготовлено снадобье, и узнать способ его приготовления.
Фотографии и материалы взяты из открытых источников
Источник
В Китае археологи обнаружили загадочную жидкость в бронзовом сосуде, найденном в китайской гробнице. Сосуд имеет форму лебедя и содержит неизвестное вещество, которому более 2000 лет. Жидкость отправят в Пекин для дальнейших исследований, и это может дать некоторое представление о критическом периоде в истории Китая.
Замечательная находка была сделана в городе Саньмэнься, который находится в провинции Хэнань в центре Народной Республики. Во время проекта по восстановлению города строители обнаружили могилу и уведомили власти. Археологи исследовали эту могилу, которой более 2000 лет и наткнулись на сосуд, наполненный жидкостью.
Надгробие китайской гробницы
Archaeology.org сообщает, что команда экспертов кроме бронзового сосуда в форме лебедя с изогнутой шеей также «нашла бронзовый шлем и мечи из железа и нефрита». Сосуд в форме лебедя и другие предметы были надгробными вещами и, вероятно, были оставлены в гробнице для использования умершим в загробной жизни.
Чжу Сяодун из института культурных реликвий и археологии рассказал Global China Daily, что это «первый бронзовый сосуд такого рода, когда-либо обнаруженный в городе Саньмэнься». Лебедь сделан очень реалистично.
2000-летний бронзовый сосуд, недавно обнаруженный в провинции Хэнань в центральном Китае, содержал более 3000 мл неизвестной жидкости.
Сосуд был явно сделан мастером. Похоже, что тот, кто сделал его, изучал лебедей и был знаком с ними около 2200 лет назад.
Таинственная жидкость
Когда эксперты вскрыли сосуд, они нашли нечто очень необычное. Он был заполнен примерно 3000 мл. жидкости. По данным China.org «неизвестная жидкость в горшке была желтовато-коричневого цвета с примесями». Археологи не знают, что это за жидкость, и решили заручиться помощью коллег из Пекина. Там жидкость будет подвергнута химическому анализу, и это должно помочь установить ее идентичность.
Коричневая жидкость будет проверена коллегами в Пекине.
Предварительная оценка гробницы, основанная на ее типологии, показывает, что она датируется династией Цинь (221 г. до н.э. – 207 г. до н.э.) и, возможно, ранней династией Хань (202 г. до н.э.-220 г. н.э.)
Археологи предположили, что захоронение принадлежит «высокопоставленному чиновнику с титулом», сообщает China.Org. В это время город Саньмэнься находился на полпути между двумя имперскими столицами Сиань и Лоян и был важным транзитным узлом и административным центром.
Контейнер с таинственной жидкостью был захоронен в могиле, в решающий период истории Китая. Династия Хань, пришедшая на смену Цинь, имела ключевое значение для развития Китая как единого государства. Их правление считается чем-то вроде золотого века.
Вино для загробной жизни?
Жидкость в горшке может помочь исследователям узнать больше о погребальных обычаях древних китайцев в этом регионе. Химический анализ жидкости может выявить что-то вроде напитка, который употребляли люди в Саньмэнься. Вполне возможно, что жидкость может оказаться вином или каким-либо другим ферментированным спиртным напитком. Ранее алкогольные напитки были обнаружены в могилах чиновников периода Хань в других частях Китая. Возможно, это была попытка создания легендарного эликсира жизни, который искали древние китайцы.
Источник
Бронзовый сосуд времен династии Шан для хранения напитков; 11 век до нашей эры; высота: 35,2 см; Музей Чернуски (Париж)
Наборы и отдельные образцы ритуальных бронзовых изделий (по- китайски : 中国 青铜器) сохранились с тех пор, когда они были сделаны в основном во время китайского бронзового века . Ритуальные изделия из бронзы производят неизгладимое впечатление не только благодаря изысканности дизайна и производственного процесса, но и благодаря своей исключительной прочности. От около 1650 г. до н.э., эти богато украшенные сосуды были сданы на хранение в качестве инвентаря в гробницах особ и знати, и, очевидно , были произведены в очень больших количествах, с документированными раскопками найти более 200 штук в одной гробнице. Они были созданы для отдельного человека или социальной группы, чтобы использовать их в ритуальных подношениях еды и питья своим предкам и другим божествам или духам. Такие церемонии обычно проводились в семейных храмах или церемониальных залах над гробницами. Эти церемонии можно рассматривать как ритуальные банкеты, в которых должны были участвовать как живые, так и мертвые члены семьи. Детали этих ритуальных церемоний сохранились в ранних литературных записях. После смерти владельца ритуальной бронзы ее часто помещали в его гробницу, чтобы он мог продолжать оказывать свое почтение в загробной жизни; другие образцы были отлиты специально как инвентарь. Действительно, многие сохранившиеся образцы были извлечены из могил.
Ритуальные изделия из бронзы, вероятно, не использовались для нормальной еды и питья; они представляют собой более крупные, более сложные версии типов сосудов, используемых для этого, и сделанные из драгоценных материалов. Многие формы сохранились и в гончарных изделиях, а версии гончарных изделий продолжали изготавливаться в антикварном духе до наших дней. Помимо столовой посуды, в особых ритуальных формах изготавливали оружие и некоторые другие предметы. Другой класс ритуальных предметов – это предметы, в том числе оружие, сделанные из нефрита , который, вероятно, был наиболее ценимым из всех и который долгое время использовался для изготовления ритуальных инструментов и оружия примерно с 4500 г. до н. Э.
По крайней мере, первоначально производство бронзы, вероятно, контролировалось правителем, который в знак благосклонности отдал несформированный металл своей знати.
Они содержат от 5% до 30% олова и от 2% до 3% свинца .
Применение
Бронзы ( упрощенный китайский :青铜器; традиционный китайский :青銅器; пиньинь : qīng tóng qì ; Уэйд-Джайлс : ch’ing t’ong ch’i ) – одни из самых важных произведений древнего китайского искусства , требующие отдельного каталога в Императорские художественные коллекции. Китайский бронзовый век начался при династии Ся (ок. 2070 – ок. 1600 до н.э.), и бронзовые ритуальные контейнеры составляют основную часть коллекций китайских древностей, достигнув своего апогея во времена династии Шан (1600–1046 до н.э.) и в ранний период. из династии Чжоу (1045–256 до н.э.).
Большинство сохранившихся древних китайских бронзовых артефактов представляют собой ритуальные формы, а не их эквиваленты, предназначенные для практического использования в качестве инструментов или оружия. Оружие вроде кинжалов и топоров имело жертвенное значение, символизируя небесную силу правителя. Сильные религиозные ассоциации бронзовых предметов привели к появлению большого количества типов и форм сосудов, которые стали считаться классическими и тотемными и копировались, часто в других средствах массовой информации, таких как китайский фарфор , в последующие периоды китайского искусства .
Ритуальные книги старого Китая подробно описывают, кому и в каком количестве разрешалось использовать жертвенные сосуды. Король Чжоу использовал 9 дингов и 8 сосудов gui , герцогу было разрешено использовать 7 dings и 6 guis, барон мог использовать 5 dings и 3 guis, дворянин мог использовать 3 dings и 2 guis. Что касается фактических археологических находок, гробница Фу Хао , необычайно могущественной царицы Шан, содержала набор ее ритуальных сосудов, насчитывающий более двухсот, которые также намного больше, чем двадцать четыре сосуда в могиле современного дворянина. Ее более высокий статус был бы очевиден не только ее современникам, но также, как полагали, ее предкам и другим духам. Многие из предметов были отлиты с надписями с использованием посмертной формы ее имени, что указывает на то, что они были сделаны специально для захоронения в гробнице.
Металлургия и происхождение
Происхождение руд или металлов, используемых для изготовления шана и другой ранней китайской бронзы, является актуальной (2018 г.) темой исследований. Как и в случае с другими ранними цивилизациями (Египет, Месопотамия, Инд), развитие периода Шан было сосредоточено в долинах рек и частично обусловлено интенсивным сельским хозяйством – в Китае в таких районах не было рудных месторождений и требовался импорт металлургического материала. Типичная бронза эпохи Шан содержит более 2% свинца, в отличие от современной меди Евразийской степи . Прешангские бронзы не содержат радиогенных изотопов свинца. Анализ происхождения руды / металлов основан на анализе содержания свинца и следов изотопов. Что касается бронз периода Шан, различных участков, от раннего до позднего периода Шан, многочисленные образцы бронзового сплава характеризуются высоким содержанием радиогенного изотопа свинца (полученного в результате распада урана и тория ), в отличие от большинства известных местных свинцовых руд Китая. Потенциальные спекулятивные источники руды включают Циньлин , среднюю и нижнюю части Янцзы и юго-западный Китай; возможность того, что руда или металл были импортированы из Африки в этот период, была предложена на основе потенциальных совпадений изотопов, но оспаривалась и отвергалась другими исследователями.
Классификация произведений Императорской коллекции
Признание, создание и сбор китайских бронзовых изделий как произведений искусства, а не как ритуальных предметов началось в династии Сун и достигло своего апогея в династии Цин во время правления императора Цяньлуна , массивная коллекция которого занесена в каталоги, известные как Сицин гуцзянь (西 清 古 鑑) и сицин цзицзянь (西 清 繼 鑑). В этих двух каталогах изделия из бронзы классифицируются в зависимости от использования:
- Жертвенные сосуды (祭器, jìqì),
- Винные сосуды (酒器, jiǔqì),
- Продовольственные сосуды (食 器, shíqì),
- Сосуды для воды (水 器, shuǐqì),
- Музыкальные инструменты (樂器, yuèqì),
- Оружие (兵器, bīngqì),
- Мерные емкости (量器, liángqì),
- Древние деньги (錢幣, qiánbì) и
- Разное (雜 器, záqì).
Наиболее ценимыми являются жертвенные сосуды и сосуды для вина, которые составляют большую часть большинства коллекций. Часто эти сосуды искусно украшены орнаментом в стиле таоти .
Жертвенные сосуды
- Дунг (鼎) Жертвенный сосуд (祭器), первоначально представлявший собой котел для приготовления и хранения мяса (食 器). Прототип Шан имеет круглую чашу, шире, чем ее высоту, установленную на трех ножках (足); с каждой стороны есть две короткие ручки (耳). Более поздние образцы становились все больше и больше и считались мерилом мощности. Он считается самым важным классом китайских изделий из бронзы с точки зрения его культурного значения. Существует разновидность, называемая фандунг (方 鼎), которая имеет квадратную чашу и четыре ножки в каждом углу. Встречаются редкие формы с крышками. 西 清 古 鑒 содержит более двухсот экземпляров, и это самая высоко ценимая из всех китайских бронзовых изделий.
- Dòu (豆): жертвенный сосуд (祭器), который изначально был сосудом для еды. Плоская миска с крышкой на длинной ножке.
- Fǔ (簠): прямоугольная тарелка, треугольная в вертикальном сечении. Всегда с крышкой в форме блюда.
- Зун (尊 или 樽 или 鐏): сосуд для вина и жертвенный сосуд (器 為 盛 酒 亦 祭 用 也). Высокий цилиндрический кубок для вина без ручек и ножек. Рот обычно немного шире тела. В концединастии Чжу (周) этот тип сосудов стал чрезвычайно сложным, часто принимая форму животных и отказываясь от традиционной формы. Эти более поздние типы отличаются от gng (觥) тем, что имеют небольшой, примерно круглый рот. Сосуды этого типа составляют вторую по величине группу объектов в Сицин гуцзянь после дун (鼎).
- Zǔ (俎): плоская прямоугольная платформа с квадратными ножками на каждом углу. Не представлен в Xiqing gujian .
- Йи (彝): жертвенный сосуд. Две формы: A. Большой приземистый круглый горшок с двумя ручками; Б. Высокий коробчатый контейнер, основание уже, чем горлышко, с крышкой-крышей. Позже стало общим названием для всех жертвенных сосудов.
Позже цзун в виде быка
Винные сосуды
Два Дзю по обе стороны от Гу, все из династии Шан
- Gong (觥, не выражен GUANG ): Сосудвина часто удлиненные и вырезанные в форме животного. Всегда есть крышка, и горловина сосуда обычно покрывает всю длину сосуда. Это не классификация, используемая в Xiqing gujian ; объекты этого типа относятся к категории 匜 ( Yi (сосуд) ).
- Гу (觚): Высокая винная чашка без ручек, рот больше, чем ее основание.
- Гуǐ (簋): чаша с двумя ручками.
- Hé (盉): сосуд для вина в форме чайника на трех ножках. У него есть ручка (pàn 鋬) и прямой носик, который направлен вверх по диагонали.
- Jiǎ (斝): котел для подогрева вина. Подобно дунгу (鼎), за исключением того, что тело выше, чем ширина , и у него могут быть две палки (柱), торчащие прямо из краев, действующие как ручки.
- Jué (角, не произносится jio ): чашка для вина, похожая на 爵, за исключением того, что носик и удлинение полей идентичны, и есть крышка.
- Jué (爵): винный кубок на трех ножках, носик (流) с заостренным краем (尾), диаметрально противоположный, плюс ручка (鋬).
- Лей (罍): сосуд для вина с круглым корпусом, горлышком, крышкой и ручкой по обе стороны от рта.
- Lì (鬲): Котел на трех ножках. Похож на дунг (鼎), за исключением того, что ноги переходят в тело или имеют большие вздутия наверху.
- Чжи (卮 / 巵 / 梔): сосуд для вина, а также мерный сосуд. Как píng (瓶), только короче и шире.
- Чжун (鍾): сосуд для вина без ручек.
- Зун (尊/樽/鐏): Сосудвина и жертвенной сосуд (器為盛酒亦祭用也). Высокий цилиндрический кубок для вина без ручек и ножек. Рот обычно немного шире тела. В конце династии Чжоу этот тип сосудов стал чрезвычайно сложным, часто принимая форму животных и отказываясь от традиционной формы. Эти более поздние типы отличаются от gng (觥) тем, что имеют небольшой, примерно круглый рот. Этот тип сосудов образует вторую по величине группу объектов в Сицин гуцзянь после dng (鼎).
Пищевые сосуды
Пищевой сосуд на сковороде , здесь безногий
Крытый контейнер для еды (dou), VI век до нашей эры. Художественный музей Уолтерса.
- Duì (敦, не произносится dūn ): сферическая тарелка с крышкой для защиты ее содержимого от пыли и других загрязнений.
- Pán (盤): круглая изогнутая тарелка для еды. Может не иметь ног или иметь три или четыре короткие ноги.
- Юу (卣): Крытый горшок с одной петлевой ручкой, прикрепленной к противоположным сторонам горловины сосуда.
- Цзэн (甑): горшок с рисом; называемый fu4 в Xiqing gujian . Не имеет отдельную категорию в西清古鑑: см yǎn (甗).
Сосуды для воды
- Bù (瓿): см. Pǒu (瓿)
- Ду斗: Совок. Высокая чаша с длинной ручкой.
- Móu (鍪): ваза с двумя ручками. Сосуды этого типа классифицируются как hú (壺) в Xiqing gujian .
- Пинг (瓶): высокая ваза с длинной тонкой шейкой, переходящей в узкий рот.
- Пу (瓿, произносится как bù в Китае): маленький бронзовый вен (甕).
- Вен (瓮 или 甕): кувшин с круглым горлом и круглым брюшком без ножки для воды или вина. Сейчас обычно используется для хранения золы.
- Янди (硯 滴): емкость с водой для чернильного камня; часто в форме животного с длинной тонкой пипеткой для контроля количества подаваемой воды.
- Йи (匜): чаша или кувшин с носиком; Может иметь искусную форму животного.
- Ю (盂): Таз для воды. Может иметь до четырех декоративных ручек по краю; без полей.
- Чжи (觶): ваза с широким ртом, похожая по форме на ху (壺), но без ручек.
- Zhong (盅): Малая чашка с без ручек. Не представлен в Сицин гуцзянь .
Музыкальные инструменты
- Bó (鈸): тарелки. Не представлен в Xiqing gujian. См. Náo (鐃).
- Gǔ (鼓): барабан.
- Líng (鈴): Маленький колокольчик (который может быть подвешен на ленты). Этот предмет не представлен в Сицин гуцзянь.
- Náo (鐃): тарелки. Не представлен в Сицин гуцзянь . Смотрите также BO (鈸).
- Чжон (鐘): Большой колокол, который может стоять на башне.
Оружие
- Duì (鐓, не произносится dūn ): бронзовое украшение для конца копья или рукояти алебарды; часто с животным мотивом.
- Цзянь (): Меч. В Сицин гуцзянь есть только три примера .
- Нуджи (弩機): Арбалетный механизм. В Xiqing gujian есть только два примера .
- Pí (鈹): тип меча.
- Zu (鏃): стрелка головы.
Контейнеры мерные
- Чжи (卮 или 巵 или 梔): сосуд для вина, а также мерный сосуд. Как píng (瓶), только короче и шире.
Древние деньги
- Bù (布) или bùwén (布 文): Древние деньги (錢幣). Прямоугольная с двумя ножками и головой. Тип циань (錢)
- Fúyìnqián (符 印 錢): даосский амулет, отчеканенный в форме юаня (圓), обычно с заклинанием на лицевой стороне и изображением на реверсе.
- Цянь (錢): Древние деньги (錢幣). Хорошо представлены в 西 清 古 鑑; встречается трех типов: 布, 刀, 圓 (元) qv
- Юань (圓): Также называется юаньби (圓 幣), юаньбо (元寶) или юаньцянь (元錢). Круглые монеты с отверстием посередине, обычно из меди или бронзы; то, что большинство жителей Запада называют «китайскими деньгами». Также см. Fúyìnqián (符 印 錢).
Разное
Бронзовое зеркало (Jiàn) периода Сражающихся царств (475 – 221 г. до н.э.)
- Biozuò (表 座) Цилиндрический контейнер с изображением животных. В Xiqing gujian есть только три примера .
- Цзянь (鑑 или 鑒): относится к двум различным объектам: либо высокому широкому бронзовому блюду для воды, либо круглому бронзовому зеркалу, обычно со сложным орнаментом на спине. Современное значение – зеркало.
- JUE (钁): Сельское реализовать в форме кирки, но использовали в качестве культиватора. 西 清 古 鑑 содержит только два примера; рубрика состояние:按說文大鉏也又博雅斫謂之钁«Согласно Shouwen [древний китайский словарь] это большая мотыга, что называется JUE . от ученых» Уцелели только бронзовые головки двух экземпляров, потому что деревянные ручки давно сгнили.
- Лу (鑪): жаровня. Это нечетко классифицированная группа бронзовых сосудов, и существует ряд форм: A. Это может быть похоже на dǐng (鼎) с очень короткими ногами, сидящими на панцире (盤); или Б., duì (敦) на пан (盤); или C., как dòu (豆) на pán (盤).
- Шужен (書 鎮): Плотность бумаги. Обычно твердая бронза, вылепленная в форме лежащего или сидящего на корточках животного (три записаны в сицин гуцзянь ).
- Xǔ (盨): сосуд с двумя ушками и крышкой, служащий контейнером для еды (может не появляться в «Императорской коллекции»).
Узоры и украшения
Taotie
Основная статья: Даоти
Taotie картина была популярной бронзовой посуды декоративный дизайн в династии Шан и последующая династия Чжоу , названный учеными династии Сун (960-1279) в соответствии с записями в литературе периода Воюющих от мастера Лу весенний и осенний Анналы .
Типичный узор таоти – круглая голова животного с полным лицом, острыми зубами и рогами. Во всех этих паттернах глаза всегда в центре внимания. Огромные глаза производят на зрителей потрясающее впечатление даже издали. Taotie картина особенности богатых вариаций от одной бронзовой части в другую , потому что одна керамические формы могли только бросить одну бронзовую работу в первые дни литья. Наиболее очевидное различие между узорами таоти – это рога, у некоторых рога быка, у некоторых рога овцы, а у некоторых – уши тигра, что позволяет различать животное происхождение различных изображений.
Смотрите также
- История китайской археологии
Ноты
Рекомендации
- Роусон, Джессика (ред.). Книга китайского искусства Британского музея , 2007 (2-е изд.), British Museum Press, ISBN 9780714124469
- Сикман, Лоуренс, в: Sickman L & Soper A, “Искусство и архитектура Китая”, Pelican History of Art, 3-е изд 1971, Penguin (ныне Йельская история искусства), LOC 70-125675
- Сиань Цзяцян (на китайском языке)
- Сицин Гуйцзянь (西 清 古 鑒) . Китай. 1749–1755.
дальнейшее чтение
- Ван Тао (ред.) Отражая прошлое Китая: императоры, ученые и их бронзы (главы Сары Аллан, Джеффри Мозер, Су Ронгюй, Чжисинь Сун, Чжоу Я, Лю Ю и Лу Чжан), Художественный институт Чикаго / Йельского университета , 2018, чтобы приурочить к крупной выставке 2018 года.
- Фонг, Вэнь (редактор) (1980). Великий бронзовый век Китая: выставка из Китайской Народной Республики . Нью-Йорк: Музей искусств Метрополитен. ISBN 0870992260.CS1 maint: дополнительный текст: список авторов ( ссылка )
- https://www.getty.edu/conservation/publications_resources/pdf_publications/pdf/ancientmetals2.pdf Китайские бронзы: литье, отделка, патинирование и коррозия
- https://www.academia.edu/3459636/The_Intersection_of_Past_And_Present_The_Qianlong_Emperor_and_His_Ancient_Bronzes
внешние ссылки
- ритуальные сосуды из AAT-Тайвань
- Коллекция Фрика АРКАДА
Источник