Гавриил бунге скудельные сосуды читать
Скудельные сосуды
иеромонах Габриэль (Бунге)
Оглавление
Введение.
«Господи, научи нас молиться!» (Лк.11:1)
Глава
I. «И никто, пив старое вино…» (Лк.5:39)
1. «То, что
было от начала» (1Ин.1:1)
2. «Духовность»
и «духовная жизнь»
3. Действие» и
«созерцание»
4.
«Псалмопение» – «Молитва» – «Медитация»
Глава II. Место и
время
1.
«Когда молишься, войди в комнату твою» (Мф.6:6)
2.
«Оглянись, Иерусалим, на восток!» (Вар.4:36)
3.
«Седмикратно в день прославляю Тебя» (Пс.118:164)
4.
«Блажен бодрствующий»! (Откр.16:15)
5. «Они
помолились с постом» (Деян.14:23)
Глава
III. Различные способы молитвы
1.
«Со слезами принес молитвы и моления» (Евр.5:7)
2.
«Непрестанно молитесь» (1Фес.5:17)
3. «Господи!
Помилуй меня» (Пс.40:5)
4. «Услышь,
Господи, голос мой!» (Пс.26:7)
5.
«Время молчать и время говорить» (Еккл.3:7)
Глава
IV. Молитва и тело (Gebetsgesten)
1. «Встаньте и
молитесь!» (Лк.22:46)
2.
«Воздеяние рук моих – жертва вечерняя» (Пс.140:2)
3.
«К Тебе возвожу очи мои, Живущий на небесах»
(Пс.122:1)
4.
«Преклонив колена, помолился» (Деян.9:40)
5.
«Поклонитесь Господу в благолепном святилище Его» (Пс.28:2)
6. «…и каждый день возлагай крест свой на себя» 634)
(Лк.9:23)
Заключение.
«Сокровище в скудельных сосудах» (2Кор.4:7)
Приложение.
Практические указания
1.
Выбор подходящего места и его устроение
2. Время молитвы
3. «Малое
богослужение»
4.
Способы и телесные выражения молитвы
Источники
Ключ
общения, или уроки начальной молитвы. Послесловие
Цель этих страниц заключается в том, чтобы дать подлинно христианский ответ
на духовные вопрошания многих верующих, ответ «практический», намечающий
«путь», укорененный в Писании и в изначальном Предании, дающий возможность
христианину «выражать» свою веру «на деле» таким образом, который
соответствовал бы содержанию самой веры.
Иеромонах Гарбиэль (Бунге) на основании свидетельств греческих,
латинских, сирийских отцов первого тысячелетия христианства подробно
рассматривает традиционные для христианского Предания формы и способы молитвы,
раскрывает такие вопросы, как место и время молитвы, участие тела в молитве,
крестное знамение, и многое другое. Книга изначально была предназначена для западных
христиан, её целью являлось раскрыть перед западными читателями богатство и
глубину святоотеческого Предания Церкви. Вместе с тем, эта книга, как и другие
труды о. Габриэля (Бунге), получила заслуженное признание в православном мире.
Габриэль (Бунге) родился в 1940 году в Кёльне, в 1963 поступил в
бенедиктинский орден, рукоположен в священники в 1973. Доктор философии, доктор
богословия, патролог, исследователь Евагрия
Понтийского (345-399), которого о. Габриэль считает своим духовным
учителем. С 1980 г. живёт отшельником в Швейцарских Альпах в скиту Святого
Креста, следуя древнему монашескому уставу. Получил известность как духовный
наставник, богослов, автор многих книг. В 2010 г. сделал шаг, который по его
словам, является плодом всей его жизни – перешёл в Православие, присоединившись
к Русской Православной Церкви…
«Не довольствуйся только приятным
разговором о делах отцов, но потребуй от себя самого поступать также, приняв на
себя те же труды!»
Евагрий Понтийский
^ Введение. «Господи, научи
нас молиться!» (Лк.11:1)
В современных церковных кругах часто слышишь
жалобу: вера уходит. Несмотря на небывалое «пастырское рвение», во многих
христианах вера словно «охладевает»1)
или, если выразиться вольнее, как бы «испаряется». Говорят о настоящем кризисе
веры среди духовенства, не меньшем, чем среди мирян.
Этому убыванию веры, о котором то и дело сожалеют
прежде всего в Западной Европе, противостоит на первый взгляд парадоксальная
реальность: тот же самый Запад в то же самое время производит невероятный поток
богословской и, в особенности, духовной литературы, который каждый год
увеличивается на тысячи наименований. Конечно, в этом потоке есть множество
модных «бабочек-однодневок», произведенных лишь ради рынка. Тем не менее издается и множество классиков духовной литературы в
критических изданиях в переводе на европейские языки, так что современный
читатель имеет в своем распоряжении такое богатство духовных произведений, о
котором человек древних времен не мог осмелиться и мечтать.
Если бы не убывание веры, о котором мы только что говорили, этот поток
следовало бы рассматривать как знак невиданного цветения духовной жизни. Однако
это обилие книг служит скорее свидетельством беспокойного поиска, остающегося,
по-видимому, бесплодным. Многие читают эти книги, восхищаются мудростью отцов,
но в собственной их жизни это ничего не меняет. В каком-то смысле
потеряны ключи, открывающие доступ к этим сокровищам Предания. Наука говорит
здесь о разрыве Предания, который внезапно обнажил пропасть между
настоящим и прошедшим.
Источник
Настоящая книга, написанная по-немецки и изданная в Германии в 1996 году, уже переведена на итальянский, французский, каталонский, румынский.
“Когда судьба позволила мне повстречать о. Габриэля Бунге не только в его книгах, но “лицом к лицу”, я с восхищением слушал его слова, свидетельствовавшие не только об искренней и неподдельной любви к православной традиции, но также и о неожиданно точном понимании особенностей русского Православия и специально нынешней его ситуации, как если бы он переживал ее изнутри…”
Сергей Аверинцев
Иеромонах Габриэль Бунге – Скудельные сосуды – Практика личной молитвы по преданию святых отцов
Перевод с немецкого Владимира Зелинского под редакцией Наталии Костомаровой
Рисунки Франческо Риганти
Международный Благотворительный Фонд им. Александра Меня
Рига 1999
GABRIEL BUNGE IRDENE GEFДSSE
Пер. с немецкого © 1996 Verlag «Der Christiche Osten» Gmbh
Иеромонах Габриэль Бунге – Скудельные сосуды – Практика личной молитвы по преданию святых отцов – Содержание
Введение
- «Господи, научи нас молиться» (Лк. 11,1)
Глава I «И никто, пив старое вино» (Лк. 5,39)
- 1. «То, что было от начала» (1Ин.1,1)
- 2. «Духовность» и «духовная жизнь»
- 3. «Действие» и «созерцание»
- 4. «Псалмопение» — «Молитва» — «Медитация»
Глава II Место и время
- 1. «Когда молишься, войди в комнату твою» (Мф. 6,6)
- 2. «Оглянись, Иерусалим, на восток!» (Вар. 4,36)
- 3. «Седмикратно в день прославляю Тебя» (Пс. 118,164)
- 4. «Блажен бодрствующий»! (Откр. 16,15)
- 5. «Они помолились с постом» (Деян. 14,23)
Глава III Различные способы молитвы
- 1. «Со слезами принес молитвы и моления» (Евр. 5,7)
- 2. «Непрестанно молитесь» (1Фес. 5,17)
- 3. «Господи! Помилуй меня» (Пс. 40,5)
- 4. «Услышь, Господи, голос мой!» (Пс. 26,7)
- 5. «Время молчать и время говорить» (Еккл. 3,7)
Глава IV Молитва и тело
- 1. «Встаньте и молитесь» (Лк. 22,46)
- 2. «Воздеяние рук моих — жертва вечерняя» (Пс. 140,2)
- 3 «К Тебе возвожу очи мои, Живущий на небесах» (Пс. 122,1)
- 4. «Преклонив колена, помолился» (Деян. 9,40)
- 5. «Поклонитесь Господу в благолепном святилище Его» (Пс. 28,2)
- 6. «И каждый день возлагай крест свой на себя» (Лк. 9,23)
Заключение
- «Сокровище в скудельных сосудах» (2 Кор. 4,7)
Приложение
Практические указания
Примечания
Источники
Ключ общения, или уроки начальной молитвы (Послесловие переводчика)
Иеромонах Габриэль Бунге – Скудельные сосуды – Практика личной молитвы по преданию святых отцов – «Псалмопение» — «Молитва» — «Медитация»
«Псалом» — это «песнь», которая, как таковая, может иметь различное содержание. И потому библейская наука относит 150 псалмов к различным литературным жанрам. Как можно понять из многих пояснений к псалмам, подобная «песнь» часто имела музыкальное сопровождение, например, пелась под аккомпанемент десятиструнной «псалтири» («psalterion»). Такое исполнение называлось «пением псалмов», а исполнитель — «psaltodös» или «psältes», то есть псалмопевец. Древняя Церковь собрала эти «песни Израиля» народа Ветхого Завета в пяти книгах и с течением времени сделала неотъемлемой частью своего богослужения. Однако Церковь стала читать эту «Книгу Псалмов» по-своему.
Псалтирь недаром была названа «суммой» всего Писания Ветхого Завета, выраженной в форме гимнов. С самого начала Церковь читала Псалтирь, как и все ветхозаветные книги в целом, как пророческое слово Духа Святого, что должно исполниться во Христе (108). Это частично объясняет мысль Евагрия, когда он относит псалмопение к «многоразличной премудрости»: он усматривает в нем свидетельство той «премудрости», что отражается в творении и в истории спасения, о чем свидетельствует весь Ветхий Завет.
Для христиан, таким образом, Псалтирь — это прежде всего Писание, и автор его, Давид — пророк. Как открытое пророческое слово Божие, обращенное к людям и свидетельствующее о Христе и Его Церкви, Псалтырь более, чем какая-либо иная книга Ветхого Завета, постоянно цитируется в Новом.
Что касается «молитвы», а также «гимна» и «хваления» (doxologhia), то это разговор человека с Богом или, согласно определению Климента Александрийского, «диалог с Богом» (109).
Для этого «разговора с Богом», как и для «гимна», и «хваления» в Псалтири можно найти немало образцов, которые могут быть немедленно включены в христианскую молитву. Однако достаточно много частей Псалтири с формальной точки зрения не имеют ничего общего с «молитвой». Наряду с пространными размышлениями о переменчивой судьбе Израиля можно встретить немало псалмов или частей их, в которых отношение к «врагам» предстает для современного читателя прямой противоположностью христианской молитве! Чтобы суметь усвоить всю Псалтирь и трансформировать в подлинно христианскую молитву даже все эти, не слишком любимые ее части, необходимы усиленные упражнения в «медитации».
*
Под словом «медитация» (melite) отцы, как и сам псалмопевец, разумели постоянное повторение вполголоса (110) определенных стихов или целых отрывков из Священного Писания с целью постижения их внутреннего сокровенного смысла. Поэтому Евагрий один раз переводит «медитация» просто как «созерцание» (theoria) (111). Да и в Писании вместо «размышлять» говорится «обдумывать» или «вспоминать». Евагрий, вслед за псалмом 137,1, называет такое созерцающее «размышление» о псалмах, «пением перед ангелами», поскольку главное дело ангелов — это созерцание Бога и Его деяний (112).
«Хочу петь Тебе перед ангелами (112а)»:
Петь перед Ангелами означает петь, не отвлекаясь, когда наш ум либо несет в себе только образы, вдохновленные псалмами, либо не несет никаких образов. Или же, может быть, тот поет «перед ангелами», кто разумеет содержание псалмов» (113), не давая себя «отвлечь» ни множественностью их образов, ни многообразием предметов познания. Это вовсе не так просто, и потому Евагрий считает, что «петь псалмы нерассеянно» много важнее, чем «молиться нерассеянно» (114), хотя, как мы видели выше, молитва — это прелюдия к «нематериальному и немногоразличному ведению» единого Бога.
*
Предмет этой «медитации» — Господь (115), то, как Он во множестве Своих «дел» (116) открывается из вечности той «многоразличной премудрости», о которой говорил Евагрий.
Молящийся находит эти «откровения» (122), вложенные в «слово» Божие (123), т.е. в Его «закон» (124) и в Его «заповеди» (125), в текстах Ветхого Завета, что свидетельствуют о Его «чудесах» (126).
Сокровенный смысл Писания открывается христианскому молитвеннику только тогда, когда Сам Господь — и вслед за Ним и в подражание Ему апостолы и отцы — открывает ему глаза на него.
«И сказал им (воскресший Господь):
вот то, о чем Я говорил вам, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в Законе Моисеевом и в Пророках и Псалмах. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день. И проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему» (127).
Библейская «медитация» по преимуществу следует за объективными событиями истории спасения, в которой Бог открывает свое «имя» (128). «Размышление» о таинственной не гории избранного народа (129), как и о собственном пути, п.! котором повторяется эта история — никоим образом мс самоцель, ибо оно должно вести к «воспоминанию о Боге» (130), а вместе с тем, и к «молитве» в собственном смысле. Потому что в молитве человек отвечает на это спасительное действие Божие, отвечает мольбой, гимном или хвалой.
«Уста мои произнесут хвалу, когда Ты научишь меня уставам Твоим»:
Тому, кто радуется, подобает петь псалмы, как сказано: «Весел ли кто ? пусть поет псалмы» (131), так и петь гимны подобает тем, кто созерцает правоту «уставов».
Иеромонах Габриэль Бунге
” .. .Цель этих страниц заключается в том, чтобы дать подлинно христианский ответ на духовные вопрошания многих верующих, ответ “практический”, намечающий “путь”, укорененный в Писании и в изначальном Предании, дающий возможность христианину “выражать” свою веру “на деле” таким образом, который соответствовал бы содержанию самой веры…
В молитве, в самой практике молитвы становится видимым то, в чем состоит сущность христианина, как стоит верующий перед лицом Бога и своего ближнего. Заостряя эту мысль, можно было бы сказать: только в молитве христианин является самим собой.”
Отец Габриэль Бунге
Внимательный читатель “Скудельных сосудов” поймет, что в книге нет ничего, чему бы автор не научился прежде всего сам, что бы он не прошел и не освоил на собственном опыте.
В 1980 году иеромонах Габриэль Бунге становится отшельником, обретя свою “пустынь” в Швейцарских Альпах, где и по сей день живет по строгому древнему монашескому уставу. В своей церковке о. Габриэль ежедневно служит Литургию святого Амвросия Медиоланского. Книга о. Габриэля Бунге, что выросла из “жития”, т.е. быта и биографии ее автора, дает нам не только пройденные им самим уроки молитвенного труда, но и общения в нем с апостолами и святыми отцами в Церкви Христовой.
Категории:
- КНИГИ ЭСХАТОС
- ПРАВОСЛАВИЕ
- Богословие
- **Экклезиология Практика веры
- Этика
- Гомилетика
Благодарность за публикацию:
Источник
Схиархимандрит Гавриил (Бунге)
Господи, научи нас молиться. Личная молитва по преданию святых отцов
Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви ИС Р16-521-1023
2-е издание
Gabriel BUNGE
Eremo Santa Croce
IRDENE GEFÄßE
Die Praxis des persönlichen Gebetes nach der Űberlieferung der heiligen Väter
Verlag
„Der Christliche Osten“
Würzburg
1996
Слово к читателю
Книга схиархимандрита Гавриила (Бунге) «Скудельные сосуды», написанная первоначально по-немецки и переведенная на другие европейские языки, посвящена важнейшему вопросу духовной жизни христианина – практике личной молитвы.
Древнерусская пословица гласит: «Нет труднее дела, чем молиться, пахать землю и ухаживать за престарелыми». Такая иерархия ценностей для современного человека, не искушенного в молитве, может показаться странной. Между тем тот, кто уже пытался сделать первые шаги в духовной жизни, знает, как много препятствий стоит перед ищущим молитвенного дара.
С одной стороны, в христианстве молитва дает человеку непосредственный доступ к Богу. Молитва – это встреча христианина с Богом Живым, это, по словам святителя Иоанна Златоуста, «общее занятие человека и ангелов… виновница всех добродетелей». «Все мы нуждаемся в молитве, как деревья в воде, – пишет далее Златоуст. – Молитвы – нервы души нашей. Кто не молится Богу и не имеет усердия беседовать с Богом, тот мертв, бездушен, бессмыслен» («Слово о молитве»). Об этом же говорит апостол Павел: Непрестанно молитесь (1 Фес. 5:17). Речь идет не о каком-то постоянном молитвенном правиле, а о состоянии человеческой души, которая непрестанно пребывает с Богом. Поэтому молитва должна быть не фоном нашей жизни, а ее главным содержанием.
С другой стороны, встреча с Богом в молитве происходит не всегда. Ведь даже встречаясь с человеком, мы далеко не всегда можем преодолеть разделяющие нас барьеры. Часто наше общение с людьми ограничивается лишь поверхностным уровнем. Так бывает и в молитве. Душа каждого человека подобна музыкальному инструменту, который порой бывает расстроен грехом. Чтение же молитвенного правила подобно настройке музыкального инструмента. От этого правила и берет начало искусство молитвы. Святитель Игнатий (Брянчанинов) отмечает, что, пока у человека нет молитвенного правила, ему невозможно выстроить свою духовную жизнь. Именно с молитвенного правила начинается домостроительство внутреннего храма души. И когда это правило усилием человека входит в него, оно становится уже не правилом, а молитвой.
Молитва как дар Божий дается только тому, кто употребляет усилия. Преподобный Нил Синайский говорит, что «только молящемуся Господь дает молитву» («Главы о молитве», 59), то есть только когда христианин употребляет усилие в молитве, тогда она ему даруется. Но если нет понуждения к молитве, нет стараний, то она не родится сама по себе. Это дар, который не дается случайно и внезапно, по какому-то обстоятельству.
Пожалуй, самая большая ценность представляемой книги состоит в том, что отец Гавриил, говоря о личной молитвенной практике, не высказывает ничего априори. Весь его опыт, передаваемый читателю, – эмпирический, зиждущийся на основании творений отцов Церкви, подвижников и духовных писателей Востока и Запада, что хорошо видно из цитат к каждой высказанной автором мысли, к каждому духовному совету.
Безусловно, в жизни христианина бывают такие мгновения, когда его существо невольно устремляется ввысь в молитвенном порыве. Но в книге отца Гавриила речь идет главным образом о молитве систематической, которая входит в жизнь как постоянная ее спутница и вдохновительница, о той молитве, которая связывает наш дух с самим Источником жизни. Ее не могут заменить ни богословские теории, ни одно лишь служение добру. И то и другое оживотворяется молитвой, которая хранит нашу веру от соблазнов и прелести. Молитва всегда остается подвигом, который совершается с великим трудом и только с помощью Божией. Наш долг смиренно молиться, молиться с возможным духовным искусством, не ослабевая и не смущаясь тем, что при человеческой немощи молитва наша всегда будет недостаточной и неровной. Не надо огорчаться и падать духом. Надо все равно с постоянством возносить молитву Господу, уповая на то, что у Бога не останется бессильным никакое слово (Лк. 1: 37), возносимое с верой. «Начнем дело молитвы, – говорит преподобный Марк Подвижник, – и, преуспевая постепенно, найдем, что не только надежда на Бога, но и твердая вера и нелицемерная любовь, и незлопамятность, и любовь к братии, и воздержание, и терпение, и знание внутреннейшее, и избавление от искушений, благодатные дарования, сердечное исповедание и усердные слезы – чрез молитву подаются верным» (Добротолюбие. Т. 1. Наставления о духовной жизни).
Да укрепит Бог каждого вступающего на нелегкий, но благословенный путь молитвы.
Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев)
Введение
Не довольствуйся только приятным разговором о делах отцов, но потребуй от себя самого поступать так же, приняв на себя те же труды!
Евагрий Понтийский
В современных церковных кругах часто слышишь жалобу: вера уходит. Несмотря на небывалое «пастырское рвение», во многих христианах вера словно охладевает[1] или, если выразиться вольнее, как бы «испаряется». Говорят о настоящем кризисе веры среди духовенства, не меньшем, чем среди мирян.
Этому убыванию веры, о котором то и дело сожалеют, прежде всего в Западной Европе, противостоит, на первый взгляд, парадоксальная реальность: тот же самый Запад в то же самое время производит невероятный поток богословской и в особенности духовной литературы, который каждый год увеличивается на тысячи наименований. Конечно, в этом потоке есть множество модных «бабочек-однодневок», произведенных лишь ради рынка. Тем не менее издается и множество классиков духовной литературы в критических изданиях в переводе на европейские языки, так что современный читатель имеет в своем распоряжении такое богатство духовных произведений, о котором человек древних времен не мог осмелиться и мечтать.
Если бы не убывание веры, о котором мы только что говорили, этот поток следовало бы рассматривать как знак невиданного цветения духовной жизни. Однако это обилие книг служит скорее свидетельством беспокойного поиска, который как будто не достигает цели. Многие читают эти книги, восхищаются мудростью отцов, но в собственной их жизни это ничего не меняет. В каком-то смысле потеряны ключи, открывающие доступ к этим сокровищам Предания. Наука говорит здесь о разрыве Предания, который внезапно обнажил пропасть между настоящим и прошедшим.
Многие ощущают это, даже если и не всегда могут именно так сформулировать проблему. Чувство неудовлетворенности охватывает все больший круг людей. Из этого духовного кризиса ищут выход, который думают найти в открытости по отношению к нехристианским религиям. Предложения всякого рода «учителей» всевозможных школ неожиданным образом облегчают этот переход за границы собственной религии. И вот тысячам жадно ищущих душ предлагается колоссальный рынок литературы, восходящей от «духовного» к «эзотерическому». И многие полагают, что находят там то, что тщетно искали в христианстве и чего якобы в нем никогда и не было.
В наши намерения отнюдь не входит вступать в борьбу с такого рода «экуменизмом». Лишь в конце нашего пути мы сформулируем несколько вопросов и попробуем предложить несколько ответов, которые, несомненно, дали бы отцы. Цель этих страниц заключается в том, чтобы дать подлинно христианский ответ на духовные вопрошания многих верующих, ответ «практический», намечающий «путь», укорененный в Писании и в изначальном Предании, дающий возможность христианину «выражать» свою веру «на деле» таким образом, который соответствовал бы содержанию самой веры.
Источник