Где устанавливается запорная арматура сосуда

Учитывая ответственную роль, сложности конструктивного исполнения и немалую стоимость изделий, установка запорной арматуры на промышленных трубопроводах должна производиться только специалистами высокого класса. Как показывает практика, в таком процессе важно все – соблюдение правил, предписанных производителем, грамотный выбор места подключения, способы приладки изделий.
От того, насколько ответственно пользователь подойдет к работе, зависит не только окупаемость вложений, но и безопасность эксплуатации новой коммуникационной системы (или восстановленной, если монтаж запорно-регулирующей арматуры осуществляется по программе ремонта). Что здесь надо учесть?
Перед установкой запорной арматуры
Для многих крупных проектов распределение строительного бюджета до начала работ является нормой. При таком сценарии покупка арматурных изделий производится намного раньше их использования. Если это ваш случай, и до монтажа запорная арматура некоторое время будет храниться на складе, для нее нужно создать соответствующие условия. Хранить ее надо:
- в закрытой упаковке;
- при небольшой влажности;
- при температуре от 5 до 20 градусов тепла без резких перепадов;
- без прямого попадания солнечных лучей.
Заводскую упаковку желательно оставить запечатанной. Это позволит исключить риски попадания в прибор пыльного абразива. Если упаковка не сохранилась, желательно упаковать прибор в другую тару. При длительном хранении металлические детали стоит периодически смазывать для профилактики коррозии. То же касается резиновых уплотнителей: чтобы они не пересохли и не растрескались, применяют силиконовую смазку.
Этапы монтажа запорной арматуры
Процесс монтажа запорной арматуры делится на 3 основных этапа: подготовку, планирование и закрепление изделий. В рамках подготовительной стадии необходимо:
- прочистить трубопровод – удалить инородные предметы и грязь вручную или при помощи системы очистки (водной, воздушной);
- проверить фланцы на предмет целостности и отсутствия дефектов;
- подготовить устройства (распечатать, осмотреть, при необходимости – очистить корпус).
Планирование включает выбор места монтажа запорной арматуры и крепление обратного клапана (он обеспечит стабильность направления потока и предупредит гидравлические удары, которые сильно снизят срок службы оборудования). Ставится данный вид устройств строго на ровную площадку без поворотов и изгибов. В месте установки запорной арматуры не должно быть трещин, деформаций труб и других дефектов.
Монтаж запорной арматуры проводится двумя способами – фиксацией на фланцах (или других способах крепления) и сваркой. В первом случае важно не переусердствовать: чрезмерное усилие может повредить корпус и другие элементы устройства. При сварке прибор необходимо перевести в открытое положение (в некоторых случаях – промежуточное).
Основные правила
На каждом этапе есть правила установки запорной арматуры, которые нужно соблюдать для всех ее типов.
- Перед монтажом запорную арматуру необходимо очистить с помощью щетки (вода, пар).
- При выборе места следует ориентироваться на самую ровную площадку, при этом:
- во избежание разгерметизации в местах стыковки недопустима установка запорной арматуры на трубопровод в месте изгиба;
- участок для монтажных работ должен быть строго прямолинейным и предварительно очищенным от пыли и грязи;
- состояние фланцев не может вызывать сомнений (их нужно проверить).
- В процессе монтажа запорной арматуры трубопроводов надо обращать внимание на направление стрелок – оно должно соответствовать току рабочей среды. Сварочные работы следует проводить, предварительно переведя устройства в открытые положения. Затяжку креплений при бессварочной установке запорной арматуры надо жестко контролировать: она не должна быть чрезмерной во избежание механических повреждений корпуса и других частей устройства.
Аккуратность – главное правило при проведении монтажных операций. Именно в таких процессах дорогостоящее оборудование или крепежные фланцы чаще всего повреждаются. Основные риски – падение изделий с высоты (сулит разбитый корпус и неправильную работу в будущем), чрезмерное давление на прибор во время фиксации (может привести к растрескиванию и коррозии короба или нарушению целостности уплотнителей, что сильно сократит срок службы изделий).
Правила монтажа запорной арматуры по видам
Для каждого из видов продукции класса существуют свои ограничения и рекомендации. Они указываются в инструкции по установке запорной и регулирующей арматуры, предоставленной производителем. Рассмотрим важные моменты при работе с самыми популярными вариантами арматурных изделий.
Задвижки
При фиксации задвижек важно обеспечить безопасность самих конструкций и их правильное положение. Переносят устройства только на стропах (обвязка корпуса). Переносить задвижку за шток/штурвал нельзя, это может привести к ее повреждению и полному выходу из строя. На время приварки нужно установить шток стальной задвижки в верхнее положение. Для некоторых представителей класса очень важно учитывать соответствие стрелок на корпусе и направления потока рабочей среды.
Дисковые затворы
Правила установки запорной арматуры этого типа:
- аккуратная затяжка соединений (большой риск при перетяжке резьбового крепежа повредить прокладку);
- при сварке – установить запирающий элемент в промежуточное положение между «открыто» и «закрыто»;
- диаметр монтажного фланца подбирается, равным диаметру трубопровода.
Шаровой кран
При работе с шаровым краном нельзя использовать щипцы, тиски и прочий зажимный инструмент. Повредить такие устройства очень легко. Устанавливается кран так, чтобы на него не приходилось давление подключенных приборов или самого трубопровода. Усилие при закреплении – до 30 Н.
Обратный клапан
Установка запорной арматуры для контроля тока жидкости всегда производится со строгим соблюдением направлений (меток на корпусе). В случае с обратным клапаном обязательным является соблюдение монтажных отступов и учет режима пульсации.
Рекомендации экспертов
От правильности установки запорной арматуры зависит долговечность и безопасность работы трубопровода. Потому здесь нет места ошибкам и недочетам. Требования к проведению сварочных работ должны соблюдаться строго.
Важное правило: для исключения поломки конструктивных элементов габаритных изделий, смещения их прокладок или повреждение уплотнителей под них сооружают основание – ставят бетонную плиту или делают заливку. В других случаях, если это предусмотрено проектом или того требует безопасный монтаж запорной арматуры, могут устанавливаться другие опоры.
Чрезмерное напряжение при эксплуатации запорно-регулирующих устройств – самый верный способ обеспечить их ранний износ. Оно возникает при неправильном выборе места на трубопроводе (деформации, повороты, изгибы).
Не стоит недооценивать и этап подготовки основных компонентов и систем к монтажным операциям. Проверять корпус конструкций на предмет целостности антикоррозионного покрытия, деформаций и прочих дефектов нужно очень внимательно. То же касается фланцев, монтажной площадки.
Самый надежный способ исключить многочисленные риски монтажных работ – доверить их квалифицированным специалистам с достаточным опытом и профессиональным инструментом.
Источник
Содержание статьи
- Назначение запорной арматуры
- Где обычно устанавливают запорную арматуру
- Задвижки на элеваторном узле
- Что собой представляют пробковые вентили?
- Воздушники, особенности использования
Под словом «кран» в обиходе понимается запорная арматура самых разных типов. Для чего же нужны краны и где их используют?
Назначение запорной арматуры
- Отключение участка отопительной системы, отопительных приборов.
- Регулирование проходимости в разных режимах для изменения температуры.
- Сброс теплоносителя, воздуха.
Где обычно устанавливают запорную арматуру
- На вводе в дом теплотрассы.
- Возле входа и выхода из элеваторного узла.
- Рядом со всеми стояками отопления.
- В месте установки байпаса для частного дома.
- На различных приборах отопления или же перемычках, стоящих перед ними.
- На верхних точках отопительного контура.
Задвижки на элеваторном узле
В многоквартирных домах, как правило, рядом с элеваторным узлом монтируют задвижки. Для чего это делают?
Корпус такого крана состоит из двух стальных колец, устойчивых к коррозии. Они опоясывают проход для воды. Вторая пара колец располагается непосредственно на подвижной части задвижки.
Заслонка, находясь в самом нижнем положении, перекрывает поток воды. Поднимаясь же, она пропускает жидкость, так как выходит за пределы ее досягаемости.
Для закрывания задвижки нужно повернуть штурвал, который отвечает за движение штока, имеющего винтовую нарезку. Чтобы шток был герметичным, на него набивают сальник. Такое устройство является единственно возможным при диаметре трубы от 5 см.
Если же размер меньше, то пробковые, или шаровые, вентили станут лучшим решением, поскольку задвижки имеют существенные минусы:
Набивка периодически соприкасается с водой и разрушается. Даже при неработающей задвижке сальник придется время от времени набивать.
На щечках появляются отложения. Задвижка перестает работать, простояв несколько лет без использования.
В аварийных ситуациях, когда счет может идти на секунды, штурвал задвижки сработает медленнее, чем пробковый вентиль.
Стоимость задвижки из чугуна больше цены пробкового вентиля, обладающего такой же проходимостью.
Для всех остальных устройств, например, замерочных вентилей, сбросников на грязевиках, врезок горячего водоснабжения тоже лучше использовать пробковые устройства.
Что собой представляют пробковые вентили?
Такое изделие по сути является шаром, имеющим канал для воды. Оно отличается долгим сроком службы, неприхотливостью в уходе, практичностью.
Однако у них тоже есть ряд недостатков:
Зачастую сальник нуждается в постоянной набивке. Порой для устранения возникшей течи можно открыть полностью вентиль, применив некоторое усилие. Это приведет к сжатию сальника резьбовой частью штока.
Вентили, имеющие латунные клапаны, через определенный срок начинают пропускать воду из-за отложений на седле и клапане.
Это оборудование должно устанавливаться по ходу воды. На корпусе специально изображают стрелку, указывающую верное направление. Если же установка произведена с ошибкой, то клапан обязательно оторвется, вода окажется перекрытой.
Неполное закрытие вентиля может способствовать созданию турбулентности, что приведет к гидроударам. Такие скачки давления будут постепенно разрушать контур.
Однако для стояков применение этих приспособлений будет оптимальным по ряду причин:
- Если устройство установлено правильно, то контакт сальника с водой исключается.
- Гидроудары будут не страшны, так как основную часть времени вентиль будет закрыт.
- Если зимой потребуется заменить прокладку, то можно будет остановить стояк, не сбрасывая целиком дом.
Воздушники, особенности использования
Самый яркий представитель этой группы – кран Маевского. Его отличает простая конструкция. Шток в закрытом состоянии перекрывает в седле отверстие. Для установки в пробку радиатора используется резьба.
Замену таких кранов приходится производить очень редко. Однако при их эксплуатации нужно учитывать следующее:
Для стравливания воздуха придется подождать несколько минут, так как проходимость крана мала.
Приобретать краны Маевского, рассчитанные под особый ключ, а не под отвертку, не рекомендуется. Искать ключ ежегодно бывает очень сложно.
Таким образом, приобретая запорную арматуру, ознакомьтесь сначала с инструкцией по ее применению и отзывами потребителей.
Источник
Запорная арматура составляет более 80% всех устройств, объединённых понятием «трубопроводная арматура». Предназначена она для перекрытия потока рабочей среды трубопровода. Это краны, вентили, клапаны, задвижки и заслонки.
Используется запорная арматура на магистралях самого разного предназначения. Соответственно, и требования к ней могут выдвигаться самые разные: от общих, до специальных, отвечающим особым условиям эксплуатации.
В этой статье мы рассмотрим требования к запорной арматуре, сформулированные в различных нормативных документах. А также выясним, какие проводятся испытания трубопроводной арматуры для подтверждения её соответствия этим требованиям.
Основные требования
Независимо от типа и предназначения конкретного изделия, к запорной арматуры выдвигаются следующие общие требования:
- Минимальный срок эксплуатации должен составлять 25-30 лет;
- Минимальный ресурс — 1000 циклов без снижения класса герметичности;
- Усилие для привода механизма запорной арматуры не должно быть больше 300 Н/м (арматура камерной установки), и 250 Н/м (арматура бескамерной установки);
- Герметичность арматуры должна обеспечиваться с обеих сторон присоединения;
- Присоединительные размеры должны соответствовать принятым в Российской Федерации размерам труб, резьбовых и фланцевых соединений;
- Устанавливаемая на трубопроводах запорная арматура должна иметь указатель направления движения потока рабочей среды, а также указатели положений «ОТКРЫТО» и «ЗАКРЫТО».
Общие требования безопасности
Общие требования безопасности трубопроводной арматуры изложены в ГОСТ Р 53672-2009. В части 6.3 этого документа сказано, что требования, предъявляемые к запорной арматуре, конкретизированы в зависимости от типа арматуры. Стандарты на клапаны изложены в ГОСТ 5761; дисковые затворы — ГОСТ Р 53673; задвижки — ГОСТ 5762, а краны должны соответствовать требованиям стандарта ГОСТ 21345.
Нормы и классы герметичности (А – В(В1) – С(С1)) указаны в ГОСТ 9544, а зависят от типа и давления рабочей среды.
ГОСТ Р 53672-2009 содержит требования к материалам, из которых изготавливается арматура; к её маркировке и эксплуатационной документации; а также требования безопасности при изготовлении, включении эксплуатации и ремонте трубопроводной арматуры.
Требования к маркировке трубопроводной арматуры
Часть 6.6 ГОСТ Р 53672-2009 формулирует требования к маркировке трубопроводной арматуры. Она должна быть нестираемой, и хорошо различаться. К обязательным обозначениям относятся следующие данные:
- Наименование производителя (или его торговый знак);
- Материал, из которого изготовлен корпус;
- Для арматуры с регламентированным направлением рабочей среды — стрелка, указывающая это направление;
- Значения PN, Pp, P при максимальной температуре рабочей среды (давление номинальное/рабочее/расчетное);
- Значение DN (номинальный диаметр);
- Для арматуры с маркировкой Pp должна быть указана максимальная температура рабочей среды.
Требования к запорной арматуре тепловых сетей
На тепловых сетях запорная арматура устанавливается:
- На всех выводах ТС от источника тепловой энергии, вне зависимости от диаметра магистрали и вида теплоносителя;
- На трубопроводах диаметром от 100 мм на расстоянии максимум 1000 метров друг от друга (водяные теплосети);
- В узлах ответвлений трубопроводов диаметром от 100 мм паровых и водяных тепловых сетей.
Требования к запорной арматуре тепловых сетей регламентируют материалы, из которых должны быть изготовлены те или иные устройства, устанавливаемые в определённых местах магистрали. Так, на выводе сети от источника тепла, на самой тепловой сети и на вводе в Центральные тепловые пункты должна устанавливаться только арматура из стали.
Не разрешено устанавливать запорную арматуру из серого чугуна на трубопроводах тепловых сетей в регионах с температурой воздуха ниже -10°С (кроме ТП и сетей горячего водоснабжения).
Разрешается использовать арматуру из бронзы и латуни на трубопроводах тепловых сетей, если температура рабочей среды (горячая вода) не превышает 200°С.
Требования к запорной арматуре, устанавливаемой на газопроводе
Требования к устанавливаемой на газопроводах запорной арматуре обусловлены особенностями и характеристиками транспортируемой по ним рабочей среды. Давление газа на магистральном газопроводе может достигать 100 кгс/см2, а температура на выходе из компрессорной станции — 120°С. В составе газа имеются компоненты, способные вызывать коррозию металла, к таким относятся, например, сероводород и углекислый газ. Кроме того, в тех или иных пропорциях, в газе могут содержаться конденсированная вода, метанол, диэтиленгликоль, газовый конденсат, механические примеси.
Таким образом, к устанавливаемой на газопроводах арматуре выдвигаются следующие требования:
- Минимальное гидравлическое сопротивление;
- Герметичное отключение определённого участка, аппарата или сосуда от основного трубопровода, для безопасности проведения ремонтных работ;
- Соединения арматуры с трубопроводом, разъёмы корпуса и уплотнения должны быть полностью герметичны;
- Конструкция арматуры должна обеспечивать удобное обслуживание быстрое открытие/закрытие, а требуемое для этого усилие при ручном управлении не должно превышать допустимых значений;
- Диаметр запорной арматуры должен соответствовать диаметру трубопровода, для беспрепятственного прохода продувочных шаров и очистных ершей.
К арматуре, устанавливаемой на газо- и нефтепроводах, выдвигаются и требования по огнестойкости. Пожаробезопасность арматуры обеспечивается применением в её конструкции огнестойких материалов, герметичностью и специальными испытаниями на огнестойкость (ГОСТ Р 53672-2009, часть 4.3.3).
Испытания арматуры на соответствие требованиям по огнестойкости проводятся в т.н. «целлюлозном режиме», максимально соответствующем температурному режиму реального пожара. Условия такого режима горения определены ГОСТ 30247.0-94.
Методы контроля и испытания трубопроводной арматуры
Испытания арматуры на соответствие требованиям проводятся в испытательных лабораториях трубопроводной арматуры. Для этого используются испытательные стенды. Различные испытательные стенды трубопроводной арматуры используются для проверки соответствия тех или иных характеристик.
Так, стенд гидравлических испытаний трубопроводной арматуры применяется для испытания следующих характеристик:
- Плотность и прочность материала работающей под давлением арматуры и сварных швов;
- Прочность изделия в сборе;
- Герметичность.
В испытательной лаборатории трубопроводной арматуры используются также стенды горячих испытаний, искусственного климата, стенд определения гидравлических характеристик, вакуумный и пневматический стенды.
По результатам испытания трубопроводной арматуры оформляются соответствующие документы:
- Журнал испытаний трубопроводной арматуры;
- Протокол испытаний;
- Акт испытаний трубопроводной арматуры.
Образцы Акта испытаний трубопроводной арматуры и других документов приведены ниже:
- Рекомендуемая форма (образец) Акта испытаний трубопроводной арматуры
Понравилась статья? Расскажите друзьям
Источник