Газ находится в сосуде с поршнем как изменится давление газа

Газ находится в сосуде с поршнем как изменится давление газа thumbnail

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Учебник «Физика. 7 кл.» А.В. Перышкин – М. : Дрофа, 2011 г.

Тип урока: комбинированный на основе
исследовательской деятельности.

Цели:

  • установить причину существования давления в
    газах с точки зрения молекулярного строения
    вещества;
  • выяснить:
  • от чего зависит давление газа
  • как можно его изменить.

Задачи:

  • сформировать знания о давлении газа и природе
    возникновения давления на стенки сосуда, в
    котором находится газ;
  • сформировать умение объяснять давление газа на
    основе учения о движении молекул, зависимости
    давления от объема при постоянной массе и
    температуре, а также и при изменении температуры;
  • развить общеучебные знания и умения: наблюдать,
    делать выводы;
  • способствовать привитию интереса к предмету,
    развития внимания, научного и логического
    мышления учащихся.

Оборудование и материалы к уроку:
компьютер, экран, мультимедиапроектор,
презентация к уроку, колба с пробкой, штатив,
спиртовка, шприц, воздушный шар, пластиковая
бутылка с пробкой.

План урока:

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Актуализация знаний.
  3. Объяснение нового материала.
  4. Закрепление пройденного материала на уроке.
  5. Итог урока. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

Я предпочитаю то, что можно увидеть, услышать и
изучить. (Гераклит) (Слайд 2)

– Это девиз нашего урока

– На прошлых уроках мы с вами узнали о давлении
твердых тел, от каких физических величин зависит
давление.

1. Повторение пройденного материала

(Слайд 3)

1. Что такое давление?
2. От чего зависит давление твердого тела?
3. Как давление зависит от силы, приложенной
перпендикулярно опоре? Каков характер этой
зависимости?
4. Как давление зависит от площади опоры? Каков
характер этой зависимости?
5. В чем причина давления твердого тела на опору?

(Слайд 4)

Качественная задача.

Одинаковы ли силы, действующие на опору, и
давление в обоих случаях? Почему?

Проверка знаний. Тестирование (проверка и
взаимопроверка)

(Слайд 5)

Тест

1. Физическая величина, имеющая размерность
паскаль (Па), называется:

а) сила; б) масса; в) давление; г) плотность.

2. Силу давления увеличили в 2 раза. Как
изменится давление?

а) уменьшится в 2 раза; б) останется прежним; в)
увеличится в 4 раза; г) увеличится в 2 раза.

3. Давление можно рассчитать по формуле:

4. Какое давление на пол оказывает ковёр весом 200
Н, площадью 4 м2?

а) 50 Па; б) 5 Па; в) 800Па; г) 80 Па.

5. Два тела равного веса поставлены на стол.
Одинаковое ли давление они производят на стол?

(Слайд 6)

Ответы:

  1. в
  2. г
  3. в
  4. а
  5. а

2. Актуализация знаний (в форме беседы)

(Слайд 7)

Газ находится в сосуде с поршнем как изменится давление газа

– Почему воздушные шары и мыльные пузыри
круглые?
Учащиеся надувают воздушные шары.
– Чем мы заполнили шары? (Воздухом) Чем еще
можно заполнить шары? (Газами)
– Предлагаю сжать шары. Что вам мешает сжать
шары? Что действует на оболочку шара?
– Возьмите пластиковые бутылки, закройте
пробкой и попробуйте сжать.
– О чем пойдет речь на уроке?

Читайте также:  Поможет ли мед для сосудов

(Слайд 8)

– Тема урока: Давление газа

3. Объяснение нового материала

Газы, в отличии от твёрдых тел и жидкостей,
заполняют весь сосуд, в котором находятся.
Стремясь расшириться, газ оказывает давление на
стенки, дно и крышку любого тела, с которым он
соприкасается.
(Слайд 9) Картинки стальных баллонов, в которых
находится газ; камеры автомобильной шины; мяча
Давление газа обусловлено иными причинами, чем
давление твердого тела на опору.

(Слайд 10)

Газ находится в сосуде с поршнем как изменится давление газа

Вывод: давление газа на стенки сосуда
(и на помещенное в газ тело) вызывается ударами
молекул газа.
Например, число ударов молекул воздуха,
находящегося в комнате, о поверхность площадью 1
см2 за 1 с выражается двадцатитрехзначным
числом. Хотя сила удара отдельной молекулы мала,
но действие всех молекул на стенки сосуда
значительно, оно и создает давление газа.
Учащиеся самостоятельно работают с учебником.
Читают опыт с резиновым шаром под колоколом. Как
объяснить этот опыт? (стр.83 рис. 91)

Учащиеся объясняют опыт.

(Слайд 11) Просмотр видеофрагмента с объяснением
опыта для закрепления материала.

(Слайд 12) Минутка отдыха. Зарядка для глаз.

(Слайд 13)

Газ находится в сосуде с поршнем как изменится давление газа

«Ощущение тайны – наиболее прекрасное
из доступных нам переживаний. Именно это чувство
стоит у колыбели настоящей науки».

Альберт Эйнштейн

(Слайд 14) ИМЕЮТ ЛИ ГАЗЫ ОБЪЁМ? ЛЕГКО ЛИ ИЗМЕНИТЬ
ОБЪЁМ ГАЗОВ? ЗАНИМАЮТ ЛИ ГАЗЫ ВЕСЬ
ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЙ ИМ ОБЪЁМ? ПОЧЕМУ?ПОЧЕМУ? ИМЕЮТ ЛИ
ГАЗЫ ПОСТОЯННЫЙ ОБЪЁМ И СОБСТВЕННУЮ ФОРМУ?
ПОЧЕМУ?

Газ находится в сосуде с поршнем как изменится давление газа

рис. 92 стр. 84

(Слайд 15) У учащихся сделаны модели из шприцов.
Выполнение опыта.
Учащиеся делают вывод: при уменьшении объёма
газа его давление увеличивается, а при
увеличении объёма давление уменьшается при
условии, что масса и температура газа остаются
неизменными.

(Слайд 16) Опыт с колбой

Газ находится в сосуде с поршнем как изменится давление газа

– Как изменится давление газа, если нагреть его
при постоянном объеме?
При нагревании давление газа в колбе будет
постепенно возрастать до тех пор, пока пробка не
вылетит из склянки.
Учащиеся делают вывод: давление газа в закрытом
сосуде тем больше, чем выше температура газа,при
условии, что масса газа и объём не изменяются.
(Слайд 17)

Газ находится в сосуде с поршнем как изменится давление газа

Газы, заключенные в сосуде, можно сжимать или
сдавливать, уменьшая при этом их объем. Сжатый
газ равномерно распределяется во всех
направлениях. Чем сильнее вы сжимаете газ, тем
выше будет его давление.
Учащиеся делают вывод: давление газа тем больше,
чем чаще и сильнее молекулы ударяют о стенки
сосуда

4. Закрепление пройденного материала на
уроке.

(Слайд 18) Подумай-ка

– Что происходит с молекулами газа при
уменьшении объёма сосуда, в котором находится
газ?

  • молекулы начинают быстрее двигаться,
  • молекулы начинают медленнее двигаться,
  • среднее расстояние между молекулами газа
    уменьшается,
  • среднее расстояние между молекулами газа
    увеличивается.

(Слайд 19) Сравни-ка свои ответы

  1. Чем вызвано давление газа?
  2. Почему давление газа увеличивается при его
    сжатии и уменьшается при расширении?
  3. Когда давление газа больше: в холодном или
    горячем состоянии? Почему?
Читайте также:  Для сосудов во время беременности

Ответ 1. Давление газа вызвано ударами молекул
газа о стенки сосуда или о помещенное в газ тело
Ответ 2. При сжатии плотность газа увеличивается,
из-за чего возрастает число ударов молекул о
стенки сосуда. Следовательно, увеличивается и
давление. При расширении плотность газа
уменьшается, что влечет за собой уменьшение
числа ударов молекул о стенки сосуда. Поэтому
давление газа уменьшается
Ответ 3. Давление газа больше в горячем состоянии.
Это связано с тем, что молекулы газа при
повышении температуры начинают двигаться
быстрее, из-за чего удары их становятся чаще и
сильнее.

(Слайд 20) Качественные задачи. (Сборник задач по
физике В.И. Лукашик, Е.В.Иванова, Москва
«Просвещение» 2007 г. стр. 64)

1. Почему при накачивании воздуха в шину
автомобиля с каждым разом становится все труднее
двигать ручку насоса?

Газ находится в сосуде с поршнем как изменится давление газа

2. Массы одного и того же газа, находящегося в
разных закрытых сосудах при одинаковой
температуре, одинаковы. В каком из сосудов
давление газа наибольшее? Наименьшее? Ответ
объясните

Газ находится в сосуде с поршнем как изменится давление газа

(Слайд 21)

3. Объясните появление вмятины на мяче

Газ находится в сосуде с поршнем как изменится давление газа

Мяч при комнатной температуре

Газ находится в сосуде с поршнем как изменится давление газа

Мяч на снегу в морозный день

(Слайд 22)

Решать загадки можно вечно.
Вселенная ведь бесконечна.
Спасибо всем нам за урок,
А главное, чтоб был он впрок!

Рефлексия.

5. Итог урока

Домашнее задание: §35

Источник

Изобарный процесс

Заполните пропуск в тексте.

Повторите определение изобарного процесса.

Процесс изменения состояния термодинамической системы данной массы при называют изобарным.

постоянном давлении

постоянной температуре

постоянном объёме

Газовые законы

Заполните таблицу.

Повторите газовые законы.

Закон Изопроцесс Формула

$frac{V}{T}=const$

Изотермический

Шарля

Гей-Люссака

$pV=const$

Бойля–Мариотта

Изохорный

Изобарный

$frac{p}{T}=const$

Физические величины

Установите соответствие между физическими величинами и их единицами измерения.

Вспомните основные величины и единицы их измерения.

Уравнение состояния идеального газа

Соедините попарно физическую величину с её значением так, чтобы получились верные ответы.

1. В баллоне объёмом 2 $м^3$ находится 2 кг молекулярного кислорода при давлении $10^5$ Па. Какова температура кислорода (ответ в К)?

2. В баллоне ёмкостью 10 л находится углекислый газ при температуре 17 $^circ$ С под давлением 107 Па. Какой объём займёт этот газ при нормальных условиях (ответ в $м^3$)?

3. В закрытом сосуде объёмом 10 литров находится 2 моль азота. Температура газа равна 27 $^circ$ С. Чему равно давление газа (ответ в кПа)?

Повторите уравнение состояния идеального газа.

Изопроцессы

Соедините попарно фигуры так, чтобы каждому изопроцессу соответствовала формула.

Вспомните определения изопроцессов.

Основные величины МКТ

Решите кроссворд.

Вспомните основные величины МКТ и единицы их измерения.

Физические термины

Выделите мышкой 5 слов, которые относятся к теме урока.

1. Состояние вещества, в котором расстояние между атомами и молекулами в среднем во много раз больше размеров самих молекул.

Читайте также:  Чем выше температура тем давление газа в закрытом сосуде

2. Мельчайшая частица вещества.

3. Итальянский учёный XIX века, в честь которого названа постоянная, показывающая, какое количество атомов или молекул содержится в 1 моле вещества.

4. Синоним слова «корпускула».

5. Единица измерения количества вещества в СИ.

Повторите авторов законов и определения.

Газовые законы

Заполните пропуски в тексте, выбрав правильные варианты ответа из выпадающего меню.

Повторите газовые законы.

В сосуде под поршнем находится газ. При его изотермическом расширении давление газа на стенки сосуда

, температура

, объём газа

.

Измерительные приборы

Установите соответствие между физическими величинами и приборами для их измерения. 

Повторите определения давления, температуры.

Экспериментальные исследования

Выберите верные утверждения, которые соответствуют результатам проведённых экспериментальных исследований.

В сосуде неизменного объема при комнатной температуре находилась смесь водорода и гелия, по 1 моль каждого. Половину содержимого сосуда выпустили, а затем добавили в сосуд 1 моль водорода. Газы считаются идеальными, а их температура постоянной.

Вспомните закон Гей-Люссака, закон Дальтона, определение парциального давления.

Парциальное давление водорода уменьшилось

Концентрация гелия увеличилась

В начале опыта массы газов были одинаковые

Давление смеси газов в сосуде не изменилось

В начале опыта концентрации газов были одинаковые

Изотермический процесс

На рисунке приведены графики двух изотермических процессов, проводимых с одной и той же массой газа. На основании графиков выберите верные утверждения о процессах, происходящих с газом.

Газ находится в сосуде с поршнем как изменится давление газа

Вспомните график изотермического процесса, на графике посмотрите направление стрелки.

Оба процесса идут при одной и той же температуре

Процесс 1 идёт при более высокой температуре

Никаких выводов по графику сделать нельзя

Процесс 2 идёт при более высокой температуре

В процессе 1 объём увеличивается

Газовые законы

Выделите мышкой 5 слов, которые относятся к теме урока.

1. Один из учёных, открывших изотермический процесс.

2. Единица измерения абсолютной температуры.

3. Параметр состояния газа постоянный в изохорном процессе.

4. Процессы, происходящие при постоянном значении одного из макропараметров состояния

5. Параметр состояния газа постоянный в изотермическом процессе.

Вспомните газовые законы.

Изопроцессы

Выделите мышкой 4 слова, которые относятся к теме урока.

1. Макроскопический параметр постоянный во всех изопроцессах.

2. Величины, характеризующие состояние газа.

3. График изопроцесса с постоянным объёмом.

4. График изопроцесса с постоянным давлением.

Вспомните изопроцессы.

Газовые законы

Выделите мышкой 4 слова, которые относятся к теме урока.

1. То, из чего состоит молекула.

2. Масса моля вещества.

3. Упрощённая модель реального газа.

4. Учёный, открывший взаимосвязь между давлением и температурой при постоянном объёме.

Повторите конспекты.

Источник